Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им С. АМАНЖОЛОВА
«Утверждено»

на заседании Методического

Совета факультета ЭиЕН

Председатель_____________

Байжуманова Л.Т.

«____»______________ 2006 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Sllabus)

по ЭКОЛОГИИ

для специальностей: 050510 «Государственное и местное управление»

050511 «Маркетинг»

050509 «Финансы»

050508 «Учет и аудит»

форма обучения дневная


Учебная программа дисциплины (Sllabus)

Обсуждена и рекомендована на заседании

Кафедры Экологии

Протокол № __от «__»____________2006 г.

Зав.кафедрой _________________________

Усть-Каменогорск, 2006

Название дисциплины: __Экология__

Кафедра экологии

Ф.И.О. преподавателя: Шаймарданова Айслу Елгазиновна

Контактная информация: 42-78-48 (рабочий), 42-35-57 (домашний); время

пребывания на кафедре согласно расписания.

Место проведения: Учебный корпус № 9

4. Количество кредитов ____1____

Пререквизиты курса: Для посещения дисциплины «Экология», со школьной скамьи студент должен знать базовый минимум по дисциплинам «биология», «химия», «география», «зоология», «природоведение», должен иметь представление о региональных и глобальных экологических проблемах.
Постреквезиты курса: Знания по дисциплине «Экология» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин на специальностях 050508, 050509, 050510, 050511, 050506: «ДКБ», «Экономическая теория», «Макротеория», «Микротеория
Краткое описание курса «Экология»

Актуальность:

Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно нарастает. Опасные для человека и природных экосистем вещества поступают в окружающую среду и накапливаются в ее различных элементах. Загрязнения природной среды увеличивается вследствие широкого внедрения энергоемких и химических технологий, производства новых химических продуктов, роста объемов международной торговли химическими веществами и технологиями, недостаточного экологического контроля во всех областях человеческой деятельности. Поэтому ответственность за решение проблемы гармонических взаимоотношений между природой и обществом ложится, прежде всего, на специалистов с высшим образованием. Несомненно, чем выше интеллектуальный уровень всех членов общества в области окружающей среды, тем легче решать и предотвращать экологические проблемы современности.


Цель курса «Экология» состоит в экологизации сознания студентов всех специальностей и воспитании чувства ответственности за окружающую нас природу.
Задачи курса:

В результате изучения курса «Экология»

- раскрыть студентам общие закономерности взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- провести анализ круга проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду;

- рассмотреть конкретные задачи и приоритеты природоохранной деятельности;

- осознание единства человека и природы и необходимости охраны окружающей среды.


Общие требования к изучению курса:

- Углубленное изучение теоретических основ дисциплины экология;

- Охватить все виды семинарских и практических занятий по экологии;

- Изучить общие закономерности функционирования природных экосистем и биосферы в целом.


Политика курса

Ожидаемые результаты:

После окончания курса студенты должны овладеть знаниями, умениями и компетенциями, которые позволят им:

- иметь целостное представление о закономерностях взаимоотношений живых организмов и среды обитания;

- уметь оценить воздействие природных и промышленных объектов на экосистему;

- знать о проблемах современности;

- знать о путях охраны и рационального использования природных ресурсов;

- иметь представление об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды;

- использовать опорные знания, полученные при изучении дисциплины «Экология» для решения конкретных задач прикладных аспектов в жизни, в реальности, заботясь о своей экологической безопасности, безопасности своей семьи, своего учреждения, общества и всей человеческой популяции.


Общие требования курса к студенту:

Обязательная посещаемость занятий (один пропуск без уважительных причин – минус 0,5 балла). В случае пропуска отработать аудиторные и внеаудиторные занятия. Задания должны быть подготовлены к каждому занятию Опоздавшим на 5-10 минут входить запрещается.


Календарно-тематический план и график прохождения контроля




Темы

Формы про-

вед. зан.: лек., (прак., лаб.) СРСП, СРС



Литера-

тура №№


Формы контроля

Мак.

балл


Срок сдачи

1

Определение экологии как науки, краткая история ее становления. Основные задачи и методы.

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Проверка лек. записей

3

на 7, 14н.

2

Организм как живая целостная система

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Проверка выполненных практических заданий

15

Согласно расписан. лаб.занят



3

Взаимодействие организма и среды

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Защита рефератов

10

На 6-ой и 7-ой неделе

4

Учение об экосистеме

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Коллоквиум

10

На 13-ой и 14-ой неделе

5

Биосфера как глобальная экосистема Земли

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5,9

Тестирование

10

На 10-ой

неделе


6

Биота Земли

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Посещаемость

2

На 15 –ой неделе

7

Наземные и водные экосистемы

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5

Контрольная работа

10

На 8 –ой

неделе


8

Биосоциальная природа человека и экология

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,5










9

Природные ресурсы Земли

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,5










10

Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,5










11

Экономика природопользования

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,5








12

Глобальные проблемы Земли

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5










13.

Охрана окружающей среды

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5,16,18










14

Экологическая безопасность

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5,16,18










15.

Значение экологического образования.

Лекция

СРСП,


СРС

1

1

1



1,2,3,4,6,5,













Всего




45







60





Шкала и критерии оценивания различных видов работ

Семинарские, практические – 15 баллов ( 1 балл – выполнение одного задания)

Реферат, доклад – 10 баллов

Промежуточный рубежный контроль (тестирование) – 10 баллов

Контрольная работа – 10 баллов

Коллоквиум – 10 баллов

Конспект лекций – 3 балла

Посещаемость – 2 балла



Итого - 60 баллов

Экзамен - 40 баллов

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая Экология. М., изд. Приор,1999. 304с.

  2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998

  3. Радкевич В.А. Экология. М., 1977

  4. Одум Ю. Экология. 1986

  5. Новиков Ю. Экология, окружающая среда и человек. М., 1998.

  6. Воронцов А.П. Рациональное природопользование; Учеб. пособие/ А.П. Воронцов; Ассоц.авт.и изд. «Тандем».- М.:Тандем:ЭКМОС, 2000-2003

  7. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.-М.:Гидрометиоиздат, 1984

  8. Будыко М.И. Глобальная экология. М. Мысль, 1977

  9. Реклефс Р. Основы общей экологии. М. 1979

  10. Фурсов В.И. Экологические проблемы окружающей среды. – Алма-Ата, Анна тілі, 1991.

  11. Степановских А.С. Экология М. ЮНИТИ. 2001 Дополнительная литература

  12. Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. – Мн.: Университетское, 1990.

  13. Тарасов А.О. Экология и охрана природы. – М., 1990.

  14. Балабеков О.С. Человек-производство-природа. – А-ата: Кайнар, 1989

  15. Демина Т.А. Экология природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для вузов. – М., Аспект пресс, 1998. -143с.

  16. Охрана окружающей среды / С.В. Белов, Ф.А. Баринов. – М.: Высш. Шк., 1991

  17. Розанов, С.И. Общая экология: Учеб. для вузов / С.И. Розанов. – 2 - с изд., стериотип - СПБ.: Лань, 2001.-288 с.

  18. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды. – Л.: Гидрометиоиздат. 1991

  19. Чернова Н.И. Экология. М. 1998

  20. Боголюбов С.А Защита экологических прав. - М., 1996.

  21. Боголюбов С.А. Экология и прово. План и программа для народных университетов. М., 1989.

  22. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М. Владос. 1998.

  23. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Словарь-справочник охраны природы и окружающей человека среды. - М., 1992.

  24. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. Учебное пособие. – М., 1993.

  25. Абдраимов Б. Возмещение экологического вреда по законодательству Республики Казахстан / Б. Абдраимов, Е. Жарылкасын. – Алматы: Юрист, 2001

  26. Ковда В.А. Почвенный покров, охрана окружающей среды и земледелия. – Пущино. 1987

  27. Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. – М., 1988

  28. М.С. Тонкопий Алматы. Изд. «Экономика», 1998.

  29. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995

  30. Журналы: а) Закон об охране окружающей среды. б) «Риск». №5-6,1999. в) «Проблемы окружающей среды и природных ресурсов». М. №7 1998.

  31. Львовская К.Б., Ронкин Г.С. Окружающая среда, рынок и регион. – М., 1993.

  32. Интернет источники.


Основные понятия и термины по конкретной дисциплине «Экология»:

Понятия: Абиотические факторы – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. Адаптация- приспособление организма к среде. Аменсализм – тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид позволяет существование другого вида, не испытывая противодействия. Ареал- часть земной поверхности, в пределах которой распространяется тот или иной вид. Атмосфера – газообразная оболочка планеты, состоящая из различных газов, водяных паров и пыли. Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой. Бентос – совокупность растений (фитобентос) и животных (зообентос), ведущих донный образ жизни. Биогенное вещество – создается и перерабатывается жизнью, совокупности живых организмов. Например, нефть, каменный уголь, известняки и др. Биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл) – обмен химических элементов между живыми организмами и неорганической средой, различные стадии, которого проходят внутри экосистемы. Биом – совокупность сообществ организмов (экосистем) какой-либо крупной территории, например, природной зоны: биом тундры, тайги и т.п. Биокосное вещество- создается в атмосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других (почва, кора выветривания, природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества). Биота – совокупность видов организмов какой-либо крупной территории, например, биота тундры и т.д. Биотические факторы – совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие. Биотип – однородный в экологическом отношении участок земной поверхности (территории или акватории), занятый одним биоценозом. Биосфера – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биоценоз – совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию, отличающуюся от других соседних территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей (высота над уровнем моря, величина солнечного облучения и т.д.). Гидросфера – совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмосферных. Гумус – органическое вещество почвы, состоящие из отмерших остатков растений и животных. Демэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций, вида с окружающей средой. Детрит – мелкие частицы остатков организмов и их выделений. Живое вещество – по Вернадскому В.И., это совокупность всех живых организмов современной биосферы. Закон минимума (Ю.Либиха): жизненность организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Ю.Либих формулировал данный закон следующим образом: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Закон Толерантности (В.Шелфорда): процветание организмов ограничено зонами максимума и минимума определенных экологических факторов. Между ними располагается зона оптимума. Каждый вид характеризуется своей толерантностью – способностью переносить отклонения экологических факторов от оптимальных. Законы экологии (Б.Коммонера): 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. Ничто не дается даром. Конкуренция – каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д.

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Что такое экология и предмет ее изучения?

  2. Каков исторический путь развития науки экологии?

  3. Как подразделяются организмы по своему трофическому статусу в биотических сообществах?

  4. Что такое среда обитания? М какие среды заселены организмами? Понятие об экологических факторах.

  5. Как называют совокупность факторов неорганической среды? Дайте характеристику этим факторам.

  6. Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других?

  7. В чем заключается внутривидовые и межвидовые взаимоотношения?

  8. Как называются экологические факторы? Ограничивающие развитие организма? Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда.

  9. Дайте определения понятиям: пищевые цепи, и трофического уровня.

  10. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?

  11. Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе?

  12. Из каких частей состоит биогеохимический круговорот веществ?

  13. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?

  14. Что такое природные ресурсы и из чего они состоят?

  15. Что такое ресурсообеспеченность?

  16. Перечислите главные загрязнители (полютантов) атмосферного воздуха.

  17. Перечислите естественные и искуственные источники загрязнения атмосферного воздуха.

  18. Почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения?

  19. Что представляют собой ПДК, ПДВ, ПДН и другие экологические нормативы?

  20. Охарактеризуйте существующие методы рылегазоочистки.

  21. В чем сущность физического загрязнения воды, и каковы его последствия?

  22. Что такое деградация почв (земель) и каковы ее причины?

  23. Как защищают почву от эрозии и заболачивания? Загрязнения и вторичного засоления?

  24. Что такое рекультивация земель?

  25. Чем вызван парниковый эффект?

  26. Чем вызваны кислотные дожди?

  27. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?

  28. Охарактеризуйте основных экологических проблем современности и пути их решения.

  29. Сущность понятий: экологическая сертификация, экологическая паспортизация, экологический аудит.

  30. Значение экологического образования.

  31. Каковы экологические особенности пресноводных местообитаний?

  32. Как осуществляется финансирование природоохранной деятельности?

  33. Что такое особо охраняемые природные территории?

  34. Что такое «Красная книга» и что означает включение в нее различных видов?

  35. Что такое «экологический мониторинг» и каковы его задачи и структура?

  36. Что такое «экологический кризис» и при каких условиях он возникает?

  37. Каково значение света в жизни организма и в чем суть закона Хопкинса?

  38. Какова роль воды в жизни организмаов?

  39. Что такое «популяция» и коковы ее количественные показатели?

  40. Что такое «экологическая ниша» и межвидовая конкуренция?

  41. Что такое «гомеостаз экосистемы» и «равновесие в природе»?

  42. Проблема перенаселения планеты.

  43. Проблемы озонового слоя.

  44. Дать определения понятиям: «ген», «клетка», «оргнизм», «популяция», «сообщество», «экосистема».

  45. Что такое опасность и ее последствия.

  46. Закконы Б.Комонера.


Перечень проектов индивидуальных, групповых, курсовых:

1). Макеты: «Экологически чистый город», «Город будущего»



2). Составление схем, плакатов

Темы рефератов:

  1. Окружающая среда и экология

  2. Ноосфера-современное представление

  3. Растительный и животный мир Казахстана

  4. Биосфера и человек

  5. Особо охраняемые природные территории Казахстана

  6. Экология и человек

  7. Рост человеческой популяции

  8. Лесные ресурсы страны и их роль в народнохозяйственном комплексе.

  9. Биоразнообразие Каспийского, Аральского морей и Балхаша

  10. Воздействие промышленности на компоненты биосферы (горной, металлургической, обогатительной, энергетической, машиностроительной, нефтяной и др.) –(тема по выбору отрасли).

  11. Химическое загрязнение природных вод

  12. Сточные воды машиностроительных предприятий

  13. Модели принятий решений

  14. Правовые основы экологической экспертизы

  15. Сточные воды обогатительных предприятий

  16. Сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий

  17. Безопасность и устойчивое развитие социально экономической системы

  18. Очистные сооружения для очистки природных и промышленных сточных вод

  19. Загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами

  20. Забота о природных ресурсах

  21. Окружающая среда и экология Казахстана

  22. Экологическое образование

  23. Экологические риски и защита от них

  24. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества

  25. Причины загрязнения окружающей среды, его социально - экономические и экологические последствия

  26. Охрана окружающей среды в разных странах и роль международного сотрудничества

  27. Красная книга

  28. Экологические проблемы Казахстана

  29. Недра Земли и запасы полезных ископаемых в Казахстане

  30. Демографический взрыв и его последствия

  31. Аральский кризис: причины и следствия

  32. Экологический мониторинг

  33. Генетические последствия загрязнения окружающей среды

  34. Атмосфера и ее загрязнения

Рекомендуемая литература: Методические рекомендации к выполнению СРС – при выполнении реферата можно использовать всю рекомендуемую литературу по курсу «Экология», а также ресурсов Интернета.

Контрольные работы:

  1. Определение категории опасности предприятия

  2. Определение приоритетных выбросов загрязняющих веществ предприятием

  3. Определение опасности загрязнения атмосферного воздуха

  4. Критерии оценки воздействия на окружающую среду

  5. Шумовое загрязнение автотранспортом

  6. Методы очистки природных и сточных вод

  7. Платежи за пользование природными ресурсами

  8. Экономическая оценка природных ресурсов Казахстана.


страница 1

Смотрите также: