Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ТЕМА: Всемирная организация здравоохранения: цели, функции, основные стратегии
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. История создания Всемирной Организации Здравоохранения

  2. Функции и структура ВОЗ

  3. Ресурсы и планирование




  1. История создания Всемирной Организации Здравоохранения

В 1851 г. в Париже прошла I Международная санитарная конференция, в которой участвовали 12 государств, в том числе и Россия. Итогом работы этого форума предполагалось принятие Международной санитарной конвенции, которая определила порядок морского карантина в Средиземном море.

По окончании II Мировой войны в июле 1946 г. в Нью-Йорке в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению было решено создать ВОЗ. Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 г., с тех пор этот день 7 апреля отмечается как «Всемирный день здоровья».

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли:

- при решении проблем глобального здравоохранения,

-составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения,

- установление норм и стандартов,

- разработку политики на основе фактических данных,

- обеспечение технической поддержки странам

- контроль за ситуацией в области здравоохранения

- оценку динамики ее изменения.

Целью ВОЗ, как указано в ее Уставе, является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

Главная миссия ВОЗ состоит в достижении всеми людьми наивысшего возможного уровня здоровья с особым акцентом на ликвидацию разрывов как внутри стран, так и между ними.

Борьба с эпидемиями болезней, стремление сократить младенческую смертность и борьба за безопасную беременность – вот приоритеты ВОЗ.



  1. Функции и структура ВОЗ

Руководящим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), созываемая 1 раз в год; постоянно действуют исполнительный комитет, секретариат, возглавляемый генеральным директором, комитеты экспертов, региональные комитеты:

- для стран Европы,

- Америки,

- Африки,

- Восточного Средиземноморья,

- Юго-Восточной Азии,

- западной части Тихого океана.

Постоянно работают 147 страновых бюро

Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве; ее аппарат состоит из отделов и отделений (секций). В комитеты экспертов ВОЗ привлечены компетентные ученые многих стран мира, которые являются консультантами по различным научным и практическим вопросам здравоохранения и медицинской науки при разработке программ деятельности ВОЗ.

Все страны-члены ООН могут стать членами ВОЗ, приняв ее Устав. Другие страны могут быть приняты в члены ВОЗ при условии, что Генеральная ассамблея здравоохранения одобрит их заявление простым большинством голосов.

Всемирная ассамблея здравоохранения является высшим органом ВОЗ, принимающим решения. Ее ежегодные сессии, в работе которых принимают участие делегации из всех 193 государств-членов ВОЗ, проводятся обычно в мае в Женеве.

На пути достижения своих целей ВОЗ выполняет следующие основные функции:

- обеспечение ведущей роли в вопросах, имеющих исключительно важное значение для здоровья, и налаживание партнерских отношений там, где необходимы совместные действия;

- разработка повестки дня в области научных исследований и стимулирование сбора, освоения и распространения ценных знаний;

- установление норм и стандартов, содействие в их соблюдении и соответствующий контроль;

- увязка концепции этических вопросов с концепцией разработки политики на основе фактических данных;

- обеспечение технической поддержки, активизация изменений и создание устойчивого институционального потенциала и

- контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценка динамики ее изменения.

Эти основные функции изложены в 11-й Общей программе работы, в которой представлены структура программы работы в рамках всей организации, бюджет, ресурсы и результаты. Программа под названием "Работа во имя здравоохранения" охватывает 10-летний период с 2006 по 2015 годы.

ВОЗ устанавливает международные стандарты на пищевые продукты, лекарственные препараты; пересматривает каждые 10 лет международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти.

Организует по широкой международной программе совместные исследования по изучению состояния здоровья населения, организации медпомощи, подготовке медперсонала, обеспечивает координацию этих исследований; проводит международные конференции, симпозиумы и др. по проблемам медицины и здравоохранения, организует деятельность комитетов экспертов, научных групп, международные курсы по повышению квалификации и обмену опытом работы медперсонала разных категорий.

По инициативе ВОЗ и при активной поддержке национальных систем здравоохранения (в том числе и СССР) была проведена компания по ликвидации оспы в мире (последний случай зарегистрирован в 1981 г.); ощутимой является компания по борьбе с малярией, распространённость которой сократилась почти в 2 раза, программа иммунизации против 6 инфекционных заболеваний, организация выявления и борьба с ВИЧ, создание справочно-информационных центров во многих государствах, формирование служб первичной медико-санитарной помощи, медицинских школ, учебных курсов и т. д.

Основная роль ВОЗ в достижении поставленных целей — консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а также предоставление необходимой информации, чтобы научить страны помогать самим себе в решении ключевых проблем охраны здоровья. На сегодня ВОЗ определила наиболее важные направления деятельности национальных систем здравоохранения как: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия, содействие безопасной беременности — здоровье матери и ребёнка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

В соответствии с Уставом организация выполняет среди прочих нормотворческую функцию, которая заключается в разработке, утверждении и способствовании принятию конвенций, соглашений и регламентов по вопросам международного здравоохранения. За более полувека существования ВОЗ приняла большое количество нормативных документов, различных по своей значимости. Однако большинство из них не имеют непосредственного отношения к здравоохранению в целом и к праву человека на здоровье.

Документы, принимаемые ВОЗ, в основном не имеют обязательной юридической силы – они принимаются в форме рекомендации. Подобный выбор связан, прежде всего, с тем, что рекомендация имеет упрощенный порядок принятия и последующего внесения дополнений и изменений в текст. Мягкая форма рекомендации позволяет также обойти «острые углы», возникающие из-за различных традиций и подходов в медицинской науке и практике в мире.

Являясь специализированным учреждением ООН, ВОЗ принимала участие в работе Комиссии ООН по правам человека по созданию «Международной хартии прав человека».

Вопросы здравоохранения вошли в состав Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакты были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и открыты для подписания в 1966 года, а вступили они в силу лишь в 1976 году.

ВОЗ также участвует в работе Комитета по правам женщин и Комитета по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года, Многие статьи, не упоминая непосредственно здоровье, содержат положения, имеющие непосредственное значение для безопасного развития ребенка.

Большим достижением ВОЗ стало принятие Рамочной конвенции по борьбе против табака, вступившей в силу 27 февраля 2005 года. Это первая конвенция, принятая под эгидой ВОЗ. Важным документом также являются Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые на 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2005, целью которых является максимальное ограничение распространения болезней при минимальном вмешательстве в международные туризм и торговлю. До недавнего времени ММСП действовали в редакции 1969 года, в которой были отражены лишь три заболевания: холера, чума и желтая лихорадка.

В решении проблем здравоохранения ВОЗ активно сотрудничает со многими международными организациями системы ООН:

Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Организацей Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), организацией по атомной энергии (МАГАТЭ), организацией по образованию, науке, культуре (ЮНЕСКО), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Лигой обществ Красного Креста и др. ВОЗ издает "Бюллетень ВОЗ", "Хронику ВОЗ", "Тетради общественного здравоохранения", журнал "Здоровье мира", "Ежегодник мировой санитарной статистики".

3. Ресурсы и планирование


Структура финансовых ресурсов и расходов ВОЗ выведена из 11-ой Общей программы работы, которая охватывает период 2006-2015 годов Общая сумма бюджета ВОЗ, запланированного на 2006-2007 годы, составляет приблизительно 3,3 миллиарда долларов США . Эти средства лишь на одну четверть поступают в форме регулярных “членских взносов” от государств- членов ВОЗ , а свыше 70% - это деньги, являющиеся добровольными взносами стран, учреждений и других партнерских структур ВОЗ. По сложившейся традиции основным источником добровольных взносов являются государства-члены.

Распределение средств:



  • 53% проведение основных мероприятий по медико-санитарному вмешательству;

  • 21% эффективная поддержка государств-членов;

  • 13% программы и системы здравоохранения и поставки медицинских товаров;

  • 11% формирование детерминант здоровья.

Начиная с 2008 г. в основу управления ВОЗ, ориентированного на результаты, будет положен шестилетний среднесрочный стратегический план (на 2008-2013 годы), включающий три двухлетних бюджетных периода.

стратегический план и первый из Программных бюджетов (на 2008-2009 годы) были приняты на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2007 года.


Программа работы ВОЗ.


Шесть пунктов программы представляют две задачи в области здравоохранения, две стратегические потребности и два оперативных подхода. Общие результаты деятельности ВОЗ будут измерены по ее воздействию на здоровье женщин и здоровье населения Африки.

Задачи: 1. Содействие развитию


В течение последнего десятилетия здравоохранение стало играть беспрецедентную роль в качестве одной из основных движущих сил социально-экономического прогресса, а инвестиции в здравоохранение никогда ранее не были столь значительными. Однако нищета продолжает усугублять плохое состояние здоровья, которое, в свою очередь, не позволяет большим группам населения выбраться из нищеты.

В основе развития здравоохранения лежит этический принцип справедливости: нельзя отказывать в доступе к жизненно-важным и укрепляющим здоровье мерам по несправедливым причинам, в том числе и по причинам, имеющим экономические или социальные корни. ВОЗ уделяет результатам мероприятий по охране здоровья неимущих, неблагополучных и уязвимых групп населения.


2. Укрепление безопасности в области здравоохранения


В связи с общей уязвимостью перед угрозами безопасности в области здравоохранения необходимы совместные действия. Одну из основных угроз международной безопасности в области здравоохранения представляют вспышки новых болезней и болезней, способных вызывать эпидемии. Такие вспышки болезней происходят все чаще и чаще, что связано с такими факторами, как быстрая урбанизация, неправильное обращение с окружающей средой, способы производства и торговли пищевыми продуктами, а также методы применения антибиотиков и их неправильное употребление. Возможности для общей защиты мира от вспышек болезней будут укреплены в июне 2007 года, когда вступят в силу пересмотренные Международные медико-санитарные правила.

3. Усиление систем здравоохранения


Для того чтобы улучшение здравоохранения способствовало сокращению масштабов нищеты необходимо, чтобы службы здравоохранения охватывали неимущие и не получающие достаточного обслуживания группы населения. Службы здравоохранения во многих странах не имеют возможностей для этого, поэтому усиление систем здравоохранения является важнейшим приоритетом ВОЗ. В центре внимания находятся такие области, как обеспечение достаточного числа надлежащим образом подготовленного персонала, достаточное финансирование, соответствующие системы для сбора важных статистических данных и доступ к надлежащей технологии, включая основные лекарственные средства.

4. Использование результатов научных исследований, информации и фактических данных


Фактические данные являются фундаментом для установления приоритетов, определения стратегий и измерения результатов. ВОЗ собирает надежную информацию в области здравоохранения при консультировании с ведущими экспертами для установления норм и стандартов, разработки основанных на фактических данных политических методик, а также мониторинга и оценки глобальной ситуации в области здравоохранения.

5. Усиление партнерств


ВОЗ проводит свою работу при поддержке и в сотрудничестве со многими партнерами, включая учреждения системы ООН и другие международные организации, доноров, гражданское общество и частный сектор. ВОЗ использует стратегическую силу фактических данных для того, чтобы партнеры, проводящие программы в странах, действовали в соответствии с наилучшими техническими руководящими принципами и практическими методиками, а также приоритетами, установленными в странах.

6. Улучшение результатов деятельности


ВОЗ участвует в происходящих в настоящее время реформах, нацеленных на улучшение эффективности и результативности ее работы как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. ВОЗ стремится к тому, чтобы ее самый ценный ресурс - ее персонал - работал в обстановке, где есть мотивация и поощрение. ВОЗ планирует свой бюджет и деятельность с помощью управления, ориентированного на результаты, используя четко определенные ожидаемые результаты для измерения эффективности деятельности на страновом, региональном и международном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменков А.В. Всемирная организация здравоохранения и право на здоровье // Внешнеэкономические связи.-2006.-Т. 21.-№ 1.-С.28-31. 

  2. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. - ВОЗ. Женева, 2001.

  3. Gwatkin D.R. Health Inequalities and the Health of the Poor: What do we know? What can we do? // Bulletin of the World Health Organization. – 2000. – Vol. 78. – P. 7-18.

  4. Gwatkin D.R., Rutstein S., Johnson K., Pande R.P., Wagstaff A. Socio-Economic Differences in Health, Nutrition and Population. – Washington, DC. World Bank. 2001.

  5. Резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года.

  6. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000. - ВОЗ. Женева. 2000.

  7. Murray CJL, Frenk J. A framework for assessing the performance of health systems. Bulletin of the World Health Organization, 2000, 78(6):717-731.

  8. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения. – европейское региональное бюро ВОЗ. 2005.


страница 1

Смотрите также: