страница 1 страница 2
Всесторонние знания о структуре соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, факторах ее обеспечения и реализации, наличие соответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения лишь создает необходимые предпосылки для достижения заданного результата. Однако его практическая демонстрация зависит от способности и реализации этих предпосылок в условиях ответственных соревнований.
Всякое сложное действие человека (а спортивные действия, характерные для соревновательной деятельности, носят именно такой характер) зависит от восприятия информации, ее переработки и воплощения полученных данных в соответствующих действиях. Взаимодействия спортсменов в соревнованиях проходят в процессе постоянного восприятия, отражения и ответного реагирования и во многом зависят от адекватности отображения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей (своих, партнеров и противника).
Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных сенсорных экстеро-, проприо-и интерорецептивных раздражений, воздействующих на центральную нервную систему, обусловливает характер деятельности спортсмена и предопределяет ее эффективность в соревнованиях.
Результативность деятельности спортсмена (наряду со специализированной технической, физической, тактической, психической подготовленностью) зависит от характера воспринимаемой инфор-
Переработка
информации
для обеспечения:
Восприятие
информации
для обеспечения
ощущения
отбора
умения
различать
восприятия
познания
представления сравнения предвосхищения планирования шения
Накопление информации для обеспечения: запоминания знаний опыта
мации, времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях, быстрого и адекватного специфического мышления. Эффективность восприятия и быстрота переработки информации, принятие решения, выбор средств для достижения целей являются центральными в соревновательной деятельности спортсмена. Дефицит пространства и времени в условиях соревновательной борьбы затрудняет восприятие, переработку информации и принятие решения (рис. 7.17).
Таким образом, особенностями соревновательной деятельности в спорте, вытекающими из функциональной структуры деятельности человека и определяющими ее специфику, являются:
1)восприятие информации в условиях маскировки и ложности действий противника;
-
обработка информации и принятие решения
в условиях лимита и дефицита пространства и вре
мени;
-
воплощение принятых решений при актив
ном противоборстве противника и не всегда бла
гоприятных условиях среды и деятельности пар
тнеров (Келлер, 1995).
Указанное выше определяет состав соревновательной деятельности спортсмена в информационном аспекте, заключающийся в восприятии среды, поведения противников и партнеров, динамики собственного состояния и действий; анализе полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выборе и принятии мысленного решения, его воплощения в соответствующих специализированных действиях. Для соревновательной деятельности спортсмена характерно то, что он должен учитывать не только хорошо известные ему обстоятельства поединка, но, по возможности, обстоятельства и решения, принимаемые противником, которые спортсмену достоверно не известны.
В ряде видов спорта (единоборства, игры) экстремальность условий состязания определяется еще и возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за большого разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, ложностью и недостаточностью информации, неопределенностью момента начала действий и др. При этом следует учитывать, что экстремальность условий состязаний умышленно усугубляется противником. Все это затрудняет как оценку создавшейся соревновательной ситуации, так и осуществление специализированных действий, предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям спортсмена, усиливает психическую напряженность его деятельности.
Естественно, развитие соревновательной ситуации можно в определенной мере предвидеть. При этом степень информационной неопределенности зависит от квалификации спортсмена, его опыта и др. Однако даже при значительном различии в мастерстве спортсменов сильнейший не может быть полностью уверен в предполагаемом развитии ситуации поединка.
Ориентирование в пространстве и времени, восприятие и переработка информации, принятие решения и осуществление действий в соревнованиях усложнены весьма подвижным эмоциональным фоном. При этом многократные (в одних соревнованиях) контрастные смены эмоций связаны со стрессовыми, а иногда и экстремальными воздействиями условий соревновательной борьбы на организм спортсмена. Эти условия определяются бескомпромиссностью состязаний в присутствии многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективной оценкой правильности и неправильности действий соперников и судей; необходимостью неоднократного развития максимальных физических и психических усилий в зависимости от вариативно изменяющейся ситуации соревнований (Ваг1п, 1994).
Контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным нарушениям, которые, вызывая снижение психофизической надежности спортсмена, отрицательно сказываются на результативности его технико-тактических действий. Неудачно выполненные действия в свою очередь (сознательно или подсознательно) вызывают негативно окрашенные эмоциональные реакции, порождают сомнения в успешности данного действия,
ухудшают состояние соревновательной готовности спортсмена (Ма1пе5Ш5, 1994; Келлер, 1995).
Обстановка спортивных состязаний всегда конфликтна, так как двое или группа спортсменов (команд) соревнуются в достижении одной и той же цели — победы. При этом каждая из соревнующихся сторон должна принимать наилучшее из возможных решений, учитывая, что противная сторона ставит такую же цель.
В процессе соревнования спортсмену, принимающему решение, приходится считаться не только с собственными целями, но и с теми, которые ставит перед собой противник. Стрессовый характер воздействия поединка на организм спортсмена значительно возрастает при рассогласовании между запланированным и текущим ходом соревнований.
Спортсмен в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение, т. е. у него возникают эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода поединка, состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчайшую гамму человеческих чувств.
Все эти факторы, характерные для соревновательной борьбы и достигающие своих максимальных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют глубокой мобилизации
функциональных ресурсов организма спортсмена. Это ярко проявляется уже при рассмотрении реакции организма спортсмена на условия тренировочной и соревновательной деятельности по такому общему показателю, как частота сердечных сокращений (табл. 7.9).
Соревновательная деятельность в спорте раскрывает потенциальные возможности человека, физические и психические резервы его организма. При этом достигнуть результатов мирового уровня могут лишь одаренные люди, благодаря многолетней специализированной напряженной подготовке.
В результате у спортсмена формируются необходимые для эффективной соревновательной деятельности соревновательный потенциал и соревновательная надежность. Соревновательный потенциал — это способность к соревновательной деятельности, обеспечивающая ей достижение запланированного результата, обусловленного природными задатками, эффективностью подготовки и материально-технической обеспеченностью соревновательной деятельности; соревновательная надежность — это способность к обеспечению высокоэффективной деятельности в экстремальных условиях соревновательной борьбы (Смирнов, Зулаев, 1996).
Высокий уровень соревновательного потенциала и соревновательной надежности является эффективным средством предотвращения ошибок в процессе соревнований (табл. 7.10).
Управление соревновательной деятельностью
Спортсмену в соревнованиях приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменом в каждой ситуации поединка и соревнованиях в целом. Восприятие и переработка информации осложняются соревновательной конфликтностью, которая всегда характеризуется дефицитом времени и пространства (Келлер, 1987).
Для решения конкретной задачи необходима и полезна только часть информации о создавшейся ситуации, соотносящаяся с информационной моделью, выработанной спортсменом в тренировочном процессе и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важнейших задач соревновательной деятельности.
Наблюдая спортивный поединок, видим только внешние его проявления: противоположность целей участников, различный характер действий, результат взаимоотношений или, точнее, противоборства спортсменов. Под внешней стороной поединка кроется серьезное содержание, состоящее из тактического плана (а иногда и из стратегического при многоступенчатой системе проведения соревнований), определенных действий, форма которых больше говорит о способе, технике выполнения, чем о скрытых тактических замыслах. То, что скрыто от глаз зрителей (представление о замыслах противника, переработка воспринимаемой информации, ход принятия решений и др.), обязательно отражается в сознании спортсменов.
Участников соревнований следует рассматривать как лиц, вступающих в рефлексивное взаимодействие. Термин «рефлексивный» означает, что каждый из участников соревнований (участников спортивного поединка) отражает в своем мышлении рассуждения других участников — соперников и партнеров. В соответствии с этим деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением основных положений предполагаемого поведения противника, партнеров и своего. Кроме того, деятельность спортсмена зависит еще от большого количества факторов, отображающих условия, обстановку и ход конкретных соревнований, правила и систему розыгрыша соревнований (круговые или прямое выбывание, личные или командные поединки и другие условия Положения о соревнованиях), масштаб и значимость соревнований для спортсмена и вытекающие из них особенности поединков, стартов. Учитывается также реальная обстановка поединков, соревновательная ситуация, морфоконституциональные особенности соревнующихся, уровень физической подготовленности и психических качеств, соревновательный опыт, технико-тактическая оснащенность, стиль соперника и др. Каждый из перечисленных факторов может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное, влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.
Всю эту совокупность факторов В.С. Келлер (1987) вполне обоснованно предлагает определить как плацдарм — важнейшую исходную позицию, диктующую характер соревновательной деятельности спортсмена, направленность тактических намерений и технических действий.
Необходимо учитывать, что спортсмен отображает плацдарм в своем сознании как бы на схеме, причем каждый спортсмен оперирует в своем сознании не плацдармом, а его схемой — субъективным отображением реального плацдарма в сознании спортсмена. На практике не удается достигнуть полного совпадения схемы с фактическим плацдармом, следовательно, всегда или почти всегда схемы имеют упущения. Кроме того, из-за скоротечности состязательных ситуаций в соревнованиях спортсмен может и не воспринять сразу всю воз-
можную и доступную информацию. Однако, чем ближе схема к плацдарму, тем больше возможностей принятия адекватных технико-тактических решений, выше результативность действий.
Из многих факторов, определяющих плацдарм ситуации, поединка, соревнований, спортсмен стремится выделить и оценить те, влияние которых может оказаться решающим для успеха в ходе борьбы. В умении спортсмена быстро отображать плацдарм в наиболее точной схеме находят прямое воплощение его соревновательный опыт, быстрота и уровень тактического мышления.
При составлении схемы идет процесс отображения фактических данных, имеющих тактическое содержание и относящихся к соревнованию, поединку, схватке, ситуации и фиксации сравнительного соотношения их значения для спортсмена и каждого из его непосредственных противников, например, в боксе — противник высокого роста и очень быстр. Для спортсмена с такими же данными эти сведения о противнике могут явиться второстепенными и не найти места в схеме. Спортсмен невысокого роста или недостаточно быстрый отображает в схеме соотношение роста и быстроты — своей и противника, поскольку пренебрежение этими данными может стать причиной поражения.
В составлении схемы находит место и оценка соотношения сил. Если один из спортсменов имеет значительное преимущество в поединке, то это оказывает различное влияние на состояние, а следовательно, и дальнейшую соревновательную деятельность каждого из соревнующихся соперников, их тактические намерения и действия. Кроме того, поступки спортсменов как бы «окрашены» индивидуальными характеристиками поведения в аналогичных ситуациях, которые могут быть известны противникам по предыдущим встречам.
В схеме необходимо учитывать физическое, психическое и моральное состояние соперника, его настроенность на борьбу и готовность к ней, вероятностные оценки плацдарма и др.
Плацдарм (или его отдельные детали) постоянно меняется в ходе поединка, турнира, поскольку растет напряжение к финишу состязаний, меняются ситуации и противники. Это объясняет место и значение действий разведки, наблюдения за противниками и накопление знаний о них для разработки более адекватных схем, а также действий маскировки и обманных действий для затруднения составления схемы противником.
Каждый спортсмен имеет цель в конкретный момент и цель, общую для поединка, соревнования. Цель также отображается в сознании спортсмена. Спортсмен, участвуя в состязаниях, последовательно преодолевает множество препятствий различной трудности. Добиваясь желаемых результатов, он решает частные задачи: достижение побед на предварительных этапах соревнований, переход в следующий тур соревнований, из которых может сложиться достижение цели — завоевание определенного места в турнире. Достижение поставленной цели в соревнованиях, как правило, возможно лишь в многоходовом процессе борьбы, проходящей через промежуточные ступени с желательным или обязательным решением стоящих перед каждой из них конкретных задач.
Цель, которую спортсмен ставит перед состязанием, и надежды, возлагаемые на исход предстоящих ситуаций, стартов, соревнований, накладывают отпечаток на его поведение и действия, поскольку из поставленных задач вытекает как оценка предстоящих трудностей, так и средств их преодоления. Спортсмен должен осмысливать и представлять «стоимость» усилий, их количественную и качественную стороны.
Цель победить в крупном многодневном турнире с участием многих (в том числе и более опытных) боксеров, например, существенно отличается от задачи выиграть решающий последний бой в командной встрече или бой у неудобного по стилю соперника, обладающего высокими волевыми качествами, или победить любого противника в важном для себя бою при равном протекании поединка. Специфичны и такие задачи, как выиграть бой у противника, сумевшего успешно начать поединок и ведущего его со значительным преимуществом, победить с большим преимуществом.
Каждый спортсмен владеет определенными технико-тактическими способами достижения победы. Совокупность их в сочетании с субъективным учетом положительных и отрицательных качеств, своих и противника, выражается в доктрине, которая определяет характер рефлексивного отображения цели в каждой схеме, что в свою очередь диктует спортсмену подход к решению конкретных задач схватки, поединка, старта, соревнования.
При составлении доктрины спортсмен исходит из общей оценки своих возможностей каждой из сторон своей подготовленности. В ней находят воплощение соревновательный опыт, особенности физического развития и технического стиля спортсмена, его способность к риску, выдержке и волевым проявлениям, предугадыванию намерений противников и др. Непосредственное выражение доктрина получает в определенном, тактически окрашенном поведении, способах решений предстоящих соревновательных задач, намерениях и действиях, наиболее целесообразных (с точки зрения спортсмена) для достижения планируемых результатов.
При выборе доктрины спортсмен должен исходить из своего технико-тактического арсенала, основываясь на наиболее эффективных, часто им применяемых средствах. Спортсмен владеет гораздо более широким арсеналом средств, чем
может понадобиться для достижения победы в отдельном соревновании или его части. Вопрос в том, какие приемы, какой стиль ведения поединка окажутся наиболее эффективными в конкретной ситуации, приведут к достижению запланированного результата.
Часть лучше освоенного материала становится наиболее органичной для спортсмена, составляет его соревновательный репертуар и превращается в основу его общей доктрины, а также определяет возможности ее изменения и выбора частных доктрин (для данного старта, поединка, борьбы за укол, очко и др.).
Общая доктрина складывается постепенно, по мере накопления спортивного опыта. Ее характеризуют склонность спортсмена к наступательным или оборонительным действиям, к выдержке или активному навязыванию борьбы, направленность на комбинационную тактическую борьбу или приверженность к наигранным, излюбленным действиям и др.
На основе сложившейся манеры, стиля, исходя из конкретных требований поединка, ситуации, учитывая данные разведки, спортсмен выбирает наиболее целесообразный способ действий против каждого соперника, в каждой возможной ситуации соревнований. Частная доктрина постоянно уточняется, и если требуется, изменяется на основе новых данных, полученных непосредственно в ходе соревнований.
Большое значение здесь имеет способность спортсмена влиять на поведение соперника, формируя у него неадекватное представление о соревнованиях путем утаивания объективной информации и передачи ложной. В спортивных единоборствах и играх это достигается с помощью маневрирования, обманов, вызовов, ложных атак, контратак, ложных защит и ложных ответов. Естественно, что основным способом ограничения поступления информации о действительных замыслах является маскировка. Однако спортивные взаимодействия в поединке чаще складываются таким образом, что тактически целесообразнее передать ложную информацию, вызвать противника на определенные контрдействия, чем добиться ограничения сигналов о своих истинных намерениях. Следует подчеркнуть, что маскировка имеет двойную цель: ограничить поступление информации или, что является лучшим вариантом, передать ложную информацию.
Особое значение приобретает способность к рефлексивному мышлению в спортивных играх. Игрок в отличие от единоборца должен рефлексивно воссоздавать в своем сознании не только модель, разработанную противником, но и адекватно отображать модели партнеров по команде. Это значит, что необходимо ясно представлять не только их доктрины, но и знать состояние их подготовленности, индивидуальные особенности технического мастерства и тактического мышления. Неадекватность рефлексивного отображения модели игры в сознании партнеров по команде приводит к потере преимуществ даже при полностью адекватном рефлексивном отображении- модели противника (Платонов, 1997).
Изменение хода борьбы, особенно в пользу соперника, вынуждает к совершенствованию доктрины и даже к ее изменению, например, при неудачно складывающемся поединке и нехватке времени спортсмен вынужден форсировать события, уменьшая применение подготовительных действий и стремясь только к результативным, хотя это может быть и не свойственно его соревновательной манере.
На доктрину может оказать влияние и цель. Так, попавший впервые в финал и выполнивший тем самым важную для себя цель участия в соревнованиях молодой спортсмен часто выступает в финале смело и разнообразно, чего он не мог бы себе позволить под грузом ответственности и максимального психического напряжения. Другой пример: если одной из команд (в футболе, хоккее и др.) достаточно ничьей, а команде противника нужна только победа, то, естественно, цель достигнуть ничьей наложит отпечаток на доктрину игры.
Итогом каждого старта, поединка или матча соревнований является результат. В нем находят воплощение усилия по реализации поставленных целей, их выполнение или невыполнение. Факт нанесения или получения укола, удара, очка, проведения приема, победы или поражения в старте, поединке (т. е. результат) при продолжении соревнований оказывает влияние на плацдарм, изменяет его и, следовательно, требует изменений схемы, доктрины и даже цели.
Практически доктрина — это алгоритм, посредством которого из схемы и цели вырабатывается решение для достижения результата — победы в поединке, соревнованиях. Для каждого вида спорта характерна своя общая доктрина ведения поединков, меняющаяся каждый раз в большей или меньшей степени в зависимости от изменения правил соревнований, специфики судейства, появления новых спортсменов или команд с оригинальными стилями и т. д.
страница 1 страница 2
|