Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Реализация модели «Школа – центр досуга»

Доруш Татьяна Аркадьевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования

«Средняя школа №2 г.Ляховичи»
В соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь важнейшей задачей воспитания в современных условиях является создание условий для формирования культуры досуга обучающихся.

Перед учреждением образования сегодня стоит задача активизировать работу по формированию культуры досуга учащихся, организации досуговой деятельности обучающихся на основе системного и комплексного подходов, социального партнёрства. Решение данной задачи предполагает повышение эффективности взаимодействия учреждения образования с социокультурной средой, максимального использования её потенциала для организации досуга учащихся как важнейшей составляющей процесса воспитания.

Для эффективности организации свободного времени детей и подростков используются:


  • воспитательные возможности социокультурной среды;

  • школьные кружки, клубы, спортивные секции;

  • культурно-массовые мероприятия;

  • организация досуга в шестой школьный день;

  • туристско-экскурсионная и краеведческая деятельность;

  • общешкольные тематические физкультурно-оздоровительные, спортивные мероприятия и праздники;

  • деятельность детских и молодежных общественных объединений.

На начало учебного года в школе проводятся диагностические опросы среди учащихся по выявлению интересов и запросов в организации досуговой деятельности: субботнего внеурочного дня, а также открытия клубов, кружков. На основании результатов опроса составляется план мероприятий на год.

В целях развития творчества учащихся и создания условий для реализации потребностей в школе на начало года была организована работа объединений по интересам в форме кружков, клубов, спортивных секций.

Созданные объединения работают в разных направлениях: художественно-эстетическое («Мир фантазии», «Бисероплетение», «Вокальный», “Театральный”), гражданско-патриотическое направление («Музейное дело»), интеллектуально-познавательное («Почемучки», «Юный лингвист», «Знатоки», «Познавательная информатика»), краеведческое («Мой город»), формирующие навыки здорового образа жизни (клуб «Здоровье»), техническое («Юный техник»), спортивные (клуб «Олимп») клуб ЮИД.

Руководителями объединений по интересам являются классные руководители, учителя-предметники. Составлен график проведения занятий с учетом пожелания и возможностей учащихся и родителей. Виды клубов и кружков, как правило, определяются по запросам, возрасту и направлениям деятельности.

В целях обеспечения для всех граждан равных возможностей получения общего среднего образования, отвечающего современным условиям социально-экономического развития Республики Беларусь, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь образовательный процесс при обучении на I , II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

Суббота является органичной частью целостной образовательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы, органично дополняя и продолжая его.

Развитие социально-экономических отношений потребовало нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность учащихся школ нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность, т. е. в широком смысле быть личностью.

Быть личностью – значит быть субъектом собственной жизни, т. е. быть человеком, способным проектировать собственный жизненный путь, быть свободным, а значит, иметь возможность ответственно распоряжаться своей жизнью. Быть субъектом предметной деятельности, в которой человек выступает как деятель. Быть субъектом общения, следовательно, социально-адаптированным человеком. Быть субъектом самопознания, это включает самооценку, открытие собственного «Я». Быть способным поступать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, проявляя свою волю, свой характер.

Процесс становления личности происходит под влиянием внешних и внутренних социальных и природных факторов, посредством воспитания.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки её к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Основываясь на исследованиях отношений учащихся школы к общечеловеческим ценностям, возникла необходимость создания условий для развития личности на качественно новом уровне.

Мы избрали ведущим средством создание Центра развития личности.



ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Общие положения

  1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности Центра развития личности (ЦРЛ).

  2. Центр является структурным подразделением ГУО «Средняя школа №2 г. Ляховичи»

  3. В своей деятельности Центр руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Программой развития школы на 2009-2013 гг., КЦП «Стать человеком» (2009-2013 гг.).


Организация деятельности Центра

  1. Спортивно-оздоровительные, интеллектуальные, театральные, культурно-массовые и другие мероприятия осуществляются в Центре педагогами, педагогами-психологами, членами Службы здоровья, медработником.

  2. Для работы Центра используются учебные кабинеты, мастерские, спортивный зал, площадка, актовый зал, школьный музей, библиотека, компьютерный кабинет.

  3. Контроль за деятельностью Центра осуществляется заместителями директора по воспитательной и учебной работе.

Центр развития личности рассматривается нами как сообщество детей и взрослых, объединённых по доброй воле на основе единых интересов, стремящихся к самоактуализации, самосовершенствованию, самореализации.

Цель организации Центра: создать условия для самовыражения личности посредством включения в различные виды деятельности.

Задачи работы Центра развития личности:

формировать жизненно-необходимые качества личности (прежде всего, гражданственность и патриотизм), позволяющие школьникам адаптироваться в социуме;

обеспечивать возможности развития творческого потенциала личности;

содействовать углублению и расширению знаний, приобретению дополнительных умений и навыков в различных видах деятельности.



В субботу учащимся предоставляется возможность:

развивать творческие способности (кружки, секции, клубы);

участвовать в спортивных мероприятиях школы, района;

углублять знания по предметам (работа преподавателей БарГУ

с уч-ся 10-11кл., факультативные занятия);

принять участие в общешкольных, классных мероприятиях;

принять участие в организации экскурсий, вечеров отдыха.
В субботу родителям предоставляется возможность:

Получить консультацию педагога-психолога и педагога социального по различным волнующим вопросам.

Совместного участия с детьми в спортивных мероприятиях;

Стать участниками различных акций и рейдов «Семья», «Подросток», «Подросток в вечернее время», «Ветеран живёт рядом» и др.

Принять участие в общешкольных, классных мероприятиях.

Принять участие в организации экскурсий, вечеров отдыха.


Оргкомитет «Центра развития личности» в шестой школьный день:

  • заместитель директора по УР,

  • заместитель директора по ВР,

  • педагог-организатор,

  • педагог социальный,

  • педагог-психолог,

  • учителя-предметники,

  • учителя ФК и спорта,

  • классные руководители,

  • руководители кружков,

  • библиотекарь

В основе работы Центра лежат идеи личностного и деятельностного подходов, реализация которых осуществляется современными образовательными технологиями.

Работа Центра развития личности осуществляется по 5 направлениям:



    1. «МИГ» - мир игрового государства – направление познавательно-игрового характера для учащихся 1-4 классов по их включению в различные виды деятельности, способствующие их саморазвитию.

    2. «И красота, и вдохновенье» - художественно-эстетическое направление, в котором высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы, особенно яркую выраженность приобретает мышление наглядно-образное, наглядно-действенное, способствующее проявлению индивидуальности ребёнка, закреплению его субъектного опыта, саморазвитию личности школьника. Оно включает в себя:

кружки «Вокальный», «Бисероплетение», «Театральный» «ИЗОстудия»;

мероприятия школьной и городской детской библиотеки.



    1. «Спорт и здоровье» - укрепление физического и нравственного здоровья. Оно включает в себя:

спортивные секции по разным видам спорта;

мероприятия, направленные на укрепление нравственного здоровья;

соревнования круглогодичной спартакиады;

дни здоровья;

час футбола;

клуб «Олимп»;

клуб «Здоровье»;

краеведческие кружки «Мой город», «ЮИД».

4. «Человек в современной социокультурной среде» - направление для детей разного возраста, формирующее социальную активность личности и реализацию творческих интересов, способностей учащихся. Оно включает в себя:

кружок «Пресс-центр «Проба пера» (создание школьной газеты «Школьный перекрёсток»);

центр правовых знаний;

клуб «Синтон»;

работа «Центра правовых знаний» (СППС);

работа «Родительского университета»;

работа органов школьного самоуправления;

связь с социумом (занятость учащихся в учреждениях дополнительного образования в субботний день).



5. «Интеллект» - развитие интеллектуальных способностей учащихся. Оно включает в себя:

занятия с преподавателями БарГУ для учащихся 10-11 классов;

проведение факультативных занятий;

заседания клуба «Знатоки»;



кружки «Познавательная информатика», «Музейное дело».

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • укрепление физического здоровья;

  • развитие творческого потенциала личности каждого учащегося;

  • осознанное понимание важности общественно полезного труда;

  • осознанное участие в различных видах общественной работы;

  • развитие сотрудничества школы и семьи.

В целях организации досуговой занятости детей и подростков в школе используются все виды деятельности и разнообразные формы для возможности занять каждого ребенка полезным делом, раскрыть индивидуальность и потенциал каждого, для развития у обучающихся умений и навыков организационного проведения свободного времени и для профилактики противоправного поведения среди несовершеннолетних.



страница 1

Смотрите также: