Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:
Утверждено
156,1kb. 1 стр.


«Утверждено»
67,03kb. 1 стр.

 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Барановичский государственный университет»


ПОЛОЖЕНИЕ

__________№_________

г. Барановичи
о десятибалльной системе оценки учебной деятельности студентов




УтверждЕНО


Приказ ректора университета

от 25.03.2011 № 143


Положение о десятибалльной системе оценки учебной деятельности студентов предназначено для использования профессорско-преподавательским составом кафедр учреждения образования «Барановичский государственный университет», обеспечивающим учебный процесс при оценке знаний и компетенций студентов вуза в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации, рецензировании и защите курсовых и дипломных проектов (работ), руководителями структурных подразделений, студентами.

Положение о десятибалльной системе оценки учебной деятельности студентов разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь:


  • Образовательными стандартами Республики Беларусь для первой ступени высшего образования, утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования в 2008 году;

  • Правилами текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 октября 2003 г. № 68.

Необходимость подготовки Положения о десятибалльной системе оценки учебной деятельности студентов вызвана постоянным обновлением профессорско-преподавательского состава, а также специалистов производства.

1. Общие положения

Требования к уровню знаний и умений, требования к академическим, социально-личностным и профессиональным компетенциям, необходимым для получения высшего образования и присвоения выпускникам соответствующей квалификации, а также формы и средства аттестации, определяются образовательными стандартами Республики Беларусь для специальностей высшего образования, введенными в действие в 2008 году.

Оценка знаний и умений студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации производится по десятибалльной шкале (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Для оценки знаний и компетенций студентов используются критерии, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, на основе которых кафедры могут разрабатывать критерии с учетом специфики дисциплин, критерии по практике, защите курсовых и дипломных проектов (работ). Для аттестации студентов на соответствие их компетенций поэтапным или конечным требованиям образовательного стандарта специальности на кафедрах создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, тестовые задания, контрольные работы и т.д.

Основными функциями оценки результатов учебной деятельности студентов являются:


  • контролирующая, выражающаяся в объективном определении уровня соответствия учебной деятельности студента при текущей и итоговой аттестации;

  • образовательная, которая ориентирует педагога на использование различных методов и средств оценивания учебных достижений адекватно уровням учебной деятельности;

  • стимулирующая, проявляющаяся в феномене положительного оценивания «вложенного труда» путем использования широкого диапазона баллов-отметок;

  • диагностическая, которая заключается в анализе процессуальной стороны учебной деятельности студента для последующей корректировки недочетов;

  • воспитывающая, обеспечивающая максимальный учет личности студента, создание условий для формирования личностных качеств, направленная на формирование адекватной самооценки личности, чувства ответственности за результаты учебной деятельности.

Оценка результатов учебной деятельности студентов осуществляется на основании соответствующих критериев и показателей.

Критерий – это средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация педагогических факторов, понятий, явлений.

Критерий может включать в себя ряд показателей – конкретных измерителей критерия, обеспечивающих его доступность для наблюдения и измерения.

Знания – совокупность сведений, познаний в какой-либо области (например, в педагогической); результат познавательной деятельности.

Качество – совокупность свойств, признаков объекта, которые составляют его устойчивую, постоянную и существенную характеристику.

К объективным характеристикам знаний относятся их полнота, глубина, оперативность, системность, к субъективным — осознанность, прочность, гибкость.

Полнота измеряется количеством знаний об изучаемом объекте. Полнота допускает изолированность знаний друг от друга.

Глубина – совокупность осознанных студентами существенных связей между знаниями об изучаемом объекте, процессе, явлении, законе и т.д.

Системность предусматривает осознание студентом причинно-следственных связей знаний об изучаемом объекте, процессе, явлении и т.д.

Осознанность выражается в понимании студентами взаимосвязи элементов знаний. Это наиболее обобщенное качество, отражающее конечный результат усвоения.

Прочность состоит в устойчивой фиксации в памяти студента системы существенных знаний и способов их применения или готовности восстановить необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях.

Гибкость проявляется в готовности студента к самостоятельному нахождению способа их применения при изменении ситуации или различных способов при одной и той же ситуации.

Оперативность означает умение оперировать знаниями в знакомых и незнакомых ситуациях.

В соответствии с принципами дидактической системы высшей школы 10-балльная система оценки учебных достижений студентов содержит параметрические уровни знаний и умений студентов и соответствующие им оценки и баллы»:

первый уровень (низкий) – рецептивный; оценка «неудовлетворительно», «незачтено»; баллы «1», «2», «3»

второй уровень

(минимально достаточный) – репродуктивная несамостоятельная учебная деятельность, выполняемая с помощью преподавателя; оценка – «удовлетворительно», «зачтено», балл – «4»

третий уровень (средний) – репродуктивная самостоятельная учебная деятельность, выполняемая по алгоритму; оценки – «почти хорошо», «хорошо», баллы – «5», «6»

четвертый уровень (высокий) – продуктивная самостоятельная учебная деятельность, выполняемая по созданному или типовому алгоритму; оценки – «очень хорошо» и «почти отлично», баллы – «7», «8»

пятый уровень (высший) – творческая деятельность, в результате которой создается объективно новая учебная продукция (информация, знания); оценки – «отлично», «превосходно», баллы – «9», «10»

Данные параметрических уровней знаний и умений студентов и соответствующие им оценки и баллы по 10-балльной шкале представлены в таблице 1.

Таблица 1

Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности студентов


Уровень качества

Уровень познания

Оценка

(балл)


высший

творческий

Превосходно

(10)


Отлично

(9)


высокий

продуктивный самостоятельный

почти отлично

(8)


очень хорошо

(7)


средний

репродуктивный самостоятельный

Хорошо

(6)


почти хорошо

(5)


минимально достаточный (стандарт)

репродуктивный несамостоятельный

удовлетворительно (зачтено)

(4)


низкий

рецептивный

неудовлетворительно (незачтено)

(3, 2, 1)






  1. Критерии 10-балльной шкалы оценки качества результатов учебной деятельности студентов

10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности студентов в зависимости от величины балла и оценки включает критерии, представленные в таблице 2.


Таблица 2

Критерии 10-балльной шкалы оценки качества результатов учебной деятельности студентов




Уровни

Оценки

Баллы

Критерии оценки качества результатов учебной деятельности студентов



1

2

3

4

высший

творческий



превосходно

10

– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы

– точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы

– безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач

– выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

– полное и глубокое усвоение содержания основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины

– умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин

– творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий


отлично

9

– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы

– точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы

– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач

– способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы









– полное и глубокое усвоение содержания основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины

– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку

– активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий


высокий

продуктивный самостоятельный



почти отлично

8

– систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы;

– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

– владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

– способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

– усвоение содержания основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);

– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


очень хорошо

7

– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

– способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;









– усвоение содержания основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


Средний

репродуктивный самостоятельный



хорошо

6

– достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

– использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

– способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

– усвоение содержания основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

– умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, хороший уровень культуры исполнения заданий.


почти хорошо

5

– достаточные знания в объеме учебной программы;

– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

– способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

– умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;









– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, средний уровень культуры исполнения заданий.

минимально достаточный

репродуктивный

несамостоятельный


удовлетворительно (зачтено)

4

– достаточные знания в объеме учебной программы;

–– усвоение содержания основной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины;

– использование научной терминологии, стилистическое и логически изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;

– умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

– работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.


Низкий

рецептивный



неудовлетворительно (незачтено)

3

–недостаточно полный объем знаний в объеме учебной программы;

– знание содержания части основной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины;

– использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

– слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;

– умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

– неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;

– пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.


2

– фрагментарные знания в объеме учебной программы;

– знание отдельных литературных источников, рекомендованной учебной программной дисциплины;

– неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых лингвистических и логических ошибок;

– пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.



1

– отсутствие знаний и компетенций в рамках учебной программы или отказ от ответа.

  1. Допустимые погрешности и ошибки

Допустимые погрешности и ошибки, которые необходимо учитывать по 10-балльной системе оценки результатов учебной деятельности студентов, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Допустимые погрешности и ошибки при определении качества результатов учебной деятельности студентов по 10-балльной шкале


Шкала соответствия

Уровни соответствия

Баллы

Количество ошибок (погрешности/ несущественные ошибки/существенные ошибки)

Примерная сумма баллов при тестировании по 10 показателям

соответствие

высокий

10

1/0/0

95-100 %

9

2/1/0

90-94 %

8

3/1/1

85-89 %

7

4/2/1

80-84 %

средний

6

5/2/2

70-79 %

5

6/3/2

65-69 %

минимально необходимый (стандарт)

4

7/4/3

50-54 %

несоот-ветст-вие

низкий

3

8/5/4

40-49 %

2

9/6/5

30-39 %

1

10/10/10

менее 30 %

Примечания:

  1. Погрешностями при определении качества учебных достижений студентов считаются:

    • неточные выражения;

    • неточное выполнение записей, рисунков, схем, графиков, моделей;

    • непоследовательное выполнение действий, операций;

    • нерациональные приемы вычислений и математических преобразований;

    • арифметические ошибки в расчетах и построениях.

2. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа или решения задачи.

К несущественным ошибкам относятся:



  • неточности определения понятий (неполный охват основных признаков определяемого понятия или замена одного или нескольких признаков второстепенными);

  • неточности формулировок законов, правил, принципов, основных теорий;

  • нерациональный способ решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена основных вопросов второстепенными).

3. Существенными (грубыми) ошибками являются:

  • подмена понятий в определении основных понятий, формулировках законов, правил, положений, теорий, формул, величин;

  • непонимание сущности явлений, используемых понятий, законов, теорий, области их применения;

  • незнание определений и названий единиц величин;

  • незнание фундаментальных понятий и категорий, постоянных характеристик, и параметров систем и процессов;

  • неумение выделять главное в ответе, делать выводы и обобщения;

  • неумение письменно оформлять ответ;

  • неумение применять теоретические знания для объяснения явлений и решения задач.

Рассмотрено и одобрено Научно-методическим советом университета (протокол № 7 от 23.03.2011).




Первый проректор

__________ Г.Я.Житкевич

«___»__________ 2011 г.


Проректор по учебной работе

__________ В.В.Хитрюк

«___»__________ 2011 г.








Начальник учебно-методического управления

__________ М.Г.Гапко

«___»__________ 2011 г.


Юрисконсульт

__________ О.А.Глазырина



«___»__________ 2011 г.




страница 1

Смотрите также:
Утверждено
156,1kb. 1 стр.


«Утверждено»
67,03kb. 1 стр.