Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

В Гродненской области по состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано 52 печатных СМИ различных форм собственности. 29 из них являются государственными. Общий разовый тираж государственных газет составляет 128 тысяч экземпляров. Подписной тираж – 100 тысяч экземпляров. Все газеты области печатаются повышенным объемом, 1 раз в месяц районные газеты выходят в двухцветном варианте.

Районная газета «Слонімскі веснік» периодически печатает полноцветные вкладыши в номер. Особенно пользуется популярностью областная газета «Гродзенская праўда», которая, как и Волковысская районная газета «Наш час», издается в полноцветном варианте. Наибольшие тиражи имеют «Гродзенская праўда» - 19 тысяч экземпляров, «Лідская газета» - 14,3 тысячи экземпляров, «Светлы шлях» (Сморгонский район) – 11 тыс. экз., «Наш час» (Волковысский район) – 9,6 тыс. экз., «Новае жыццё» (Новогрудский район) – 7,2 тыс. экз.

По состоянию на 1 января 2010 года в области действуют Республиканское унитарное предприятие радиотелецентр «Телерадиокомпания «Гродно», Коммунальное унитарное предприятие «Лидское телерадиообъединение», городской телерадиовещательный канал «Гродно Плюс», 27 операторов кабельного телевидения и 18 радиопрограмм. Функционируют пять местных телевизионных студий: «Каскад» (СПК «Октябрь-Гродно»), «Наш город» (УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы), «Наш город+» (ГОТТЦ «Гарант»), редакция телепрограммы «Слоним-ТВ» и «ОКС-ТВ» (г. Сморгонь).

Функции печатных СМИ разнообразны, но первоочередной задачей для них является информационная, включающая в себя не только освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Они должны быть направлены на объективное и всестороннее информирование населения о событиях, происходящих в республике, области, районах. Темы сообщений должны отражать всю социальную и общественную структуры общества и волнующие его проблемы.


Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, культурной экономической жизни страны.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ (С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Правовую основу избирательной системы в Беларуси составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и иные акты законодательства страны (указы Президента, постановления Совета Министров, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и др.).

Выборы депутатов местных Советов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Следует отметить, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, также имеют право в порядке, предусмотренном Избирательным кодексом нашей страны, участвовать в выборах депутатов местных Советов.

Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов обеспечивают избирательные комиссии – территориальные, окружные и участковые. Для проведения местных выборов образуются избирательные округа в следующем количестве:



  • по выборам в областной Совет депутатов – от 40 до 60;

  • по выборам в Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60;

  • по выборам в районный Совет депутатов – от 25 до 40;

  • по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40;

  • по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25;

  • по выборам в поселковый, сельский Совет
    депутатов – от 11 до 15.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем за четыре месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

Кандидатами в депутаты местных Советов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета.

Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов местных Советов депутатов осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Они могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан Республики Беларусь, способных вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, созданный Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов для дополнительного финансирования расходов по выборам.

Как правило, кампания по выборам депутатов местных Советов традиционно является «самой скромной» по количеству выделенных средств и финансируется по минимуму.

На проведение кампании по выборам депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать шестого созыва из бюджета Беларуси выделено 19,5 млрд. руб. При этом часть денежных средств (более 10 млрд. руб.) пойдет на оплату труда людей в участковых избирательных комиссиях, другая часть будет направлена на финансирование предвыборной агитации кандидатов в депутаты. Например, каждый кандидат в Минске получит определенную сумму на издание листовок и плакатов, а каждый кандидат в депутаты районного уровня – бесплатное время на радио.

4 января 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов».

Изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Беларусь и Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» признан утратившим силу.

Что касается изменений, внесенных в Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», то процедура сбора подписей значительно упрощена. Требования к порядку подготовки и проведения массовых мероприятий и пикетов, установленные данным документом, не распространяются на предвыборные собрания и митинги, а также пикеты для сбора подписей. Теперь кандидаты имеют право проводить массовые мероприятия по предвыборной агитации в уведомительном порядке (вместо разрешительного) в специально отведенных для этого местах, а также возможность осуществлять совместную агитацию.

Нововведения в Избирательный кодекс Республики Беларусь направлены на модернизацию избирательного процесса и повышение доверия к выборам.

В частности, непосредственно в Избирательный кодекс включен институт члена Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов с правом совещательного голоса при проведении президентских и парламентских выборов.

Следует отметить, что в ранее действовавшем избирательном законодательстве также существовал институт члена Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Однако в период очередной избирательной кампании данный институт вводился Указом Президента республики.

Нововведения способствуют демократизации процедуры образования избирательных комиссий. В частности, в Избирательном кодексе Республики Беларусь закреплено включение в их состав одной трети представителей политических партий и общественных объединений. При этом исполнительные комитеты не имеют права включать своих представителей в состав избирательных комиссий, а государственные служащие могут занимать не более одной трети состава. Председателем комиссии не может быть подчиненный кандидата или родственник. Образование избирательных комиссий проводится гласно.



Требование Избирательного кодекса о том, что не менее одной трети состава территориальных избирательных комиссий должно быть сформировано из представителей политических партий и общественных объединений, полностью выполнено.

В состав территориальных избирательных комиссий вошли 51,9% представителей от политических партий и общественных объединений; окружных комиссий – 49,7%.

В Гродненской области сформированы: 1 областная избирательная комиссия, 1 – Гродненская городская, 17 – районных, 2 – городских (городов районного подчинения), 13 – поселковых, 178 – сельских. В их состав включено 1813 человек (областная – 13, городская – 13, районные – 211, горпосселькомиссии – 1576).

При формировании территориальных избирательных комиссий особое внимание было уделено выполнению требований частей 2 – 4 статьи 34 Избирательного кодекса.

В состав Гродненской областной избирательной комиссии включено 10 представителей политических партий и общественных объединений или 76,9 процента (КПБ, Аграрная партия, ОГП, ОО «БРСМ», «Белая Русь», Союз женщин, Союз офицеров, 3 отраслевые объединения профсоюзов), 2 государственных служащих или 15.4%.

В составе Гродненской городской и семнадцати районных избирательных комиссиях 118 представителей политических партий и общественных объединений или 52,7 процента (КПБ - 5, Аграрная партия - 1, партия левых «Справедливый мир» - 1, ОО «БРСМ» - 17, «Белая Русь» - 18, Союз женщин - 14, объединение ветеранов - 10, отраслевые объединения профсоюзов - 47), 39 государственных служащих или 17,4 процента. При этом данные требования выполнены в каждой избирательной комиссии в отдельности.

Всего по области образовано 2916 избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов двадцать шестого созыва. В том числе: по выборам в областной Совет депутатов – 60, в Гродненский городской – 30, в семнадцать районных – 535, в два городских (городов районного подчинения) – 40, в тринадцать поселковых – 173, в сто семьдесят восемь сельских – 2078 округов. При образовании избирательных округов выполнено требование части 6 статьи 15 Избирательного кодекса, они образованы с примерно равной численностью избирателей, отклонение числа избирателей в избирательном округе от средней численности избирателей соответствующего местного Совета, как правило не превышает 10 процентов. Списки избирательных округов в установленные законодательством сроки опубликованы в печати.

Окружные избирательные комиссии образованы в максимально допустимом составе по 13 человек каждая. В их состав включено 510 представителей политических партий и общественных объединений, что в среднем составляет 65 процентов. Более одной трети состава представителей от партий и общественных объединений и в каждой комиссии в отдельности. Из числа представителей политических партий и общественных объединений в состав окружных комиссий вошли: Белорусская партия левых «Справедливый мир» - 6 человек, Объединенная гражданская партия – 1, партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» - 3, Аграрная партия - 19, Коммунистическая партия Беларуси – 36, ОО «Белая Русь» - 52, «БРСМ» - 54, Белорусский союз женщин – 44, объединение ветеранов – 38, отраслевые объединения профсоюзов – 251. Всего в составе 60 окружных комиссий 63 государственных служащих, при этом требование о не превышении одной трети состава соблюдено и в каждой комиссии в отдельности.

В состав участковых комиссий включено 8603 представителя. В том числе 3746 политических партий и общественных объединений, что в среднем составляет 43.5 процента. Более одной трети состава представителей от партий и общественных объединений и в каждой комиссии в отдельности. Из числа представителей политических партий и общественных объединений в состав окружных комиссий вошли: партия БНФ - 1 человек, Объединенная гражданская партия – 1, Аграрная партия - 64, Коммунистическая партия Беларуси – 37, ОО «Белая Русь» - 528, «БРСМ» - 453, Белорусский союз женщин – 569, объединение ветеранов – 319, отраслевые объединения профсоюзов – 1651. Всего в составе 747 участковых комиссиях 410 государственных служащих, при этом требование о не превышении одной трети состава соблюдено и в каждой комиссии в отдельности.

В Свислочском районе сформированы: 1 окружная избирательная комиссия, 1 - районная, 1- поселковая, 6 - сельских. и 24 участковых. В их состав включено 377 человек (окружная- 13, районная-13, посселькомиссии - 61, участковые- 290).

При формировании избирательных комиссий особое внимание было уделено выполнению требований частей 2-4 статьи 34 Избирательного кодекса.

В состав Свислочской районной избирательной комиссии включено 5 представителей общественных объединений или 38.5 процента (ОО

«БРСМ» «Белая Русь», 3 отраслевые объединения профсоюзов), 2 го -

сударственных служащих или 15.4 %.

Всего по району образовано 124 избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов двадцать шестого созыва. В том числе: по выборам в областной Совет депутатов-1, в районный-29, поселковый -15 и шесть сельских- 79 округов. При образовании избирательных округов выполнено требование части 6 статьи 15 Избирательного кодекса, они образованы с примерно равной численностью избирателей, отклонение числа избирателей в избирательном округе от средней численности избирателей соответствующего местного Совета, как правило не превышает 10 процентов. Списки избирательных округов в установленные законодательством сроки опубликованы в печати.

В состав участковых комиссий включено 290 представителей, в том числе 102 политических партий и общественных объединений, что в среднем составляет 35.2 процента. Из числа представителей политических партий и общественных объединений в состав участковых комиссий вошли: Коммунистическая партия Беларуси -3, ОО «Белая Русь»-24, «БРСМ»- 14, Белорусский союз женщин-10, объединение ветеранов-12, отраслевые объединения профсоюзов-39. Всего в составе 24 участковых комиссий 11 государственных служащих, при этом требование о не превышении одной трети состава соблюдено и в каждой комиссии в отдельности.
Исключено требование о наличии на территории соответствующей административно-территориальной единицы нижестоящей организационной структуры политической партии, другого общественного объединения при выдвижении ими представителей в избирательные комиссии.

Важным нововведением является наделение субъектов, выдвинувших своих представителей в состав избирательных комиссий, правом присутствовать на заседаниях местных исполнительных комитетов и представительных органов при решении ими вопросов образования избирательных комиссий. Решения таких заседаний можно оспорить в суде.

Существенный объемный блок поправок коснулся упрощения порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и президенты.

Следует отметить, что за последние годы значительно снизилось число «партийных выдвиженцев». По сравнению с прошедшими парламентскими выборами 2004 и 2008 гг. их стало в 6 раз меньше. В целях увеличения количества партийных выдвиженцев на выборную должность существенно упрощен сбор подписей.

Учитывая, по словам председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, что «у партий проблемы с наличием структур на местах», разрешено выдвижение кандидатов по всем округам, вне зависимости от наличия там нижестоящей структуры партии, как это было предусмотрено ранее действовавшим избирательным законодательством.

Следует отметить, что предусмотрена возможность внесения изменений в документы, представленные для регистрации инициативной группы, до рассмотрения вопроса о регистрации такой группы. Упрощена процедура обжалования решений комиссий об отказе в регистрации инициативных групп: право обжаловать такие решения предоставлено непосредственно лицам, выдвигаемым кандидатами, а не большинству состава инициативной группы.

Из избирательного законодательства исключена норма, предписывающая заверка подписей, собранных членами инициативных групп, в исполнительном комитете. Кроме того, уменьшено количество оснований для признания подписей недействительными.



Изменены условия отказа в регистрации кандидатов. В частности, ошибки в библиографических сведениях не будут являться основанием для отказа, а ошибки в декларации о доходах и имуществе могут быть основанием для отказа только в случае, если они будут носить существенный характер и информация будет скрыта умышленно.

Таким образом, внедрен более лояльный подход к информации, предоставляемой кандидатами в избирательную комиссию. То есть если кандидат допустил в поданных в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов сведениях непреднамеренную ошибку, например забыл указать в декларации мотоцикл, числящийся на нем, но давно сгнивший, то это не будет считаться основанием для отказа в регистрации.

В период предвыборной кампании гражданам предоставлена возможность использовать для предвыборной агитации помещения, которые в установленном порядке определены для этих целей. Ранее действовавшим избирательным законодательством такое право было предусмотрено только для кандидатов и их доверенных лиц.

Одно из существенных нововведений касается финансирования выборов. Впервые в Республике Беларусь разрешено образование индивидуальных избирательных фондов кандидатов в президенты и кандидатов в депутаты Парламента. Эти фонды могут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего белорусских организаций и граждан в частности, коммерческих структур.

Не вправе перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета.



Надо отметить, что данное нововведение (образование индивидуальных избирательных фондов) не касается выборов депутатов в местные Советы.

Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. По мнению председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, «образование индивидуальных финансовых фондов позволит кандидатам проводить более яркую агитационную кампанию». Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию.



Очень важно, что размеры индивидуальных фондов ограничены, иначе выборы просто не будут справедливыми. Так, согласно Избирательному кодексу, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 3 000 базовых величин при проведении выборов Президента Республики Беларусь, 1 000 базовых величин при проведении выборов депутатов Палаты представителей.

Как отметила глава Центральной комиссии
Ермошина Л.М., «например, в США есть достаточно много богатых людей, которые в состоянии профинансировать собственную избирательную кампанию. У нас не большой круг таких людей. Поэтому все кандидаты на выборные должности должны находиться в примерно равных материальных условиях».

Однако введение индивидуальных избирательных фондов не означает, что государство отходит от принципа государственного финансирования, и каждый кандидат по закону получит средства для проведения своей избирательной кампании, время на радио и телевидении.

Не обошли стороной изменения и стадию организации голосования и подсчета голосов.

Во-первых, урегулирован порядок изготовления, хранения, уничтожения бюллетеней для голосования и определен предельный процент резервных бюллетеней.



Число запасных бюллетеней не должно превышать 5% от числа избирателей.

Во-вторых, установлено, что комиссии должны быть обеспечены бюллетенями к началу досрочного голосования, а на участках, где досрочное голосование не проводится, – накануне дня выборов.



Для сравнения: согласно ранее действовавшему избирательному законодательству, участковые избирательные комиссии обеспечивались бюллетенями не позднее чем за 7 дней до выборов.

Следует отметить, что данное нововведение, в числе и других технических моментов избирательной кампании, нуждавшихся в совершенствовании, является мерой по обеспечению надежности досрочного голосования.

Кстати, определены меры по обеспечению сохранности ящиков для досрочного голосования. Предусмотрено составление протоколов о количестве проголосовавших по итогам каждого дня досрочного голосования.

Кроме того, установлено, что в первый день досрочного голосования ящики для него опечатываются в присутствии не менее двух третей от общего состава комиссии.

В-третьих, усовершенствована процедура организации голосования и подсчета голосов, предусмотрены оглашение результатов раздельного подсчета голосов и отражение в протоколе участковой комиссии количества избирателей, проголосовавших досрочно, по месту нахождения и в день выборов на участке для голосования.

Такое требование избирательного законодательства, безусловно, усложнит работу членов избирательных комиссий, но в то же время поспособствует еще большей демократизации избирательного процесса.

Некоторые дополнения коснулись процесса наблюдения за выборами. Так, расширен круг лиц, которые могут быть выдвинуты наблюдателями. В соответствии с Избирательным кодексом наблюдателями могут быть не только члены общественных объединений и политических партий (как было закреплено в ранее действовавшем законодательстве по выборам), но и их представители, а также сами кандидаты на выборные должности.

Более того, наблюдателям предоставлено право присутствовать при повторном подсчете голосов.

Кстати, кандидат имеет право присутствовать при подсчете голосов.

В случае если наблюдатель считает, что совершено нарушение действующего избирательного законодательства, он вправе составить акт о нарушении и передать его в соответствующую или вышестоящую комиссию.

Таким образом, для выборов местных Советов депутатов двадцать шестого созыва, запланированных на 25 апреля 2010 г., характерен ряд отличительных особенностей. Однако самое главное отличие предстоящих местных выборов от предыдущих – отсутствие порога явки избирателей. То есть выборы депутатов в местные Советы будут признаваться состоявшимися при любой явке избирателей. Следует отметить, что данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентскую и президентскую кампании.

Хотя уже при проведении предыдущих местных выборов (2007 год) в Беларуси были либерализированы законодательные нормы: выборы депутатов местных Советов теперь проводятся в один тур.

Но сейчас процедура местных выборов еще больше упрощена.

В целом изменения и дополнения, внесенные в избирательное законодательство Республики Беларусь, на 90% учитывают рекомендации ОБСЕ. Совершенствование избирательного законодательства способствует усилению общественного доверия к выборам и направлено на:



  • последовательную либерализацию избирательного процесса;

  • повышение результативности голосования;

  • сохранение социально-политической стабильности в обществе;

  • уважение мнения и выбора избирателя;

  • экономию «организационных ресурсов»;

  • сокращение финансовых и материальных расходов на выборы.

Информационно-аналитический Управление идеологической работы

Центр при Администрации Гродненского облисполкома

Президента Республики Беларусь


Управление организационно-кадровой Отдел по делам религий и

работы Гродненского облисполкома национальностей Гродненского

облисполкома
Отдел организационно-кадровой Отдел идеологической работы

работы Свислочского райисполкома Свислочского райисполкома






страница 1 страница 2

Смотрите также: