страница 1 ... страница 18 | страница 19 | страница 20 страница 21 страница 22
15.3 Способы предоставления общественных благ
Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства.
Рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ по причине склонности потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Решение проблемы уклонения от участия в финансировании производства общественных благ может быть достигнуто путем интернализации возникающих в процессе их потребления внешних эффектов при помощи таких способов, как ограничение доступа к благу (введение платы, заключение частных контрактов), взаимообусловленное финансирование, субсидирование за счет добровольных пожертвований граждан и организаций.
В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, предоставление подобных общественных благ может быть обеспечено только государством. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частных сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. однако суть их одна: производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан. Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем принятия политических решений через установленные политические институты. В условиях демократии институтом принятия решений выступает голосование по «принципу большинства», когда решения принимаются на основе предпочтений большинства голосующих. Применение голосования в качестве института принятия решений не обеспечивает достижения эффективности, так как:
- «принципом большинства» не учитывается вся совокупность предпочтений голосующих, поскольку каждый из участников голосования обладает только одним голосом, независимо от объема его предпочтений;
- при принятии решения большинством голосов результаты выборов определяются предпочтениями избирателя-центриста;
- допуская манипуляции относительно порядка голосования, принятие решений по «принципу большинства» затрудняет определение приоритетности общественных предпочтений.
Хотя в ряде случаев предоставление благ может быть обеспечено только государством, само государство не является эффективным поставщиком благ, т.к обладает внутренними источниками неэффективности - давление электората, бюрократизм, лоббирование. [kgl]
[gl]Тема 16. Экстерналии[:]
Экстерналии
-
Природа внешних эффектов: издержки и выгоды, вызываемые побочными воздействиями
-
Формы проявления внешних эффектов и их последствия
-
Теорема Коуза
Литература: 4-9, 3-17
16.1 Природа внешних эффектов: издержки и выгоды, вызываемые побочными воздействиями
Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица (экономических субъектов, не участвующих в данной сделке), не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.
Частные издержки (РС) – это связанные с непосредственным производством блага затраты участников рыночной операции. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер. Внешние издержки (ЕС) – это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке. Общественные (социальные) издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. РС+ ЕС= SC. Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторым увеличением производства блага ( Q), будут представлены предельными частными издержками МРС= РС/Q, предельными внешними издержками МЕС= ЕС /Q и предельными общественными издержками М SC= SC /Q. Частная выгода (РВ) – это увеличение благосостояния потребителя данного блага. Внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц. Вызванного производством и потреблением этого болага. Общественная выгода (SВ) представляет совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага SВ=РВ+ЕВ. Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в показателях предельной частной выгоды (МРВ=РВ/Q), предельной внешней выгоды (МЕВ=ЕВ/Q) и предельной общественной выгоды (М SВ=SВ/Q).
16.2 Формы проявления внешних эффектов и их последствия
Внешние эффекты (или экстерналии), делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо на отрицательные, пиносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект. Производство, приносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наооборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происходит? Расмотрим данные отклонения на рис. 1 и 2. Условием обществено необходимого объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (М SC):
MSU= М SC
В случае отрицательных экстерналий (рис. 1) предельные издержки отдельного производителя МС меньше М SC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит тем самым не третьих лиц часть своих издержек, порождая МЕС. Вследствие этого объем выпуска Q1 превышает общественно эффективный объем QЕ, а цена Р1 оказывается заниженной по сравнению с РЕ. В случае положительных экстерналий (рис. 2) предельная полезность товара или услуги MU ниже MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил деревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MЕU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р1 и озеленители посадят деревья в количестве Q1 вместо общественно эффективного количества QЕ.
страница 1 ... страница 18 | страница 19 | страница 20 страница 21 страница 22
|