Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ

ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Глава 39


СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Высокие объемы и интенсивность тренировочной работы создают дополнительные трудности в на­хождении оптимального режима работы и отдыха в отдельных занятиях и микроциклах, в обеспечении адекватных условий для полноценного выполнения работы различной направленности и эффективного протекания восстановительных и специальных адаптационных реакций в организме после нее. Преодоление этих трудностей может быть осущес­твлено в двух взаимосвязанных направлениях:

1)в оптимизации планирования различных структурных единиц тренировочного процесса;

2) в направленном планировании различных средств восстановления, все шире проникающих в современный спорт.

Эти средства могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулиро­вания работоспособности. Несколько десятилетий назад о средствах восстановления в спорте, хотя и упоминалось, однако практической роли они, по существу, не играли. Однако в 70—80-х годах XX в. в связи с резким увеличением объема трени­ровочной и соревновательной деятельности в раз­личных видах спорта проблема восстановления стала одной из центральных. За короткое время было проведено очень большое количество иссле­дований, посвященных разработке различных воп­росов применения средств восстановления в трени­ровочном процессе. Однако подход к ним с пози­ций современных представлений о спортивной тре­нировке был весьма односторонним и в общих чертах сводился к следующему. Доказывалось, что определенные педагогические, фармакологичес­кие, физиотерапевтические или психологические средства способствуют ускорению процессов вос­становления после отдельных тренировочных уп­ражнений, их комплексов и занятий и таким обра­зом позволяют выполнить большой суммарный объем тренировочной работы в занятиях, микро- и мезоциклах, повышают общую работоспособность, обеспечивают профилактику переутомления. Эти данные являлись основанием для рекомендаций о внедрении того или иного средства восстановления или группы средств в тренировочную практику. При этом, как правило, не обращалось особого внимания на характер тренировочной работы и на особенности применяемых средств и методов, не проводились исследования влияния долговремен­ного применения средств восстановления на конеч­ный тренировочный эффект.

Естественно, что столь односторонний подход не принес ощутимого практического результата и быстро привел к противоречиям, так как пробле­ма оказалась намного сложнее, чем могло пока­заться на первый взгляд. Сторонников внедрения восстановительных средств в практику лишь на ос­новании того, что они снижают утомление и уско­ряют процессы восстановления после тренировоч­ных воздействий, ставил в тупик уже хотя бы та­кой вопрос: с какой целью снижать или устранять утомление, к возникновению которого у спортсме­нов мы стремимся, планируя соответствующие нагрузки? Хорошо известно, что именно глубина утомления в результате выполнения спортсменами отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий является одним из основ­ных факторов, определяющих интенсивность и эффективность приспособительных изменений, связанных прежде всего с проявлением различных видов выносливости. Естественно, в тренировке в ряде случаев целесообразно применять средства восстановления с целью повышения общего уровня работоспособности, профилактики перет­ренированности и снижения общего уровня утом­ления. Однако подходить к этому вопросу следу­ет не огульно, а с учетом конкретных ситуаций, целей и задач различных этапов тренировки, от­дельных занятий, комплексов упражнений и др.

В настоящее время обшепризнано, что утом­ление спортсменов, наступающее в результате напряженной мышечной работы, формируется конкретно для каждого вида работы в зависимос­ти от степени участия в ее выполнении различных функциональных систем и механизмов. Следует учитывать, что и любая восстановительная проце­дура также оказывает свое специфическое воз­действие на организм, определяемое как ее ха­рактером, так и методикой применения. И в этом смысле, очевидно, речь должна идти о нахожде­нии возможностей такого сочетания тренировоч­ных воздействий и восстановительных процедур, которое предполагало бы строгий учет специфи­ческих воздействий на организм спортсмена. Нап­ример, хорошо известны те основные изменения в организме спортсмена, которые возникают после больших нагрузок, связанных с проявлением вы­носливости: расход энергетических веществ, вод­но-солевой дисбаланс, снижение липолитических функций печени, приводящее к временной жиро­вой инфильтрации печени, функциональная проте-инурия и гематурия вследствие недостаточного кислородо- и кровоснабжения почек во время наг­рузки, снижение кислородсвязывающих функций крови, выраженный ацидоз, особенно у высоко­квалифицированных спортсменов, структурные на­рушения биологических мембран, угнетение имму-нозащитных механизмов и другие явления, обус­ловленные естественным утомлением важнейших функциональных систем организма (Груева, 1987). Вполне естественно, что весь комплекс средств восстановления, включая рацион питания, фарма­кологические средства, должен быть направлен на устранение этих изменений и восстановление го-меостаза организма. В этом отношении следует согласиться с В.Г. Петрухиным (1987), который считает, что основные усилия по восстановлению функций спортсмена должны быть направлены главным образом на содействие естественному хо­ду восстановления, направлению восстановитель­ных, биосинтезирующих процессов в наиболее благоприятное, эволюционно закрепленное русло с устранением причин, их замедляющих, а не на ускорение процесса. Однако это не исключает применения средств, стимулирующих естествен­ный процесс протекания восстановительных и адаптационных реакций.

