страница 1  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ 
КАЗАХСТАН 
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА 
 
  «Утвержден»  
 На заседании Методического Совета  
 
 факультета ____________________  
 
 Председатель _________________________
 
 «_04__»______09______2008г.
 
 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
 
 (Syllabus)
 по дисциплине: _Судебно-психологическая экспертиза
наименование дисциплины 
для специальности: 050503 «Психология»
 
(шифр, наименование специальности) 
форма обучения: дневная
 
Всего __2_ кредитов  
Курс __3___ 
 
Семестр __6___ 
  Лекций __30 часов   Семинарских 15 часов 
 Количество рубежных контролей (РК) __2_
СРСП (аудиторных) 45 часов  
СРС 45 часов,
 
Экзамен 6 семестр 
Всего ___90_ часов
 
Усть-Каменогорск, 2008 
 Силлабус составлен на основании: типовой программы ГОСО РК 3.08. 003 - 2004 
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Психология» 
 «04» 09 2008 г. Протокол № 9
Зав. кафедрой Ковалев С..А.  
2 Название и код дисциплины: DP 5 «Судебно-психологическая экспертиза»
 
3 Ф.И.О. преподавателя, уч. степень Акашев Амангельды Байназарович, доцент    
4 Контактная информация: 540-017 (рабочий); время пребывания на кафедре согласно расписания.
 
5 Количество кредитов 2 (1час лекций, 1час семинары, 1час СРСП в неделю) 
6 Дата: 2007-08 уч.год, 6 семестр.
 
7 Цель и задачи дисциплины 
  - 
 овладение студентами профессиональными знаниями и умениями в области судебной психологии;
  - 
 умение исследовать индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, участников правоотношений, вовлечённых в сферу судебно-следственной работы; 
  - 
 закрепление у студентов системы знаний в области судебно-психологической экспертизы, судебной психологии. 
    
 - основной задачей данного курса является систематизация знаний теоретических, методологических проблем судебно-психологической экспертизы. 
 Задачами курса являются: 
 - четкое уяснение места судебно-психологической экспертизы в системе наук;
  - 
 ознакомление с особенностями психического состояния человека, теми психическими явлениями, которые происходят в сфере правоприменительной деятельности;
  - 
 адекватная психолого-правовая оценка тех психических явлений, которые влияют на поведение участвующих в правовой деятельности людей; 
  - 
 психологическая подготовка к профессиональной деятельности эксперта-психолога;
    
8 Описание курса 
Повышение качества расследования преступлений по уголовным делам определяется многими факторами, среди которых важное место занимает судебно-психологическая экспертиза. В данном спецкурсе изложен порядок подготовки материалов, представляемых эксперту-психологу дознавателем, следователем, назначившим судебно-психологическую экспертизу. Описаны способы собирания и процессуального оформления документов, предварительное изучение и оценка их следователем. Предложены предметные виды судебно-психологических экспертиз и формулировки вопросов к ним наиболее часто встречающиеся в следственной практике следователей, прокуроров, судей, адвокатов, экспертов-психологов.
 
9. Пререквизиты:  Для изучения курса «Судебно-психологическая экспертиза» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Медицинская психология», «Психиатрия», «Основы права».  
 10. Постреквизиты:  Знания и навыки, приобретенные в результате прохождения курса «Судебно-психологическая экспертиза» являются универсальными для изучения таких дисциплин как «Криминология», «Криминальная психология», «Юридическая психология», «Психология судебного процесса» и др. 
 11. Краткое содержание курса: Первый модуль.   
Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.  
Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты. 
 
 Второй модуль. 
 
Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога.  
12. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы.
 
 Лекции:
            
 Шифр и наименование модуля
 
 
  |   
 Лекции
№
   |   
 Наименование
изучаемых вопросов 
  |   
 Кол-во 
часов
   |   
 Распред. по неделям
  |   
 Литера-тура 
№
   |   
 Примечание
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |      
 Модуль I Общие проблемы в СПЭ.
 
 
  |   
 
1
 
  
 2
 
  |   
 Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта. 
Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты.  
 
  |   
 6
 8 
  |   
 1-2-3
  
 4-5-6-7
  |   
 [5], [3]
  
 (1-5)
(8,10)
  
 
  |   
 
 
  |      
 Модуль II
 Предметные виды СПЭ.
 
  |   
 1
2
 3 
  |   
 Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога. 
 
  |   
 2
8
 6 
  |   
 8
9-10-11-12 
 
13-14-15
   |   
 (3)
 (6-7)
 
(2,3,5)
  
  |   
 Обл. суд
Ролевая игра. Судебный процес 
Гор.суды
 
 
   |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 Итого:
  |   
 30
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
 Практические (семинарские) занятия:
            
 Шифр и наименование модуля
 
 
  |   
 Практи
ческие (семинарские) занятия № 
  |   
 Наименование
изучаемых вопросов 
  |   
 Количество 
часов
   |   
 Распре
деление по неделям 
  |   
 Литера
тура 
  
 №
  |   
 Форма контроля
  |   
 Примечание
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |      
 
 Модуль I  
Введение в судебную психоло-гию 
 
  |   
 1
 2
 
3
 4
  
  |   
 История развития отечественной и зарубежной судебной психологий 
Методологические проблемы СПЭ.  
 Методология работы эксперта-психолога.
 Использование специальных психологических познании как специалиста по делу.
 
  |   
 2
 2
 
2
 2 
  |   
 1
 2-3-4
 
5-6
  
 7
 
 
  |   
 3-5
 2,12
 
3,11
   |   
 Выступления
 
Защита
 интерпретация  
  |   
 
 
  |      
 
            
 Модуль II
Предметные виды СПЭ.  
 
 
  |   
 1
 
2
 3 
 
 4
  |   
 СПЭ аффекта и иных эмоциональных состоянии.  
 СПЭ по делам об изнасиловании.
 
СПЭ в гражданском судопроизводстве.  
Особенности психодиагностики в СПЭ
   |   
 
2
 2 
 
2
 
  
 2
  |   
 
8
 9-10-11 
 
 12-13-14-15
  |   
 
3,5
 3,10 
5-7
   |   
 выступление
 
Кол-лок-виум 
Круглый стол,
 
интерпретация 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 Итого
  |   
 15
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 13. График самостоятельной работы студентов
             
 №
  |   
 Темы
 
 занятий
 
  |   
 Задания
 
 на СРС
 
  |   
 Цель и
 
 содерж.
 
 Заданий
  |   
 Рекомен.
 
 литерат.
 
 (стр.)
  |   
 Форма
 
 контроля
 
  |   
 Сроки
 
 сдачи
 
  |   
 Макс.
 
 балл
 
  |      
 п/п  
 
 
  |      
 11
  |   
 Теоретические проблемы патопсихологии. 
  |   
 Собс-твенная модель
  |   
 Собственное видение и анализ подходов проблем патопсихологии. 
  |   
 1-6
  |   
 зачёт 
  |   
 3 неделя 
  |   
 10 
  |      
 22
  |   
 Судебно-психологическая экспертиза в гражданском су- допроизводстве. 
 
  |   
 Провести анализ учебного пособия по СПЭ
  |   
 Знакомс-тво с усл- овиями проведения СПЭ. 
  |   
 3-5
  |   
 зачёт
  |   
 5
неделя
   |   
 10
  |      
 3
  |   
 Методы исследования познавательных процессов в СПЭ. 
  |   
 Изучить методики
  |   
 Знакомство с процедурой исследования.
  |   
 1-7
  |   
 зачёт
  |   
 7неделя
  |   
 10
  |      
 4
  |   
 Расстройства личности
  |   
 доклад
  |   
 Изучение литературы. Собственная оценка источников, отображённая в виде доклада
  |   
 4-5
  |   
 9 неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 5
  |   
 Принципы построения экспериментально-психологического исследования СПЭ. 
  |   
 Провести анализ современной литературы по СПЭ
  |   
 Составление модели экспериментально-психологического исследования
  |   
 6-9
  |   
 12неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 6
  |   
 Методы исследования личности при СПЭ. 
 
  |   
 Анализ особенности методов
  |   
 Знакомство с методами исследования.
  |   
 3-7
  |   
 14 неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 Итого: 45
 13. 1. График СРСП
             
 №
  |   
 Темы
 
 занятий
 
  |   
 Задания
 
 на СРС
 
  |   
 Цель и
 
 содерж.
 
 Заданий
  |   
 Рекомен.
 
 литерат.
 
 (стр.)
  |   
 Форма
 
 контроля
 
  |   
 Сроки
 
 сдачи
 
  |   
 Макс.
 
 балл
 
  |      
 п/п  
 
 
  |      
 11
  |   
 Метод психологического анализа материалов уголовного дела. 
  |   
 Защита собс-твенной модели
  |   
 Собственное видение и анализ данной проблемы.
  |   
 1-5
  |   
 зачёт 
  |   
 3 неделя 
  |   
 10 
  |      
 22
  |   
 Предметные виды СПЭ 
 
  |   
 Особенности психодиагностики
  |   
 Для каждого предметного вида СПЭ, подобрать психодиагностический инструментарий. 
  |   
 3,9,11
  |   
 зачёт
  |   
 5неделя
  |   
 10
  |      
 3
  |   
 Специальные познания эксперта-психолога.
  |   
 Изучение литературы
  |   
 сформулировать представление о специальных познаниях
  |   
 2,3,10
  |   
 зачёт
  |   
 7неделя
  |   
 10
  |      
 4
  |   
 Права и обязанности эксперта-психолога.
  |   
 Изучение юридической литературы
  |   
 Сфрмировать прочные знания о правах и обязанностях. эксперта
  |   
 1-5
  |   
 9 неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 5
  |   
 Комплексные экспертизы с применением психологических знании. 
  |   
 Изучение специальной лит-ры по экспертологии
  |   
 Составление модели по комплексным экспертизам. 
  |   
 2-4
  |   
 12неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 6
  |   
 Основы психодиагностики в СПЭ.
  |   
 Знание специфик психодиагнотики СПЭ
  |   
 Овладение методами психодиагостики 
  |   
 2,3
  |   
 14 неделя
  |   
 зачёт
  |   
 10
  |      
 Итого: 45
 
 14. Литература
 
 Учебная литература
 
 Список основной рекомендуемой литературы
  - 
 Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.
  - 
 Конышева Л.П. Теоритические и методологические вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. – М., 1978.
  - 
 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.
  - 
 Мельников В.В. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. – Л., 1987.
  - 
 Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. - М., 1978.
  - 
 Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.
  - 
 Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова. ЛГУ, 1990.
  - 
 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.
  - 
 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
  - 
 Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.
  - 
 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.,1984.
  - 
 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971.
  - 
 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
  - 
 Фрейтеров О.Е. Легкие степени олигофрении. –М., 1964
  - 
 Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 1986.
  - 
 Антонян Ю.М., Еникеев М.М., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юрист, 1996.
  - 
 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. –М., 1998г.
  - 
 Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы. // Психологический журнал. 1985.т.6. N1.с.96-104.
  - 
 Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. // Психологический журнал. 1994. т.17. N3. с.51-54.
  - 
 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.
  - 
 Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения: психологические механизмы м правовые аспекты профилактики. // Психологический журнал. 1986. N5. с. 75-87.
  - 
 Ситковская О.А. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. – М., 1983.
  - 
 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса РК: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1997. N2. с.66-73.
  - 
 Бердяев И. О самоубийстве (психологический этюд). // Психологический журнал. 1992. N. c.90-94.
    
 15. Информация по оценке.
Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (40%) и составляет – 100%.  
 
 
 Шкала и критерии оценивания различных видов работ:
       
 
 
  |   
 Виды занятий и работ студента
  |   
 Баллы в %
  |      
 1.
  |   
 Лекции
  |   
 5
  |      
 2.
  |   
 Семинары
  |   
 10
  |      
 3.
  |   
 Реферат
  |   
 10
  |      
 4.
  |   
 Конспект
  |   
 5
  |      
 5.
  |   
 СРС
  |   
 10
  |      
 6.
  |   
 Контрольная работа
  |   
 10
  |      
 7.
  |   
 Практическое занятие
  |   
 10
  |      
 
 
  |   
 Итого
  |   
 60
  |      
 В течение семестра проводятся два рубежных контроля. За каждый рубежный контроль максимальное количество баллов 10 (7 неделя, 14 неделя).
Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе: 
 
        Традиционная  |    |    |     |   |   
 
 
  |   
 в %
  |   
 в баллах
  |      Отлично  |    А  |   
 95-100
  |   
 4,0
  |      
 
 
  |    А -  |   
 90-94
  |   
 3,67
  |      Хорошо  |    В +  |   
 85-89
  |   
 3,33
  |      
 
 
  |    В  |   
 80-84
  |   
 3,0
  |      
 
 
  |    В -  |   
 75-79
  |   
 2,67
  |      Удовлетворительно  |   
 С +
  |   
 70-74
  |   
 2,33
  |      
 
 
  |   
 С
  |   
 65-69
  |   
 2,0
  |      
 
 
  |    С -  |   
 60-64
  |   
 1,67
  |      
 
 
  |   
 Д +
  |   
 55-59
  |   
 1,33
  |      
 
 
  |   
 Д
  |   
 50-54
  |   
 1,0
  |      Неудовлетворительно  |   
 F
  |   
 0-49
  |   
 0
  |      
 
 16. Политика выставления баллов.
Поощрительные баллы начисляются при творческом выполнении работ (плюс максимальный балл за определённый вид работы). В случае неготовности студента - штрафной балл (минус максимальный балл за определённый вид работы). 
 17. Политика курса. 
 Обязательное выполнение всех видов работ. Аккуратное ведение лекционных и личных записей. За отсутствие лекционных и семинарских записей будут снижаться баллы. Нежелательны пропуски без уважительных причин. 
 
 Недопустимо:  
  - 
 Опоздание
  - 
 Пользование сотовыми телефонами во время занятий
  - 
 Обман и плагиат
  - 
 Несвоевременная сдача заданий
    
 Неподготовленность к занятиям 
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» 
Вопросы к курсу «Основы судебно-психологической экспертизы»
 
1. Общие проблемы Судебно-психологической экспертизы. 
2 История становления отечественной судебно-психологической экспертизы.
 
3 Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.  
4. Предметные виды судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.
 
4 Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. 
5 Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения.
 
6 Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных. 
7 Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. 
 
8 Права и обязанности эксперта психолога. 
9 Структура и содержания экспертного Заключения.
 
10 Объект и предмет деятельности судебно-психологической экспертизы. 
11 Специальные познания и пределы компетенции эксперта психолога.
 
12 Дополнительная и повторная экспертиза.  
13 Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования.
 
14 Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза- особенности, основания для назначения. 
15 Особенности психодиагностических методик, применяемых в судебно-психоло –
 
гической экспертизе. 
16 Использование психологических познаний в судебно-психиатрической практике.
 
17 Этические принципы деятельности судебного эксперта – психолога. 
18 Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.
 
19 Вопросы судебно-следственных органов, решаемых судебно-психологической экспертизой индивидуально-психологических особенностей подэкспертных. 
20 Общие проблемы судебно-психологической экспертизы аффекта и иных эмоциональных состояний..
 
21 Классический физиологический аффект. 
22 Кумулятивный аффект.
 
23 Аффект на фоне алкогольного опьянения. 
24 Эмоциональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение как вариант аффекта по Ф.С. Сафуанову.
 
25 Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. 
26 Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отстаиванием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий. 
 
27 Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних жертв сексуального насилия. 
28 Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.
 
29. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологический аффект. 
3О. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое 
 
опьянение. 
  - 
 Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое 
    
 просоночное состояние.
  - 
 Судебно-психиатрическая экспертиза: основание для назначения, особенности, вопросы экспертам.
   
  страница 1 
 |