Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Тема: Антонимы

Цели: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;

развивать речь, внимание, мышление; уточнять и обогащать словарный запас учащихся; обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок; воспитание интереса к устному народному творчеству; прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ход урока

1. Организационный этап.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!



2. Этап проверки домашнего задания. ( стр.76 упр. 116)

Так что такое синонимы?

Какие синонимы вы выписали из домашнего упражнения?

Приведите свои примеры синонимов.

Учитель: молодцы, я думаю, что выполнение д/з у вас не вызвало затруднений.

Сдача тетрадей.

Запись даты.

3. Этап минутки чистописания.

Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной буквы д

Что вы знаете об этой букве?

Запишите эту букву до конца строки.

Прочитайте слова

тру… заря…ка го…

Назовите пропущенную орфограмму.

Как проверить парный согласный?

Подберите проверочные слова.

Соблюдая соединения, спишите слова.

Найдите среди этих слов словарное слово.

Что вы можете о нём сказать?

Сейчас мы с вами повторим написание ещё некоторых словарных слов.

4. Этап проведения словарной работы.

Работа на доске (2 человека карточки +буквы)

красивый лягушка природа

коридор пальто крапива

товарищ посуда картина

Остальные списывают с доски.

Поставить ударение, подчеркнуть букву, написание которой нужно запомнить.

Проверка .

Оценка работа

**Что такое синонимы?

Приведите примеры.

Вызвать детей, которые участвовали в проверке д/з. Выставить оценки.



5. Этап подготовки к усвоению нового материала.

Прочитайте глазами слова

дело потеха

утро вечер (эта пословица часто звучит в сказках)

труд лень

прочитайте первую пару слов.

Что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)

Вспомните, в какой пословице есть эти слова?

Делу время, потехе час.

Что это значит? (объяснение детей)

Вспомните, в какой пословице есть эти слова?

Что это значит? (объяснение детей)

Что можно сказать об этих словах?( они противоположны по значению или по смыслу)

Правильно и сегодня тема нашего урока «Антонимы».

Мы с вами будем учиться находить такие слова, познакомимся с отличительными особенностями антонимов, узнаем, для чего они нужны в нашей речи?

Вы познакомитесь с разными пословицами.

Скажите, что такое пословица. (Это жанр устного народного творчества.)

В пословицах содержатся мудрые советы, которые очень пригодятся в жизни. А ещё именно в них наиболее ярко видна роль антонимов.

И если вы хотите увидеть это, нужно быть сегодня очень внимательными и активными. Я думаю , что после нашего урока каждый из нас сможет подняться на более высокую ступеньку знаний.

6. Этап усвоения новых знаний.

А теперь, ребята, кто ещё раз попробует сформулировать главное правило нашего урока. Что такое антонимы?

(Ответы учащихся)

-А теперь давайте узнаем из учебника, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте ваши учебники на 77 странице.



Чтение правила стр. 77

Ваши выводы совпали с правилом и я рада, что вы оказались такими смышлёными . Это первое , что вы должны сегодня запомнить и поэтому я помещаю это в нашу копилку.



7. Этап закрепления новых знаний.

А вот теперь нам хотелось бы посмотреть, сумеете ли вы применить это правило в работе?

Переверните на следующую страницу и найдите 120 упр.

Прочитаем первый этап задания.

Прочитаем первое предложение второго этапа задания.

Используя слова для справок , я предлагаю вам с начала строки написать любую понравившуюся вам пословицу и подчеркнуть антонимы.



Самостоятельная работа (поместить лестницу знаний)

***Выполнить до конца второй этап задания.

Проверка .

Чтение пословицы.Как вы понимаете смысл пословицы?

Какие ты подчеркнул антонимы?Для чего использованы антонимы в этих пословицах?

Для противопоставления одного предмета другому.

Это слово поместим в нашу копилку «Узелок на память»
Физкульминутка с мячом.

А сейчас нашу физкультминутку мы проведём в виде игры.

Больной, горе, толстый, высоко, злой, далеко, нашёл, зима, белый, упал, жар, налево, утренний, новый, загадка, свет, заболеть, короткий, верх, любить, вечер, день.

Есть ещё одна мудрая пословица о нашем здоровье, которую я предлагаю вам составить.

Горьким, сладким, калечат, лечат.(Горьким лечат, а сладким калечат.)

Как вы понимаете эту пословицу?

(

ОРЬКИМ ЛЕЧАТ, А СЛАДКИМ КАЛЕЧАТ. "онимы?Злоупотребление сладостями так же не приносит пользы, расплачиваться за неправильный образ жизни приходится, употребляя горькие лекарства.)



Запишем эту пословицу с комментированием, объясните пропущенные орфограммы.

Кто хочет комментировать?



Гор..ким леч..т, а сла..ким калеч..т.

Подчеркните антонимы.

Назовите пары антонимов.

Давайте повторим, что такое антонимы?



Антонимы очень важны для нашей речи. Выполнение следующего задания ещё подскажет нам ещё для чего они нужны.

Вот два человека.

Давайте их сравним.

высокий низкий

румяный бледный

сильный крепкий слабый

ловкий неуклюжий

стройный сутулый

Словами из какого столбика вы бы описали себя?

Что нужно делать, чтобы стать таким человеком?

Что обозначают эти слова?(предмет, признак предмета или действие предмета?)

Как называются пары слов, которые мы составили? (антонимы)

Для чего мы использовали антонимы? (чтобы сравнить двух людей)

Таким образом , для чего ещё используют антонимы?

(Для сравнения)

Поместим это слово в нашу копилку.( «Узелок на память»)



8.Этап информации домашнего задания.

В домашнем упражнении №121, вы тоже будете сравнивать.

А сейчас гимнастика для глаз, которую мы выполним под музыку, поможет нашим глазкам отдохнуть , а значит быть здоровыми.

9.Этап контроля и самоконтроля знаний.

1)-А вот следующие задания разные у кого посложнее, у кого полегче , но все они связаны с темой нашего урока.

Вариант 1.

Отгадай загадку, подчеркни антонимы.

Бывает он и в холод

Бывает он и в зной

Бывает он и добрый

Бывает он и злой.

(_____________)

Вариант 2.

Закончи пословицы.

Знай больше- говори ____________.

Никогда не знаешь, где найдешь, а где ______________ .

Не вали с больной головы на _______________ .

Не узнав горя, не узнаешь______________.

(закрыть доску)

10. Этап рефлексии.

Таким образом, кто из вас вспомнит слова, которые мы оставляли в нашей копилке и сможет ответить на мои вопросы?

Что такое антонимы?

Для чего нужны антонимы?

И в заключении урока давайте немного поиграем. Я зашифровала одно слово. Чтобы

узнать,вам придётся расшифровать его.

Возьмите карточку №2 и выполните задание.

Подберите к данным словам антонимы.

Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сло-

жить зашифрованное слово. Это слово можете записать прямо на листочке.

Широкий -…

Твёрдый -…

Старый - …

Скучный - …

Бесполезный - …

Неряшливый - …

(Подбирают антонимы:

Узкий

Мягкий


Новый

Интересный

Ценный

Аккуратный)



Не умница, а умницы хочу я сказать вам. Вы сегодня замечательно работали.

Оценка работы учащихся.

Д/з упр.121, стр.77, прав.

Аналогичное задание на подбор антонимов — надо произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).



Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

страница 1

Смотрите также: