страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им С. АМАНЖОЛОВА
«Утверждено»
на заседании Методического
Совета факультета ЭиЕН
Председатель_____________
Байжуманова Л.Т.
«____»______________ 2006 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Sllabus)
по ЭКОЛОГИИ
для специальностей: 050510 «Государственное и местное управление»
050511 «Маркетинг»
050509 «Финансы»
050508 «Учет и аудит»
форма обучения дневная
Учебная программа дисциплины (Sllabus)
Обсуждена и рекомендована на заседании
Кафедры Экологии
Протокол № __от «__»____________2006 г.
Зав.кафедрой _________________________
Усть-Каменогорск, 2006
Название дисциплины: __Экология__
Кафедра экологии
Ф.И.О. преподавателя: Шаймарданова Айслу Елгазиновна
Контактная информация: 42-78-48 (рабочий), 42-35-57 (домашний); время
пребывания на кафедре согласно расписания.
Место проведения: Учебный корпус № 9
4. Количество кредитов ____1____
Пререквизиты курса: Для посещения дисциплины «Экология», со школьной скамьи студент должен знать базовый минимум по дисциплинам «биология», «химия», «география», «зоология», «природоведение», должен иметь представление о региональных и глобальных экологических проблемах.
Постреквезиты курса: Знания по дисциплине «Экология» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин на специальностях 050508, 050509, 050510, 050511, 050506: «ДКБ», «Экономическая теория», «Макротеория», «Микротеория
Краткое описание курса «Экология»
Актуальность:
Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно нарастает. Опасные для человека и природных экосистем вещества поступают в окружающую среду и накапливаются в ее различных элементах. Загрязнения природной среды увеличивается вследствие широкого внедрения энергоемких и химических технологий, производства новых химических продуктов, роста объемов международной торговли химическими веществами и технологиями, недостаточного экологического контроля во всех областях человеческой деятельности. Поэтому ответственность за решение проблемы гармонических взаимоотношений между природой и обществом ложится, прежде всего, на специалистов с высшим образованием. Несомненно, чем выше интеллектуальный уровень всех членов общества в области окружающей среды, тем легче решать и предотвращать экологические проблемы современности.
Цель курса «Экология» состоит в экологизации сознания студентов всех специальностей и воспитании чувства ответственности за окружающую нас природу.
Задачи курса:
В результате изучения курса «Экология»
- раскрыть студентам общие закономерности взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- провести анализ круга проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду;
- рассмотреть конкретные задачи и приоритеты природоохранной деятельности;
- осознание единства человека и природы и необходимости охраны окружающей среды.
Общие требования к изучению курса:
- Углубленное изучение теоретических основ дисциплины экология;
- Охватить все виды семинарских и практических занятий по экологии;
- Изучить общие закономерности функционирования природных экосистем и биосферы в целом.
Политика курса
Ожидаемые результаты:
После окончания курса студенты должны овладеть знаниями, умениями и компетенциями, которые позволят им:
- иметь целостное представление о закономерностях взаимоотношений живых организмов и среды обитания;
- уметь оценить воздействие природных и промышленных объектов на экосистему;
- знать о проблемах современности;
- знать о путях охраны и рационального использования природных ресурсов;
- иметь представление об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды;
- использовать опорные знания, полученные при изучении дисциплины «Экология» для решения конкретных задач прикладных аспектов в жизни, в реальности, заботясь о своей экологической безопасности, безопасности своей семьи, своего учреждения, общества и всей человеческой популяции.
Общие требования курса к студенту:
Обязательная посещаемость занятий (один пропуск без уважительных причин – минус 0,5 балла). В случае пропуска отработать аудиторные и внеаудиторные занятия. Задания должны быть подготовлены к каждому занятию Опоздавшим на 5-10 минут входить запрещается.
Календарно-тематический план и график прохождения контроля
№
|
Темы
|
Формы про-
вед. зан.: лек., (прак., лаб.) СРСП, СРС
|
Литера-
тура №№
|
Формы контроля
|
Мак.
балл
|
Срок сдачи
|
1
|
Определение экологии как науки, краткая история ее становления. Основные задачи и методы.
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Проверка лек. записей
|
3
|
на 7, 14н.
|
2
|
Организм как живая целостная система
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Проверка выполненных практических заданий
|
15
|
Согласно расписан. лаб.занят
|
3
|
Взаимодействие организма и среды
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Защита рефератов
|
10
|
На 6-ой и 7-ой неделе
|
4
|
Учение об экосистеме
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Коллоквиум
|
10
|
На 13-ой и 14-ой неделе
|
5
|
Биосфера как глобальная экосистема Земли
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5,9
|
Тестирование
|
10
|
На 10-ой
неделе
|
6
|
Биота Земли
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Посещаемость
|
2
|
На 15 –ой неделе
|
7
|
Наземные и водные экосистемы
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
Контрольная работа
|
10
|
На 8 –ой
неделе
|
8
|
Биосоциальная природа человека и экология
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,5
|
|
|
|
9
|
Природные ресурсы Земли
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,5
|
|
|
|
10
|
Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,5
|
|
|
|
11
|
Экономика природопользования
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,5
|
|
|
|
12
|
Глобальные проблемы Земли
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5
|
|
|
|
13.
|
Охрана окружающей среды
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5,16,18
|
|
|
|
14
|
Экологическая безопасность
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5,16,18
|
|
|
|
15.
|
Значение экологического образования.
|
Лекция
СРСП,
СРС
|
1
1
1
|
1,2,3,4,6,5,
|
|
|
|
|
Всего
|
|
45
|
|
|
60
|
|
Шкала и критерии оценивания различных видов работ
Семинарские, практические – 15 баллов ( 1 балл – выполнение одного задания)
Реферат, доклад – 10 баллов
Промежуточный рубежный контроль (тестирование) – 10 баллов
Контрольная работа – 10 баллов
Коллоквиум – 10 баллов
Конспект лекций – 3 балла
Посещаемость – 2 балла
Итого - 60 баллов
Экзамен - 40 баллов
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
-
А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая Экология. М., изд. Приор,1999. 304с.
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998
-
Радкевич В.А. Экология. М., 1977
-
Одум Ю. Экология. 1986
-
Новиков Ю. Экология, окружающая среда и человек. М., 1998.
-
Воронцов А.П. Рациональное природопользование; Учеб. пособие/ А.П. Воронцов; Ассоц.авт.и изд. «Тандем».- М.:Тандем:ЭКМОС, 2000-2003
-
Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.-М.:Гидрометиоиздат, 1984
-
Будыко М.И. Глобальная экология. М. Мысль, 1977
-
Реклефс Р. Основы общей экологии. М. 1979
-
Фурсов В.И. Экологические проблемы окружающей среды. – Алма-Ата, Анна тілі, 1991.
-
Степановских А.С. Экология М. ЮНИТИ. 2001 Дополнительная литература
-
Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. – Мн.: Университетское, 1990.
-
Тарасов А.О. Экология и охрана природы. – М., 1990.
-
Балабеков О.С. Человек-производство-природа. – А-ата: Кайнар, 1989
-
Демина Т.А. Экология природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для вузов. – М., Аспект пресс, 1998. -143с.
-
Охрана окружающей среды / С.В. Белов, Ф.А. Баринов. – М.: Высш. Шк., 1991
-
Розанов, С.И. Общая экология: Учеб. для вузов / С.И. Розанов. – 2 - с изд., стериотип - СПБ.: Лань, 2001.-288 с.
-
Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды. – Л.: Гидрометиоиздат. 1991
-
Чернова Н.И. Экология. М. 1998
-
Боголюбов С.А Защита экологических прав. - М., 1996.
-
Боголюбов С.А. Экология и прово. План и программа для народных университетов. М., 1989.
-
Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М. Владос. 1998.
-
Реймерс Н.Ф. Экологизация. Словарь-справочник охраны природы и окружающей человека среды. - М., 1992.
-
Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. Учебное пособие. – М., 1993.
-
Абдраимов Б. Возмещение экологического вреда по законодательству Республики Казахстан / Б. Абдраимов, Е. Жарылкасын. – Алматы: Юрист, 2001
-
Ковда В.А. Почвенный покров, охрана окружающей среды и земледелия. – Пущино. 1987
-
Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. – М., 1988
-
М.С. Тонкопий Алматы. Изд. «Экономика», 1998.
-
Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995
-
Журналы: а) Закон об охране окружающей среды. б) «Риск». №5-6,1999. в) «Проблемы окружающей среды и природных ресурсов». М. №7 1998.
-
Львовская К.Б., Ронкин Г.С. Окружающая среда, рынок и регион. – М., 1993.
-
Интернет источники.
Основные понятия и термины по конкретной дисциплине «Экология»:
Понятия: Абиотические факторы – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. Адаптация- приспособление организма к среде. Аменсализм – тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид позволяет существование другого вида, не испытывая противодействия. Ареал- часть земной поверхности, в пределах которой распространяется тот или иной вид. Атмосфера – газообразная оболочка планеты, состоящая из различных газов, водяных паров и пыли. Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой. Бентос – совокупность растений (фитобентос) и животных (зообентос), ведущих донный образ жизни. Биогенное вещество – создается и перерабатывается жизнью, совокупности живых организмов. Например, нефть, каменный уголь, известняки и др. Биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл) – обмен химических элементов между живыми организмами и неорганической средой, различные стадии, которого проходят внутри экосистемы. Биом – совокупность сообществ организмов (экосистем) какой-либо крупной территории, например, природной зоны: биом тундры, тайги и т.п. Биокосное вещество- создается в атмосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других (почва, кора выветривания, природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества). Биота – совокупность видов организмов какой-либо крупной территории, например, биота тундры и т.д. Биотические факторы – совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие. Биотип – однородный в экологическом отношении участок земной поверхности (территории или акватории), занятый одним биоценозом. Биосфера – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биоценоз – совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию, отличающуюся от других соседних территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей (высота над уровнем моря, величина солнечного облучения и т.д.). Гидросфера – совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмосферных. Гумус – органическое вещество почвы, состоящие из отмерших остатков растений и животных. Демэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций, вида с окружающей средой. Детрит – мелкие частицы остатков организмов и их выделений. Живое вещество – по Вернадскому В.И., это совокупность всех живых организмов современной биосферы. Закон минимума (Ю.Либиха): жизненность организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Ю.Либих формулировал данный закон следующим образом: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Закон Толерантности (В.Шелфорда): процветание организмов ограничено зонами максимума и минимума определенных экологических факторов. Между ними располагается зона оптимума. Каждый вид характеризуется своей толерантностью – способностью переносить отклонения экологических факторов от оптимальных. Законы экологии (Б.Коммонера): 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. Ничто не дается даром. Конкуренция – каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д.
Вопросы для самоподготовки к экзамену:
-
Что такое экология и предмет ее изучения?
-
Каков исторический путь развития науки экологии?
-
Как подразделяются организмы по своему трофическому статусу в биотических сообществах?
-
Что такое среда обитания? М какие среды заселены организмами? Понятие об экологических факторах.
-
Как называют совокупность факторов неорганической среды? Дайте характеристику этим факторам.
-
Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других?
-
В чем заключается внутривидовые и межвидовые взаимоотношения?
-
Как называются экологические факторы? Ограничивающие развитие организма? Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда.
-
Дайте определения понятиям: пищевые цепи, и трофического уровня.
-
Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?
-
Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе?
-
Из каких частей состоит биогеохимический круговорот веществ?
-
Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
-
Что такое природные ресурсы и из чего они состоят?
-
Что такое ресурсообеспеченность?
-
Перечислите главные загрязнители (полютантов) атмосферного воздуха.
-
Перечислите естественные и искуственные источники загрязнения атмосферного воздуха.
-
Почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения?
-
Что представляют собой ПДК, ПДВ, ПДН и другие экологические нормативы?
-
Охарактеризуйте существующие методы рылегазоочистки.
-
В чем сущность физического загрязнения воды, и каковы его последствия?
-
Что такое деградация почв (земель) и каковы ее причины?
-
Как защищают почву от эрозии и заболачивания? Загрязнения и вторичного засоления?
-
Что такое рекультивация земель?
-
Чем вызван парниковый эффект?
-
Чем вызваны кислотные дожди?
-
Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?
-
Охарактеризуйте основных экологических проблем современности и пути их решения.
-
Сущность понятий: экологическая сертификация, экологическая паспортизация, экологический аудит.
-
Значение экологического образования.
-
Каковы экологические особенности пресноводных местообитаний?
-
Как осуществляется финансирование природоохранной деятельности?
-
Что такое особо охраняемые природные территории?
-
Что такое «Красная книга» и что означает включение в нее различных видов?
-
Что такое «экологический мониторинг» и каковы его задачи и структура?
-
Что такое «экологический кризис» и при каких условиях он возникает?
-
Каково значение света в жизни организма и в чем суть закона Хопкинса?
-
Какова роль воды в жизни организмаов?
-
Что такое «популяция» и коковы ее количественные показатели?
-
Что такое «экологическая ниша» и межвидовая конкуренция?
-
Что такое «гомеостаз экосистемы» и «равновесие в природе»?
-
Проблема перенаселения планеты.
-
Проблемы озонового слоя.
-
Дать определения понятиям: «ген», «клетка», «оргнизм», «популяция», «сообщество», «экосистема».
-
Что такое опасность и ее последствия.
-
Закконы Б.Комонера.
Перечень проектов индивидуальных, групповых, курсовых:
1). Макеты: «Экологически чистый город», «Город будущего»
2). Составление схем, плакатов
Темы рефератов:
-
Окружающая среда и экология
-
Ноосфера-современное представление
-
Растительный и животный мир Казахстана
-
Биосфера и человек
-
Особо охраняемые природные территории Казахстана
-
Экология и человек
-
Рост человеческой популяции
-
Лесные ресурсы страны и их роль в народнохозяйственном комплексе.
-
Биоразнообразие Каспийского, Аральского морей и Балхаша
-
Воздействие промышленности на компоненты биосферы (горной, металлургической, обогатительной, энергетической, машиностроительной, нефтяной и др.) –(тема по выбору отрасли).
-
Химическое загрязнение природных вод
-
Сточные воды машиностроительных предприятий
-
Модели принятий решений
-
Правовые основы экологической экспертизы
-
Сточные воды обогатительных предприятий
-
Сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий
-
Безопасность и устойчивое развитие социально экономической системы
-
Очистные сооружения для очистки природных и промышленных сточных вод
-
Загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами
-
Забота о природных ресурсах
-
Окружающая среда и экология Казахстана
-
Экологическое образование
-
Экологические риски и защита от них
-
Роль природы в становлении и развитии человеческого общества
-
Причины загрязнения окружающей среды, его социально - экономические и экологические последствия
-
Охрана окружающей среды в разных странах и роль международного сотрудничества
-
Красная книга
-
Экологические проблемы Казахстана
-
Недра Земли и запасы полезных ископаемых в Казахстане
-
Демографический взрыв и его последствия
-
Аральский кризис: причины и следствия
-
Экологический мониторинг
-
Генетические последствия загрязнения окружающей среды
-
Атмосфера и ее загрязнения
Рекомендуемая литература: Методические рекомендации к выполнению СРС – при выполнении реферата можно использовать всю рекомендуемую литературу по курсу «Экология», а также ресурсов Интернета.
Контрольные работы:
-
Определение категории опасности предприятия
-
Определение приоритетных выбросов загрязняющих веществ предприятием
-
Определение опасности загрязнения атмосферного воздуха
-
Критерии оценки воздействия на окружающую среду
-
Шумовое загрязнение автотранспортом
-
Методы очистки природных и сточных вод
-
Платежи за пользование природными ресурсами
-
Экономическая оценка природных ресурсов Казахстана.
страница 1
|