Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
УДК 32.001(476)
С.А. Козлова
. Сравнительный анализ тенденций развития политической науки в странах Западной Европы и Республике Беларусь
В статье проведен сравнительный анализ тенденций развития политической науки, систем присуждения степеней и званий, курсов, преподаваемых в университетах, тематики исследовательских работ и форм профессиональной коммуникации в Республике Беларусь и таких западноевропейских странах, как Австрия, Бельгия, Великобритании, Дания, Ирландии, Испании, Италии, Кипре, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии. Отдельное внимание уделено процессам институционализации политической науки в Республике Беларусь. Автор выделяет основные проблемы, к которым обращаются отечественные исследователи на различных этапах институционализации политической науки, приводит статистику защит кандидатских и докторских диссертаций по данным ВАК за период с 1991 по 2008 гг. На основании проделанного анализа сделан вывод о том, что политическая наука в Беларуси развивается быстрыми темпами, которые и по скорости развития, и по содержанию соответствуют основным параметрам развития политической науки в Западной Европе.
Введение

Каждая научная дисциплина нуждается в регулярном осмыслении достигнутых результатов. Обращение к прошлому, анализ истоков политической науки, изучение ее дискурса, направлений, теорий и методов помогают понять ее настоящее и предвидеть будущее. Самые недавние попытки критически оценить итоги развития политологии включают такие проекты, как восьмитомная Handbook of Political Science (Greenstein & Polsby, 1975) и книга “Политическая наука: новые направления” (Гудин и Клингеманн, 1996). Есть также и специализированные труды, посвященные состоянию политической науки в отдельных странах или в регионах. Описывая развитие политической науки в Западной Европе, хотелось бы остановиться на последнем издании, посвященном этой теме, это издание «Политическая наука в Западной Европе»под ред. Х.-Д. Клингеманна (2007). Авторы описывают развитие политической

науки в восемнадцати западноевропейских странах (Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Кипра, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Швеции) по следующим позициям:


  1. Институты высшего образования, преподающие политическую науку. Сюда включены данные по количеству университетов и структурных подразделений (факультетов, отделений, институтов или кафедр, учебные программы которых включают политологию). Базу данных авторы ограничили только государственными университетами и исследовательскими институтами университетского типа. Собраны данные о числе штатных профессоров и доцентов и исключены, т.к. данные о других группах преподавательского состава, таких как ассистенты и аспиранты имеют в различных странах принципиальные различия и не позволяют провести корректное сравнение. Приведены данные о количестве студентов-политологов;

  2. Система научных степеней и области преподавания. Здесь речь идет о таких степенях высшего образования, как бакалавр и магистр, о продолжительности обучения в высшем учебном заведении для получения той или иной степени, рассматривается

перечень учебных дисциплин, необходимых для изучения студентами-политологами;

  1. Области исследования: данные по тематике исследовательских программ и тематике защищенных диссертаций;

  2. Профессиональная коммуникация: данные о профессиональных ассоциациях политологов в этих странах.

Цель данной статьи – провести сравнительный анализ состояния и тенденций развития политической науки в странах Западной Европы и Республике Беларусь по перечисленным выше четырем позициям.
Институты высшего образования, преподающие политическую науку

Сравним количество университетов и число преподавателей и студентов в них. В 18 странах Западной Европы политическую науку преподают в 307 государственных университетах, где работают 1526 штатных профессоров и доцентов-политологов на 347 подразделениях (факультетах, отделениях, институтах и других структурных подразделениях) [1; с. 22]. Политическую науку в Республике Беларусь преподают во всех без исключения высших учебных заведениях. А подготовку специалистов в области политических наук ведут Белорусский государственный университет по специальности «Политика и государственное управление», Академия управления при Президенте Республике Беларусь по специальности «Государственное управление и право» и Белорусский государственный экономический университет, который в 2009 году провел первый набор студентов на отделение «политический менеджмент». Таким образом, специалистов-политологов в Республике Беларусь обучают в 3 государственных высших учебных заведениях, где работают 38 штатных профессоров и доцентов на 3 подразделениях (кафедры). Для наглядности сравним количество государственных университетов, подразделений в них и количество работающих штатных профессоров и доцентов в странах, численность населения в которых близко к 10 миллионам, как и в Республике Беларусь. Так, например, в Австрии с численностью населения 8,1 миллиона человек в 3 государственных университетах работает 29 профессоров и доцентов в 4 подразделениях; в Бельгии с численностью населения 10,4 миллиона человек в 9 университетах работает 66 профессоров и доцентов в 9 подразделениях; в Греции с численностью населения 11 миллионов человек в 5 университетах работает 67 профессоров и доцентов в 5 подразделениях; в Португалии с численностью населения 10,5 миллиона человек в 11 университетах работает 40 профессоров и доцентов в 14 подразделениях; в Швеции с численностью населения 9 миллионов человек в 12 университетах работают 42 профессора и доцента в 12 подразделениях [1; с. 23]. Беларусь не отстает от западноевропейских стран по количеству профессоров и доцентов, работающих в одном университете.

Говоря о политической науке с точки зрения спроса на выпускников по специальности «политология», сделана попытка подсчитать приблизительную численность студентов-политологов в Западной Европе. Следуя определенным методам подсчета, пришли к общей цифре 154 000 студентов-политологов в Западной Европе по состоянию на 2005 год. Эти данные включают магистрантов, бакалавров и соискателей степени доктора. Точное число варьируется от 129 на Кипре до 33 000 в Соединенном Королевстве. Для наглядности приведем данные о количестве студентов в странах, где численность населения близка к численности населения в Республике Беларусь: так в Австрии количество студентов-политологов равно 4 434 человек, в Бельгии – 2 652 человека, в Греции – 10 927 человек, в Португалии – 2 118 человек, в Швеции – 11 220 человек [1; с. 28]. В Республике Беларусь количество студентов-политологов по состоянию на 2009 год составляет 750 человек. Такое отставание связано с поздней институционализацией политической науки во всех постсоветских странах, а в связи с этим и с меньшей востребованностью профессиональных политологов в органах государственной власти и управления. Соотношение цифр может измениться, если к этому числу студентов добавить еще 453 студента отделения международных отношений, которые обучаются на факультете международных отношений Белгосуниверситета.
Система научных степеней и области преподавания

Описывая систему степеней и области преподавания, нельзя не отметить, что Болонский процесс, начавшийся в Париже в мае 1998 года подписанием Сорбонской декларации, стал процессом гармонизации высшего образования в Европе. Шесть принципов были приняты на конференции 29 министров образования в Болонье в целях повышения конкурентоспособности, мобильности и трудоустройства на глобальном уровне. Эти принципы в настоящее время реализуются в большинстве европейских стран и уже наложили серьезный отпечаток на политологию как учебную дисциплину. С формальной точки зрения этот процесс идет успешно: в 15 из 18 стран уже осуществлен переход на трехлетний бакалавриат, а в Испании, Греции и на Кипре, в которых сохраняются четырехлетние программы подготовки бакалавров [1; с. 31]. Жаркие споры развернулись и по вопросу продолжительности обучения в магистратуре (второй цикл). Двенадцать стран ведут магистерскую подготовку политолога в течение двух лет, а шесть стран предоставляет возможность получить степень магистра за один год. Республика Беларусь в конце 1990-х годов также активно включилась в Болонский процесс, и уже в 2004 году в Белгосуниверситете были введены степени бакалавра (срок обучения 4 года), специалиста (1 год обучения) и магистра (1 обучения). Однако практика показала, что выпускники со степенью бакалавра не могли трудоустроиться, поэтому было принято решение в 2008 году о присвоении следующих степеней: специалиста (5 лет обучения) и магистра (1 год обучения), но, при желании, студент может закончить обучение за 4 года и получить степень бакалавра.

Большее единодушие европейское политологическое сообщество проявляет по отношению к программам аспирантского (докторского уровня). Признается, что аспиранты не должны ограничиваться проведением индивидуальных исследований в контакте только лишь с научным руководителем, их подготовка должна быть более структурированной. В Беларуси программа обучения в аспирантуре предполагает усвоение ряда учебных дисциплин с традиционной сдачей зачетов и экзаменов и составляет 3 года при очной форме обучения и 4 года при заочном обучении.

Отвечая на вызовы Болонского процесса, европейские политологи, проведя широкую дискуссию в рамках профессиональных сообществ, сформулировали предложения, вынесенные на Берлинскую конференцию 2003 года. Предложение предусматривает освоение студентами западноевропейских стран следующих политологических курсов:

– политическая теория, история политических идей;

– методология (включая статистику);

– политическая система собственной страны и Европейского Союза;

– сравнительная политология;

– международные отношения;

– государственное управление и политический анализ;

– политическая экономия и политическая социология.

Учебная программа для отделения политологии Белгосуниверситета предусматривает преподавание по пяти основным разделам политической науки:

– политическая теория,

– сравнительная политика,

– управление и администрация,

– методология и методы политической науки,

– международные отношения.

В русле этих направлений для студентов читают следующие курсы: «Введение в политическую теорию»; «Политическая идеология»; «Теория государственного управления»; «Политические партии и партийные системы»; «Методология политической науки»; «Сравнительная политика»; «Политические проблемы современной глобалистики»; «Организация избирательных кампаний»; «Права человека»; «Теория политики»; «Политическая культура»; «Теория принятия политических решений»; «Политическая психология»; «Теория политических систем»; «Теория и практика оценки публичной политики»; «Геополитические проблемы в современном мире»; «Местное самоуправление в Республике Беларусь»; «Правила парламентской процедуры»; «Этнополитика»; «Конфессиональная политика в Республике Беларусь»; «Общественная политика» [2; с. 9].

Сравнивая системы степеней в западноевропейских странах и Беларуси, можно отметить, что для получения степени магистра необходимо 5 лет. Это идентично срокам обучения в таких странах, как Кипр, Греция и Испания, где для получения степени магистра необходимо пройти обучение в течение 6 лет, как и в Республике Беларусь. Такое сходство системы степеней и учебных программ поможет Беларуси войти в европейскую систему высшего образования, сделает возможным сопоставление и признание дипломов о высшем образовании, расширит возможности сотрудничества с учеными и исследовательскими центрами западноевропейских стран.
Области исследования

Исследовательские программы имеют тенденцию к большей специализации, нежели учебные программы. Большинство исследовательских программ в странах Западной Европы направлено на изучение политических систем в собственных странах и в Европейском союзе. Международные отношения, политический анализ, государственное управление, политическая социология, политическая экономия занимают второстепенное положение, за ними следует политическая теория, история политических учений. Отмечается и низкий интерес к методологии как вспомогательной области исследования [1; с. 35].

Динамику исследовательской проблематики в Республике Беларусь отражает подготовка кадров высшей квалификации в сфере политических наук. На сегодняшний день докторантура и аспирантура по политическим наукам существуют в Белгосуниверситете, Академии уп­равления при Президенте Республики Беларусь, БГПУ им. М.Танка, Республиканском институте высшей школы. Подготовка аспирантов и докторантов ведется по специальностям: 23.00.01 – теория политики, история и методология политической науки; 23.00.02 – политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии; 23.00.04 – политические проблемы международных отношений и глобального развития. На 25.01.2009 г. в Республике Беларусь защищено 50 диссертаций по политическим наукам, из них десять – докторские.

Исходя из того, что ключевым фактором развития политического знания является становление государственности независимой Беларуси, Н.А. Антанович, С.В. Решетников, Н.В. Ляхович-Петракова выделяют следующие этапы институционализации политической науки в Республике Беларусь: 1) становление белорусской политологии как учебной дисциплины в начальный период суверенной государственности (1990–1996гг.); 2) развитие политологии как научной дисциплины (1997–2001 гг.); 3)формирование политического знания, ориентированного на практическое использование (с 2002 г. по настоящее время) [3; с. 65].

В период 1991–1996 гг. становление государственности независимой Беларуси положило начало самостоятельному политическому процессу. С 1991 по 1996 гг. тематика диссертационных исследований была представлена следующей проблематикой: политические партии, группы интересов, политический процесс, политическая система в процессе трансформации, проблемы политической культуры и воспитания молодежи, политической идеологии в период перестройки и переходный период.

К концу XX в. белорусская политология оформилась как самостоятельная отрасль научного исследования. В этот период развитие политического знания определялось скорее внутринаучными процессами и потребностями, нежели социальным заказом. Исследовательская проблематика слабо была связана с потребностями органов государственной власти. В числе научных публикаций наиболее активно развивалась тематика специальностей 23.00.01 и 23.00.02, в рамках которых анализировались различные аспекты политики в переходных обществах, политическое сознание студенческой молодежи, социальные и политические преобразования в Беларуси в постсоветский период, государственно-конфессиональные отношения, электоральное поведение, лидерство, элиту, политическую символику. Для диссертаций по специальности 23.00.02 была характерна теоретическая ориентация и относительно невысокий практический выход результатов исследования. В тематике диссертаций и научных публикаций по специальности 23.00.04 затрагивались проблемы белорусско-российских отношений, анализ политических процессов в странах СНГ, европейская проблематика.

В третий период развития политической науки, начиная с 2002 года, закладывается тенденция устойчивой прикладной ориентации политический исследований. В тематике диссертационных исследований начинает преобладать белорусская тематика. Особенно заметно увеличение прикладной ориентации для специальности 23.00.02. В 2002–2008 гг. по этой специальности защищены работы по проблемам национальной безопасности, кадрового резерва, государственной молодежной политики, избирательным технологиям и избирательному процессу, политике Республики Беларусь в сфере информатизации. Исследования этого периода приобрели технологическую ориентацию: все они направлены на анализ конкретных проблем, их результаты могут быть использованы для разработки методов направленного воздействия на политические процессы.

В тематике научных публикаций по направлению 23.00.02 преобладают проблемы, востребованные органами государственной власти и управления: вопросы идеологии белорусского государства, национальной безопасности, технологий государственного и политического управления. Государственное управление как направление научных исследований активно развивается в Академии управления и в Белгосуниверситете. В Республике Беларусь сложились две основные научные школы ис­следования проблематики политического управления: политико-управленческая школа (Академия управления) и политологическая школа (БГУ).

По специальности 23.00.04 за третий период развития политического знания представлены диссертации по проблемам глобализации, вопросам национально-государственных интересов Республики Беларусь. На современном этапе наиболее активно развивающейся отраслью является практически ориентированное направление, соответствующее специальности 22.00.02 – политические институты и процессы, политические технологии.
Динамика защит по политологическим специальностям с 1991 по 2008 гг. представлена в таблице.
Таблица. Динамика защит по политологическим специальностям





1990-е гг.

2000-е гг.
































































1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

ито-

го


23.00.01



1



1

1





1

1



3

1

1

2

1

2

1



16

23.00.02



2

2

3

2



1



1

3

1



3

1

1

1

2



23

23.00.03

1

2

2































5

23.00.04















1





1

2





2







6

все-го

1

5

4

4

3



1

2

2

3

5

3

4

3

4

3

3



50


Профессиональная коммуникация

Профессиональная коммуникация имеет существенное значение для прогресса науки. Критическое обсуждение новых тем необходимо. Обеспечение инфраструктуры для этого дискурса – одна из основных функций ассоциаций политической науки.

Во всех исследуемых западноевропейских странах есть профессиональные ассоциации политологов. Исключением является Кипр, однако делаются определенные шаги по созданию политологической ассоциации и в этой стране. Общее число членов национальных ассоциаций политологов – 10000 в 2005 году. Количество членов варьируется от 130 в Португалии до 1650 в ассоциации Великобритании [1; с. 37]. В Республике Беларусь в 1993 году было создано общественное объединение “Белорусская ассоциация политических наук”, а с 1998 года действует Белорусская академия политических наук, членами которых являются ученые, преподаватели и должностные лица из различных городов республики. Высокая научная квалификация членов академии позволяет им осуществить мониторинг и прогноз политической ситуации в республике, экспертизу важнейших политических решений, политическое просвещение населения. Но так как большинство членов этих организаций является преподавателями высших учебных заведений, то в настоящий момент они в основном сосредоточены на индивидуальной исследовательской работе. Вместе с тем хотелось бы отметить, что все преподаватели кафедры политологии Белгосуниверситета являются членами Российской ассоциации политической науки, что помогает развивать сотрудничество ученых двух стран.
Вывод

За 20 лет, с 1989 года по настоящее время, политическая наука в Беларуси прошла сложный путь от становления к устойчивому развитию. Сравнивая развитие политологии в нашей стране с общеевропейскими тенденциями, можно сделать вывод, что наука развивается быстрыми темпами, которые и по скорости развития, и по содержанию соответствуют основным параметрам развития политической науки в Западной Европе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клингеманн, Х.-Д. Сравнительный анализ развития политической науки в Западной Европе на 2005 г. / Х.-Д. Клингеманн // Политическая наука в Западной Европе / Под ред. Х.-Д. Клингеманна; пер. с англ. М. Гурвица, А. Демчука и др.; под. ред. Е.Б. Шестопал. – М: Аспект Пресс, 209. – 487 с.

2. Решетников, С.В. Политическая наука в БГУ: теоретико-методологические и прикладные аспекты / С.В. Решетников. – Минск: БГУ, 2009. – 175 с.



3. Решетников, С.В., Антанович, Н.А. Политическая наука в Республике Беларусь: традиции и новации / С.В. Решетников, Н.А. Антанович // Проблемы управления. – 2008. – № 4 (29). – С. 64–68.

страница 1

Смотрите также: