страница 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРАНАХ СНГ
Перелайко А.Н., 1 курс, УИР
Научный руководитель: Цобкало А.А., к.и.н., доцент
За время существования СНГ каждое государство прошло путь от создания современной и независимой страны до активного поиска новых возможностей дружбы и сотрудничества с республиками, входившими в состав СССР. Последнее время четко прослеживаются первые экономические успехи и, как следствие, рост заинтересованности стран в партнерстве. Сегодня СНГ - это реальный и устойчивый механизм, направленный на интеграцию и сотрудничестве во всех областях. Разработана нормативная правовая база, созданы механизмы взаимодействия, которые реализуются в различных отраслях, среди приоритетов развития – сотрудничество в области образования и науки.
Многолетняя общность исторических судеб, традиции и опыт совместного проживания, экономические и культурные, да и просто человеческие связи – всё это благодатная почва для создания общего образовательного пространства молодых независимых государств, возникших на месте Советского Союза. Создание образовательного пространства носит юридический характер – совет глав правительств государств-участников СНГ принял пакет документов, составляющих правовую основу единого (общего) образовательного пространства. Среди них: Концепция формирования единого общеобразовательного пространства Содружества Независимых Государств, Соглашение о сотрудничестве по формированию единого общеобразовательного пространства Содружества Независимых Государств, Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств и др.
Развитие исторически сложившегося единого образовательного пространства всегда было одним из главных направлений сотрудничества стран СНГ. Главным шагом, направленным на закрепление четкого механизма выполнения взаимных обязательств в данной сфере, было утверждение Советом глав правительств СНГ 17 января 1997 г. Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Данный документ направлен на гармонизацию национальных законов и нормативных актов в области образования, содействие интеграции систем образования государств-участников СНГ, содействие в разработке национальных образовательных кодексов членов Содружества, согласование подходов к государственным образовательным стандартам всех уровней и требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и т.д.[1, с. 50].
На сегодняшний день для реализации вышеупомянутых нормативно-правовых актов, принятых странами Содружества создано множество различных организаций, деятельность которых направлена на укрепление связей не только в сфере образования, но и в целом в сфере гуманитарного сотрудничества. Среди структур и организаций необходимо отметить Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, базовые организации государств-участников СНГ в области образования, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах.
Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств образован в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года. Основными функциями данной организации являются: рассмотрение вопросов состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализ хода реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, изучение возможностей дальнейшего развития сотрудничества в области образования, рассмотрение и подготовка проектов многосторонних программ в области образования, проведение совместных мероприятия в пределах компетенции Совета, изучение и обобщение опыта государств - участников Содружества и т.д. В рамках Совета так же действуют 10 комиссий, среди которых Комиссия по признанию и эквивалентности, Комиссия «Стандарт», Комиссия «Наука», Комиссия «Учебник» и др. [3].
Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, научным центрам государств - участников СНГ статуса базовой организации.
Решениями Совета глав правительств Содружества в 2000–2011 годах статус базовых организаций (по сотрудничеству в области образования) придан 12 высшим учебным заведениям, двум институтам и одному Центру.
Существование базовых организаций носит юридический характер, что закреплено в Положении о базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по исследованиям в области образовательной политики [4].
В соответствии с утвержденными положениями о базовых организациях их деятельность направлена на подготовку специалистов; разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; осуществление научных исследований; повышение квалификации и переподготовку специалистов; подготовку научно-педагогических кадров; развитие и углубление сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций; разработку, апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов; создание и реализацию проектов, направленных на проведение междисциплинарных исследований; организацию международных конференций и иных мероприятий.
Для более скоординированных и отлаженных связей в рамках содружества проходит множество различных форумов, выставок, конференций, встреч на различных уровнях, среди которых необходимо отметить Международную научно-практическую конференцию, Международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания», программу ЮНЕСКО в рамках СНГ «Образование для всех» и т.д.[3]
В настоящее время системы образования на постсоветском пространстве направлены на активный поиск не только структурных изменений образовательных систем (новых организационных форм и образовательных структур), но и осуществляется движение в сторону взаимного сближения и взаимодействия этих систем, синхронизация интеграционных тенденций, теоретическая разработка интеграционных объединений в образовании.
Таким образом, все преобразования в сфере образования призваны наращивать сотрудничество по формированию общего образовательного пространства СНГ на основе Плана приоритетных мероприятий сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на среднесрочную перспективу, уделив первостепенное внимание повышению качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости учащихся с тем, чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке результатов обучения (особенно вотношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков), реализации мероприятий по информатизации образовательных систем, развитию образования взрослых и дистанционных технологий, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, более полной реализации права каждого человека на получение качественного образования.
Литература
1. Единое образовательное пространство СНГ и ближнего зарубежья (проблемы обобщения образовательно-педагогических инновации): сб. науч. тр. – М.: ИТП и МИО РАОБ, 1994. – 166 с.
2. Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу: аналитический доклад [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by. – Дата доступа: 10.11.2011.
3. Совет по сотрудничеству в области образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.cis.unibel.by. – Дата доступа: 10.11.2011.
страница 1
|