страница 1
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 26 октября 2000 г. № 449-З
О мобилизационной подготовке и мобилизации
Принят Палатой представителей 2 октября 2000 года
Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 16 мая 2001 г. № 23-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 50, 2/766) ;
Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 8-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1560)
Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь, устанавливает права, обязанности и ответственность государственных органов, организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и граждан Республики Беларусь в этой области.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
мобилизационная подготовка - система предпринимаемых мероприятий в мирное время по подготовке экономики Республики Беларусь, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также специальных формирований, создаваемых министерствами и другими республиканскими органами государственного управления (далее - специальные формирования), к обеспечению защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время;
мобилизация - комплекс мероприятий по переводу экономики Республики Беларусь и государственных органов на работу в условиях военного времени, а также комплекс мероприятий войсковой мобилизации;
войсковая мобилизация - комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований на организационно-штатную структуру военного времени, а также по их укомплектованию личным составом в установленные сроки в соответствии со штатами и нормами военного времени, обеспечению вооружением, военной техникой и материальными ценностями за счет созданных в мирное время государственного и (или) мобилизационного материальных резервов и ресурсов экономики Республики Беларусь.
Мобилизация в Республике Беларусь может быть полной или частичной.
Статья 2. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации
Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статья 3. Основные принципы мобилизационной подготовки и мобилизации
Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
централизованное руководство;
заблаговременность, плановость и контроль;
комплексность и согласованность.
Статья 4. Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации
Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации составляют:
разработка мобилизационных планов экономики Республики Беларусь, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских, а также специальных формирований;
нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
определение условий работы и подготовка государственных органов, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
определение мобилизационных материальных потребностей и формирование государственного оборонного заказа на военное время;
подготовка экономики Республики Беларусь к работе в период мобилизации и в военное время;
подготовка к проведению войсковой мобилизации и ее проведение;
сохранение, развитие действующих, создание новых мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Республики Беларусь, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований и нужд населения в военное время;
создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для использования в военное время в интересах экономики и обороны Республики Беларусь;
подготовка техники, предназначенной для комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
накопление, хранение и освежение материальных ценностей в государственном и мобилизационном материальных резервах;
создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, объекты повышенной опасности, важнейшую гражданскую продукцию, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
подготовка и организация нормированного снабжения населения основными продовольственными товарами и другими товарами первой необходимости, медицинского обслуживания, а также обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
создание и подготовка запасных пунктов управления министерств и других республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления к работе в условиях военного времени;
подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
организация воинского учета военнообязанных и призывников в государственных органах, организациях;
подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований в мирное и в военное время;
бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в запасе и работающих в государственных органах, организациях;
оценка состояния мобилизационной готовности Республики Беларусь;
проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
проведение мероприятий по переводу государственных органов, организаций на работу в условиях военного времени;
осуществление войсковой мобилизации;
проведение мероприятий по переводу экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени;
подготовка и повышение квалификации работников мобилизационных органов;
международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Президент Республики Беларусь:
определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь;
утверждает мобилизационные планы Республики Беларусь, план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов при мобилизационной подготовке и мобилизации;
вводит на территории Республики Беларусь в случаях военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
устанавливает режим работы государственных органов, организаций в период мобилизации и в военное время;
ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
устанавливает отдельным категориям граждан право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации;
издает декреты, указы и распоряжения по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
устанавливает порядок представления Советом Министров Республики Беларусь ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья 6. Полномочия Совета Безопасности Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Совет Безопасности Республики Беларусь:
разрабатывает основные направления стратегии в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
вносит предложения Президенту Республики Беларусь для принятия решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и выполнения принятых Президентом Республики Беларусь решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
решает иные задачи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Совет Министров Республики Беларусь:
руководит в пределах своих полномочий мобилизационной подготовкой и мобилизацией;
осуществляет мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации;
организует разработку мобилизационных планов экономики Республики Беларусь;
определяет порядок заключения договоров на выполнение организациями мобилизационных заданий (заказов) и обеспечение этих заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;
определяет порядок и источники финансирования мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации;
организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Республики Беларусь, о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;
осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением войсковой мобилизации;
организует в установленном порядке перевод экономики на работу в условиях военного времени;
организует воинский учет военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в запасе и работающих в государственных органах, организациях;
организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
определяет порядок создания и подготовки специальных формирований;
определяет порядок сохранения, развития действующих и создания новых мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей экономики Республики Беларусь, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований и нужд населения в военное время;
определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, объекты повышенной опасности, важнейшую гражданскую продукцию, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;
устанавливает порядок контроля за состоянием мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности отраслей экономики и организаций;
решает в пределах своих полномочий вопросы финансирования мобилизационной подготовки и мобилизации из республиканского бюджета;
утверждает перечень особо важных объектов, связанных с материальным обеспечением Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований и населения в военное время;
утверждает перечни, нормы и объемы материальных ресурсов, необходимых для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований, организации нормированного снабжения населения основными продовольственными товарами и товарами первой необходимости в военное время;
организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
организует сотрудничество с другими государствами по вопросам мобилизационной подготовки экономики Республики Беларусь;
организует подготовку и повышение квалификации работников мобилизационных органов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия и функции министерств и других республиканских органов государственного управления в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Министерства и другие республиканские органы государственного управления в пределах своих полномочий:
создают мобилизационные органы;
организуют подготовку и повышение квалификации работников мобилизационных органов;
разрабатывают и реализуют мобилизационные планы;
обеспечивают мобилизационную подготовку соответствующих отраслей, подведомственных им организаций, а при введении военного положения организуют перевод их на работу в условиях военного времени;
организуют заключение договоров на выполнение мобилизационных заданий (заказов) подведомственными им организациями;
разрабатывают проекты инструкций (положений) о мобилизационной подготовке соответствующих отраслей;
организуют воинский учет военнообязанных и призывников в подведомственных им организациях, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в запасе и работающих в министерствах и других республиканских органах государственного управления, а также в подведомственных им организациях, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
создают в соответствии с утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь мобилизационными заданиями специальные формирования, используемые в военное время в интересах экономики и обороны Республики Беларусь;
координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в подведомственных им организациях, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.
Статья 9. Полномочия и функции органов местного управления в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Органы местного управления в пределах своих полномочий:
создают мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов;
разрабатывают мобилизационные планы;
проводят при введении военного положения мероприятия по переводу органов местного управления, подведомственных им организаций, соответствующих территорий на работу в условиях военного времени;
осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке органов местного управления, а также организаций, не находящихся в ведении министерств и других республиканских органов государственного управления;
организуют воинский учет военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в запасе и работающих в органах местного управления, а также в организациях, не находящихся в ведении министерств и других республиканских органов государственного управления;
обеспечивают проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь по мобилизационной подготовке и мобилизации;
координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в подведомственных организациях, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий;
проводят во взаимодействии с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
организует в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники по нарядам военных комиссариатов на пункты сбора или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и другого имущества согласно мобилизационным планам;
обеспечивают представление военным комиссариатам сведений о регистрации организаций.
ГЛАВА 3
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 10. Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Организации в пределах своих полномочий обязаны:
создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов;
разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
проводить мероприятия по подготовке производства к выполнению мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
заключать договоры на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
выполнять мобилизационные задания (заказы) согласно заключенным договорам в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на пункты сбора военных комиссариатов или в воинские части;
обеспечивать поставку техники на пункты сбора военных комиссариатов или в воинские части в соответствии с мобилизационными планами;
предоставлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные средства и другое имущество согласно мобилизационным планам с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
осуществлять ведение воинского учета военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в запасе и работающих в организациях, оказывать содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы).
Возмещение убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Статья 11. Обязанности граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Граждане Республики Беларусь обязаны:
являться по вызову на пункты сбора военных комиссариатов или в воинские части в период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов;
предоставлять в соответствии с настоящим Законом в военное время в целях обеспечения обороны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с компенсацией государством стоимости отчужденного имущества и возмещением причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны и безопасности государства, а также в установленном порядке зачисляются в специальные формирования.
Гражданам, состоящим на воинском учете, запрещается выезд с места жительства без разрешения военного комиссариата с момента объявления мобилизации.
Граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 12. Мобилизационные органы
Министерства и другие республиканские органы государственного управления, органы местного управления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также для контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационных органов могут назначаться работники, выполняющие функции мобилизационных органов.
Руководители мобилизационных органов или работники, выполняющие функции мобилизационных органов, подчиняются непосредственно руководителям соответствующих государственных органов, организаций.
Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в государственных органах и организациях, определяются в соответствии с Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.
Должностные лица государственных органов, организаций создают работникам мобилизационных органов необходимые условия для выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Статья 13. Военно-транспортная обязанность
Для обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских и специальных формирований в период мобилизации и в военное время в Республике Беларусь устанавливается военно-транспортная обязанность.
Военно-транспортная обязанность распространяется на государственные органы, организации, в том числе на речные порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - собственников транспортных средств.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
Статья 14. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.
ГЛАВА 5
БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, СОСТОЯЩИХ В ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 15. Бронирование граждан, состоящих в запасе, на период мобилизации и на военное время
Бронирование граждан, состоящих в запасе и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Бронирование граждан, состоящих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности государственных органов и организаций.
Военнообязанные, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на период предоставления отсрочки.
Статья 16. Призыв граждан на военную службу по мобилизации
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, состоящие в запасе и не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Статья 17. Право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации
На отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации имеют право граждане:
забронированные в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
признанные временно негодными к военной службе в военное время по состоянию здоровья, - на срок до шести месяцев;
имеющие нетрудоспособных родителей либо иных членов семьи, нуждающихся в посторонней помощи и не находящихся на полном государственном обеспечении, при отсутствии других лиц, проживающих на территории Республики Беларусь и обязанных по закону содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно;
имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет (граждане женского пола - одного ребенка), супруга - инвалида І группы;
матери (отцы) которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без отца (матери).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации может предоставляться также другим категориям граждан по решению Президента Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 18. Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации
Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и других источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Работы, проводимые в целях обеспечения обороны и безопасности государства, подлежат финансированию из республиканского бюджета.
Работы по мобилизационной подготовке, проводимые в целях повышения устойчивости функционирования органов местного управления и подведомственных им организаций, подлежат финансированию из местных бюджетов.
Работы по мобилизационной подготовке, проводимые по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования, подлежат финансированию из средств этих организаций.
Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Льготы государственным органам, организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации
Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации определяется законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 21. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Республики Беларусь
|
А.Лукашенко
|
страница 1
|