страница 1 страница 2 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 января 2004 г. № 262-З
О техническом нормировании и стандартизации
Принят Палатой представителей 26 ноября 2003 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 42-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1139) ;
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) ;
Закон Республики Беларусь от 9 июля 2007 г. № 247-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1344) ;
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 407-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1504)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и их определения, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
объекты технического нормирования, объекты стандартизации – продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг;
технические требования – технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации;
техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг – соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде;
стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;
технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг;
стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации;
межгосударственный (региональный) стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации;
государственный стандарт Республики Беларусь (далее – государственный стандарт) – стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь;
стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля;
государственная регистрация технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации – присвоение уполномоченным государственным органом регистрационных номеров техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации с целью их учета и идентификации;
система технического нормирования и стандартизации – совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации
Законодательство Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Статья 3. Субъекты технического нормирования и стандартизации
Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:
Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;
юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, Республики Беларусь;
иностранные юридические лица, иностранные граждане;
лица без гражданства;
иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.
Статья 4. Цель и основные принципы технического нормирования и стандартизации
Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
единства измерений;
национальной безопасности;
устранения технических барьеров в торговле;
рационального использования ресурсов.
Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:
обязательности применения технических регламентов;
доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
использования современных достижений науки и техники;
обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
добровольного применения государственных стандартов.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 5. Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации
Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:
определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;
формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;
утверждение технических регламентов, государственных стандартов;
установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;
установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.
Статья 6. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации
Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 17, ст. 179; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 24, ст. 463), настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации
Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
обеспечивает создание и функционирование системы технического нормирования и стандартизации;
утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции, уведомления и опубликования информации о них, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
утверждает технические регламенты;
устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;
дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;
обеспечивает создание Национального фонда технических нормативных правовых актов, устанавливает порядок ведения этого фонда и правила пользования им;
осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:
осуществляет реализацию единой государственной политики;
осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;
устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения;
осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);
определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию;
осуществляет официальное издание государственных стандартов;
опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;
организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их изменения или отмены;
осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;
применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;
участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации;
дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;
утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, положения об этих технических комитетах. При этом состав технических комитетов по стандартизации в области архитектуры, градостроительства и строительства, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, положения об этих технических комитетах утверждает совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;
создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Полномочия Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства:
осуществляет реализацию единой государственной политики;
координирует разработку технических регламентов и государственных стандартов;
проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их обновления или отмены;
осуществляет официальное издание утвержденных им технических нормативных правовых актов;
применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;
участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации;
дает официальные толкования по вопросам применения утвержденных им технических нормативных правовых актов;
утверждает совместно с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, положения об этих технических комитетах.
Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
Для разработки государственных стандартов, технических кодексов и в целях создания условий для участия в процессе стандартизации всех заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации по их предложениям могут создаваться в качестве рабочих органов технические комитеты по стандартизации.
Состав технических комитетов по стандартизации формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Статья 12. Планирование работ по техническому нормированию и стандартизации
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов и представляет его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.
Программа публикуется в официальных изданиях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
Статья 13. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее – органы государственного надзора).
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора (далее – государственные инспекторы).
Государственные инспекторы имеют право:
свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;
получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;
проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;
применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.
Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с правами, предусмотренными частью третьей настоящей статьи, имеет право:
запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов и государственные инспекторы имеют право осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Государственные инспекторы при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Статья 14. Финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации
Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.
За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на:
разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
подготовку и опубликование официальной информации об утвержденных технических регламентах, технических кодексах и государственных стандартах;
уплату взносов международным и межгосударственным (региональным) организациям по стандартизации;
создание и ведение Национального фонда технических нормативных правовых актов;
осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов;
иные работы по техническому нормированию и стандартизации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.
страница 1 страница 2
|