страница 1 страница 2 | страница 3
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
|
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых
и социальных отношений»
_______________В.И. Толкачев
«_____» __________ 2009 г.
Регистрационный № УД-______/р.
|
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебная программа
для специальности 1-240102 «Правоведение»
Факультет юридический
Кафедра публичного права
|
|
Курс - 4
|
|
Семестр – 7
|
|
Лекций - 22 часа
|
|
Практических (семинарских)
занятий - 24 часа
Самостоятельная работа - 10 часов
Всего аудиторных часов - 56 часов
Всего часов по дисциплине - часов
|
|
Экзамен - 7 семестр
|
|
Форма получения
высшего образования
очная
|
|
Составила С.Ю. Яковишина, доцент кафедры публичного права
Минск 2009
Учебная программа «Криминология» составлена на основе учебной программы «Криминология» для специальности 1-24.01.02 «Правоведение», утвержденной УО ФПБ «МИТСО» 13 ноября 2007 г. Рег. № 355.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры публичного права.
10.09. 2009 г. Протокол № _1_
Заведующий кафедрой
_____________С.К. Купрейчик
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим Советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений».
2009 г. Протокол №____
Председатель
____________В.И. Толкачев
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Криминология» входит в перечень обязательных юридических дисциплин, предусмотренных программой обучения на юридическом факультете. Учебный курс «Криминология» состоит из Общей части, которая включает в себя теорию криминологии как науки о преступности, ее причинах, лицах, совершивших преступления, системе предупреждения преступности, и Особенной части, рассматривающей характеристику, причины и предупреждение различных видов преступности.
1.1. Цель преподавания дисциплины. Изучения курса «Криминология» имеет целью выработать у студентов криминологического мышления, формирование научно-обоснованных взглядов на преступность как на негативный объективно обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать, чтобы не допустить нарушения условий их нормальной жизнедеятельности, а также дать студентам знание о стратегии воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к компетентному решению профессиональных проблем.
1.2. Задачи изучения дисциплины. Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать студентам знания об основных проблемах отечественной и зарубежной криминологии;
- сформировать у студентов умения и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для решения этих задач.
Выпускник должен знать:
- сложившиеся в науке представления о сущности преступности, своеобразной негативной роли, которую она играет в обществе;
- мировые, региональные и республиканские тенденции преступности в настоящее время;
- сущность современных теорий причин преступности, наиболее значимые явления общественной жизни, влияющие на воспроизводство преступлений в Республике Беларусь;
- границы возможного воздействия на преступность, реальные средства, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью, для осуществления контроля над ней, роль и место карательных и некарательных средств противодействия преступному поведению;
- систему предупреждения преступлений, основные направления деятельности ее субъектов в Республике Беларусь, позитивный зарубежный опыт предупреждения преступлений;
- криминологию зарубежных стран, международное сотрудничество в борьбе с преступностью;
- отечественное и международное криминологическое законодательство.
Также необходимо уметь:
- анализировать статистические данные и объективно оценивать криминологическую ситуацию на всех уровнях, в различных сферах, в отдельных социальных группах;
- определять степень криминогенности конкретных социальных явлений, событий и процессов;
- использовать знания основных особенностей личности преступника для правильного решения профессиональных и научных задач;
- объяснить место и значение социального контроля, различных его принципов, институтов, механизмов, методов в противодействии общества и государства преступным проявлениям и защите от них каждого члена общества.
1.3. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами. Криминология тесно связана с другими науками уголовно-правового комплекса. Занимая среди них особое место, как общетеоретическая наука о преступности, она способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и других юридических дисциплин.
Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием таких различных форм и методов обучения, как учебные лекции, семинары, практические и индивидуальные занятия, написание рефератов и научных работ.
1.4. Распределение времени. Всего на изучение данного курса на дневной форме обучения отводится 56 часов, из них 22 часа отводится на лекции, 24 часа – на семинарские (практические) занятия и 10 часов – на самостоятельную работу студента.
При изучении криминологии следует использовать основную, а также дополнительную литературу, указанную по теме и рекомендованную преподавателем.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Понятие, предмет, задачи криминологии.
Понятие криминологии. Криминология как социально-правовая наука, учебная дисциплина, нормативная отрасль законодательства о предупреждении правонарушений и преступлений. Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий (детерминант) преступности, противодействия преступности
Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с уголовно-процессуальным правом, прокурорским надзором, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом и смежными с ним пенитенциарной психологией и педагогикой. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с науками неуголовно-правового цикла – административным, гражданским, семейным, налоговым, бюджетным, таможенным, трудовым правом. Связь криминологии с социологией, экономикой, психологией, психиатрией, демографией, статистикой и другими общественными и естественными науками. Значений математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения различных криминогенных явлений, построений логических и математических моделей преступного поведения, модели концепций и программ противодействия преступности и пр.)
Диалектические и историко-материалистические методы как методологическая база криминологии. Применение системного метода при анализе криминологических категорий.
Система курса криминологии. Система криминологии по предмету и обобщенности криминологических характеристик. Общая и Особенная части. Криминологическая классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступлений, выделяемых по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные и т.д.) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних, рецидивные преступления и т.д.). Отрасли криминологии (виктимология, семейная, пенитенциарная, экономическая, политическая и пр. криминология).
Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международно-правовая функция криминологии.
Тема 2. Становление криминологии и ее основные теории
Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступников.
Классическая школа криминологии XVIII - первой половины XIX века. Влияние взглядов философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Монтескье, Ф.М. Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения Ч. Беккариа, И. Бентама, Дж. Говарда.
Позитивистский период развития криминологии (вторая половина XIX – 20-е годы XX века). Позитивизм в криминологии. Антропологическое (биологическое) направление. Туринская школа. Работа Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Социологическое направление в криминологии. Концепция «социальной физики» (детерминизма) Л.А. Кетле. Развитие теории множественности факторов преступности в работах Г. Тарда, Ф. Листа. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория аномии Э. Дюркгейма.
Современный период в истории криминологии и основные направления ее развития. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход.
Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р. Мертон), теория субкультуры (А. Коэн, Л. Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения, (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория интеракции – теория стигмации («клеймения») (Р. Куинн и др.), иные теории.
Развитие криминологии в дореволюционной России. Социологическое направление (М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.П. Чубинский, С.К. Гогель, В.Д. Набоков, А.А. Жижиленко, А.А. Пионтковский-старший, С.В. Познышев, П.И. Люблинский). «Левое крыло» российских криминалистов-социологов (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский, Х.М. Чарыхов). Биосоциальное направление (Д.А. Дриль, П.И. Тарновский, В.Ф. Чиж и др.).
Этапы развития советской криминологии. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-х годах. Дискуссия 20-30-х годы про вопросам изучения преступности и личности преступников.
Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности в 30-40-х годах.
Создание в 1963 г. Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности – как головного всесоюзного криминологического учреждения, координирующего научные исследования в области криминологии. С 1964 г. криминология – обязательная учебная дисциплина юридических вузов.
Разработки в 60-70-х годах теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.
Криминология на современном этапе. Сочетание теоретических и практических исследований, создание научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью – характерные черты современной криминологии. Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований.
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики
Понятие преступности. Сущность преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость. Вопрос о классовом характере преступности: догматика прошлого и современное понимание. Социальные и правовые свойства преступности. Общественная опасность и массовость преступности. Преступность как статистическая совокупность. Соотношение преступления и преступности.
Количественные и качественные характеристики преступности. Состояние, уровень преступности, коэффициенты преступности; общие и специальные коэффициенты преступной активности. Структура преступности, виды преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений. Динамика преступности и факторы, влияющие на нее. Латентная преступность, методы ее оценки. Степень латентности. Ее зависимость от характера реагирования органов власти на полученную информацию о криминальном поведении. Региональные различия в преступности («география» преступности). Социальные последствия преступности.
Основные параметры преступности в дореволюционной России. Характеристика преступности в СССР в различные периоды его существования. Достоверность опубликованных сведений о преступности. Борьба за раскрытие уголовной статистики и ее итоги.
Современное состояние преступности. Преступность в Республике Беларусь в сравнении с преступностью в других странах.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные криминологические учреждения. Роль ООН и Совета Европы по предупреждению преступности в мире и обращению с правонарушителями.
Тема 4. Причины преступности и их основные концепции
Понятие причин и условий преступности в криминологии. Причинность как одна их форм детерминации, при которой одно явление (причина) порождает другое (следствие). Иные детерминанты преступности.
Обусловливание как вид непричинной детерминации, состоящий в создании возможности (вероятности) наступления следствия двумя путями: способствованием формированию причины и способствованием ее реализации. Криминогенные детерминанты – родовое понятие причин и условий преступности.
Социальные противоречия как корни причин и условий преступности.
Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Причины и условия как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов, располагающихся в определенной иерархии и уровневом соподчинении (причины и условия конкретных преступлений – микросистем, подсистем причин и условий групп преступлений, система причин и условий преступности в целом – макросистема). Система причин и условий вовне выступает как единое целостное образование по отношению к другим социальным системам – уголовной юстиции, профилактике правонарушений, к обществу в целом, находясь с ними в различного рода взаимодействии.
Классификация причин и условий преступности. Различие и соотношение причин и условий по механизму действия на преступность. Причины и условия по уровню: преступность в целом, причины и условия различных групп преступлений, причины и условия конкретных преступлений. Классификация криминогенной детерминации по содержанию: социально-психологическая, экономическая, политическая, организационно-управленческая, идеологическая и т.д. Формирующие и способствующие условия преступности.
Причины и условия преступности в Республике Беларусь на постсоветском этапе развития общества и государства. Связь причин и условий преступности с глобальным кризисом 90-х годов в стране. Социальные конфликты – условия, формирующие криминогенную мотивацию. Причины преступности и нравственное состояние общества, отсутствие необходимых моральных установок и ценностей (внедрение антикультуры, психология вседозволенности). Криминогенная психология различных слоев и групп общества как причина преступности. Корыстная мотивация – доминирующая среди причин современной преступности.
Тема 5. Личность преступника
Понятие личности преступника как основного и важнейшего звена механизма преступного поведения. Задачи и значение ее изучения. Соотношение понятий личности преступника со смежными понятиями (преступная личность, субъект преступления, подсудимый, осужденный). Специфика криминологических аспектов изучения личности преступника.
Личность как система взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника и носителя общественных отношений. Диалектическое единство социального и психологического в личности человека. Уровни криминологического изучения личности (индивидуальный, групповой, совокупной характеристики личности преступника). Правовая основа изучения личности преступника. Пределы понятия личности преступника в криминологии.
Соотношение социального и биологического в личности преступника. Роль психофизиологических и генетических свойств преступников в этиологии преступного поведения. Значение учета медико-биологических особенностей лиц, совершивших преступление.
Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Структура личности преступника. Социально-демографическая характеристика личности преступника. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди преступников. Соотношение различных возрастных групп преступников. Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступление. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступление, воздействие этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности преступников по роду занятий и по социальному положению.
Функционально-ролевая характеристика преступника, ее компоненты. Системы социальных ролей преступника. Тенденции деформации структуры личности преступника путем замены социально-позитивных функций социально-негативными ролями, отчужденности от коллектива и неформальных групп, объединяющих лиц с положительным поведением.
Характеристика социально-психологической направленности, ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности преступника. Специфика потребностей, интересов, отношения к социальным общностям, основным видам социальной деятельности. Деформация структуры и содержания гражданской, трудовой, семейно-бытовой, правовой психологии преступника. Особенности преступной мотивации – стержня личности преступника и причины преступного поведения.
Классификация (типология) преступников. Критерии типологии: а) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения; б) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентаций, определяющих направленность личности (случайные, ситуационные, неустойчивые, злостные и особо злостные преступники). Практическое значение классификации преступников.
Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения
Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Их соотношение и взаимосвязь с общими причинами преступности. Совершение конкретного преступления как результат взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий формирования индивида (микросреды), и внешних обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию).
Классификация причин и условий конкретного преступления.
Социально-психологический механизм совершения преступления. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов личности в генезисе индивидуального преступного поведения. Мотивы преступного поведения как взаимодействие потребностей личности, ее жизненных планов и интересов, с системой ценностных ориентаций. Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и регулятор преступного поведения.
Условия и механизм неблагоприятного нравственного формирования личности и их роль в совершении преступления. Отрицательные влияния на нравственное формирование личности различных видов социальной микросреды (семьи, учебных, производственных, воинских и религиозных коллективов, бытового окружения, группировок антиобщественных и преступных элементов и др.) и макроуровня.
Роль конкретной жизненной ситуации в формировании и реализации мотивации совершения преступления. Ситуация преступления как особая сфера взаимодействия личности с социальной средой.
Понятие криминогенной ситуации, ее элементы, разновидности и роль в совершении преступления. Объективное содержание и субъективное восприятие ситуации субъектом преступления. Классификация криминогенных ситуаций по времени и объему действия, источнику возникновения, содержанию, характеру воздействия на виновного и т.д. Значение классификации криминогенных ситуаций при планировании и организации профилактики отдельных видов преступлений.
страница 1 страница 2 | страница 3
|