Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Структура соревновательной деятельности
Фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для данного спортсмена результата. Естественно, такая ориентация имеет место, когда речь идет о главных соревнованиях. В контрольных, подводящих (модельных), отбо­рочных соревнованиях направленность соревновательной деятельности может носить иной харак­тер, обусловленный конкретной ситуацией и зада­чами.

Соревновательной деятельности, как и любому другому виду сознательной человеческой деятельности, присущи целево-результативные отноше­ния: цель — средство — результат.

Целью является модель (образ) того, к чему стремится спортсмен в результате соревнователь­ной деятельности, средством — приемы и дей­ствия спортсменов, направленных на достижение поставленной цели, результатом — спортивный результат, достигнутый в конкретном виде сорев­новательной деятельности.

Соревновательная деятельность в спорте мо­жет рассматриваться: на уровне генеральных ха­рактеристик, типичных в целом для спорта; на уровне обобщенных характеристик для групп ви­дов спорта; на уровне специфических характерис­тик конкретного вида спорта, дисциплины или ви­да соревнований. Однако вне зависимости от уровня рассмотрения системообразующим факто­ром является спортивный результат, который в свою очередь зависит от двух групп компонентов: обеспечения и реализации.

На уровне генеральных характеристик компо­нентами обеспечения соревновательной деятель­ности являются строение тела спортсмена и функ­циональные возможности важнейших систем его организма, а компонентами реализации — техни­ческое и тактическое мастерство спортсмена, уровень его физической и психической подготов­ленности.

На уровне групп видов спорта, конкретных ви­дов спорта, дисциплин и видов соревнований ком­поненты обеспечения и реализации конкретизиру­ются с учетом специфики видов спорта. Так, в спринтерском беге или скоростном беге на конь­ках спортивный результат зависит от эффектив­ности старта, скорости стартового разгона, уровня дистанционной скорости, способности удержать высокую скорость на финише. В силу этого основ­ными компонентами обеспечения являются: вре­мя простой и сложной реакции, быстрота реакции антиципации, импульс силы мышц, быстрота мы­шечного сокращения, мощность и емкость алак-татного анаэробного процесса, мощность лактат-ного анаэробного процесса и др. К компонентам реализации соответственно следует отнести: тех­нику старта и стартового разгона, амплитуду и частоту движений, эффективность бега на вираже.

Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления харак­теристик соревновательной деятельности, от кото­рых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обусловливает ведущие эле­менты, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности.

В циклических видах спорта, связанных с про­явлением выносливости, наибольшее значение имеет уровень дистанционной скорости, равномерность прохождения различных отрезков дис­танции, эффективность поворотов (в плавании), прохождение виражей (в конькобежном спорте).

В сложнокоординационных видах спорта веду­щие элементы определяются спецификой конкрет­ных видов: в гимнастике спортивной и художес­твенной, фигурном катании и др. — количество элементов высшей сложности, количество свер­хсложных элементов, коэффициент трудности, ар­тистичность и др.; в стрелковых видах спорта — результаты по сериям, разброс от среднего, сох­ранение средней точки попадания, время прицели­вания и др.; в горнолыжном спорте, санном спор­те, бобслее — эффективность разгона, средняя скорость, равномерность преодоления трассы, эф­фективность прохождения виражей, поворотов и др. В спортивных играх и единоборствах ведущее значение приобретают такие характеристики, как активность атакующих и защитных действий, их эффективность, разнообразие (Новиков, Шустин, 1993; Р1аЮпоу, 2002).

Параметры, характеризующие те или иные ком­поненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго диф­ференцированной оценки и совершенствования. Лишь определив уровень совершенства отдельных составляющих, можно объективно оценить силь­ные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности конкретного спортсмена, разрабо­тать оптимальную для него модель соревнователь­ной деятельности и наметить пути ее достижения (Шустин, 1995).

Эффективность различных компонентов сорев­новательной деятельности наиболее точно и прос­то можно оценить в циклических и скоростно-си-ловых видах спорта.

В структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции может быть выделено как минимум четыре компонента:

быстрота реакции на стартовый сигнал, оп­
ределяемая по времени от выстрела до первого
движения бегуна;

качество стартового разбега, оцениваемое


по времени пробегания отрезка 30 м с низкого
старта;

абсолютная скорость бега;

эффективность финиша, которую оценивают
по степени изменения скорости бега в конце дис­
танции.

Каждый из этих показателей существенно вли­яет на уровень спортивных достижений в беге на 100 и 200 м. Вместе с тем анализ пробегания со­ревновательных дистанций лучшими спринтерами мира свидетельствует о том, что они имеют значи­тельные различия в характеристике названных составляющих. У одних спортсменов высокая аб­солютная скорость бега, но сравнительно слабый стартовый разбег; у других — относительно мень­шая скорость, но эффективные старт или финиш. Есть и спортсмены, демонстрирующие примерно одинаковый уровень мастерства во всех компо­нентах соревновательной деятельности.

Наличие различных вариантов структуры сорев­новательной деятельности проявляется и в видах единоборств. Например, в борьбе греко-римской в последние годы выделено три основных варианта соревновательной деятельности: технический, скоростно-силовой и функциональный. Борцы техни­ческого типа добиваются победы в основном за счет выполнения комбинаций приемов, скоростно-силового — за счет высокоэффективных оди­ночных приемов и хорошей защиты, а борцы функционального типа — за счет высокой двига­тельной активности и хорошей защиты (Новиков, Шустин, 1993). С аналогичной ситуацией мы стал­киваемся и при анализе структуры соревнователь­ной деятельности и в других видах единоборств — фехтовании, боксе, дзюдо, вольной борьбе. Более того, подобное разделение спортсменов по струк­туре соревновательной деятельности на группы наблюдается и в других видах спорта, в частности в циклических — плавании, гребле, спринтерском беге и др. (Р1а*опоу, 1995; Булатова, 1996).

Всесторонние знания о структуре соревнова­тельной деятельности в конкретном виде спорта, факторах ее обеспечения и реализации, наличие со­ответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения лишь создает не­обходимые предпосылки для достижения заданно­го результата. Однако его практическая демонстра­ция зависит от способности и реализации этих пред­посылок в условиях ответственных соревнований.

В

сякое сложное действие человека (а спортив­ные действия, характерные для соревновательной деятельности, носят именно такой характер) зави­сит от восприятия информации, ее переработки и воплощения полученных данных в соответствую­щих действиях. Взаимодействия спортсменов в со­ревнованиях проходят в процессе постоянного восприятия, отражения и ответного реагирования и во многом зависят от адекватности отображения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей (своих, партнеров и противника).

Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных сенсорных экстеро-, проприо- и интерорецептивных раздражений, воздействую­щих на центральную нервную систему, обусловли­вает характер деятельности спортсмена и предоп­ределяет ее эффективность в соревнованиях.

Результативность деятельности спортсмена (на­ряду со специализированной технической, физи­ческой, тактической, психической подготовленнос­тью) зависит от характера воспринимаемой мации, времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях, быстрого и адек­ватного специфического мышления. Эффектив­ность восприятия и быстрота переработки инфор­мации, принятие решения, выбор средств для дос­тижения целей являются центральными в соревно­вательной деятельности спортсмена. Дефицит пространства и времени в условиях соревнователь­ной борьбы затрудняет восприятие, переработку информации и принятие решения (рис. 7.17).

Таким образом, особенностями соревнователь­ной деятельности в спорте, вытекающими из фун­кциональной структуры деятельности человека и определяющими ее специфику, являются:

1)восприятие информации в условиях маски­ровки и ложности действий противника;

обработка информации и принятие решения


в условиях лимита и дефицита пространства и вре­
мени;

воплощение принятых решений при актив­


ном противоборстве противника и не всегда бла­
гоприятных условиях среды и деятельности пар­
тнеров (Келлер, 1995).

Указанное выше определяет состав соревнова­тельной деятельности спортсмена в информацион­ном аспекте, заключающийся в восприятии среды, поведения противников и партнеров, динамики собственного состояния и действий; анализе полу­ченной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выборе и принятии мысленного решения, его воплощения в соответ­ствующих специализированных действиях. Для соревновательной деятельности спортсме­на характерно то, что он должен учитывать не только хорошо известные ему обстоятельства по­единка, но, по возможности, обстоятельства и ре­шения, принимаемые противником, которые спор­тсмену достоверно не известны.

В ряде видов спорта (единоборства, игры) эк­стремальность условий состязания определяется еще и возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за большого разнообразия, постоянной смены ситуа­ций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, ложностью и недоста­точностью информации, неопределенностью мо­мента начала действий и др. При этом следует учитывать, что экстремальность условий состяза­ний умышленно усугубляется противником. Все это затрудняет как оценку создавшейся соревно­вательной ситуации, так и осуществление специа­лизированных действий, предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям спортсмена, усиливает психическую напряжен­ность его деятельности.

Естественно, развитие соревновательной ситу­ации можно в определенной мере предвидеть. При этом степень информационной неопределенности зависит от квалификации спортсмена, его опыта и др. Однако даже при значительном различии в мастерстве спортсменов сильнейший не может быть полностью уверен в предполагаемом разви­тии ситуации поединка.

Ориентирование в пространстве и времени, восприятие и переработка информации, принятие решения и осуществление действий в соревнова­ниях усложнены весьма подвижным эмоцио­нальным фоном. При этом многократные (в одних соревнованиях) контрастные смены эмоций связа­ны со стрессовыми, а иногда и экстремальными воздействиями условий соревновательной борьбы на организм спортсмена. Эти условия определяют­ся бескомпромиссностью состязаний в присут­ствии многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективной оценкой правильности и неправильности действий соперников и судей; необходимостью неоднократ­ного развития максимальных физических и психи­ческих усилий в зависимости от вариативно изме­няющейся ситуации соревнований (ВаПп, 1994).

Контрастность соревновательной борьбы неред­ко приводит к эмоциональным нарушениям, кото­рые, вызывая снижение психофизической надеж­ности спортсмена, отрицательно сказываются на ре­зультативности его технико-тактических действий. Неудачно выполненные действия в свою очередь (сознательно или подсознательно) вызывают нега­тивно окрашенные эмоциональные реакции, дают сомнения в успешности.



Управление соревновательной деятельностью

Спортсмену в соревнованиях приходится иметь де­ло с большим количеством информации технико-фактического, психологического и другого харак­тера. Эта информация должна соотноситься с за­дачами, стоящими перед спортсменом в каждой ситуации поединка и соревнованиях в целом. Вос-"риятие и переработка информации осложняются соревновательной конфликтностью, которая всег-.ца характеризуется дефицитом времени и прос­транства (Келлер, 1987).

Для решения конкретной задачи необходима и "слезна только часть информации о создавшейся ситуации, соотносящаяся с информационной мо­делью, выработанной спортсменом в тренировоч­ном процессе и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важнейших задач соревновательной деятельности.

-асг-сдая спортивный поединок, видим только его проявления: противоположность це-

участников, различный характер действий, ре-взаимоотношений или, точнее, противо­борства спортсменов. Под внешней стороной поединка кроется серьезное содержание, состоящее из тактического плана (а иногда и из стратегичес­кого при многоступенчатой системе проведения соревнований), определенных действий, форма которых больше говорит о способе, технике вы­полнения, чем о скрытых тактических замыслах. То, что скрыто от глаз зрителей (представление о замыслах противника, переработка воспринимае­мой информации, ход принятия решений и др.), обязательно отражается в сознании спортсменов.

Участников соревнований следует рассматри­вать как лиц, вступающих в рефлексивное взаимо­действие. Термин «рефлексивный» означает, что каждый из участников соревнований (участников спортивного поединка) отражает в своем мышле­нии рассуждения других участников — соперни­ков и партнеров. В соответствии с этим деятель­ность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением основных положений предполагаемого поведения противника, партнеров и своего. Кроме того, дея­тельность спортсмена зависит еще от большого количества факторов, отображающих условия, об­становку и ход конкретных соревнований, правила и систему розыгрыша соревнований (круговые или прямое выбывание, личные или командные пое­динки и другие условия Положения о соревнова­ниях), масштаб и значимость соревнований для спортсмена и вытекающие из них особенности по­единков, стартов. Учитывается также реальная об­становка поединков, соревновательная ситуация, морфоконституциональные особенности соревну­ющихся, уровень физической подготовленности и психических качеств, соревновательный опыт, тех­нико-тактическая оснащенность, стиль соперника и др. Каждый из перечисленных факторов может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное, влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.

Всю эту совокупность факторов В.С. Келлер (1987) вполне обоснованно предлагает определить как плацдарм — важнейшую исходную позицию, диктующую характер соревновательной деятель­ности спортсмена, направленность тактических на­мерений и технических действий.

Необходимо учитывать, что спортсмен отобра­жает плацдарм в своем сознании как бы на схеме, причем каждый спортсмен оперирует в своем соз­нании не плацдармом, а его схемой — субъектив­ным отображением реального плацдарма в созна­нии спортсмена. На практике не удается достигнуть полного совпадения схемы с фактическим плац­дармом, следовательно, всегда или почти всегда схемы имеют упущения. Кроме того, из-за скоро­течности состязательных ситуаций в соревнованиях спортсмен может и не воспринять сразу ложную и доступную информацию. Однако, чем ближе схема к плацдарму, тем больше возможнос­тей принятия адекватных технико-тактических ре­шений, выше результативность действий.

