страница 1 ВВЕДЕНИЕ
Вопросы экономической теории и практики волнуют сейчас многих, особенно старшеклассников, выбирающих профессии, связанные с экономикой. В этом сборнике вы найдете игровые программы, викторину, психологическую тесты, деловые игры, которые, надеюсь, помогут ребятам познать и себя, свою совместимость с ритмом и особенностями современной жизни
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ ШКОЛЬНИКА
ток-шоу
для учащихся 10-11 классов
(на основе телевизионного ток-шоу
«Большая стирка»)
Руководитель клуба «Семья»
сш № 2 г. Аркалыка
Мороз Е. И.
2002 год
Цель:
-
развитие у учащихся умений отстаивать свою точку зрения;
-
воспитание культуры ведения дискуссии, умения терпимо относиться к различным точкам зрения;
-
воспитание уважения к людям независимо от их позиций и мнений;
-
уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
-
воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких;
-
воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, выбор жизненной перспективы;
-
развитие умений смотреть на проблему с различных точек зрения, видеть диалектическую взаимосвязь между явлениями, находить причинно-следственные связи.
Оборудование: результаты анализа анкет в виде столбчатых диаграмм; на стене большими буквами «Большая стирка», плакаты по теме, секретная комната, мягкий уголок для приглашенных.
Ход ток-шоу
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые родители, гости, ребята! В нашем зале впервые «Большая стирка». И тему ее определила сама жизнь.
Сценка
ВЕДУЩИЙ: Итак, тема нашей программы «Карманные деньги школьника». Нам интересно услышать мнение родителей. Нужны ли старшекласснику деньги в кармане и в каком количестве?
Выступление родителей.
ВЕДУЩИЙ: А теперь узнаем мнение детей.
2
Ведущий подводит итоги анкетирования, анализирует некоторые анкеты.
ВЕДУЩИЙ: А вот автора этих строк я хочу пригласить к нам в зал.
Входит первая участница ток-шоу. Ведущий приглашает ее занять место на диване.
ВЕДУЩИЙ: Как ты думаешь, почему сложилась такая ситуация в твоей семье:
а) родители хотели показать, что твое желание не главное;
б) они не видели в этом необходимости;
в) хотели сэкономить;
г) были другие планы;
д) не было денег;
е) хотели сказать, что все зависит от их мнения.
Диалог с Таней.
ВЕДУЩИЙ: У нас есть возможность выслушать одного из родителей, потому что мама Тани в нашей секретной комнате. Валентина Ивановна.
Выход мамы. Диалог с мамой Тани.
ВЕДУЩИЙ: А вот еще анкета: (зачитывает) «Когда мне очень хотелось себе купить вещь (не будем уточнять, какую), я долго и упорно объясняла маме, что она мне очень нужна. Мама послушала, сначала сказала, что не хочет покупать. Но потом, обсудив с папой, они решили удовлетворить мое желание. И вообще, мама знает, если мне что-то нужно, она старается выполнить это». Я приглашаю автора этих строк в зал.
Выход следующего участника ток-шоу.
ВЕДУЩИЙ: Непонятно, Бахыткуль, почему мама изменила мнение? Из-за твоих слез? Почему родители сразу не согласились? Чтобы помучить? Ты, как единственный ребенок, имеешь больше, чем двое, трое или четверо детей? В нашей секретной комнате – папа Бахыткуль. Пройдите к нам, пожалуйста.
Выход гостя. Ответы, вопросы, реплики из зала.
ВЕДУЩИЙ: Ваше мнение по поводу этой ситуации. Вы боитесь разбаловать единственного ребенка? Может, вы хотели удержать дочь от ненужных покупок? Ведь как говорил Гоголь: «Вещи, как и их создатели, не терпят одиночества. Им требуется достойное общество». Если купил нежданно-негаданно сверхмодный плащ, к нему нужны туфли, а к ним сумочку, а к ней
3
зонт и т.д. То есть Вы хотите, чтобы дочь обдумывала покупки?
ВЕДУЩИЙ: Я хочу задать вопрос Раушан Капеновне, маме Калиева Олжаса, которая преподает казахский язык. Раушан Капеновна, выделяете ли вы детям деньги на то, чтобы они учились следовать народным обычаям, таким как бастангы (устраивать после отъезда гостей детские праздники, чтобы путникам сопутствовала удача), или во время айта дарить подарки друзьям по обычаю? Вы на это выделяете разумную сумму или ребенок сам определяет ее?
ВЕДУЩИЙ: Вечная проблема отцов и детей. Как ее разрешить? Позволить говорить произволу своих желаний «да» или научить сказать им «нет»? как отнесется к этому ребенок? Послушаем по этому поводу точку зрения нашего эксперта. У нас в зале психолог, преподаватель Аркалыкского государственного педагогического института Шаяхметову А.А.
Диалог с психологом.
Звучит песня итальянских разбойников (из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»). Сценка.
ВЕДУЩИЙ: В анкете на вопросы: «Считаете ли вы, что торговать своим телом - это способ зарабатывания денег?» и «Как вы относитесь к рэкету?» было много разных мнений.
Звучит фонограмма.
ВЕДУЩИЙ: Как обстоят дела в городе с детьми, которые выбрали именно этот способ зарабатывания денег? По этому вопросу мы послушаем нашего эксперта, заведующего отделом по делам несовершеннолетних Чечеткину.
Выступление инспектора (факты, цифры, пожелания).
ВЕДУЩИЙ: В нашем городе есть дети, и это не секрет, которые добывают себе кусок хлеба попрошайничеством. Мне хочется спросить: «Это что, тоже вид заработка?» Какие возможности есть у детей заработать себе на жизнь, если родители это сделать не в состоянии? Давайте послушаем еще одного эксперта нашей программы – Зозулю Р. Б. – инспектора по защите прав детства.
Выступление инспектора по защите прав детства.
ВЕДУЩИЙ: Какие еще возможности зарабатывать деньги есть у ребенка? (Ответы детей) Ребята, кто из вас пробовал оценить свой домашний труд? например, помыть полы – 50 тенге, посуду – 20 тенге, поднести стакан воды больному – 10 тенге. А сколько стоит тогда работа мамы-домохозяйки? Как вы будете рассчитываться с ней? (Ответы детей) Ребята, есть в зале такие, кто зарабатывает на мелкие расходы сам? В нашей секретной комнате сидит
4
человек, который занимается распространением продукции «Мэри Кей» Елена Лесниченко. Елена, я приглашаю Вас пройти в зал. Вы слышали, о чем мы здесь говорили, скажите, пожалуйста, можно ли старшекласснику стать, как Вы, распространителем продукции «Мэри Кей»? Нужен ли для этого стартовый капитал? Будет ли возможность у юношей или девушки, работая в данной фирме, иметь карманные деньги? Сможет ли каждый работать в фирме, ведь говорят: «По одежке встречают…»?
ВЕДУЩИЙ: У нас в зале присутствует эксперт, возглавляющий городской совет женщин, заместитель акима по внутренней политике Устинова Ю.Л.
Аплодисменты.
ВЕДУЩИЙ: Ю. Л., скажите, пожалуйста, как власти города относятся к проблемам молодежи? Что есть интересного в плане перспективы реализовать свои возможности нашему молодому поколению?
Выступление эксперта.
ВЕДУЩИЙ: Арыстан Есмухамбетович у нас в зале присутствует не только как родитель, имеющий свою точку зрения по вопросам воспитания, но и в качестве корреспондента местной газеты «Торгай». Скажите, какова роль прессы в освещении негативных вопросов, касающихся жизни молодежи?
Выступление корреспондента.
ВЕДУЩИЙ: Я хочу подвести итоги и увидеть мнение зала. Если вы на заданный вопрос отвечаете «да», то поворачиваете жетон красной стороной ко мне, если «нет» - то черной. Итак,
-
Как вы считаете, стоит ли давать деньги детям?
-
Стоит ли контролировать их расходы?
-
Надо ли давать определенную сумму?
Подведение итогов. Анкетирование зала.
ВЕДУЩИЙ: «Хочу», «могу», «должен» - какое содержание мы вкладываем в эти понятия, таков будет и наше отношение к доходам и расходам. Всем присутствующим хочу сказать спасибо. Спасибо тем, кто затеял эту «Большую стирку». Особо хочу поблагодарить тех, кто помог организовать эту стирку (перечисляет имена) Спасибо всем. Предлагайте темы и мы снова затеем «Большую стирку».
5
МЫ В МИРЕ БИЗНЕСА
рекомендации к игровой программе для ребят среднего и старшего возраста
Автор: Е. Ляховец
Программа не требует особой подготовки и проводить ее можно с коллективами одного, двух или трех классов.
ВЕДУЩИЙ: В наше время всевозможные фирмы растут как грибы после дождя. И лично у меня складывается такое впечатление, что фирму можно создать за очень короткий промежуток времени, примерно за 2-3 минуты. Я предлагаю вам разделиться на несколько команд – «фирм» и придумать свою фирму, может с девизом или даже мс песней. Итак, разбиваемся на команды и начинаем «создавать». Время пошло!
Играет музыка
ВЕДУЩИЙ: Вы включаетесь в нашу игру и участвуете в ПЕРВОМ КОНКУРСЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИРМЫ».
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
ВЕДУЩИЙ: Работники вашей фирмы, я надеюсь, люди компетентные, творческие. У меня к вам ВТОРОЙ КОНКУРС: кто больше назовет экономических терминов: маклер, биржа… Время на подготовку 3 минуты. Но… не торопитесь, не все так просто! Вам эти термины необходимо будет и расшифровать.
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. ВТОРОЙ КОНКУРС «ЗНАТОКИ»
ВЕДУЩИЙ: Все обожают решать кроссворды, чайнворды, шутки-загадки. И мы вам предлагаем разгадать по два ребуса на экономическую тему.
ТРЕТИЙ КОНКУРС «РЕБУС»
ВЕДУЩИЙ: В наше время тяжко приходится деловому человеку. одного русского и английского языка маловато, нужно знание нескольких. Границы-то закрываются повсеместно. Но у нас все-таки игровая программа, поэтому мы решили узнать насколько свободно вы владеете иностранными языками (я имею
6
ввиду и языки стран СНГ) в песенном конкурсе. Какая фирма больше знает песен на иностранном языке. Но учтите, вы не должны повторять и повторяться. Минимум 5 языков!
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «ПЕСЕННЫЙ»
ВЕДУЩИЙ: Реклама – двигатель торговли. Представьте, что вашим фирмам нужно продать товар, например, шариковые ручки. Через три минуты вы показываете нам свою рекламу!
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. ПЯТЫЙ НОМЕР «РЕКЛАМА»
ВЕДУЩИЙ: Иногда бизнесмены оказывается на мели… Это бывает не так уж и редко, поэтому умение правильно написать письмо с просьбой о выделении кредита, является большим плюсом в характеристике делового человека. Каждая команда получает конверт, в который вожен листок с 10 словами. Вы их должны использовать при составлении письма в банк. Слова такие: мир, дружба, жевательная резинка, цена, брокер, Мистер Твистер, любовь, морковь, дырявая голова, доллары. Для участия в этом конкурсе, вам отпускается 7 минут.
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. ШЕСТОЙ КОНКУРС «ПРОСИТЕЛИ»
ВЕДУЩИЙ: Коммерческих магазинов в нашем городе больше, чем автобусных остановок. каждый день появляются новые. Вот вы и попробуйте открыть свою «коммерческую лавочку», используя подручные средства: куртки, шарфы, галстуки, туфли, коробочки, флакончики т.п. Определите свои цены. И пока ребята готовятся к открытию своих магазинчиков, посмотрите отрывок из спектакля «12 стульев » Ильфа и петрова, где Остап меняет ситечко на стул.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ
ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы не могли бы сказать, какие термины можно выделить из этого спектакля? (операция – бартер, система - маркетинг).
ОТКРЫТИЕ «КОММЕРЧЕСКИХ ЛАВОК»
ВЕДУЩИЙ: Замечательные магазинчики у вас получились! Не волнуйтесь, это задание не входило в конкурсную программу. Просто мы решили, что вам необходимо было развлечься! А вы обратили внимание, что каждая команда определила свои цены? Вот так и в наших настоящих «комках» цены отличаются друг от друга. Все зависит от вас самих!
Пока жюри будет подводить итоги, я хочу вас спросить. Деловые люди,
7
как вы думаете, что важнее для успешной карьеры бизнесмена: руки, ноги или голова? Представители команд, подойдите ко мне и попытайтесь простоять хотя бы одну минуту на той части тела, которую в считаете в деле главной.
ПОПЫТКА
ВЕДУЩИЙ: Это был, конечно, веселый розыгрыш. но, я думаю, чувство юмора, умение не таить обиду, всегда пригодятся в жизни.
СЛОВО ЧЛЕНАМ ЖЮРИ. Подведение итогов. Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите, какая популярная песня напрямую связана с миром бизнеса, деловых бумаг? Правильно, «Бухгалтер»! С нее-то мы и начинаем ДИСКОТЕКУ!!!
ДИСКОТЕКА
МИСТЕР ТВИСТЕР - МИЛЛИОНЕР
игровая программа для старшеклассников
Составитель: Ляховец Е.
Звучит музыка. Ведущие – юноша и девушка – приглашают занять места в зале.
ПЕРВЫЙ: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы задумали провести для вас необычный конкурс. Это конкурс-игра, которая не потребует от вас домашний подготовки.
ВТОРОЙ: Все, что будет происходить в этом зале – знаем только мы, ведущие, и уверяем вас, конкурс-игра обещает быть очень интересной! Но для этого нужно самое непосредственное участие всех присутствующих в зале.
ПЕРВЫЙ: А теперь я прошу обратить внимание на лимон, который я держу в руках. Какой желтенький, ароматненький. И в связи с этим у меня вопрос: как обратить этот лимон в миллион?
Ответы из зала.
ВТОРОЙ: Более полный ответ мы получим в ходе игры, к которой мы и переходим! Начинаем?
8
ПЕРВЫЙ: В наше время фирмы растут как грибы после дождя. Вот и мы предлагаем вам за короткий срок – за 2 минуты – создать свою фирму: цели и задачи фирмы, название, может быть девиз. Итак, время пошло!
Музыка. Конкурс «Рождение фирмы».
ВТОРОЙ: Вы замечательно справились с первым конкурсом, но время движется, фирма выходит «в люди» и, чтобы иметь свое лицо, вы решаете свои работникам приобрести фирменную одежду. Мы предоставляем вам такую возможность! Выходить по 2 человека от команды – один из вас - манекен, другой – стилист-модельер. А в соседней комнате вас ждет коллекция одежды. Выбирайте! Дерзайте! А через 10 минут мы вас ждем вновь в этом зале.
Представители команд уходят. Идет демонстрация моделей старшеклассниц кружка «Конструирование и моделирование одежды».
ПЕРВЫЙ: Кстати, мы забыли познакомить вас с членами жюри! Прошу внимания!
Представление жюри.
Наши модельеры и манекенщицы фирм готовы. Музыка!
Конкурс «Одежда»
ВТОРОЙ: Вы блестяще справились с заданием, заслужили аплодисменты зрителей! Пожалуйста, руководители фирм, подойдите к нам и займите места за этими столиками. Ни один руководитель не откажется от хорошего помощник – секретаря – вашей правой руки. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, на раздумье 10 секунд!
ВОПРОСЫ ТЕСТА
-
Какие первые 2 вопроса вы зададите девушке, пришедшей к вам наниматься на работу секретарем?
-
Прошел месяц испытательного срока для девушек-кандидаток. Кого вы возьмете на должность секретаря:
а) ту, которая безукоризненно выполняет работу, регулярно опаздывает на работу;
б) ту, которая вносит коррективы, старательна, но часами болтает по телефону;
в) красавицу, с хорошими манерами, но неряха, необязательна и неисполнительна?
9
-
Вас отправляют в командировку в Африку:
а) возьмете своего секретаря;
б) наймете на время аборигена;
в) обойдетесь сами.
-
Ваш секретарь не передала вам вовремя важный телефакс:
а) вы кричите на нее;
б) предлагаете ей уволиться;
в) приглашаете в ресторан, мягко выговариваете и напоминаете ей о ее обязанностях.
-
Секретарь в вашем кабинете и слышит телефонный разговор с представителем другой фирмы с жалобой на вашего секретаря, который не соединяет в течение дня с вами, вы:
а) извинюсь, но так, чтобы она слышала;
б) выпровожу ее, чтобы она не слышала ответ;
в) скажу, что это я просил по некоторым причинам.
Жюри оценивает тест.
ПЕРВЫЙ: Господа руководители, прошу остаться. Мы хотим выяснить, как хорошо вы понимаете друг друга в своей фирме! Сейчас ваши коллеги мимикой покажут, что за слово написано на табличке.
Ведущий передает командам таблички со словами: церковь, дискотека, ярмарка, банка, ревизор и т.п. Конкурс «Пантомима»
ВТОРОЙ: Руководители на славу потрудились, мы даем им возможность отдохнуть сюда их заместителей!
ПЕРВЫЙ: Заместитель – это уникальная должность. И нужно быть компетентным во всех вопросах! Вы теперь передачи смотрите? Так много информации идет сейчас, и столько много непонятной. Вот мы вам и предлагаем конкурс, который называется «Перевертыши».
ВТОРОЙ: Названия предлагаемых передач очень напоминает известные, но если посмотреть на них с обратной стороны! Пожалуйста, начинаем!
Роща ужасов (Поле чудес), Стихкибитка (Музобоз), Старости (Новости), Спринт 51 (Марафон 15), Земли молчат (Звезды говорят), Зеленый поверхностный лайнер (Желтая подводная лодка), Белый треугольник (Красный квадрат), С вечера попозже (С утра пораньше), Вечерняя луна (Утренняя звезда), Окраина (Центр), Никого нет дома (Пока все дома).
ПЕРВЫЙ: Вы узнаете телепередачи нашего 25 коммерческого канала?
10
Все в порядке (Что-то случилось), Ночь за ночью (День за днем), Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу (Видеоскоп).
ВТОРОЙ: Да, действительно, это «Видеоскоп»! И обещанный нами сюрприз – это ведущие Николай Стадниченко и Вадим Колнобрицкий!
ВЕДУЩИЕ: Мы тоже, следуя вашему примеру, приготовили перевертыши любимых нами фильмов. Будьте внимательны.
71 длительность осени (17 мгновений весны), Душераздатчик (Телохранитель), Сложно Иван (Просто Мария), Необыкновенное обычное (Обыкновенное чудо), Развод (Женитьба), Громкий Днепр (Тихий Дон), Животное солнца (Человек дождя), Ноги 1 (Челюсти 1), Керри Короткий Гольф (Пеппи Длинныйчулок), Туннель (Лабиринт).
ПЕРВЫЙ: Заместители также успешно справились с конкурсом, и мы отпускаем их отдыхать, и приглашаем сюда управляющих фирм.
На сцену выносятся мольберты и мелки. Управляющим дается эмблема МЧП «Костанайброкерсервис». Управляющие нанимают художников – одного или нескольких – для выполнения заказа: нарисовать эмблему, которую видите только вы, словами: круг, линия вниз, короткая линия вправо, вы объясняете, какой вам нужен рисунок. Понятно? Тогда приступайте! Время 2 минуты.
Идет конкурс «Эмблема»
На самом деле получился не художественный конкурс, а управленческий. Вы прекрасно управляете своими рабочими!
ВТОРОЙ: Вы узнали? Это эмблема МЧП «Костанайброкерсервис» и ее лучше всех нарисовали…
ПЕРВЫЙ: Что ж, эмблемы и руководство с секретарями есть, но это ведь не самое главное!
ВТОРОЙ: А главное то, что банк может выдать вам кредит. Но для этого нужно написать, составить грамотное письмо, включая такие слова: мир, дружба, жвачка, Мистер Твистер-миллионер, о,кей, товар, реклама, голова. Время на подготовку 4 минуты! Письмо составляет вся команда.
Конкурс «Письмо турецкому султану»
ПЕРВЫЙ: Вызываем специалистов по маркетингу продолжить нашу игру! Есть сейчас такое понятие – потребительская корзинка, в которую входят 19 наименований товаров. Мы вам подготовили 2 корзины и перечень предметов. Из 19 вы должны выбрать 16.
11
ВТОРОЙ: Пока наши специалисты наполняют потребительскую корзину, послушайте песню в авторском исполнении!
Песня. Конкурс «Корзина потребителя»
ПЕРВЫЙ: Цены в наше время изменяются каждый день. Как вы думаете, сколько стоит вот этот телефонный аппарат? А пачка «Орбит» без сахара? О ценах мы говорим ежедневно! Поэтому решили, что и нам стоит также установить свои цены, открыв для вас коммерческую лавку. Мы даем вам перечень товаров, 3 минуты времени, и вы решаете вопрос по ценам всей командой!
Конкурс «Коммерческая лавка»
ВТОРОЙ: Это задание оказалось для вас совсем легким! А вот как вы считаете, что важнее в успешной карьере делового человека: руки, ноги, голова?
Прошу выйти 3-х человек, у которых разные мнения. Вы получите вот этот приз, если простоите 1 минуту на той части тела, которую считаете наиглавнейшей в бизнесе!
Конкурс-шутка
ПЕРВЫЙ: приз достался, тому, кто считает, что ноги важнее. А если мы заговорили о ногах, то прошу выйти к нам дизайнеров по обуви вместе с секретаршами.
Дизайнер бросает беглый взгляд на наш лоток с обувью и, легко выбрав пару туфелек для секретаря, примеряет их ей.
Девушка должна сделать 2-3 танцевальных движения. Если туфли малы, мы не должны этого заметить!
Конкурс «Золушка»
ВТОРОЙ: После такого тяжелого дня, который был сегодня, хочется выпить чего-нибудь прохладненького. вы подходите к бару и выбираете… Впрочем, что вы выбираете, мы узнаем через минутку! Прошу выйти специалистов по прохладительным напиткам!
Ваш офис часто посещают гости. Представьте себе такую ситуацию: лето, жара… Ваши приглашенные просят: кто-то - кока-колу, кто-то - пепси-колу, кто-то – херши-колу. Вы подходите к бару выбрать напитки и, о ужас! – ни на одной из бутылок нет этикеток. По цвету эти напитки похожи! Как быть?
ПЕРВЫЙ: Конечно же, снимать пробу! Что мы вам и предлагаем! каждый из вас получает по 3 стаканчика под номерами, пробуйте и говорите, где что налито!
12
Конкурс «Лимонадный Джо»
ВТОРОЙ: Закончен конкурс дегустации. А можно вас спросить, откуда мы узнаем, о таких напитках, как эти?
Правильно, реклама на ТВ. Удивительная вещь эта реклама на телевидении! Заходишь в подъезд, и тебя встречают до боли знакомые мелодии реклам! Это реклама «Сникерса», эта – «Тверьуниверсалбанка»! И зрители, и команды участвуют в конкурсе «Пауза». мы предлагаем вам отгадать рекламы, записанные нами на магнитофон без изображения и названия!
Конкурс зрителей «Пауза»
ПЕРВЫЙ: Знакомые рекламы угадывать легко, а вот создавать свои… Команды у нас сегодня сильные и, я думаю, что рекламу того, что ваша фирма выпускает, вы сделаете быстро и качественно!
Конкурс «Реклама». Подведение итогов.
Победители получают звание «Мистер Твистер-миллионер» и ленту из рублей, а проигравшие по лимону на команду.
ВИКТОРИНА ПО ЭКОНОМИКЕ
Составитель: Е.Г. Фирсов
«Интеллектуальные игры
для школьников. Экономика»
Вопросы -
Сочинения какого экономиста читал герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Чем известен этот экономист?
-
Кого экономисты называют производителями, а кого – потребителями?
-
Как теория полезности объясняет рациональное поведение человека?
-
А. Смит спрашивает: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?»
-
Все, к чему прикасался легендарный царь Мидас, обращалось в золото. Царь стал умолять богов взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда?
-
Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван знаменитый «соляной бунт» в XVII веке в России?
-
После либерализации цен в России в январе 1992 года отмечено повышение
13
спроса на хлеб. Чем это вызвано?
-
Почему цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном? Почему тарифы на телефонные разговоры ночью ниже, чем днем?
-
В России широкое хождение имеет доллар США. Кто кого кредитует: Россия – США или США – Россию?
-
В чем состоит сущность предпринимательской деятельности?
-
Почему банкирские конторы в старину возникали в храмах?
-
В чем состоит экономический суверенитет потребителя?
-
Как называется приведение сегодняшних денег к их будущей ценности?
-
Акционерное общество объявило о выпуске облигаций. Может ли это обстоятельство сказаться на размере дивидендов по акциям этого акционерного общества?
-
Что понимается под себестоимостью продукции?
-
Что понимается под прибылью предприятия?
-
Почему работники бюджетной сферы больше теряют от инфляции, чем работники коммерческих предприятий?
-
В чем состоит сущность налогов?
-
Чем отличается брокер от дилера?
-
Что такое протекционизм во внешней торговле?
Ответы
1. Евгений Онегин читал сочинения английского экономиста Адама Смита, считающегося отцом современной науки. А. Смит обосновал теорию свободной рыночной экономики. Свои взгляды А. Смит изложил в книге «Исследование о природе и причинах богатствах народов».
2. Производители – хозяйствующие субъекты, производящие товары и услуги для продажи.
3. Теория полезности исходит для того, что человек как потребитель оптимизирует свои возможности. Концепция предельной полезности, лежащая в ее основе, определяет, что для потребителя полезность каждого нового количества (единицы) потребляемого продукта меньше предшествующего. Поэтому потребитель выбирает из всех благ, которые он может иметь те, которые в максимальной степени удовлетворяют его потребности.
4. Высокая цена алмазов объясняется их редкостью и уникальностью, позволяющими рассматривать покупку драгоценных камней как выгодное помещение капиталов.
5. Легенда о Мидасе иллюстрирует теорию убывания предельной полезности товара или услуги для потребителя, когда последняя единица товара приносит ему меньшее удовлетворение, чем предпоследняя.
6. Соль считалась особым товаром ввиду ее определенной редкости и сложности добычи, а также вследствие монополизации соляных источников теми или
14
иными владельцами: племенами, правителями земель и т.п. При этом соль является предметом первой необходимости, без которого человек не может существовать.
7. Спрос на хлеб вызван относительно низкой его ценой по сравнению с товарами-заменителями.
8. Потребность в товаре ночью для определения категорий потребителей тем настоятельнее, что ее труднее удовлетворить, чем днем. Ввиду достаточно низкого объема продаж в ночное время относительные издержки торговцев растут, что делает необходимым повышение цен.
Тарифы на телефонные переговоры ночью ниже дневных ввиду меньшего потребительского спроса на эту услугу. Понижение тарифов в данном случае преследует цель привлечь потребителей и более равномерно загрузить имеющиеся мощности АТС.
9. В данном случае Россия кредитует США, так как для получения долларов российскому потребителю нужно продать российские товары. При повышенном спросе на доллар цены продаваемых товаров не могут не быть сравнительно низкими, в виду большого предложения товаров.
10. Предпринимательская деятельность – инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая либо от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, либо, если гражданин-предприниматель создал или приобрел для этой цели предприятие, от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
11. Банкирские конторы возникали при храмах ввиду необходимости обмена денег, так как на церковные нужды принималась национальная валюта.
12. Экономическая суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам реализовывать.
13. Приведение сегодняшних денег к их будущей ценности называется «дисконтирование».
14. Источником выплаты процентов по облигациям и дивидендов по акциям акционерного общества является прибыль акционерного общества. Следовательно, если размер прибыли акционерного общества не возрастет, то размер дивидендов уменьшится.
15. Себестоимость продукции – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме.
16. Прибыль – это разница между ценой реализации (продаж) и полной себестоимости продукции.
15
17. Работники бюджетной сферы получают фиксированную заработную плату, а работники коммерческих предприятий, как правило, нет. Их зарплата изменяется гибко.
18. Налоги – одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью перераспределения для нужд отдельных граждан (социальные выплаты) и общества в целом (оборона, содержание государственного аппарата и т.д.)
19. Дилер отличается от брокера тем, что торгует за свой счет. Брокер торгует п поручению и за счет клиента.
20. Протекционизм во внешней торговле служит защите внутреннего рынка путем установления ограничений на ввоз аналогичной отечественной иностранной продукции, либо путем снижения конкурентноспособности иностранных товаров на внутреннем рынке за счет повышения издержек импортеров (на размер взимаемых государством ввозных пошлин и импортируемых товары).
ТЕСТ «В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
Составитель: Е.Г. Фирсов
«Интеллектуальные игры
для школьников. Экономика»
Подберите к каждому термину левой колонки определение или пример из правой колонки.
(1) Полезность товара
|
( ) Ожидаемое наказание или поощрение за определенные поступки
|
(2) Конкуренция потребителей
|
( ) Человек или организация, приобретающая товары или услуги для себя, но не для перепродажи
|
(3) Конкуренция производителей
|
( ) Российский уран имеет высокую цену за счет низких издержек при высоком качестве
|
(4) Стимул
|
( ) Цена картины Кандинского на аукционе выросла в 2 раза по сравнению со стартовой ценой
|
(5) Товары
|
( ) Вещи, произведенные для продажи
|
(6) Потребитель
|
( ) Фермер заплатил за необходимые удобрения высокую цену. Через месяц ему предложили купить еще про запас. Он согласен приобрести эти удобрения только по существенно низкой цене.
|
16
(7) Конкуренто-способность
|
( ) Общепризнанные правила поведения в бизнесе.
|
(8) Деловая этика
|
( ) Именная акция
|
(9) Патент
|
( ) Вслед за фирмой DELL, другие производители персональных компьютеров вынуждены были увеличить срок гарантии.
|
(10) Частная собственность
|
( ) Особый документ, дающий его владельцу исключительное право производить, использовать, получать выгоду и продавать свое изобретение на протяжении срока действия этого документа.
|
ТЕСТ «ДЕНЬГИ»
Составитель: Е.Г. Фирсов
«Интеллектуальные игры
для школьников. Экономика»
Понятия
|
Примеры и определения
|
(1) Эмиссия
|
( ) Степень легкости обращения имущества в деньги
|
(2) Безналичный расчет
|
( ) Все, что принимается в уплату за товары и услуги
|
(3) Скорость обращения денег
|
( ) Выпуск денег в обращение
|
(4) Стоимость жизни
|
( ) Цена денег
|
(5) Ликвидность
|
( ) Чеки
|
(6) Деньги
|
( ) Сколько можно выменять за один товар единиц другого товара
|
(7) Инфляция
|
( ) Индекс роста цен равен 110 %
|
(8) Относительная ценность товаров
|
( ) Стоимость товаров и услуг для поддержания «нормального» образа жизни
|
(9) Банкноты и казначейские билеты
|
( ) Купюры
|
(10) Процент
|
( ) Индекс роста цен равен 90 %
|
(11) Десятипроцентная инфляция
|
( ) … - это когда идешь в магазин с корзиной денег, а покупки приносишь в кармане
|
(12) Дефляция
|
Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица
|
17
ОТКРЫТИЕ ФИРМЫ Деловая игра
Составитель: Е.Г. Фирсов
«Интеллектуальные игры
для школьников. Экономика»
Проводится с целью знакомства учащихся 9 –11 классов с новыми, но уже ставшими популярными среди ребят профессиями: менеджер, брокер, коммивояжер и другие. В ходе игры анализируется и обсуждает содержание данных профессий, участники имеют возможность попробовать свои силы в интересующихся видах деятельности.
Игра «Открытие фирмы» может проводиться в рамках школьного курса «Человек. Труд. Профессия», в рамках курса экономики в специализированных классах общеменеджерской подготови, экономическом и других. Количество участников может колебаться от 40 до 150 человек.
Для игры необходимо: бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны трех цветов для работы жюри, конверты с заданиями, призы для награждения участников. Хорошо, если есть какие-нибудь музыкальные инструменты (гитара, фортепиано).
Игра проводится в большом зале. Дополнительно необходимо несколько уютных помещений для работы групп.
Этапы проведения игры:
-
Подготовительный этап (знакомство с профессиями рыночной экономики).
-
Вступительной слово ведущего (знакомство, цель и ход игры).
-
Работа «филиалов фирмы».
-
Реклама филиалов (представление групп).
-
Предвыборная кампания президента фирмы.
-
Подведение итогов, награждение победителей.
-
Подготовительный этап
За несколько дней до игры на одном из занятий учащихся знакомят с новыми профессиями рыночной экономики. им выдается также список наиболее распространенных профессий (см. приложение № 1). Участники игры выбирают себе одну профессию (в соответствии со своими предпочтениями) для более глубокого самостоятельного знакомства, чтобы потом на игре представить ее по следующей схеме:
-
Чем занимается специалист данной профессии?
-
Какие знания и образование ему необходимы?
-
Какие знания профессионально важные качества требуются для успешной работы?
18
-
Где он может работать?
В этом участникам игры могут помочь заранее составленные карточки с краткой характеристикой профессий (см. приложение № 2).
-
Начало игры
Игра начинается со вступительного слова ведущего, который вводит участников в игровую ситуацию и знакомит с условиями игры.
Примерный текст вводного слова:
«Дорогие друзья, сообщаем интересную для вас информацию. Всемирно известная фирма по рекламе «Ярослав Мудрый» расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочных проект по открытию филиалов в разных странах.
Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах. Президент фирмы – деловой энергичный человек. Для него работа, бизнес – превыше всего, он не теряет понапрасну ни минуты времени. И для работы в фирме требуются творческие, инициативные, квалифицированные специалисты, способные принести фирме дальнейшее процветание. Это: менеджер, коммивояжеры, агенты по рекламе, исследователи маркетинга, фотомодели, секретари-референты, специалисты по компьютерам и другие.
Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будут работать комиссии по приему на работу, куда будете входить и вы. Составьте для себя легенду и, «устраиваясь на работу», расскажите, почему вы хотите работать в этой фирме, где работали ранее, что умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности для фирмы вашей кандидатуры.
Для работы мы разобьемся на группы (филиалы фирмы). Глава фирмы хочет в деле проверить способности потенциальных сотрудников.
Каждая команда должна будет выполнить несколько заданий:
-
подготовить проект создания филиала (придумать его название, основной принцип или девиз);
-
придумать рекламу отечественных товаров (каких – покажет жребий), максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказки и т.д. с использованием рисунков, костюмов, стихов, песен и, конечно, юмора;
-
предложить достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.
В конце игры мы проведем предвыборную пресс-конференцию кандидатов на эту ответственную должность. Об этом вам подробно расскажут консультанты вашего кандидата и вопросы для его конкурентов из остальных филиалов.
Победителей ждут призы!»
19
Затем все участники игры делятся на группы по 10 – 15 человек (групп может быть от 3-х до 6 – 8-ми).
Ведущий представляет консультантов групп, проводится жеребьевка заданий по рекламе для филиалов фирмы (см. приложение № 3). Для этого приглашаются по одному представителю от каждой группы, которые вытягивают конверт с заданием. Группы расходятся по аудиториям.
-
Работа групп «Филиалов фирм»
Работу в каждой группе организует консультант. Он уточняет задания для групп и помогает учащимся быстро и эффективно построить свою работу.
Порядок работы филиала фирмы:
-
Заполнить вакансии специалистов филиала.
Для этого:
а) ведущий называет вакантное место (по предварительно составленному списку профессий, с которыми ознакомились учащиеся): менеджер, референт, главный бухгалтер и т.д.;
б) учащийся, готовивший информацию об этой профессии, рассказывает о ней. Ведущий может дополнить предоставленную информацию так, чтобы у учащихся создалось ясное представление о содержании труда и необходимых качествах (см. приложение № 2);
в) ведущий выясняет количество претендентов на эту вакансию в филиале (все желающие могут принимать участие в конкурсе);
г) претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив «легенду» (время представления – 1 минута);
д) оценка кандидатов:
-
если кандидатов на вакансию немного (2 – 3 человека), то им всем дается возможность представить себя, после чего группа оценивает каждого по 3-балльной системе,
-
если кандидатов много (5 и более), то после каждого представления все участники группы по кругу оценивают претендента. Ведущий подсчитывает и ранжирует результаты и объявляет победителя, набравшего наибольшее число баллов. Победитель и принимается на своеобразную вакансию.
-
После комплектования щтата филиала группы выбирает себе название и девиз, под которым она собирается работать.
-
Основное задание группы - реклама выпускаемой продукции. Группе дается 30 минут, в течение которых она должна подготовить текст, плакат, клип, сказку и т.п., что будет рекламировать продукции данного филиала. на этом этапе работу группы организует выбранный менеджер (или президент филиала).
-
Группа выбирает своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы, который будет участвовать в общем конкурсе, где он должен представить себя, ответить на различные вопросы, подготовленные
20
другими группами.
-
В конце работы группа готовит по несколько каверзных вопросов для пресс-конференции кандидатов (по одному для каждого кандидата от других групп).
Задания в группе выполняются либо последовательно (всеми участниками группы), либо группа разбивается, и каждая подгруппа выполняет свое задание.
-
Реклама филиалов (представление групп)
Все группы собираются в общем зале, где будет проходить конкурс рекламы и выборы исполнительного директора фирмы.
-
Объявляется состав жюри: консультанты групп, учителя и по одному человеку от каждой команды. работа жюри может строиться по любому принципу, например, оценка рекламы групп по 3-балльной системе разноцветных жетонов: отлично, хорошо, плохо.
-
Определяется порядок выступления групп (проводится жеребьевка).
-
Представление рекламы групп.
-
Предвыборная кампания президента фирмы
Все претенденты на должность исполнительного директора фирмы приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя (знакомя со своей легендой), отвечает на вопросы, подготовленные другими группами. Жюри оценивает кандидатов.
-
Подведение итогов и награждение победителей
Подводятся итоги работы жюри и называются победители. награждаются лучший филиал за рекламу своей продукции и вновь избранный исполнительный директор фирмы, которому вручаются символические ключи от фирмы. Жюри может вручить и другие призы: например, самому обаятельному участнику, самому активному болельщику, приз зрительских симпатий, за волю к победе и т.д.
Приблизительный регламент игры:
-
вступительное слово и начало игры – 20 мин.;
-
работа в группах – 90-120 мин.;
-
представление групп (реклама филиалов) – 45 мин.;
-
предвыборная кампания – 45 мин.;
-
итоги, награждение – 10 мин.
Приложение 1
Примерный список профессий:
-
главный бухгалтер 13. специалист по рекламе
-
референт 14. менеджер
-
брокер 15. коммивояжер
21
-
программист 16. фотомодель
-
дизайнер 17. художник
-
секретарь-машинистка 18. технический редактор
-
дилер 19. экономист
-
торговый агент 20. маркетолог
-
торговый консультант 21. инженер по сбыту
-
юрисконсульт 22. переводчик
-
аудитор 23. электронщик
-
психолог
Приложение 2
Аудитор – (от лат. auditor - слушатель) подобно врачу, прослушивающему больного, аудитор не только исследует финансовый организм предприятия, отыскивая болевые точки, но и делает заключение о его состоянии. Аудитор помогает также правильно составить договор, привести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнительной сделки, проверить надежность партнера.
Дилер – биржевой посредник, осуществляющий операции купли – продажи только для себя и за свой счет (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя.
Брокер – торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него специальное вознаграждение.
Менеджер – профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хозяйственных проблемах, способный находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть также методами и средствами управления коллективом.
Торговый агент – по продаже товаров массового спроса. Сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большого формата и объема. От агента требуется умение «подать» себя и свою фирму, а также оказать дополнительные услуги, так как основной предлагаемый им товар часто тот же, что и конкурентов.
Художник рекламного отдела (агентства) – создает макеты объявлений, печатной рекламы, упаковки, макеты телевизионных рекламных роликов, товарные знаки и эмблемы. Он определяет характеры и размеры шрифтов, располагает текстовой материал на полосе и компонует все элементы рекламного объявления таким образом, чтобы его смогли воспроизвести граверы и печатники.
Коммивояжер разъездной – разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Основные функции: поиски и оценка потенциальных покупателей; предварительная подготовка к визиту, подход к клиенту; презентация и демонстрация и демонстрация товара; преодоление возражений; заключение сделки. Особенность профессии – необходимость принимать множество решений.
Исследователи маркетинга (рыночной деятельности) – проводят анализ спроса и конкуренции. В их функции входят составление проектов исследований, включая разработку анкет и формирование выборок, анализ собранных в ходе исследования данных, подготовка отчетов и представления результатов и рекомендаций.
Наиболее типичные решаемые задачи: изучение рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, исследование поведения потребителей, изучение конкурентов и уровня конкуренции, прогнозирование, анализ цен.
Приложение 3
Задания по рекламе для филиалов фирмы.
Придумать рекламу продукции в различных странах:
-
Обувь фабрики «Североход» в Италии.
-
Грузинский чай в Индии
-
Клюква в Бразилии
-
Шерсть в Австралии
-
Фарфор в Китае
-
Макароны объединения «Русьхлеб» в Италии
-
Компьютеры «Агат» в Японии
-
Лимонад «Буратино» в Финляндии
-
Косметика фирмы «Северное сияние» во Франции
-
Русский квас в Америке
-
Автомобили «Запорожец» в Америке
-
Пошехонский сыр в Швейцарии
Содержание
Карманные деньги школьника (ток-шоу)………………………… 2
Мы в мире бизнеса (рекомендации к игровой программе) …….. 6
Мистер Тивстер-миллионер (игровая программа) ………………. 8
Викторина по экономике ………………………………………… 13
Тест «В мире экономики»………………………………………… 16
Тест «Деньги» …………………………………………………… 17
Открытие фирмы (деловая игра)………………………………… 18
В сборнике представлены сценарии по экономическому воспитанию школьников и предназначены в помощь классным руководителям, организаторам детских дел, заместителям директора по воспитательной работе.
Составитель: Гришко Л.Г., методист областного Дома детей и юношества
Компьютерный набор: Рябинина Н.М.
г. КОСТАНАЙ, 2003
ОБЛАСТНОЙ ДОМ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
страница 1
|