В процессе разработки проблемы восстановле­ния в последние годы получили обоснование и другие идеи. Так, опираясь на результаты иссле­дований, в которых был показан конкретный ха­рактер утомления, наступающего в результате тех или иных нагрузок, было предложено применять восстановительные процедуры для направленного восстановления не тех способностей, которые преимущественно снижаются полученной нагрузкой, а тех, которые необходимо будет проявить для эффективного выполнения очередной порции работы, — комплекса упражнений в отдельном за­нятии или программы всего занятия определенной направленности. Большие резервы таятся также в использовании средств предварительной стимуля­ции и восстановления работоспособности с целью предельной мобилизации функциональных воз­можностей организма спортсменов перед началом тренировочного занятия и в паузах отдыха между отдельными упражнениями. Это позволяет уве­личить интенсивность работы и ее качество, что особенно важно при выполнении спринтерских уп­ражнений, а также суммарный объем тренировоч­ной работы (Платонов, 1997).

Применение средств восстановления — не бе­зобидная процедура, способная лишь снизить утомление, ускорить протекание восстановитель­ных процессов. Каждая восстановительная проце­дура сама по себе является дополнительной нагрузкой на организм, предъявляющей опреде­ленные требования, часто весьма значительные, к деятельности различных функциональных систем организма. Игнорирование этого может привести к обратному действию дополнительных средств — усугублению утомления, снижению работоспособ­ности, нарушению протекания приспособительных процессов и возникновению других неблагоприят­ных реакций.

В настоящее время твердо осознана необходи­мость представления тренировочных воздействий и восстановительных процедур в виде двух сторон единого сложного процесса. Объединение средств восстановления и тренировочных воздействий в определенную систему и является одним из глав­ных вопросов управления работоспособностью и восстановительными процессами в программах тренировочных занятий и микроциклов.

Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности
Все средства восстановления, которые использу­ются в спортивной тренировке, могут быть услов­но объединены в три основные группы: педагоги­ческие, психологические и медико-биологические.

Педагогические средства. Центральное мес­то в проблеме восстановления отводится педаго­гическим средствам, предполагающим управле­ние работоспособностью спортсменов и восста­новительными процессами посредством целесо­образно организованной мышечной деятельности (рис. 39.1).

Возможности педагогических средств восста­новления исключительно многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особен­ности сочетания методов и средств в процессе построения программ тренировочных занятий, разнообразие и особенности сочетания нагрузок при построении микроциклов, применение восста­новительных микроциклов при планировании мезоциклов и др.

При построении программ тренировочных за­нятий заслуживает внимания организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Раци­ональное построение первой части занятия, спо­собствуя более эффективному врабатыванию, по­могает достичь высокого уровня работоспособ­ности в основной части. Рациональная организа­ция заключительной части позволяет быстпее

устранить признаки острого утомления (Озолин, 1970; De Vries, Housh, 1994). Правильный подбор упражнений и методов их использования в основ­ной части обеспечивает должный уровень ра­ботоспособности и эмоционального состояния спортсменов, эффективное протекание процессов восстановления при выполнении тренировочных программ. Этому же способствуют оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм ра­боты, использование средств активного отдыха.

Большое значение в качестве средства восста­новления имеет компенсаторная работа — упраж­нения, выполняемые с невысокой интенсивностью (существенно ниже уровня порога анаэробного обмена — 30—50 % VO2max). Такая работа обес­печивает интенсивный кровоток в мышцах и не приводит к производству лактата, а наоборот, спо­собствует интенсификации процесса его устране­ния. Таким образом, медленный бег, плавание, ез­да на велосипеде или гребля являются эффектив­ным средством ускорения восстановительных про­цессов между тренировочными и соревнователь­ными упражнениями (Уилмор, Костилл, 2001). Продолжительность такой работы между основны­ми упражнениями в процессе тренировки обычно колеблется в диапазоне 30—120 с, а между стар­тами в соревнованиях — 5—15 мин. Важным моментом здесь является и интенсивность работы. В видах спорта, связанных с проявлением вынос­ливости (плавание на средние и длинные дистан­ции, бег на средние и длинные дистанции и др.), компенсаторная работа может выполняться на уровне 50 % VO2max, в других видах — 30—40 % VO2max (Platonov, 2002).

Малоинтенсивная работа в паузах между от­дельными упражнениями оказывает тем большее положительное влияние, чем выше была интенсив­ность предшествовавших упражнений. Использо­вание в качестве активного отдыха относительно напряженной деятельности обычно эффективно лишь при небольшом утомлении (Gollnick et at., 1972). Однако это наблюдается не во всех случа­ях. Например, восстановительные процессы после нагрузок анаэробного характера, приводящих к значительному накоплению лактата, протекают го­раздо быстрее при выполнении достаточно интен­сивной физической работы (рис. 39.2).

Скорость удаления лактата после предельных нагрузок гликолитического характера при пассив­ном отдыхе — 0,02—0,03 г-л~1-мин~1. При физичес­ких нагрузках, интенсивность которых достигает 50—60 % уровня VO2max, скорость удаления лак­тата может возрасти до 0,08—0,09 г-л~1-мин"1, что связано с ускорением кровотока через работаю­щие мышцы. Работа как меньшей, так и большей интенсивности оказывается менее эффективной. Использование в восстановительном периоде рабо-



ты переменной интенсивности с резким ее перепа­дом способствует ускорению выведения лактата.

Наши исследования убедительно продемон­стрировали, что занятия с малыми и средними наг­рузками являются действенным фактором управ­ления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако интенсификация процессов восстановления после тренировочных занятий с большими нагрузками наблюдается лишь в том случае, если в дополнительных заняти­ях применяется работа принципиально иной нап­равленности, при выполнении которой работоспо­собность определяется преимущественным функ­ционированием других систем и механизмов.

Подробно останавливаться на возможностях педагогических средств восстановления здесь нет необходимости, так как эти вопросы нашли отра­жение в разделах, в которых рассматривались различные аспекты построения процесса подго­товки. Отметим лишь, что рациональное построе­ние различных звеньев процесса подготовки, начи­ная от подбора тренировочных упражнений и за­канчивая планированием макроциклов, предпола­гает использование всего комплекса педагогичес­ких средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок занятий, микроциклов и т. д. Не следует забывать и об ус­ловиях, способствующих эффективному протеканию восстановительных процессов — создании благоприятного психологического микроклимата при проведении занятий и соревнований, рацио­нальной организации отдыха и досуга и т. п.

Психологические средства. Психологические средства восстановления в последние годы полу­чили широкое распространение. С помощью пси­хологических воздействий удается быстро снизить нервно-психическую напряженность, состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, сформировать чет­кую установку на эффективное выполнение трени­ровочных и соревновательных программ, довести до границ индивидуальной нормы напряжение функциональных систем, участвующих в работе.

Психологические средства весьма разнообраз­ны (рис. 39.3). К важнейшим из них относятся: ау­тогенная тренировка и ее модификация — психо-регулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, видеопсихологическое воздей-

ствие. Значительное влияние на психическое сос­тояние спортсмена оказывают условия тренировки и соревнований, организация быта и досуга. Особое внимание специалистов привлекают воз­можности психорегулирующей тренировки, кото­рая, как известно, основана на регулировании пси­хического состояния, использовании сознательно­го расслабления мышечной системы и воздействии спортсмена на функции своего организма посред­ством слова. С помощью психорегулирующей тре­нировки удается обеспечить отдых нервной систе­мы, уменьшить психическое напряжение.

После интенсивных физических и психических нагрузок для ускорения процессов восстановле­ния может использоваться метод произвольного мышечного расслабления, основанный на после­довательном расслаблении наиболее крупных мы­шечных групп. Особенно эффективен он при глу­боком утомлении. Применение в этих условиях произвольного мышечного расслабления положи­тельно воздействует на состояние нервно-мышеч­ного аппарата, снижает возбудимость центральной нервной системы (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

В основе метода произвольного мышечного расслабления лежит двусторонняя связь между ор­ганом управления движениями (головным мозгом) и исполнительным органом — мышцами. В силу этого интенсивная мышечная деятельность оказы­вает возбуждающее влияние на головной мозг, ак­тивизируя его деятельность. Когда мышцы расслаб­ляются, количество импульсов, поступающих в цен­тральную нервную систему, резко сокращается, оказывая на нее расслабляющее, восстанавливаю­щее действие (Дубровский, 1991).

При необходимости быстрого восстановления сил в случае переутомления можно также прибег­нуть к гипнотическому внушению: часто оно явля­ется наиболее действенным, а иногда един­ственным способом устранения явлений перенап­ряжения и переутомления.

Благоприятный психологический микроклимат в группе, хорошие отношения с тренером, ком­фортабельные условия для занятий и отдыха, ин­тересный досуг, отсутствие отрицательных эмоций создают вокруг спортсмена психологическую ат­мосферу, в которой восстановительные реакции протекают более продуктивно.

Одним из важных направлений использования психологических средств восстановления и управ­ления работоспособностью является рациональ­ное использование положительных стрессов, в первую очередь правильно спланированных трени­ровочных и соревновательных нагрузок, и ограж­дение от отрицательных стрессов.

Для того чтобы правильно регулировать воз­действие стрессов на организм спортсмена, необ­ходимо прежде всего определить источники стрес-

сов и симптомы реакций спортсмена на стресс. Ис­точники стрессов могут носить как общий харак­тер — уровень жизни, питание, учёба и работа, отношения в семье и с друзьями, климат, погода, сон, состояние здоровья и др., так и специальной, связанной с тренировочной и соревновательной деятельностью — работоспособность в трениров­ке и соревнованиях, утомляемость и восстановле­ние, состояние техники и тактики, потребность в отдыхе, интерес к занятиям и активности, психо­логическая устойчивость, болезненные ощущения в мышцах и внутренних органах и др.

Следует учитывать, что эффективность психо­логических процедур повышается при комплек­сном их применении. Комплекс воздействий с при­менением методов рассудочной терапии, внушен­ного сна, эмоционально-волевой и психорегулиру­ющей тренировки оказывает выраженное восста­навливающее влияние после напряженной трени­ровочной и соревновательной работы.

Медико-биологические средства. Медико-биологические средства могут способствовать по­вышению резистентности организма к нагрузкам, более быстрому снятию острых форм общего и местного утомления, эффективному восполнению энергетических ресурсов, ускорению адаптаци­онных процессов, повышению устойчивости к спе­цифическим и неспецифическим стрессовым влия­ниям. В группе медико-биологических средств следует различать: 1) гигиенические средства, 2) физические средства, 3) питание, 4) фармако­логические средства (рис. 39.4).

Гигиенические средства. При планировании процесса подготовки и участия в соревнованиях должны быть учтены важнейшие гигиенические факторы, способные оказать как положительное, так и отрицательное влияние на работоспособ­ность спортсменов и протекание у них восстанови­тельных процессов после тренировочных и сорев­новательных нагрузок. Следует обеспечить соот­ветствие продолжительности и организационных форм проведения занятий, спортивной одежды, содержания разминки, применяемых тренировоч­ных средств и т. д., климатическим, географичес­ким и погодным условиям, состоянию спортивных сооружений. Не менее важно соблюдать рацио­нальный и стабильный распорядок дня — сочета­ние тренировочных занятий, соревнований с отды­хом, режимом питания, работой и учебой. Ста­бильность распорядка дня позволяет органически увязать режим жизни спортсмена со сформиро­ванным циркадным ритмом жизнедеятельности организма, что обеспечивает повышенный уровень работоспособности и эффективные восстанови­тельные реакции.

Очень большое значение для эффективного восстановления спортсмена имеет полноценный





сон. Нарушения сна (медленное засыпание, беспо­койный сон, бессонница) способны значительно снизить работоспособность спортсмена, замед­лить протекание восстановительных процессов после тренировочных занятий. Для профилактики нарушений сна, что особенно актуально для пери­одов напряженной подготовки и соревнований, не­обходимо следить за строгим соблюдением распо­рядка дня, обращая особое внимание на стабиль­ное время подъема и отхода ко сну, состав пище­вых продуктов, принимаемых во время ужина, применение перед сном различных успокаиваю­щих средств — прогулки, успокаивающие водные процедуры, успокаивающая музыка, психорегули-рующие воздействия и др.

Состояние мест занятий и соревнований сущес­твенно влияет на работоспособность спортсменов, протекание восстановительных процессов. Установ­лено, например, что синтетические покрытия легко­атлетических стадионов, эластичные гимнастичес­кие ковры, синтетические полы игровых залов сни­жают нагрузку на опорно-двигательный аппарат, замедляют развитие утомления, способствуют вос­становлению во время занятий и соревнований, уменьшают вероятность травм. Хорошее освещение мест занятий, рациональная окраска стен и пола спортивных сооружений, инвентаря и оборудования также способствуют полноценному отдыху (Жилло, Ганюшкин, Ермаков, 1994).

Физические средства. Различные виды мас­сажа являются наиболее широко применяемыми и популярными средствами восстановления из ком­плекса физических средств. В зависимости от ви­да и методики использования массаж может ока­зывать местное или общее воздействие, стимули­ровать течение обменных процессов, активизиро­вать деятельность кровообращения и дыхания, оказывать стимулирующее или успокаивающее действие на нервную систему.

Влияние суховоздушной и парной бань заключа­ется в действии на организм сухого или насыщенно­го водяными парами горячего воздуха. Применение бань стимулирует терморегулирующую функцию организма, активизирует деятельность сердечно-со­судистой, дыхательной и выделительной систем, приводит к улучшению периферического кровооб­ращения, повышению проницаемости кожных пок­ровов. Все это активизирует восстановительные процессы после напряженных программ трениро­вочных занятий, микроциклов, соревнований.

Электропроцедуры, оказывая специфическое влияние на организм спортсмена, могут явиться существенным фактором стимуляции восстанови­тельных реакций после конкретной мышечной де­ятельности, а также привести к избирательной ак­тивизации деятельности функциональных систем перед тренировочными или соревновательными

упражнениями. Например, методы, основанные на использовании токов высокой частоты (дарсонва­лизация, диатермия, индуктотермия и др.), спо­собствуют снижению возбуждения центральной нервной системы, активизируют кровоснабжение подверженных воздействию тканей.

Активизации восстановленных реакций в утом­ленных мышцах способствует применение элек­тростимуляции мышц, воздействие интерференци­онным током. Основной особенностью электрос­тимуляции мышц является то, что в отличие от произвольных движений она одновременно акти­визирует все типы мышечных волокон, подвержен­ных стимуляции, может обеспечивать строго изби­рательное воздействие. Активизация кровоснаб­жения в утомленных мышцах, обменных процес­сов в них при пассивном состоянии центральной нервной системы, незначительной активизации де­ятельности систем дыхания и кровоснабжения ак­тивизирует периферические восстановительные реакции. Чередование возбуждения тканей низко­частотным током, позволяющим преодолевать ре-зистентность кожи и проникнуть в глубоко распо­ложенные ткани, с их расслаблением, в случае применения интерференционного тока, приводит к гиперемии, повышению клеточной проницаемости, повышению венозного возврата (Линдзей, 2003).

Аэроионизация — вдыхание воздуха с повы­шенным количеством аэроионов отрицательной полярности — улучшает функциональное состоя­ние центральной нервной системы, интенсифици­рует тканевое дыхание, обмен веществ, улучшает физико-химические свойства крови, оказывает ан-тигипоксическое действие и др. Воздействие от­дельных процедур (электрофорез — введение постоянным током в организм человека через ко­жу лекарственных веществ), благодаря многооб­разию вводимых фармакологических препаратов, может оказывать самое различное по направлен­ности действие, стимулируя восстановительные реакции (Дубровский, 1991).

В настоящее время можно считать доказанным положительное влияние на течение восстанови­тельных реакций в процессе тренировочной и со­ревновательной деятельности магнитотерапии (воздействие переменным магнитным полем низ­кой частоты), ультразвука (воздействие на ткани механических колебаний упругой среды с часто­той свыше 16 кГц), фонофореза (параллельное воздействие ультразвуковых колебаний и лекар­ственных веществ), а также ряда других средств (Дубровский, 1991; Волков, Жилло, 1994).

В группе гидропроцедур наибольшую эффек­тивность в качестве средств восстановления имеют составные ванны (газовые, с морской солью, хлоридно-натриевые, сероводородные и др.). При­менение различных ванн оказывает как общее

(стимуляция кровоснабжения тканей, удаление из них продуктов промежуточного обмена и др.), так и специфическое воздействие. Например, утлекис-лые ванны стимулируют деятельность центральной нервной системы, повышают ее возбудимость, ак­тивизируют тканевой обмен. Кислородные и жем­чужные ванны действуют успокаивающе на нер­вную систему, способствуют устранению нервного возбуждения (Олиференко, 1985). Хлоридно-нат-риевые ванны применяются при чрезмерном ло­кальном утомлении мышц, боли в суставах и мыш­цах, после занятий на силовых тренажерах и жес­тком грунте (Дубровский, 1991).

Определенное применение в спортивной прак­тике находит световое облучение. Воздействие ин­фракрасных лучей основано на тепловом эффек­те. Проникая на значительную глубину, они прог­ревают глубоко расположенные ткани, стимулируя процессы кровообращения, улучшая питание тка­ней и устранение продуктов распада. Эффектив­ность ультрафиолетовых лучей обусловлена в ос­новном химическим действием. Умеренное ультра­фиолетовое облучение благотворно влияет на де­ятельность систем кровообращения и дыхания, способствует утилизации тканями кислорода, ак­тивизирует ферменты, создавая тем самым бла­гоприятный фон для протекания восстановитель­ных процессов (Волков, Жилло, 1994).

При рассмотрении возможностей светового облучения для стимуляции восстановительных процессов не следует забывать о воздействии лу­чей видимой части спектра. Действуя на сетчатку глаза, они оказывают через центральную нервную систему существенное влияние на протекание раз­личных процессов в организме. Например, под воздействием красного света усиливается протека­ние психических реакций. После интенсивных ско­ростных нагрузок, когда значительно повышена возбудимость спортсмена, мягкий голубой свет действует успокаивающе.

Вдыхание газовых смесей (гипероксия) с повы­шенным содержанием кислорода также может оказать положительное влияние на протекание восстановительных процессов. Быстрее происхо­дит устранение из организма продуктов промежу­точного обмена, активнее восстанавливается дея­тельность систем кровообращения и дыхания (Уилмор, Костилл, 2001). Особенно эффективным оказывается применение газовых смесей в процес­се соревнований с большим количеством стартов (велосипедный спорт (трек), фехтование) и при значительном накоплении лактата в мышечной ткани. Особенно интенсивно протекают восстано­вительные процессы, если вдыхание гипероксичес-ких смесей сопровождается малоинтенсивной ра­ботой аэробного характера. Например, в практике соревновательной деятельности многих выдаю-

щихся велосипедистов, участвовавших в гонках на 4000 м, высокоэффективным средством восста­новления оказалась 15-минутная малоинтенсивная работа на велоэргометре с вдыханием газовой смеси с содержанием 40—60 % кислорода. Эта процедура оказывает значительно более интенсив­ное восстанавливающее действие после заезда по сравнению с пассивным отдыхом. Имеются также сведения о высокой эффективности вдыхания кар-богена (смесь, содержащая 40 % кислорода; 1,5—2 % углекислоты и 58,0—58,5 % азота) для ускорения восстановительных процессов. Наличие углекислоты повышает восстанавливающее дей­ствие газовой смеси.



Основные направления

использования средств управления

работоспособностью

и восстановительными процессами
Восстановительные процедуры, относящиеся к различным группам, в свою очередь, могут быть подразделены на средства глобального, избира­тельного и обшетонизирующего воздействия.

Средства глобального воздействия своим влиянием охватывают все основные функциональ­ные системы организма спортсмена. Это такие процедуры, как суховоздушная и парная бани, об­щий ручной массаж, общий гидромассаж.

Средства избирательного воздействия пред­полагают преимущественное влияние на отдель­ные функциональные системы или их звенья.

Средства общетонизирующего воздействия

— это мероприятия, не оказывающие глубокого
влияния на организм спортсмена (ультрафиолето­
вое облучение, некоторые электропроцедуры, аэ­
роионизация).

Наибольшее значение для тренировочной рабо­ты имеет группа средств избирательного воздей­ствия. Использование их в условиях разнообразно­го сочетания тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности и величины в микроциклах позволяет управлять уровнем рабо­тоспособности спортсменов от занятия к занятию.

Оптимальной формой использования всех вос­становительных средств является последовательное или параллельное применение нескольких из них в единой комплексной процедуре. Такой подход уве­личивает эффективность общего воздействия нес­кольких средств за счет взаимного усиления их спе­цифически направленных влияний (табл. 39.1).

Следует учитывать, что применение средств восстановления и стимуляции работоспособности

— совсем не безобидная процедура, способная
только снизить утомление, ускорить протекание





восстановительных процессов, повысить работо­способность. Каждая процедура сама по себе яв­ляется дополнительной нагрузкой на организм, предъявляющей определенные требования, часто весьма значительные, к деятельности различных функциональных систем организма. Игнорирова­ние этого может привести к обратному действию — усугублению утомления, снижению работоспо­собности, нарушению протекания приспособитель­ных процессов и возникновению других неблаго­приятных реакций (Голец, 1987; Платонов, 1997).

Использование средств управления работоспо­собностью и восстановительными процедурами направлено на быстрейшее устранение явлений утомления после перенесенных нагрузок. При этом удается повысить суммарный объем тренировочной работы в занятиях и интенсивность выполнения от­дельных тренировочных упражнений, сократить па­узы между упражнениями, увеличить количество за­нятий с большими нагрузками в микроциклах (рис. 39.5). Так, направленное использование вос­становительных средств, органически увязанное с величиной и характером нагрузок в тренировочных занятиях, позволяет увеличить объем тренировоч­ной работы в ударных микроциклах на 10—15 % при одновременном улучшении качественных пока­зателей тренировочной работы. Систематическое применение этих средств способствует не только приросту суммарного объема тренировочной рабо­ты, но и повышению функциональных возможнос­тей систем энергообеспечения, приросту специаль­ных физических качеств и спортивного результата.

Ускорять процессы восстановления после наг­рузок тренировочных упражнений и отдельных за­нятий следует дифференцированно, с учетом нап­равленности их воздействия и особенностей пос-

ледующей адаптации. Так, нецелесообразно ин­тенсифицировать период восстановления после занятий, направленных на повышение энергети­ческих возможностей организма спортсмена, так как именно глубина утомления и продолжитель­ность восстановления в значительной мере обус­ловливают величину и характер приспособитель­ных изменений, происходящих в соответствующих органах и системах.

Применение средств ускорения восстанови­тельных процессов оправдано после комплексов упражнений и нагрузок отдельных занятий, нап­равленных на развитие тех функциональных воз­можностей организма, которые совершенствуются непосредственно в ходе выполнения тренировоч­ной работы и не требуют длительного последей-



ствия. Примером могут служить занятия, направ­ленные на совершенствование техники сложных в координационном отношении движений, разучива­ние тактических элементов, повышение спринтер­ских качеств. В этом случае эффективность трени­ровки обусловливается не глубиной утомления вследствие выполнения программ, а суммарным объемом работы, произведенной в оптимальных условиях для решения соответствующей трениро­вочной задачи.

Возможности использования восстановитель­ных средств широко реализуются в процессе от­ветственных соревнований. Особенно ярко это проявляется в видах спорта, в которых соревнова­ния связаны с большой продолжительностью и многократными выступлениями (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, фехтование, единоборст­ва, игры, современное пятиборье, легкоатлетичес­кое десятиборье, велосипедный спорт и др.). Здесь умелое применение восстановительных про­цедур с целью быстрейшего устранения утом­ления, нормализации физического и психического состояния спортсмена может оказаться важней­шим фактором, определяющим эффективность соревновательной деятельности.

К средствам управления работоспособностью относится избирательное восстановление тех ком­понентов, которые не подвергались основному воздействию в проведенном занятии или в его час­ти, однако будут предельно мобилизовываться в очередной работе. Так, например, если первое за­нятие дня направлено на повышение скоростных возможностей, а второе — выносливости при ра­боте анаэробного (гликолитического) характера, то после первого занятия уместно применить ком­плекс восстановительных средств, способствую­щих быстрейшему восстановлению возможностей к проявлению указанного вида выносливости. Это позволяет повысить качество и увеличить объем работы во втором занятии (рис. 39.6, табл. 39.2).

Предварительная стимуляция работоспо­собности спортсменов перед началом трениро­вочной нагрузки также служит средством управле-

ния работоспособностью. При этом активизируется деятельность функциональных систем, принимаю­щих основное участие в работе, повышаются ее объем и интенсивность. Такое использование вос­становительных средств целесообразно перед вы­полнением программ тренировочных занятий, нап­равленных на повышение скоростно-силовых воз­можностей, совершенствование координационных способностей, наиболее сложных элементов техни­ко-тактического мастерства. Особенно эффектив­но использование возможностей данного направ­ления перед выступлением спортсмена в ответ­ственных стартах. Наиболее важным в предвари­тельной стимуляции работоспособности спортсме­нов в процессе тренировочной работы является и то, что возрастание объема и интенсивности трени­ровочной работы приводит к увеличению исчерпа­ния функциональных резервов организма спор­тсмена, а это, как правило, является мощным фак­тором, стимулирующим эффективность протекания приспособительных процессов (рис. 39.7).





Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе подготовки
Планирование восстановительных и стимулирую­щих работоспособность процедур необходимо строго увязывать с конкретными задачами, стоя­щими в процессе подготовки. Указанные средства условно могут применяться на трех уровнях: этапном, текущем и оперативном.

Этапный уровень связан с нормализацией функционального состояния спортсменов, их быс­трейшим физическим и психическим восстановле­нием после выполнения программ тренировочных макроциклов, завершающихся ответственными со­ревнованиями, особо напряженных этапов и пери­одов подготовки. Восстановительные мероприятия в этом случае носят комплексный характер, вклю­чают разнообразные средства педагогического, психологического и медико-биологического ха­рактера, органически увязанные в программах специально планируемых восстановительных мик­роциклов.

Мероприятия текущего уровня направлены на оптимизацию состояния организма спортсме­нов при выполнении программ мезо- и микроцик­лов, отдельных соревнований. Восстановительные и стимулирующие работоспособность процедуры в этом случае носят относительно локальный харак­тер, органически увязываются с величиной и характером тренировочных нагрузок. Основные трудности здесь связаны с необходимостью посто­янного анализа факторов, определяющих рабо­тоспособность спортсменов, особенностей разви­тия утомления и протекания восстановительных мероприятий. В качестве примера рационального решения этого вопроса в табл. 39.3 дана модель ударного микроцикла, в котором тренировочные воздействия, восстановительные процедуры и сти­мулирующие воздействия представлены в виде единого процесса. Очень важно систему восстано­вительных и стимулирующих процедур увязывать со спецификой вида спорта (табл. 39.4—39.6).

Задачей оперативного применения стимулиру­ющих и восстановительных средств является срочное стимулирование работоспособности или ускорение восстановительных процессов с целью успешного выполнения программы одного заня­тия, комплекса тренировочных упражнений, про­явления высокой работоспособности в отдельном соревновательном старте, схватке, поединке. Для этого используют средства избирательного воз­действия, однако их объем сокращается для большей оперативности в ограниченных по вре­мени условиях тренировочного занятия или со­ревнования.

Не следует чрезмерно увлекаться даже гармо­нично систематизированным комплексом восста­новительных и стимулирующих мероприятий: пос­ле периода активной стимуляции работоспособ­ности восстановительных реакций должен следо­вать перерыв в применении указанных средств.














Таким образом, современный комплекс трени­ровочных воздействий, соревновательной деятель­ности и восстановительных процедур представля­ет единый сложный процесс. Поэтому объедине­ние тренировочных и соревновательных нагрузок,

а также восстановительных средств в единую сис­тему является одним из главных вопросов управ­ления работоспособностью и реакциями восста­новления в тренировочной и соревновательной деятельности.






страница 1

Смотрите также: