страница 1 страница 2
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
ФИЛОСОФИЯ
Учебная программа для специальностей
1-31 02 01 География (по направлениям)
(1-31 02 01–02 География (научно-педагогическая деятельность);
1-51 01 01 Геология и разведка месторождений полезных ископаемых;
1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология;
1-31 04 03 Физическая электроника;
1-03 02 01 Физическая культура
Факультет исторический
Кафедра философии
Курс (курсы) 1,2
Семестр (семестры) 1,2,3,4
Лекции 30 часов Экзамен 2,4 семестры
Практические занятия 30 часов
Самостоятельная управляемая
работа студентов 8 часов
Всего аудиторных
часов по дисциплине 68 часов
Всего часов Форма получения
по дисциплине 138 часов высшего образования дневная
Составили: В.К. Степанюк, к.филос.н., доцент, В.В. Цацарин, ассистент
2010
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г. , регистрационный № ТД-ГС.010/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры философии
17 мая 2010 г., протокол № 10 .
Заведующий кафедрой
профессор ____________ В.Н. Калмыков
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __
Председатель
доцент ____________ Г.А. Алексейченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.
Изучение философии ориентированно на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.
Целью курса является овладение студентами основами философских знаний, изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.
Задачами курса являются:
– ознакомление студентов с концептуальными основами важнейших направлений в истории философской мысли, выявление состояния и особенностей философского знания в Беларуси на фоне развития мировой философской мысли;
– усвоение специфики философского знания, основных философских категорий, проблем и понятий;
– выявление связи философии с практикой;
– анализ места и роли философии в жизнедеятельности человека, специфики различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества, роли философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций;
– формирование гуманистического мировоззрения, философско-мировоззренческой толерантности, культуры философской аргументации и полемики, философского обоснования личностной жизненной позиции.
Курс философии по ряду проблем, особенно социальной философии, связан с курсами «Социология» и «Политология».
Выпускник должен:
знать:
– основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
– ключевые идеи и категории философского анализа;
– основные принципы философской концепции бытия;
– фундаментальные компоненты философской теории человека;
– основные ценности современного общества и личности;
– социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
– основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, философские методы анализа и регулятивы научного исследования;
– ведущие идеи философской картины общества;
– смысл и содержание глобальных проблем современности и основные теоретико-практические варианты их решения;
уметь:
– формулировать и аргументировать свое философское мировоззрение;
– применять философские идеи и категории при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
– оценивать статус и потенции человека (в том числе индивидуально-личностные), позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия;
– осуществлять собственный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности;
– определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
– формулировать и аргументировать свою социальную позицию;
– оценивать состояние глобальных проблем современности и возможности их решения в сфере избранной профессии.
Дисциплина «Философия» изучается студентами 1 курса специальности 1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология; студентами 2 курса специальностей 1-31 02 01–02 География (научно-педагогическая деятельность); 1-51 01 01 Геология и разведка месторождений полезных ископаемых; 1-31 04 03 Физическая электроника; 1-03 02 01 Физическая культура.
Общее количество часов – 138; аудиторное количество часов – 68 из них: лекции – 30, практические занятия – 30, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) – 8 час. Форма отчётности – экзамен.
Содержание учебного материала
Раздел 1 ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1 Философия как социокультурный феномен
Социально-экономические, политические и духовные истоки философии.
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.
Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии.
Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.
Тема 2 Исторические типы классической философии
Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.
Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Cоотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников. Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.
Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVI – XVII вв. (эмпиризм, рационализм).
Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея "естественных прав" человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).
Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Тема 3 Становление и основные стратегии развития
постклассической философии
Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.
Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А.Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф.Ницше. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии.
Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К.Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.).
Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.).
Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке.
Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Неомарксизм.
Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм.
Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, А.Камю).
Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии.
Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI вв.
Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр). Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К.Леви-Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.) Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф.Лиотар, Ж. Деррида и др.).
Тема 4 Философия и национальное самосознание:
философская мысль Беларуси, русская философия
Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
Просветительская деятельность Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С.Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А.Гарун, И. Абдиралович-Канчевский др.).
Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Историософия П.Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В.Г.Белинский, Н.Г, Чернышевский и др.).
Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Философия и «новое религиозное сознание» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Л. Флоренский, С.Л. Франк и др.). Философия русского космизма (В.И. Вернадский, М.А. Умов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров и др.).
Раздел 2 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Тема 5 Метафизика и онтология
Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции. Метафизика как систематическая философия в классической традиции. Специфика метафизического знания в постклассической философии.
Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия.
Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.
Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.
Тема 6 Философия природы
Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.
Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.
Раздел 3 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема 7 Проблема человека в философии и науке
Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.
Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка и обоснование синтетической концепции человека в «философской антропологии» (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая, др.
Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.
Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.
Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI столетия.
Тема 8 Сознание человека как предмет философского анализа
Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии.
Многомерность и системная природа сознания. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.
Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Проблема формирования идеального образа в современной философии и когнитивной психологии. Перспективы создания искусственного интеллекта.
Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и реальность. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания.
Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Индивидуальное и общественное сознание.
Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Сознание и самосознание.
Раздел 4 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тема 9 Познание как ценность культуры и предмет
философского анализа
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности – основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.
Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект - объектной оппозиции в постклассической теории познания.
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.
Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.
Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.
Тема 10 Наука, её когнитивный и социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в её историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания. Метатеоретические основания науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приёмы и процедуры научного исследования.
Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.
Раздел 5 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 11 Природа социальной реальности и основные
стратегии её исследования в философии
Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук.
Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М.Вебера. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.
Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
Тема 12 Основные проблемы политической философии
Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество. Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии.
Тема 13 Философские проблемы социальной динамики
Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.
Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.
Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).
Техника и её роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и её историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе социально-экономических отношений. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
Тема 14 Философия культуры
Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.)
Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.
Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.
Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
Тема 15 Философия и ценностные приоритеты
в культуре XXI столетия
Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI века.
Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии.
Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Всего часов
|
Количество аудиторных
часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
СУРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Раздел 1 Философия в исторической динамике культуры
|
20
|
8
|
8
|
–
|
4
|
|
|
|
1.1
|
Философия как социокультурный феномен
1 Социально-экономические, политические и духовные истоки философии.
2 Предмет философии и его историческая динамика.
3 Специфика философского мышления.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[1,11,19,
21,22,24]
|
Защита
рефератов
|
1.2
1.2.1
|
Исторические типы классической философии
1 Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.
2 Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.
|
6
2
|
2
2
|
2
–
|
–
–
|
2
–
|
|
[2-8,10,12,
33]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.2.2
|
3 Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
1 Философия эпохи Ренессанса.
2 Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре, социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
3 Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции.
|
4
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[27,28,32]
|
Защита
рефератов
|
1.3
1.3.1
|
Становление и основные стратегии развития постклассической философии.
1 Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра,
С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
2 Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).
3 Классический позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.) и постпозитивизм (К.Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П.Фейерабенд и др.).
|
6
2
|
2
2
|
2
–
|
–
–
|
2
–
|
|
[14-19,41]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.3.2
|
1 Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке.
2 Экзистенциально-феноменологи-
ческая стратегия философского
мышления.
3 Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х-Г. Гадамер,П. Рикёр).
|
4
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[20-22,37]
|
Защита
рефератов
|
1.4
|
Философия и национальное самосознание: философская мысль
Беларуси, русская философия
1 Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
2 Основные направления развития и типологические характеристики русской философии.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[7,9-12,
16-18,20]
|
Защита
рефератов
|
2
|
Раздел 2 Философия бытия
|
10
|
6
|
4
|
–
|
–
|
|
|
|
2.1
2.1.1
|
Метафизика и онтология
1 Онтология как философское учение о бытии.
2 Категория материи, эволюция представлений о материи в философии и науке.
|
6
4
|
4
2
|
2
2
|
–
–
|
–
–
|
|
[43-51]
|
Защита
рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
2.1.2
|
1 Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.
2 Понятие метафизики.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
–
|
|
[43-51]
|
|
2.2
|
Философия природы
1 Понятие природы.
2 Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[43-51]
|
Защита
рефератов
|
|
Текущий контроль за успеваемостью студентов по разделам №№ 1– 2
|
Контрольная
работа
|
3
|
Раздел 3 Философская антропология
|
8
|
4
|
4
|
–
|
–
|
|
|
|
3.1
|
Проблема человека в философии и науке
1 Учение о человеке в структуре
философского знания.
2 Проблема антропогенеза в философии и науке.
3 Социокультурные модусы человеческого бытия.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[52-61]
|
Защита
рефератов
|
3.2
|
Сознание человека как предмет философского анализа
1 Сознание и эволюция форм
отражения.
2 Творческая природа и социокультурная размерность сознания.
3 Структура сознания.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[55,58,59,
61]
|
Защита
рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
4
|
Раздел 4 Теория познания и
философия науки
|
8
|
4
|
4
|
–
|
–
|
|
|
|
4.1
|
Познание как ценность культуры
и предмет философского анализа
1 Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.
2 Структура и основные характеристики познавательного процесса.
3 Познание как постижение истины.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[62,68,
70-72]
|
Защита
рефератов
|
4.2
|
Наука, ее когнитивный и
социокультурный статус
1 Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
2 Структура и динамика научного
познания.
3 Понятие метода и методологии.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[63-66,71,
73]
|
Защита
рефератов
|
5
|
Раздел 5 Социальная философия
|
22
|
8
|
10
|
–
|
4
|
|
|
|
5.1
|
Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
1 Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
2 Основные стратегии исследования
социальной реальности в современной философии.
3 Общество как система.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[74,75,79,
81]
|
Защита
рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5.2
|
Основные проблемы политической философии
1 Феномен власти в жизни общества.
2 Государство как важнейший компонент политической организации общества.
3 Феномен идеологии в политической жизни общества.
|
4
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[17,19,21,
75,81]
|
Защита
рефератов
|
5.3
5.3.1
5.3.2
|
Философские проблемы
социальной динамики
1 Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
2 Понятие субъекта исторического процесса.
1 Развитие общества как цивилизационный процесс.
2 Техника и ее роль в истории цивилизации.
|
6
4
2
|
4
2
2
|
2
2
–
|
–
–
–
|
–
–
–
|
|
[17,18,
74-79]
[17-19,83]
|
Защита
рефератов
|
5.4
|
Философия культуры
1 Понятие культуры.
2 Традиции и новации в динамике культуры.
3 Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
|
4
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[80-82]
|
Защита
рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5.5
|
Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХI столетия
1 Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления.
2 Коммуникативная парадигма в
современной философии.
3 Философия и экологические императивы современной цивилизации.
|
4
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[74,77,84,
85]
|
Защита
рефератов
|
|
Текущий контроль за успеваемостью студентов по разделам №№ 3– 5
|
Контрольная
работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
|
Итого часов
|
68
|
30
|
30
|
|
8
|
|
|
|
информационно-методическАЯ часть
страница 1 страница 2
|