страница 1 Кислова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГУО «СОШ№ 32 г.Гомеля»
Тема: Правописание одной и двух н в причастиях
Тип урока: урок закрепления изученного
Форма урока: практикум с использованием презентации power point
Цели: создать содержательные и организационные условия для усвоения основных пунктов правила, регулирующего написание одной и двух н в причастиях; помочь учащимся осознать значимость материала; содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; стимулировать интерес к самостоятельному изучению литературных произведений.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны уметь по теме сформулировать основную цель, должны дать оценку собственного усвоения, учащиеся должны запомнить основные пункты правила, регулирующего написание н и нн в причастиях (полных и кратких), должны уметь находить причастия (и отглагольные прилагательные) в тексте, должны видеть в тексте слова с изучаемой орфограммой и применять правило в различных ситуациях (в тексте, при выполнения тестовых и творческих заданий)
Оборудование: распечатки для работы учащихся, презентация power point «Правописание н и нн в причастиях», дополнительные тексты для творческого задания, словосочетания для задания с физкультминуткой
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы и запись фамилии, даты на листке с темой урока.
«Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке. Почему возникла необходимость сегодня снова говорить об этом? Какие цели поставим перед собой сегодня?
А текст, к которому я буду обращаться весь урок, к сожалению, проходит мимо вас в литературном изучении – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Тем более, что приближаются рождественские праздники. Так что у меня лично есть ещё одна цель – заинтересовать тех, кто этот текст ещё не прочитал…
II. Рефлексия домашнего задания
Запишите на листке в разделе «Трудности домашнего задания» 1-2 слова из домашнего задания, которые вызывают у вас сомнения. В том месте, где вы сомневаетесь, сделайте пропуск
III. Повторение материала
1. Задание-провокация
«Хочу написать один совет на доске, о котором нам надо помнить весь урок».
Учитель записывает на доске с ошибками: «Акуратно обращайтесь и удвоеными согласнными»
«Никто ничего не хочет сказать?
Американский физик Джордж Тригг некоторое время работал редактором журнала и пытался внушить авторам, что приносимые тексты должны быть грамотными. Отчаявшись, он опубликовал 26 ехидных советов, в каждом из которых допустил ошибки, противоречащие этим советам. Совет, который я дала вам, написан по аналогии русскими лингвистами. Итак, запишем исправленную фразу и будем пользоваться этим советом.
Многое сегодня в уроке будет не так, как обычно: мы будем использовать не доску, а экран компьютера, у нас даже будет задание наоборот, но это позже, а сейчас восстановим свои знания»
2. Актуализация навыка поиска причастий в тексте
-
Дайте определение причастию?
-
Как легко найти причастие в тексте?
-
Найдём причастия, определим их залог и время, формообразовательный суффикс. Ученики отвечают устно (по цепочке)
Месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызывая принаряживавшихся девушек на скрипучий снег. (действ., пр.)
Чуб очень рад был поднявшейся метели (действ., пр.)
Кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух. (дейст., наст.)
Размышляя о развращении нравов и о деревянном сердце шинкарки, продающей вино, кум набрёл на мешки и остановился в изумлении. (действ., наст.)
Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу. (страд., пр.)
С позументами человек – слуга, одетый в парадную одежду – ливрею, обшитую золотой или серебряной тесьмой (позументами) (Из сноски)
-
Аналогичное задание письменное. В следующих примерах использовано сразу несколько причастий в одном предложении
Каганец – светильня, состоящая (действ., наст.) из разбитого (страд., пр.)черепка, наполненного (страд., пр.) салом (из словаря Гоголя).
Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую (действ., наст.) перед собою небольшого росту женщину, несколько даже дородную, напудренную (страд., пр.), с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся (действ., наст.) видом, который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной царствующей (действ., наст.) женщине.
3. Задание «Восстановление по фрагменту»
По суффиксам определить часть речи:
____ енн__ (причастие и прилагательное, существительное, образованное от них), ________ онн__ (прилагательное, слова, от него образованные), _______нн__ (причастие, у прилагательного это будет не один суффикс)
Сделайте вывод: с каким частями речи возникает проблема, обозначенная в теме? С каким конкретно причастиями она возникает? (страдательные, прош.)
4. Восстановление алгоритма
Разделить класс на тех, кто правило усвоил и тех, кто не усвоил.
В схему-правило вставить пропуски по шаблону (для учащихся, которые не усвоили материал – по учебнику, для усвоивших – по памяти с использованием символов.)
Устная проверка
IV. Закрепление (практикум)
1. Этап совместный (работает весь класс одновременно)
-
Присоедините к слову как можно больше приставок. Как это повлияло на написание одной-двух н? (есть приставки-подсказки)
Вязаный – перевязанный, завязанный, привязанный, вывязанный, развязанный
Путаный – запутанный, перепутанный, распутанный, опутанный
По какому ещё пункту правила можно увидеть, что в словах с приставками две нн? (в этих словах приставки ещё и преобразуют вид из несовершенного в совершенный)
-
Прочитайте слова, поставив правильное ударение:
Балованный (акцентология), блокированный, гофрированный, маркированный, новорождённый, пломбированный, премированный
-
В словах, представленных на слайде, есть примета, по которой видно, что в них пишется две буквы н. какая это примета?
-
Начинаются события с того, что чёрт крадёт Месяц с неба. «В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц». Как подписать рисунки так, чтобы в подписи к одному рисунку было слово краденый, а в другом краденный.
Краденый месяц – краденный чёртом месяц
Кованый (прил.) сундук - кованный серебром (Вакулой, в кузнице) сундук
Мазаный сапоги – намазанные (дёгтем) сапоги
-
Найдите причастия. Какая это форма? Что помните о написании кратких причастий? Какое простое правило?
«Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших?» (краткие причастия, одна н)
2. Этап индивидуальной работы (класс выбирает себе одно из заданий) = физкультминутка
«Так какие же это были черевички?
Повернитесь, посмотрите на класс. В кабинете на стенах словосочетания, содержащие причастия; подпишите ими рисунок с черевичками, решив орфографические задачи».
*Задание высокого уровня: составить связный рассказ по словосочетаниям
Дарёные черевички, путаный узор, золочёный каблук, гранённые ювелиром алмазы, клееные изнутри тканью; унизаны бриллиантами; усыпаны дорогими каменьями; невиданное зрелище, крученые шнурки
Какие трудности хотите обсудить? (Словосочетание невиданное зрелище)
4. Творческое задание «Создай проблему»
Чтение текста на слайде (дополнительно приготовить тексты на распечатках, если кому-то не будет видно или кто-то работает быстрее других).
«Подумайте, в каких словах можно сделать пропуски на изученное правило.
Спишите текст, сделав любые орфографические и пунктуационные пропуски по нашей теме»
Торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами… В то время, когда живописец писал картину на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему… Но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.
Выполнение задания
«Через несколько уроков я верну эти листы вам для выполнения самостоятельной работы по вашим же текстам!»
V. Обобщение
Тест-самоконтроль
На экране появляется слово, в которое надо вставить одну или две н. Учащиеся записывают. Высвечивается вариант-подсказка. Кто ошибся, тот отмечает в схеме необходимый для доработки пункт (он тоже высвечивается на слайде)
-
Наколядованное добро (причастие, наличие приставки)
-
Серебряный туман (прилагательное с суффиксом –ян-)
-
Варенные в котле галушки (причастие, зависимое слово)
-
Огненные очи (прилагательные с суффиксом –енн-/-онн-)
-
Крашеная стена (причастия, несовершенный вид)
-
Ветреная красавица (исключение, прилагательные с суффиксом –енн-/-онн-)
-
Туманное небо (прилагательное, н из разных частей слова)
VI. Рефлексия
«Обсудим тест – самоконтроль: на какие пункты правила вы допустили ошибки?
Вернёмся к «трудностям и сомнениям» домашнего задания. Решите задание. Остались ли сомнения? Если остались, поставьте знак вопроса.
Кому захотелось прочитать повесть Н.В. Гоголя?»
VI. Подведение итогов
Оценки по результатам проверки листков
VII. Домашнее задание
Задание устное и интересное – прочитать для своего удовольствия повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
страница 1
|