Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

Кризисы “духовного Я”


В наше время количество людей, испытывающих психодуховные кризисы, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой — с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом. Психодуховный кризис является особым этапом в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.

Еще в начале 1990-х годов мы рассматривали психическое пространство как систему, с одной стороны, ограниченную индивидуальным «Я» и физическими структурами тела, с другой — открытую опыту всего человечества и духовным реалиям бытия. Во время психодуховного кризиса начинается процесс трансценденции индивидуальных ограничений и перехода на более целостный уровень существования.

Этот процесс отражен во многих духовных направлениях человечества и является неотъемлемой частью личностного развития. Но для того чтобы изначально четко ограничить предмет обсуждения, мы хотим описать наше собственное понимание психодуховного кризиса.

Анализ самого понятия «психодуховный» на уровне словосочетания «псюхе» и «дух» уже показывает нам правильный вектор размышлений и одновременно на уровне словесно-логического разворачивания ставит в нас некоторый тупик. При первом приближении становится понятно, что личность, вовлеченная в психодуховный кризис, испытывает переживания, которые возникают при столкновении индивидуальной психической организации с Духом, который по традиции имеет онтологический, надличностный характер.

Понятие «псюхе» в материалистической психологии раскрывалось как свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения. Когда зрелым умом анализируешь это определение, возникает комплекс неполноценности и мысль о том, насколько мы были ограниченные, чтобы считать такое определение за истину. В соответствии с законами формальной логики оно не может претендовать даже на описание этого понятия.

Я долго думал о том, почему студентам так трудно запомнить даже основные определения категорий психологии. Это, наверно, происходило потому, что они плохо соотносились с фактом индивидуальных переживаний «псюхе» и бессознательным сопротивлением искаженным представлениям. А психология, которая является наукой о факторах, закономерностях и механизмах проявления психики, оказывается феноменологической дисциплиной по определению и изначально только в переводе с греческого опредмечивает «псюхе», но затем на любом следующем этапе анализа убегает от своего предмета.

Не зря в греческой мифологии душа олицетворялась в образе бабочки или девушки. И тот, и другой предмет на некотором расстоянии и в некоторых ситуациях вызывает эстетический восторг и чувство духовного восхождения. Наверное, то, что мы называем психологией, правильнее было бы назвать по аналогии с философией филопсихеей (греч. phileo — любовь, psyche — душа). По крайнем мере, это было бы честнее. В таком понимании психология выглядела бы особой формой общественного сознания, системой идей, взглядов, отношений по поводу души. Собственно, каковой она и является в настоящее время.

Не менее грустно дело обстоит с понятием «дух». Во-первых, часто понятия «душа» и «дух» определяются друг через друга. Психика определяется как духовная организация человека, совокупность его душевных качеств. Что скрывается за такими определениями, трудно вообразить даже шизофренику с галлюцинаторной симптоматикой. Создается впечатление, будто психологи, философы и теологи специально договорились скрывать свою интеллектуальную импотенцию за понятиями с нулевым объемом.

Во-вторых, само понятие «Дух» по традиции не рассматривалось в проблемном поле психологии как науки. Попытки включить содержание этого понятия в смысловое пространство современной психологии встречает достаточно сильное сопротивление. Ярким примером тому может служить отношение к трансперсональной психологии в академических кругах.

В-третьих, мы должны признать методологическое бессилие в раскрывании категории Духа в психологии.

Мне кажется, что существует некий социальный договор профанации базовых категорий психологии и многотомные «психологии» являются фиговым листком, прикрывающим нагое бессилие ученых мужей заниматься своим предметом.

Одновременно мы должны признать, что наука о душе существует и пользуется огромной популярностью, а специалисты, занимающиеся Духом, предельно процветают, поражая важностью и многозначительностью.

В начале этого раздела мы указали на правильность направления наших размышлений, когда анализировали понятие «психодуховный».

Чтобы еще больше не усложнять предмет, мне кажется необходимым упростить название данного вида кризиса. Явно, что кризис переживается личностью и проявляется через личность. В силу того, что духовные измерения личности, в отличие от материальных и социальных, имеют отчетливо субъективный характер, то ссылка на индивидуальность переживаний нам кажется излишней. Мы можем обозначить этот кризис как «кризис духовного Я», но духовный кризис переживается не только личностью, а может охватывать малые и большие социальные группы, хотя по происхождению, содержанию, этапам и векторам развития личностный духовный кризис не отличается от социально-психологических духовных кризисов.

Анализировать духовный кризис мы будем на малой модели — на уровне личности, иногда используя примеры и сравнения социально-психологических духовных кризисов.

В своих предыдущих публикациях мы использовали термин "духовность" для обозначения ситуаций, когда человек вовлекается в переживания, имеющие отчетливый надличностный и сакральный ("нуминозный") характер и находящиеся за пределами повседневного, "профанического" состояния сознания. В этой работе мы хотим несколько «приземлить» сами духовные состояния, имеющие интерперсональное и трансперсональное содержание.

Современным понятием для обозначения непосредственного переживания духовного опыта является термин "трансперсональный", обозначающий выход за пределы обычного способа восприятия и интерпретации мира с позиций ограничений социального и материального «Я».

Автор работы за последние 10 лет провел 300 тренингов с участием более 12000 человек. Опыт этих тренингов показывает, что законы и тенденции функционирования духовного «Я» не отличаются от законов и тенденций других структур «Я». В связи с этим мы не хотим отдавать духовному «Я» особый приоритет. Приоритеты духовных измерений существуют в тех кругах, где удовлетворение духовных потребностей человека является способом расширения своего материального и социального «Я», реализации финансовых и карьерных амбиций.

В трансперсональной психологии делается акцент на уникальность духовного кризиса. Мы считаем, что феномен духовного кризиса универсален для любой личности, и если человек имеет сознание, то перед ним непременно возникают проблемы духовного самоопределения и он так или иначе вовлекается в переживание духовного кризиса.

Полноценное становление личности предполагает преодоление на протяжении всей жизни той стадии развития, которая ставит человека в уникальные условия и предлагает проблемы духовного содержания, которые человек должен решить, чтобы развиваться дальше.

Даже не вовлекаясь в процесс духовного поиска и самосовершенствования, мы так или иначе задумываемся о таких вещах, как смысл человеческого существования, смерть и возможность посмертного существования, обращаемся к категориям фундаментальных законов бытия и трансцендентным измерениям.

Психодуховные кризисы часто являются неотъемлемыми спутниками возрастных кризисов — пубертатного, экзистенциального, юношеского, середины жизни и инволюционного. Однако зачастую кризисные проявления начинаются спонтанно и не связаны с тем или иным возрастным периодом.

Чтобы более четко разобраться с содержанием духовного кризиса, на наш взгляд, имеет смысл исходить из анализа структуры духовного «Я» и основных механизмов его реализации. В предыдущих главах книги мы уже останавливались на содержании и структуре духовного «Я». Здесь же обратим внимание на качественные особенности основных тенденций этой большой подсистемы личности.

Первая тенденция, которая существует в духовном «Я» и манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности — это расширение пространства, или экспансивная тенденция.

Пока человек расширяет пространство своего «Я-духовного», это считается также позитивным эволюционным и биографическим шагом. «Я-духовное» в человеке значимо и его (ее) весомый вклад (в философию, в психологию, направление науки, совершенствование образования и т. д.) может быть оценено социальным окружением настолько, насколько реализована экспансивная тенденция.

Чем большее интеллектуальное пространство захватывает идея, концепция или теория, порожденная лидером, тем он ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки. В этом смысле интеллектуальная экспансия и популярность являются неким критерием того, каким образом человек расширяет свое пространство, какой у него потенциал «Я-духовного».

На уровне социальных установок и личностной самооценки расширение ареала влияния идеи и вообще расширение влияния считается позитивным. Экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и реальной активностью больших и малых человеческих групп и этносов. Мы можем четко и однозначно проследить данную тенденцию в развитии любой мировой религиозной системы, философской или научной школы.

Существует кардинально важное отличие проявления экспансивной тенденции «Я-духовного» — захватывается пространство социального сознания через каждую рефлексирующую личность. И в силу того, что духовное воспроизводство считается приоритетным для сохранения специфически человеческих качеств, у Эго появляется возможность не только обусловить мышление, осознание реальности, мораль, модель мира представителей своего поколения, но иногда и влиять на мировосприятие, мировоззрение многих и многих поколений после своей жизни. Образцами в этом отношении являются Лао-Цзы, Будда, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содержание материального и социального «Я».

Любой вклад в экспансивную тенденцию возвращается сторицей. К великому сожалению, среди людей мало тех, кто может стать учителем жизни. Социум обучает всему, но только не тому, как решать личностные духовные проблемы.

Но для того чтобы вклад духовного «Я» возвращался учениками, признанием, славой и живым вниманием адептов, необходимы сверхусилия и огромный вклад в экспансивную тенденцию для достаточно устойчивого осваивания интеллектуального пространства. Любая остановка в экспансии смерти подобна, а любое сужение ареала влияния смертью и является. Вне сомнения, духовное «Я» обладает относительной автономностью, самостоятельностью и самодостаточностью по сравнению с другими подструктурами. Но учение умирает без учеников, без их поддержки, понимания и сопереживания. Без учеников умирает и Духовное «Я» учителя.

Трансформационная тенденция — изменение концептуального пространства, нахождение новых признаков, качеств идеи, углубление понимания определенных тем жизни, изменение структуры духовного. Накопительная экспансивная тенденция всегда имеет предел, особенно в условиях информационного бума и специализации знания. Более того, простота, доступность, внутренняя красота и изящество многих идей иногда являются самыми выигрышными сторонами любого продукта сознания, особенно духовного характера.

Достижение уникальной идеи, состояния, переживания, качеств личности именно в духовном «Я» является более перспективным. Любой так называемый личностный рост или духовное самосовершенствование представляют собой больше трансформационный, нежели конативный, экспансивный шаг.

Все, что более или менее значимо в духовном «Я», представляет собой продукт трансформации, изменения, а часто разотождествления с определенными аспектами Эго. А высшие состояния сознания, каковыми являются любовь, сострадание, радостность и равностность, просветление, являются переживаниями самого уникального качества.

Третья тенденция Эго на духовном уровне — консервативная, которая проявляется в гомеостатической реализации личности, в стремлении удерживать равновесие и сохранять свою структуру смыслов и идентификаций. Если выражаться точнее, консервативная тенденция личности проявляется в ригидности осознания структуры и содержания объекта идентификации, жесткости в эмоционально переживаемых отношениях и неготовности к изменениям программы поведения. Консервативная тенденция личности показывает степень индентифицированности с объектом, то, насколько жестко мы привязаны к своим идеям, эмоциональным оценкам и поведенческим актам.

Об основных функциях и последствиях проявления консервативной тенденции мы уже упоминали в главе 2, рассматривая основные тенденции личности.

Как мы указывали выше, в эго-структуру духовного входит очень много смыслов и духовных ценностей. Многие ценности важны в силу эмоционального отношения к ним и особенно потому, что они обрастают элементами личной истории. Любая ценность важна постольку, поскольку она вплетена в личностную биографию, а иногда и в историю рода или большей социокультурной общности. Жесткость идентификаций зависит от того, с какими эмоциональными состояниями она отождествляется.

Духовное «Я» является основой личности. Любое разрушение структурной целостности, нарушения в функционировании основных тенденций переживаются личностью или как угроза, или как кризис, как притязание на ее интимное пространство и вызывает какую-то адекватную или неадекватную реакцию.

Дело не в содержании реакции: защитной, агрессивной, восторженной… Важно, что реакция всегда возникает.

Интегральная характеристика — уровень витальности. В духовном «Я» витальность может принять некое уникальное качество, которое уже никак не соотносится с природно-генетическими или другими предпосылками. Мне хотелось бы отдельно остановиться на роли психодуховного кризиса в трансформации витальности в силу духа, как катализатора трансформации природной энергии в качество той стойкости, устойчивости духовной силы личности, которая не сравнима по эффективности даже с самой мощной жизненной энергией.

Таким образом, мы можем предложить следующую классификацию причин возникновения духовных кризисов:



  1. Кризисы, связанные со структурой Эго.

  2. Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности.

  3. Кризисы витальности.

Прежде чем описывать содержание этих кризисов, остановимся на теоретических подходах, которые уже разработаны в психологии трансперсональной ориентации по проблеме духовных кризисов.

*



страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: