страница 1 Слагаемые управленческой культуры руководителя
образовательного учреждения в современных условиях
Коренная модернизация управления образованием предполагает обновление деятельности руководителей. Появляющиеся у школы права и, одновременно, необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связано и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе управления образованием ключевую роль и находясь в центре социально-экономических и педагогических преобразований, руководители школ координируют, направляют, побуждают к деятельности и мотивируют труд педагогов.
Сегодня нельзя руководить школами и другими учреждениями образования, опираясь только на свой личный опыт. Необходимы глубокие знания в области теории социального управления, использование достижений педагогической и психологической науки.
Специфика педагогического труда, его творческий характер требуют особого внимания к созданию лучшего опыта, не допускают увлечения командованием, администрированием. Важнейшее условие эффективного управления образовательным учреждением — опора на инициативу учителей, всемерное стимулирование их творческих поисков.
Системный подход в управлении образовательным учреждением находит свое выражение в том, что невозможно совершенствовать какое-то одно звено или улучшать какую-то одну сторону учебно-воспитательного процесса, забывая при этом о других звеньях и других сторонах. Так, модернизация содержания образования, переход на новые учебные программы требуют переподготовки руководителя, учителей, совершенствования методов обучения, укрепления учебно-материальной базы школ и т. д.
Управленческая деятельность директора школы имеет широкие, многосторонние и многодисциплинарные научные основания, опирается на положения и результаты многих научных дисциплин. Однако его наиболее прямой и важнейшей научной основой является теория внутришкольного управления, которая, в свою очередь входит в теорию управления образованием (или образовательный менеджмент).
В рамках современных взглядов на управление образовательным учреждением очень большое внимание уделяется рассмотрению школы как объекта управления и главного источника конкретных требований к управленческой деятельности директора школы. Сегодня школа понимается, прежде всего, как сложная открытая система, в которой управляющему предстоит взаимодействовать не только с образовательными процессами (которые, конечно, остаются главными, основными), но и с процессами обеспечивающей деятельности, со школьным коллективом, с внешней средой. Поэтому смысл не в том, чтобы подменить специальные работы по дидактике, теории воспитания и частным методикам, посвященные теории и технологиям образовательного процесса, а в целостном показе школы, в системном взгляде на нее именно с позиции управления.
Хорошим может быть только такое управление, которое в полной мере соответствует своему предназначению, своему понятию. Поэтому, на наш взгляд, при любых вариантах определения назначения управления исходить, прежде всего, необходимо из понимания управления как деятельности, ориентированной на удовлетворение общественных потребностей, на служение социально значимым ценностям, а также на удовлетворение внутренних потребностей своей организации, ее коллектива:
- в обеспечении их выживания, адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям;
- в обеспечении стабильного, устойчивого и результативного функционирования школы, образовательного процесса;
- в обеспечении развития школы, ее перехода (перевода) в новое качественное состояние на основе осуществления планомерных инновационных процессов.
Смысл управления состоит не в полном преодолении неопределенности и случайности, а в способности продуктивно сосуществовать с ними, использовать их в интересах школы, держать их в разумных рамках, при выходе за которые возникает опасность развала организационного целого. Общим назначением управления в школьной организации является, прежде всего, создание таких условий, как обеспечение целенаправленности (целеустремленности) совместной деятельности администраторов, педагогов и учащихся и организованности (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) для достижения общих положительных результатов деятельности.
Значимость принятия руководителями образовательных учреждений серьезных самостоятельных решений стратегического и тактического характера усиливается на фоне возрастающих требований к школе макро- и микросоциума. Повышение профессионализма управленческой компетентности руководителя школы в современных условиях становится важным условием успешности инновационных процессов в образовании и должно происходить в области образовательного менеджмента. Сегодня руководители образовательных учреждений начинают испытывать потребность в овладении навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе.
Руководителям школ необходимо органично связать содержание образовательного процесса с социальной, культурной, природной, производственной средой, а также решать задачи формирования информационного, культурного, образовательного пространства за стенами школы, в сообществе. Вариативный подход к решению проблем школы связан с внедрением различных образовательных моделей, что требует соответствующей профессиональной готовности руководителей школ. Совершенствование работы общеобразовательного учреждения не может осуществляться успешно без анализа существующего положения дел и новых требований к обучению и воспитанию, к управленческой компетентности руководителя школы.
Управленческая культура руководителя
Управленческая культура руководителя образовательного учреждения - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.
Помимо наличия у руководителя профессионального образования, особое значение имеет его способность к повышению эффективности профессиональной деятельности путем изменения своего поведения, к постоянному развитию управленческих способностей. Нельзя овладеть этими способностями сразу, углубление их может происходить на протяжении достаточно длительного отрезка времени, при чередовании периодов обучения и практической деятельности.
Большое значение в деятельности профессионального руководителя имеют факторы опыта, умения импровизировать в своей деятельности, находить творческие и оптимальные решения, адаптироваться к любым изменениям.
Существует общий перечень личностных характеристик руководителя, который способствует эффективности его работы. К их числу относятся:
-
доминантность,
-
уверенность в себе,
-
эмоциональная уравновешенность,
-
креативность,
-
ответственность,
-
независимость,
-
общительность.
Как утверждает Р.Л. Кричевский “все они представляют собой уникальный сплав, как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни”.
Основными компонентами управленческой культуры можно считать следующие:
-
наличие знаний для успешной деятельности;
-
понимание значений этих знаний для практики;
-
набор операционных умений;
-
владение алгоритмами решения трудовых задач;
-
способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
При формировании образовательной политики в области повышения управленческой компетентности необходимо решение следующих задач:
-
обеспечение эффективного взаимодействия администрации района с образовательными учреждениями,
-
укрепление информационно-технической, материальной и учебно-методической базы системы повышения квалификации;
-
обеспечение нормативно-правовой базы, гарантирующей повышение квалификации высокого качества;
-
организация, проведение научно-исследовательских работ и социологических исследований в области дополнительного профессионального образования, эффективное использование их результатов на практике.
Повышение квалификации еще не гарантирует качественного управления, но существенно повышает потенциальные управленческие возможности руководителей.
Ведущими в работе руководителя образовательного учреждения являются методы стимулирования. При этом особую роль играет социальное и моральное стимулирование, использование методов убеждения. Руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить о том, что он, прежде всего педагог, учитель учителей, умелый и тактичный воспитатель.
Следует отметить, что нет и не может быть каких-то абсолютных, универсальных методов руководства, пригодных, так сказать, на все случаи жизни, безотказно действующих в любых ситуациях.
Таким образом, в современных условиях только системный, комплексный подход позволяет успешно управлять образовательным учреждением, обеспечивать высокую эффективность обучения и воспитания, реализацию намеченных целей.
Как проверить управленческую культуры руководителя школы? Если директор школы в течение определенного времени сможет рассказывать о своих учителях, отмечая их сильные и слабые стороны, т.е. хорошо их знает - это высококвалифицированный руководитель.
О чем конкретно должен рассказывать руководитель? Во-первых, о позиции учителя по отношению к учащимся, то есть об особом отношении педагога к своим ученикам, причем не столько сугубо профессиональное, сколько человеческое: одних преподавателей дети интересуют больше как люди, а других – как ученики.
Ряд требований к управленческой культуре руководителя школы является общим, характерным для всех моделей. Независимо от модели образовательного учреждения его руководителю важно:
-
знать концептуальные основы и представления о возможных траекториях построения моделей школ, имеющийся опыт в области реструктуризации;
-
уметь анализировать эти знания и творчески «преломлять» их, исходя из собственных условий;
-
уметь осознанно выбирать оптимальную модель, осуществлять ее проектирование, что связано с освоением основ стратегического планирования.
Эффективное применение руководителем новых методов управления позволит ему:
-
понимать новые качества управления образованием как согласованность, целеустремленность, демократичность (ответственность за согласованный результат при свободе выбора индивидуальных способов его достижения каждым субъектом) управления, а также его общественный характер; именно стратегический подход руководителя может помочь школе гибко и максимально безболезненно реагировать на изменения внешней среды и условий функционирования;
-
обладать соответствующими знаниями и способностями в области экономики образования: перевод школ на нормативное бюджетное финансирование с возможным усложнением структуры образовательного учреждения, наделение их определенной финансовой самостоятельностью приведут к расширению поля экономической деятельности руководителя школы;
-
уметь ориентироваться в законодательных актах, в юридических особенностях изменения статуса учреждения и, соответственно учредительных документов, нормативной базы, с правовой точки зрения грамотно проводить возможные кардинальные кадровые решения и по необходимости выстраивания договорных отношений с различными партнерами;
-
знать основы управления инновациями, мотивирования деятельности, управления человеческими ресурсами, психологии принятия управленческих решений, обладать сформированной коммуникативной культурой – все это связано с инновационным характером модернизации как таковой;
-
хорошо ориентироваться в изменениях содержания образования, современных методических подходах и образовательных технологиях, уметь критически отбирать и адаптировать их к условиям своей школы.
Анализ теории и практики управления школой, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные особенности управленческой деятельности директора школы позволили обозначить современные требования, предъявляемые к его управленческой компетентности:
-
постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по методологическому, педагогическому, нравственному, организационному обеспечению образовательного процесса;
-
нацеленность на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта;
-
потребность к востребованию передовых управленческих и педагогических идей и находок;
-
принятие управленческих решений с учетом мнений членов школьного коллектива (педагоги, учащиеся, родители, общественность), специфики складывающейся ситуации в условиях предоставления школе большей самостоятельности и прав;
-
умелое использование мотивации членов школьного коллектива к качественной работе в условиях становления государственно-общественной системы управления, ориентации на гуманизацию всех сторон жизни школы;
-
широкое использование интеллектуального, нравственного, организационного потенциала общественных институтов в едином совместном воспитательном процессе;
-
гибкость мышления, выражающаяся в умении видеть альтернативные пути решения сложных и противоречивых проблем и в стремлении преодолевать сложившиеся стереотипы; критичность мышления, рефлексивное осмысление жизненного и профессионального опыта.
Знания, умения, методы работы, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач, стоящих перед школой. Это приводит к необоснованному выбору направления деятельности учебного заведения, чрезмерному усложнению организационной и управленческой структуры школы: руководителем недостаточно осмысливаются ведущие идеи и современные тенденции развития образования.
Слабыми звеньями в управленческой культуры руководителей образовательных учреждений являются следующие:
- слабое владение теорией инновационной деятельности, целостной системой управления;
- недостаточное развитие навыков профессионального анализа своего опыта и опыта коллег.
В современных условиях компетентный управленец основывается на:
- заинтересованности и творческом подходе;
- искусстве стратегического управления и умении осуществлять общее руководство;
- умении сотрудничать и мотивировать людей;
- искусстве планирования деятельности;
- готовности к риску;
- духовном и физическом здоровье;
- быстрой реакции на изменения; происходящие во внешней и внутренней среде образовательного учреждения.
Иными словами руководитель должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Для того чтобы считать себя компетентным управленцем, руководитель образовательного учреждения должен предъявлять к себе следующие требования:
-
уметь управлять собой и своим временем,
-
иметь разумные личные ценности и четкие личные цели,
-
поддерживать постоянный личный рост и развивать его разными путями,
-
владеть умением эффективного решения проблем, а также способностями к инновациям,
-
уметь влиять на окружающих, знаниями современных управленческих подходов, способностью формировать и развивать рабочие группы,
-
уметь обучать и развивать подчиненных.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения в современных условиях включает в себя три основные составляющие: профессионально-управленческую культуру, профессионально-педагогическую культуру и нравственно-этическую культуру.
Основываясь на свой опыт работы, мы можем начинающему руководителю образовательного учреждения для дальнейшей успешной его работы дать следующие рекомендации:
-
не делайте все самостоятельно;
-
не считайте себя лучше других;
-
не беритесь за все дела сразу;
-
не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
-
четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
-
не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Руководитель школы – это не только должность, но и образ мышления, деятельности, жизни. Руководитель – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Компетентный руководитель категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.
Компетентный руководитель использует неожиданные промахи подчиненных как драгоценную и уникальную возможность продемонстрировать истинное доверие. Когда за неудачу никого не наказывают, когда люди видят, что налицо готовность разделить ответственность и извлечь уроки на будущее, возникает атмосфера настоящего доверия.
страница 1
|