Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Малаш Н.И.,

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВ В ДЕЛОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Оценки хозяйствующих субъектов зависят как от масштабов и сбалансированности их производственного процесса, так и от воздействия на них внешней среды, характеризуемой контрагентами, партнерами и конкурентами, состоянием и конъюнктурой экономики, законодательной базы, налогового климата и других факторов.

Поэтому для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую бывает необходима оценка независимых экспертов. Такую роль в современном обществе играет, в частности, система рейтингов. Она получила развитие с начала прошлого века в США, но особенно активно за рубежом рейтинги стали развиваться в 1970-х гг. Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Австрии, Австралии, Латинской Америке. Рейтинговые агентства Moody's Investors Service, Standard & Poor's и Fitch Ratings предоставляют услуги по всему миру, более 100 стран имеют рейтинги этих агентств, на них ориентируется мировой бизнес.

Многообразие субъектов и отношений между ними потребовало создания простой, понятной и общепризнанной шкалы, которая позволила бы оценить финансовое состояние и тенденции развития субъектов. Различные подходы к решению такой задачи породили разнообразные методики рейтинговых оценок, которые представляют на рынок рейтинговые агентства.

В деловом сообществе система рейтингов играет ключевую роль при оценке уровня финансовой надежности партнеров. Показатели рейтинга в компактной и емкой форме характеризуют состояние и перспективные тенденции изменения финансовой стабильности хозяйствующих субъектов, играя роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания взаимосвязей. Рейтинги, например, могут использоваться при принятии решений о масштабах и сроках кредитования субъектов, установлении соответствующих процентных ставок по предоставляемым кредитам, определении масштабов и характера инвестиций в развитие и поддержание производства и уровня риска финансовых вложений, вообще при оценке перспективности деловых отношений.

Для создания системы рейтингов проводятся мониторинг и обработка значительных массивов экономической информации. Результаты анализа деятельности субъектов экономики или групп выражаются комбинацией символов, характеризующих состояние хозяйствующего субъекта и ожидания на перспективу, как цвет и мигание светофора ориентируют водителя на дороге.

Белорусское рейтинговое пространство в настоящее время формируется системой оценок субъектов хозяйственной деятельности как отечественных, так и зарубежных информационных и рейтинговых агентств. Их оценки, не всегда сопоставимые, дают анализ субъекта с различных позиций. Для крупных предприятий и организаций такие оценки в совокупности с оценками собственных аналитических подразделений вполне могут использоваться для принятия управленческих решений. Роль рейтингов в информационном обслуживании предпринимательской деятельности становится (или должна стать) определяющей для предприятий среднего и малого бизнеса, поскольку масштабы их деятельности не всегда позволяют содержать дорогостоящие группы аналитиков.

В Советском энциклопедическом словаре выпуска 1990 г. рейтинг понимается узко – как индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг-листе).

Термин «рейтинг» (англ. rating) переводится как «оценка, определение стоимости» или как «отнесение к классу, разряду, категории». Например, credit rating – оценка кредитоспособности, financial rating – оценка финансового положения. Таким образом, в самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта рейтингования, а не о построении группы субъектов по некоторому ранжиру.

В современном понимании рейтинг – это комплексная оценка состояния субъекта, которая позволяет отнести его к некоторым классу или категории. Списки субъектов, ранжированные по величине одного показателя, зачастую публикуемые на постсоветском пространстве под названием «рейтинг», принято называть рэнкинг.

Рэнкинг позволяет выстроить субъекты экономики по ранжиру, т.е. по какому-то одному показателю. Популярны также списки нескольких показателей для субъектов, ранжированные по одному из показателей. К таким показателям часто относят характеристики масштаба субъекта – капитал, капитализация, активы, обороты хозяйственной деятельности и др. Также популярны оценки прибыли, рентабельности, доходности (капитала, активов, вложений в соответствующий вид деятельности и т.д.).

Следует отметить преимущества, которые дают рейтинговые оценки:


  1. Рейтинг является источником информации об объекте оценки, включающем в себя комплекс параметров (надежный, платежеспособный, финансово устойчивый – для страховых компаний; интересный, популярный, имеющий определенный объем и качество аудитории - для СМИ; успешно освоивший курс учебной программы (изучил учебную дисциплину, написал и защитил курсовую работу, прошел производственную практику и итоговую государственную аттестацию – для студентов и т.д.).

  2. Рейтинг является стимулом для оцениваемого объекта для решительных действий по улучшению своего положения.

  3. Рейтинг позволяет уменьшить влияние субъективных факторов, обычно оказывающих влияние на формирование мнений об объекте оценки.

  4. Рейтинг может использоваться самим объектом оценки для продвижения и формирования собственного положительного имиджа для привлечения новых клиентов (покупателей) и партнеров, для формирования цен и т.д.

Преимущества использования рейтинговых оценок не вызывают сомнений относительно необходимости их применения в деятельности организаций.

Наряду с преимуществами необходимо выделить ряд следующих проблем, которые затрудняют расширение направлений использования рейтингов:



  1. узкий спектр законодательно определенных областей применения рейтингов;

  2. сложность определения набора показателей, подлежащих оценке в процессе расчета рейтинга;

  3. наличие нескольких, иногда противоречивых методик расчета рейтингов одного и того же объекта, приводящих к недоверию к получаемым оценкам;

  4. проблема компетентности субъектов оценки;

  5. низкий уровень знания субъектов рынка относительно возможностей рейтинговых оценок.


страница 1

Смотрите также: