страница 1 Студенческое самоуправление ВКГТУ им. Д. Серикбаева – пройденный путь, современное состояние и перспективы дальнейшего развития
С декабря 2006 года в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д. Серикбаева реализуется инновационная модель студенческого самоуправления. Необходимость этого решения была обусловлена объективными условиями трансформации вуза в инновационный университет, в которых студенчество должно стать активным участником всех реформ и преобразований высшей школы. Цели проекта:
- Создать систему студенческого самоуправления, отражающую изменение статуса казахстанского студенчества;
- Активизировать участие студенчества в процессах оптимизации высшей школы в качестве социального партнера администрации вуза и профессорско-преподавательского состава, содействовать росту органической солидарности в социальном пространстве университета и повышению уровня ответственности молодежи за качество получаемого образования.
Для достижения поставленных целей были определены конкретные практические задачи.
Задача 1. Создать новую структуру студенческого самоуправления, адекватно отражающую информационные потоки и каналы принятия управленческих решений.
Задача 2. Обеспечить студенческому самоуправлению социально-педагогическое и организационное сопровождение через развитие института кураторства и наставничества под руководством Центра социального развития университета.
Задача 3. Создать ежегодно обновляемую электронную базу данных студенческого актива, позволяющую более эффективно планировать и организовывать участие студентов в процессах жизнедеятельности университета.
Задача 4. Определить функции и четко сформулировать сферы деятельности и компетенции (прав и обязанностей) представителей студенческого самоуправления на всех уровнях.
Задача 5. Привлечь представителей студенческого актива в качестве социальных партнеров к решению вопросов во всех сферах жизнедеятельности университета посредством членства с правом голоса в организационных структурах университета.
Задача 6. Создать стабильно работающую систему студенческого контроля, обеспечивающую социально здоровое пространство становления личности современного специалиста.
Задача 7. Развивать социальные связи между студенческой молодежью, профессорско-преподавательским коллективом и администрацией вуза, обеспечивающие преемственность моральных, гражданских и научно-производственных традиций, развитие и распространение новых корпоративных норм социального взаимодействия.
Ниже представлено описание структуры и условий функционирования инновационного студенческого самоуправления на всех уровнях социально-организационного пространства университета.
Студенческое самоуправление на уровне академической группы и факультета.
Анализ разнообразной деятельности студентов позволяет выделить три наиболее активные социальные роли. Так называемые «тройки» отражают основные направления жизнедеятельности университета: староста (учебный процесс, в том числе научно-исследовательская деятельность студентов, учебная дисциплина, организация учебно-производственных практик), профорг (защита и реализация социальных прав студентов, социально-бытовые вопросы, условия обучения и проживания студентов), организатор социально-ориентированной внеучебной деятельности студенческой молодежи (общественно-политическая, спортивная, культурно-массовая деятельность, досуг и т.п.). Эти социальные роли отражают важнейшие аспекты социализации – профессиональный, общественно-политический и гражданско-правовой, патриотический. Через их практическую реализацию и происходит формирование социальной идентичности студенческой молодежи.
Вся структура университетского студенческого самоуправления должна строиться с учетом реализации этих основных социальных ролей. Детальное разграничение сфер деятельности определяется функциональными правами и обязанностями студенческого актива.
Таким образом, организация социально активного партнерского участия студентов в процессе оптимизации условий обучения и занятий научно-исследовательской работой на уровне академической группы и факультета приобретает следующий вид.
Организация деятельности старост в составе студенческого самоуправления
Совет старост факультета (Старший староста факультета)
|
|
Заместитель декана по учебной работе
|
Объединение старост по специальностям и/или курсам
|
|
Старший куратор
|
Староста группы
|
|
Куратор
|
Организация деятельности профоргов в составе студенческого самоуправления
Совет студенческих профоргов факультета (Старший студенческий профорг факультета)
|
|
Профорг факультета
|
Объединение студенческих профоргов по специальностям и/или курсам
|
|
Старший куратор и/или профорги кафедр
|
Профорг группы
|
|
Куратор
|
Организация деятельности общественных организаторов в составе студенческого самоуправления
Совет общественных организаторов факультета (Старший общественный организатор факультета)
|
|
Заместитель декана по воспитательной работе
|
Объединение общественных организаторов по специальностям и/или курсам
|
|
Старший куратор и руководители студенческих клубов и секций
|
Общественный организатор группы
|
|
Куратор
|
Однако, успешная реализация проекта потребовала внести коррективы в начальную структуру студенческого самоуправления нашего университета. Выявилась необходимость создать специализированные секторы по организации научно-исследовательской деятельности, развитию студенческих СМИ (университетские газета, телевидение, сайт и отдельные сообщества в социальных сетях), сектор по профилактике правонарушений в студенческой среде, спортивно-массовый сектор и др. Таким образом, численный состав Совета студенческого самоуправления университета с первоначальных 15 человек вырос до 75 человек, а число активных членов студенческого самоуправления составило 1 500 человек по университету.
Функциональное включение студенческого самоуправления в организационное пространство университета осуществляется следующим образом.
Социально-педагогическое и консультативно-организационное сопровождение:
|
|
Р Е К Т О Р А Т
|
|
|
↕
|
-Департамент воспитательной работы и социального развития
|
|
Комитет по делам молодежи
|
|
|
↕
|
- Совет кураторов и эдвайзеров
|
|
Совет студенческого самоуправления
|
|
|
↕
|
- Заместители деканов по направлениям
|
|
Студенческие деканаты
|
Свою деятельность студенческое самоуправление осуществляет на четырех основных уровнях:
а) Организация студенческой жизни за счет собственных сил и ресурсов – содействие решению проблем в учебной, учебно-практической, научной, социально-бытовой и других сферах жизни студенческой молодежи, активное участие в создании условий для совершенствования образовательного процесса;
б) Партнерское взаимодействие с административными органами университета (ректорат, деканаты) и общественными организациями вуза по всем направлениям образовательной деятельности;
в) Сотрудничество с органами государственной власти и общественными организациями региона с целью внесения личного вклада студенческой молодежи в реализацию основных задач государственного и общественного развития Казахстана;
г) Установление связей с региональными, республиканскими и международными молодежными и студенческими организациями. Активное участие в создании республиканской сети организаций студенческого самоуправления.
Большое внимание уделяется специализированной подготовке студенческих лидеров как самовозобновляемому процессу, когда сами студенты передают накопленный опыт участия в управлении вузом, а также самостоятельной социально-ориентированной деятельности через школы студенческого лидерства, клубы, секции и другие внутривузовские студенческие объединения. В основу реализации этого условия заложены следующие принципы:
а) Принцип преемственности. Использование позитивного опыта участия студентов в управлении высшей школой, накопленного в прошлых годы.
б) Деятельностный подход. Накопление и осмысление нового опыта, приобретаемого в практической совместной деятельности по участию студентов в управлении различными аспектами жизни университета.
в) Принцип системного социального взаимодействия, когда любое мероприятие, проводимое в университете, предполагает возможность активного участия представителей студенчества на всех этапах от планирования до конечной реализации.
В ходе многолетней работы по реализации проекта были достигнуты определенные положительные результаты:
- Выстроена функциональная вертикаль студенческого самоуправления, которой обеспечено социально-педагогическое сопровождение департамента воспитательной работы и социального развития университета и профессионального корпуса кураторов и эдвайзеров.
- В процессе активного становления находятся системные связи студенческого самоуправления:
а) с кафедрами (через практику кураторской и эдвайзерской деятельности, а также создание студенческих клубов при кафедрах)
б) с заместителями деканов факультетов по всем направлениям деятельности (учебной, научной, воспитательной и т.д.),
в) с Ректоратом и Ученым советом университета (в форме постоянного представительства членов студенческого самоуправления, на уровне обсуждения всех ключевых вопросов, касающихся создания условий для оптимизации процесса подготовки современного специалиста),
г) с профсоюзной организацией сотрудников университета на всех уровнях.
- Определена функциональная сфера деятельности старост, студенческих профоргов и общественных организаторов как на уровне академических групп и факультетов, так и в организационном пространстве университета.
Ведется работа по созданию всеобъемлющей электронной базы данных о составе студенческого актива, которая обновляется в начале учебного года и доступна как органам студенческого самоуправления, так и деканатам факультетов. Это позволяет более эффективно использовать социальный потенциал студенчества и распределять ответственность еще на этапе общего планирования работы на семестр, учебный год.
Студенческое самоуправление также содействует развитию клубных форм студенческой самоорганизации, которые эффективно влияют на повышение уровня как профессиональной подготовки, так и на расширение ее культурного кругозора. Особое место среди них занимает общественно-политический Дебатный клуб, занятия в котором активно влияют на формирование гражданской позиции студентов.
В числе других наиболее показательных практических результатов реализации проекта инновационного развития студенческого самоуправления можно назвать:
- Создание Студенческой службы внутренней безопасности, которая обеспечивает контроль за соблюдением Устава университета, Правил внутреннего распорядка и норм общественной жизни в социальном пространстве и на территории университета. Действует на принципах координации с советом университета по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.
- Социально-ориентированные благотворительные проекты. Уровень социальной ответственности проявляется не только в способности самостоятельно решать свои проблемы, но и помогать в их решении тем, кто больше других в этом нуждается.
Студенты нашего университета самостоятельно организуют благотворительные программы и акции, нацеленные на помощь социально незащищенным слоям населения.
В настоящий момент социальный эксперимент по инновационному развитию студенческого самоуправления, основанного на принципе социального партнерства, продолжается. Устойчивый рост активности студентов и заинтересованности профессорско-преподавательского состава и руководства университета позволяют рассчитывать на преодоление еще существующих проблем.
страница 1
|