страница 1 О состоянии окружающей среды и природных водных объектов
Вода - это ресурс, имеющий экономическую ценность и определяющий устойчивость развития страны. Складывающиеся тенденции показывают, что водные проблемы становятся значительно более сложными и все теснее взаимосвязанными с другими отраслями, включая сельское хозяйство, энергетику, промышленность, транспорт и связь, а также социальные секторы: образование, окружающая среда, здравоохранение, сельское или региональное развитие. Проблема охраны водных источников и доступа к питьевой воде является важным приоритетом всего мирового сообщества. Не исключение и Республика Казахстан, где дефицит водных ресурсов усугубляется их загрязнением.
Практически на всей территории страны имеет место недостаток водных ресурсов и загрязнение водных источников.
Город Астана расположен в засушливой зоне, которая характеризуется ограниченностью водных ресурсов. Основной и единственной водной артерией в городе Астане является р. Есиль с двумя небольшими притоками Сарыбулак и Акбулак.
Ручей Сары-Булак являясь, правым притоком реки Есиль оказывает значительное влияние на химический состав воды в реке, особенно в паводок. Ручей зарос камышом, захламлен мусором. Р. Сары-Булак протекает через промышленную зону и частный сектор, где отсутствует сеть ливневой канализации.
Основной источник хозяйственно-питьевого водоснабжения города - Астанинское водохранилище - является практический единственным источником для удовлетворения хозяйственно питьевых и промышленных нужд города, водообеспечением 67,2 млн. м3/год (проектная емкость 410,9 млн.м3 ).
По своему режиму река Есиль относится к типу равнинных, преимущественно снегового питания. Дождевые осадки в условиях жаркого лета и большой сухости почвогрунтов теряются на испарение и в стоке реки практического значения не имеют. Величина стока летней и зимней межени р. Есиль в пределах, как области, так и города, определяется в настоящее время только попусками из Вячеславского водохранилища.
В 2006 году проведено благоустройство реки Ак-булак на участке от проспекта Абылайхана до железной дороги в г.Астане.
Население сельских мест использует воду для хозяйственно-питьевых целей, как в централизованном, так и децентрализованном порядке. Кроме того, р. Есиль используется рабочими и служащими городов и рабочих поселков в целях рекреации и служит источником питания сельскохозяйственных систем водопроводов.
Лабораторией ЦГМ мониторинга загрязнения окружающей среды г. Астана наблюдения за качеством поверхностных вод ведутся по р. Ишим, р. Ак-Булак и р. Сары-Булак по р. Есиль мониторинг ведется по 5 створам: по р. Ак-Булак мониторинг ведется по 3 створам: по р. Сары-Булак мониторинг ведется по 5 створам.
В связи с этим экологическое состояние р. Есиль и ее притоков имеет важное значение. Комплексная государственная и общественная деятельность в достижении водных приоритетов должна сформировать правильное экологическое сознание населения в отношении водных источников. Кроме того, необходимо вовлекать местное население в процесс участия в охране водных объектов.
Основным источником загрязнения реки Ишим в городе Астане является ливневые стоки с территории столицы.
Химические анализы воды рек говорят о том, что ниже населенных пунктов в воде увеличивается содержание азотсодержащих веществ: аммиака, нитритов, нитратов, в то время как чистых водоисточниках аммиак, нитриты не регистрируются, а наличие их говорит о свежем или недавнем загрязнении органическими веществами, а нитратов о давнем загрязнении. Фактическое удельное водопотребление по республике на хозяйственно-питьевые нужды на одного жителя городов составляет в среднем 167 л/сут, а на одного жителя сельских населенных пунктов - 68 л/сут. Расход свежей воды на единицу продукции остается высоким из-за недостаточного уровня использования оборотного и повторного водоснабжения, неудовлетворительного состояния систем водоподачи и низкого КПД. Сегодня до 40% воды, очищенной до питьевых требований, расходуется на промышленные нужды.
Перспективы развития промышленности связаны с сокращением удельных расходов воды на единицу продукции за счет внедрения систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
Бассейновые Советы во всех речных бассейнах ведут работу по заключению бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов с целью объединения и координации деятельности различных водопотребителей - государственных и негосударственных субъектов. Интегрирование двух элементов - воды и земли также является важным аспектом управления водными ресурсами. Интеграция в данном случае указывает на то, что земли водоразделов должны охраняться с целью охраны водных ресурсов. В плане управления земельными ресурсами здесь имеются в виду режим использования водоохранных зон и полос в хозяйственной деятельности.
В этой же плоскости одновременно следует рассматривать и вопрос загрязнения поверхностных и подземных вод в результате неадекватного управления твердыми отходами (мусор) и, в частности, вредной практики отстойных накопителей (прудов, полей), куда сбрасываются загрязненные стоки с городских территорий.
В центре внимания оказались следующие водные аспекты:
повальное загрязнение крупных и мелких водных источников ТБО и другими отходами;
неосведомлённость жителей Акмолинской области о водных источниках их региона и о состоянии, в котором они находятся;
недостаточная значимость "второстепенных" с точки зрения социальной оценки водных источников, таких как малые реки, озёра, родники, грунтовые воды;
отсутствие перечня названий некоторых малых водных источников, в связи с их малой значимостью в антропогенной деятельности.
Для большинства стран, в том числе для Казахстана, водный кризис, по сути, является кризисом управления. В частности, основными причинами экологических, социальных последствий является ресурсный подход к использованию природных ресурсов, прежде всего водных, когда зачастую игнорируется состояние экосистем. Такой подход к использованию водных ресурсов преобладает и в настоящее время. Не наблюдается интеграция экологических, социальных и экономических соображений в области принятия решений. Решения часто принимаются государственными органами власти, ответственными за охрану окружающей среды, что не может обеспечить сбалансированный учет социально-экономических выгод и потерь, связанных с проектом. И, наоборот, передача функций принятия решений «не экологическим» органам власти часто приводит к тому, что экологические интересы полностью игнорируются.
Эта ситуация настоятельно требует выработки надежных механизмов управления взаимодействием хозяйственных и природных систем, совершенствования механизмов экосистемного подхода к водохозяйственной деятельности и более высокому уровню понимания данной проблемы на национальном и региональном уровне.
Национальная политика управления водными ресурсами особенно в условиях их трансграничности должна обеспечить достижение долгосрочной цели сохранения и рационального использования водных ресурсов для повышения здоровья и благополучия население страны. Как показывает опыт многих развитых стран, действенное, интегрированное управление водными ресурсами, базирующееся на участии всех заинтересованных сторон, в комплексе с обменом знаниями и информацией способствует экономическому развитию, институциональной устойчивости и предотвращению конфликтов.
Исп. Даутбаева А.С.
Начальник отдела
Лабораторно-аналитического контроля
страница 1
|