Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Семинарские занятия

по курсу «Социально-педагогическая диагностика»

для специальности

1 -03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология»


Требования к компетенции студентов
В результате изучения курса студенты должны

знать:

методологические основы социально-педагогического диагностического исследования;



  • методологические характеристики теоретических, эмпирических и экспериментальных способов изучения социально-педагогических проблем;

  • логику и этапы социально-педагогического диагностического исследования;

  • требования к методам социально-педагогического диагностического исследования;

  • этические принципы диагностической исследовательской деятельности.

уметь:

  • программировать научно-обоснованное социально-педагогическое диагностическое исследование;

  • осуществлять информационный поиск, теоретический анализ научной литературы и других информационных источников;

  • научно-обоснованно подходить к отбору методов и методик для проведения диагностического поиска;

  • осуществлять обработку и анализ полученных результатов;

  • организовывать диагностический поиск в соответствии с этическими нормами.

Перечень семинаров

  1. Предмет, объект, задачи социально-педагогической диагностики.

  2. Диагностика в социально-педагогическом процессе современной школы.

  3. Общие принципы исследования социально-педагогических явлений.

  4. Измерение и представление социально-педагогических данных.

  5. Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика.

  6. Диагностика социальной среды.

  7. Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в

коллективе.

  1. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.

  2. Диагностика ребенка, поступающего в учреждение образования

интернатного типа.

  1. Диагностика воспитательного потенциала семьи.

  2. Диагностика отклонений в поведении детей и подростков.

  3. Диагностика социальной зрелости подростка.

  4. Диагностика профессиональной направленности подростка.

  5. Диагностика девиантного поведения подростков.

  6. Диагностика девиантного поведения подростков.

  7. Диагностика профессиональной компетентности социального

педагога.

Семинар 1

Предмет, объект, задачи социально-педагогической диагностики



Вопросы семинара:
1. Понятие «диагностика», особенности социально-педагогической диагностики.

2. Предмет, объект и задачи социально-педагогической диагностики.

3. Понятие «личность» в применении к социально-педагогической диагностике.

4. Развивающаяся личность подростка как объект социально- педагогической

диагностики.
Основные понятия: диагностика, социально-педагогическая диагностика, предмет. объект, задачи, личность, развивающаяся личность подростка.
Литература:
1. Битянова, М. Диагностика в работе педагога-психолога // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3.– С.14–18.

2. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.– 2-е изд., стер.– М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

3. Диагностика в педагогическом творчестве : сб. науч. трудов / сост. Н.Н. Верцин-ская, А.И. Кочетов, – Минск, 1996.

4. Житко, И. Педагогическая диагностика / И. Житко // Пралеска. – 2003. –№11. – С.39–41.

5. Кузнецова, С. Диагностические методы изучения активности учеников подросткового возраста / С. Кузнецова // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3.– С.100–108.


  1. Мнацаканян, Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников : кн. для учителя / Л.И. Мнацаканян. – М. : Просвещение, 2001.



Семинар 2

Диагностика в социально-педагогическом процессе современной школы



Вопросы семинара:
1. Основные функции социально-педагогической диагностики.

2. Критерии эффективности и качества социально-педагогического взаимодейст-

вия в процессе диагностики.

3. Структура социально-педагогического диагностического исследования.

4. Учет и фиксирование результатов в процессе социально-педагогической

диагностики.


Основные понятия: функция, критерий, эффективность, взаимодействие, структура исследования, результат диагностики.
Литература:
1. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой и др. – М. : Пе­дагогика, 1991.

2. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. / К. Ингенкамп. – М., 1991.

3. Лукина, А. Прикладная диагностика развития учащихся в образователь-ном учреждении / А. Лукина // Педагогическая диагностика.– 2008. – № 1. – С. 16–20.


  1. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В.Кузь-миной. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

  2. Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова // Педагогическая диагностика. – 2007. – №1. – С. 137–141.

  3. Никитина, Н.И.Методика и технологи работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –399 с.



Семинар 3

Общие принципы исследования социально-педагогических явлений
Вопросы семинара:
1. Сущность и содержание основных принципов диагностического исследования

социально-педагогических явлений.

2. Уровни социально-педагогической диагностики.

3. Организационно-социально-педагогические требования к проведению

диагностических процедур.
Основные понятия: принципы диагностики, социально-педагогическое явление, уровень диагностики, диагностические процедуры, требования к диагностике
Литература:
1. Михайлычев, Е.А. Проблемы методологии и теории педагогической диагностики в современной педагогике / Е.А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. – 2007. – №1. – С. 3–14.

2. Мокшеев, В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании / В.А. Мокшеев // Педагогическая диагностика. – 2005. –№5. – С.7–22.



  1. Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова // Педагогическая диагностика. – 2007. – №1. – С. 137–141.

  2. Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения / В.А. Мясников // Педагогическая диагностика. – 2007. – №2. – С. 42–50.

  3. Нестеренко, Н.Д. Терминология валидизации методик в педагоги-ческих измерениях и педагогической диагностике / Н.Д. Нестеренко // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 5. – С. 39–43.

  4. Никитина, Н.И.Методика и технологи работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.



Семинар 4

Измерение и представление социально-педагогических данных

Вопросы семинара:


  1. Понятие «измерение» и возможные измерительные шкалы в социально-

педагогической диагностике.

2. Номинальная, порядковая, интервальная шкалы измерений.

3. Методика подготовки и представления диагностических данных.
Основные понятия: измерение, измерительная шкала, номинальная, порядковая, интервальная шкалы, диагностические данные
Литература:
1. Ахмеджанов, М.М. Контент-анализ как средство методической диаг-ностики // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 5. – С.125–128.

2. Битянова, М. Диагностика в работе педагога-психолога // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3.– С.14–18.

3. Дятлова, К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании / К.Д. Дятлова // Педагогическая диагностика. – 2005. – №5. – С. 23–29.

4. Лесун, Л.И. социально-педагогическая диагностика в общеобразователь- ной школе / Л.И. Лесун // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 3. – С.8–12.



  1. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В.Кузь-миной. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.



Семинар 5

Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика

Вопросы семинара:
1. Система методов социально-педагогической диагностики.

2. Методы теоретического исследования.

3. Изучение и использование передового опыта, социально-педагогическое

обследование, комплексные методики.


Основные понятия: метод, система методов, методы теоретического исследо-вания, передовой опыт, социально-педагогическое обследование, комплексная методика.
Литература:
1.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогичес­кого исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М. : 2001.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И.Загвязинский. – М., 1995.

3. Кульневич, С.В. Диагностика учащихся: уровень развития, эффективность учебно-воспитательного процесса / С.В. Кульневич // Педагогическая диагностика.– 2005. – №6. – С. 66–77.


  1. Кулешов, Н.А Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – 2005. – №6. – С. 97–109.

  2. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. – М. : 1993.


Семинар 6

Диагностика социальной среды

Вопросы семинара:
1. Социальная среда и ее влияние на развитие личности.

2. Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности

подростка и его показатели.

3. Методы изучения социальной среды, формы учета и оценки результатов

диагностики социальной среды.

4. Оформление результатов диагностического поиска.


Основные понятия: социальная среда, личность, развитие личности, социализация личности, воспитания личности, подросток, диагностический поиск.
Литература:
1. Гаврилин, А.В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. — 2007. - № 5. с. 114-120.

2. Коркоценко, М.Н. Диагностика влияния социального пространства на психологическое здоровье ребёнка / М.Н. Коркоценко // Педагогическая диагностика. – 2007. – №.2.– С. 58–66.



  1. Кулешов, Н.А Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – 2005. – №6. – С. 97–109.

4. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

5. Медведенко, Н.В. Педагогическая диагностика, её функции и уровни в управлении качеством образования / Н.В. Медведченко // Профильная школа. — 2008. – № 3. – С. 3–9.



  1. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.



Семинар 7

Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в коллективе

Вопросы семинара:
1. Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка.

2. Методы социально-педагогической диагностики детского коллектива.

3. Диагностика межличностных отношений в коллективе.

4. Формы учета и оценки результатов межличностных отношений.


Основные понятия: детский коллектив, социализация личности, факторы социализации личности, диагностика детского коллектива, межличностные отношения в коллективе.
Литература:
1. Гаврилин, А.В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. — 2007. - № 5. с. 114-120

2. Лесун, Л.И. социально-педагогическая диагностика в общеобразователь- ной школе / Л.И. Лесун // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 3. – С.8–12.

3. Лукина, А. Прикладная диагностика развития учащихся в образователь-ном учреждении / А. Лукина // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 16–20.

4.Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова // Педагогическая диагностика. – 2007. – №1. – С. 137–141



  1. Никитина, Н.И.Методика и технологи работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

6. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987.

Семинар 8

Диагностика социально-педагогической запущенности детей
Вопросы семинара:
1. Комплексная диагностика социальной и педагогической запущенности.

2. Этимологическая диагностика социально-педагогический запущенности детей.

3. Этапы комплексной диагностики социально-педагогической запущенности

детей.


4. Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-

педагогической запущенности детей (МЭДОС).


Основные понятия: комплексная диагностика, социальная и педагогическая запущенность, этимологическая диагностика, экспресс-диагностика, социально-педагогически запущенные дети.
Литература:
1. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н.К.Голубев, Б.П. Битинас. – М. : Педаго­гика,1999.

2. Лукина, А. Прикладная диагностика развития учащихся в образовательном учреждении / А. Лукина // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 16–20.

3. Манойлова, М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) / М.А. Манойлова // Педагогическая диагностика. – 2007. – №3. – С. 95–110.

4. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности / А.В. Микляева // Педагогическая диагностика. – 2006. – №1. – С. 32–54.

5. Чарушникова, В. Педагогическая запущенность / В. Чарушникова // Социальная педагогика. – 2007. – №3. – С. 60–65.


  1. Шишкина, Н. Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся / Н. Шишкина // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С. 97–100.



Семинар 9

Диагностика ребенка, поступающего в учреждение образования

интернатного типа
Вопросы семинара:


  1. Функции социально-педагогической диагностики подростков, поступающих в

учреждение образования интернатного типа.

2. Критерии индивидуально-личностного развития ребенка и его показатели.

3. Система методов изучения особенностей индивидуально-личностного развития

ребенка.


4. Оформление «Диагностической карты индивидуально-личностного развития

ребенка».


Основные понятия: учреждение образования интернатного типа, индивидуаль-но-личностное развитие ребенка, диагностическая карта
Литература:
1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. / К. Ингенкамп. – М., 1991.

2. Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика. Понятие, функции, алгоритм / С.С. Кашлев // Народная асвета. – 2010. – № 2. – С.10–15.

3. Татаринова, Н.М. Педагогическая диагностика социальной адаптации учащихся с отклоняющимся поведением / Н.М. Татаринова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 3. – С.12–18.


  1. Никитина, Н.И.Методика и технологи работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

  2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

  3. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использо-вание метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. – М. : 1993.



Семинар 10

Диагностика воспитательного потенциала семьи

Вопросы семинара:
1. Критерии воспитательного потенциала семьи.

2. Система методов и методик изучения воспитательного потенциала семьи.

3. Оформление «Диагностической карты уровня воспитательного потенциала семьи»,

социально-педагогического паспорта семьи.


Основные понятия: семья, воспитательный потенциал семьи, социально-педагогический паспорт семьи, уровень воспитательного потенциала семьи.
Литература:
1. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н.К.Голубев, Б.П. Битинас. – М. : Педаго­гика,1999.

2. Матина, Г.О. Рекомендации по диагностике результатов воспитания / Г.О. Матина // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 4. – С.106–122.

3. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррек-ционный аспект) / В.М. Минияров. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издатель­ство НПО «МОДЭК», 2000.

4. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика : Учебник для вузов / Ф.А. Мустафаева. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 528 с.

5. Приступа, Е.Н. Педагогическая диагностика социального здоровья ребенка / Е.Н. Приступа // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 54–62.

6. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. – М. : 1993.


Семинар 11

Диагностика отклонений в поведении детей и подростков

Вопросы семинара:
1. Критерии воспитанности подростков и их показатели.

2. Методы изучения отклонений в поведении детей и подростков.

3. Оформление и представление результатов диагностического поиска.
Основные понятия: критерий, критерий воспитанности, показатель критерия, отклонение, отклонения в поведении детей и подростков.
Литература:
1. Битянова, М. Диагностика в работе педагога-психолога // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3.– С.14–18.

2. Коркоценко, М.Н. Диагностика влияния социального пространства на психологическое здоровье ребёнка / М.Н. Коркоценко // Педагогическая диагнос-тика. – 2007. – №.2.– С. 58–66.

3. Лукина, А. Прикладная диагностика развития учащихся в образовательном учреждении / А. Лукина // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 16–20.


  1. Молодцова, Т.Д. Факторы, способствующие дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова // Педагогическая диагностика. – 2007. – №1. – С. 137–141.

  2. Чарушникова, В. Педагогическая запущенность / В. Чарушникова // Социальная педагогика. – 2007. – №3. – С. 60–65.



Семинар 12

Диагностика социальной зрелости подростка
Вопросы семинара:


  1. Содержательные и методические критерии развитости социальной зрелости

личности подростка.

2. Методы изучения социальной зрелости личности.

3. Формы учета и представление результатов уровня социальной

зрелости личности подростка.



Основные понятия: социальная зрелость, личность подростка, развитость социальной зрелости, содержательные и методические критерии, форма учета, метод изучения
Литература:
1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогичес­кого исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М. : 2001.

2. Кузнецова, С. Диагностические методы изучения активности учеников подросткового возраста / С. Кузнецова // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3.– С.100–108.

3.Кулешов, Н.А Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – 2005. – №6. – С. 97–109.

4. Кульневич, С.В. Диагностика учащихся: уровень развития, эффективность учебно-воспитательного процесса / С.В. Кульневич // Педагогическая диагнос-тика.– 2005. – №6. – С. 66–77.

5. Лесун, Л.И. социально-педагогическая диагностика в общеобразователь- ной школе / Л.И. Лесун // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 3. – С.8–12.

Семинар 13

Диагностика профессиональной направленности подростка

Вопросы семинара:


  1. Методика выявления индивидуальных особенностей в психическом развитии

личности.

2. Методика оформления «Диагностической профориентационной карты подростка».

3. Методика составления и оформления диагностического заключения.

Основные понятия: индивидуальные особенности, психическое развитие личности, диагностическая карта, профориентация, диагностическое заключение.
Литература:
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.–288 с.

2. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой и др. – М. : Пе­дагогика, 1991.

3. Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика. Понятие, функции, алгоритм / С.С. Кашлев // Народная асвета. – 2010. – № 2. – С.10–15.


  1. Каверина, Р.Д. Изучение способностей школьников – основа профориентации / Р.Д, Каверина // Педагогическая диагностика. – 2005. – №5. – С. 86–99.

  2. Кудрявцева, Л. Методика профессиональной ориентации для старшеклас-сников – PROF / Л. Кудрявцева // Педагогическая диагностика. – 2006. – №3. – С.86–89.



Семинар 14-15

Диагностика девиантного поведения подростков

Вопросы семинара:


  1. Содержательные и методические критерии и показатели девиантного

поведения.

2. Принципы диагностики девиантного поведения.

3. Методы изучения девиантного поведения ребенка.

4. Формы представления результатов диагностики девиантного поведения

подростков.
Основные понятия: методический и содержательный критерий, девиантное поведение, метод изучения девиантного поведения ребенка.
Литература:
1. Битянова, М. Диагностика в работе педагога-психолога // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 3.– С.14–18.

2. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.–2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –288 с.

3. Гайковая, О.Л. Педагогическая диагностика социально-нравственной устойчивости личности подростков / О.Л. Гайковая // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – №3. – С.80–89.


  1. Кулешов, Н.А Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – 2005. – №6. – С. 97–109.

  2. Тригуб, Н.А. Диагностика и коррекционная работа в школе для детей со стойким девиантным поведением / Н.А. Тригуб // Педагогическая диагностика. – 2007. – №3. – С.128–158.

  3. Фёдоров, А.В. Школьники и насилие на экране : ситуативные тесты / А.В. Федоров // Педагогическая диагностика. – 2007. – № 4. – С.131–157.


Семинар 16

Диагностика профессиональной компетентности социального педагога

Вопросы семинара:
1. Функции профессиональной компетентности.

2. Принципы диагностики профессиональной компетентности.

3. Этапы социально-педагогической диагностики профессиональной

компетентности социального педагога.

4. Система методов социально-педагогической диагностике

профессиональной компетентности социального педагога.


Основные понятия: компетентность, функции компетенции, профессиональная компетентность, методы социально-педагогической компетенции социального педагога.
Литература:
1. Высоцкий, В.И. Синдром «профессионального выгорания» / В.И. Высоцкий // Педагогическая диагностика. – 2006. – №6. – С. 110–121.

2. Медведенко, Н.В. Педагогическая диагностика, её функции и уровни в управлении качеством образования / Н.В. Медведченко // Профильная школа. — 2008. – № 3. – С. 3–9.

3. Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения / В.А. Мясников // Педагогическая диагностика. – 2007. – №2. – С. 42–50.

4. Матяш, Н.В. Диагностика профессиональной компетентности педагога-психолога / Н.В. Матяш // Педагогическая диагностика. – 2007. – № 6. – С. 56–71.

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

6. Протасова, И. Социальный педагог в образовательном учреждении : модель личности и деятельности / И. Протасова // Социальная педагогика. – 2007. – №1. – С. 81– 85.





страница 1

Смотрите также: