страница 1
Министерство образования Республики Беларусь
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений
Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________ А. И. Жук
____________________
Регистрационный № ТД-______/тип.
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности
1-23 01 07 «Информация и коммуникация (по направлениям)»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра информации Республики Беларусь
____________И. Н. Лаптенок
_________________________
Председатель Учебно-методического объединения
высших учебных заведений
Республики Беларусь
по гуманитарному образованию
________________ В. Л. Клюня
________________________
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления высшего
и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
________________ Ю. И. Миксюк
________________________
Проректор по учебной и воспитательной работе
Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
________________ В. И. Шупляк
________________________
|
|
Эксперт-нормоконтролер
________________
________________________
|
Минск 2009
Составители:
О. В. Терещенко, заведующая кафедрой социальной коммуникации факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент;
Л. А. Савицкая, преподаватель кафедры технологий коммуникации факультета журналистики Белорусского государственного университета.
Рецензенты:
Кафедра философии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;
Ю. В. Чернявская, доцент кафедры культурологии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат культурологии, доцент;
В. Г. Реут, доцент кафедры управления в сфере образования учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой социальной коммуникации факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 13.05. 2008);
Кафедрой технологий коммуникации факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 16.05.2008);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики
Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05. 2008)
Ответственный за выпуск: Терещенко Ольга Викентовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ
Дисциплина «Введение в специальность» является основополагающей в системе профессиональной ориентации будущего специалиста по информации и коммуникации. Предметом данной дисциплины выступает сфера, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации, основные направления и специфика его профессиональной подготовки. Дисциплина направлена как на теоретическое осмысление специфики данной профессии, так и практическое знакомство с ее особенностями.
Главная цель дисциплины – сформировать у студентов системное представление о содержании и условиях их будущей профессиональной деятельности, ознакомить с основными требованиями к специалистам данного профиля, с основами организации аудиторного умственного труда, методами выявления и развития своих способностей, а также сформировать базу знаний основных понятий и терминов по информации и коммуникации.
Задачи дисциплины:
-
Определить сферу, объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции специалиста по информации и коммуникации.
-
Сформировать первоначальный понятийно-категориальный аппарат будущей профессии.
-
Ознакомить студентов с видами профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации.
-
Ознакомить студентов с системой подготовки специалистов данного профиля в учебных заведениях Республики Беларусь и за рубежом.
-
Ознакомить студентов с требованиями образовательного стандарта и учебного плана по данной специальности, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, способами рационального планирования учебной деятельности, видами самостоятельной работы студентов.
Цели и задачи дисциплины определяют ее структуру и объем.
Дисциплина включает в себя:
– лекционные занятия, в ходе которых студенты знакомятся с основами профессиональной деятельности и академическими требованиями;
– семинарские занятия, в ходе которых анализируется современная научная и учебная литература по темам программы;
– практические занятия, в ходе которых отрабатываются первичные навыки профессиональной деятельности.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
– ключевые понятия;
– становление основных понятий по дисциплине и их дальнейшую трансформацию;
– причины многозначности определений того или иного понятия;
– отличия в определениях отдельных понятий;
– историю развития своей специальности, первые научные работы и учебные пособия;
– международный опыт подготовки специалистов.
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
– видеть, осознавать и понимать проблему;
– ставить цель деятельности;
– анализировать информацию;
– моделировать возможные пути решения проблем;
– определять средства достижения цели и давать оценку их эффективности;
– прогнозировать следствия результатов деятельности.
На изучение дисциплины «Введение в специальность» в соответствии с типовым учебным планом по специальности 1-23 01 07 «Информация и коммуникация (по направлениям)» отводится 52 часа, из них 34 – аудиторных. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: 20 часов – на лекции, 14 – на семинары. Дисциплина рассчитана на 1 семестр, рекомендуемая форма отчетности – зачет.
Примерный тематический план
по дисциплине «Введение в специальность»
№
|
Наименование раздела, темы
|
Количество аудиторных часов
|
всего
|
в том числе
|
лекции
|
семинарские занятия
|
1
|
Предмет и задачи профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации. Квалификационные требования
|
2
|
2
|
|
2
|
Науки об информации и коммуникации: основные понятия и термины
|
6
|
4
|
2
|
3
|
Виды профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации
|
16
|
10
|
6
|
4
|
Национальная система высшего образования в сфере информации и коммуникации в контексте мировых тенденций
|
6
|
4
|
2
|
5
|
Академические компетенции студента вуза и специалиста
|
4
|
2
|
2
|
|
ВСЕГО :
|
34
|
20
|
14
|
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Предмет и задачи профессиональной деятельности
специалиста по информации и коммуникации.
Квалификационные требования
Сферы профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации. Объекты и виды профессиональной деятельности. Задачи профессиональной деятельности. Значение деятельности в области информации и коммуникации для жизни общества. Требования к уровню подготовки специалиста в рыночных условиях. Квалификационная характеристика специальности: академические, социально-личностные и профессиональные компетенции.
ТЕМА 2. Науки об информации и коммуникации:
основные понятия и термины
Роль информации и коммуникации в человеческом обществе. Возникновение наук об информации и коммуникации. Современная классификация наук об информации и коммуникации. Коммуникативистика. Массовая коммуникация. Организационная коммуникация. Информационные потоки. Модели коммуникации. Интерактивный характер современной информационной сферы. Коммуникационные барьеры. Коммуникативные стратегии.
ТЕМА 3. Виды профессиональной деятельности
специалиста по информации и коммуникации
Роль информации и коммуникации в государственной политике и деятельности организации. Внешние и внутренние коммуникации организации. Реклама и связи с общественностью (PR) как основные направления коммуникационной деятельности. Структурная модификация общественных связей в социальной коммуникации. Формирование внешнего и внутреннего имиджа организации и/или ее лидера. Реклама как форма коммуникативной деятельности. Организация рекламной деятельности. Этапы планирования в рекламе. Прямая и косвенная реклама. Рекламные кампании. Рекламное объявление: содержание и форма. Роль средств массовой коммуникации в коммуникативной деятельности государственных учреждений и организаций. Конструирование новостей, приёмы прямого обращения к общественности. Виды информационных сообщений. Устные и печатные материалы. Правила оформления пресс-релиза. Приёмы управления информационными потоками. Участие журналистов в мероприятиях. Практическая значимость Интернета как составляющей информационной среды. Политический консалтинг и коммуникационный менеджмент государственного аппарата. Службы по связям с общественностью как социальные технологии открытой системы управления. Коммуникационная составляющая маркетинга: продвижение товаров и услуг. Коммуникативная составляющая управления: информационные потоки и коммуникация в организациях. Информационное обеспечение политических, экономических и управленческих решений. Роль эмпирических исследований в обеспечении коммуникационной деятельности государства и организаций. Этические стандарты специальности. Профессии в сфере информации и коммуникации: PR-менеджер, менеджер по рекламе, имиджмейкер, ньюс-менеджер, пресс-секретарь, спичрайтер, антикризисный менеджер, специалист по политической пропаганде, специалист по ведению переговоров, маркетолог, менеджер по управлению и развитию персонала.
ТЕМА 4. Национальная система высшего образования в сфере информации и коммуникации в контексте мировых тенденций
Характеристика системы высшего образования Республики Беларусь по типам составляющих её вузов. Система образовательных стандартов высшего образования. Ступени высшего образования. Болонский процесс. Академическая специальность «Информация и коммуникация» (по направлениям). Направление «Информация и коммуникация: технологии коммуникации». Направление специальности «Информация и коммуникация: социальные технологии, научная и исследовательская деятельность». Образовательный стандарт специальности (по направлениям). Учебный план специальности (по направлениям). Специальность «Информация и коммуникация» в университетах стран СНГ, Западной Европы и США.
ТЕМА 5. Академические компетенции студента вуза и специалиста
Студент университета как субъект образовательного процесса. Академические компетенции студента. Организация учебного процесса в университете. Организация учебного труда студента. Виды занятий и формы отчетности. Самостоятельная работа студента: аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная контролируемая самостоятельная работа, внеаудиторная неконтролируемая самостоятельная работа. Формы самостоятельной работы. Оценивание самостоятельной работы (рейтинговые оценки). Расчет объема самостоятельной работы студента. Курсовые работы. Учебные и производственные практики. Итоговая аттестация выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М. 2003.
2. Бикбаева С.А. Информационные Интернет-технологии в системе «паблик рилейшнз». М. 2004.
3. Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации. СПб. 1999.
4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М. 1999.
5. Коммуникация: теория, методы исследования, технологии. Мн. 2004.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М. 2004.
7. Программа ТЕМПУС: учебные материалы по специальности «Информация и коммуникация» в БГУ. Мн. 1997.
8. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М. 2000.
Дополнительная:
1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М. 2001.
2. Брэтон Ф., Пру С. Выбух камунiкацыi. Мн. 1995.
3. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб. 2006.
4. Засурский Я.Н. Этика, паблик рилейшнз, лоббизм, СМИ и доверие общества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 4. 2003.
5. Маклюен Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. 2003.
6. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг. М. 2005.
7. www.infocom.journ.bsu.by – сайт специальности «Информация и коммуникация» факультета журналистики БГУ.
страница 1
|