Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Современный русский язык (1-ый курс)

Контролируемая самостоятельная работа
КСР № 1. Место русского языка среди славянских языков. Русский язык как язык международного общения. Место русского языка в группе восточнославянских языков.

Литература


1.Головня А.И. Фонетика. Фонология: курс лекций для иностранных студентов-филологов филологического факультета БГУ. – Минск: Издательский центр БГУ, 2007.

2.Современный русский язык: учебное / под общей ред. И.А. Киселева. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990.

3.Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / под ред. П.П. Шубы. – Минск: «ООО «прогресс», 1998.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1997.


Вопросы для самоподготовки

1.К какой группе языков принадлежит русский язык?

2.Какие подгруппы языков выделяются в славянской группе?

3.Докажите, что славянские языки являются родственными. Приведите примеры.

4.Почему русский язык относят к флективным языкам?

5.Почему русский язык является языком межнационального общения?

6.Почему русский язык заслужил мировое признание?

7.Что такое МАПРЯЛ?


КСР № 2. Слог и закономерности его построения. Правила слогоделения в русском языке.

Литература


1.Головня А.И. Фонетика. Фонология: курс лекций для иностранных студентов-филологов филологического факультета БГУ. – Минск: Издательский центр БГУ, 2007.

2.Современный русский язык: учебное / под общей ред. И.А. Киселева. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990.

3.Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / под ред. П.П. Шубы. – Минск: «ООО «прогресс», 1998.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1997.



Вопросы для самоподготовки


1.Что такое слог?

2.Какой звук является слогообразующим?

3.Какие звуки образуют слог в русском языке?

4.Какие типы слогов различают?

5.Какие слоги называют открытыми?

6.Какие слоги называют закрытыми?

7.Какие слоги называют прикрытыми?

8.Какие слоги называют неприкрытыми?

9.Какой закон определяет слогораздел в русском языке?

10.Назовите основные правила слогораздела в русском языке.

11. Приведите примеры, когда фонетическое членение слова не совпадает с правилами деления слов для переноса.
КСР № 3. Орфоэпия как наука. Особенности произношения звуков. Особенности произношения сочетания звуков в словах и отдельных грамматических формах.

Литература


1.Головня А.И. Фонетика. Фонология: курс лекций для иностранных студентов-филологов филологического факультета БГУ. – Минск: Издательский центр БГУ, 2007.

2.Современный русский язык: учебное / под общей ред. И.А. Киселева. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990.

3.Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / под ред. П.П. Шубы. – Минск: «ООО «прогресс», 1998.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1997.



Вопросы для самоподготовки


1.Что изучает орфоэпия?

2.Какие значения имеет слово «орфоэпия»?

3.Какое значение орфоэпия в жизни народа?

4. Что отражают основные правила русского литературного произношения?

5.Что охватывают основные орфоэпические правила?

6.Какие гласные звуки произносятся в сильной и слабой позиции на месте <а>, <о>, <э> (качественная редукция) и какие звуки произносятся на месте фонем <и>, <ы>, <у> (количественная редукция)?

7. Как произносятся звонкие согласные перед глухими, а глухие перед звонкими? Какие сильные и слабые позиции для произношения согласных вы знаете?

8. Все ли звуки произносятся в словах, которые содержат сочетания согласных [стн], [здн], [стл], [стск], [вств], [рдц], [лнц], [нтск], [ндск]?


КСР № 4. Графика как наука. Понятие о букве. Современный русский алфавит. Слоговой принцип русской графики и орфографии.

Литература


1.Головня А.И. Фонетика. Фонология: курс лекций для иностранных студентов-филологов филологического факультета БГУ. – Минск: Издательский центр БГУ, 2007.

2.Современный русский язык: учебное / под общей ред. И.А. Киселева. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990.

3.Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / под ред. П.П. Шубы. – Минск: «ООО «прогресс», 1998.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1997.



Вопросы для самоподготовки


1.Понятие графики. Русский алфавит. Слоговой принцип русской графики.

2.Способы обозначения гласных звуков на письме.

3.Способы обозначения твердости мягкости на письме.

4.Буквы Ь. Ъ и их функции.

5. Что обозначает термин «графика» в языкознании?

6.Что такое буква? Что называется алфавитом?

7.Каков состав современного русского алфавита?

8.Назовите три функции буквы Ь в русской графике. Приведите примеры.

9.Когда употребляется Ъ?

Специализация «Компьютерная лингвистика»


Философско-когнитивная база языка и прикладные

интеллектуальные системы

Контролируемая самостоятельная работа



КСР № 1. Текстовые процессоры в экспертных компьютерных системах.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.



Вопросы для самоподготовки


1. Проблемы понимания естественного языка.

2. Проблема СМЫСЛ-ТЕКСТ при использовании естественного языка в экспертных системах..

3. Проблема планирования.

4. Проблема моделей участников общения.

5. Проблема временных противоречий.

6. Морфологический анализ.

7. Синтаксический анализ.

8. Семантическая интерпретация.

9. Проблемный анализ.

КСР № 2. Гипертекст как теория и компьютерная технология представления знаний.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.



Вопросы для самоподготовки


1. Понятие гипертекста.

2. Отличие линейных текстов от гипертекста.

3. Представление гипертекста в компьютерной системе.

4. Иерархические и сетевые реализации гипертекста.

5. Статические и динамические гипертексты.

6. Гипертексты жесткой и мягкой структуры.


КСР № 3. Автоматическая обработка текста как проблема компьютерной лингвистики.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.



Вопросы для самоподготовки


1. Сложность обработки естественного языка в компьютерных системах.

2. Анализ отдельных слов при автоматической обработке текста.

3. Морфологический анализ.

4. Морфемный анализ.

5. Нечеткий морфологический анализ.

6. Анализ отдельных предложений.

7. Семантический анализ.
КСР № 4. Основные методы автоматического синтеза речи.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.3dnews.ru/multimedia/vocoder/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.

Вопросы для самоподготовки


1. Виды синтеза звучащей речи.

2. Аддитивный или суммирующий синтез.

3. Вычитающий синтез.

4. Синтез с использованием частотной модуляции.

5. Сэмплинг (использование сэмплированных (записанных) инструментов и воспроизведение их в режиме обычного проигрывателя).

6. Ресинтезированный РСМ.

7. Синтез физического моделирования.

8. Формантный синтез.

9. Синтез по математической функции.

10. Синтезаторы речи.

11. Современные вокодеры.

12.Основные типы вокодеров


КСР № 5. Теория представления знаний в экспертных системах.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Зубов А.В., Зубова И.И. Лингвистическая информация. Ч.2. Компьютерная лингвистика. – Минск, 1992.



Вопросы для самоподготовки


1. Представление знаний в экспертных системах.

2. Использование логических правил вывода.

3. Использование семантических сетей.

4. Использование фреймов.

5. Правила и цепочки выводов.

6. «Узлы» и «дуги» в семантических сетях.

7. Иерархии наследования в семантических сетях.
КСР № 6. Категория значения в лингвистической семантике и когнитивной лингвистике.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.



Вопросы для самоподготовки


1. Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики.

2. Декларативные знания.

3. Процедурные знания.

4. Креативный и функциональный аспекты процедурного знания.

5. Фрейм как концептуальная структура декларативного представления знаний.

6. Сценарий как концептуальная структура для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении.

7. План как процедурное представление знаний о возможных действиях, ведущих к достижению определенной цели.

8. Модель мира в когнитивной лингвистике.


КСР № 7. Лингвистическое обеспечение прикладных систем различного назначения.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.



Вопросы для самоподготовки


1. Моделирование общения в экспертных системах.

2. Моделирование структуры сюжета.

3. Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка.

4. Компьютерная лексикография.

5. Словари морфем.

6. Словари словоформ.

7. Обратные и частотные словари.

8. Создание баз данных и баз знаний по определенным предметным областям.

9. Обучающие учебно-методические компьютерные системы.

10. Переводные двуязычные озвученные словари.



КСР № 8. Основные типы «человеко-машинных» систем АП.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Васильев А. Компьютер на месте переводчика //Подводная лодка. № 6, 1998.

5. Винокуров А.А., Чуканов В.О. Новый метод оценки машинного перевода / Информационные технологии и системы. Hardware Software Security. Тенденции и перспективы / Сборник статей. – М.:Международная академия информатизации, 1997.

6. Каничев М. Встреча компьютерных толмачей / Мир ПК. № 8, 1998.



Вопросы для самоподготовки


1. Как переводит компьютер?

2. Классификация систем машинного перевода.

3. Машинный перевод.

4. Автоматизированный перевод.

5. Контролируемый язык и машинный перевод на основе базы знаний.

6. Инструменты для перевода в Интернете.

7. Основные разработчики и продукты (программы по автоматизированному переводу).
КСР № 9. Описание значения и представление знаний с помощью фреймов и сценариев.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Ермаков А.Е., Плешко В.В. Семантическая сеть текста в задачах аналитика. – М., 2002.

5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.

Вопросы для самоподготовки


1. Что такое фрейм?

2. Фреймовая модель представления знаний.

3. Фрейм структур.

4. Фрейм ролей.

5. Фрейм сценариев.

6. Фрейм ситуаций.

7. Представление знаний в семантической сети.

8. Интенсиональные, экстенсиональные, ассоциативные, причинно-следственные семантические сети.

9. Типы отношений в семантических сетях.

10. Функциональные сети и сценарии как разновидности семантических сетей.



КСР № 10. Лингвистика как источник эвристик построения компьютерных моделей языка и мышления.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

3. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.


Вопросы для самоподготовки


1. Перспективы нового теоретического прорыва в когнитивной науке.

2. Традиционные проблемы лексической семантики с точки зрения когнитивного подхода.

3. Эвристика лингвистической семантики.

4. Эвристика о нерелевантности противопоставления лингвистического и экстралингвистического знания.

5.Эвристика об экономии усилий.

6. Эвристика о вариативности воплощения когнитивных структур.

7. Эвристики о неоднородности плана содержания языкового выражения.

8. Эвристика о множественности семантического описания.

9. Эвристика о значимости нестандартных употреблений.

КСР № 11. Диалоговые системы.

Литература


1. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Москва, 2006. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

2. Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

4. Интернет-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] – Москва, 2005. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

5. Толковый словарь по искусственному интеллекту, сайт Российской ассоциации искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/raai.org/library/tolk/aivoc/html

6. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.

Вопросы для самоподготовки


1.Моделирование общения.

2.Теория диалога.

3.Дискурс-анализ.

4.Теория коммуникации.

5.Диалоговая система Джозефа Вейценбаума “Элиза”.

6.Тест Тьюринга на создание искусственного интеллекта.

7.Есть ли модель мира в диалоговых системах?

8. Метауровень общения. Принцип приоритета метакоммуникативных параметров.

9.Неуниверсальность правил коммуникативного взаимодействия.

10.Моделирование структуры сюжета.

11. “Морфология” сюжета.

12. “Синтаксис” сюжета. Когнитивный подход к сюжету.


Спецсеминар “Язык как система
Контролируемая самостоятельная работа
КСР № 1. Отношения единства в языке.

Литература


1.Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

2.Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1977.

3.Система. Симметрия. Гармония. – М., 1988.

Вопросы для самоподготовки


1.Какое самое общее единство для любого языка вы знаете?

2.Корневое единство.

3.Единство по принадлежности к одной части речи.

4.Единство по времени.

5.Единство по числу.

6.Единство по принадлежности к одному падежую


КСР № 2. Омонимия как универсальная категория языка.

Литература


1.Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

2.Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1977.

3.Система. Симметрия. Гармония. – М., 1988.

Вопросы для самоподготовки


1.Что такое омонимия с точки зрения симметрии/асимметрии?

2.Лексические омонимы.

3.Омоформы.

4.Омофоны.

5.Омографы.

6.Почему омонимия в языке является системной?

7.Нарисуйте декартову матрицу междуклассовой омонимии.

КСР № 3. Структуры текстов: научная проза, художественная проза, деловая проза.

Литература


1.Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

2.Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1977.

3.Система. Симметрия. Гармония. – М., 1988.

Вопросы для самоподготовки


1.Общность в структуре научной, художественной и деловой прозы.

2.Что такое нейтральная лексика.

3.Особенности (специфика) научной прозы.

4.Особенности (специфика) художественной прозы.

5.Особенности (специфика) деловой прозы.

6.Доказательство системности общности и специфики этих текстов при представлении их лексики в матрице-аналоге плюс-минусового куба.


Спец курс «Новые информационные технологии в преподавании РКИ»

Контролируемая самостоятельная работа



1.КСР № 1. Вид глагола и спряжение глагола в свете преподавания РКИ

Литература


1.Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

2.Современный русский язык: в 3-х частях / под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1998. Ч.2.

3.Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

Вопросы для самоподготовки


1. Влияние на вид глагола префикса.

2. ПКС-куб.

3. Двувидовые глаголы.

4. Изучение конструкций типа: Он телеграфировал сестре много раз. Он атаковал высоту и взял ее.

5. Глагольное управление.

КСР № 2. Сложные слова и аббревиатуры как предмет изучения РКИ




Литература


1.Карпов В.А. Язык как система. – М.: УРРС, 2003.

2. Современный русский язык: в 3-х частях / под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1998. Ч.2.

3. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

Вопросы для самоподготовки


1. Компьютерный словарь сложных слов при обучении иностранных студентов русскому языку.

2. Семантика наиболее частотных первых элементов сложных слов.



3. Семантика наиболее частотных вторых элементов сложных слов.

4. Аббревиация как система.

страница 1

Смотрите также: