Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Закон Республики Казахстан

«О социально-предпринимательских корпорациях»
Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания и деятельности, цели, задачи социально-предпринимательской корпорации в Республике Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Социально-предпринимательская корпорация
1. Социально-предпринимательская корпорация - юридическое лицо в форме акционерного общества, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.

2. Социально-предпринимательская корпорация осуществляет предпринимательскую деятельность, не менее пятидесяти процентов чистой прибыли от которой подлежит реинвестированию для реализации социальных проектов в интересах населения тех регионов, в которых она создана (далее – социальные проекты).

3. Единственным акционером социально-предпринимательской корпорации является национальный управляющий холдинг - Фонд национального благосостояния (далее – Фонд).

Социально-предпринимательская корпорация имеет статус национальной компании.

4. Акции социально-предпринимательской корпорации не подлежат отчуждению Фондом. 
 Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о социально-предпринимательских корпорациях
1. Законодательство Республики Казахстан о социально-предпринимательских корпорациях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния», настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

3. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее правовое положение акционерных обществ, применяется к социально-предпринимательской корпорации в части, неурегулированной Законом Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» и настоящим Законом.
Статья 3. Основная цель и задачи социально-предпринимательской корпорации
1. Основной целью социально-предпринимательской корпорации является содействие в устойчивом социально-экономическом развитии регионов.

2. Задачами социально-предпринимательской корпорации являются:



  1. содействие развитию предпринимательской деятельности в регионах и повышению инвестиционной привлекательности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

  2. разработка и реализация инвестиционных проектов или инвестиционных стратегических проектов регионального масштаба;

  3. развитие конкурентоспособных производств, в том числе на основе реабилитации, реструктуризации нерентабельных организаций;

  4. участие в реализации проектов региона, связанных с агропромышленной отраслью;

  5. содействие в обеспечении казахстанского содержания в регионе через взаимодействие с отечественными производителями товаров, работ и услуг;

  6. разработка и реализация социальных проектов.

2. Основная цель и задачи социально-предпринимательской корпорации реализуются в соответствии с настоящим Законом и стратегией развития социально-предпринимательской корпорации.
Глава 2. Особенности создания социально-предпринимательской корпорации
Статья 4. Порядок создания социально-предпринимательской корпорации
1. Решение о создании социально-предпринимательской корпорации принимается Правительством Республики Казахстан.

2. Социально-предпринимательская корпорация создается в регионах на территории нескольких областей и/или городов республиканского значения, столицы.


Статья 5. Наименование и местонахождение социально-предпринимательской корпорации
1. Наименование социально-предпринимательской корпорации включает в себя указание на её организационно-правовую форму, а также слова «национальная компания» и «социально-предпринимательская корпорация».

2. Наименование юридического лица, не зарегистрированного в качестве социально-предпринимательской корпорации в соответствии с настоящим Законом, не может включать в себя слова «социально-предпринимательская корпорация».

3. Местом нахождения социально-предпринимательской корпорации признается место нахождения ее исполнительного органа.
Глава 3 Особенности корпоративного управления социально-предпринимательской корпорацией
Статья 6. Органы социально-предпринимательской корпорации
Органами социально-предпринимательской корпорации являются:

1) высший орган - единственный акционер;

2) орган управления - совет директоров;

3) исполнительный орган - правление;

4) иные органы в соответствии с уставом социально-предпринимательской корпорации.
Статья 7. Компетенция единственного акционера социально-предпринимательской корпорации
1. Решения по вопросам, отнесенным настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и (или) уставом социально-предпринимательской корпорации к компетенции её единственного акционера, принимаются Фондом.

2. К исключительной компетенции единственного акционера относятся следующие вопросы:



  1. внесение изменений и дополнений в устав социально-предпринимательской корпорации или утверждение его в новой редакции;

  2. утверждение годовой финансовой отчетности социально-предпринимательской корпорации;

  3. добровольная реорганизация или ликвидация социально-предпринимательской корпорации на основании решения Правительства Республики Казахстан;

  4. определение количественного состава, срока полномочий совета директоров социально-предпринимательской корпорации, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, размера и условий выплаты вознаграждений членам совета директоров, а также определение по своему усмотрению количества независимых директоров в составе совета директоров социально-предпринимательской корпорации;

  5. назначение и досрочное освобождение от должности председателя правления социально-предпринимательской корпорации;

  6. утверждение порядка распределения чистого дохода социально-предпринимательской корпорации за отчетный финансовый год, принятие решения о выплате дивидендов по простым акциям и утверждение размера дивиденда в расчете на одну простую акцию социально-предпринимательской корпорации;

  7. ликвидация и реорганизация дочерних организаций социально-предпринимательской корпорации по перечню, определенному единственным акционером социально-предпринимательской корпорации;

  8. отчуждение акций (долей участия) дочерних организаций социально-предпринимательской корпорации, по перечню, определенному единственным акционером социально-предпринимательской корпорации, а также передача указанных акций (долей участия) в доверительное управление;

  9. утверждение стратегии развития социально-предпринимательской корпорации;

  10. утверждение положения о координационном центре;

  11. определение порядка распределения сферы деятельности между социально-предпринимательской корпорацией и иными организациями – недропользователями, входящими в группу Фонда при осуществлении разведки, добычи, переработки и реализации полезных ископаемых в регионе;

  12. определение размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования председателя и членов правления;

  13. принятие решения о невыплате дивидендов по акциям социально-предпринимательской корпорации при наступлении случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;

  14. иные вопросы, принятие решений по которым отнесено настоящим Законом, иными законодательными актами и уставом социально-предпринимательской корпорации к исключительной компетенции единственного акционера.

3. Решения по вопросам, указанным в подпункте 7) пункта 2 настоящей статьи, в отношении дочерних организаций, в которых социально-предпринимательская корпорация не является единственным акционером (участником), принимаются единственным акционером социально-предпринимательской корпорации для определения позиции социально-предпринимательской корпорации как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями социально-предпринимательской корпорации на общих собраниях акционеров (участников) организаций.
Статья 8. Совет директоров социально-предпринимательской корпорации
1. Совет директоров социально-предпринимательской корпорации состоит из председателя и членов, назначаемых (избираемых) единственным акционером.

2 Состав совета директоров социально-предпринимательской корпорации формируется из представителей единственного акционера, местных исполнительных органов, председателя правления социально-предпринимательской корпорации и независимых директоров, в количестве, определяемом решением единственного акционера.

Председателем совета директоров социально-предпринимательской корпорации является представитель единственного акционера.

3. К исключительной компетенции совета директоров социально-предпринимательской корпорации относится принятие решений по следующим вопросам:



  1. утверждение штатной численности социально-предпринимательской корпорации;

  2. определение порядка предоставления единственному акционеру информации о деятельности социально-предпринимательской корпорации, если такой порядок не определен уставом социально-предпринимательской корпорации;

  3. принятие решения о вынесении вопросов на рассмотрение единственного акционера;

  4. принятие решения о размещении (реализации), в том числе о количестве размещаемых (реализуемых) акций в пределах количества объявленных акций, способе и цене их размещения (реализации);

  5. принятие решения о выкупе социально-предпринимательской корпорацией размещенных акций или других ценных бумаг и цене их выкупа;

  6. определение количественного состава, срока полномочий правления, избрание членов правления, а также досрочное прекращение их полномочий;

  7. принятие решения об увеличении количества объявленных акций социально-предпринимательской корпорации или изменении вида неразмещенных объявленных акций социально-предпринимательской корпорации;

  8. решение о ликвидации, реорганизации дочерних организаций социально-предпринимательской корпорации, за исключением дочерних организаций, решение о ликвидации, реорганизации которых отнесено настоящим Законом к компетенции единственного акционера социально-предпринимательской корпорации;

  9. определение количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначение ее руководителя, а также досрочное прекращение его полномочий, определение порядка работы службы внутреннего аудита, а также размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита;

  10. утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность социально-предпринимательской корпорации, по утвержденному советом директоров перечню вопросов;

  11. утверждение годового бюджета и иных документов по планированию деятельности социально-предпринимательской корпорации, а также порядка и срока отчетов по ним;

  12. определение аудиторской организации, осуществляющей аудит социально-предпринимательской корпорации;

  13. участие социально-предпринимательской корпорации в создании или деятельности иных юридических лиц путем передачи части или нескольких частей активов, в сумме составляющих двадцать пять и более процентов от всех принадлежащих социально-предпринимательской корпорации активов;

  14. увеличение обязательств социально-предпринимательской корпорации на величину, составляющую десять и более процентов размера его собственного капитала;

  15. приобретение социально-предпринимательской корпорацией десяти и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц;

  16. определение политики по управлению рисками социально-предпринимательской корпорации;

  17. определение условий и порядка конвертирования ценных бумаг социально-предпринимательской корпорации, а также их изменение;

18) назначение, определение срока полномочий корпоративного секретаря, досрочное прекращение его полномочий, а также определение размера должностного оклада и условий вознаграждения корпоративного секретаря

19) утверждение кодекса корпоративного управления, а также изменений и дополнений в него;

20) определение приоритетных направлений деятельности социально-предпринимательской корпорации;

21) утверждение изменений в методику (утверждение методики, если она не была утверждена учредительным собранием) определения стоимости акций при их выкупе обществом в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;

22) иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и уставом социально-предпринимательской корпорации.

4. Решения по вопросам, указанным в подпункте 8) пункта 3 настоящей статьи, в отношении дочерних организаций, в которых социально-предпринимательская корпорация не является единственным акционером (участником), принимаются советом директоров социально-предпринимательской корпорации для определения позиции социально-предпринимательской корпорации как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями социально-предпринимательской корпорации на общих собраниях акционеров (участников) организаций.


Статья 9. Правление
1. Правление социально-предпринимательской корпорации состоит из председателя правления, его заместителей и иных работников социально-предпринимательской корпорации.

2. В компетенцию правления социально-предпринимательской корпорации входит принятие решений по следующим вопросам:



  1. определение размера оплаты услуг оценщика по оценке рыночной стоимости имущества, переданного в оплату акций социально-предпринимательской корпорации либо являющегося предметом крупной сделки;

  2. определение перечня вопросов деятельности организаций, десять и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежит социально-предпринимательской корпорации, относящихся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и уставами указанных организаций к компетенции общих собраний акционеров (участников) организаций, решения по которым принимаются правлением или председателем правления социально-предпринимательской корпорации (за исключением решений по вопросам деятельности организаций, принимаемых единственным акционером и советом директоров социально-предпринимательской корпорации согласно настоящему Закону), а также порядка принятия таких решений;

  3. утверждение штатного расписания и организационной структуры социально-предпринимательской корпорации;

  4. принятие решений о создании и закрытии филиалов и представительств социально-предпринимательской корпорации и утверждение положений о них;

  5. определение информации о социально-предпринимательской корпорации или ее деятельности, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

  6. определение условий выпуска облигаций, производных ценных бумаг социально-предпринимательской корпорации и привлечения социально-предпринимательской корпорации иного заимствования на сумму не более одного процента от размера собственного капитала социально-предпринимательской корпорации;

  7. отчуждение непрофильных и (или) непригодных для хозяйственной деятельности активов, в соответствии с утвержденной Фондом единой политикой реструктуризации активов;

  8. иные вопросы, не отнесенные настоящим Законом и уставом социально-предпринимательской корпорации к компетенции других органов социально-предпринимательской корпорации.

3. Решения, указанные в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, по вопросам деятельности организаций, в которых социально-предпринимательская корпорация не является единственным акционером (участником), принимаются правлением или председателем правления социально-предпринимательской корпорации в целях определения позиции социально-предпринимательской корпорации как акционера (участника) для последующего голосования уполномоченными представителями на общих собраниях акционеров (участников) организаций.



Статья 10. Координационный центр
1. В целях координации деятельности социально-предпринимательской корпорации с расположенными в регионах организациями, входящими в группу Фонда, а также их филиалами и представительствами, социально-предпринимательская корпорация по решению единственного акционера создает Координационный центр.

Координационный центр возглавляет Председатель правления социально-предпринимательской корпорации.

2. В состав Координационного центра входят первые руководители расположенных в регионах организаций, входящих в группу Фонда, а также их филиалов и представительств.

3. Решения Координационного центра носят рекомендательный характер.

4. Положение о Координационном центре утверждается единственным акционером социально-предпринимательской корпорации.
Статья 11. Функции Координационного центра
В функции Координационного центра входит:


  1. выработка предложений по координации и взаимодействию социально-предпринимательской корпорации с организациями, входящими в группу Фонда;

  2. обсуждение и принятие решений о финансировании социальных проектов через социально-предпринимательские корпорации;

  3. выработка предложений по созданию дополнительных рабочих мест и занятости населения, подготовке и переподготовке кадров;

  4. выработка предложений по пропорциональному размещению производственных мощностей (предприятий) организаций, входящих в группу Фонда в регионах;

  5. взаимодействие с местными исполнительными органами соответствующих регионов.


Статья 12. Стратегия развития социально-предпринимательской корпорации
1. Стратегия развития социально-предпринимательской корпорации разрабатывается на десять лет в соответствии с целями и долгосрочными приоритетами Фонда, с учетом планов, экономических и социальных программ развития соответствующих регионов.

Стратегия развития включает основные показатели, по которым оценивается деятельность социально-предпринимательской корпорации, а также целевые значения по ним.

2. Оценка выполнения основных показателей стратегии развития социально-предпринимательской корпорации осуществляется в порядке, определяемом советом директоров социально-предпринимательской корпорации.
Статья 13. Отдельные вопросы управления организациями, входящими в группу Фонда, всеми голосующими акциями которых владеет социально-предпринимательская корпорация
В организациях, входящих в группу Фонда, всеми голосующими акциями которых прямо или косвенно владеет социально-предпринимательская корпорация, могут не создаваться советы директоров. Данное решение должно быть закреплено в уставе соответствующего общества.

В указанном случае принятие решений по вопросам, отнесенным Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» к компетенции совета директоров, в уставах обществ включается в компетенцию единственного акционера.


Глава 4. Особенности правового регулирования деятельности социально-предпринимательской корпорации
Статья 14. Особое полномочие социально-предпринимательской корпорации
В порядке и на условиях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», государство в лице Правительства Республики Казахстан или по решению Правительства Республики Казахстан Фонд или социально-предпринимательская корпорация обладают приоритетным правом приобретения отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) пакета акций (доли участия) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, а также в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан.
Статья 15. Финансирование деятельности социально-предпринимательской корпорации
1. Финансирование деятельности социально-предпринимательской корпорации осуществляется:

- путем привлечения займов от организаций, не входящих в группу Фонда, по согласованию с Фондом;

- путем привлечения займов от банков второго уровня и финансовых организаций, входящих в группу Фонда;

- путем привлечения инвестиций, в том числе через выпуск ценных бумаг социально-предпринимательской корпорации;

- из иных источников.

2. Фондом, в целях обеспечения обязательств социально-предпринимательской корпорации в пользу займодателя, может предоставляться корпоративная гарантия.


Статья 16. Инвестиционная деятельность социально-предпринимательской корпорации
1. Инвестиционная деятельность социально-предпринимательской корпорации может осуществляться путем:

  1. участия социально-предпринимательской корпорации в инвестиционных проектах в стратегических отраслях экономики, реализуемых национальным управляющим холдингом в сфере агропромышленного комплекса и иными организациями в регионах;

  2. участия совместно с Фондом в реализации региональных инвестиционных проектов, определяемых Фондом;

  3. самостоятельной реализации проектов социально-предпринимательской корпорацией;

  4. участия социально-предпринимательской корпорации в мероприятиях, реализуемых по решению Правительства Республики Казахстан в регионах в рамках стабилизации экономики страны организациями, входящими в группу Фонда;

  5. участия социально-предпринимательской корпорации в концессионных соглашениях, реализуемых в регионах;

  6. участия социально-предпринимательской корпорации в создании микрокредитных организаций и центров поддержки малого бизнеса;

  7. участия социально-предпринимательской корпорации в создании и деятельности индустриальных зон и хозяйственно-территориальных образований (специальных экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм) с учетом специфики регионов;

  8. создания социально-предпринимательской корпорацией товарных бирж в целях осуществления организационной и регулирующей деятельности по оптовой торговле биржевыми товарами;

  9. осуществления разведки, добычи, переработки и реализации общераспространенных полезных ископаемых, а также разведки, добычи, переработки и реализации полезных ископаемых в региональных месторождениях (участках) с незначительными запасами твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья с низким дебетом, на основе прямых переговоров с компетентным органом;

  10. участия в совместной реализации с национальными компаниями в области недропользования (химической промышленности) права недропользования в проектах по недропользованию посредством создания и обеспечения недропользователей инфраструктурными объектами и выполнения сервисных работ.

2. Инвестиционная деятельность социально-предпринимательской корпорации осуществляется на основании формируемой Фондом единой инвестиционной политики, предусматривающей процедуры по осуществлению инвестиционной деятельности социально-предпринимательской корпорации, мониторинга и анализа реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестированных организаций, принятия решения о выходе социально-предпринимательских корпорации из проектов, устанавливающей качественные и количественные параметры и ограничения инвестиционной деятельности социально-предпринимательской корпорации.
Статья 17. Особенности осуществления деятельности социально-предпринимательской корпорации в сфере земельных отношений
1. Для участия в инвестиционных и инновационных проектах местные исполнительные органы по ходатайству социально-предпринимательской корпорации предоставляют земельные участки в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан, из земель, находящихся в государственной собственности.

В ходатайстве о предоставлении земельных участков социально-предпринимательской корпорации должны быть отражены характеристики земельного участка, необходимого для реализации инвестиционных и инновационных проектов (местоположение, размеры, целевое назначение).

2. Не допускается отчуждение земельных участков, необходимых для реализации инвестиционных и инновационных проектов, в отношении которых социально-предпринимательской корпорацией направлено ходатайство о предоставлении их в установленном Земельным кодексом Республики Казахстан порядке.

3. В случае принятия местным исполнительным органом решения о выставлении земельных участков на торги (аукцион, конкурс) составляется их перечень, который не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения направляется социально-предпринимательской корпорации соответствующего региона по месту нахождения земельного участка.

Социально-предпринимательская корпорация в течение десяти рабочих дней должна представить в местный исполнительный орган ходатайство о предоставлении земельных участков (земельного участка) социально-предпринимательской корпорации из представленного перечня либо уведомить об отсутствии намерения в их приобретении.

Земельные участки, в отношении которых социально-предпринимательская корпорация направила ходатайство об их предоставлении, исключаются местным исполнительным органом из перечня выставляемых на торги (аукцион, конкурс) земельных участков.


Статья 18. Особенности формирования имущества СПК
1. Для реализации инвестиционных, инновационных проектов социально-предпринимательской корпорации, через Фонд, может быть передано государственное имущество, за исключением объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы.

2. Государственный орган, уполномоченный распоряжаться государственным имуществом до начала подготовки к приватизации представляет в Фонд перечень объектов республиканской или коммунальной собственности, предполагаемых к приватизации.

Не позднее тридцати календарных дней со дня получения информации Фонд направляет в государственный орган, уполномоченный распоряжаться государственным имуществом перечень объектов республиканской или коммунальной собственности, которые необходимо передать в социально-предпринимательскую корпорацию

3. Социально-предпринимательская корпорация имеет право, в порядке, определяемом Фондом, передавать в залоговое обеспечение, переданное ей для реализации инвестиционных, инновационных проектов имущество.


Глава 5. Реализация социальных проектов
Статья 19. Социальные проекты, участником которых выступают социально-предпринимательская корпорация
1. Социально-предпринимательская корпорация в целях определения приоритетности реализации социальных проектов региона проводит мониторинг потребностей социального развития региона путем опроса населения, анализа предложений местных исполнительных, представительных органов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций.

Социально-предпринимательская корпорация по результатам проводимого мониторинга потребностей социального развития региона ежегодно утверждают перечень социальных проектов, подлежащих реализации в регионе.

2. Отбор социальных проектов, подлежащих реализации, осуществляется по критериям социальной значимости и приоритетности с учетом особенностей социально-экономического развития региона. При этом должны отбираться социальные проекты, осуществление которых не предусмотрено за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Приоритет при отборе социальных проектов должен отдаваться проектам в сфере социальной защиты населения, медицины, образования, защиты материнства и детства, экологии, спорта, культуры, развития коммунальной инфраструктуры регионов.

3. С инициативой по реализации социальных проектов имеют право выходить граждане Республики Казахстан, местные исполнительные, представительные органы, органы местного самоуправления и неправительственные организации региона, в котором создана и осуществляет свою деятельность социально-предпринимательская корпорация.

4. При ежегодном отборе социальных проектов, подлежащих реализации, социально-предпринимательская корпорация должна учитывать собственные финансовые возможности.

5. Отбор исполнителей по реализации социальных проектов осуществляется в соответствии с правилами о закупках, утвержденными советом директоров Фонда.
Глава 6. Реорганизация и ликвидация

социально-предпринимательской корпорации
Статья 20. Реорганизация социально-предпринимательской корпорации
Социально-предпринимательская корпорация реорганизуется Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 21. Ликвидация социально-предпринимательской корпорации
1. Социально-предпринимательская корпорация ликвидируется Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан.

2. Собственником имущества ликвидируемой социально-предпринимательской корпорации является Фонд.

3. После удовлетворения требований всех кредиторов, доходы от реализации оставшегося имущества подлежат направлению на социальное развитие региона, в котором была создана социально-предпринимательская корпорация, если иное не предусмотрено решением Фонда.
Глава 7. Заключительные и переходные положения

 

Статья 22. Переходные положения


Юридические лица, зарегистрированные до введения в действие настоящего Закона с использованием в своих наименованиях слов «социально-предпринимательская корпорация» и не соответствующие требованиям пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, подлежат государственной перерегистрации в течение трех месяцев со дня введения в действие настоящего Закона в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона


Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

 

 



Президент

Республики Казахстан



страница 1

Смотрите также: