Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

Как стать добрее
23,03kb. 1 стр.


 Главная   »  
страница 1

В связи с рождением ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать не только детей с ОПФР, но и их семьи, которым необходима комплексная психологическая помощь и поддержка. Только при решении этой проблемы можно обеспечить интеграцию их в обществе.

Описывая отношения родителей к ребёнку, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (З. Фрейд, А. Адлер и др.).

Фундаментальным открытием психоанализа стало положение о роли матери в психическом развитии ребёнка. З. Фрейд считал, что именно мать является для ребёнка источником переживания чувства удовольствия и объектом первого сексуального выбора. Теория психоанализа дала начало многим современным концепциям детского развития.

Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребёнка, провёл качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребёнку. Противопоставляя материнская и отцовская любовь. Материнская не связана с достоинствами и достижениями ребёнка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признаёт самоценность ребёнка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче. Материнская любовь дана ребёнку изначально как дар, она, по Э. Эриксону, является основой формирования у ребёнка базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать. Мать любит своего ребёнка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь иная – отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идёт не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определённой степени представлены в личности матери и отца».

Благодаря психоанализу проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в детском возрасте. Особенности материнской и отцовской любви, позиция обоих родителей в воспитании не только обусловливают индивидуальную траекторию развития ребёнка, но и выступают существенным условием развития личности.

Детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОПФР складываются принципиально иным образом. Психологические особенности матерей, воспитывающих «особого» ребёнка, раскрывают в своих работах Л.М. Шипицина, Л.И. Аксенова, Г. Фюр, В.Б. Пархомович. В семьях, имеющих детей с ОПФР, очень высок процент разводов. Как правило, мать вынуждена одна нести все тяготы ежедневных забот о ребёнке и обеспечивать необходимые мероприятия по его лечению, обучению и воспитанию. Поэтому роль матери, воспитывающей ребёнка с ОПФР, трудно переоценивать. Она прилагает массу усилий для развития своего ребёнка, хотя часто не хватает ей знаний и умений, иногда мешают мнения окружающих о её ребёнке. Бывает, что мать стесняется своего необычного ребёнка.

Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материнства, по мнению Л,М. Шипициной, нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы. Не всегда ребёнок может овладеть определённым набором умений и навыков, мать не может полностью контролировать этот процесс. Такие несоответствующие ожиданиям окружающих проявления могут восприниматься как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери «особого» ребёнка, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Исследуя психические характеристики матерей детей с ОПФР, Л.М. Шипицина констатировала следующий факт. Несоответствие статуса женщины прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребёнка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворённости ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышения их роли. Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметными, по наблюдениям Л.М. Шипициной и других авторов, являются следующие:

- снижение регулирующего самоконтроля;

- затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;

- Избирательность контактов - женщины предпочитают общаться с людьми, близкими по ценностным ориентациям;

- При общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Эмоциональные особенности матерей детей с ОПФР очень точно определила Н.В. Жутикова. Мать «особого» ребёнка противопоставляет себя всем, она не - произвольно фиксирована на одной теме – своём «особом» ребёнке. Часто её речь безудержна, хотя она сама может осознавать утомительность этого для окружающих. Эмоциональный тон такого эгоцентризма автор называет «почти хроническим дискомфортом».

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Л.А. Нисневич утверждают, что с годами такое дискомфортное состояние женщины осложняется из-за отчаяния, усталости и тяжести ответственности, лежащей на ней. Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворённость семейной жизнью, нервно-психическое напряжение – все эти факторы изменяют взгляд матери на себя и других людей.

В психологическом портрете супругов имеющих «особого» ребёнка, В.Б. Пархомович выделяет чувство вины как постоянное чувство родителей. По наблюдению автора, оно выражается в поиске причин, смягчающих интенсивность переживаемой вины. Очень часто это ограничивается поиском виновных. Родители склонны обвинять себя и других членов семьи в появлении и развитии болезни. При этом чувство вины может сочетаться со скрытыми агрессивными реакциями по отношению друг к другу или к самому ребёнку. Когда агрессия выражается по отношению к супругу, происходит своего рода переадресация собственного чувства вины партнёру по браку. Ещё одна эмоция, которая незримо присутствует в семье ребёнка с отклонениями в развитии, - это страх за жизнь и дальнейшую судьбу ребёнка, страх смерти и его производные. При этом происходит снижение самооценки и оценки партнёра по браку. Здесь может иметь место частичный либо полный отказ от сексуально-эротических отношений между супругами.

Полный круг проблем женщины, воспитывающей ребёнка с ОПФР, шведский психолог Г. Фюр образно и очень верно умещает в словосочетание «зпрещённое» горе. Горе, которое испытывает мать ребёнка с отклонениями в развитии, живёт вместе с ней всю её жизнь и проявляется в различных интерпретациях. Это могут быть гнев и депрессия, сильная и продолжительная злость и упреки в адрес разных людей и себя, самоотверженное участие в горе других или отрицание того, что ребёнок болен, активная «беспечность», бессонница, физическое заболевание, мысли о самоубийстве, самонаказание, социальная изоляция и многое, многое другое.



Г. Фюр утверждает, что для всех родителей их ребёнок выступает как символ. В нашем обществе, считает автор, родители возлагают на будущего ребёнка много надежд и готовы понести большие затраты, готовясь к его рождению. Ждать появления ребёнка, заботиться о нём, общаться с ним – ценность сама по себе, но кроме этого ребёнок имеет очень важное символическое значение. Родители видят в своём ребёнке физическое и духовное продолжение себя. Рождение ребёнка с функциональными ограничениями (термин автора) может ощущаться как потеря. Родители чувствуют горе, хотя у них родился живой ребёнок. Исследования Г. Фюр показывают, что родители редко испытывают чувства к своему ребёнку. Каждый из супругов переживает горе по-своему. Новая роль родителей «особого» ребёнка сказывается на чувстве собственного достоинства. Они ощущают себя людьми, которых наказали за какую-то совершенную или воображаемую ими ошибку. Родители считают, что навсегда потеряли чувство уверенности в будущем, они боятся будущего, полного тревоги и испытаний. Каждая семья после рождения ребёнка с функциональными нарушениями переживает кризис . в котором автор выделяет несколько этапов и чувств, переживаемых родителями. На первоначальном этапе переживание горя исполнено тоски и отчаяния. Мать, как правило, становится раздражительной и неблагодарной даже по отношению к тем, кто пытается ей помочь. На смену тоске приходит отчаянье. Родители испытывают депрессию, им кажется, что их жизнь рушится. Гнев и тоска уменьшаются со временем, Но приступы апатии и депрессии остаются. Всё то горе, которое испытывают родители ребёнка с ограничениями, особенно его мать, продолжает жить в их семье и накладывает отпечаток на всю их жизнь.

Итак, жизнь семьи ребёнка с ОПФР полна тревоги и опасения за его судьбу, за будущее своей семьи. Благополучно судьба ребёнка сложится лишь тогда, когда рядом с ним находится мать. Именно она помогает усвоить образы окружающего мира, сформировать чувство «базового доверия» к миру. Мать любит своего ребёнка таким, каков он есть, потому что не может иначе.

страница 1

Смотрите также:

Как стать добрее
23,03kb. 1 стр.