Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Математический факультет

Кафедра математических проблем управления

Л.И. Короткевич

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Практическое руководство по СУРС
для студентов 1 курса (2 семестр)
специальности 1-31 03 03-01 «Прикладная математика
(научно-производственная деятельность)»


2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. РЕКУРСИВНАЯ ОБРАБОТКА КАТАЛОГОВ 4

1.1. Функции для управление файлами и каталогами 4

1.2. Определение времени и даты создания файла 7

1.3. Понятие рекурсивной функции 9

1.4. Примеры рекурсивной обработки каталогов 10

2. РАБОТА С БИТАМИ 12

2.1. Основные понятия 12

2.2. Основные операции для работы с битами 13

2.3. Примеры работы с битами 15

3. ГРАФИКА 20

3.1. Основные понятия 20

3.2. Генератор случайных чисел 21

3.3. Работа с таймером 22

3.4. Примеры программ 23




1. РЕКУРСИВНАЯ ОБРАБОТКА КАТАЛОГОВ


Информация по теме: А.И. Касаткин «Управление ресурсами» – стр. 117-146.

ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАПУСКАЙТЕ СВОИ ПРОГРАММЫ,
ЧТОБЫ НЕ УДАЛИТЬ НИЧЕГО ЛИШНЕГО И НИЧЕГО
НЕ ИСПОРТИТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ !!!


В КЛАССЕ 1-1 СОЗДАЙТЕ СВОЙ КАТАЛОГ НА ДИСКЕ D: И ТАМ ОТЛАЖИВАЙТЕ ПРОГРАММУ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ В КОНЦЕ
РАБОТЫ ВСЁ СКОПИРОВАТЬ В СВОЙ КАТАЛОГ !!!

1.1. Функции для управление файлами и каталогами


В MS DOS, как и во многих других операционных системах, поддерживается специальная файловая структура каталогов.

Каталог – это файл, в котором хранится информация о содержимом данного каталога: файлы и другие каталоги, называемые подкаталогами. На каждом диске имеется один корневой (главный) каталог. В каждый момент времени какой-либо каталог является текущим. Текущим будет последний каталог в полном пути к файлу или каталогу. К элементам текущего каталога можно обращаться по имени без указания полного пути к элементу.

Любой каталог, кроме корневого, содержит элементы “.” и “..”, которые определяют сам текущий каталог и родительский каталог текущего каталога (каталог, в который вложен текущий каталог).

Операционная система MS DOS включает ряд функций для манипулирования файлами и каталогами. Особенностью работы с каталогами MS DOS является то, что работа с каталогами возможна только в пределах текущего накопителя (диска, флешки и т.п.).

Прототипы всех функций для работы с каталогами и файлами, описания структур данных нужных для работы этих функций, а также определения необходимых констант находятся в файлах и . Ниже приводится список основных функций для работы с файлами и каталогами.




Функция

Описание

1

getdisk

получить текущий накопитель

2

getcurdir

получить полный путь к текущему каталогу заданного диска

3

mkdir

создать каталог

4

rmdir

удалить каталог

5

chdir

установка текущего каталога

6

findfirst

получение первого файла в текущем каталоге

7

findnext

получение следующего файла в текущем каталоге

8

remove

удаление файла

9

unlink

удаление файла

10

rename

переименование файла

11

access

определение существования файла и прав доступа к файлу

12

stat

получение информации о файле

Одной из довольно распространенных задач является составление списка файлов указанного каталога, имена которых удовлетворяют заданной маске. Под управлением MS DOS такая задача решается с помощью функций findfirst() (найти первый файл) и findnext() (найти следующий файл). Эти функции позволяют получить доступ к группе файлов, объединенных общими признаками. Эти признаки при обращении к функции findfirst() указываются маской выбора файлов и их атрибутами. Прототипы функций:

int findfirst(char *name, struct ffblk *ffblk, int attrib);

int findnext(struct ffblk *ffblk);

Первый аргумент name функции findfirst() определяет маску, которой должно удовлетворять имя искомого файла. Маска может содержать шаблоны. При формировании маски выбора файлов могут использоваться следующие символы:



  • * означает, что на месте этого символа может стоять сколько угодно (в том числе ноль) разрешенных символов имени или расширения файла;

  • ? означает, что на месте этого символа может стоять один из разрешенных символов.

Пример:

  • “*.*” – выбирает все файлы из каталога (файлы с любым именем и любым расширением, в том числе и файлы без расширения);

  • “lab*.*” – выбирает все файлы с именами, начинающимися на «lab» и любым расширением: lab1.pas, lab123.exe, lab3 и т.д.;

  • “test?.txt” – выбирает файлы с расширением txt и именем, начинающемся с test плюс еще один символ: test1.txt, testа.txt и т. д.

Маске выбора может предшествовать маршрут поиска файлов. Например, команда C:\Dir\SubDir\*.cpp означает найти все файлы с расширением .cpр из каталога SubDir, находящегося на диске C: в каталоге Dir. Если маршрут не указан, файлы ищутся в текущем каталоге.

Обе функции используют в качестве одного из своих аргументов адрес структуры типа ffblk, в которую они заносят информацию о найденном файле:

struct ffblk {

char ff_reserved[21]; // зарезервировано для MS DOS

char ff_attrib; // байт атрибутов найденного файла

int ff_ftime; // время создания/модификации файла

int ff_fdate; // дата создания/модификации файла

long ff_fsize; // размер файла

char ff_name[13]; // имя найденного файла

};

Параметр attrib – это используемый в MS DOS байт атрибута файла, который употребляется при выборе подходящих для поиска файлов. Параметр attrib может быть комбинацией одной из следующих определенных в файле констант:



#define FA_NORMAL 0x00 // нет атрибутов

#define FA_RDONLY 0x01 // атрибут "только чтение"

#define FA_HIDDEN 0x02 // скрытый файл

#define FA_SYSTEM 0x04 // системный файл

#define FA_LABEL 0x08 // метка тома

#define FA_DIREC 0x10 // каталог

#define FA_ARCH 0x20 // архивный файл

Нулевое значение этого параметра, игнорирует отбор по атрибутам. Если атрибут установлен, то находятся как файлы с установленным атрибутом, так и без него (надо проверять, что у найденного файла нужный атрибут установлен). Если атрибут не установлен, то находятся только файлы без него.

Обе функции возвращают нулевое значение, если поиск файла закончился успешно.

Задача. В корне диска D: создать каталог (папку) TMP с пятью пустыми файлами TMPx.000, после чего вернуться в прежний каталог.

#include

#include

#include

// возврат в прежний каталог

void myDir(int d, char *p) {

setdisk(d);

chdir(p);

bioskey(0);

}

void main(void) {



char path[80], x = '1', fname[] = "tmp1.000";

int d;


FILE *ff;

d = getdisk(); // сохраняем текущий диск

getcurdir(0, path); // сохраняем текущий каталог

if(setdisk(3) == -1) { // переход на диск D:

puts("Ошибка перехода на диск D: !!!\n");

bioskey(0);

return;

}

if(chdir("TMP")==0) { // переход в каталог TMP



puts("Каталог TMP в корне диска D: уже есть !!!\n");

chdir(".."); // возврат в корень диска D:

myDir(d,path); // возврат в прежний каталог

return;


}

if(mkdir("TMP")==-1) { // создание каталога

puts("Ошибка создания каталога TMP !!!\n");

myDir(d,path); // возврат в прежний каталог

return;

}

chdir("TMP"); // переход в созданный каталог TMP



while(x<'6') { // цикл создания файлов

fname[3] = x++;

if((ff = fopen(fname, "w")) == NULL)

puts("Ошибка создания файла %s !!!\n", fname);

else

fclose(ff);



}

chdir(".."); // возврат в корень диска D:

puts("Каталог TMP с пятью файлами создан успешно !!!\n");

myDir(d,path); // возврат в прежний каталог

}

Задача. Вывести на экран все cpp-файлы из текущего каталога.

#include

#include

void main(){

struct ffblk qq;

int a;


printf("Список файлов *.cpp\n");

a = findfirst("*.cpp", &qq, 0); //поиск первого файла

while(!a) {

printf(" %s\n", qq.ff_name);

a = findnext(&qq); //поиск следующего файла

}

}


1.2. Определение времени и даты создания файла


Переменные ff_ftime и ff_fdate структуры ffblk содержат битовые поля, в которых хранится время и дата создания/модификации файла. Длина каждой переменной 16 бит. Обе эти переменные делятся на 3 поля:

ff_ftime ║15.....11║10........5║4.......0║

╠═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╣

╚═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╝

Часы Минуты Секунды/2

ff_fdate ║15..........9║8.....5║4.......0║

╠═╤═╤═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╣

╚═╧═╧═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╝

Год после 1980 Месяц День

Можно напрямую выделять поля времени и даты из этих переменных, а можно использовать для этих целей структуру ftime. Структура ftime, описанная в , используется для доступа к полям времени и даты, соответствующим этим форматам:

struct ftime {

unsigned ft_tsec : 5; // секунды/2

unsigned ft_min : 6; // минуты

unsigned ft_hour : 5; // часы

unsigned ft_day : 5; // день

unsigned ft_month : 4; // месяц

unsigned ft_year : 7; // год после 1980

};

ft_hour ft_min ft_tsec



15.....11 10........5 4.......0

╠═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╣

╚═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╝

Часы Минуты Секунды/2

ft_year ft_month ft_day

31.........25 24...21 20.....16

╠═╤═╤═╤═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╬═╤═╤═╤═╤═╣

╚═╧═╧═╧═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╩═╧═╧═╧═╧═╝

Год после 1980 Месяц День

В примере продемонстрированы оба способа определения даты и времени создания/модификации файла:

#include

#include

void main() {

struct ffblk ss;

findfirst("in",&ss,0);

// использование структуры ftime

int h1, m1, s1, d1, mo1, y1;

struct ftime *tt;

tt= (struct ftime *)&ss.ff_ftime;

s1 = tt->ft_tsec * 2;

m1 = tt->ft_min;

h1 = tt->ft_hour;

d1 = tt->ft_day;

mo1 = tt->ft_month;

y1 = tt->ft_year + 1980;

// прямой доступ

int h2, m2, s2, d2, mo2, y2;

s2 = (ss.ff_ftime & 0x001F) * 2;

m2 = (ss.ff_ftime>>5) & 0x003F;

h2 = (ss.ff_ftime>>11) & 0x001F;

d2 = ss.ff_fdate & 0x001F;

mo2 = (ss.ff_fdate>>5) & 0x000F;

y2 = ((ss.ff_fdate>>9) & 0x007F) + 1980;

}

1.3. Понятие рекурсивной функции


В языке С функция может вызывать сама себя. Действие, состоящее в том, что функция вызывает сама себя, называется рекурсией. Рекурсивной называют функцию, которая прямо или косвенно сама вызывает себя. Рекурсивная функция f1() не обязательно вызывает сама себя непосредственно; f1() может вызвать другую функцию f2(), которая в свою очередь может вызвать f1() через некоторую последовательность вызовов функций.

Простым примером рекурсивной функции является функция для вычисления факториала целого неотрицательного числа.

// рекурсивная функция

int fact_r(int n) {

int ans;

if(n==0) return 1;

ans = fact_r(n-1) * n; // рекурсивный вызов

return ans;

}

// нерекурсивная функция



int fact_n(int n) {

int i, ans;

ans = 1;

for(i=1; i<=n; i++)

ans *= i;

return ans;

}

Когда функция вызывает сама себя, новый набор локальных переменных и параметров размещается в памяти в стеке, а код функции выполняется с самого своего начала, причем используются именно эти новые переменные. При рекурсивном вызове функции новая копия ее кода не создается. Новыми являются только значения, которые использует данная функция.



В тексте рекурсивной функции обязательно должен быть выполнен условный оператор, например if, который при определенных условиях вызовет завершение функции, т.е. возврат, а не выполнит очередной рекурсивный вызов. Если такого оператора нет, то после вызова функция никогда не сможет завершить работу. Распространенной ошибкой при написании рекурсивных функций как раз и является отсутствие в них условного оператора. При создании рекурсивных программ не стоит отказываться от функции printf() – сообщения позволяют увидеть, что происходит на самом деле при работе программы.

Также для отслеживания работы рекурсивной функции можно использовать так называемый стек управления (стек вызовов). Идея состоит в помещении в стек узла при вызове функции и извлечения из стека по окончании работы функции.

В BC стек вызовов можно просматривать при работе отладчика через пункт меню: Debug→Call Stack (комбинация клавиш Ctrl+F3).

Хотя и кажется, что рекурсия предлагает более высокую эффективность, но на самом деле такое бывает достаточно редко. Использование рекурсии в программах зачастую не очень сильно уменьшают их размер кода и обычно только незначительно увеличивает эффективность использования памяти. Кроме того, рекурсивные версии большинства программ могут выполняться несколько медленнее, чем их нерекурсивные варианты, потому что при рекурсивных вызовах функций расходуются дополнительные ресурсы. Кроме того, большое количество рекурсивных вызовов функции может вызвать переполнение стека. Из-за того, что память для параметров функции и локальных переменных находится в стеке и при каждом новом вызове создается еще один набор этих переменных, то для переменных места в стеке может рано или поздно не хватить. Переполнение стека – вот обычная причина аварийного завершения программы, когда функция утрачивает контроль над рекурсивными обращениями.

Главным преимуществом рекурсивных функций является то, что с их помощью упрощается реализация алгоритмов, а программа становится понятнее.

1.4. Примеры рекурсивной обработки каталогов


Пример №1. Начиная с текущего каталога, вывести все каталоги и файлы.

#include

#include

#include

#include

#include

#include

// печать файлов

void PrintFile() {

struct ffblk f;

int p;

for(p=findfirst("*.*",&f,0xff); !p; p=findnext(&f))



if (!(f.ff_attrib & FA_DIREC))

printf(" %s\n",f.ff_name);

}

// печать каталогов



void PrintDir() {

char pp[256]; //каталог

int p;

struct ffblk dir;



getcurdir(0,pp);

printf("%s\n",pp);

PrintFile();

int i = FA_DIREC;

for(p=findfirst("*.*",&dir,i); !p; p=findnext(&dir))

if(strcmp(dir.ff_name,".")!=0 &&

strcmp(dir.ff_name,"..")!=0 &&

dir.ff_attrib=='\x10') {

chdir(dir.ff_name); // заходим в каталог

PrintDir();

chdir(".."); // возвращаемся в родительский каталог

}

}



void main (void){

char path_beg[256]; // начальный каталог

char path_end[256]; // конечный каталог

clrscr();

getcurdir(0, path_beg);

PrintDir();

getcurdir(0, path_end);

if (strcmp(path_beg, path_end))

printf("Ошибка: не вернулись в начальный каталог!\n");

puts("Все каталоги и файлы напечатаны!");

bioskey(0);

}

Пример №2. Начиная с текущего каталога, удалить все файлы с расширением .bak.

#include

#include

#include

#include

#include

#include

// удаление файлов с расширением .bak

void UnlinkBak(void) {

struct ffblk ff;

int x;


for(x=findfirst("*.bak",&ff,0); !x; x=findnext(&ff))

if (!(ff.ff_attrib & FA_DIREC))

unlink(ff.ff_name);

}

// переход в другой каталог



void NextDir(void) {

struct ffblk ff;

int x;

UnlinkBak();



for(x=findfirst("*.*",&ff,FA_DIREC); !x; x=findnext(&ff))

if(strcmp(ff.ff_name,".")!=0 &&

strcmp(ff.ff_name,"..")!=0 &&

ff.ff_attrib=='\x10') {

chdir(ff.ff_name); // заходим в каталог

NextDir();

chdir(".."); // возвращаемся в родительский каталог

}

}



void main(void){

char path_beg[256]; // начальный каталог

char path_end[256]; // конечный каталог

clrscr();

getcurdir(0, path_beg);

NextDir();

getcurdir(0, path_end);

if (strcmp(path_beg, path_end))

printf("Ошибка: не вернулись в начальный каталог!\n");

puts("Все файлы с расширением .bak удалены!");

bioskey(0);

}

2. РАБОТА С БИТАМИ

2.1. Основные понятия


1 байт => 8 бит => char c = ’a’;(латинская) =>

просмотр в watch: c,x => 0x61 => 01100001



1 байт кодируется в точности двузначным 16-ричным числом. Цифры 16-ричной системы счисления: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F.

Десятичное число

Двоичное число

16-ричное число

010

02

016

110

12

116

210

102

216

310

112

316

410

1002

416

510

1012

516

610

1102

616

710

1112

716

810

10002

816

910

10012

916

1010

10102

A16

1110

10112

B16

1210

11002

C16

1310

11012

D16

1410

11102

E16

1510

11112

F16

1610

100002

1016

Алгоритм перевода из 16-ричной системы в двоичную:

    1. Каждая цифра 16-ричной системы записывается четырехзначным двоичным числом;

    2. Нули, стоящие слева можно отбросить.

Алгоритм перевода из двоичной системы в 16-ричную:

  1. Каждые четыре двоичные цифры, считая справа налево, записываются одной 16-ричной цифрой, которые выписываются также справа налево;

  2. Если для последней четверки не хватает цифр, слева от двоичного числа дописываются нули.

C16 = 11002

5816 = 0101 10002 (1 байт)

B216 = 1001 00102

11012 = D16

1010102 = 2A16

1111 10012 = F916 (1 байт)

Надо быстро уметь переводить из двоичной системы в десятичную:

10102 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 0*20 = 8 + 2 = 1010

И наоборот (или остатки от деления числа на 2 выписывать справа налево):

2510 = 16 + 8 + 1 = 1*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 110012

Какое число можно закодировать в 1 байте => 28 = 256 (беззнаковое).

Для отрицательного числа старший бит равен 1, в одном байте можно хранить число от -128 (0x80) до 127 (0x7F).



Просмотр в окне Watch значения переменной в 16-ричном виде:

имя_переменной,х

Например, для unsigned char s[80]=”a1”; надо указать: s,x

Увидим: {0x61, 0x31, 0x0, ...}

Просмотр в окне Watch содержимого памяти, занятой под переменную в 16-ричном формате:

имя_переменной,m

Например, для unsigned char s[80]=”a1”; надо указать: s,m

Увидим: 61 31 00 ...

Разница форматов: int n=12, *pn=&n;

*pn,x: 0xC

*pn,m: 0C 00 // реальное расположение в памяти

2.2. Основные операции для работы с битами

2.2.1. Поразрядные логические операции


Поразрядные логические операции в порядке увеличения приоритета: | ^ & ~.

|

поразрядное логическое ИЛИ (OR)

^

поразрядное сложение по модулю 2 (XOR – исключающее ИЛИ)

&

поразрядное логическое И (AND)

~

поразрядная инверсия

При выполнении этих операций вычисления ведутся над двоичным представлением операндов. Каждый бит результата определяется по битам операндов так:

Операнд 1

Операнд 2

AND

OR

XOR

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

Унарная инверсия требует единственного операнда справа от знака ~. Результат образуется поразрядной инверсией всех битов операнда.

При выполнении данных операций не имеет смысла смотреть на десятичное представление чисел.

int i=0x45FF, // i= 0100 0101 1111 1111

j=0x00FF; // j= 0000 0000 1111 1111

int k;

k=i^j; // k=0x4500 = 0100 0101 0000 0000



k=i|j; // k=0x45FF = 0100 0101 1111 1111

k=i&j // k=0x00FF = 0000 0000 1111 1111

k=~i; // k=0xBA00 = 1011 1010 0000 0000

Данные операции используются тогда, когда необходимо обрабатывать биты, а не числа: например, при кодировании или сжатии информации. Также они используются для проверки значений конкретных битов числа: самая быстрая проверка на четность/нечетность числа – проверяем последний бит, битовые поля признаков.

int x = 11; // x & 1 ≡ x & 0x1 ≡ x & 0x0001

…0000 1011

& …0000 0001

----------

…0000 0001

Вывод: x&1, если =1, то число нечетное

int x = 12;

…0000 1100

& …0000 0001

----------

…0000 0000



Вывод: x&1, если =0, то число четное

Чтобы проверить, равны ли 1 определенные биты в байте, надо байт логически умножить на маску, в которой на позициях проверяемых битов стоят 1, и сравнить результат с маской.

Проверка на четность: последний бит равен 1 для нечетного числа, поэтому (с&1==1) (маска 00000001).

Проверка первого и последнего бита: с&0x81 (маска 10000001).

Пример: с=0xAF (10101111) => if (c&0x81==0x81) {нужные биты = 1 }

2.2.2. Операции сдвига: >> и <<


Операции сдвига осуществляют смещение операнда влево << или вправо >> на число битов, задаваемое вторым операндом. Оба операнда должны быть целыми величинами.

При сдвиге влево << правые освобождающиеся биты устанавливаются в нуль. При сдвиге вправо >> метод заполнения освобождающихся левых битов зависит от типа первого операнда. Если тип unsigned, то свободные левые биты устанавливаются в нуль. В противном случае они заполняются копией знакового бита (это так называемое размножение знака).



Чтобы не было размножения знакового разряда при обработке битов используют тип unsigned char, а не char.

Число двоичных разрядов для сдвига может быть задано только константой или константным выражением, т.е. выражением, целиком состоящим из констант. Нельзя написать: int x, y=2; x = x>>y;

Результат операции сдвига не определен, если второй операнд отрицательный.

Операции сдвига – это наиболее быстрые способы умножения и деления на 2, 4, 8 и т. д. (т.е. на степень двойки).

Сдвиг влево << соответствует умножению первого операнда на степень числа 2, равную второму операнду, а сдвиг вправо >> соответствует делению первого операнда на 2 в степени, равной второму операнду.

unsigned char i=6, k; // i = 0000 0110

k = i<<1; // k = 0000 1100 = 12 = 6 * 21

k = i<<2; // k = 0001 1000 = 24 = 6 * 22

k = i>>1; // k = 0000 0011 = 3 = 6 / 21

char j=-4, n; // j = 1111 1100

n = j<<1; // n = 1111 1000 = -8 = -4 * 21

n = j>>2; // n = 1111 1111 = -1 = -4 / 22

unsigned char a=252; // a = 1111 1100

k = j>>2; // k = 0011 1111 = 63 = 252 / 22


2.3. Примеры работы с битами


============================================================

// Основные операции

unsigned char a, b, c;

int n;


a = ~a; // инверсия каждого бита в байте, т.е. было 10101100 стало 01010011

с = a&b; // побитовое И, применяется к каждой паре бит

// a=01010111

// b=11001001

// c=01000001

с = a|b; // побитовое ИЛИ, применяется к каждой паре бит

// a=11000011

// b=01100111

// c=11100111

с = a^b; // побитовое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, применяется к каждой паре бит

// a=10101011

// b=11001100

// c=01100111

b = a>>n; // побитовый СДВИГ ВПРАВО на n разрядов, старшие разряды

// после сдвига устанавливаются в 0

// a=11001101

// n=3

// b=00011001



b = a<

// после сдвига устанавливаются в 0

// a=11001101

// n=3


// b=01101000

// допустимы выражения вида:

a &= b; a |= b; a ^= b; a <<= n; a >>= n;

============================================================

// Выделить, установить в 1, сбросить в 0,

// инвертировать k-ый бит.

// Нумерация бит справа – от младшего бита, начиная с 0

unsigned char a, b, c;

int i, k, k1, k2;

// выделить k-ый бит в a

b = 1;

b <<= k;


b &= a; // в результате на k-ой позиции числа b будет

// стоять k-ый бит числа a.

// Все остальные биты будут 0

// a=11001011

// k=3

// b=00001000



// установить k-ый бит числа a в 1

b = 1;


b <<= k;

a |= b; // в результате на k-ой позиции числа a будет 1

// Все остальные биты не изменяться

// a=11001011

// k=2

// a=11001111



// установить k-ый бит числа a в 0

b = 1;


b <<= k;

b = ~b;


a &= b; // в результате на k-ой позиции числа a будет 0

// Все остальные биты не изменяться

// a=11001101

// k=2


// a=11001001

// инвертировать k-ый бит числа a

b = 1;

b <<= k;


b = ~b;

a ^= b; // в результате на k-ой позиции числа a бит

// изменится с 0 на 1 или с 1 на 0

// Все остальные биты не изменяться

// a=11001001

// k=2


// a=11001101

============================================================

// Выделить подпоследовательность битов с номерами

// от k1 до k2 (k2>=k1)

// Нумерация бит справа – от младшего бита, начиная с 0

unsigned char a, b, c;

int i, k1, k2;

i = 0; // a=10101101

b = 1; // k1=2 k2=5

while (i101100

b <<= 1;

b |= 1;


i++;

}

b <<= k1;



c = a & b;

============================================================

// Подсчет количества 1 в двоичном представлении

// первого байта строки ss

// Для примера: ss[0] = 0x38 = 00111000

// результат k=3

unsigned char ss[80] = “87654321”;

unsigned char c;

int k = 0, i;

for (i=0; i<8; i++) {

c = ss[0]>>(7-i);

c &= 0x01;

k += c;

}

printf("\nКоличество бит с 1 в байте для %c - 0x%X.



Результат k = %d",ss[0],ss[0],k);

// Это же можно сделать и так (более оптимально)

unsigned char ss[80] = “87654321”;

unsigned char c;

int k = 0;

c = ss[0];

while (c) {

k += c & 0x01;

c >>= 1;

}

printf("\nКоличество бит с 1 в байте для %c - 0x%X.



Результат k = %d",ss[0],ss[0],k);

============================================================

// Сложение по модулю 2 всех бит первого байта строки ss

// Для примера: ss[0] = 0x38 = 00111000

// результат k2=1

unsigned char ss[80] = “87654321”;

unsigned char c;

int k2 = 0;

c = ss[0];

while (c) {

k2 ^= c & 0x01;

c >>= 1;


}

printf("\n\nСумма по mod2 всех бит байта для %c 0x%X.

Результат k2 = %d",ss[0],ss[0],k2);

==========================================================

void main(void) {
unsigned char s[50] = "0123"; //пример строки

unsigned char ss[50], sss[50];

unsigned char c, c1, c2;

int nbait, nbit, nbit1, i, n;


// Кодирование строки s добавлением

// пятого бита 1 к четырем битам каждого полубайта

// Для примера: исходная строка s="0123"

//0x30 0x31 0x32 0x33

//00110000 00110001 00110010 00110011

// Закодированная строка ss

//0x38 0x4E 0x33 0x94 0xE7

//00111000 01001110 00110011 10010100 11100111


clrscr(); nbait=0; nbit=0; memset(ss,0,50);

n = strlen(s);

for (i=0; i

c1 = s[i] & 0xF0 | 0x08;

c = c1 >> nbit;

ss[nbait] |= c;

nbit += 5;

if (nbit > 7) {

nbait++;

c = c1 << (13 - nbit);

ss[nbait] = c;

nbit -= 8;

}

c2=(s[i] << 4) | 0x08;



c = c2 >> nbit;

ss[nbait] |= c;

nbit += 5;

if (nbit > 7) {

nbait++;

c = c2 << (13 - nbit);

ss[nbait] = c;

nbit -= 8;

}

}

// Декодирование строки ss



// удалением пятого бита у каждого полубайта

nbit1=0; nbit=0; nbait=0;

memset(sss,0,50);

i=0;


while (nbait < n) {

if (nbit1 < 4) {

c1 = ss[i] << nbit1;

c1 &= 0xF0;

nbit1 += 5;

if (nbit1 == 8) {

i++; nbit1 = 0;

}

}



else {

c1 = ss[i] << nbit1;

c2 = ss[i+1] >> (8 - nbit1);

c1 &= 0xF0;

c2 &= 0xF0;

c1 |= c2;

i++;

nbit1 -= 3;



}

sss[nbait] |= (c1 >> nbit);

nbit += 4;

if (nbit == 8) {

nbit=0; nbait++;

}

}



printf("\n\nИсходная строка : %s",s);

printf("\nЗакодированная строка: %s",ss);

printf("\nДекодированная строка: %s",sss);

bioskey(0);

}

3. ГРАФИКА


Информация по теме: А.И. Касаткин «Управление ресурсами» – стр. 348-413, книга «Графические средства Turbo C и Turbo C++».

3.1. Основные понятия


При использовании библиотеки графики Turbo C все необходимые определения для графического режима даны в файле . Кроме подключения в программе этого файла, для работы с библиотекой графики необходимо иметь в своем каталоге графический драйвер – файл egavga.bgi.

В графическом режиме экран монитора представляется как набор отдельных точек – пикселей (pixels), образующих прямоугольник. Число пикселей определяет разрешающую способность (разрешение) графической системы и обычно отражается парой чисел, первое из которых показывает количество пикселей в одной строке, а второе – число строк, например 320 х 200.

За начало координат экрана (x=0, y=0) принимается его левый верхний угол. Значение x определяет число точек, на которое смещается вправо от начала координат указатель текущей позиции экрана. Значение y определяет аналогичное смещение вниз. Угловые величины в библиотеке графики задаются в градусах.

Прежде чем использовать функции графической библиотеки в программе неодходимо выполнить выполнена инициализацию графической системы, т.е. указать графический драйвер и режим работы этого драйвера (константа DETECT (или 0) определяет автоматический выбор драйвера).

int gd = DETECT, gm, errorcode;

initgraph(&gd,&dm," "); // инициализация графики

errorcode = graphresult(); // код ошибки инициализации

if (errorcode != grOk){ // ошибка инициализации графики

printf("Error:%s\n", grapherrormsg(errorcode));

bioskey(0);

return;

}

Если графические функции больше не нужны, в программе надо закрыть графический режим:



closegraph();

Графические функции по своему назначению делятся на несколько групп:

1) функции для перехода в графический режим и в текстовый режим (initgraph(), closegraph());

2) функции для получения изображения на экране (bar(), circle(), ellipse(), floodfill(), line(), putimage(), putpixel(), rectangle(), …);

3) функции для установки параметров изображения: вида штриховки, способа вычерчивания и толщины линий и т.п. (setbkcolor(), setcolor(), setfillstyle(), setlinestyle(), …);

4) функции для определения параметров изображения (getbkcolor(), getcolor(), getimage(), getmaxcolor(), getmaxx(), getmaxy(), getx(), gety(), imagesize(), …).


3.2. Генератор случайных чисел


Случайные числа используются во многих приложениях (особенно часто – в игровых программах). Поэтому практически во всех средах программирования присутствуют генераторы случайных чисел. В среде Borland C++ есть два таких генератора (или датчика) случайных чисел.

Для работы с генераторами случайных чисел надо подключать заголовочный файл .

Первый генератор случайных чисел – функция rand(). Эта функция генерирует любое положительное число от 0 до RAND_MAX, значение которого можно найти в подключаемом файле . Синтаксис функции:

int i = rand();

Если просто получать с помощью rand() последовательность случайных чисел, то она при каждом запуске программы будет одна и та же. Дело в том, что случайное число генерируется, исходя из определенных параметров. Для превращения функции rand() в действительно генератор случайных чисел нужно в начале программы использовать функцию srand(), которая в качестве аргумента просит число. И уже по этому числу будет генерироваться случайное число функцией rand().

srand(time(NULL));

int i = rand();

Теперь каждый запуск программы будет выдавать разные случайные числа.

Если нужны случайные числа из определенного диапазона, то это можно сделать так: начальное_значение + rand() % конечное_значение.

int i = 1 + rand()%100; // числа от 1 до 100

Второй генератор случайных чисел – функция random(). Эта функция выдает случайное целое число из интервала от 0 до n-1, где n – параметр функции. Синтаксис функции:

int n = 101;

int i = random(n); // числа от 0 до 100, можно так: i = random(101)

Если надо, чтобы начало интервало было не число 0, можно поступить так: начальное_значение + random(значение). Тогда получится конец интервала: конечное_значение = начальное_значение + значение, которое пишется в функции random().

Так же как и для функции rand(), для того, чтобы последовательность случайных чисел менялась от запуска к запуску программы, надо перед использованием random() вызвать функцию randomize().

randomize();

int i = 1 + random(101); // числа от 1 до 100

3.3. Работа с таймером


В языке С есть специальные функции для работы с таймером. Все, что надо для успешной работы с таймером, находится в файлах и .

Функция time() дает текущее время в секундах, которое отсчитывается от 00 часов 1 января 1970 г. Оно запоминается в виде значения переменной *t и возвращается функцией time().

time_t time(time_t *t);

Функция difftime() возвращает разницу во времени (в секундах) от t1 до t2.

double difftime(time_t t2, time_t t1);

Пример использования:

void main() {

time_t t_beg, t_end;

double d;

t_beg = time(NULL);

...


t_end = time(NULL);

d = difftime(t_end,t_beg);

printf("Program worked %.2lf seconds\n", d);

}

Функция gettime() возвращает системное время.



void gettime(struct time *timep);

Время, сообщаемое MS DOS, задается в структурной переменной по шаблону time, определенному в :

struct time {

unsigned char ti_min; // минуты

unsigned char ti_hour; // часы

unsigned char ti_hund; // сотые доли секунды

unsigned char ti_sec; // секунды

};

Пример использования:

void main() {

unsigned long tt;

struct time t_beg, t_end;

gettime(&t_beg);

...

gettime(&t_end);



tt=(t_end.ti_hour*3600 + t_end.ti_min*60 + t_end.ti_sec) -

(t_beg.ti_hour*3600 + t_beg.ti_min*60 + t_beg.ti_sec);

printf("Program worked %lu seconds\n", tt);

}

Функция delay() выполняет задержку выполнения программы в течение времени, заданного в качестве параметра (задается в миллисекундах, 1 секунда = 1000 миллисекунд).



void delay(unsigned int t);

Функция kbhit() проверяет, была ли нажата какая-либо клавиша клавиатуры (есть ли символы в буфере клавиатуры). Если какая-либо клавиша была нажата, функция kbhit() возвращает ненулевое значение, если нет, она возвращает 0.

int kbhit(void);

3.4. Примеры программ


Пример №1 использования графической системы (файл lab10_1.cpp):

#include

#include

#include

#include

#include

#include

#include

#define MAXREFLECTIONS 500 // максимальное число перемещений

#define w 101 // 1/2 ширины объекта

#define h 101 // 1/2 высота объекта

int maxx,maxy,minx,miny; // координаты углов рабочей области

// отрисовка внутри фигуры 1

void Figure1(int x0,int y0){

circle(x0,y0-40,15);

ellipse(x0,y0+6,20,19,15,30);

line(x0-5,y0+34,x0-5,y0+60);

line(x0+5,y0+34,x0+5,y0+47);

line(x0+5,y0+47,x0+7,y0+37);

line(x0+12,y0-15,x0+40,y0-6);

line(x0-12,y0-15,x0-40,y0-6);

circle(x0-7,y0-44,3);

circle(x0+7,y0-44,3);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-30);

line(x0,y0-30,x0+4,y0-35);

}

// отрисовка фигуры 1



void DrawFigure1(int x0,int y0){

setcolor(YELLOW);

circle(x0,y0,100);

setcolor(WHITE);

Figure1(x0,y0);

}

// очистка фигуры 1



void ClearFigure1(int x0,int y0){

setcolor(BLACK);

circle(x0,y0,100);

Figure1(x0,y0);

}

// отрисовка внутри фигуры 2



void Figure2(int x0,int y0){

circle(x0,y0-40,15);

ellipse(x0,y0+6,20,19,15,30);

line(x0+5,y0+34,x0+5,y0+60);

line(x0-5,y0+34,x0-5,y0+47);

line(x0-5,y0+47,x0-7,y0+37);

line(x0+12,y0-15,x0+40,y0-26);

line(x0-12,y0-15,x0-40,y0-26);

circle(x0-7,y0-44,3);

circle(x0+7,y0-44,3);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-30);

line(x0,y0-30,x0+4,y0-35);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-40);

line(x0,y0-40,x0+4,y0-35);

}

// отрисовка фигуры 2



void DrawFigure2(int x0,int y0){

setcolor(1+(rand()%14));

circle(x0,y0,100);

setcolor(WHITE);

Figure2(x0,y0);

}

// очистка фигуры 1



void ClearFigure2(int x0,int y0){

setcolor(BLACK);

circle(x0,y0,100);

Figure2(x0,y0);

}

// отрисовка фона



void DrawFon(int col) {

int i, j;

for(i=minx+2; i

for(j=miny+2; j

putpixel(i,j,col);

}

void main(void){



int gd=DETECT,gm,errorcode;

int x, y, k=0;

time_t t_beg, t_end;

// инициализация графики

initgraph(&gd,&gm," ");

errorcode=graphresult();

if (errorcode!=grOk){

printf("Error:%s\n",grapherrormsg(errorcode));

bioskey(0);

return;


}

t_beg=time(NULL); // время начала работы

srand(time(NULL));

// определение координат рабочей области

minx=50; miny=50;

maxx=getmaxx()-50;

maxy=getmaxy()-50;

// определение начальной точки

x=maxx*0.5;

y=maxy*0.5;

// отрисовка рабочей области

setcolor(LIGHTMAGENTA);

rectangle(minx-45,miny-45,maxx+45,maxy+45);

rectangle(minx,miny,maxx,maxy);

setfillstyle(LTBKSLASH_FILL,GREEN);

floodfill(10,10,LIGHTMAGENTA);

setbkcolor(BLACK);

DrawFon(MAGENTA);

// цикл перемещений объекта

while(!kbhit() && k++

DrawFigure1(x,y);

delay(400);

ClearFigure1(x,y);

DrawFon(MAGENTA);

DrawFigure2(x,y);

delay(400);

ClearFigure2(x,y);

// новые случайные координаты объекта

x += rand()%101-50;

y += rand()%101-50;

// контроль выхода за границы области

if (x-w

if (x+w>maxx) x=maxx-w;

if (y-h

if (y+h>maxy) y=maxy-h;

}

// закрытие графики



closegraph();

if (k

t_end=time(NULL); // время конца работы

// определение времени работы программы

double d = difftime(t_end,t_beg);

printf("Program worked %.2lf seconds\n",d);

bioskey(0);

}

Пример №2 использования графической системы (файл lab10_2.cpp):

#include

#include

#include

#include

#include

#include

#include

#define MAXREFLECTIONS 500

#define w 101

#define h 101

void DrawFigure1(int x0,int y0){

setcolor(YELLOW);

circle(x0,y0,100);

setcolor(WHITE);

circle(x0,y0-40,15);

ellipse(x0,y0+6,20,19,15,30);

line(x0-5,y0+34,x0-5,y0+60);

line(x0+5,y0+34,x0+5,y0+47);

line(x0+5,y0+47,x0+7,y0+37);

line(x0+12,y0-15,x0+40,y0-6);

line(x0-12,y0-15,x0-40,y0-6);

circle(x0-7,y0-44,3);

circle(x0+7,y0-44,3);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-30);

line(x0,y0-30,x0+4,y0-35);

}

void DrawFigure2(int x0,int y0){



setcolor(1+random(14));

circle(x0,y0,100);

setcolor(WHITE);

circle(x0,y0-40,15);

ellipse(x0,y0+6,20,19,15,30);

line(x0+5,y0+34,x0+5,y0+60);

line(x0-5,y0+34,x0-5,y0+47);

line(x0-5,y0+47,x0-7,y0+37);

line(x0+12,y0-15,x0+40,y0-26);

line(x0-12,y0-15,x0-40,y0-26);

circle(x0-7,y0-44,3);

circle(x0+7,y0-44,3);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-30);

line(x0,y0-30,x0+4,y0-35);

line(x0-4,y0-35,x0,y0-40);

line(x0,y0-40,x0+4,y0-35);

}

void main(void){



int gd=DETECT,gm,errorcode;

int x, y, k=0, i, j;

int maxx,maxy,minx,miny;

void *ptr1,*ptr;

unsigned long tt, size;

struct time t_beg,t_end;

initgraph(&gd,&gm," ");

errorcode=graphresult();

if (errorcode!=grOk){

printf("Error:%s\n",grapherrormsg(errorcode));

bioskey(0);

return;


}

gettime(&t_beg); // время начала работы

randomize();

minx=50; miny=50;

maxx=getmaxx()-50;

maxy=getmaxy()-50;

x=maxx*0.5;

y=maxy*0.5;

if (x&1) x++;

if (y&1) y++;

setcolor(LIGHTMAGENTA);

rectangle(minx-45,miny-45,maxx+45,maxy+45);

rectangle(minx,miny,maxx,maxy);

setfillstyle(LTBKSLASH_FILL,GREEN);

floodfill(10,10,LIGHTMAGENTA);

setbkcolor(BLACK);

for(i=minx+2; i

for(j=miny+2; j

putpixel(i,j,MAGENTA);

size = imagesize(x-w,y-h,x+w,y+h);

if (size == 0xFFFFu) {

closegraph();

printf("Error: size=0xFFFF\n");

bioskey(0);

return;

}

ptr = malloc(size);



ptr1 = malloc(size);

if (ptr==NULL || ptr1==NULL) {

closegraph();

printf("Error: no free memory\n");

bioskey(0);

return;


}

getimage(x-w,y-h,x+w,y+h,ptr);

DrawFigure1(x,y);

getimage(x-w,y-h,x+w,y+h,ptr1);

while(!kbhit()&&k++

putimage(x-w,y-h,ptr1,COPY_PUT);

delay(400);

putimage(x-w,y-h,ptr,COPY_PUT);

DrawFigure2(x,y);

delay(400);

putimage(x-w,y-h,ptr,COPY_PUT);

x += random(101)-50;

y += random(101)-50;

if (x-h

if (x+h>maxx) x=maxx-h;

if (y-w

if (y+w>maxy) y=maxy-w;

if (x&1) x++;

if (y&1) y++;

}

closegraph();



free(ptr);

free(ptr1);

if (k

gettime(&t_end); // время конца работы

// определение времени работы программы

tt=(t_end.ti_hour*3600 + t_end.ti_min*60 + t_end.ti_sec)-

(t_beg.ti_hour*3600 + t_beg.ti_min*60 + t_beg.ti_sec);

printf("Program worked %lu seconds\n",tt);

bioskey(0);

}





страница 1

Смотрите также: