страница 1 16. С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с особенностями психофизического развития?
17. Соотношение групповой и индивидуальной работы в психологическом сопровождении учащихся. Аргументируйте ответ.
18. Является ли психологической проблема завышенных и заниженных требований к учащимся со стороны педагога?
19. Ваши представления о работе педагога-психолога в учебно-воспитательном учреждении.
20. Какие идеи по психологическому сопровождению в учебно-воспитательных учреждениях кажутся Вам привлекательными?
21. Как Вы относитесь к возможности совместного обучения здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития? Аргументируйте ответ.
22. Приоритетные направления развития современной практической психологии.
23. Каких отечественных и зарубежных ученых-психологов Вы знаете?
24. Какой периодикой может пользоваться педагог-психолог?
25. Какие книги по психологии Вы прочитали за последнее время?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Битянова М.Ф. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. М., "Генезис", 2000.
2. Вачков И.В. Введение в профессию "психолог": учеб. пособие / И.В. Вачков,
И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под. Ред. И.Б. Гриншпун. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Б. Дарвиш, под ред. В.Е. Клочко. М., Изд-во "ВЛАДОС", 2003.
4. Общая психология / под ред. проф. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1999.
5. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чирова. М., "Пед. об-во России", 2000.
Дополнительная:
1. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун и др.; под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингирей. Мн.: БГПУ, 2005.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университета / Р.В. Овчарова. М., "Академия", 2003.
3. Петровский, А.В. Психология: учеб. пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М., "Академия"; Высшая школа, 2001.
Учреждение образования
"Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет переподготовки специалистов образования
Кафедра педагогики и психологии непрерывного образования
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
"ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
МИНСК 2008
Пояснительная записка
Вступительное испытание по специальности "Практическая психология" проводится в виде собеседования. Собеседование имеет своей основной целью оценку осознанности и обоснованности выбора данной специальности, а также выявление уровня психологических знаний специалистов, желающих приобрести дополнительную квалификацию "Педагог-психолог".
Собеседование позволяет выявить ориентированность будущих слушателей в узловых вопросах современной психологии, а также в основных проблемах психологической практики.
Программа состоит из трех разделов: "Введение в психологию", "Основы возрастной и педагогической психологии", "Теоретические и методические основы организации работы педагога-психолога в учреждениях образования". Содержание данных разделов нацеливает будущих слушателей на системный анализ и сравнение имеющихся у них теоретических знаний по психологии с собственным практическим опытом.
В ответах на предлагаемые вопросы поступающим рекомендуется использовать примеры из опыта своей профессиональной деятельности, проявлять собственную позицию в отношении к наиболее проблемным аспектам организации психологической службы в системе образования, демонстрировать ориентированность в современной психологической литературе.
Программа включает список рекомендуемой литературы, обращение к которой поможет будущим слушателям уточнить свои интересы, намерения в области выбранной специальности, а также получить необходимую информацию при подготовке к собеседованию.
РАЗДЕЛ 1
Введение в психологию
Предмет психологии. Место психологии в системе наук. Психология и научно-технический прогресс. Педагогика и психология. Структура современной психологии. Методы психологии. Основные категории психологии: личность, индивидуальность, сознание, самосознание, активность, деятельность.
РАЗДЕЛ 2
Основы возрастной и педагогической психологии
Взаимозависимость психического развития ребенка и формирования его личности в условиях воспитания и обучения.
Периодизация психического развития. Понятие "сензитивный период развития".
Основные доминанты психического развития ребенка-дошкольника, младшего школьника, подростка.
Особенности психического развития в ранней юности (14-17 лет).
РАЗДЕЛ 3
Теоретические и методические основы организации работы
педагога-психолога в учреждениях образования
Цель и задачи психологической службы учебно-воспитательного учреждения. Основные направления деятельности педагога-психолога учебно-воспитательного учреждения: профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая, просветительская. Особенности работы педагога-психолога в учреждениях образования: детских садах, школах, внешкольных учреждениях, социально-педагогических центрах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Особенности организации работы педагога-психолога учреждения образования с педагогическим коллективом и семьей.
Профессиональные и личностные качества психолога. Этические нормы деятельности педагога-психолога. Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога и организации психологической службы. Повышение профессиональной квалификации педагога-психолога.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
1. Чем определен Ваш выбор профессии "педагог-психолог"?
2. Охарактеризуйте заинтересовавший Вас опыт одного из ваших коллег педагогов-психологов.
3. Выделите основные профессиональные качества личности педагога-психолога.
4. Перечислите этические нормы и требования, которым должен следовать в своей работе психолог-профессионал.
5. В каких типах учебно-воспитательных учреждений может работать педагог-психолог?
6. Модель взаимодействия администрации школы и педагога-психолога. Аргументируйте Вашу точку зрения.
7. В каком типе учреждений образования Вы желаете работать после прохождения переподготовки? Обоснуйте свой ответ.
8. Какие Вы видите проблемы в организации психологической помощи детям-дошкольникам?
9. Какие Вы видите проблемы в организации психологической помощи детям школьного возраста?
10. Обозначьте основные психологические проблемы взаимодействия в системе "учитель — ученик".
11. Обозначьте основные психологические проблемы взаимодействия в системах "учитель — учитель", "администратор — учитель".
12. Обозначьте основные функции школьного психолога. Аргументируйте свой ответ.
13. С какими психологическими проблемами чаще всего сталкивается семья ребенка дошкольника?
14. С какими психологическими проблемами чаще всего сталкивается семья младшего школьника?
15. С какими психологическими проблемами чаще всего сталкивается семья подростка?
страница 1
|