Из многих факторов, определяющих плацдарм ситуации, поединка, соревнований, спортсмен стремится выделить и оценить те, влияние кото­рых может оказаться решающим для успеха в хо­де борьбы. В умении спортсмена быстро отоб­ражать плацдарм в наиболее точной схеме нахо­дят прямое воплощение его соревновательный опыт, быстрота и уровень тактического мышления.

При составлении схемы идет процесс отобра­жения фактических данных, имеющих тактическое содержание и относящихся к соревнованию, пое­динку, схватке, ситуации и фиксации сравнительно­го соотношения их значения для спортсмена и каж­дого из его непосредственных противников, напри­мер, в боксе — противник высокого роста и очень быстр. Для спортсмена с такими же данными эти сведения о противнике могут явиться второстепен­ными и не найти места в схеме. Спортсмен невысо­кого роста или недостаточно быстрый отображает в схеме соотношение роста и быстроты — своей и противника, поскольку пренебрежение этими дан­ными может стать причиной поражения.

В составлении схемы находит место и оценка соотношения сил. Если один из спортсменов имеет значительное преимущество в поединке, то это оказывает различное влияние на состояние, а следовательно, и дальнейшую соревновательную деятельность каждого из соревнующихся соперни­ков, их тактические намерения и действия. Кроме того, поступки спортсменов как бы «окрашены» индивидуальными характеристиками поведения в аналогичных ситуациях, которые могут быть из­вестны противникам по предыдущим встречам.

В схеме необходимо учитывать физическое, психическое и моральное состояние соперника, его настроенность на борьбу и готовность к ней, вероятностные оценки плацдарма и др.

Плацдарм (или его отдельные детали) постоян­но меняется в ходе поединка, турнира, поскольку растет напряжение к финишу состязаний, меняют­ся ситуации и противники. Это объясняет место и значение действий разведки, наблюдения за про­тивниками и накопление знаний о них для разра­ботки более адекватных схем, а также действий маскировки и обманных действий для затруднения составления схемы противником.

Каждый спортсмен имеет цель в конкретный момент и цель, общую для поединка, соревно­вания. Цель также отображается в сознании спор­тсмена. Спортсмен, участвуя в состязаниях, после­довательно преодолевает множество препятствий различной трудности. Добиваясь желаемых ре­зультатов, он решает частные задачи: достижение побед на предварительных этапах соревнований, переход в следующий тур соревнований, из кото­рых может сложиться достижение цели — завое­вание определенного места в турнире. Достиже­ние поставленной цели в соревнованиях, как пра­вило, возможно лишь в многоходовом процессе борьбы, проходящей через промежуточные ступе­ни с желательным или обязательным решением стоящих перед каждой из них конкретных задач.

Цель, которую спортсмен ставит перед состя­занием, и надежды, возлагаемые на исход пред­стоящих ситуаций, стартов, соревнований, накла­дывают отпечаток на его поведение и действия, поскольку из поставленных задач вытекает как оценка предстоящих трудностей, так и средств их преодоления. Спортсмен должен осмысливать и представлять «стоимость» усилий, их количествен­ную и качественную стороны.

Цель победить в крупном многодневном турни­ре с участием многих (в том числе и более опытных) боксеров, например, существенно отли­чается от задачи выиграть решающий последний бой в командной встрече или бой у неудобного по стилю соперника, обладающего высокими волевы­ми качествами, или победить любого противника в важном для себя бою при равном протекании по­единка. Специфичны и такие задачи, как выиграть бой у противника, сумевшего успешно начать пое­динок и ведущего его со значительным преиму­ществом, победить с большим преимуществом.

Каждый спортсмен владеет определенными технико-тактическими способами достижения по­беды. Совокупность их в сочетании с субъектив­ным учетом положительных и отрицательных ка­честв, своих и противника, выражается в доктрине, которая определяет характер рефлексивного отоб­ражения цели в каждой схеме, что в свою очередь диктует спортсмену подход к решению конкретных задач схватки, поединка, старта, соревнования.

При составлении доктрины спортсмен исходит из общей оценки своих возможностей каждой из сторон своей подготовленности. В ней находят воп­лощение соревновательный опыт, особенности фи­зического развития и технического стиля спортсме­на, его способность к риску, выдержке и волевым проявлениям, предугадыванию намерений против­ников и др. Непосредственное выражение доктри­на получает в определенном, тактически окрашен­ном поведении, способах решений предстоящих со­ревновательных задач, намерениях и действиях, наиболее целесообразных (с точки зрения спорт­смена) для достижения планируемых результатов.

При выборе доктрины спортсмен должен исхо­дить из своего технико-тактического арсенала, ос­новываясь на наиболее эффективных, часто им применяемых средствах. Спортсмен владеет го­раздо более широким арсеналом средств, чем


может понадобиться для достижения победы в от­дельном соревновании или его части. Вопрос в том, какие приемы, какой стиль ведения поединка окажутся наиболее эффективными в конкретной ситуации, приведут к достижению запланирован­ного результата.

Часть лучше освоенного материала становится наиболее органичной для спортсмена, составляет его соревновательный репертуар и превращается в основу его общей доктрины, а также определяет возможности ее изменения и выбора частных док­трин (для данного старта, поединка, борьбы за укол, очко и др.).

Общая доктрина складывается постепенно, по мере накопления спортивного опыта. Ее характери­зуют склонность спортсмена к наступательным или оборонительным действиям, к выдержке или актив­ному навязыванию борьбы, направленность на ком­бинационную тактическую борьбу или привержен­ность к наигранным, излюбленным действиям и др.

На основе сложившейся манеры, стиля, исходя из конкретных требований поединка, ситуации, учитывая данные разведки, спортсмен выбирает наиболее целесообразный способ действий против каждого соперника, в каждой возможной ситуа­ции соревнований. Частная доктрина постоянно уточняется, и если требуется, изменяется на осно­ве новых данных, полученных непосредственно в ходе соревнований.

Большое значение здесь имеет способность спортсмена влиять на поведение соперника, фор­мируя у него неадекватное представление о сорев­нованиях путем утаивания объективной информа­ции и передачи ложной. В спортивных едино­борствах и играх это достигается с помощью ма­неврирования, обманов, вызовов, ложных атак, контратак, ложных защит и ложных ответов. Ес­тественно, что основным способом ограничения поступления информации о действительных за­мыслах является маскировка. Однако спортивные взаимодействия в поединке чаще складываются таким образом, что тактически целесообразнее передать ложную информацию, вызвать противни­ка на определенные контрдействия, чем добиться ограничения сигналов о своих истинных намерени­ях. Следует подчеркнуть, что маскировка имеет двойную цель: ограничить поступление информа­ции или, что является лучшим вариантом, передать ложную информацию.

Особое значение приобретает способность к рефлексивному мышлению в спортивных играх. Игрок в отличие от единоборца должен рефлексивно воссоздавать в своем сознании не только модель, разработанную противником, но и адек­ватно отображать модели партнеров по команде. Это значит, что необходимо ясно представлять не только их доктрины, но и знать состояние их под­готовленности, индивидуальные особенности тех­нического мастерства и тактического мышления. Неадекватность рефлексивного отображения мо­дели игры в сознании партнеров по команде при­водит к потере преимуществ даже при полностью адекватном рефлексивном отображении модели противника (Платонов, 1997).

Изменение хода борьбы, особенно в пользу соперника, вынуждает к совершенствованию док­трины и даже к ее изменению, например, при не­удачно складывающемся поединке и нехватке вре­мени спортсмен вынужден форсировать события, уменьшая применение подготовительных действий и стремясь только к результативным, хотя это мо­жет быть и не свойственно его соревновательной манере.

На доктрину может оказать влияние и цель. Так, попавший впервые в финал и выполнивший тем самым важную для себя цель участия в сорев­нованиях молодой спортсмен часто выступает в финале смело и разнообразно, чего он не мог бы себе позволить под грузом ответственности и мак­симального психического напряжения. Другой при­мер: если одной из команд (в футболе, хоккее и др.) достаточно ничьей, а команде противника нужна только победа, то, естественно, цель достиг­нуть ничьей наложит отпечаток на доктрину игры.

Итогом каждого старта, поединка или матча соревнований является результат. В нем находят воплощение усилия по реализации поставленных целей, их выполнение или невыполнение. Факт на­несения или получения укола, удара, очка, проведшие к победы или поражения в старте, поединке (т. е. результат) при продолжении сорев­нований оказывает влияние на плацдарм, изменя­ет его и, следовательно, требует изменений схе­мы, доктрины и даже цели.

Практически доктрина — это алгоритм, пос­редством которого из схемы и цели вырабатыва­ется решение для достижения результата — побе­ды в поединке, соревнованиях. Для каждого вида спорта характерна своя общая доктрина ведения поединков, меняющаяся каждый раз в большей или меньшей степени в зависимости от изменения правил соревнований, специфики судейства, появ­ления новых спортсменов или команд с ориги­нальными стилями и т. д.






страница 1

Смотрите также: