Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
18. Судебная биологическая экспертиза

В классе судебной биологической экспертизы в зависимости от вида живых образований выделяют следующие подвиды биологической экспертизы: агротехническая и агробиологическая, зоотехническая и ветеринарная экспертизы.



Объектами биологической экспертизы являются: живые образования различного уровня - от одноклеточных организмов до биологических сообществ, целые растения и животные или их отдельные части, продукты жизнедеятельности растений и животных, также, продукты переработки растительного и животного сырья. Учитывая разнообразие живых организмов, можно уточнить, перечень непосредственных объектов экспертного исследования, это:

нативные (неизмененные) организмы и их фрагменты:



  • растения и их части - стебель, лист, корень, цветы, семена, пыльца, кора; смола растений, млечный сок, пыльца, крахмал, плоды;

  • животные или отдельные части тела (волосы, шкуры, кости, рога) и органы; экскременты животных, выделения органов внутренней секреции или сами органы, желчные пузыри и камни, половые железы и их секреты (струя оленей);

  • птицы и отдельные части их организмов;

  • рыбы - особи и их отдельные части;

  • взрослые насекомые, их личиночные стадии, части хитинового скелета; выделения насекомых - паутина, коконы, прополис, мед;

  • совокупности растений или животных, составляющих естественный биокомплекс конкретного участка местности независимо от расследуемого события (например, место обнаружения трупа);

  • искусственные совокупности биологических объектов, обусловленные как производственной деятельностью человека, так и механизмом конкретных действий лиц, совершивших преступление:

  • изделия из древесины, растительного сырья, опилки, сено, силосные массы и комбикорма, зернопродукты, табачное сырье и табачные изделия, бумажная продукция;

  • выделанные кожи и изделия из них, шерсть, меха, овчинно-шубное сырье, изделия из рогового и костного сырья и так далее.

Предмет судебной экспертизы этих объектов составляют фактические данные, обстоятельства гражданского, уголовного дела, административного производства, которые эксперты устанавливают на основе специальных познаний в области судебной биологии. Полученные с помощью экспертизы фактические данные используются при расследовании убийств, нанесении телесных повреждений, разбоев, нарушений правил законодательства об охране окружающей среды, соблюдений правил …...

Задачи, решаемые судебной биологической экспертизой, делятся на

группы: неидентификационные (диагностические, классификационные,

ситуационные) и идентификационные.

Классификационные задачи данного вида экспертного исследования

связаны с установлением: природы исследуемого объекта животного или растительного происхождения и отнесения его к определенным таксономическим группам (отряду, роду, виду). На разрешение судебной биологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:



  1. относятся ли обнаруженные на предмете-носителе микрочастицы

  2. вещества к объектам растительного (животного) происхождения;

  3. каковы род, вид, возраст, пол данного растительного объекта;

  4. каковы вид, род, семейство, отряд, подотряд, возраст, пол животного организма, частью которого является данный объект;

  5. каков компонентный состав смеси объектов растительной природы;

  6. являются ли волокна, обнаруженные на месте происшествия (или предмете-носителе), волосами животного; какому животному они принадлежат и др.

Диагностические и ситуационные задачи данного вида экспертного исследования связаны с установлением: причинно-следственных связей между объектом и событием преступления; временных связей исследуемого объекта с расследуемым событием. Для решения этих задач могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. каков механизм отделения волос животного; или листьев от стебля, стеблей от корней;

  2. какому воздействию (механическому, термическому, биологическому, химическому) подвергался данный объект растительного (животного) происхождения;

  3. имеются ли на представленных биологических объектах признаки воздействия фактора среды (условий хранения, транспортировки, биоповреждений);

  4. когда, судя по имеющимся объектам биологического происхождения на предмете-носителе, произошло их наслоение; соответствует ли время их попадания на конкретный субъект (предмет-носитель) времени совершения преступления;

  5. сколько времени, судя по имеющемуся биокомплексу в слое почвы над местом погребения конкретного лица, прошло со времени его захоронения, и др.

Идентификационные задачи данного вида экспертного исследования связаны с установлением:

  • общей родовой, общей групповой принадлежности сравниваемых объектов; принадлежности сравниваемых объектов к общему или единому (конкретному) источнику происхождения;

  • тождества конкретного объекта растительного или животного происхождения (то есть принадлежности части объекта целому).

В зависимости от ситуации могут быть поставлены следующие

идентификационные вопросы:



  1. происходят ли объекты биологической природы на предмете-носителе из определенного участка места происшествия;

  2. имеют ли представленные растения общую родовую (групповую) принадлежность с образцами, изъятыми для сравнительного исследования;

  3. имеют ли представленные частицы животного происхождения общую родовую (групповую) принадлежность с образцами, представленными для сравнительного исследования;

  4. составляли ли до разделения части биологических объектов (древесина, циновки, шкуры, куски, кожи, части тела животного) единое целое;

  5. принадлежат ли представленные части растения конкретному растению;

  6. являются ли волосы животного частью конкретного изделия;

  7. принадлежат ли представленные биологические объекты (сено, комбикорм, шерсть, зерно) единой массе и др.

Привести полный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение судебно-биологической экспертизы, невозможно в связи с многообразием исследуемых ею объектов и возможностей их попадания в сферу расследуемого события.
18.1. Агробиологическая и агротехническая экспертизы
Объекты агробиологической и агротехнической экспертиз дополняют перечень биологических объектов, связанных с сельскохозяйственными культурами, т.е. к ним причисляют посевной и посадочный материал, сельскохозяйственный продукт, почва, удобрения, ядохимикаты, оросительная вода.

Предмет судебной экспертизы этих объектов составляют фактические данные, обстоятельства гражданского, уголовного дела, административного производства, которые эксперты устанавливают на основе специальных познаний в области судебной агробиологии и агротехнических исследований. Полученные с помощью экспертизы фактические данные используются при расследовании нарушений правил законодательства об охране окружающей среды, соблюдений правил …...

Задачи, решаемые судебной агробиологической и агротехнической

экспертизами, делятся на: неидентификационные (диагностические,

классификационные, ситуационные) и идентификационные.


Классификационные задачи направлены на определение вида, сортовых особенностей зерна или других сельскохозяйственных культур. Для решения этой задачи могут быть поставлены следующие вопросы:

Является ли зерно данной культуры озимым или яровым?

Каковы наименования и качественные признаки данной сельскохозяйственной культуры (или продукты ее переработки)?

Под посевом какой культуры находилось указанное поле (участок)?

Является ли представленная культура (например, зерно) культурой урожая нынешнего года или прежних лет и др.

Диагностические и ситуационные задачи направлены на выяснение соблюдений правил подготовки семян к посеву, их выращивания, хранения, транспортировке зерен, причины некачественности семян, гибели или потери урожая, возможные изменения . Для решения этой задачи могут быть поставлены следующие вопросы:

4. Какова норма высева (посадки) при посеве (посадке) на данной площади определенной сельскохозяйственной культуры и какая норма была фактически применена?

5. Соответствовало ли утвержденным стандартам качество семян, которыми производился данный посев?

Правильно ли произведено списание зерна на отходы при сортировке и подработке?

Подвергались ли семена, подготовленные для посева, сортированию, протравливанию, намачиванию и яровизации?

6. Соответствуют ли действительности сведения, имеющиеся в документах (перечислить - каких), о том, что на данной площади высеяно (посажено) конкретное количество данной сельскохозяйственной культуры?

7.Была ли выдержана технология возделывания сельскохозяйственных культур (норма высева, глубина заделки семян, сроки посева, уход за посевом, норма полива и т.д.)? Какие последствия могло вызвать (вызвало) нарушение этой технологии?

8. Какой урожай определенной сельскохозяйственной культуры должен был быть собран с данной площади при благоприятных условиях?

9. Какова причина гибели (изреженности) посева? Какова причина получения низкого (нетоварного) урожая? Вносились ли конкретные удобрения под сельскохозяйственную культуру, в каком количестве?

10. Какова причина падения плодородия почвы? Не связана ли она с внесением избыточного количества ядохимикатов (гербицидов) или удобрений? В чем конкретно выражалось отклонение от соответствующих требований? Какие последствия это вызвало (могло вызвать)? Какой ущерб нанесен посеву потравой (вытаптыванием скотом)?

11. Соответствовало ли проведение уборки урожая и обмолота агротехническим правилам? Имелись ли потери урожая, если имелись, в каком количестве и по какой причине?

12. Соблюдена ли технология буртовки (кагатирования) корне- и клубнеплодов? Соответствует ли качество кормов по содержанию отдельных компонентов нормативным концентрациям?

13. Какова причина порчи хранящегося сельскохозяйственного продукта? Обоснованно ли списано данное количество зерна как естественная убыль во время хранения?

14. Могло ли протравливание зерна определенными (перечислить, какими) химикатами повлиять на массу зерна, и если да, как именно?

15. Не явилась ли порча зерна или других сельскохозяйственных культур на корню или в процессе уборки урожая следствием нарушения агротехнических правил, и если да, то каких именно?

16. Какова степень порчи данного зерна или других сельскохозяйственных культур, может ли это зерно быть использовано, и если да, то как именно? Не связана ли порча зерна с нарушениями правил его хранения?

17. Были ли в данном хозяйстве приняты необходимые меры, обеспечивающие сохранность складированного зерна от порчи и повреждения амбарными вредителями?

Идентификационные задачи направлены на:

установление общей родовой, общей групповой принадлежности сравниваемых объектов собранного урожая или продуктов их переработки;

тождества конкретного объекта растительного происхождения (то есть принадлежности части объекта целому или источника происхождения).В зависимости от ситуации могут быть поставлены следующие идентификационные вопросы:

1. Могла ли указанная сельскохозяйственная культура быть собрана с данного поля (участка)?

2. Не принадлежит ли культура (зерно, мука), изъятая в разных местах, одной массе? и др.
18.2. Ветеринарная и зоотехническая экспертизы
Объектами судебно-ветеринарной и зоотехнической экспертиз являются как сами животные, так и вещественные доказательства (трупы павших или убитых животных, продукты животного происхождения, корма).

Предмет судебной экспертизы этих объектов составляют фактические данные, обстоятельства гражданского, уголовного дела, административного производства, которые эксперты устанавливают на основе специальных познаний в области судебной ветеринарии и зоотехнических исследований. Полученные с помощью экспертизы фактические данные используются при расследовании нарушений правил законодательства об охране окружающей среды, соблюдений правил …...

Задачи, решаемые судебной ветеринарной и зоотехнической

экспертизами, делятся на: неидентификационные (диагностические,

классификационные, ситуационные) и идентификационные.

Классификационные задачи направлены на

с ее помощью можно установить обстоятельства падежа, гибели скота, нарушение правил ухода, кормления, карантинных правил;– с чем связано заболевание животных, пригодно ли мясо животного для употребления и т.д.


1) групповых заболеваний или гибели домашних животных, птиц, пушно-меховых и других зверей, пчел, рыб в результате нарушения противоэпизоотических, лечебно-профилактических, санитарно-зоогигиенических и других правил;

2) групповых и единичных отравлений животных, птиц, зверей, пчел, рыб, возникших в результате несоблюдения соответствующих правил;

3) хищнического убоя и умышленного изувечения животных (в том числе домашних животных), птиц и т.д.;

4) противоправного убоя или лова животных, птиц, зверей, рыб в заповедниках запрещенными средствами и способами и в запрещенное время;

5) фальсификации кормов и пищевых продуктов


1. Что явилось причиной смерти животного? Какова давность гибели животного? Какие внешние условия могли способствовать или способствовали гибели животного?

2. Имелись ли у животного какие-либо заболевания, и если да, то к какому времени относится начало заболевания, чем оно могло быть вызвано?

3. Правильны ли условия содержания, ухода, кормления и использования животных?

4. Не могли ли средства, использованные на территориях, прилегающих к животноводческим (птицеводческим, звероводческим) помещениям, а также на пастбищах, в садах, огородах, полях, лесах, при проведении дезинфекционных, мелиоративных, агрономических, строительных и других мероприятий явиться причиной заболевания и гибели животных? Возможно ли было провести эти мероприятия другими средствами и способами, гарантирующими безопасность животных (птиц, пчел, рыб, зверей)?

5. Позволяло ли состояние животных (птиц, пушно-меховых и других зверей) проводить антигельминтные и другие мероприятия в данный момент? Могли ли быть эти мероприятия проведены в более поздние сроки?

6. Каковы результаты гистологического или серологического, биохимического, бактериологического, химико-токсикологического и т.д. лабораторного исследования патологического материала от больных, павших либо вынужденно убитых животных? Каковы результаты комплексного лабораторного исследования остатков кормов, пойла, воды и т.п.?

7. Правильны ли условия хранения кормов и подкормочных средств в хозяйстве, а также хранения и изготовления их на комбикормовых заводах? Не является ли заболевание животных (птиц) результатом скармливания кормов, испорченных в самом хозяйстве?

8. Были ли проведены лечебные мероприятия в отношении заболевших животных (профилактические и другие мероприятия по предупреждению заболевания) своевременно и правильно? В чем они заключались, какие лекарственные средства, в каких дозировках применялись?

I. Вопросы, связанные с установлением причин возникновения инфекционных заболеваний животных (птиц, зверей, пчел, рыб).

1. Насколько своевременно и полно были проведены противоэпизоотические, лечебно-профилактические, санитарно-зоогигиенические, карантинные и другие мероприятия по ликвидации инфекционного заболевания среди животных?

2. Имели ли место нарушения правил осуществления противоэпизоотических, лечебно-профилактических, санитарно-зоогигиенических, карантинных и других мероприятий, могло ли это способствовать возникновению или дальнейшему распространению данного инфекционного заболевания?

II. Вопросы, направленные на установление причин гибели животных, связанных с неудовлетворительными условиями их содержания, кормления, эксплуатации и ухода за ними.

1. Какова причина заболевания животного? Своевременно ли были проведены лечебно-профилактические и санитарно-зоогигиенические мероприятия по профилактике и лечению?

2. Была ли оказана животному необходимая ветеринарная помощь, можно ли было спасти его от гибели?

3. Имеет ли место истощение животного?

4. Не произошли ли заболевание или падеж животных, птиц в результате скармливания недоброкачественного корма?

III. Вопросы при установлении причин возникновения заболеваний и гибели животных, связанных с их неправильной эксплуатацией.

1. Не нарушен ли нормальный режим эксплуатации рабочих и продуктивных животных? В чем состоит нарушение и не вызвало ли оно острое или хроническое заболевание, ведущее к преждевременной выбраковке или гибели?

2. Соответствовала ли применяемая нагрузка в работе физическому состоянию животного? Не в результате ли чрезвычайной нагрузки наступили заболевание или гибель животного?

3. Страдает ли данное животное конкретным заболеванием, чем вызвано это заболевание? Не явилась ли причиной развития данного заболевания неправильная эксплуатация животного?

4. Какие были допущены нарушения в режиме отдыха заболевшего животного? Как они могли отразиться на состоянии его здоровья?

5. Могло ли лицо, которому поручен уход за животными, заметить ухудшение в состоянии здоровья последних? По каким признакам? Какие меры должны были быть приняты для предотвращения падежа или заболевания животных?

IV. Вопросы, связанные с установлением причин отравлений животных (птиц, зверей, рыб).

1. Что явилось причиной гибели животных - заболевание или отравление, если отравление, то каким веществом оно вызвано?

2. Сколько времени прошло от отравления до момента гибели животного?

3. Могли ли наблюдавшиеся клинические симптомы изменения в органах трупа, установленные при вскрытии, быть вызваны ядом, если да, то для действия какого яда они характерны?

4. Явились ли причиной отравления животных ядовитые вещества, использованные при проведении лечебно-профилактических, дезинфекционных, агрономических, строительных и других мероприятий, если да, то можно ли было провести эти мероприятия с помощью других средств или методов, гарантирующих безопасность животных?

5. Допущены ли какие-либо нарушения при транспортировке, хранении, отпуске, приготовлении и использовании различных лекарственных, дезинфекционных средств, минеральных удобрений и сельскохозяйственных ядохимикатов, в результате которых могли быть созданы условия возможного отравления животных (например, использование одной и той же тары для перевозки ядохимикатов, а затем кормов)?

6. Каким путем ядовитые вещества попали в организм животного?

7. Не явилось ли отравление животных результатом скармливания недоброкачественного корма, ядовитые свойства которого объясняются неправильным его приготовлением или неудовлетворительными условиями хранения (заражение ботулизмом, образование грибковых токсинов, возникновение процессов брожения, загрязнение корма сельскохозяйственными ядохимикатами и проч.)?

8. Не наступило ли отравление в результате скармливания плохо обезвреженных промышленных отходов (жмыхи хлопчатниковые, горчичные, клещевинные и т.д.); кормов (сено, зерноотходы), засоренных ядовитыми растениями или их семенами; минеральной подкормки, в которой содержались ядовитые вещества?

9. Не произошло ли отравление в результате плохого проваривания условно годных кормов и пищевых отходов?

10. Своевременно ли были проведены профилактические и другие мероприятия по предупреждению отравления животных, лечебные мероприятия в отношении заболевших животных?

V. Вопросы при установлении причин падежа или заболевания животных от механических повреждений.

1. Имеются ли на трупе животного прижизненные повреждения, и если да, то каковы их характер и расположение? Какого вида орудием причинены ранения, имеющиеся на теле животного (тупым, режущим, колющим и т.д.)?

2. Является ли смерть животного результатом полученной им травмы? Через какое время после получения повреждений наступила смерть животного?

3. Какова тяжесть повреждений, обнаруженных на теле животного, опасны ли они для жизни, каковы их последствия (увечье, потеря трудоспособности или продуктивности)?

4. Могло ли животное само нанести себе повреждения, обнаруженные на его теле? Не нанесены ли повреждения на теле животного другим животным?

5. Могла ли оказанная животному ветеринарная помощь предотвратить его гибель?

6. Снижена ли эксплуатационная ценность животных, получивших повреждения, и не подлежат ли они браковке вследствие потери трудоспособности или резкого снижения продуктивных качеств?

7. Каким путем, прижизненно или посмертно попало инородное тело в организм животного, если прижизненно, то за какое время до момента смерти?



Подготовка и оформление материалов: судебно-биологическая экспертиза исследует широкий круг объектов живой природы. Чтобы подготовить эти объекты для экспертного исследования, необходимо соблюдать определенные правила. Подлежащие экспертному исследованию биологические объекты, которые находятся в жизнедеятельном состоянии и могут подвергнуться гниению, изменению признаков в результате цикла развития или под влиянием фактора среды, температурных колебаний, инсоляций, в связи с этими свойствами они должны доставляться в кратчайшее время.

Живые объекты животного происхождения необходимо помещать в стеклянные или полимерные емкости с обеспечением доступа воздуха. Жесткие мертвые объекты животного происхождения и их части необходимо упаковывать в коробки, чтобы избежать поломки.

Мягкотелые объекты следует помещать в фиксирующие жидкости (формалин, спирт) или пересыпать солью (шкуры, кожу, кости, содержимое желудков).

Жесткие растительные объекты (листья, стебли, корни, древесину, сено, комбикорма) помещают в бумажные пакеты.

Комплексы ботанических (биологических) объектов, несущих единую информацию (например, о месте происшествия) не следует разделять, а изымать сравнительные образцы в полном объеме, отражающем качественный состав.

Растения и животные, обитающие в водной среде и на участках местности с повышенной влажностью, следует представлять на экспертизу вместе с субстратом - в воде, почве, иле.

Растения с локальных участков местности, предназначенные для сравнения с растениями или их частями на объектах-носителях, необходимо изымать в целом виде и упаковывать каждый вид в отдельные пакеты.

При изъятии и направлении на исследование биологических объектов из больших совокупностей или объемов (стог сена, хранилище комбикорма или зерна, шерстного сырья) в составе образцов должны быть все группы объектов, составляющих конкретную совокупность, либо отражающих содержимое всей массы, то есть образцы должны быть представительными.

Если объектом экспертного исследования являются неперемещаемые объекты - растущие деревья, постройки, локальные участки местности, для изъятия объектов, их полного или частичного изучения должен привлекаться эксперт. Когда на предметах-носителях предполагается наличие микроследов (микроколичеств) растительного и животного происхождения (единичных волос, пятен зелени, водорослей, пыльцы растений) - их поиск, фиксацию и исследование следует поручать специалистам-биологам. Вследствие того, что на поверхности предметов-носителей микроколичества биологического материала удерживаются очень слабо, необходимо предполагаемые места нахождения микроследов оклеить чистой бумагой или пленкой либо обшить белой тканью. Такая подготовка вещественных доказательств необходима, если перед экспертом ставится вопрос о самом следе (механизме его образования, давности).

Иногда на экспертное исследование могут быть направлены:



  • контрольные образцы, изъятые с места происшествия;

  • коллекционный материал (гербарий, коллекции семян, деловой древесины);

  • источники справочной информации - сопроводительная информация, атласы, ГОСТы, рецептурные справочники;

  • материалы уголовного дела, относящиеся к предмету экспертизы протоколы осмотра места происшествия, изъятия вещественных доказательств.

Характер материалов, предоставляемых на экспертизу, зависит от ситуации, обстоятельств дела и поставленного вопроса.

Тема 22. Криминалистическая экспертиза холодного оружия

Объектами экспертизы являются холодное оружие или изделия из металлов, сплавов, имитирующих холодное оружие, оказавшихся предметом преступного посягательства или орудием преступления.

Предмет криминалистической экспертизы этих объектов составляют фактические данные, обстоятельства уголовного дела или административного производства, устанавливаемые с помощью экспертных исследований вещественных доказательств - материалов с использованием данных технологии об изготовлении холодного оружия и методов химических, технических наук. Полученные с помощью экспертизы фактические данные используются при расследовании убийств, нанесении телесных повреждений, разбоев, нарушений правил законодательства об оружии и ее обороте.

Задачи, решаемые судебной экспертизой, делятся на группы:

неидентификационные (диагностические, классификационные, ситуационные) и идентификационные.



Классификационные задачи решаются при формулировании вопросов:

  • какова природа частиц, обнаруженных на одежде подозреваемого (потерпевшего), могут ли они принадлежат холодному оружию;

  • относятся ли изделия (ножи, кастеты и т.п.), изъятые у подозреваемого, к холодному оружию;

  • к какому типу холодного оружия относятся предметы, изъятые у подозреваемого;

  • из какого металла или сплава изготовлены клинок ножа, кастет, наладонник, сюрикены;

  • относится к типу холодного оружия – сюрикенам – деформированные металлический предмет, изъятый с места происшествия.

Диагностические, ситуационные задачи решаются при формулировании вопросов:

  • имеются ли на объекте-носителе (одежде потерпевшего или подозреваемого или иных носителях) следы металлизации,

  • каким способом изготовлены предметы ( финский нож, кинжал, кастет и пр.), изъятые у подозреваемых Н.,К.;

  • не находились ли конкретные предметы (финский нож, кинжал, кастет и пр.), одежда подозреваемого, потерпевшего в контактном взаимодействии и т.д.

Идентификационные задачи решаются при формулировании вопросов:

  • относятся ли изделия (ножи, кастеты и т.п.) к одной группе кустарно изготовленных изделий;

  • не являются ли обнаруженные частицы металла, изъятые из раны потерпевшего, частью данного предмета (ножа, кастета и пр.), изъятого у подозреваемого;

  • не имеют ли сравниваемые предметы ( финский нож, кинжал, кастет и пр.), изъятые у подозреваемых Н., К., общего источника происхождения по месту изготовления (например, надо установить завод-изготовитель);

  • не изготовлены ли клинок ножа, кастет и др., изъятые у подозреваемого Н., из металла или сплава, изъятого у подозреваемого;

  • не изготовлены ли рукоятка ножа, кинжала, стилета и др., изъятые у подозреваемого Н., из пластмассы (иной материал), изъятого у подозреваемого;

В зависимости от обстоятельств дела на разрешение экспертизы могут быть поставлены и другие имеющие для дела значение вопросы:
Подготовка и оформление материалов:

На экспертизу в зависимости от обстоятельств дела направляют:

- нож, кастет, стилет, наладонники, сюрикены и прочие предметы, изъятые у подозреваемого или обнаруженные на месте происшествия;

- одежда потерпевшего со следами механических повреждений;

- объект-носитель со следами возможной металлизации (одежда подозреваемого),

- заготовки, куски пластмассы, металла или иное сырье, изъятые при обыске у подозреваемого и т.д .

При установлении факта контактного взаимодействия ножа и одежды потерпевшего объектами исследования могут быть микронаслоения волокнистых материалов одежды потерпевшего, его крови на клинке, в этих ситуациях проводится комплексная экспертиза, где очень важна последовательность исследований, рекомендуется, прежде всего, назначать экспертизу волокнистых материалов, затем судебно-медицинскую экспертизу, в последнюю очередь проводится исследование самого холодного оружия.

В каждом конкретном случае объем соответствующих материалов, направляемых эксперту, определяется следователем (судом) в зависимости от характера разрешаемых вопросов.




Тема 20. Судебно - фонографическая экспертиза
Объекты судебной фонографической экспертизы – это звуковая информация, зафиксированная на различных материальных носителях: магнитных лентах в катушках, аудио- и видеокассетах, жестких дисках, дискетах и компакт-дисках; средства звукозаписи.

Предмет судебно - фонографической экспертизы составляют факты обстоятельства гражданского или уголовного дела или административного производства, которые эксперты устанавливают на основе специальных познаний при исследовании звуковой информации. Полученные с помощью экспертизы фактические данные используются при расследовании или рассмотрении правонарушений, совершенных в сфере экономики, присвоении или растрате чужого имущества, при совершении должностных правонарушений, злоупотреблений служебными полномочиями, вымогательстве, иногда экспертиза может быть назначена в соответствии с ситуацией при расследовании убийств, похищении людей, нанесении телесных повреждений, разбоев и т.д.

Задачи фонографического исследования подразделяются на две группы: неидентификационные (классификационные, диагностические и ситуационные) и идентификационные.

Классификационные задачи связаны с установлением природы звука, то есть, распознаванием источника звука, отнесением его к определенному типу источников (звонок телефона, будильника, сигнал транспортного средства, работающего двигателя и пр.). Для их решения перед экспертом могут быть поставлены вопросы в следующей редакции:

  1. была ли выполнена запись на представленной звукозаписывающей аппаратуре;

  2. каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи;

  3. является ли представленная фонограмма (фонограммы) оригиналом (копией), а если копией, какой: первой, второй.

Диагностические и ситуационные задачи осуществляются при:

установлении дословного содержания речевой информации, записанной при неблагоприятных акустических условиях;

установлении способа изготовления фонограммы (является ли она оригиналом или копией);

установлении признаков фальсификации или других изменений фонограммы во время записи или после ее окончания;

установлении индивидуальных, личностных и психофизиологических характеристик человека (географические районы формирования устной речи и возможного места длительного проживания, социальных характеристик, эмоционального состояния в момент звукозаписи, некоторых физических параметров, заболевания, дефектов речевого аппарата, уровня речевой культуры);

установлении типа речи – спонтанной, заранее подготовленной, чтение подготовленного текста или воспроизведение заученного текста);

установлении количества участников разговора.

Для их решения перед экспертом могут быть поставлены вопросы в следующей редакции:



  1. какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности);

  2. каковы пол, анатомические особенности речеобразующего субъекта,

  3. каковы социальные характеристики (уровень и направленность образования, интеллект, уровень речевой культуры) лица, речь которого представлена на исследуемой фонограмме;

  4. сколько лиц принимало участие в разговоре, записанном на представленной фонограмме, начинающейся со слов: "...", и заканчивающейся словами: "...";

  5. является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной;

  6. каково дословное содержание представленного на исследование разговора, начинающегося со слов: ".", и заканчивающегося словами: "...";

  7. содержит ли фонограмма (фонограммы) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками магнитофона (магнитофона, видеокамеры, диктофона);

  8. имеются ли признаки монтажа и изменений, привнесенных в процессе записи либо после нее в разговоре, начинающемся со слов: "...", и заканчивающемся словами: "...";

  9. каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи;

  10. имеются ли в записи фонограммы признаки искажения собственного голоса субъекта;

  11. имеются ли в записи фонограммы признаки подражания голосу субъекта Н.

Идентификационные задачи связаны c установлением тождества или различия личности говорящего по фонограмме его устной речи (спорной фонограмме) и по представленным образцам голоса и речи подозреваемых лиц;

идентификацией лица по фонограмме устной речи в нескольких разговорах, содержащихся на исследуемых фонограммах;

дифференциацией реплик в тексте разговора по их принадлежности каждому из участников разговора, содержащегося на исследуемой фонограмме.

Основные вопросы, решаемые при идентификации, являются следующие:

принадлежат ли голос и речь, зафиксированные на исследуемой фонограмме, начинающейся со слов: "...", и заканчивающейся словами: "...", определенному лицу - Н.;

чья речь, Н. или К. записана на фонограмме, начиная со слов «…» и до конца записи.



Подготовка и оформление материалов:

На экспертизу следует направлять:



  • материалы носители, на которых зафиксирована речевая и иная звуковая информация, а также средства звукозаписи;

  • образцы голоса и речи (экспериментальные и свободные) для экспертного исследования;

  • копии протоколов вручения и возврата средств аудио-, видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

  • копии протоколов получения сравнительных образцов голоса и речи;

  • копии протоколов получения сравнительных образцов голоса и речи;

  • копии протоколов прослушивания фонограмм (стенограммы оперативной записи);

  • если имеется заключение специалиста, в котором решен вопрос по установлению дословного содержания текста исследуемой фонограммы, то нужно представить данное заключение;

  • если имеется вопрос относительно монтажа и диагностики технических средств, то необходимо представить технические средства звукозаписи, с помощью которых выполнены записи исходных и сравнительных фонограмм.

В постановлении о назначении экспертизы обязательно указывается:

тип звуконосителя, его марка;

фразовые границы исследуемого текста (с каких слов начинается и какими словами заканчивается), имеющегося на этом звуконосителе;

при необходимости указать дополнительные данные об акустической обстановке в момент звукозаписи, о ситуации получения исследуемых фонограмм – если есть данные об изменениях физического или психического состояния лица в момент записи (под воздействием таких факторов, как употребление алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов, болезней, усталости, необычных условий произнесения, например, кляп во рту), о степени подготовленности речевого материала диктора (читал ли он текст, не выучивал ли его заранее), то об этих обстоятельствах необходимо сообщить эксперту.

К экспериментальным образцам предъявляются следующие требования:


  • на носителе должен быть отражен процессуальный ввод к получению образцов;

  • по форме устные тексты должны представлять собой свободное изложение (беседа, краткое изложение фактов из автобиографии, ответы на поставленные вопросы по обстоятельствам дела), чтение с "листа" и рассказ автобиографии исключается;

  • длительность устной речи диктора должна составлять не менее 10 минут;

  • в некоторых случаях образцы могут быть представлены в виде троекратного произнесения в различных темпах (нормальном, замедленном и ускоренном) отдельных фраз и слов из спорных фонограмм, предположительно произнесенных лицом, идентификационное исследование голоса и речи которого будет проводиться;

  • требуется обязательная сопоставимость языков на исследуемой фонограмме и на фонограмме образцов голоса и речи (если участники в ходе оперативной записи говорят только на казахском или русском языках, то образцы представляются на соответствующем языке, если речь идет смешанная, то представляются два варианта образцов на каждом языке с соблюдением всех требований, длительностью не менее 10 минут на каждом языке);

  • требуется обязательная сопоставимость технических условий (если исследуемая фонограмма записывалась через телефонный тракт, то и образцы голоса и речи участников разговора должны быть получены таким же способом).

Эксперт осуществляет предварительную проверку поступившего материала, определяя:

наличие исследуемой фонограммы на представленных звуконосителях (сторона, на которой имеется запись, текстовые и временные границы);

качество исследуемой фонограммы (уровень поступления звукового сигнала, разборчивость реплик, длительность фонации идентифицируемого лица);

язык, на котором ведется разговор (русский, казахский, смешанный и тому подобное);

условия записи исследуемой фонограммы (телефонный тракт, радиоканал и тому подобное);

наличие фонограммы образцов для экспертного исследования;



сопоставимость фонограммы сравнительных образцов с исследуемой фонограммой (качество, длительность, язык, условия записи). При несоответствии требуемым процессуальным и методическим условиям эксперт имеет право ходатайствовать об устранении этих несоответствий, при неудовлетворении его ходатайства отказаться от производства экспертизы.


Тема 21. Судебная технологическая экспертиза

Объекты судебной технологической экспертизы сложны, многоплановы, многофункциональны и многокомпонентны; соответственно определению понятия «технология» объектом данного вида экспертизы следует считать совокупность методов добычи, обработки, изготовления, хранения, изменения состояния свойств, формы сырья, материала, полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Предмет судебной технологической экспертизы объектов составляют фактические данные, обстоятельства гражданского или уголовного дела или административного производства, устанавливаемые с помощью экспертных исследований вещественных доказательств – сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции с использованием данных технологии о добыче, обработке, изготовлении, хранения, эксплуатации и методов физических, химических, технических наук. Потребность в назначении судебно-технологической экспертизы возникает по делам, возбужденным при обнаружении товаров, не отвечающим требованиям безопасности, обмане потребителей, при нарушении экологических требований, неуплате налогов, таможенных платежей и т.д. Технологическая экспертиза может предшествовать бухгалтерской, финансовой экспертизам, аудиторским проверкам или проведению ревизий. Но может назначаться одновременно с ними. Результаты технологической экспертизы могут быть исходными для проведения ревизии, бухгалтерской, финансовой экспертиз. В свою очередь, результаты товароведческой экспертизы могут быть исходными для проведения технологической экспертизы.

Задачи технологического исследования подразделяются на две группы: неидентификационные (классификационные, диагностические и ситуационные) и идентификационные.

Классификационные задачи связаны с установлением природы, то есть, распознаванием процедуры или отнесением продукции, полуфабриката, сырья к определенному типу источников (и пр.) в зависимости от технологии. Для их решения перед экспертом могут быть поставлены вопросы в следующей редакции:

  1. Из каких циклов производства состоит технология изготовления данной продукции

  2. По технологической документации сколько циклов производства должно быть предусмотрено при изготовлении данного качества продукции

  3. По технологической документации какое технологическое оборудование должно быть при изготовлении данного качества продукции

  4. Какие измерительные средства использовали для определения свойств данной продукции или выявления примесей в продукции

  5. Какие условия хранения продукции должны обеспечить предотвращение порчи продукции и др.

Диагностические и ситуационные задачи направлены на обнаружение и фиксацию изменений в технологии обработки, изготовления, хранения продукции, полуфабриката, сырья, установление времени и механизма воздействия определенных факторов, которые привели к появлению определенных свойств у исследуемых объектов; установление последовательности этапов в технологии производства и т. д.

Диагностические и ситуационные задачи решаются, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой технологами совместно с экспертами КЭМВИ, товароведами, биологами и иногда привлекаться могут инженера-технологи. Диагностические и ситуационные задачи решаются при формулировании вопросов:



  1. Какие виды продукции и в каком количестве израсходованы на изготовление единицы изделия

  2. Соответствуют ли расходы, утвержденным нормам для изготовления данной продукции

  3. Какие нарушения технологии производства допущены при изготовлении данной продукции

  4. Каковы фактические отходы и иные производственные потери имеют место при изготовлении данной продукции

  5. Отражены ли циклы производства в технологической документации

  6. Исправно ли технологическое оборудование, если нет, то в чем оно выражается и влияет ли оно на качество продукции

  7. Исправны ли измерительные средства, используемые предприятием

  8. Обеспечены ли условия хранения продукции, обусловили ли они порчу продукции.

  9. Прошла ли представленная продукция полный цикл обработки, если нет, то, на каком цикле производства прерван технологический процесс и др.

Идентификационные задачи в рамках судебно-технологической экспертизы направлены на:

установление тождества продукции, полуфабрикатов, сырья по источнику их изготовления, хранения или других циклов технологии;

установление конкретного цеха, филиала либо в целом предприятия-изготовителя продукции, сырья, материалов;

установление конкретного хранилища продукции, сырья, материалов. Решение идентификационных задач осуществляется при постановке следующих вопросов:

Имеют ли представленные материалы, полуфабрикаты, сырье единый цикл обработки

По единой технологии были изготовлены продукция, материалы, изъятые у разных субъектов,

На данном предприятии (цеху, мастерской) была изготовлена данная продукция, материалы

Следует иметь в виду, что нельзя дать исчерпывающий перечень вопросов, которые могли бы быть поставлены перед судебно-технологической экспертизой. Они в каждом конкретном случае определяются обстоятельствами дела, подлежащими доказыванию.



Подготовка и оформление материалов:

Эксперту должны быть представлены все необходимое для дачи заключения материалы: продукцию либо ее среднюю пробу, образцы сырья, полуфабрикатов, документы (технические условия на продукцию), утвержденные нормы расходов сырья и материалов, журналы цеховые, отражающие процесс, данные лабораторного анализа, протоколы осмотра технологического оборудования, протоколы допроса работников, заключения экспертов (товароведа, химика, биолога и др.)



Наряду с изучением и анализом представленных материалов эксперт технолог может сам провести осмотр оборудования, приборов, сырья, цехов, хранилищ и т.д.

страница 1

Смотрите также: