страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7 РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Глава 9. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 31. Структура системы здравоохранения
1. Система здравоохранения состоит из государственного и негосударственного
секторов здравоохранения.
2. Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов
в области здравоохранения, организаций здравоохранения, основанных на праве государственной
собственности.
3. Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения,
основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся
частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.
Перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе
здравоохранения, определяется уполномоченным органом.
Статья 32. Субъекты здравоохранения
1. Субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также
физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической
деятельностью.
2. В системе здравоохранения существуют следующие организации здравоохранения:
1) организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь;
2) организации, оказывающие стационарную помощь;
3) организации скорой медицинской помощи и санитарной авиации;
4) организации медицины катастроф;
5) организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
6) организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход;
7) организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови;
8) организации, осуществляющие деятельность в сфере судебной медицины и патологической
анатомии;
9) организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
10) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;
11) научные организации в области здравоохранения;
12) организации образования в области здравоохранения;
13) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере формирования
здорового образа жизни и здорового питания;
14) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере профилактики
ВИЧ/СПИД;
15) национальные холдинги.
3. Уполномоченный орган разрабатывает и утверждает:
1) номенклатуру организаций здравоохранения и положения об их деятельности;
2) номенклатуру и квалификационные характеристики медицинских и фармацевтических
специальностей и должностей работников здравоохранения;
3) структуру, типовые штаты и штатные нормативы организаций здравоохранения;
4) порядок взаимодействия организаций здравоохранения.
4. Физические лица имеют право на занятие частной медицинской практикой при наличии
сертификата специалиста, стажа работы не менее пяти лет по данной специальности
и соответствующей лицензии.
Статья 33. Организация медицинской помощи
1. Организация медицинской помощи осуществляется уполномоченным органом,
местными органами государственного управления здравоохранением области, города
республиканского значения и столицы, оказание медицинской помощи – субъектами
здравоохранения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Субъекты здравоохранения обязаны обеспечивать:
1) оказание качественной медицинской помощи в соответствии с лицензией;
2) применение методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных
средств, разрешенных уполномоченным органом;
3) готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов и
террористических актов;
4) проведение мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний,
представляющих опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний;
5) предоставление гражданам бесплатной, оперативной и достоверной информации
о формах и видах медицинской помощи;
6) соблюдение нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и гигиенических нормативов;
7) взаимодействие с другими организациями здравоохранения и преемственность в
своей деятельности;
8) формирование здорового образа жизни и здорового питания;
9) ведение первичных медицинских документов, представление отчетов по формам,
видам, в объеме, порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом и уполномоченным
органом, осуществляющим руководство государственной статистикой;
10) сообщение уполномоченному органу о случаях инфекционных заболеваний, отравлений,
психических и поведенческих расстройств (заболеваний), представляющих
опасность для окружающих, органам по чрезвычайным ситуациям – об угрозе возникновения
и (или) о возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
органам внутренних дел – сведений о лицах, обратившихся по поводу свежих травм,
ранений, криминальных абортов, о случаях заболеваний, представляющих опасность
для окружающих.
Статья 34. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи
1. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам
Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств и включает
профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, обладающие
наибольшей доказанной эффективностью, в соответствии с перечнем, утверждаемым
Правительством Республики Казахстан.
2. В гарантированный объем бесплатной медицинской помощи входят:
1) скорая медицинская помощь и санитарная авиация;
2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая:
первичную медико-санитарную помощь;
консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной
медико-санитарной помощи и профильных специалистов;
3) стационарная медицинская помощь по направлению специалиста первичной медико-
санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества
случаев госпитализации (предельных объемов), определяемых уполномоченным органом,
по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления;
4) стационарозамещающая медицинская помощь по направлению специалиста первичной
медико-санитарной помощи или медицинской организации;
5) восстановительное лечение и медицинская реабилитация;
6) паллиативная помощь и сестринский уход для категорий населения, установленных
Правительством Республики Казахстан.
3. Обеспечение лекарственными средствами для оказания гарантированного объема
бесплатной медицинской помощи осуществляется:
1) при оказании скорой, стационарной и стационарозамещающей помощи – в соответствии
с утвержденными медицинскими организациями и согласованными в установленном
порядке с уполномоченным органом лекарственными формулярами;
2) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи – в соответствии с утверждаемым
уполномоченным органом перечнем лекарственных средств и специализированных
лечебных продуктов для бесплатного и (или) льготного обеспечения отдельных категорий
граждан с определенными заболеваниями (состояниями).
4. Закуп услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
осуществляется администраторами соответствующих бюджетных программ в порядке,
определяемом Правительством Республики Казахстан.
5. Преимущественное право на заключение договоров по оказанию гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи имеют аккредитованные организации
здравоохранения.
Статья 35. Основания и порядок получения платных медицинских услуг
1. Платные медицинские услуги оказываются государственными и частными медицинскими
организациями, физическими лицами, занимающимися частной медицинской
практикой, при соответствии профиля заболевания и лицензии на занятие медицинской
деятельностью.
2. Платные медицинские услуги предоставляются при:
1) оказании первичной медико-санитарной помощи, диагностических и лечебных услуг
по инициативе пациентов, в том числе без направления специалистов первичной медико-
санитарной помощи и организаций здравоохранения;
2) лечении лекарственными средствами, не включенными в лекарственный формуляр;
3) проведении медицинских исследований, не входящих в перечень гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи;
4) санаторном лечении без соответствующего направления;
5) медико-генетических исследованиях без медицинских показаний;
6) медицинском обследовании граждан для поступления на работу и учебу;
7) оказании медицинской помощи по договору с организацией, в том числе по добровольному
страхованию;
8) предоставлении дополнительных сервисных услуг;
9) оказании медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, за исключением
случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 87 настоящего Кодекса.
3. Платные медицинские услуги оказываются на основании договора, заключаемого
между пациентом и субъектом здравоохранения, предоставляющим данные услуги.
Договор на оказание платных медицинских услуг должен содержать следующие
основные условия:
1) виды и объем медицинской помощи;
2) сроки оказания медицинской помощи;
3) тарифы на медицинские и немедицинские услуги и порядок их оплаты;
4) права и обязанности сторон;
5) порядок внесения изменений, дополнений и прекращения действия договора;
6) установление сторонами гражданско-правовой ответственности за неисполнение
или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
4. Виды платных услуг и прейскурант цен на них доводятся до сведения населения
через наглядную информацию в государственных, частных медицинских организациях
и у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
5. В государственных организациях здравоохранения цены на платные услуги определяются
с учетом всех видов затрат, связанных с оказанием медицинских, сервисных услуг, и иных
дополнительных расходов и могут пересматриваться не чаще одного раза в полугодие.
Цены на платные услуги устанавливаются не ниже тарифа аналогичной медицинской
услуги, устанавливаемого администратором бюджетных программ для гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи.
6. Ведение учетной и отчетной документации при оказании платных услуг гражданам
осуществляется по формам, установленным уполномоченным органом.
7. Организация здравоохранения несет ответственность за своевременное и качественное
оказание платных медицинских услуг гражданам с момента их обращения в
порядке, установленном законами Республики Казахстан.
8. Порядок и условия оказания платных услуг в организациях здравоохранения определяются
Правительством Республики Казахстан.
РАЗДЕЛ 3. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 10. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 36. Содержание медицинской деятельности
Медицинская деятельность включает профессиональную деятельность физических
лиц, получивших высшее или среднее профессиональное медицинское образование, а
также юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения.
Статья 37. Виды медицинской деятельности
В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской деятельности:
1) медицинская помощь;
2) лабораторная диагностика;
3) патологоанатомическая диагностика;
4) деятельность в сфере заготовки крови и ее компонентов;
5) деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6) деятельность в сфере охраны общественного здоровья;
7) образовательная и научная деятельность в области здравоохранения;
8) экспертиза в области здравоохранения;
9) иные виды деятельности, не запрещенные настоящим Кодексом.
Глава 11. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Статья 38. Виды медицинской помощи
Основными видами медицинской помощи являются:
1) доврачебная медицинская помощь;
2) квалифицированная медицинская помощь;
3) специализированная медицинская помощь;
4) высокоспециализированная медицинская помощь;
5) медико-социальная помощь.
Статья 39. Доврачебная медицинская помощь
1. Доврачебная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая медицинскими
работниками со средним медицинским образованием в целях профилактики заболеваний,
а также при заболеваниях, не требующих использования методов диагностики,
лечения и медицинской реабилитации с участием врача.
2. В экстренных случаях доврачебная медицинская помощь может оказываться лицами
без медицинского образования (парамедиками), прошедшими соответствующую
подготовку в порядке, определяемом уполномоченным органом, а также иными лицами
в целях спасения жизни пострадавших.
3. Виды и объем доврачебной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным
органом.
Статья 40. Квалифицированная медицинская помощь
1. Квалифицированная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая
медицинскими работниками с высшим медицинским образованием при заболеваниях,
не требующих специализированных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
2. Виды и объем квалифицированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным
органом.
Статья 41. Специализированная медицинская помощь
1. Специализированная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая
профильными специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики,
лечения и медицинской реабилитации.
2. Специализированная медицинская помощь оказывается многопрофильными организациями
здравоохранения в форме консультативно-диагностической или стационарной
медицинской помощи.
3. Виды и объем специализированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным
органом и местными органами государственного управления здравоохранением
областей, города республиканского значения и столицы.
Статья 42. Высокоспециализированная медицинская помощь
1. Высокоспециализированная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая
профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших
технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации в медицинских
организациях, определяемых уполномоченным органом.
2. Координация деятельности медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную
медицинскую помощь, осуществляется уполномоченным органом.
3. Виды и объем высокоспециализированной медицинской помощи устанавливаются
уполномоченным органом.
Статья 43. Медико-социальная помощь
1. Медико-социальная помощь – медицинская помощь, оказываемая профильными
специалистами гражданам с социально значимыми заболеваниями, перечень которых
определяется Правительством Республики Казахстан.
2. Порядок оказания медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливается уполномоченным
органом.
Статья 44. Формы предоставления медицинской помощи
Медицинская помощь может предоставляться в следующих формах:
1) амбулаторно-поликлинической помощи:
первичной медико-санитарной помощи;
консультативно-диагностической помощи;
2) стационарной помощи;
3) стационарозамещающей помощи;
4) скорой медицинской помощи;
5) санитарной авиации;
6) медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
7) восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
8) паллиативной помощи и сестринского ухода;
9) традиционной медицины, народной медицины (целительства).
Статья 45. Первичная медико-санитарная помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь – доврачебная или квалифицированная
медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения, включающая
комплекс доступных медицинских услуг, оказываемых на уровне человека, семьи и
общества:
1) диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм,
отравлений и других неотложных состояний;
2) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очагах инфекционных
заболеваний;
3) гигиеническое обучение населения, охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
4) разъяснительную работу по безопасному водоснабжению и рациональному питанию
населения.
2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается участковыми терапевтами, педиатрами,
врачами общей практики, фельдшерами, акушерами и медицинскими сестрами.
3. Деятельность организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь,
строится по территориальному принципу в целях обеспечения доступности медицинской
помощи гражданам по месту их жительства и (или) прикрепления с учетом права
свободного выбора медицинской организации.
4. Виды, объем, порядок оказания первичной медико-санитарной помощи, а также
порядок прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи
устанавливаются уполномоченным органом.
5. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами
местного
государственного управления.
Статья 46. Консультативно-диагностическая помощь
1. Консультативно-диагностическая помощь – специализированная или высокоспециализированная
медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения.
2. Порядок оказания консультативно-диагностической помощи устанавливается уполномоченным
органом.
Статья 47. Стационарная помощь
1. Стационарная помощь – форма предоставления квалифицированной, специализированной
и высокоспециализированной медицинской помощи с круглосуточным медицинским
наблюдением.
2. Организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, обеспечивают
гражданам соответствующий уход и питание.
3. Порядок оказания стационарной помощи устанавливается уполномоченным органом.
Статья 48. Стационарозамещающая помощь
1. Стационарозамещающая помощь – форма предоставления доврачебной, квалифицированной,
специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи
с медицинским наблюдением продолжительностью от четырех до восьми часов в
течение дня.
2. Порядок оказания стационарозамещающей помощи устанавливается уполномоченным
органом.
Статья 49. Скорая медицинская помощь
1. Скорая медицинская помощь – форма предоставления медицинской помощи при
возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи
для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни.
2. Для оказания скорой медицинской помощи создаются специализированные организации
и службы скорой медицинской помощи в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан в области здравоохранения.
3. Порядок оказания скорой медицинской помощи устанавливается уполномоченным
органом.
Статья 50. Санитарная авиация
1. Санитарная авиация – форма предоставления экстренной медицинской помощи
населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского
оборудования или специалистов соответствующей квалификации в медицинской
организации по месту нахождения пациента. Предоставление медицинской помощи
в форме санитарной авиации осуществляется путем доставки квалифицированных
специалистов к месту назначения либо транспортировки больного в соответствующую
медицинскую организацию различными видами транспорта.
2. Порядок предоставления медицинской помощи в форме санитарной авиации устанавливается
уполномоченным органом.
Статья 51. Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях
1. Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях – форма предоставления медицинской
помощи службой медицины катастроф при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера.
2. Порядок предоставления, виды и объем медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 52. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация
1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация оказываются гражданам,
страдающим врожденными и приобретенными заболеваниями, а также последствиями
острых, хронических заболеваний и травм.
2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях
здравоохранения, а также в санаторно-курортных организациях.
3. Гражданам предоставляются путевки для санаторно-курортного лечения в порядке,
установленном законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения и
трудовым законодательством Республики Казахстан.
4. Порядок восстановительного лечения и медицинской реабилитации, в том числе и
детской медицинской реабилитации, устанавливается уполномоченным органом.
Статья 53. Паллиативная помощь и сестринский уход
1. Паллиативная помощь оказывается под руководством врача неизлечимым больным
в терминальной (конечной) стадии заболевания в специализированных структурных
подразделениях, самостоятельных медицинских организациях (хосписах) или в форме
стационара на дому.
2. Сестринский уход осуществляется в случаях, не требующих врачебного наблюдения,
в специализированных структурных подразделениях, самостоятельных медицинских
организациях (больницах сестринского ухода) или в форме стационара на дому.
3. Порядок оказания паллиативной помощи и сестринского ухода устанавливается
уполномоченным органом.
Статья 54. Традиционная медицина, народная медицина (целительство)
1. К методам традиционной медицины относятся гомеопатия, гирудотерапия, мануальная
терапия, рефлексотерапия, фитотерапия и лечение средствами природного
происхождения.
2. Право на деятельность в сфере традиционной медицины имеют лица с медицинским
образованием, получившие соответствующую лицензию.
3. Народная медицина (целительство) – совокупность накопленных народом эмпирических
сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов
и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и
лечения болезней.
4. Использование физическими лицами методов народной медицины (целительства)
осуществляется на основании сертификата, выдаваемого организациями здравоохранения,
аккредитованными уполномоченным органом. Физические лица, получившие данный
сертификат, подлежат включению в реестр целителей Республики Казахстан. Формы
сертификата и реестра целителей Республики Казахстан, а также порядок его ведения
утверждаются уполномоченным органом.
5. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств
массовой информации, запрещается.
Статья 55. Лабораторная диагностика
1. Лабораторная диагностика – комплекс медицинских услуг, направленных на установление
факта наличия или отсутствия заболевания (состояния) путем лабораторных
исследований биоматериалов, полученных от пациентов.
2. Положение о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций
здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объем
и виды проводимых ими исследований устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 56. Патологоанатомическая диагностика
1. Патологоанатомическая диагностика проводится с целью установления диагноза
путем анализа совокупности изменений в тканях и органах трупа в ходе патологоанатомического
вскрытия, а также в органах (фрагментах органов) и тканях больных, изъятых
путем хирургической операции и (или) биопсии, и основывается на результатах непосредственного
осмотра (макроскопических исследований), исследований с использованием
увеличительных приборов (микроскопических исследований), иных технологий, а также
клинико-анатомических сопоставлениях.
2. Патологоанатомическое вскрытие проводится в целях установления причины смерти
и уточнения диагноза заболевания.
При отсутствии подозрения на насильственную смерть и наличии письменного заявления
супруга (супруги), близких родственников или законных представителей либо
письменного волеизъявления, данного лицом при его жизни, выдача трупа разрешается
без проведения патологоанатомического вскрытия, за исключением случаев материнской
и младенческой смертности, а также смерти от особо опасных инфекций, с выдачей
документа, удостоверяющего факт наступления смерти, по форме, утверждаемой
уполномоченным органом.
По требованию супруга (супруги), близких родственников или законного представителя
умершего патологоанатомическое вскрытие может быть произведено независимым
(независимыми) экспертом (экспертами) в порядке, установленном уполномоченным
органом.
3. Положение о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций
здравоохранения, осуществляющих патологоанатомическую диагностику, а
также порядок проведения патологоанатомического вскрытия устанавливаются уполномоченным
органом.
Глава 12. ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 57. Экспертиза в области здравоохранения
1. Экспертиза в области здравоохранения является составной частью обеспечения
охраны здоровья граждан.
2. В Республике Казахстан осуществляются следующие виды экспертиз в области
здравоохранения:
1) экспертиза качества медицинских услуг;
2) экспертиза временной нетрудоспособности;
3) военно-врачебная экспертиза;
4) судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы;
5) санитарно-эпидемиологическая экспертиза;
6) экспертиза лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской
техники;
7) научно-медицинская экспертиза.
3. Проведение экспертизы в области здравоохранения, за исключением экспертизы
лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники при
государственной регистрации, перерегистрации и внесении изменений в регистрационное
досье, осуществляется физическими и юридическими лицами на основании соответствующих
лицензии и (или) свидетельства об аккредитации.
Статья 58. Экспертиза качества медицинских услуг
1. Экспертиза качества медицинских услуг – совокупность организационных, аналитических
и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по
уровню качества медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими
лицами, с использованием индикаторов, отражающих показатель эффективности, полноты
и соответствия медицинских услуг стандартам.
2. Экспертиза качества медицинских услуг подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
3. Для проведения внутренней экспертизы в каждой медицинской организации создается
служба внутреннего контроля (аудита). Структура и состав данной службы
утверждаются руководителем организации в зависимости от объема оказываемых медицинских
услуг.
Службой внутреннего контроля (аудита) проводятся текущий анализ организации
оказания медицинской помощи, клинической деятельности медицинской организации,
выявление фактов нарушения порядка оказания медицинской помощи и стандартов, а
также рассмотрение в срок, не превышающий пять дней, обращений находящихся на
лечении пациентов.
По результатам проводимого аудита служба внутреннего контроля (аудита) вносит
руководителю медицинской организации предложения по устранению выявленных причин
и условий снижения качества оказываемых медицинских услуг.
4. Внешняя экспертиза качества медицинских услуг проводится уполномоченным органом
и (или) независимыми экспертами.
5. Порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских
услуг устанавливается уполномоченным органом.
Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности
1. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях официального
признания нетрудоспособности физического лица и его временного освобождения от
выполнения трудовых обязанностей на период заболевания.
2. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, а также выдачи
листа и справки о временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным
органом.
Статья 60. Военно-врачебная экспертиза
1. Военно-врачебная экспертиза проводится для установления годности по состоянию
здоровья к воинской службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях
Республики Казахстан или службе в органах национальной безопасности,
внутренних дел, уголовно-исполнительной системы органов юстиции, противопожарной
службы, финансовой полиции, таможенных органах, органах прокуратуры (далее – воинская
служба или служба в органах национальной безопасности, правоохранительных
органах), а также для определения причинной связи заболеваний, увечий (ранений, травм,
контузий) (далее – увечья) и смерти у граждан в связи с прохождением (исполнением
обязанностей) ими воинской службы или службы в органах национальной безопасности,
правоохранительных органах и воинских сборов.
2. Военно-врачебная экспертиза проводится:
1) при медицинском освидетельствовании:
граждан, приписываемых к призывным участкам, призываемых на воинскую службу
или воинские сборы и поступающих в военные (специальные) учебные заведения, республиканские
военные школы-интернаты (лицеи);
граждан, поступающих на воинскую службу или службу в органы национальной безопасности,
правоохранительные органы, в том числе по контракту;
военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву или по контракту;
курсантов военных (специальных) учебных заведений, кадетов и воспитанников;
военнослужащих (служащих Вооруженных Сил), отбираемых для службы (работы)
и проходящих службу (работающих) с радиоактивными веществами, ионизирующими
источниками излучений, компонентами ракетных топлив, источниками электромагнитных
полей;
авиационного персонала государственной авиации;
граждан, пребывающих в запасе, при призыве на воинские сборы или воинскую службу
или в учетных целях;
2) при осуществлении психофизиологического отбора граждан, поступающих на
службу в органы национальной безопасности, внутренних дел и правоохранительные
органы;
3) при определении причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих или
граждан, проходивших воинскую службу (воинские сборы) или службу в органах национальной
безопасности, правоохранительных органах;
4) при определении категории годности граждан по состоянию здоровья к воинской
службе или службе в органах национальной безопасности, правоохранительных органах
на момент их увольнения с воинской службы или службы в органах национальной безопасности,
правоохранительных органах;
5) при определении причинной связи гибели (смерти) военнослужащих, военнообязанных,
сотрудников в период воинской службы (воинских сборов) или службы в органах
национальной безопасности, правоохранительных органах либо после увольнения с
воинской службы (воинских сборов) или службы в органах национальной безопасности,
правоохранительных органах вследствие увечья, заболевания, полученных в период
прохождения воинской службы (воинских сборов) или службы в органах национальной
безопасности, правоохранительных органах.
3. Органы военно-врачебной экспертизы проводят военно-врачебную экспертизу в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан,
органах национальной безопасности и внутренних дел.
4. Требования, предъявляемые к соответствию состояния здоровья для службы в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан,
органах национальной безопасности, внутренних дел и государственной авиации, утверждаются
центральными исполнительными органами в области обороны, внутренних
дел и центральным государственным органом в области обеспечения национальной безопасности
по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 61. Судебно-медицинская, судебно-психиатрическая
и судебно-наркологическая экспертизы
1. Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской, судебно-
психиатрической и судебно-наркологической экспертиз установлен Уголовно-
процессуальным кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом
Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан об административных
правонарушениях.
2. Порядок организации указанных видов судебных экспертиз и проведения судебно-
экспертных исследований установлен законодательством Республики Казахстан о
судебно-экспертной деятельности.
Статья 62. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза
1. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза – комплекс органолептических, санитарно-
гигиенических, эпидемиологических, микробиологических, вирусологических, паразитологических,
санитарно-химических, биохимических, токсикологических, радиологических,
радиометрических, дозиметрических замеров физических факторов, других исследований
и испытаний, а также экспертиза проектов в целях оценки соответствия проектов,
продукции, работ, услуг и объектов предпринимательской и (или) иной деятельности
нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и гигиеническим нормативам.
2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в порядке, установленном
уполномоченным органом, органами и организациями санитарно-эпидемиологической
службы в пределах компетенции, по постановлениям или предписаниям должностных лиц
санитарно-эпидемиологической службы и заявлениям физических и юридических лиц.
3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в части экспертизы проектов проводится
государственными органами санитарно-эпидемиологической службы, в части санитарно-
эпидемиологических лабораторных исследований – государственными организациями
санитарно-эпидемиологической службы.
4. Санитарно-эпидемиологические лабораторные исследования являются частью
санитарно-эпидемиологической экспертизы, связанной с проведением органолептических,
санитарно-гигиенических, токсикологических, санитарно-химических, биохимических,
микробиологических, эпидемиологических, бактериологических, вирусологических
и паразитологических лабораторных исследований, исследований энергетической и
биологической ценности продуктов питания, замеров шума, вибрации, электромагнитных
полей и физических факторов, радиационных исследований, включающих радиометрию
и дозиметрию.
5. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по заявлениям физических
и юридических лиц ими обеспечивается финансирование и представляется
необходимая документация.
6. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проводится в случаях наличия непригодных
пищевых продуктов и продовольственного сырья.
7. Химические и биологические вещества, признанные по результатам санитарно-
эпидемиологической экспертизы либо научной экспертизы потенциально опасными для
здоровья человека или будущих поколений, запрещаются к применению в Республике
Казахстан. Регистр потенциально опасных химических, биологических веществ, запрещенных
к применению в Республике Казахстан, подлежит опубликованию в периодических
печатных изданиях.
8. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы на основании
результатов проверки и санитарно-эпидемиологической экспертизы выдают санитарно-
эпидемиологическое заключение на:
1) размещение, реконструкцию и расширение объектов атомной энергетики и промышленности,
космической деятельности и недропользования, объектов, имеющих выбросы
в окружающую среду химических и биологических веществ, физических факторов, объектов
в зонах экологического бедствия и объектов с новыми технологическими процессами,
не имеющих аналогов;
2) размещение производственных сил, генеральных планов застройки городских и
сельских населенных пунктов, курортных зон, технико-экономические обоснования, проекты
строительства и реконструкции объектов промышленного и гражданского назначения;
3) материалы о санитарно-эпидемиологической ситуации участка предполагаемой
застройки или объекта, подлежащего реконструкции со сменой функционального профиля
(назначения);
4) технико-экономические обоснования, проекты и другую нормативную документацию
по предельно допустимым выбросам и предельно допустимым сбросам вредных веществ
и физических факторов в окружающую среду, зонам санитарной охраны и санитарно-
защитным зонам, геологическим исследованиям, технологиям;
5) проекты нормативных документов на сырье, продукты питания, товары, изделия,
вещества, механизмы, машины, оборудование, строительные материалы, а также режимы
обучения, воспитания, физического развития, труда, проживания, отдыха, питания, водоснабжения,
медицинского обслуживания различных групп населения;
6) условия производства, транспортировки, хранения, применения и реализации сырья,
продуктов питания, питьевой воды, строительных материалов, товаров широкого потребления,
токсических, радиоактивных и биологических веществ, а также выполнения
работ и оказания услуг;
7) условия обучения, воспитания, физического развития, труда, проживания, отдыха,
питания, водоснабжения и медицинского обслуживания различных групп населения;
8) материалы, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию, состояние
здоровья населения, сведения об инфекционных и о паразитарных, профессиональных
заболеваниях и об отравлениях;
9) материалы по химической, биологической, токсикологической, радиологической
нагрузке на почву, водоемы и атмосферный воздух;
10) новую продукцию, технологии, оборудование;
11) проектируемые, строящиеся и эксплуатируемые объекты промышленного и гражданского
назначения, промышленные изделия и транспорт, а также другие объекты,
потенциально опасные и (или) значимые для здоровья населения;
12) пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами,
не подлежащие обязательному подтверждению соответствия;
13) учебно-трудовую нагрузку и режим занятий в организациях образования;
14) товары детского назначения, пищевые добавки;
15) проекты планировки застройки населенных пунктов, размещения, строительства и
реконструкции объектов промышленного и гражданского назначения, контрактов на недропользование,
санитарно-защитных зон, условий водопользования и отведения сточных
вод, утилизации и захоронения токсичных, радиоактивных и других вредных веществ, стандартов
и нормативных документов на новые виды сырья, технологического оборудования,
процессов производства пищевых продуктов, продовольственного сырья, промышленных
изделий, строительных материалов, источников ионизирующего излучения, химических
веществ и продуктов, биологических, лекарственных, дезинфицирующих, дезинсекционных
и дератизационных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, тары,
упаковочных и полимерных материалов, контактирующих с продовольственным сырьем,
пищевыми продуктами и питьевой водой, парфюмерно-косметических и других товаров
широкого потребления, оборудования, приборов и рабочего инструментария;
16) объекты хозяйственной и (или) иной деятельности в населенных пунктах, размеры
их санитарно-защитных зон.
9. На основании санитарно-эпидемиологической экспертизы выдается санитарно-эпидемиологическое
заключение (гигиеническое заключение, гигиенический сертификат)
– документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) нормативным правовым
актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиеническим
нормативам проектной документации, факторов среды обитания, предпринимательской
и (или) и иной деятельности, продукции, работ и услуг.
10. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы на основании
результатов проверки и санитарно-эпидемиологической экспертизы выдают санитарный
паспорт.
Санитарный паспорт – документ, подтверждающий соответствие требованиям гигиенических
нормативов и нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения объекта, транспортного средства, подлежащих
государственному санитарно-эпидемиологическому контролю, и дающий право на их
эксплуатацию или использование.
Порядок выдачи, учета и ведения санитарного паспорта определяет уполномоченный
орган.
Статья 63. Экспертиза лекарственных средств, изделий медицинского
назначения и медицинской техники
1. Экспертиза лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской
техники – исследование или испытание лекарственных средств, изделий медицинского
назначения и медицинской техники на предмет их безопасности, эффективности
и качества путем проведения физико-химических, биологических, доклинических (неклинических)
исследований, клинических исследований, определения биоэквивалентности,
а также изучения документов регистрационного досье, нормативных документов по
стандартизации, представленных к регистрации лекарственного средства, изделия
медицинского назначения и медицинской техники в порядке, установленном уполномоченным
органом.
2. Оценку безопасности, эффективности и качества лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и медицинской техники осуществляет государственная экспертная
организация в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения
и медицинской техники в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 64. Научно-медицинская экспертиза
1. Объектами научно-медицинской экспертизы являются:
1) проекты программ фундаментальных и прикладных научных исследований;
2) республиканские целевые научно-медицинские программы;
3) результаты завершенных научно-медицинских программ;
4) научные работы, выдвигаемые на соискание государственных наград Республики
Казахстан;
5) научно-медицинские разработки, планируемые для внедрения в практику здравоохранения.
2. Порядок проведения научно-медицинской экспертизы определяется уполномоченным
органом.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7
|