страница 1 Вопросы вступительного экзамена в резидентуру по специальности «Спортивная медицина».
-
Введение в спортивную медицину. Методы исследования и оценки физического развития спортсменов.
-
Методы исследования и оценки функционального состояния систем организма у лиц, занимающихся ФК и спортом.
-
Особенности врачебного контроля за юными спортсменами.
-
Средства восстановления и повышения физической работоспособности спортсменов.
-
Медицинское обеспечение спортивных соревнований.
-
Допинги. Принципы организации антидопингового контроля.
-
Острые патологические состояния в спорте.
-
Специфические заболевания и острые повреждения опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом.
-
Острые травмы в различных видах спорта.
-
Двигательная реабилитация спортсменов после травм.
-
Внезапная смерть в спорте.
-
Несчастные случаи и чрезвычайные происшествия в спорте, правовые основы.
-
Выполнение стандартов диагностики и оказания первой медицинской помощи при кардиогенном шоке.
-
Выполнение стандартов диагностики и оказания первой медицинской помощи при гипертоническом кризе.
-
Выполнение стандартов диагностики и оказания первой медицинской помощи при коматозных состояниях: гипергликемической, гипогликемической, гиперосмолярной коме.
-
Навыки снятия и расшифровки ЭКГ, Эхо КГ.
-
Запись и интерпретация результатов спирометрии.
-
Вскрытие фурункулов, карбункулов, абсцессов, панарициев.
-
Новокаиновые блокады (паравертебральные, вагосимпатическая, паранефральная, межреберная и т.д.).
-
Первичная хирургическая обработка ран.
-
Разработка форм, средств и методов для общего оздоровления и повышения спортивной работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
-
Обоснование и разработка индивидуальной дозировки физических нагрузок.
-
Оценка состояния здоровья с указанием группы здоровья.
-
Оценка показателей здоровья и функциональных систем организма спортсменов с учетом специфики вида спорта.
-
Определение методики и дозировки лечебного массажа, его сочетание с лечебной физкультурой, последовательность процедур.
-
Тренировочные эффекты. Срочный тренировочный эффект. Отставной тренировочный эффект. Кумулятивный тренировочный эффект.
-
Виды обследования при оценки тренировочного эффекта. Оперативные обследования. Текущие обследования. Этапные обследования. Рабочие тесты. Нагрузочное тестирование.
-
Основные формы динамического наблюдения. Углубленные медицинские обследования, проводимые впервые. Этапные медицинские обследования (плановые и дополнительные). Бригадно-функциональные обследования.
-
Исследования до и после тренировочных занятий, и в восстановительном периоде; в течении тренировки или соревнований с определением физиологической кривой и применения тестовых нагрузок; ежедневные исследования в недельном или десятидневном микроцикле.
-
Анализ и регистрация данных динамического наблюдения. Заполнение учетно-отчетной документации.
-
Врачебно-статистическая карта спортсмена. Врачебно-контрольная карта диспансерного наблюдения спортсмена.
-
Подготовка и оформление документации по допуску спортсменов к соревнованиям. Участие в работе мандатной комиссии. Проведение реабилитационных мероприятий. Диспансерное наблюдение.
-
Стандарты физического развития спортсменов. Оценочные таблицы физического развития детей и подростков. Антропометрия.
-
Методы оценки физического развития юных спортсменов. Оценочная таблица физического развития юных спортсменов.
-
Методы оценки физического развития студентов института физической культуры.
-
Морфо-функциональные показатели физического развития высококвалифицированных спортсменов. Средние величины показателей физического развития высококвалифицированных спортсменов в отдельных видах спорта.
-
Карта антропометрического обследования. Заключение об уровне и особенностях физического развития, типе телосложения, состояния опорно-двигательного аппарата на основании данных соматоскопии и результатов оценки физического развития методом антропометрических стандартов.
-
Физическое развитие спортсменов и направленность тренировочного процесса (спортивная специализация). Показатели физического развития – основные критерии в возрастно-половом аспекте физического совершенства от начальной подготовки до завершающего этапа.
-
Врачебное обследование при допуске к тренировкам и соревнованиям. Возрастные нормы начала занятий и специализации по отдельным видам спорта.
-
Предиканты: морфологические и физиологические характеристики, данные моторики и анализаторов, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, личностные особенности юного спортсмена. Начальная подготовка и специализация. Спортивная ориентация.
-
Перечень болезней и патологических состояний, являющихся основанием для отказа в приеме в спортивную секцию, детско-юношескую спортивную школу, колледж спорта.
-
Профили специалистов и сроки осмотра юных спортсменов. Сроки проведения врачебного контроля за состоянием здоровья юных спортсменов. Фактические рекомендуемые сроки отстранения юных спортсменов от тренировочных занятий.
-
Кратность наблюдения специалистами, перечень лабораторных и инструментальных обследований при динамическом врачебном контроле за состоянием здоровья спортсменок. Сроки начала тренировочных занятий после травм. Сроки начала тренировочных и соревновательных нагрузок после перенесенных заболеваний.
-
Предупредительный и текущий контроль. Контроль за санитарным состоянием мест соревнований, тренировок, размещения и питания участников соревнований. Наблюдения спортивного врача за участниками соревнований, предупреждение травм и заболеваний.
-
Медицинская помощь заболевшим или травмированным участникам соревнований. Особенности медицинского обеспечения соревнований в различных географических условиях.
-
План работы территориальных врачебно-физкультурных диспансеров.
-
Медицинское обеспечение детско-юношеских спортивных школ и специализированных колледжей спорта.
-
Межсекторальное сотрудничество между медицинскими службами, учебными заведениями и спортивными организациями.
-
Мероприятия по повышению квалификации и профессионализма медицинских работников детско-юношеских спортивных школ, специализированных колледжей спорта и врачебно-физкультурных диспансеров.
-
Виды тренировочных эффектов.
-
Инструментальные и лабораторные методы исследования.
-
Функциональные пробы.
-
Основные директивные документы, регламентирующие деятельность спортивного сектора здравоохранения.
-
Оценка индивидуального физического развития.
-
Модельные характеристики спортсменов.
-
Меры и факторы безопасности проведения занятий спортом, профилактика спортивного травматизма.
-
Инспектирование учебно-тренировочного процесса, включая комплекс восстановления спортивной работоспособности.
-
Анализ спортивного анамнеза.
-
Планирование и обеспечение медицинского обслуживания во время тренировок, соревнований
-
Периодический контроль индивидуального тренировочного режима с учетом возраста и условий проведения занятий.
-
Составление программ реабилитации спортсмена с учетом характера и тяжести полученной травмы или заболевания.
-
Прогнозирование спортивных результатов после перенесенных заболеваний или травм.
-
Соответствие физической нагрузке состоянию здоровья спортсменов.
-
Наличие необходимых лекарств и инвентаря при травмах и заболеваниях во время тренировок и соревнований.
-
Реакция организма спортсменов на нагрузку функциональных проб, физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке.
-
Уровень специальной работоспособности.
-
Данные функции внешнего дыхания и газообмена.
-
Эффективность занятий спортом.
-
Компоненты физической культуры (вид, разновидность, форма). Основой признак спорта.
-
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний по физической культуре. Характеристика групп видов спорта.
-
Общая физическая подготовка. Профессиональная физическая подготовка.
-
Закон возрастной ступенчатости. Закон единства организма и среды. Закон единства форм и функции организма.
-
Физическое совершенство. Факторы, способствующие достижению оптимального эффекта при занятиях спортом.
-
Основные понятия спортивной классификации.
-
Содержание физических упражнений. Форма физических упражнений. Основные компоненты величины спортивной нагрузки. Разновидности физических упражнений.
-
Методы тренировки физических качеств. Физические качества и их показатели.
-
Двигательные умения, навыки и методы их формирования. Стадии формирования навыка в соответствии с этапами обучения двигательной деятельности.
-
Виды физического состояния спортсмена. Спортивная тренировка. Принципы спортивной тренировки. Содержание спортивной тренировки.
-
Типовой годичный тренировочный цикл. Общий подготовительный и специально-подготовительный этапы. Соревновательный период. Переходной период спортивной тренировки.
-
Планирование и контроль системы тренировки.
-
Компоненты физической культуры.
-
Оздоровительные и образовательные задачи физической культуры.
-
Общая классификация видов спорта.
-
Физическая подготовка и физическое развитие.
-
Спортивный разряд и спортивное звание.
-
Спортивная форма.
-
Этапы овладения техникой выполнения физических упражнений.
-
Особенности и этапы спортивной деятельности. Психологическая характеристика предстартового этапа. Психологическая характеристика этапа исполнения деятельности.
-
Мотивы выбора вида спорта и занятий им на разных этапах спортивной карьеры. Целеполагание (постановка спортивных целей). Уровень притязаний.
-
Индивидуальные особенности спортивных мотивов. Половые различия в спортивной мотивации. Управление мотивацией спортсменов. Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога. Способы регуляции предстартовых состояний.
-
Возникновение эмоциональной напряженности в процессе деятельности. Состояние страха. Мертвая точка и второе дыхание. Состояние утомления. Состояния, вызываемые монотонной тренировочной деятельностью.
-
Сила воли и ее компоненты. Настойчивость (целеустремленность). Смелость. Решительность. Терпеливость и упорство. Половые различия в проявлении волевых качеств.
-
Роль интеллекта и мышления в спортивной деятельности. Психологические особенности формирования тактических умений.
-
Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенности. Способности и типологические особенности свойств нервной системы.
-
Личность как субъект и объект общественных отношений в спорте. Агрессия и агрессивность спортсменов. Тревожность и ее влияние на эффективность деятельности спортсменов.
-
Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена. Эффект соперничества как социально-психологическое явление. Спортивная этика.
-
Характеристика общения в спорте. Особенности общения до и во время соревнований. Установление взаимопонимания между участниками общения.
-
Определение и классификация малых групп. Признаки малой группы. Уровни социального развития спортивных команд как малых групп.
-
Влияние коллектива на формирование личности спортсмена. Социально-психологические аспекты комплектования спортивных команд.
-
Определение лидерства и его признаки. Виды лидеров. Механизмы выдвижения лидеров. Конкуренция между лидерами. Соотношения между формальным и неформальным лидерством.
-
Психологический климат и межличностные отношения в команде. Сплоченность команды и ее измерение. Сплоченность и эффективность деятельности.
-
Этапы и особенности спортивной карьеры. Кризисы спортивной карьеры.
-
Причины преждевременного прерывания спортивной карьеры (отсева спортсменов).
-
Проблемы и трудности спортсменов на различных этапах спортивной карьеры. Способы и приемы преодоления кризиса.
-
Цена спортивной карьеры. Удовлетворенность спортивной карьерой. Особенности спортивной карьеры у мужчин и у женщин.
-
Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров. Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами.
-
Типы (стили) руководства тренеров. Специфика деятельности тренера в ДЮСШ. Специфика руководства женскими спортивными коллективами. Социально-психологические особенности принятия тренером новой команды.
-
Роль общения тренера со спортсменами. Факторы, обусловливающие эффективность общения тренера со спортсменами. Психологический такт. Культура речи тренера.
-
Стили общения тренеров. Формы психологического воздействия тренера на спортсменов.
-
Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов.
-
Конфликтные ситуации и конфликты. Фазы развития конфликта. Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами.
-
Типы конфликтных личностей. Типы поведения в конфликте. Типы отношения тренеров к конфликтам. Исходы конфликтных ситуаций.
-
Состояния, вызываемые систематической тренировочной деятельностью.
-
Половые различия в проявлении волевых качеств и достижений спортивных результатов.
-
Типологические особенности свойств нервной системы и их проявления в различных видах спорта.
-
Характеристика межличностного общения в спорте.
-
Психологическая совместимость и соперничество в спорте.
-
Управление конфликтами.
-
Задачи спортивной фармакологии. Основные принципы использования фармакологических средств восстановления. Процесс рационального лечения.
-
Современный арсенал фармакологических препаратов в спортивной медицине. Витамины. Коферменты. Микроэлементы. Продукты повышенной биологической ценности. Рациональный выбор лекарственных средств при фармакотерапии в спортивной практике.
-
Применение лекарственных веществ для коррекции процесса восстановления, адаптации и психической устойчивости организма. Стандарты лечения спортивных повреждений и заболеваний
-
Общие подходы к проведению рационального применения фармакологических средств. Классификация допинговых средств.
-
Побочные действия лекарственных средств. Классификация нежелательных лекарственных реакций. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств, применяемых в спортивной медицине. Особенности выбора лекарственных средств для купирования болевого синдрома. Наркотические и ненаркотические анальгетики. Мышечные релаксанты. Недеполяризующие и деполяризующие.
-
Допинг-контроль. Исторические данные о применении допингов в спорте. Классификация допинговых средств и методов. Организация и проведение антидопингового контроля. Санкции к спортсменам при употреблении допингов.
-
Выбор рациональных фармакологических средств при заболеваниях и травмах в спорте.
-
Лабораторные анализы при проведении допинг-контроля.
-
Оптимальный режим дозирования и адекватного способа введения, с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров препаратов.
-
Эффективность проводимой фармакотерапии.
-
Осложнения и побочные действия лекарственных средств.
-
Избирательное действие фармакологических препаратов.
Рекомендуемая литература.
-
Заболевания и повреждения при занятиях спортом / Под ред. Дембо
А.Г. – Ленинград: Медицина, 1991. – 336 с.
-
Дембо А.Г. Актуальные вопросы спортивной медицины: Избранные
лекции. – Ленинград, 1985. – Часть 1. – 111 с.
-
Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья
спортсменов. – Москва, 1981. – 119 с.
-
Картман В.А., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в
спортивной медицине. – Москва: ФиС, 1988. – 201 с.
-
Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная
физкультура / Руководство. – Москва: Медицина, 1993. – 432 с.
-
Детская спортивная медицина / Под ред. С.В. Тихвинского, С.В.
Хрущева. – Москва: Медицина, 1991. – 550 с.
-
Касымова Г.П. Здоровье и спорт. – Алматы, 2000. – 316 с.
-
Касымова Г.П. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья
высококвалифицированных спортсменов. Методические рекомендации.
– Алматы, 1998. – 17 с.
-
Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и
спорте. – Москва: Медицина, 1990. – 192 с.
-
Чоговадзе А.В., Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Влияние систематических
занятий спортом на опорно-двигательный аппарат юных спортсменов /
Руководство для врачей. – Москва: Медицина, 1991. – С. 92-98.
11.Палькова О. Игра ценою в жизнь. О внезапных смертях в спорте //
Медицина и спорт. – Москва, 2006, №1, С.8-10.
12. Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте. — Москва, 1982, -
182с.
13. Башкиров В. Ф. Комплексная реабилитация спортсменов после травм
опорно-двигательного аппарата. — Москва: Физкультура и Спорт,
1984, - 128с.
14. Лукаш А.А. О причинах скоропостижной смерти при занятиях спортом
и ее предупреждение // Актуальные вопросы спортивной медицины и
ЛФК. – Таллин, 1974. – С. 19-20.
15. Михайлов Р.А. Внезапная смерть спортсменов // Судебно-медицинская
экспертиза. – Москва, 1972, №3. – С. 56-57.
16. Спортивная медицина / Руководство для врачей. Под ред. Чоговадзе
А.В., Бутченко Л.А. – Москва: Медицина, 1996. – 384 с.
17. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. – Москва: Медицина, 1988. –
284 с.
18. Ильин Е.П. Психология спорта. – Санкт-Петербург, 2008. – 352с.
19. Психология спорта. Хрестоматия. Под ред. Кретти Б., Найдиффер Д. –
Москва, 2007. – 356 с.
20. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. –
Москва, 2006. – 163 с.
21. Серова Л.К. Психология личности спортсмена / Учебное пособие. –
Москва, 2007. – 116 с.
22. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта. – Москва, 2002. – 288 с.
23. Олейник С.А., Гищак Т.В., Гинина Л.М. Спортивная фармакология
и диетология. – Минск, 2008. – 256 с.
24. Кулиненков О.С. Фармакотерапия в спортивной медицине /
Справочник. – Москва: Медицина, 2003. – 278 с.
25. Международные нормативно – правовые документы по
антидопинговому контролю. – Минск: Четыре четверти, 1998. –
55с.
26. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине:
Перевод с англ. / По ред. Шевченко Ю.Л., Кулакова В.И., Хаитова Р.М.
– Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 1248 с.
27. Сейфулла Р., Анкудинова И., Бочарова Л. Фармокологическая
коррекция состояния спортсменов // Тренер. – Москва, 1993, №1. – С.
20-21.
28. Сейфулла Р.Д., Анкудинова И.А. Допинговый монстр. – Москва, 1996.
– 223 с.
29. Антидопинговый контроль // Спортивная медицина. Учебник / Под
ред. Гартмана В.Л. – Москва. – Физкультура и спорт, 1987. – С. 183-
187.
30. Семенов В.А., Марков Л.Н., Трегубов А.А. Лекарственные средства в
спорте. – Москва: Всероссийская федерация спортивной медицины,
1994. – 215 с.
страница 1
|