Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7
РАЗДЕЛ 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Глава 24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 143. Система государственной санитарно-эпидемиологической службы
В единую систему государственной санитарно-эпидемиологической службы входят:
1) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия

населения;


2) структурные подразделения иных государственных органов, осуществляющие деятельность

в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;


3) государственные организации, осуществляющие деятельность в сфере санитарно-

эпидемиологического благополучия населения.


Статья 144. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование является деятельностью

санитарно-эпидемиологической службы и включает в себя:


1) разработку единых требований по обоснованию документов санитарно-эпидемиологического

нормирования и контроль за их разработкой;


2) разработку (переработку), экспертизу, утверждение и опубликование документов

санитарно-эпидемиологического нормирования;


3) изучение, обобщение практики применения, контроль за применением документов

санитарно-эпидемиологического нормирования;


4) формирование и ведение единого банка данных документов санитарно-эпидемиологического

нормирования;


5) гармонизацию документов санитарно-эпидемиологического нормирования с общепринятыми

международными требованиями.


2. Документами государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования

являются санитарные правила, гигиенические нормативы, инструкции, методические

рекомендации, методические указания, методики, приказы, технические регламенты,

правила и стандарты.


3. Порядок разработки и утверждения документов государственной системы санитарно-

эпидемиологического нормирования утверждается уполномоченным органом.


4. Санитарные правила являются нормативными правовыми актами в сфере санитарно-

эпидемиологического благополучия населения, устанавливающими санитарно-эпидемиологические

требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности

факторов среды обитания, предпринимательской и иной деятельности, продукции, работ

и услуг для человека), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека,

а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.


5. Гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное

или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего

тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или)

безвредности для человека.


6. Нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия

населения, гигиенические нормативы обязательны для исполнения всеми физическими и

юридическими лицами, находящимися на территории Республики Казахстан.
7. Государственные органы при разработке и утверждении нормативных правовых

актов, касающихся вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

обязаны согласовывать их с уполномоченным органом.
Статья 145. Санитарно-эпидемиологические требования
Санитарные правила, гигиенические нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические

требования к:


1) содержанию и эксплуатации производственных, общественных, жилых и других

помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;


2) выбору земельного участка под строительство;
3) проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и вводу в эксплуатацию

и содержанию объектов;


4) продукции производственно-технического назначения;
5) товарам хозяйственно-бытового и гигиенического назначения и технологиям их

производства;


6) пищевой продукции и пищевым продуктам, условиям их производства, расфасовки,

транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения;


7) продукции, ввозимой на территорию Республики Казахстан, к организации и системе

контроля за содержанием в ней генетически модифицированных объектов;


8) организации специального, лечебно-профилактического, детского, диетического и

общественного питания населения;


9) применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов;
10) водоисточникам (местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей), хозяйственно-

питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности

водных объектов;
11) атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, на территориях

промышленных организаций, воздуху, микроклимату производственных, жилых и

других помещений;
12) почвам и их безопасности, содержанию территорий городских и сельских населенных

пунктов, промышленных, строительных площадок;


13) сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению

и захоронению отходов производства и потребления;


14) условиям труда, бытового обслуживания, медицинского обеспечения, специального

и лечебно-профилактического питания;


15) условиям работы с биологическими и химическими веществами, ядами, биологическими

и микробиологическими организмами и их токсинами;


16) условиям работы с источниками физических факторов, оказывающих воздействие

на человека;


17) условиям воспитания, обучения, проживания и производственной практики различных

групп населения;


18) гигиеническому воспитанию и обучению населения;
19) обеспечению радиационной, химической, микробиологической, токсикологической,

паразитологической безопасности;


20) нормативно-технической документации (стандартам, стандартам организаций,

нормативным документам, рецептам), разрабатываемой на организацию работ и услуг,

новые виды сырья, технологическое оборудование и процессы, инструментарий,

продовольственное сырье и пищевые продукты, строительные материалы, источники

ионизирующего излучения, тару, химические, биологические и лекарственные средства,

упаковочные и полимерные материалы, парфюмерно-косметическую, полиграфическую

продукцию и другие товары широкого потребления;
21) организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание,

изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств

дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию

объектов дезинфекционной деятельности, а также контроль эффективности

и безопасности работ и услуг;
22) условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского

назначения;


23) условиям промышленного производства лекарственных средств;
24) йодированию поваренной пищевой соли и обогащению (фортификации) пищевых

продуктов;


25) применению и использованию потенциально опасных химических и биологических

веществ и определению их предельно допустимых концентраций;


26) организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий, в том числе по осуществлению санитарной охраны территории Республики

Казахстан, введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, в отношении

больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, по проведению медицинских

осмотров, профилактических прививок населения;
27) хранению и переработке сырья;
28) водоснабжению, канализованию, освещению и вентиляции объектов;
29) условиям перевозки и хранения грузов, ядовитых веществ;
30) условиям перевозки пассажиров;
31) ликвидации, консервации, перепрофилированию объектов;
32) осуществлению производственного контроля;
33) применению и использованию биологически активных добавок к пище.
Статья 146. Государственная регистрация, перерегистрация и отзыв решения о государственной

регистрации пищевой продукции и отдельных видов продукции и веществ,

оказывающих вредное воздействие на здоровье человека
1. Государственной регистрации в государственном органе в сфере санитарно-эпидемиологического

благополучия населения подлежат пищевая продукция и отдельные

виды продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека,

включая:
1) впервые производимые (изготавливаемые) и впервые ввозимые (импортируемые) на

территорию Республики Казахстан продукты детского питания, пищевые и биологически

активные добавки к пище, генетически модифицированные объекты, красители, средства

дезинфекции, дезинсекции и дератизации, материалы и изделия, контактирующие с

водой и продуктами питания;


2) впервые ввозимые (импортируемые) на территорию Республики Казахстан, впервые

внедряемые в производство и ранее неиспользовавшиеся вещества и изготовляемые

на их основе материалы и препараты, представляющие потенциальную опасность для

населения.


2. Государственная регистрация пищевой продукции осуществляется в соответствии

с Законом Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции».


3. Государственная регистрация отдельных видов продукции и веществ, оказывающих

вредное воздействие на здоровье человека, проводится на основании:


1) экспертной оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для населения

и среды обитания;


2) установления соответствия нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического

благополучия населения и гигиеническим нормативам содержания

веществ, отдельных компонентов продукции;
3) разработки специальных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ

и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на

население и среду обитания.
4. Порядок государственной регистрации, перерегистрации и отзыва решения о государственной

регистрации продуктов детского питания, пищевых и биологически активных

добавок к пище, генетически модифицированных объектов, красителей, средств

дезинфекции, дезинсекции и дератизации, материалов и изделий, контактирующих с

водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции и веществ,

оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, устанавливается

уполномоченным органом.
5. Расходы, связанные с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы и

научного обоснования пищевой продукции и отдельных видов продукции и веществ,

оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, при их государственной регистрации

и перерегистрации, несут заявители.


6. Реестр веществ и продукции, зарегистрированных и разрешенных к применению в

Республике Казахстан, подлежит опубликованию в периодических печатных изданиях.


Статья 147. Санитарно-эпидемиологический мониторинг
1. Санитарно-эпидемиологический мониторинг является государственной системой

наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализом, оценкой

и прогнозом, а также определением причинно-следственных связей между состоянием

здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.


2. Санитарно-эпидемиологический мониторинг осуществляется государственными

органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы в порядке, определяемом

уполномоченным органом.
Статья 148. Предупреждение возникновения и распространения
инфекционных и паразитарных заболеваний, отравлений населения
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных

заболеваний, отравлений населения проводятся предусмотренные документами

государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования санитарно-

противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по осуществлению

санитарной охраны территории Республики Казахстан, введению ограничительных

мероприятий, в том числе карантина, по осуществлению производственного контроля,

в отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, по проведению

медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения

населения.
2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат

включению в разрабатываемые программы развития территории и иные региональные

программы.
3. Больные инфекционными и паразитарными заболеваниями, лица с подозрением

на инфекционное и паразитарное заболевания, бактерионосители подлежат изоляции

и лечению, а находившиеся в контакте с ними лица – медицинскому наблюдению и при

необходимости изоляции и лечению.


4. Больные хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями, хронические

бактерионосители, представляющие опасность для окружающих, подлежат

временному отстранению от работы в соответствии с трудовым законодательством

Республики Казахстан.


Статья 149. Санитарная охрана территорий Республики Казахстан
1. В пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан организовываются

санитарно-карантинные пункты для осуществления санитарно-карантинного

контроля за пассажирами, экипажами, поездными бригадами, транспортными средствами,

грузами, представляющими опасность для здоровья населения.


2. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска (санитарных карантинных

пунктах) через Государственную границу Республики Казахстан проводится территориальными

подразделениями государственного органа в области санитарно-эпидемиологического

благополучия населения.


3. Не допускаются к ввозу на территорию Республики Казахстан опасные грузы и товары,

ввоз которых запрещен, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении

санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Республики

Казахстан создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний

или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.
Статья 150. Условия введения ограничительных мероприятий, в том числе
карантина, в случае угрозы возникновения эпидемий инфекционных заболеваний
1. В случае угрозы ввоза и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний

уполномоченный орган в соответствии с настоящим Кодексом в пунктах пропуска

через Государственную границу Республики Казахстан и на соответствующих территориях

вводит ограничительные мероприятия, в том числе карантин, с особыми условиями

предпринимательской и (или) иной деятельности и жизни населения.
2. Оперативное руководство по координации деятельности центральных и местных

исполнительных органов, физических и юридических лиц в случаях введения ограничительных

мероприятий, в том числе карантина, возлагается на межведомственную государственную

комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и

территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям.
3. Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, на отдельных объектах вводятся

(отменяются) решением главного государственного санитарного врача соответствующей

территории (на транспорте) или его заместителей, а также на ведомственных

объектах – руководителем подразделений государственных органов, осуществляющих

деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Порядок осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и

перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых

вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин, устанавливаются

Правительством Республики Казахстан.


Статья 151. Регистрация и расследование случаев инфекционных и паразитарных,

профессиональных заболеваний и отравлений


1. Все случаи инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений

подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту их выявления,

государственному учету и ведению отчетности государственными органами и организациями

санитарно-эпидемиологической службы. Порядок регистрации, ведения учета

указанных случаев заболеваний и отравлений, а также порядок ведения отчетности по

ним устанавливаются уполномоченным органом.


2. Случаи инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений

населения подлежат расследованию специалистами санитарно-эпидемиологической

службы в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 152. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия
1. В целях предупреждения возникновения, распространения инфекционных и паразитарных

заболеваний индивидуальные предприниматели, физические и юридические

лица обязаны за счет своих средств проводить по эпидемиологическим показаниям и

предписаниям, постановлениям должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы

комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных

заболеваний (дезинфекция), насекомых, других членистоногих (дезинсекция) и

истребление грызунов (дератизация).
2. При возникновении эпидемических чрезвычайных ситуаций за счет бюджетных

средств проводятся внеочередные обязательные дезинфекционные, дезинсекционные

и дератизационные мероприятия по решению местных исполнительных органов областей,

города республиканского значения и столицы по представлению государственных

органов санитарно-эпидемиологической службы.
3. Очаговая дезинфекция проводится медицинскими организациями, а также организациями

санитарно-эпидемиологической службы.


Глава 25. ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Статья 153. Цель и виды профилактики заболеваний
1. Целью профилактики заболеваний является предупреждение возникновения или

прогрессирования заболеваний, а также их последствий и осложнений.


2. Профилактика заболеваний подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика заболеваний (массовая и индивидуальная) направлена на

создание благоприятных условий жизнедеятельности в целях предупреждения возникновения

заболеваний.


Вторичная профилактика заболеваний направлена на предупреждение прогрессирования

заболеваний на ранних стадиях и их последствий.


Третичная профилактика заболеваний направлена на контролирование уже развившихся

осложнений, повреждений органов и тканей.


Статья 154. Формирование здорового образа жизни
1. Формирование здорового образа жизни включает в себя пропаганду здорового

образа жизни, здорового питания и профилактику заболеваний путем информационного

обеспечения, гигиенического обучения и воспитания населения в вопросах укрепления

здоровья и предупреждения болезней, связанных с образом жизни.


2. Формирование здорового образа жизни обеспечивается субъектами здравоохранения

при координации и методическом руководстве уполномоченным органом совместно

с другими государственными органами, с участием международных организаций и

общественных объединений.


Статья 155. Медицинские осмотры
1. Основными целями проведения медицинских осмотров являются обеспечение своевременного

медицинского обследования, направленного на формирование и укрепление

здоровья, выявление и предупреждение распространения заболеваний, в том числе профессиональных,

отравлений, несчастных случаев, а также на обеспечение безопасности

труда и охраны здоровья работников организаций, лиц, осуществляющих какую-либо

хозяйственную и (или) производственную деятельность.


2. Медицинские осмотры могут быть обязательными и профилактическими.
3. Обязательные медицинские осмотры подразделяются на предварительные и периодические.

Предварительные обязательные медицинские осмотры проводятся при поступлении

на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по

профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения

инфекционных и паразитарных заболеваний.
Периодические обязательные медицинские осмотры проводятся с целью обеспечения

динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих, своевременного установления

начальных признаков заболеваний, предупреждения общих, профессиональных

и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.


4. Перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся

обязательные медицинские осмотры, а также порядок и периодичность проведения

данных осмотров устанавливаются уполномоченным органом.
5. Работодатели обеспечивают за счет своих средств своевременное прохождение

периодических обязательных медицинских осмотров работниками, подлежащими данным

осмотрам, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области

здравоохранения.


6. Профилактические медицинские осмотры подразделяются на массовые и выборочные.

Массовые профилактические медицинские осмотры проводятся сплошным методом

целевым группам населения с целью выявления заболеваний на ранних стадиях и предупреждения

развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению

заболеваний, формирования и укрепления здоровья населения.
Выборочные медицинские осмотры проводятся с целью динамического наблюдения,

осуществления комплекса мероприятий по лечению заболеваний и восстановлению

здоровья граждан, страдающих определенными заболеваниями или относящихся к

группе риска.


7. Целевые группы лиц, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, а

также порядок и периодичность проведения данных осмотров устанавливаются уполномоченным

органом на основе доказанных научных данных об их эффективности, безопасности

и экономической целесообразности.


8. Работодатели создают условия для прохождения профилактических медицинских

осмотров лицами, подлежащими данным осмотрам, в соответствии с перечнем гарантированного

объема бесплатной медицинской помощи, утверждаемым Правительством

Республики Казахстан.


9. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занятые в сфере

производства

и хозяйственной деятельности, не должны допускать к работе лиц, не

прошедших предварительные или периодические медицинские осмотры или признанных

непригодными к работе по состоянию здоровья.
10. Порядок выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек определяет уполномоченный

орган.
11. Своевременность проведения и прохождения обязательных и профилактических

медицинских осмотров контролируется государственными органами, осуществляющими

деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в

сфере оказания медицинских услуг, и государственными инспекторами труда уполномоченного

органа по труду.


Статья 156. Проведение профилактических прививок
1. Физические лица, находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны получать

профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний

в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
2. Перечень заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки,

порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие плановым прививкам,

определяются Правительством Республики Казахстан.
3. Хранение, транспортировка и использование профилактических (иммунобиологических,

диагностических, дезинфицирующих) препаратов должны осуществляться в

порядке, установленном уполномоченным органом.
4. Хранение профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих)

препаратов, закупаемых местными органами государственного управления здравоохранением

областей, города республиканского значения и столицы, осуществляется

на складах уполномоченного органа.


Статья 157. Профилактика неинфекционных заболеваний,

в том числе профессиональных, и травматизма


1. Профилактика неинфекционных заболеваний, в том числе профессиональных,

включает:


1) профилактику поведенческих факторов риска заболеваний и повышение медицинской

грамотности населения путем:


пропаганды здорового образа жизни и здорового питания;
информирования населения через средства массовой информации, обучающие программы

по вопросам профилактики заболеваний;


организацию школ здоровья по обучению лиц, страдающих хроническими неинфекционными

заболеваниями, необходимым приемам самопомощи;


2) мониторинг факторов риска заболеваний прикрепленного населения специалистами

первичной медико-санитарной помощи, профессиональных заболеваний работающих

– специалистами государственных органов, осуществляющими деятельность в сфере

санитарно-эпидемиологического благополучия населения;


3) минимизацию влияния производственных факторов риска заболеваний государственными

органами в пределах их полномочий, иными органами и организациями, а

также индивидуальными предпринимателями;
4) выявление лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями, в том числе

профессиональными, путем проведения медицинских осмотров населения, мотивации

раннего обращения;
5) динамическое наблюдение и своевременное оздоровление лиц с хроническими

заболеваниями, в том числе профессиональными, включая амбулаторное лекарственное

обеспечение отдельных категорий граждан, восстановительное лечение и медико-социальную

реабилитацию;


6) временный перевод на более легкую работу по состоянию здоровья на срок, указанный

в медицинском заключении, в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным

органом.
2. Профилактика травматизма осуществляется на межсекторальном уровне государственными

органами в пределах их полномочий, физическими и юридическими лицами.


Статья 158. Профилактика зависимости от психоактивных веществ
1. Профилактика зависимости от психоактивных веществ включает:
1) пропаганду знаний о вреде зависимости от психоактивных веществ, а также медико-

социально-правовых аспектах их употребления;


2) запрещение рекламы в сфере оборота психоактивных веществ, запрещение пропаганды

о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения

психоактивных веществ, а также ограничение специализированными медицинскими

изданиями рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические

средства, психотропные вещества и прекурсоры;
3) профилактическое наблюдение и учет лиц группы риска с психическими и поведенческими

расстройствами (заболеваниями), вызванными употреблением психоактивных

веществ;
4) добровольное, анонимное лечение лиц, страдающих зависимостью от психоактивных

веществ;
5) добровольную медико-социальную реабилитацию наркологических больных.


2. Профилактика зависимости от психоактивных веществ осуществляется всеми физическими

и юридическими лицами в пределах имеющихся у них прав.


Статья 159. Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма
1. Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма направлены на защиту

здоровья населения, введение возрастного ценза для лиц, имеющих право приобретать

табачные, алкогольные изделия, формирование отношения населения к табакокурению,

употреблению алкоголя как к факторам повышенного риска для жизни и здоровья, проведение

согласованных мероприятий по профилактике распространения табакокурения,

алкоголизма.


2. Запрещается продажа табачных изделий:
1) лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет;
2) из открытых пачек табачного изделия или штучная продажа;
3) без непосредственного участия продавца, посредством торговых автоматов, иных

электронных или механических устройств;


4) в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-

оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;


5) без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;
6) без маркировки акцизными марками или учетно-контрольными марками;
7) если пачка табачного изделия содержит менее двадцати сигарет;
8) без нанесенных на пачку табачного изделия, упаковку табачного изделия сведений о

составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о не менее трех вредных

соединениях – системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах. Порядок размещения

на пачке табачного изделия, упаковке табачного изделия сведений о составе, об

уровне содержания смолистых веществ, никотина и о системных ядах, канцерогенных и

мутагенных веществах устанавливается уполномоченным органом;


9) без нанесенного на пачку табачного изделия предупреждения о вреде табакокурения;

10) без нанесенной на пачку табачного изделия, на упаковку табачного изделия

надписи о запрете продажи лицам, не достигшим восемнадцати лет;
11) на пачке табачного изделия, на упаковке табачного изделия которых содержатся

слова «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие» либо иные

словосочетания, в том числе на иностранных языках, создающие ложное впечатление о

меньшей вредности табачного изделия по сравнению с другими;


12) с полок самообслуживания;
13) в составе наборов с другими товарами;
14) в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского

ассортимента.


3. В местах, где осуществляется продажа табачных изделий, на видном месте должна

быть размещена надпись следующего содержания: «Продажа табачных изделий лицам

и лицами в возрасте до восемнадцати лет запрещена», а также предупреждение о вреде

курения, утвержденное уполномоченным органом.


4. При продаже табачных изделий гражданам, чей возраст, судя по их внешнему

виду, менее восемнадцати лет, лица, осуществляющие торговлю табачными изделиями,

обязаны:
1) требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, с целью определения

действительного возраста покупателя;


2) отказать в продаже табачных изделий в том случае, если не был предъявлен документ,

удостоверяющий личность.


5. Курение запрещается в:
1) организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;

2) организациях здравоохранения;


3) пунктах общественного питания;
4) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных

аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха,

в том числе в ночных клубах, на дискотеках;
5) музеях, библиотеках и лекториях;
6) неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного,

морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних

автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;
7) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;
8) государственных органах и организациях;
9) помещениях, являющихся рабочими местами;
10) подъездах домов.
6. Нормы, предусмотренные в подпунктах 3), 6), 7) пункта 5 настоящей статьи, не применяются

в тех случаях, если для курения выделены специальные оборудованные места.


7. Места, выделенные специально для курения, должны быть оборудованы в соответствии

с требованиями нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического

благополучия населения.
8. Производитель, импортер табачных изделий обязаны ежегодно до 1 февраля

следующего года представлять в порядке, установленном уполномоченным органом,

отчеты о результатах лабораторных исследований по предельно допустимому содержанию

никотина и смолистых веществ во всех марках табака и табачных изделий, об

ингредиентах табачных изделий, которые они выпускали или намерены выпускать, продавали

или распространяли иным образом в предшествующие двенадцать месяцев на

территории Республики Казахстан.
9. Исследование содержания никотина, смолистых веществ и других вредных соединений

– системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ в табачных изделиях

проводится производителем, импортером табачных изделий за их счет в лабораториях,

аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


10. Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение табачных изделий,

превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ,

определяемые Правительством Республики Казахстан.
11. Запрещаются производство, продажа и распространение товаров, имитирующих

табачные изделия.


12. В местах, запрещенных для курения, должны быть размещены знаки о запрете

курения.
13. Пачка табачного изделия, упаковка табачного изделия должны содержать предупреждение

о вреде курения, утвержденное уполномоченным органом, и соответствовать

следующим требованиям:


1) занимать не менее сорока процентов каждой большей по площади стороны пачки

табачного изделия, упаковки табачного изделия;


2) не должна печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом

внешнем оберточном материале;


3) выполняться в виде надписи и (или) рисунка, пиктограммы, графика.
14. Запрещается реализация алкогольной продукции:
1) лицам в возрасте до двадцати одного года;
2) в определенные дни и часы, установленные законодательством Республики Казахстан

об административных правонарушениях;


3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 160. Профилактика железодефицитных состояний
1. Железодефицитная анемия – патологический процесс организма, обусловленный недостаточным

поступлением и усвоением железа в организме с продуктами питания, увеличенными

потерями железа при некоторых хронических заболеваниях желудочно-кишечного

тракта, мочеполовой системы и системы крови, увеличенной потребностью в железе.


2. Мероприятия по профилактике железодефицитных состояний осуществляются

на принципах:


1) ответственности государственных органов, физических и юридических лиц за обеспечение

и соблюдение требований к производству, ввозу, вывозу, реализации и движению

на других этапах оборота обогащенных пищевых продуктов в Республике Казахстан;
2) профилактического обеспечения железосодержащими препаратами целевых

групп населения;


3) доступности получения медицинской помощи в организациях здравоохранения

лицам, страдающим железодефицитной анемией;


4) обогащения (фортификации) муки и иных пищевых продуктов железосодержащими

витаминами, минералами и другими веществами.


3. Пшеничная мука высшего и первого сортов, реализуемая на территории Республики

Казахстан, подлежит обязательному обогащению (фортификации) железосодержащими

витаминами, минералами и другими веществами.
Порядок обогащения (фортификации) пищевой продукции определяется Правительством

Республики Казахстан.


Статья 161. Профилактика йододефицитных заболеваний
1. Мероприятия по профилактике йододефицитных заболеваний осуществляются

на принципах:


1) ответственности государственных органов, физических и юридических лиц за

обеспечение и соблюдение требований к производству, ввозу, вывозу, реализации йодированной

пищевой и кормовой соли в Республике Казахстан;
2) доступности получения медицинской помощи в организациях здравоохранения

лицам, страдающим йододефицитными заболеваниями;


3) защиты прав граждан в случае утраты здоровья в результате вредного воздействия йодированной

пищевой соли и другой, обогащенной соединениями йода пищевой продукции.


2. Йодирование пищевой и кормовой соли производится в соответствии с законодательством

Республики Казахстан о профилактике йододефицитных заболеваний.


РАЗДЕЛ 7. ДОНОРСТВО И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ
Глава 26. ДОНОРСТВО КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
Статья 162. Донорство, заготовка крови, ее компонентов и препаратов
1. Донорство крови и ее компонентов (далее – донорство) – добровольное участие

доноров в охране здоровья граждан путем дачи (донации) крови и ее компонентов для

медицинских целей.
2. Донорство включает комплекс мероприятий по медицинскому освидетельствованию

донора, заготовке от него крови, выделению и хранению компонентов крови.


3. Процесс заготовки крови и ее компонентов включает:
1) дачу (донацию) крови – разовое извлечение крови, даваемой донором;
2) дачу (донацию) плазмы – разовое извлечение плазмы крови методом плазмафереза.
В зависимости от иммунных характеристик получаемой плазмы различают:
изоиммунную плазму, содержащую в определенной концентрации специфические белковые

структуры (изоиммунные антитела), используемую для производства препаратов

крови и диагностических реагентов;
иммунную плазму, содержащую в определенной концентрации специфические белковые

структуры (иммунные антитела) естественного или искусственного происхождения,

обладающие свойством целенаправленного лечебного взаимодействия на определенные

виды возбудителей заболеваний. Иммунная плазма используется для переливания

реципиенту или для производства препаратов крови;
3) дачу (донацию) клеток – разовое извлечение клеток крови донора методом цитафереза.

4. В процессе заготовки и переработки крови получают:


1) компоненты крови – составные части крови, выделенные из нее в виде клеток и

бесклеточных сред;


2) препараты крови – лекарственные средства, полученные при переработке компонентов

крови.
5. Номенклатура, правила заготовки, переработки, хранения, реализации крови, ее компонентов,

а также правила хранения, переливания крови, ее компонентов и препаратов

утверждаются уполномоченным органом.


Статья 163. Организации здравоохранения и иные организации, осуществляющие

деятельность в сфере донорства, заготовки крови, ее компонентов и препаратов


1. Заготовку, переработку, хранение и реализацию крови и ее компонентов осуществляют

государственные организации здравоохранения, имеющие соответствующую лицензию.


2. Производство препаратов крови осуществляют организации, имеющие соответствующую

лицензию.


3. Организации здравоохранения и иные организации, осуществляющие деятельность

в сфере донорства, заготовки крови, ее компонентов и препаратов, несут

ответственность за их качество в порядке, установленном законами Республики

Казахстан.


4. В случае введения чрезвычайного или военного положения на территории Республики

Казахстан организация донорства осуществляется в соответствии с законодательством

Республики Казахстан.
Статья 164. Обеспечение безопасности и качества донорской крови,
ее компонентов и препаратов
1. Безопасность донорской крови и ее компонентов обеспечивается путем карантинизации,

вирусинактивации, радиационного облучения и других методов, разрешенных на

территории Республики Казахстан.
2. Донорская кровь и ее компоненты подлежат контролю качества в порядке, определяемом

уполномоченным органом.


3. Запрещаются использование и реализация донорской крови, ее компонентов, препаратов

без соответствующей маркировки.


4. Организации здравоохранения и медицинские работники, осуществляющие переливание

донорской крови, ее компонентов и препаратов, обязаны обеспечить соблюдение

соответствующих требований по их безопасному применению.


Статья 165. Донор, его права и обязанности
1. Донором вправе быть физическое лицо в возрасте от восемнадцати лет, прошедшее

соответствующее медицинское обследование и не имеющее противопоказаний,

изъявившее добровольное желание осуществить дачу (донацию) крови и ее компонентов

для медицинских целей.


2. Донор вправе:
1) осуществить дачу (донацию) крови и ее компонентов безвозмездно;
2) осуществить дачу (донацию) крови и ее компонентов за плату в размерах, установленных

Правительством Республики Казахстан;


3) ознакомиться с результатами медицинского обследования;
4) быть поощренным в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Донор обязан сообщить известные ему сведения обо всех существующих или ранее

перенесенных заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров.
Статья 166. Медицинское обследование донора
1. Перед дачей (донацией) крови и ее компонентов донор проходит обязательное

бесплатное медицинское обследование в порядке, установленном уполномоченным

органом.
2. Справки о состоянии здоровья для осуществления донорской функции выдаются

в государственных организациях здравоохранения бесплатно.


Статья 167. Гарантии, предоставляемые донору
1. В дни медицинского обследования и дачи (донации) крови и ее компонентов работник,

являющийся донором, освобождается от работы работодателем с сохранением

за ним средней заработной платы.
2. В случае, если по соглашению с работодателем работник, являющийся донором, в

дни дачи (донации) крови и ее компонентов приступил к работе, ему предоставляется по

его желанию другой день отдыха с сохранением за ним средней заработной платы либо

этот день может быть присоединен к ежегодному трудовому отпуску.


3. Не допускается привлечение лица в дни дачи (донации) крови и ее компонентов к

работам в ночное время, сверхурочным работам, тяжелым работам, работам с вредными

(особо вредными) и (или) опасными условиями труда.
4. Военнослужащий, являющийся донором, в дни дачи (донации) крови и ее компонентов

освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы.


5. Студенты, учащиеся, являющиеся донорами, в дни дачи (донации) крови и ее компонентов

освобождаются от учебно-воспитательного процесса.


6. Система поощрения доноров утверждается уполномоченным органом.
Дополнительные меры поощрения, предоставляемые донору с учетом суммарного

количества дач (донаций) крови и ее компонентов, определяются нормативными правовыми

актами Республики Казахстан.
7. Донор, осуществляющий донорскую функцию безвозмездно, для восполнения

объема своей крови и энергетических затрат организма после дачи (донации)

крови и ее компонентов по выбору получает бесплатное питание либо его

денежный эквивалент в размере, устанавливаемом Правительством Республики

Казахстан.
8. Донору, выполняющему донорскую функцию на платной основе, организацией

здравоохранения, осуществляющей деятельность в сфере заготовки крови и ее компонентов,

производится выплата в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством

Республики Казахстан.


Статья 168. Обязанности работодателей и руководителей организаций
по созданию условий, обеспечивающих развитие донорства
1. Работодатели и руководители организаций в целях создания условий, обеспечивающих

развитие донорства, обязаны:


1) оказывать содействие местным органам государственного управления здравоохранением,

государственным организациям здравоохранения в привлечении граждан в

ряды доноров;
3) безвозмездно предоставлять необходимые помещения и создавать условия для

взятия крови и ее компонентов;


4) беспрепятственно освобождать от работы работника, являющегося донором, в день

обследования и дачи (донации) крови и ее компонентов;


5) предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные настоящим Кодексом

гарантии.


2. Работодатели и руководители организаций имеют право дополнительно поощрять

доноров.
Глава 27. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ТКАНЕЙ И (ИЛИ) ОРГАНОВ (ЧАСТИ ОРГАНОВ)


Статья 169. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов)
и условия их изъятия
1. Донором по трансплантации тканей и (или) органов (части органов) может быть

человек, труп человека или животное.


2. Принудительное изъятие тканей и (или) органов (части органов) человека и их пересадка

запрещаются.


3. Купля-продажа тканей и (или) органов (части органов) человека запрещается.
4. Живым донором по трансплантации может быть лицо, находящееся с реципиентом

в генетической связи или имеющее с ним тканевую совместимость (иммунологическое

свойство органических тканей, способствующее их приживлению к тканям другого организма).

5. Живой донор должен пройти всестороннее медицинское обследование и получить

заключение консилиума о возможности изъятия у него тканей и (или) органов (части

органов).


6. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у живого донора, являющегося

несовершеннолетним или недееспособным лицом, возможно только при

одновременном соблюдении, наряду с указанными в настоящей статье, следующих

условий:
1) письменное нотариально удостоверенное согласие его законных представителей,

получивших необходимую информацию о состоянии здоровья в соответствии со статьей

91 настоящего Кодекса;


2) отсутствие другого совместимого донора, способного дать соответствующее

согласие;


3) реципиент является братом или сестрой донора;
4) трансплантация призвана сохранить жизнь реципиента;
5) потенциальный донор не возражает против изъятия.
7. Согласие законных представителей несовершеннолетних или недееспособных

лиц может быть отозвано в любой момент до начала медицинского вмешательства.

8. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у живого донора может осуществляться

только с его письменного нотариально удостоверенного согласия.


9. Для трансплантации может быть изъят только один из парных органов, часть органа

или ткань, отсутствие которых не повлечет за собой необратимого расстройства

здоровья.
10. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у трупа не допускается, если

организация здравоохранения на момент изъятия поставлена в известность о том, что

при жизни данное лицо либо его супруг (супруга), близкие родственники или законный

представитель заявили о своем несогласии на изъятие его тканей и (или) органов (части

органов) после смерти для трансплантации реципиенту.
Ткани и (или) органы (части органов) могут быть изъяты у трупа для трансплантации,

если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом.

Заключение о смерти дается на основе констатации биологической смерти или необратимой

гибели головного мозга (смерти мозга) в порядке, установленном уполномоченным

органом.
11. Запрещается участие лиц, обеспечивающих изъятие тканей и (или) органов (части

органов) для последующей трансплантации, в констатации биологической смерти или

необратимой гибели головного мозга.
Статья 170. Порядок трансплантации тканей
и (или) органов (части органов)
1. Медицинское заключение о необходимости трансплантации тканей и (или) органов

(части органов) дается консилиумом соответствующей организации здравоохранения.

2. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов) осуществляется с письменного

согласия реципиента либо законного представителя несовершеннолетнего реципиента

или реципиента, признанного судом недееспособным.
3. Реципиент либо законный представитель несовершеннолетнего реципиента

или реципиента, признанного судом недееспособным, должен быть предупрежден

о возможных осложнениях для здоровья реципиента в связи с предстоящей трансплантацией.

4. Трансплантация инфицированных тканей и (или) органов (части органов) запрещается.

5. Изъятие и консервация тканей и (или) органов (части органов) от живого донора

производятся только в государственных организациях здравоохранения и в организациях

здравоохранения с государственным участием, осуществляющих деятельность по

специальности «трансплантология» в соответствии с лицензией.


6. Изъятие и консервация тканей и (или) органов (части органов) от трупов с целью

трансплантации производятся в государственных организациях здравоохранения и в

организациях здравоохранения с государственным участием.
7. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов) допускается только в государственных

организациях здравоохранения и в организациях здравоохранения с

государственным участием, осуществляющих деятельность по специальности «трансплантология

» в соответствии с лицензией.


8. Порядок и условия изъятия, консервации, проведения трансплантации тканей и (или)

органов (части органов) от человека к человеку и от животных к человеку устанавливаются

уполномоченным органом.
9. Действие настоящей статьи не распространяется на ткани и (или) органы (части

органов), имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя

репродуктивные ткани (половые клетки), а также на кровь и ее компоненты.
Статья 171. Права донора и реципиента
1. Донор, помимо прав, предусмотренных в статье 165 настоящего Кодекса, вправе:
1) требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях

для его здоровья в связи с предстоящим хирургическим вмешательством по

изъятию тканей и (или) органов (части органов);
2) получать лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в

связи с проведенным хирургическим вмешательством по изъятию тканей и (или) органов

(части органов) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
2. Реципиент вправе:
1) требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях

для его здоровья в связи с предстоящим хирургическим вмешательством по

трансплантации тканей и (или) органов (части органов);
2) получать лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в

связи с проведенным хирургическим вмешательством в рамках гарантированного объема

бесплатной медицинской помощи.
3. Медицинским и иным работникам организаций здравоохранения запрещается разглашать

сведения о доноре и реципиенте.


Глава 28. ВВОЗ, ВЫВОЗ ТКАНЕЙ И (ИЛИ) ОРГАНОВ
(ЧАСТИ ОРГАНОВ) ЧЕЛОВЕКА, КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
Статья 172. Основания для ввоза, вывоза тканей и (или) органов
(части органов) человека
1. Ввоз тканей и (или) органов (части органов) человека на территорию Республики

Казахстан осуществляется при:


1) необходимости трансплантации в государственных организациях здравоохранения

и в организациях здравоохранения с государственным участием, осуществляющих

деятельность по специальности «трансплантология» в соответствии с

лицензией;


2) необходимости диагностических исследований на территории Республики Казахстан;
3) проведении совместных научных исследований.
2. Вывоз тканей и (или) органов (части органов) человека из Республики Казахстан

осуществляется:


1) при необходимости оказания медицинской помощи гражданину Республики Казахстан,

находящемуся за ее пределами;


2) при необходимости оказания медицинской помощи находящимся за пределами Республики

Казахстан близким родственникам и супругам граждан Республики Казахстан;


3) при необходимости диагностических исследований, не проводимых на территории

Республики Казахстан;


4) при проведении совместных научных исследований;
5) в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными

Республикой Казахстан.


3. Разрешение на ввоз, вывоз тканей и (или) органов (части органов) человека в

случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 и подпунктами 1), 2) и 5) пункта 2

настоящей статьи, выдает уполномоченный орган по ходатайству государственных

организаций здравоохранения и организаций здравоохранения с государственным

участием, осуществляющих деятельность по специальности «трансплантология» в

соответствии с лицензией.


Статья 173. Основания для ввоза, вывоза крови и ее компонентов
1. Ввоз крови и ее компонентов на территорию Республики Казахстан осуществляется

при:
1) необходимости оказания медицинской помощи на территории Республики Казахстан;


2) необходимости диагностических исследований на территории Республики Казахстан;
3) проведении совместных научных исследований.
2. Вывоз крови и ее компонентов из Республики Казахстан осуществляется:
1) при необходимости оказания медицинской помощи гражданину Республики Казахстан,

находящемуся за ее пределами;


2) при необходимости оказания медицинской помощи находящимся за пределами Республики

Казахстан близким родственникам и супругам граждан Республики Казахстан;


3) при необходимости диагностических исследований, не проводимых на территории

Республики Казахстан;


4) при проведении совместных научных исследований;
5) в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными

Республикой Казахстан.


3. Помимо случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, ввоз и вывоз

крови и ее компонентов может осуществляться в порядке обмена. Данный обмен

осуществляется только в случаях отсутствия крови и ее компонентов с необходимыми

биологическими свойствами.


4. Разрешение на ввоз, вывоз крови и ее компонентов в случаях, предусмотренных

подпунктом

1) пункта 1 и подпунктами 1), 2) и 5) пункта 2 настоящей статьи, выдает уполномоченный

орган по ходатайству государственных организаций здравоохранения, осуществляющих

деятельность по специальности «заготовка крови» в соответствии с лицензией.
Статья 174. Порядок ввоза, вывоза тканей и (или)
органов (части органов) человека, крови и ее компонентов
1. Для получения разрешения на ввоз, вывоз тканей и (или) органов (части органов) либо

крови и ее компонентов организации здравоохранения, указанные в пункте 3 статьи 172 и

в пункте 4 статьи 173 настоящего Кодекса, направляют в уполномоченный орган:
1) ходатайство о ввозе, вывозе тканей и (или) органов (части органов), крови и ее

компонентов;


2) нотариально засвидетельствованную копию свидетельства о государственной регистрации

юридического лица;


3) нотариально засвидетельствованную копию соответствующей лицензии и приложений

к ней;
4) заключение о биологической безопасности ввозимых (вывозимых) тканей и (или)

органов (части органов), крови и ее компонентов, выданное в порядке, установленном

уполномоченным органом;


5) документ уполномоченного органа страны происхождения о законности процедур,

связанных с изъятием (забором) тканей и (или) органов (части органов), крови и ее компонентов;

6) письменное нотариально удостоверенное согласие живого донора или его законных

представителей на изъятие тканей и (или) органов (части органов) либо заключение

консилиума в случае биологической смерти или необратимой гибели головного мозга

(смерти мозга) донора;


7) нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих степень

родства реципиента и донора, в случаях, указанных в подпункте 2) пункта 2 статьи 172

и подпункте 2) пункта 2 статьи 173 настоящего Кодекса;
8) проект договора мены крови и ее компонентов в случае обмена кровью и ее компонентами,

а также документ, подтверждающий отсутствие крови и ее компонентов с

необходимыми биологическими свойствами в стране ввоза;
9) технические характеристики термоизоляционных контейнеров, используемых для

транспортировки тканей и (или) органов (части органов), крови и ее компонентов.


2. Уполномоченный орган создает комиссию по вопросам выдачи разрешения на ввоз

и вывоз тканей и (или) органов (части органов), крови и ее компонентов и утверждает

положение о ее деятельности.
3. Комиссия рассматривает обращение заявителя в течение семи дней.
В случае представления заявителем документов, указанных в пункте 1 настоящей

статьи, не в полном объеме документы возвращаются заявителю в течение трех дней

без рассмотрения.
4. Положительное решение комиссии оформляется в виде приказа уполномоченного

органа. В случае отрицательного заключения комиссии уполномоченный орган направляет

заявителю письменный мотивированный отказ.
5. Порядок исследования на биологическую безопасность, консервирования и транспортировки

тканей и (или) органов (части органов), крови и ее компонентов, предназначенных

для ввоза и вывоза, определяется уполномоченным органом.



страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7

Смотрите также: