Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
Об особо охраняемых природных территориях

Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 175


Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., N 16, ст. 96; "Казахстанская правда" от 21 июля 2006 года N 178 (25149)


Оглавление

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети.



РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем


                 Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) биологические ресурсы - генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экологических систем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества;

      2) особо охраняемая природная территория - участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны;

      3) система особо охраняемых природных территорий - совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающая репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон;

      4) охрана особо охраняемых природных территорий (далее - охрана) - комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров;

      5) защита особо охраняемых природных территорий (далее - защита) - комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для устранения неблагоприятного воздействия вод, защиты растений от вредителей и болезней, регулирования численности животных;

      6) уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий функции управления и контроля, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий;

      7) природные комплексы особо охраняемых природных территорий - совокупность объектов биологического разнообразия и неживой природы, подлежащих особой охране;

      8) интродукция - преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания;

      9) государственный природно-заповедный фонд - совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации;

      10) объекты государственного природно-заповедного фонда - геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Казахстан), имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение;

      11) рекреационная нагрузка - единовременное количество отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени;

      12) Летопись природы - свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков, за состоянием экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда, ведущихся по единой методике;

      13) устойчивое использование природных комплексов использование биологических ресурсов природных комплексов таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия;

      14) природоохранные организации - государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения (далее - природоохранные учреждения), и государственные зоологические парки, государственные ботанические сады, государственные дендрологические парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного предприятия;

      15) экологический коридор - часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и сохранения биологического разнообразия;

      16) экологическая сеть - комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами охраняемых природных территорий экологическими коридорами, организованный с учетом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
                области особо охраняемых природных территорий

      1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Отношения по использованию и охране недр, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Законом.

      3. Имущественные отношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

      4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Основные принципы в области особо охраняемых


                природных территорий

      Основными принципами в области особо охраняемых природных территорий являются:


      1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологической сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов;
      2) государственное регулирование и контроль в области особо охраняемых природных территорий;
      3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и естественных экологических систем;
      4) использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, образования, туризма;
      5) платность использования особо охраняемых природных территорий;
      6) ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий;
      7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо охраняемых природных территорий;
      8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий;
      9) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.

      Статья 4. Объекты отношений в области особо охраняемых


                природных территорий

      Объектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются природные комплексы, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на этих землях и землях других категорий объекты государственного природно-заповедного фонда.

      Статья 5. Субъекты отношений в области особо охраняемых
                природных территорий

      Субъектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются физические и юридические лица, а также государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законами Республики Казахстан.



Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 6. Система обеспечения охраны особо охраняемых


                природных территорий

      В систему обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий входят:


      1) Правительство Республики Казахстан;
      2) уполномоченный орган;
      3) центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории;
      4) областные, города республиканского значения и столицы представительные органы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан;
      5) областные, города республиканского значения и столицы исполнительные органы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан;
      6) природоохранные организации;
      7) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий.
      Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 6-1. Государственное управление в области особо


                  охраняемых природных территорий

      Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляется:


      1) Правительством Республики Казахстан;
      2) уполномоченным органом, включая его ведомство с территориальными подразделениями;
      3) центральными исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории;
      4) областными, города республиканского значения и столицы представительными и исполнительными органами в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан.
      Сноска. Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан



      К компетенции Правительства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий относятся:
      1) разработка основных направлений государственной политики в области особо охраняемых природных территорий;
      2) право владения, пользования и распоряжения особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;
      3) определение уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий;
      4) утверждение:
      перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
      перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;
      программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей по представлению уполномоченного органа;
      правил предоставления в аренду земельных участков на территории государственных национальных природных парков для осуществления регулируемого туризма и рекреации;
      порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      порядка проведения конкурсов на строительство объектов туристского и рекреационного назначения на особо охраняемых природных территориях;
      границы и вида режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения;
      перечня международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий;
      порядка упразднения государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории;
      5) предоставление и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
      6) создание и расширение особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
      6-1) перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса по предложению уполномоченного органа и утверждение его порядка;
      6-2) упразднение государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшение их территории по предложению уполномоченного органа на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование;
      7) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий;
      8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 09.01.2007 N 213 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 01.12.2008 N 94-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 8. Компетенция уполномоченного органа



      К компетенции уполномоченного органа относятся:
      1) координация деятельности государственных органов в области особо охраняемых природных территорий;
      2) реализация государственной политики в области особо охраняемых природных территорий;
      3) внесение на утверждение в Правительство Республики Казахстан перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;
      4) внесение предложений по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также по переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса;
      4-1) внесение предложений по упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;
      5) разработка и утверждение нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий;
      6) утверждение:
      размеров тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями республиканского значения со статусом юридического лица;
      порядка разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий;
      на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы - естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также согласование естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения;
      проектов корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы;
      порядка разработки и регистрации (перерегистрации) паспортов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;
      правил разработки плана управления природоохранной организацией;
      символики (эмблемы и флага) природоохранной организации, а также порядка разработки   и использования символики природоохранного учреждения;
      правил посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами;
      порядка разработки проектов естественно-научного обоснования упразднения государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории;
      правил любительского (спортивного) рыболовства, разрешаемого для нужд местного населения, в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 43-1 настоящего Закона;
      порядка проведения мероприятий по предотвращению заморов, осуществляемых в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 43-1 настоящего Закона;
      7) рассмотрение отчетов центральных и местных исполнительных органов по вопросам состояния, охраны, защиты, использования и финансирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении;
      8) разработка программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей;
      9) организация разработки естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо, охраняемых природных территорий республиканского значения, находящихся в его ведении;
      10) организация разработки и утверждение планов управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении;
      11) руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении, обеспечение проведения их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;
      12) организация научно-исследовательских работ на особо охраняемых природных территориях республиканского значения;
      13) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      14) согласование перечня объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения по представлению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов;
      15) осуществление государственного контроля за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда;
      16) разработка и утверждение образцов форменной одежды (без погон), порядка ношения и нормы обеспечения ею государственных инспекторов природоохранных учреждений;
      17) согласование генеральных схем организации территории Республики Казахстан, межрегиональных схем территориального развития, комплексных схем градостроительного планирования и иной градостроительной документации, затрагивающей территории экологических коридоров;
      18) осуществление международного сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий;
      19) разработка и утверждение форм ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, ежегодных планов проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве";
      20) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 01.12.2008 N 94-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 17.07.2009 N 188 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV.

      Статья 9. Компетенция центральных исполнительных


                органов, в ведении которых находятся особо
                охраняемые природные территории

      Центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, в пределах своей компетенции:


      1) подготавливают и представляют в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда, программам развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей;
      2) организуют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разработку естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий с обеспечением проведения государственной экологической экспертизы и последующим внесением этих обоснований на утверждение уполномоченного органа;
      3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, осуществляют регистрацию паспортов в уполномоченном органе;
      4) организуют разработку и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями;
      5) осуществляют руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;
      6) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      7) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении;
      8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 10. Компетенция областных (города


                 республиканского значения, столицы)
                 представительных и исполнительных органов

      1. Областные (города республиканского значения, столицы) представительные органы в пределах их компетенции:


      1) утверждают расходы на создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения в составе местных бюджетов;
      1-1) по представлению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) устанавливают ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения;
      2) заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе по вопросам сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда.

      2. Областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы в пределах их компетенции:


      1) вносят в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, программе развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей, созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;
      2) организуют разработку и обеспечивают проведение государственной экологической экспертизы естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения;
      3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения, естественно-научные и технико-экономические обоснования по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения;
      4) принимают решения по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения по согласованию с уполномоченным органом;
      5) утверждают по согласованию с уполномоченным органом проекты корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий местного значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы;
      6) разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;
      7) утверждают размеры тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями местного значения со статусом юридического лица;
      8) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      9) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, и представляют паспорта на регистрацию в уполномоченный орган;
      10) принимают решения по резервированию земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов;
      11) принимают решения по установлению охранных зон особо охраняемых природных территорий всех видов с ограничением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на состояние экологических систем этих территорий, экологических коридоров, а также режима их охраны и использования;
      12) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении;
      13) по представлению уполномоченного органа утверждают границы и вид режима охраны территории государственных памятников природы местного значения;
      14) представляют на утверждение местным представительным органам областей (города республиканского значения, столицы) ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.
      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.12.2008 N 101-IV(вводится в действие с 01.01.2009).

      Статья 11. Государственный контроль в области особо


                  охраняемых природных территорий

      1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий направлен на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий физическими и юридическими лицами, а также государственными органами.

      2. Государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.

     



страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: