Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Система работы по подготовке учащихся к единому национальному тестированию по истории Казахстана.
Учитель истории, высшей квалификационной категории,

средней школы № 23 им. М.Козыбаева Бородина Н.С.


Прием в высшие учебные заведения страны, начиная с 1999 года, осуществляется по новой модели, состоящей из трех этапов (ЕНТ, конкурс сертификатов, зачисление на основе свидетельств государственных образовательных грантов).

Предмет «история Казахстана» выступает как обязательный предмет на ЕНТ. Содержание предлагаемых тестов проверяет знания выпускников по основным периодам истории страны и их хронологии, особенностям образования государственности, внутренней и внешней политике, важным изменениям в общественно-политической, социально-экономической, культурной и международной жизни, о деятелях культуры, науки и просвещения.

Для успешной сдачи ЕНТ учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по трем основным содержательным линиям школьного исторического образования:


  • Историческое время – знание хронологии событий, умение прослеживать развитие событий во времени, цикличность в истории, синхронность и асинхронность исторического движения.

  • Историческое пространство – умение локализовать событие на карте, прослеживать динамику развития человечества, оценить перспективу его развития.

  • Историческое движение – умение анализировать эволюцию трудовой деятельности человека, культуры, условия жизни и быта, социальные, демографические характеристики общества, важнейшие статистические данные, дающие характеристику событию, личности, процессу.

При всей кажущейся легкости истории Казахстана по сравнению с математикой и родным языком, комплексное тестирование показывает, что именно по курсу истории Казахстана ученики испытывают большие затруднения. ЕНТ по истории Казахстана всегда представляет для учащихся серьезную проблему. Можно выделить несколько причин данного явления:



  1. Темы по истории древнего Казахстана в период средних веков и нового времени изучались в среднем звене и естественно, не всплывают в памяти ученика.

  2. Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы не представлены в тестировании.

  3. Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал. Поэтому при незначительном изменении вопросов ученик не может найти правильный ответ.

Исходя из проблем и специфики подготовке к ЕНТ, учителями истории были разработаны собственные методики и приемы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование. Хотелось бы поделится собственными наработками:



I. Подготовка учащихся в 5-10 классах. (Данная работа проводится силами всех членом методического объединения МО истории)

  • Подготовка к ЕНТ. Начинается уже в курсе средней школы в виде хронологический справочников и тестирований по теме. (5-8 класс)

  • В 9 классе учащиеся в курсе новейшей истории отрабатывают 10 крупным тем с использованием авторского электронного пособия «Репетитор по ЕНТ. Историю новейшего Казахстана – только на «5»». Для учащихся 9-ых классов и их родителей в начале года рекомендуется выбирать на государственную аттестацию предмет История Казахстана. На экзамен кроме теоретических вопросов выносится и материал 10 крупных тем отработанных учащимися в течении учебного года в виде тестов.

  • В 10 классе учащиеся активно прорабатывают материал по Древнему Казахстану.

II. Подготовка учащихся в 11 классе.

1. Вопросы, предлагаемые выпускникам школ, формулируются по всему курсу предмета. Поэтому в 11 классе очень остро стоит проблема повторения материала (особенно для учащихся ЕМН т.к. на предмет выделяется 1 час в неделю). Поэтому в календарном планирование за счет интенсификации обучения сокращается время на изучение нового материала и существенно расширяются часы для повторения и подготовки к ЕНТ. С учетом содержания и объема Государственного стандарта образования по истории для средних школ, внимание учащихся концентрируется на узловых проблемах по важнейшим периодам истории Казахстана, при этом ряд тем выносится на самостоятельное изучение (c применением метода проектов)

2. Систематическая отработка отдельных тем по учебникам нового поколения по следующей схеме:

1 четверть – Повторение тем по истории Древнего Казахстана. (8 тем)

2 четверть –Повторение тем по истории средних веков. (12 тем)

3 четверть – Повторение тем по новой истории (10 тем)

4 четверть –Повторение тем по новейшей истории Казахстана. (15 тем)

3. Индивидуальная работа с учащимися допустившими ошибки по темам уже пройденным на повторение.

4. Проведение устных зачетов по темам с наибольшим количеством ошибок:


  • Национально-освободительные восстания на территории Казахстана в 18-19 веках.

  • Административные реформы 1867-1868 года.

  • Казахстан в период перестройки.

  • Независимый Казахстан.

  • Государства раннего и развитого средневековья.

5. Продолжение отслеживания результатов каждого ученика не только по пробным тестированиям, но и по каждой отдельной теме.

6. Организация отдельных индивидуальных консультаций для слабо успевающих учащихся с дозированными посильными заданиями.

7. Создание позитивного настроя на подготовку к ЕНТ через демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

8. Активная работа с родителями. Формирование у родителей позиции не пассивного созерцателя, а активного участника в процессе подготовки к ЕНТ.



III. Учебная и методическая база

  1. Для подготовки используются учебные пособия:

    • Зепп Т.В. Пособие для подготовки к ЕНТ по истории Казахстана. – Алматы: «Зият Пресс», 2006.

    • Учебно-методическое пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ при поступлении в ВУЗы Казахстана. Центр «Достык».

  2. В организации учебно-воспитательного процесса используются информационные технологии:

    • Работа учащихся по электронному пособию: «Историю средневекового Казахстана - только на «5»».

    • Историю древнего Казахстана – только на «5» (Общественно-гуманитарное и естественно-математическое направление)

    • Работа учащихся по электронному пособию: «Историю Казахстана в новейшее время - только на «5»».

    • Использование ресурсов сайта РЦИО Moodl

С учётом перехода к тестовой системе в рамках Единого Национального тестирования возникают определённые проблемы, связанные с тем, что учитель оказывается перед выбором: заниматься развитием творческого мышления,  формированием умений и навыков анализировать документы или  отводить значительную часть урочного времени «натаскиванию» школьников на тест. Поэтому особую значимость приобретает появление электронных пособий ориентированных на самостоятельную работу учащихся по подготовке к ЕНТ.

Репетиторы помогают учащимся усвоить материал и закрепить его с помощью тестов. Название пособия полностью соответствуют содержанию т.к. учащийся с помощью пособия может самостоятельно подготовиться к ЕНТ и сдать экзамен с высоким результатом.

В основном окне репетиторов расположены основные разделы учебного материала на основе Госстандарта за курс средней школы. Каждый раздел имеет одинаковую структуру и состоит из нескольких элементов:


  • «Опорный конспект» - Прилагается опорный конспект, который содержит основной теоретический материал по данной теме. Только после усвоения опорного конспекта ученик может перейти к тестированию.

  • «Варианты теста». Тестирование выполнено с помощью тестера, который не только следит за выполнением всех заданий, но и сразу проверяет тестовое задание.

  • «Карта» - В каждой теме учащийся имеет возможность обратиться к исторической карте и составить не только теоретическое представление об эпохе, но и наполнить его историко-географическими представлениями.

Хотелось бы особо отметить грамотно составленный методический аппарат электронных репетиторов. Объяснение учителя встречает учащего в начале работы над электронным репетитором и сопровождает в каждой теме.

IV. Результаты учащихся

Эффективность работы подтверждается результатами учащихся:






Кол-во уч-ся

Средний балл

% качества

2005-2006 учебный год

61

18,6

65,6%

2006-2007 учебный год

51

22,04

88,2%

2007-2008 учебный год

50

19,9

98%


страница 1

Смотрите также: