Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О проведении тематических акций в оздоровительных лагерях» от 31.05.2006 г № 12-02-05/267.
-
Национальная программа демографической безопасности Республики
Беларусь на 2007 – 2010 годы, Указ Президента Республики Беларусь
от 26 марта 2007 г. № 135;
-
Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150
-
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 декабря 2003 г. № 1661 «О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
И ОХРАНЕ ИХ ПРАВ НА 2004-2010 ГОДЫ»
Кадровое обеспечение
-
Слиженкова Светлана Павловна, директор учреждения образования
-
Балачина Елена Леоновна, и.о.заместителя директора по воспитательной работе
-
Романовская Ирина Вацлавовна, и.о заместителя директора по учебной работе
-
Лаптёнок Галина Александровна, учитель-дефектолог, начальник лагеря «Сказочная страна»,
-
Тумар Елена Николаевна, учитель начальных классов
-
Кучинская Любовь Александровна, учитель начальных классов
-
Шаблыко Елена Михайловна, учитель начальных классов
-
Струповец Юлия Николаевна, учитель математики
-
Мартинович Ирина Васильевна, библиотекарь сельской библиотеки
Материально-техническое обеспечение
-
Игровые комнаты (2), спальни (2), столовая (1), спортивный зал (1), тренажёрный зал (1), школьный стадион (1), баскетбольная площадка (1), комната отдыха «Цветочный блюз» (1), летняя терраса «Зелёная комната»(1), тропа «Здоровья» (1);
-
Компьютер, мультимедийное оборудование, банк презентаций воспитательных мероприятий;
-
Литературный музей Я.Коласа, экологический зал, музей боевой славы;
-
Надувной бассейн, развивающие игры, мячи, игрушки, краски, карандаши, альбомы, спортивный инвентарь;
-
Информационно-просветительские стенды
Критерии оценки выполнения проекта
1. Оценка физического состояния детей по итогам лагерной смены: «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «средняя», «высокая».
2.Оценка социально-значимой, трудовой, коллективной деятельности: «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «средняя», «высокая».
3. Оценка участия детей в тематических направлениях проекта смены : удовлетворительная», «неудовлетворительная», «средняя», «высокая».
4. Оценка сотрудничества «Ребёнок-ребёнок», «Ребёнок-педагог»: удовлетворительная», «неудовлетворительная», «средняя», «высокая».
5. Оценка проведения арт-представления «Сказочники-2013»: «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «средняя», «высокая».
6. Создание мультимедийной презентации «Сказочники-2013», сборника методических сценарных разработок воспитательных мероприятий, банка тематических презентаций к воспитательным мероприятиям;
7.Сотрудничество со СМИ (освещение реализации проекта в школьной газете «СЛЕД»)
«СКАЗОЧНОЕ» ПРОСТРАНСТВО ПРОЕКТА
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам – урок.
А.С.Пушкин
Проект «Сказочники-2013» реализуется на базе 18-дневного летнего оздоровительного лагеря «Сказочная страна» в форме ролевой игры для детей 6-14 лет. В «Сказочной стране» живёт школьная детвора трех отрядов: 1 и 2 – дети 7-10лет – «Смешарики» и «Богатыри», 3 – дети 11 – 14 лет – «Smart Kids или продвинутые дети» .
Игровые роли
Во главе страны – «Главный волшебник» (начальник лагеря) и его помощники «Волшебники» (педагоги). Следующие «роли» распределены среди самих детей. Дежурные по столовой – «поварята», ответственные за порядок личных гигиенических предметов – «чистюльки», физорг – «олимпийский мишка», организатор игр – «Кот в сапогах», помощники в организации интеллектуально-развивающих и творческих мероприятий. – «знайки».
Самоуправление
В сказочной стране высшим органом управления является общелагерное сказочное собрание, которое проходит 2 раза в смену (в начале и в конце смены), объединяет всех участников проекта. Законодательный орган - «Дума» обсуждает проектные мероприятия. Исполнительный орган – сказочные персонажи – дети, которые ответственны за определённые дела в лагере . Сказочная жизнь «бурлит» в «Сказочном пабе» (столовая), арт-студии («Мастерская Самоделкина», «В гостях у Золушки»), «спаленках» (спальни), «Музейных лабиринтах» (школьные музеи), «У Айболита» (изолятор), «Цветочном блюзе» (комната отдыха), на «молодецкой поляне» (стадион), тропе «здоровья», «Зелёной комнате» (летняя терраса).
Правила
-
Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем.
-
Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
-
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
-
Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
-
Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
-
Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.
Законы
1. «Все новое узнай и в лагерь передай»
2. Закон «Ноль-ноль»
Все делай вовремя, никогда не опаздывай
3. Мы в дружбу верим, все как один, и руку дружбы всегда подадим.
4. Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.
-
Будь настойчив и трудолюбив в задуманном.
Система поощрений и штрафов
В сказочной стране есть своя система поощрений и штрафов. Основная единица поощрения – это «колобок».
Поощрения:
-
Явка на зарядку, мероприятие без опоздания – 1 колобок
-
Победа в конкурсах, соревнованиях – 5 колобков
-
Чистота в спальнях, игровых комнатах и площадках – 2 колобка
-
Дежурство в столовой – 2 колобка
-
Акции, трудовой десант – 4 колобка
-
Активность и инициативность – 3 колобка
Штрафы:
-
Опоздание – 1 колобок
-
Нарушение дисциплины – 3 колобка
-
Не выполнение задания – 2 колобка
-
Отказ от участия в мероприятии – 2 колобка
-
Выход за пределы лагеря без разрешения – 10 колобков
В «Думе» висит стенд «Мы соревнуемся», в котором отражены как поощрения детей, так и штрафы. По итогам соревнований участник, набравший большее количество «колобков», получает приз - игрушку «Сказочного героя».
Тематические направления и мероприятия лагерной жизни
Чтобы реализовать поставленные цель и задачи летнего оздоровительного лагеря, его деятельность осуществляется по четырём направлениям:
1.Здоровьесберегающее «В здоровом теле – здоровый дух» в рамках Международного Олимпийского дня
Мероприятия:
-
Ролевая игра «Нет ничего дороже жизни»
(эвакуация со школы на случай чрезвычайной ситуации)
-
Весёлые старты; весёлые физкультминутки, подвижные игры на воздухе
-
«Физкульт-Ура правам ребёнка!»
-
Развлекательная программа «Ай! Болит!»
-
КВН «Весёлый взгляд на вредную привычку»
-
Познавательная игра «Красный, зелёный»
-
Военно-спортивная игра «Зарничка»
-
Спортивная эстафета «Тридцать три богатыря» , спортивные аттракционы
-
Спортивный праздник «По дорогам сказки»
-
Игровой лабиринт на свежем воздухе
-
Шуточная спортивная олимпиада «Олимпионик»
-
Малые олимпийские игры
-
Спортивно-развлекательная программа «Хаосики»
-
Минутки здоровья ( + презентации)
-
Весёлые старты «Алёнушки и Иванушки»
-
Развлекательно-спортивная программа «Шутки, игры, песни собрали нас вместе»
-
Тропа здоровья (ежедневно)
-
Физиопроцедуры, медицинский контроль Алесинской врачебной амбулатории, сотрудничество + консультации
-
Организация здорового питания, сна
2. Патриотическое и эколого-краеведческое « Моя Родина - Беларусь »
Мероприятия:
-
Игра-путешествие «Здравствуй, лагерь!» Отрядные огоньки «Давайте знакомиться». Выбор органов самоуправления (ОО «БРПО»)
-
Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем детство», посвящённый Дню защиты детей
-
Физкульт-Ура правам ребёнка! (+ презентации +популяризация Детского правового сайта)
-
Минута памяти (пионеры-герои Великой Отечественной войны). Экскурсия в школьном музее воинской славы (БРПО, члены кружка «Подвиг»)
-
Игра-путешествие «Край мой белорусский», посвящённая Году качества (+презентация)
-
Календарь памятных дат июня в рамках республиканской акции “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” (ОО”БРПО”)
-
Игровой экологический маршрут «Путешествие к Лесовичку», «День открытых дверей в Пекалинский заказник» в рамках экологической акции «Марш парков»
-
Экскурсия в экологический зал «Чудеса на крыльях»
-
Презентация «И мрамор жив, и бронза дышит», посвящённая 66-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» (ОО «БРПО»)
-
Экскурсия по малой учебной экологической тропе «Маша в цветочном королевстве»
-
В гостях у Берегоши «Кап, кап, кап»
-
Экологическая акция «Ходит сказка по земле»
-
Развлекательно-познавательное путешествие «Наши младшие братья. О собаках и кошках». (+ презентация)
-
Зелёная академия, сказки о цветах в комнате отдыха «Цветочный блюз»
-
Познавательная игра «Путешествие в царство леса на машине времени» (школьное лесничество «Тумелята»)
-
Блиц-опрос «Сказка моей семьи»
3.Творческое «Креатив – это здорово!»
Мероприятия:
-
Проектная деятельность «Сказочники – 2013»
-
КТД «Калейдоскоп сказочных идей»
-
В мастерской у Папы Карло (аппликация)
-
Арт-студия представляет «У лукоморья дуб зелёный»
-
Дискотека «Мульти-пульти-карнавал»
-
Интерактивная игра «Вместе весело шагать»
-
Конкурс рисунков «Любимые сказочные герои»
-
Музыкальный парадиз «До, ре, ми, фа,соль»
-
Игровое занятие «Палитра красок»
-
Мастерская «Городок декораций»»
-
Весёлая мастерская
-
Приглашение в Сказкоград для девчонок и ребят
-
КТД «Книга рекордов лагеря»
-
Конкурс «Мисс лагеря»
4.Информационное «Знание – сила!»
Мероприятия:
-
Познавательная игра «Океан»
-
«Турнир загадок и шарад»
-
Игра-путешествие «В мире вежливости»
-
Практическое занятие «Если вы вежливы»
-
Познавательная игра «Составь открытку» . Игротерапия
-
Заседания школьного пресс-центра «СЛЕД», выпуск газеты «Здравствуй, лето! Здравствуй лагерь!», подготовка фотоматериалов
Объявления о конкурсах, спектаклях, соревнованиях, распорядок на каждый день, календарь памятных дат лета, фотографии с места событий постоянно добавляются и меняются в течение лагерной смены в информационном уголке.
Грамоты для награждения, открытки для поздравления с днём рождения, «колобки» - печатная продукция «Сказочной страны».
Виды деятельности
Каждый день в «Сказочной стране» - это сказка. Детвора попадает в неё, как только переступает «сказочный» порог. А сказки бывают разные: весёлые и грустные, увлекательные и поучительные, мудрые и добрые. Именно сказка создаёт атмосферу волшебства, когда ребёнок может представить себя каким-то сказочным героем, совершить добрый поступок. Наши сказки – «Здоровая», «Патриотическая», «Экологическая», «Пушкинская», «Музейная», «Дружная», «Семейная», «Туристская», «Красочная» и другие. О чём бы ни рассказывалось в сказках, они всегда связаны с нашей жизнью. Это благотворный материал для педагога-воспитателя. Тематическое содержание мероприятий достаточно разнообразно по формам подачи, увлекательно для данного возраста детей.
Широкое распространение получило использование информационных технологий в проведении ряда просветительских развивающих мероприятий. Расширен банк мультимедийных презентаций по воспитательной работе в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Обязательным этапом лагерной жизни являются физкультурные праздники, футбол, пионербол, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные конкурсы и викторины. Ну, а в случае дождливой или прохладной погоды, дети могут поиграть в игровых комнатах или в спортзале, в теннис, или отдохнуть среди комнатных растений в «Цветочном блюзе».
Каждый день в лагере работают три рабочие группы арт-проекта : «сценаристы», «артисты», «дизайнеры». Первая группа занимается подбором литературного материала, написанием сценария выступления; вторая группа – «артисты» - разучивают роли, репетируют; третья группа «дизайнеров» оформляют необходимые декорации.
Заслуживает внимания организация и проведение социально значимых акций. Это:
1. акция «Память» по уборке воинских захоронений в деревнях Шипяны, Верхмень, Студёнка;
2. трудовая практика на пришкольном участке;
3. благоустройство родника в урочище Тумель в районе Пекалинского заказника в рамках экологической акции «Марш парков».
Конечный продукт проекта – арт-представление детей «Сказочники-2013» . Это – артистическое сказочное шоу, которое ребята готовили на протяжении достаточного количества времени лагерной смены. В программу арт-представления входят:
-
представление сказки «Репка – 2013» (1 отряд)
-
представление «Сказочные Гулливеры» (2 отряд)
-
развлекательно-спортивная программа «Шутки, игры, песни собрали нас вместе»
В конце смены проводится экспресс-анкета «Лагерь-2013», результаты которой помогают дать оценку эффективности работы лагеря, его содержательной и эмоциональной насыщенности, осознание детьми своего «Я», положения в коллективе сверстников, общение с педагогами, общее физическое состояние, настроение и новые приобретённые знания . Это и есть главная оценка детей – «10»!
Сотрудничество
Тесное сотрудничество с Алесинской врачебной амбулаторией поддерживается ежедневно. Организованы укрепляющие физиотерапевтические процедуры для определённой категории детей.
Позитивный опыт приобрели дети в сотрудничестве со школьными детскими организациями БРПО, БРСМ.
Организационную помощь оказали члены семейного клуба «Взаимопомощь», базовое предприятие РУП «Шипяны-АСК».
Информационно-методические вопросы решались совместно с методистом Смолевичского РОО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Летнее оздоровление является непременным условием сохранения и укрепления здоровья детей в физическом, психологическом и нравственном аспектах.
Эта работа важна и значима в общенациональном демографическом аспекте, так как она предполагает активное приобщение школьников к здоровому образу жизни, получение ими дополнительных знаний о себе, умений заботиться о своём здоровье, развитие их способностей, предупреждение вредных воздействий на них, социальную поддержку семей таких категорий как неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунская, социального патроната.
Летняя оздоровительная кампания продолжает формирование полезных навыков здорового образа жизни, воспитание личности ребенка в условиях агрогородка. Эффективность проекта «Сказочники - 2013» обусловлена наличием личностно ориентированной воспитательной комплексной системы, высокой мотивации детей, ведь быть здоровым – это модно! - и соответствием содержания и форм проектной деятельности цели и задачам лагерной смены. Данный проект летнего оздоровительного лагеря востребован и детьми, и родителями, и педагогами.
Приоритетным направлением воспитательной работы в летний период является пропаганда здорового образа жизни, формирование безопасного и ответственного поведения, что нашло отражение в деятельности оздоровительного лагеря.
Ключевые моменты работы по организации режима дня, правильного питания, предупреждения вредных привычек рассмотрены в различных мероприятиях, таких как ролевая игра «Нет ничего дороже жизни», минутках здоровья с широким ассортиментом презентаций, праздниках и заочных путешествиях, а также комплексе оздоровительных спортивных игр и викторин, лабиринтах, проходящих на свежем воздухе. В лагере «царила» атмосфера сказки, добра, отзывчивости, оптимизма, взаимовыручки, творчества, что также способствовало формированию и укреплению нравственного здоровья детей и было отражено в анкете экспресс-интревью. Здоровью детей способствовало и тесное, плодотворное сотрудничество с Алесинской врачебной амбулаторией.
Работа по патриотическому и эколого-краеведческому воспитанию в летнем лагере включала разнообразные социально значимые мероприятия в рамках республиканской акции “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, Года качества и 69-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. На протяжении оздоровительной кампании школьники посещали школьный музей боевой славы, литературный музей Якуба Коласа и его экологический зал, приняли участие в республиканской акции «Марш парков», акции «Память» по благоустройству мест захоронений, участвовали в презентации школьного проекта «И мрамор жив, и бронза дышит…», в экологических и трудовых акциях. Экологические просветительские мероприятия (например, увлекательные экскурсии по малой экологической тропе, плюс веселый КВН «Путешествие в царство леса на машине времени») надолго запомнятся ребятам. Они научились правильно общаться с природой. Социально значимая деятельность лагерной смены «Сказочная страна» гармонично и эффективно приобщила ребят к идеологии нашего государства, сформировала у них чувство любви и уважения к своей школе, к своей малой родине, к осознанию себя как гражданина Республики Беларусь.
Особо необходимо отметить творческое направление проекта «Сказочники-2013», которым отличалась 1 смена оздоровительного лагеря. Такая форма работы и подачи материала как сказка позволила решить много творческих амбиций детей и педагогов: художественных, артистических, поэтических, дизайнерских, музыкальных, танцевальных. Креативом был наполнен каждый день. Дети творили, созидали, осознавали значимость своей деятельности и поступков. В процессе лагерной жизни дети постигали науку самоуправления, ответственности за себя и за свой поступок, умения работать в группе, желание научиться, попробовать и ,конечно, победить!
Педагогический проект «Сказочники-2013» 1 смены летнего оздоровительного лагеря «Сказочная страна» был успешно реализован.
Цели и задачи проекта соответствуют содержанию и формам, он мобилен, охватывает все аспекты жизнедеятельности, координирует все заинтересованные службы:
-
ГУО «Верхменская средняя школа имени В.А.Тумара»;
-
Алесинская врачебная амбулатория (физиопроцедуры, фиточай, беседы по ЗОЖ);
-
сельская библиотека (выставки новинок детской литературы, заочные путешествия, презентации детских журналов и газет);
-
РУП «Шипяны-АСК» (акция «Зеленая планета», экскурсия «Это – работа моих родителей»)
-
Смолевичская киновидеосеть (кинолектории)
Таким образом, проект смены оздоровительного лагеря позволяет сохранить и укрепить здоровье детей, наполняет их отдых яркими впечатлениями, интересными и содержательными мероприятиями. А совместная работа с Алесинской врачебной амбулаторией делает отдых поистине оздоравливающим.
Деятельность таких смен служит хорошим залогом здоровья наших детей!
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронович, А. Здоровье – это здорово! // - Здаровы лад жыцця – 2009. - №6
2. Кабашнікаў, К.П. Сустрэчы з казкай. – Мн.: Народная асвета, 1984
3.Семенович, А. Народная медицина// - Здаровы лад жыцця – 2009. - №6
4. Серова, С. Городок в табакерке. – Москва : “Правда”, 1989
5. http://mir. pravo. By
6. Олешкевич, Е. Летнее оздоровление в лагерях различных типов // - Здаровы лад жыцця – 2009. - № 4
7. Рысевец, А.Об организации летней оздоровительной кампании 2009г.// -
Здаровы лад жыцця – 2009. - № 4
8. Шульжицкая, Н. Игровые технологии в летнем оздоровительном лагере// - Пазашкольнае выхаванне – 2009.- №4
страница 1 страница 2