страница 1 Возможности уровневой дифференциации
Научить человека мыслить - главная задача образования.
Джон Дьюи. 1933г.
Концептуальный подход к построению данной педагогической технологии имеет психолого-педагогическую основу, исходящую из психологических утверждений С.Л.Рубинштейна о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления и тем самым выявления в нем новых свойств, приводящих к изобретениям и открытиям. Другой психологической основой технологии является теория Л.С.Выготского о переходе в процессе обучения умственного развития ученика из зоны "актуального развития" к зоне "ближайшего развития", которое может быть осуществлено на основе деятельности, переходящий от репродуктивного уровня к продуктивному. Эти уровни деятельности обеспечивают разные уровни усвоения учебного материала учащимися. В.П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на 4 вида: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий.
Ученический уровень обеспечивает только такое качество знаний, как правильность ( на первом уровне - это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев).
Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений. Эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность.
Таким образом, начиная только с эвристического уровня усвоения, можно удостовериться в том, что учащиеся обеспечены всеми компонентами качества знания. Естественно, что только в этом случае ученик должен получить оценку "5".
Традиционное обучение не позволяет оценивать уровень ЗУН по деятельностным характеристикам, т.е. насколько ученик усвоил материал: осознанно, прочно, системно, полно. При таком подходе также не учитывается тот фактор, насколько применяются учеником приемы мыслительной деятельности ( анализ, синтез, сравнение, выделение главного, рефлексия и др.), все это приводит к необъективному оцениванию деятельности учащихся.
Если обучение будет организовано по траектории, устремляющейся от низшего уровня к высшему, то оно будет развивающим, поскольку при этом развиваются умения, мотив, Активность, качество знаний и мышление. Первым двум уровням соответствует эмпирический, а двум другим - теоретический уровень мышления. При уровневой дифференциации усвоения для организации процесса обучения разрабатываются уровневые задания для самостоятельной и контрольной работы по каждой теме, соответственно требованиям уровней. Ученический уровень представляет " обязательный уровень", а остальные уровни- возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика. Таким образом, организация учебногоп процесса на основе уровневой дифференциации позволяет организовать "все углубляющееся движение" мышления вокруг объекта мышления, и тем самым обеспечивать содержательную индивидуализацию обучения. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития.
Предлагаемый конспект обобщающего урока в 10 класс школы с казахским языком обучения по теме " Однородные члены предложения" отражает структуру и содержание этой технологии.
Цель урока состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться в речи однородными в составе простого и сложного предложения.
1-й уровень - ученический. Здесь предусмотрены задания на припоминание и актуализацию усвоенных на предыдущем уроке знаний без их видоизменения. Это тренировочные задания на воспроизведение изученного в процессе применения на практике усвоенных правил и определений.
Микроцель - повторить изученные понятия и определения, воспроизводить содержание определения грамматического понятия в стандартной форме.
Задания
1. Дополните определение.
Однородные члены предложения отвечают на вопрос____ и ____ к члену предложения. Однородными могут быть как_____, так и _____ члены предложения. В устной речи после каждого однородного члена делается ______, на письме они выделяются ________ .
2. Из выделенных слов вычеркните лишнее.
Звонко и тонко в ручье журчит вода.
Весной в начале мая на лесной поляне можно увидеть ландыши.
Темнота шуршала за стенами плесками дождя и ударами ветра.
2-й уровень - типовой (алгоритмический). Задания здесь предусматривают систематизацию и упорядочение изученного ранее материала в измененной ситуации, то есть решение задач требует преобразования полученных знаний.
Микроцель - закрепить грамматические признаки однородных членов, правила постановки знаков препинания при них, правильно интонировать паузы между однородными членами.
Задания
1. Прочитайте выразительно текст слух, затем - себя. Озаглавьте его. Выделите предложения с однородными членами и прочитайте их, соблюдая паузы, интонацию перечисления.
Журавли- это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только "умны", они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, "продуманной" гаммой окраски. У журавлей удивительный голос- грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный- будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно- и печальное !- обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете- только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий ,для других- считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое- где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля- большой грех.
В. Флинт
2. Дополните предложения однородными членами и поставьте знаки препинания.
Журавли не только " умны"
Эти птицы красивы особой законченной грацией
У журавлей удивительный голос
Я придерживаюсь точки зрения японцев
3-й уровень - эвристический. Выполняя задания познавательного - поискового ( эвристического) типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания и одновременно приобретают новые. Это требует таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. При решении подобных заданий возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения учебных задач.
Микроцель - закрепить понятия "идея", "тип текста", "стиль текста" на примере текста, в котором описание сочетается с рассуждением, раскрыть функции изучаемой грамматической категории в таком тексте.
Задания
1. Сформулируйте идею прочитанного текста, его тему.
2. Определите, к какому типу относится данный текст.
3. Составьте его композиционную схему ( тезис, вывод).
4. Назовите языковые особенности, соответствующие стилю текста. Опишите особенности журавля, его внешность, голос, используя конструкции с однородными членами.
5. Скажите, к какой мысли подводит читателей автор.
6. Что вы знаете о редких птицах и животных? Расскажите о них, включая в свое сообщение предложения с однородными членами.
4-й уровень - творческий. Задания требуют от учащихся опоры на свой жизненный опыт, работы воображения и активного мышления, что позволяет им создать оригинальный речевой продукт, в той или иной манере отражающий их индивидуальные склонности.
Микроцель - закрепить представление о композиционных особенностях текста типа описания с элементами рассуждения, о связи тезиса с аргументами и выводами и умение раскрывать идею, тему текста, используя предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.
Задания
Напишите мини-сочинение " Тише, птицы на гнездах".
Ученикам предлагается инструкция:
Придерживайтесь такой композиции текста: основная мысль - ее развитие - ее доказательство или опровержение.
Каждый учащийся, независимо от своих знаний и возможностей, начинает работу с выполнения заданий ученического уровня. Обязательное выполнение заданий 1 уровня даже сильными учащимися позволяет, дифференцируя учебные задания, избежать искусственного деления учеников на способных и неспособных. Все учащиеся берут старт одновременно, и каждый из них, по мере способностей, достигает своей вершины в усвоении опорных знаний. Это обеспечивает гарантированное выполнение требований Государственного общеобразовательного стандарта.
Использованная литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
2. Педагогическая технология Ж.А.Караева.
Алматы: РИК, 1999.
страница 1
|