Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ
Авласенко Анна Александровна, педагог-психолог

ГУО «Средняя школа №4 г. Новополоцка»


Пояснительная записка:

Риск того, что ребёнок может пристраститься к алкоголю именно в подростковом возрасте, очень велик. Так как спиртное пробуют все подростки: кто-то из любопытства, кто-то из чувства протеста. Некоторые на этом останавливаются, а для некоторых это путь к алкогольной зависимости, т.к. у подростков алкоголизм формируется в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. Организм подростков продолжает расти и развиваться. Попадая в кровь, алкоголь быстро разносится по всему организму ребёнка. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает нервная система, пищеварительный тракт, зрение, сердце. Устойчивость к алкоголю у молодых людей очень низкая, у них быстрее развивается привыкание и тяга к спиртному.

Многие подростки объясняют, почему они начинают пить, тем, что это помогает им войти в какую-нибудь компанию, чувствовать себя уверенным и взрослым, придаёт ощущение свободы, они считают, что алкоголь помогает общению. Но в большинстве случаев они начинают пить потому, что это делают другие, несмотря на то, что они знают о возможных последствиях.

Наиболее коварными для подростков являются слабоалкогольные напитки и пиво. Подростки считают, что у данных напитков приятный вкус. Однако именно эти напитки (особенно пиво) всегда считались стартовыми, с которых начинали все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам.

Обратимся к статистическим данным: за 12 месяцев 2011 года в г.Новополоцке подростками совершено 153 правонарушения. Из них 54 – по ст. 17.3 (употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в общественном месте) что составляет 35,5% от общего числа правонарушений: 35 подростков совершили правонарушение по ст.17.3 до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, и 19 несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет.

Таким образом, очевидно, что проблема подросткового алкоголизма является актуальной на сегодняшний день.

Цель тренинга – формирование негативных установок несовершеннолетних к пиву и другим спиртным напиткам.

Объект – учащиеся 6-х классов.

Форма – социально-психологический тренинг

Продолжительность – 2,5 - 3часа.

Направленность – профилактика употребления спиртных напитков несовершеннолетними.
Ход социально-психологического тренинга:

Слова тренера: Здравствуйте! Я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли на занятие. И начать нашу с вами работу, я хочу с вопроса: «Кто хочет быть здоровым?» (Ответы детей). Отлично. Вопрос о сохранении здоровья – это один из самых серьёзных вопросов, которые встают перед человеком. Сегодня мы поговорим о пиве, как оно влияет на здоровье человека. Но прежде чем перейти к обсуждению, нам надо познакомиться.

«Приветствие»

Цель: знакомство и сплочение группы, создание работоспособности в группе.

Продолжительность: 5 минут.

Участники сидят в кругу. Первый называет своё имя и показывает любое, свойственное только ему, движение. Сопровождая словами: «Меня зовут… Я умею делать так (показывает движение). Второй называет имя первого и показывает его движение («Моего соседа справа зовут… Он умеет делать так»). Затем называет своё имя и показывает движение. И так далее, пока круг не замкнётся.


Выработка правил работы в группе.
Слова тренера: О пагубном влиянии употребления алкоголя на человека обратили внимание за много лет до сегодняшних дней. Наши предки, стараясь оградить будущие поколения от этой беды, слагали и передавали из уст в уста пословицы и поговорки, в глубоком смысле которых кроется предупреждение для нас. Чтобы подтвердить или опровергнуть мои утверждения, предлагаю обратиться к народной мудрости.

«Народная мудрость»

Цель: ознакомить участников с проблемой употребления алкоголя посредством пословиц и поговорок.

Продолжительность: 20 минут.

Материалы: карточки.

Ход работы:



Все участники получают карточки, на которых записана половина пословицы. Общаясь с другими участниками тренинга, надо найти того, у кого находится вторая половина пословицы. После того как все пары нашли друг друга, каждая пара зачитывает пословицу.

Примеры того, как могут быть разделены пословицы:

1.

Бочка вина

ядом полна.

2.

Ум горы рушит,

хмель ум сокрушает.

3.

Пьяный проспится,

дурак – никогда.

4.

Где опьянение,

там и преступление.

5.

Река начинается с ручейка,

а пьянство – с рюмочки.

6.

Вино не красит,

но ум гасит.

7.

Вино входит,

ум выходит.

8.

Упражняй силу в спортивных

играх, а не в поднимании кубка.

9.

И умные от вина

голову теряют.

10.

От вина сначала гибнет ум,

потом – человек.

11.

Кому первая чарка,

тому и первая палка.

12.

Хмель шумит –

ум молчит.

13.

Полно пить,

пора ум копить.

14.

Со хмелиной спознаться –

с честью расстаться.

15.

Пойми пьяного речи,

поймёшь и свиное хрюканье.

16.

Бывает от рюмки водки и

путь до могилы короткий.


Слова тренера: Давайте посмотрим, чем заканчивается дружба с пивом, какие последствия влечёт употребление пива и других спиртосодержащих напитков.

«Четыре угла»

Цель: познакомиться со статистической информацией по проблеме последствий употребления алкоголя.

Продолжительность: 25 минут

Материалы: карточки формата А4, скотч

Ход работы:

Ведущий зачитывает четыре варианта вопроса 1 и развешивает каждый вариант в отдельном углу. Участникам предлагается выбрать с их точки зрения правильный ответ и занять место в углу возле этого ответа. После того, как все участники определились, ведущий объявляет правильный ответ и переходит к следующему вопросу. Таким способом прорабатываются все вопросы.

Вопрос 1


По данным Министерства внутренних дел в 2010 году 63% всех убийств были совершены в состоянии алкогольного опьянения.

По данным Министерства внутренних дел в 2010 году 82% всех убийств были совершены в состоянии алкогольного опьянения.

По данным Министерства внутренних дел в 2010 году 57% всех убийств были совершены в состоянии алкогольного опьянения.

По данным Министерства внутренних дел в 2010 году 46% всех убийств были совершены в состоянии алкогольного опьянения.

Правильный ответ – 82%.


Вопрос 2

У злоупотребляющих алкоголем риск заболеть раком полости рта в 10 раз выше, чем у непьющих.

У злоупотребляющих алкоголем риск заболеть раком полости рта в 7 раз выше, чем у непьющих.

У злоупотребляющих алкоголем риск заболеть раком полости рта в 5 раз выше, чем у непьющих.

У злоупотребляющих алкоголем риск заболеть раком полости рта в 2 раз выше, чем у непьющих.

Правильный ответ – в 10 раз выше.
Вопрос 3

В соответствии со ст.17.3ч.1 КоАП РБ Распитие алкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в парке, общественном транспорте или в других общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде – влекут наложение штрафа в размере до 800000 рублей

В соответствии со ст.17.3ч.1 КоАП РБ Распитие алкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в парке, общественном транспорте или в других общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде – влекут наложение штрафа в размере до 655000 рублей

В соответствии со ст.17.3ч.1 КоАП РБ Распитие алкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в парке, общественном транспорте или в других общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде – влекут наложение штрафа в размере до 910000 рублей

В соответствии со ст.17.3ч.1 КоАП РБ Распитие алкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в парке, общественном транспорте или в других общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде – влекут наложение штрафа в размере до 1000000 рублей

Правильный ответ – до 800000 рублей.


Вопрос 4

В соответствии со ст.17.3ч.3 КоАП РБ

Совершенные повторно в течение одного года действия, предусмотренные ст.17.3ч.1 (распитие алкогольных напитков или пива в общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде) – влекут наложение штрафа в размере от 200000 рублей до 1500000 рублей



В соответствии со ст.17.3ч.3 КоАП РБ

Совершенные повторно в течение одного года действия, предусмотренные ст.17.3ч.1 (распитие алкогольных напитков или пива в общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде) – влекут наложение штрафа в размере от 160000 рублей до 1135000 рублей



В соответствии со ст.17.3ч.3 КоАП РБ

Совершенные повторно в течение одного года действия, предусмотренные ст.17.3ч.1 (распитие алкогольных напитков или пива в общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде) – влекут наложение штрафа в размере от 235000 рублей до 1210000 рублей



В соответствии со ст.17.3ч.3 КоАП РБ

Совершенные повторно в течение одного года действия, предусмотренные ст.17.3ч.1 (распитие алкогольных напитков или пива в общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде) – влекут наложение штрафа в размере от 265000 рублей до 1240000 рублей



Правильный ответ – от 200000 рублей до 1500000 рублей
В завершении с участниками можно обсудить следующие вопросы:

Трудно ли было определить правильный ответ? Почему?

Были ли для Вас неожиданными правильные ответы?
Разминка «Атомы и молекулы»

Цель: снятие напряжения, разделение участников на две подгруппы.

Продолжительность: 5 минут

Участники расходятся по комнате (играет негромкая музыка). Инструкция: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь друг с другом, иногда даже легко сталкиваетесь. Но иногда вы получаете возможность объединяться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле назову я». Числа называются разные и несколько раз, но так, чтобы ни один участник не остался «одиноким атомом». В конце называется число всех участников. В нашем случае так, чтобы получилось две подгруппы.


Слова тренера: Напитки бывают разные: вкусные и не очень, полезные и вредные. Задумывались ли вы когда-нибудь, что мы употребляем? Я предлагаю вам сегодня рассмотреть, из чего же состоят такие напитки, как пиво и сок. Вредны они или полезны. Как влияют на организм человека.

«Состав напитка»

Цель: сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека, акцентировать внимание на поиске альтернативы спиртным напиткам.

Материалы: карточки, клей.

Продолжительность: 20 минут

Ход работы:

Группа разбивается на две подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки с составом пива и сока, разделённые на две части. Вещества, из которого состоят напитки, написаны слева, а информация о влиянии каждого вещества на организм человека справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны. Участникам даётся задание разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте по мере влияния вещества на организм человека.

После расстановки должно получиться:

Состав пива



Вода

Вещество не представляющее вреда здоровью человека

Несбродивший экстрат

Способствует развитию ожирения, набору избыточного веса. Яд!

Высшие спирты

Способствуют развитию раковых заболеваний

Углекислый газ

Нарушает естественный кислотно-щелочной баланс и нормальное пищеварение

Сивушные масла

Разрушают печень, нарушают работу мозга, способствуют снижению умственных способностей и деградации личности

Состав сока

Углеводы

основной источник энергии

Органические кислоты

утоляют жажду, задерживают развитие бактерий

Белок

основной строительный материал для тела

Минералы

придают прочность скелету, контролируют водный баланс

Витамины

повышают уровень умственной и физической работоспособности и выносливости

Антиоксиданты

замедляют процесс старения, снижают риск возникновения у человека рака, сердечнососудистых заболеваний

Пищевые волокна

способствуют нормальному функционированию пищеварительной системы и организма в целом

В завершении с участниками можно обсудить следующие вопросы:

Были ли для Вас неожиданными правильные ответы?

Является ли сок альтернативой пиву? Почему?


Слова тренера: Мы славно потрудились и нам необходима небольшая разминка.

Разминка «Удержи шарик»

Цель: эмоциональная разрядка участников группы.

Продолжительность: 5-10 минут.

Участники делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе выдаётся воздушный шарик. Участникам необходимо в течение трёх минут удерживать шарики в воздухе, дуя на них с разных сторон. Выигрывает та подгруппа, которая смогла продержаться дольше.


Слова тренера: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Идя по улице, со всех сторон на нас смотрят рекламные плакаты, биллборды. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Но один маленький нюанс – мы будем с вами создавать не рекламу, а антирекламу.

«Антиреклама»

Цель: закрепить негативное отношение к спиртным напиткам.

Продолжительность: 30 минут.

Материалы: 4 листа А4, карандаши, слоганы для рекламы.

Ход работы:

Участники разбиваются на 4 (2) подгруппы, им предлагается сделать антирекламу пива. Каждой подгруппе раздаются листы бумаги, карандаши и карточки с текстом. Дети должны нарисовать антирекламу пива, используя при этом текст, который указан в карточке. После того, как антиреклама будет нарисована, участники делают презентацию всех 4-х (2-х) рисунков, их выступление должно быть убедительным и способствовать формированию негативных установок к употреблению пива.
Примерный текст на карточках:


  1. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына.

  2. Папа, не пей!

  3. Деградация в каждой капле.

  4. Тебе жить. Твой выбор пути.

  5. Сделай правильный выбор.


Слова тренера: Мы сегодня с вами много говорили о негативных последствиях употребления пива и других спиртосодержащих напитков. Задавалось много вопросов о негативном влиянии алкоголя на организм человека. И ваши ответы поражают своей точностью, осведомлённостью, зрелостью. Так что же заставляет многих подростков, не смотря ни на что употреблять алкоголь, совершать правонарушение. (Ответы детей: чтобы не показаться слабаком, не быть «белой вороной», не умение ответить отказом и т.д.)

Какие личные качества должны быть у человека, чтобы устоять от давления сверстников? (Выдержка, уверенность в себе, иметь своё мнение, умение отстаивать свою точку зрения, не реагировать на провокации, уметь сказать «нет»). Я предлагаю вам поэкспериментировать и узнать насколько вы способны противостоять чужому давлению?


«Налёт Орды на Отрешённых»

Цель: развитие способности к самоконтролю.

Продолжительность:10 минут

Ход работы:

Участники делятся на две группы, встают в два круга – внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «Отрешённые». «Отрешённые» встают в круг, лицом наружу, и погружаются в себя, отрешаются от внешних воздействий, застывают, замораживаются. Их задача – не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками («Ордой»). Орда должна разморозить, вызвать любую реакцию у «Отрешённых». «Отрешённые» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются местами.

Условие: к «Отрешённым» нельзя дотрагиваться, нельзя кричать им на ухо. «Отрешённым» нельзя опускать и прятать глаза, необходимо смотреть прямо.

Игра начинается на счёт «пять» ведущего. Выигрывает та группа, которая за отведённое время сможет «разморозить» больше человек.

В завершении с участниками обсуждаются актуальное состояние участников, способы, которыми они справлялись со своими эмоциями.
Слова тренера: Как вы думаете, к чему приводят необдуманные поступки?

Как белый снег душа должна быть чистой и словно солнышко лучистой.



«Чистый лист»

Цель: формирование ответственности за своё будущее.

Материалы: чистый белый лист А4, чернила, ластик, корректор, клей, листочки белой бумаги.

Продолжительность: 10 минут

Участникам предлагается представить, что чистый лист бумаги – это его жизнь. Каким останется этот лист зависит от них самих. Узоры, которые могут появиться на этом листе – это их поступки. Эти поступки могут украшать, а могут и наоборот делать неприглядной картину жизни. Иногда на листе бумаги могут появляться вот такие некрасивые пятна (или линии). (На лист А4 проливается чернильное пятно или делается кривая линия ручкой) Оправданий может быть много: нечаянно, кто-либо подтолкнул и т.д.

Затем идёт совместное обсуждение, в ходе которого участники пытаются найти варианты каким образом можно исправить ситуацию (удалить пятно или линию).

Подвести участников к выводу, что все наши поступки оставляют в нашей жизни след. Каким будет этот след, зависит от нас самих. И как бы мы ни старались исправить ситуацию, осадок от наших неблаговидных поступков остаётся на всю жизнь, и неизвестно в какую минуту жизни его проявление может нам помешать.


Слова тренера: Так что же нам делать, чтобы уберечься от употребления спиртных напитков, пагубного влияния окружающей среды, оставаться всегда здоровым телом и духом? (Ответы детей) Каждый из нас должен выработать для себя правила здоровья, соблюдая которые мы станем более сильные духом, сможем противостоять всем невзгодам и будем полноценными счастливыми людьми.

Чтобы вам было легче выработать свои правила, я предлагаю познакомиться с простыми правилами здоровья, которые мы приготовили для вас.



«Простые правила здоровья»

Цель: ознакомить участников с правилами здоровья.

Продолжительность: 20 минут.

Материалы: карточки.

Ход работы:

Все участники получают карточки, на которых записана половина правила. Общаясь с другими участниками тренинга, надо найти того, у кого находится вторая половина правила. После того как все пары нашли друг друга, пара зачитывает правило. Ведущий может по ходу прокомментировать какие-то правила, которые вызывают наибольшее количество вопросов у группы.

Затем просматривается видеоролик с правилами здоровья.


Правила здоровья.

1.

Легко и спокойно

преодолевай препятствия.

2.

Береги своих родных. Семья –

это самая мощная защита.

3.

Помни о чувстве юмора –

оно поможет в трудную минуту.

4.

Создай условия

для целебного сна.

5.

Питайся так, чтобы от пищи

получать наибольшую пользу.

6.

Будь по-настоящему свободным –

откажись от никотина, спиртного, наркотиков.

7.

Всей душой полюби природу –

она поможет восполнить жизненные силы.

8.

Не думай о плохом прошлом,

только позитивные мысли и чувства.

9.

Наслаждайтесь каждым днём в независимости

от погоды и времени года.

10.

Творите добро,

ведь на добро отвечают добром.

11.

С головой погружайтесь в те занятия,

которые нравятся.

12.

Гоните мрачные мысли,

страхи и сомнения.

13.

Жизнь станет прекрасной, если

делать то, что хочет ваша душа.

14.

Физическая активность, прогулки, бег –

прямой путь к здоровью.

15.

Сохраняй радость, люби жизнь

во всех её проявлениях.

16.

Как можно чаще

говорите людям «спасибо»

Рефлексия.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

страница 1

Смотрите также: