страница 1
УДК 025.5:004.738.5(476-25) + 340:004
Интернет-доступ к информации о правовых ресурсах
как инновационная форма обслуживания:
из опыта Национальной библиотеки Беларуси
долгополова Е.Е.,
заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси,
кандидат педагогических наук
Рассматриваются основные итоги работы виртуального центра правовой информации, созданного на базе интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси в целях методической поддержки сотрудников ПЦПИ и обслуживания удаленных пользователей в сфере правовой информации.
С момента создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ) Национальная библиотека Беларуси (НББ) стала научно-методическим центром по мониторингу и обеспечению их деятельности. Осуществляя комплекс мероприятий в рамках этого направления, специалисты НББ вели активный поиск инновационных методов работы. Так, в феврале 2008 года в целях оказания методической, информационной и консультационной помощи сотрудникам ПЦПИ был реализован проект «Виртуальный центр правовой информации» (ВЦПИ).
На момент создания центра в качестве его приоритетной задачи рассматривалось выполнение тематических, уточняющих и фактографических запросов сотрудников ПЦПИ по широкому спектру правовых проблем, требующих сложного библиографического поиска и больших затрат времени при отсутствии нужной информации на местах.
Сопутствующей задачей ВЦПИ было определено предоставление опережающей информации по следующим вопросам:
-
правовые информационные ресурсы НББ;
-
интернет-ресурсы правовой тематики;
-
деятельность ПЦПИ Республики Беларусь;
-
виртуальные юридические службы и консультации.
В структуре сервиса было выделено шесть тематических разделов, каждый из которых был разбит на несколько подразделов. В целях исключения дублирования текстовой информации использовалась система гиперссылок для объединения множества смысловых фрагментов. Для быстрого перехода к правовым ресурсам открытого доступа была сформирована система интерактивных ссылок, которая постоянно актуализируется.
С момента внедрения проекта прошло не полных три года, но уже можно подвести определенные итоги и оценить его успешность. В первую очередь, следует отметить, что данный сервис оказался не менее востребованным пользователями, чем специалистами ПЦПИ. Возможности ВЦПИ позволяют четко ориентироваться в информационных правовых ресурсах, следить за их обновлением, развивать навыки поиска правовой информации в электронной среде. Поэтому, несмотря на определенные ограничения – служба не оказывает юридические консультации, не предоставляет полных текстов правовых актов – количество пользователей, обращающихся к сервису, стабильно высоко и составляет в среднем 74 человека в день (рис. 1):
Рис. 1. Динамика количества пользователей за весь период
Примечательно, что информационное наполнение тематических разделов сервиса привлекает не только наших соотечественников, но и представителей других стран. При этом следует учитывать, что оно осуществляется на русском языке. В общей структуре посещений на жителей нашей страны приходится 69,6 %, остальные 30,3 % составляют посещения зарубежных граждан, в первую очередь – из стран бывшего СССР. В целом за период существования сервиса зарегистрированы обращения из 118 стран различных континентов. На рис. 2 географический охват пользователей представлен в виде укрупненных блоков:
Рис. 2. Географическая структура обращений к ВЦПИ
Совокупное количество посещений в 2009−2010 годах значительно возросло по сравнению с первым годом работы сервиса. Между тем в разрезе отдельных месяцев динамику посещений нельзя назвать абсолютно стабильной (рис. 3). На активность пользователей влияют различные факторы. Например, у студентов – это периоды сессий и каникул. Интерес иных пользователей к информации возрастает, если принимаются правовые акты в сфере пенсионного обеспечения, трудового законодательства и т.д.
Рис. 3. Динамика посещений ВЦПИ за весь период
Такие же тенденции наблюдаются в отношении количества просмотренных страниц: среднедневной показатель колеблется в пределах 84–278 просмотров (рис. 4):
Рис. 4. Динамика просмотра страниц ВЦПИ за весь период
Сравнивая две представленные выше диаграммы (рис. 3 и 4), можно проследить четкую зависимость динамики просмотров от динамики посещений.
Более прогнозируема динамика посещений по дням недели: пик приходится на первые три рабочих дня, а с четверга посещаемость сервиса несколько падает, особенно в летний период. В отпускной/каникулярный период активность пользователей несколько падает: если в течение сентября–мая по выходным регистрируется 60–65 посещений, то в июне показатель падает до единиц (рис. 5):
Рис. 5. Динамика посещений ВЦПИ по дням недели
Рассматривая показатели работы сервиса, нельзя не обратить внимание на то, что для пользователей, по всей вероятности, очень привлекательной является возможность обратиться к нему в любое время суток. К настоящему времени «мертвый период», когда не регистрируется ни одного входа, приходится на период с 3 до 5 часов ночи в выходные дни (рис. 6).
Рис. 6. Динамика посещений ВЦПИ по времени суток
Как правило, в ночное время чаще на сервис заходят зарубежные пользователи, что обусловлено разницей в часовых поясах.
Возрастающее стремление пользователей получать необходимую информацию в удаленном режиме наглядно раскрывается данными сравнительного анализа показателей традиционного (в читальном зале правовой информации) и on-line обслуживания (рис. 7). Если прирост физических посещений незначителен, то количество сетевых возросло почти в два раза.
Рис. 7. Сравнительный анализ традиционных и виртуальных посещений
На фоне стабильного уровня посещаемости зала правовой информации наблюдается увеличение спроса на документы правовой тематики как в печатном, так и в электронном виде. На наш взгляд, этому в немалой степени способствует популяризация данного вида ресурсов посредством ВЦПИ (рис. 8). К сожалению, поставщиками электронных правовых ресурсов не предусмотрена возможность сбора статистики по количеству просмотренных страниц, которая объективно свидетельствует об интенсивности использования баз данных, поэтому на диаграмме представлены только данные по факту обращения к ресурсам.
Рис. 8. Динамика обращений к правовым ресурсам в читальном зале
Учитывая высокий интерес пользователей к сервису, НББ приняла решение оказывать виртуальные справки не только для сотрудников ПЦПИ, но и для всех желающих. Тематическая структура виртуальных запросов практически не отличается от характера запросов, которые выполняет библиограф читального зала. Наиболее востребованы консультации по поиску информации в сфере банковского (17 %), налогового (9 %), жилищного (9 %), трудового (8 %) и семейного (7,5 %) права. Пока не наблюдается достаточного интереса к вопросам административного и избирательного права, а также судоустройства.
Значительная часть обращений связана с желанием получить юридическую консультацию. Вполне понятно, что подобные запросы остаются неудовлетворенными, поскольку выходят за рамки компетенции службы. И все же полностью игнорировать эту ситуацию не стоит. Еще на первых этапах создания сети ПЦПИ рассматривалась идея о сотрудничестве с Белорусской коллегией адвокатов, но реализовать ее не удалось. Возможно, в ближайшем будущем НББ удастся возродить это начинание и привлечь юристов к работе виртуального центра.
В заключение хотелось бы отметить, что при организации правового просвещения граждан библиотекам следует учитывать, что характер информационных предпочтений пользователей в последние годы существенно изменился. Согласно данным международного исследования 84 % из них начинают информационный поиск с обращения к поисковым системам сети Интернет, а степень удовлетворенности результатами достигает 90 % [1]. Выдержать конкуренцию на информационном рынке можно лишь благодаря внедрению новых форм обслуживания, в первую очередь основанных на возможностях сетевого доступа.
Использование интернет-технологий в деятельности ПЦПИ дает следующие преимущества:
-
охват более широкого круга пользователей посредством выхода за физические пределы библиотеки;
-
увеличение продолжительности времени доступа к информации;
-
расширение спектра средств коммуникации с пользователем;
-
повышение уровня удовлетворенности ожиданий пользователей;
-
привлечение внимания самых разных категорий пользователей и в конечном итоге повышение востребованности библиотеки и ее престижа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы: науч.-метод. пособие / Рос. нац. библиотека, Рос. библ. ассоц. – СПб.: Рос. нац. библ., 2009. – С. 12.
страница 1
|