Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Прочина Ольга Викторовна, учитель КГУ «ОСШ № 31 г.Темиртау»

Из опыта работы

Тема: «Формирование социально – значимых качеств личности

на уроках литературного чтения в начальных классах»


Школа 21 века вошла в новое тысячелетие с непредсказуемой фазой развития общества. Сформировалась новая информационная среда, требующая интенсивной работы ума, развитого интеллекта, рациональности в трудовых и личных отношениях. Но, в то же время, в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе гражданского воспитания молодого поколения. Происходит духовно – нравственное падение, теряются такие чувства, как любовь к Родине, отчему дому, к родной природе, к народу, к своей семье и окружающим людям.

При организации учебно-воспитательного процесса учитель становится посредником в непрерывном потоке развития умственных способностей детей, в развитии их чувств, переживая которые ученики вступают в мир сложных человеческих отношений. На современном этапе одной из главных задач образования выдвигается развитие таких качеств личности, как гражданская ответственность, духовность и культура, толерантность в поведении и общении. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд, и помочь им разобраться в окружающем мире с его многообразием отношений – основная задача учителя при подготовке личности к жизни в социуме.

Гражданское образование – непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения. Гражданственность – наличие у человека системы социально – значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе своего Отечества, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. [1,с.15]

Цель гражданского образования в начальной школе – создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. [1,с.16]

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания [2, с.120].

Общепризнано, что чтение художественных произведений в начальных классах – один из важнейших источников нравственного воспитания младших школьников. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение. К.Д.Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственную мысль, выраженные в этом произведении»[3,с.349]. Когда младшие школьники читают литературные произведения, они учатся разбираться в поведении, мотивах, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать злое, безобразное. Мы считаем важным обращать внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось чувство сопереживания, сочувствия герою. Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Особая сложность в работе над произведением состоит в том, что дети не всегда могут объяснить свое восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий свои чувства, выразить свое интуитивное понимание сердцем и душой того, что открыто его внутреннему взору. Чтобы помочь им в этом, мы подбираем тщательно продуманную систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя – ребенка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию смысла произведения.

Уважительное отношение к окружающим людям

Уважительное отношение к близким людям

Отношение к самому себе, самооценка своих поступков
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Уважение к народному творчеству

Бережное отношение к природе

Патриотизм, любовь к Родине

Все темы и входящие в них произведения из программы по литературному чтению направлены на развитие социально – значимых качеств личности учащихся начальной школы, представленных в схеме.
Мы применяем на уроках различные задания для работы над произведениями, тем самым стимулируем деятельность учащихся, позволяем им глубже вникнуть в содержание произведения и выразить собственное отношение к тому, что было пережито при работе над произведением.

Начинать эту работу можно с 1 класса, когда дети уже хорошо научатся читать и смогут уделять больше внимания именно пониманию смысла того, что они читают.

В настоящее время в школьной практике существует система оценивания параметров техники чтения, где, кроме темпа, способа чтения, выразительности, правильности, необходимо оценить и такой компонент как понимание прочитанного. Существует несколько уровней, по которым мы оцениваем ребенка - репродуктивный, уровень характеристики героев, уровень характеристики главной мысли, уровень творческих заданий. Но, прежде чем оценить детей по уровню понимания прочитанного, надо формировать у них данные навыки путем системы заданий.

I. Репродуктивный уровень –- пересказ прочитанного произведения, опираясь на план или опорные слова.

II.Уровень характеристики героев.

1.Составить сравнительную характеристику героев.

Например, при изучении «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» составляется портрет царицы и царевны, сравниваются их качества; сказки « Двенадцать месяцев» - падчерицы и дочки.



2. Соотнести названия сказочных героев с их характеристикой.

Мальчик-с-пальчик умная и сообразительная

Золушка меткий стрелок

Василиса Премудрая внимательный и ловкий


Иван-Царевич добрая волшебница

Красная шапочка маленький и терпеливый


Карлсон вежливая и воспитанная

Фея заботливая и трудолюбивая

Пятачок злая и коварная

Баба-яга аккуратная и трудолюбивая


Мальвина смешной и шаловливый

3. Составить сравнительную характеристику героя в динамике.

Например, в сказке «Мальчик-звезда» это можно сделать по ходу прочтения текста:

Каким он был? Каким он стал?

III.Уровень понимания основной мысли произведения.

1. Карточки с небольшими текстами, по каждому из которых дается определенное задание. Для текстов взяты сюжеты рассказов Л.Толстого, В.Осеевой, В.Сухомлинского.

*Прочитай рассказ. Выбери заглавие.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!». Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк, мальчик стал кричать: «Сюда, скорее, волк!» Мужики подумали, что опять обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

*Прочитай рассказ и озаглавь его.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили вместе. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – ответила Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы бы могли укрыться одним плащом, видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Дружба до первого дождя – настоящая ли это дружба? Почему?



*Прочитай рассказ.

Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве. Другой упал на землю. Он притворился мертвым. Медведь понюхал его и ушел. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: «Ну, что тебе медведь на ухо говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде».



*Определи, что главное в рассказе:

  • Не бросай в беде товарища.

  • От медведя можно спрятаться на дереве.

  • Медведя можно перехитрить.

*Прочитай рассказ. Объясни, почему он так назван?

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов – стоит, отдыхает. Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог старушке отнести ведра.

В субботу Толя шел один по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь – увидел ту же самую старушку.

- Пей, сыночек, пей! – ласково сказала старушка и дала ему воды.

Толя покраснел, скорее попил и выскочил на улицу. Вода показалась ему горькой.



*Прочитай рассказ. Охарактеризуй героев.

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки две девочки – соседки: Галя – семиклассница, и Нина – третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

- Бабушка, когда ваш день рождения?

- Завтра, детка, - ответила бабушка.

Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:

- Куда ты несешь цветы?

- Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

- А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

-А разве может быть ничья бабушка?



2. Задания, имеющие своей целью развитие техники чтения, также могут решать воспитательные задачи.

*Перевертыши.

Стыдно перед соловушкой.

Оля и Лида плоши в лес. Плосе уотмтиьнелой доорги слеи они на тавру одтнуохть и побеаодть. Выулни из смкуи хелб, малсо, яцйа. Кгдоа дочевки уже закчионли оебд, неледако от них заепл соовлей. Орочавныане прасекрной пенсей, Оля и Лдиа сдеили, бяось повльешетьнуся. Свеолой петсерал петь.

Оля сорабла остккаи свеой еды и обыврки буагми и брилоса под ксут. Лдиа же завнерлуа в гетазу яинчые склупркои и хлынебе кршкои и поожлила куелк в сукму.



  • Заечм ты бекершь с сбоой мосур? – скзлааа Оля.- Ьорсь под ксут. Ведь мы в лсеу. Нитко не увдиит.

  • Стдыно…сытндо пеерд солшвоукой, - тхио отетлвиа Лдиа.

*Текст с пропущенными окончаниями.

Колыбель.

Однаж… отец иск… что-то на черда… Наше… стару… деревянн… колыбе… Она был… очень необычн…:вс… расписан…, резьбой украшен… Еще и буквы старин… вырезан… Отец прочита…: мир и хлеб.


  • Эт… дедова колыбель, - сказа… отец. Он долг… смотре… на нее, а потом выте… пыль и зане… в дом: «Пусть хранит… в доме».

Я не знал своег… дедушк… Отец показа… мне его могил… на кладбище. Когда я слыш… слово «Родина», мне сразу вспоминает… старинн… дедова колыбель.

Отчизн… - это люди, котор… жили на наш… земле до нас. Они пахал… землю и сеял…, радовались и плакал…, пели песн… Это наш… предки. Мы должны знать прошл… наш… Родин… Кто забыл о колыбел…, в которой лежал его дедушк…, тот не может быть настоящ… патриотом. А наша колыбель – это родн… город, родн… дом, мать и отец. Из родн… дома начинается для меня Отчизн…



3. Работа с пословицами и поговорками.

*Соединить две части пословицы.

Труд человека кормит Таково и пожнешь


Не вынешь и рыбку из пруда Беда беду родит
Больше хлеба жевать Глубже пахать

Каково посеешь - Без труда

Третья сама бежит А лень портит



*Закончить пословицу, самому придумав продолжение.

Час в добре побудешь,…

Кто за худым пойдет,…

Доброму человеку…


Не трудиться,…

*Составить рассказ по пословице.

IV.Уровень творческих заданий.

1. Стратегии критического мышления

*Эссе по ключевым словам – развивает воображение учащихся, речь, умение связывать понятия между собой путем создания единого текста.

*Ассоциации – подбор ассоциаций к любому названию и понятию – предварительная работа перед знакомством с текстом.

*Толстые и тонкие вопросы – нацеливает детей на умение составлять вопросы не только репродуктивного характера, но и направленные на более глубокую работу с произведением.

*Направленное чтение – развивает воображение, умение прогнозировать изменение сюжета и поведения героев в той или иной ситуации, умение отвечать на вопрос «О чем заставляет задуматься каждая часть?»

*Синквейн – отражение собственного отношения к какому-то изучаемому понятию.

При изучении произведений о войне во 2 классе было предложено написать синквейн на эту тему. При работе дети охарактеризовали войну прилагательными глубокая, большая, ужасная, шумная, страшная, плохая, грозная, смертельная; отвечая на вопрос что делает?, использовали слова убивают, грозят, страшат, выживают, стреляют, устают, борются, воюют, курят, стирают, отдыхают. Интересным оказался выбор подытоживающего слова: мертвые, живые, плохо, ужас, кошмар, я не хочу войны. Только двое из 23 учащихся нашли в войне что-то привлекательное, написав: «… отношение хорошее, только без жертв», возможно, не поняв до конца всю серьезность этого события.



*Дискуссионная карта – позволяет выбрать вариант ответа на вопрос «Было бы лучше, если бы…?», аргументировать свой выбор в пользу какого-то оценочного суждения.

2. Сочинения на свободные темы по мотивам произведений.

Например, после изучения рассказа «Жук на ниточке» учащимся было предложено написать рассказ от имени жука, отразив его чувства и мысли; при знакомстве со «Сказкой о потерянном времени» - оценить себя по этому вопросу «Сколько времени потерял я?»



3. Работа с «Читательским дневником».

Все творческие, проверочные работы, замеры техники чтения оформляются в этой тетради. Кроме этого, при чтении и работе над произведениями дети отражают в дневнике свои мысли. Во 2 классе была выбраны следующие параметры:



  • Автор

  • Название произведения

  • Главные герои

  • О ком или о чем говорится в произведении?

  • Понравилось или нет, и почему?

  • Рисунок к произведению.

В 3 классе, когда учащиеся уже хорошо работают с понятием «основная мысль», была предложена другая форма для работы:

Автор

Название

Главные герои


Основная мысль, или слова, ставшие важными для тебя

Ж.Карменов

«Помощник»

Ердос, дедушка, бабушка

«Жизнь – мудрая школа…»

С.Маршак

«Двенадцать месяцев»

Падчерица, месяцы.

Доброта и трудолюбие всегда будут вознаграждены.

Использование приведенных выше заданий развивает познавательные способности учащихся, повышает их интерес к работе с текстом, играет большую воспитательную роль, и, конечно же, способствует достижению главной цели – пониманию текста, его основной мысли, действий и поступков героев, а также помогает учащимся высказывать свое личное отношение и мнение по прочитанным произведениям.


Использованная литература:


  1. Заступова И. В. «К вопросу о сущности и содержании понятия «гражданственность» Актуальные проблемы правоведения – 2005 - № 2.

  2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения, т.1, Москва, Педагогика, 1981.

  3. Ушинский К.Д. «О первоначальном преподавании русского языка». Собрание сочинений, т. 5. Москва, 1949


страница 1

Смотрите также: