Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А. И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-______/тип.



ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 07 «Информация и коммуникация (по направлениям)»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель Учебно-методического объединения

высших учебных заведений

Республики Беларусь


по гуманитарному образованию

________________ В. Л. Клюня

________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего


и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю. И. Миксюк

________________________

Проректор по учебной и воспитательной работе

Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ В. И. Шупляк

________________________






Эксперт-нормоконтролер

________________

________________________



Минск 2009
Составители:
О. В. Терещенко, заведующая кафедрой социальной коммуникации факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент;

Л. А. Савицкая, преподаватель кафедры технологий коммуникации факультета журналистики Белорусского государственного университета.



Рецензенты:
Кафедра философии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;

Ю. В. Чернявская, доцент кафедры культурологии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат культурологии, доцент;

В. Г. Реут, доцент кафедры управления в сфере образования учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой социальной коммуникации факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 13.05. 2008);


Кафедрой технологий коммуникации факультета журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 16.05.2008);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 5 от 23.05. 2008)

Ответственный за выпуск: Терещенко Ольга Викентовна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ
Дисциплина «Введение в специальность» является основополагающей в системе профессиональной ориентации будущего специалиста по информации и коммуникации. Предметом данной дисциплины выступает сфера, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации, основные направления и специфика его профессиональной подготовки. Дисциплина направлена как на теоретическое осмысление специфики данной профессии, так и практическое знакомство с ее особенностями.

Главная цель дисциплины – сформировать у студентов системное представление о содержании и условиях их будущей профессиональной деятельности, ознакомить с основными требованиями к специалистам данного профиля, с основами организации аудиторного умственного труда, методами выявления и развития своих способностей, а также сформировать базу знаний основных понятий и терминов по информации и коммуникации.



Задачи дисциплины:

  1. Определить сферу, объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции специалиста по информации и коммуникации.

  2. Сформировать первоначальный понятийно-категориальный аппарат будущей профессии.

  3. Ознакомить студентов с видами профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации.

  4. Ознакомить студентов с системой подготовки специалистов данного профиля в учебных заведениях Республики Беларусь и за рубежом.

  5. Ознакомить студентов с требованиями образовательного стандарта и учебного плана по данной специальности, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения, способами рационального планирования учебной деятельности, видами самостоятельной работы студентов.

Цели и задачи дисциплины определяют ее структуру и объем.

Дисциплина включает в себя:

– лекционные занятия, в ходе которых студенты знакомятся с основами профессиональной деятельности и академическими требованиями;

– семинарские занятия, в ходе которых анализируется современная научная и учебная литература по темам программы;

– практические занятия, в ходе которых отрабатываются первичные навыки профессиональной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

– ключевые понятия;

– становление основных понятий по дисциплине и их дальнейшую трансформацию;

– причины многозначности определений того или иного понятия;

– отличия в определениях отдельных понятий;

– историю развития своей специальности, первые научные работы и учебные пособия;

– международный опыт подготовки специалистов.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

– видеть, осознавать и понимать проблему;

– ставить цель деятельности;

– анализировать информацию;

– моделировать возможные пути решения проблем;

– определять средства достижения цели и давать оценку их эффективности;

– прогнозировать следствия результатов деятельности.

На изучение дисциплины «Введение в специальность» в соответствии с типовым учебным планом по специальности 1-23 01 07 «Информация и коммуникация (по направлениям)» отводится 52 часа, из них 34 – аудиторных. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: 20 часов – на лекции, 14 – на семинары. Дисциплина рассчитана на 1 семестр, рекомендуемая форма отчетности – зачет.



Примерный тематический план

по дисциплине «Введение в специальность»




Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лекции

семинарские занятия

1

Предмет и задачи профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации. Квалификационные требования

2

2




2

Науки об информации и коммуникации: основные понятия и термины

6

4

2

3

Виды профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации

16

10

6

4

Национальная система высшего образования в сфере информации и коммуникации в контексте мировых тенденций

6

4

2

5

Академические компетенции студента вуза и специалиста

4

2

2




ВСЕГО :

34

20

14

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Предмет и задачи профессиональной деятельности
специалиста по информации и коммуникации.
Квалификационные требования

Сферы профессиональной деятельности специалиста по информации и коммуникации. Объекты и виды профессиональной деятельности. Задачи профессиональной деятельности. Значение деятельности в области информации и коммуникации для жизни общества. Требования к уровню подготовки специалиста в рыночных условиях. Квалификационная характеристика специальности: академические, социально-личностные и профессиональные компетенции.
ТЕМА 2. Науки об информации и коммуникации:
основные понятия и термины

Роль информации и коммуникации в человеческом обществе. Возникновение наук об информации и коммуникации. Современная классификация наук об информации и коммуникации. Коммуникативистика. Массовая коммуникация. Организационная коммуникация. Информационные потоки. Модели коммуникации. Интерактивный характер современной информационной сферы. Коммуникационные барьеры. Коммуникативные стратегии.
ТЕМА 3. Виды профессиональной деятельности
специалиста по информации и коммуникации

Роль информации и коммуникации в государственной политике и деятельности организации. Внешние и внутренние коммуникации организации. Реклама и связи с общественностью (PR) как основные направления коммуникационной деятельности. Структурная модификация общественных связей в социальной коммуникации. Формирование внешнего и внутреннего имиджа организации и/или ее лидера. Реклама как форма коммуникативной деятельности. Организация рекламной деятельности. Этапы планирования в рекламе. Прямая и косвенная реклама. Рекламные кампании. Рекламное объявление: содержание и форма. Роль средств массовой коммуникации в коммуникативной деятельности государственных учреждений и организаций. Конструирование новостей, приёмы прямого обращения к общественности. Виды информационных сообщений. Устные и печатные материалы. Правила оформления пресс-релиза. Приёмы управления информационными потоками. Участие журналистов в мероприятиях. Практическая значимость Интернета как составляющей информационной среды. Политический консалтинг и коммуникационный менеджмент государственного аппарата. Службы по связям с общественностью как социальные технологии открытой системы управления. Коммуникационная составляющая маркетинга: продвижение товаров и услуг. Коммуникативная составляющая управления: информационные потоки и коммуникация в организациях. Информационное обеспечение политических, экономических и управленческих решений. Роль эмпирических исследований в обеспечении коммуникационной деятельности государства и организаций. Этические стандарты специальности. Профессии в сфере информации и коммуникации: PR-менеджер, менеджер по рекламе, имиджмейкер, ньюс-менеджер, пресс-секретарь, спичрайтер, антикризисный менеджер, специалист по политической пропаганде, специалист по ведению переговоров, маркетолог, менеджер по управлению и развитию персонала.

ТЕМА 4. Национальная система высшего образования в сфере информации и коммуникации в контексте мировых тенденций
Характеристика системы высшего образования Республики Беларусь по типам составляющих её вузов. Система образовательных стандартов высшего образования. Ступени высшего образования. Болонский процесс. Академическая специальность «Информация и коммуникация» (по направлениям). Направление «Информация и коммуникация: технологии коммуникации». Направление специальности «Информация и коммуникация: социальные технологии, научная и исследовательская деятельность». Образовательный стандарт специальности (по направлениям). Учебный план специальности (по направлениям). Специальность «Информация и коммуникация» в университетах стран СНГ, Западной Европы и США.
ТЕМА 5. Академические компетенции студента вуза и специалиста
Студент университета как субъект образовательного процесса. Академические компетенции студента. Организация учебного процесса в университете. Организация учебного труда студента. Виды занятий и формы отчетности. Самостоятельная работа студента: аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная контролируемая самостоятельная работа, внеаудиторная неконтролируемая самостоятельная работа. Формы самостоятельной работы. Оценивание самостоятельной работы (рейтинговые оценки). Расчет объема самостоятельной работы студента. Курсовые работы. Учебные и производственные практики. Итоговая аттестация выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М. 2003.

2. Бикбаева С.А. Информационные Интернет-технологии в системе «паблик рилейшнз». М. 2004.

3. Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации. СПб. 1999.

4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М. 1999.

5. Коммуникация: теория, методы исследования, технологии. Мн. 2004.

6. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М. 2004.

7. Программа ТЕМПУС: учебные материалы по специальности «Информация и коммуникация» в БГУ. Мн. 1997.

8. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М. 2000.



Дополнительная:
1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М. 2001.

2. Брэтон Ф., Пру С. Выбух камунiкацыi. Мн. 1995.

3. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб. 2006.

4. Засурский Я.Н. Этика, паблик рилейшнз, лоббизм, СМИ и доверие общества // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 4. 2003.

5. Маклюен Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. 2003.

6. Ольшанский Д.В. Политический консалтинг. М. 2005.



7. www.infocom.journ.bsu.by – сайт специальности «Информация и коммуникация» факультета журналистики БГУ.

страница 1

Смотрите также: