Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА



«Утвержден»

На заседании Методического Совета

факультета ____________________

Председатель _________________________

«_04__»______09______2008г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)
по дисциплине: _Судебно-психологическая экспертиза

наименование дисциплины

для специальности: 050503 «Психология»

(шифр, наименование специальности)

форма обучения: дневная

Всего __2_ кредитов

Курс __3___

Семестр __6___


Лекций __30 часов

Семинарских 15 часов


Количество рубежных контролей (РК) __2_

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов,

Экзамен 6 семестр

Всего ___90_ часов

Усть-Каменогорск, 2008


Силлабус составлен на основании: типовой программы ГОСО РК 3.08. 003 - 2004

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Психология»


«04» 09 2008 г. Протокол № 9

Зав. кафедрой Ковалев С..А.

2 Название и код дисциплины: DP 5 «Судебно-психологическая экспертиза»

3 Ф.И.О. преподавателя, уч. степень Акашев Амангельды Байназарович, доцент

4 Контактная информация: 540-017 (рабочий); время пребывания на кафедре согласно расписания.

5 Количество кредитов 2 (1час лекций, 1час семинары, 1час СРСП в неделю)

6 Дата: 2007-08 уч.год, 6 семестр.

7 Цель и задачи дисциплины



  • овладение студентами профессиональными знаниями и умениями в области судебной психологии;

  • умение исследовать индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, участников правоотношений, вовлечённых в сферу судебно-следственной работы;

  • закрепление у студентов системы знаний в области судебно-психологической экспертизы, судебной психологии.

- основной задачей данного курса является систематизация знаний теоретических, методологических проблем судебно-психологической экспертизы.
Задачами курса являются:
- четкое уяснение места судебно-психологической экспертизы в системе наук;

  • ознакомление с особенностями психического состояния человека, теми психическими явлениями, которые происходят в сфере правоприменительной деятельности;

  • адекватная психолого-правовая оценка тех психических явлений, которые влияют на поведение участвующих в правовой деятельности людей;

  • психологическая подготовка к профессиональной деятельности эксперта-психолога;

8 Описание курса

Повышение качества расследования преступлений по уголовным делам определяется многими факторами, среди которых важное место занимает судебно-психологическая экспертиза. В данном спецкурсе изложен порядок подготовки материалов, представляемых эксперту-психологу дознавателем, следователем, назначившим судебно-психологическую экспертизу. Описаны способы собирания и процессуального оформления документов, предварительное изучение и оценка их следователем. Предложены предметные виды судебно-психологических экспертиз и формулировки вопросов к ним наиболее часто встречающиеся в следственной практике следователей, прокуроров, судей, адвокатов, экспертов-психологов.

9. Пререквизиты: Для изучения курса «Судебно-психологическая экспертиза» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Медицинская психология», «Психиатрия», «Основы права».


10. Постреквизиты: Знания и навыки, приобретенные в результате прохождения курса «Судебно-психологическая экспертиза» являются универсальными для изучения таких дисциплин как «Криминология», «Криминальная психология», «Юридическая психология», «Психология судебного процесса» и др.
11. Краткое содержание курса: Первый модуль.

Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.

Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты.

Второй модуль.

Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога.

12. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы.

Лекции:


Шифр и наименование модуля



Лекции



Наименование

изучаемых вопросов



Кол-во

часов


Распред. по неделям

Литера-тура



Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I Общие проблемы в СПЭ.



1


2


Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.

Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты.



6

8


1-2-3


4-5-6-7

[5], [3]


(1-5)

(8,10)







Модуль II
Предметные виды СПЭ.


1

2

3



Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога.


2

8

6



8

9-10-11-12


13-14-15


(3)
(6-7)

(2,3,5)



Обл. суд

Ролевая игра. Судебный процес

Гор.суды









Итого:

30












Практические (семинарские) занятия:

Шифр и наименование модуля



Практи

ческие (семинарские) занятия №



Наименование

изучаемых вопросов



Количество

часов


Распре

деление по неделям



Литера

тура




Форма контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8


Модуль I

Введение в судебную психоло-гию




1
2

3
4



История развития отечественной и зарубежной судебной психологий

Методологические проблемы СПЭ.


Методология работы эксперта-психолога.
Использование специальных психологических познании как специалиста по делу.


2
2

2

2



1
2-3-4

5-6


7



3-5
2,12

3,11


Выступления

Защита
интерпретация








Модуль II

Предметные виды СПЭ.





1

2

3



4

СПЭ аффекта и иных эмоциональных состоянии.


СПЭ по делам об изнасиловании.

СПЭ в гражданском судопроизводстве.

Особенности психодиагностики в СПЭ


2

2


2


2

8

9-10-11



12-13-14-15

3,5
3,10

5-7


выступление

Кол-лок-виум

Круглый стол,

интерпретация












Итого

15














13. График самостоятельной работы студентов



Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

Заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



11

Теоретические проблемы патопсихологии.

Собс-твенная модель

Собственное видение и анализ подходов проблем патопсихологии.

1-6

зачёт

3 неделя

10

22

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском су- допроизводстве.


Провести анализ учебного пособия по СПЭ

Знакомс-тво с усл- овиями проведения СПЭ.

3-5

зачёт

5

неделя


10

3

Методы исследования познавательных процессов в СПЭ.

Изучить методики

Знакомство с процедурой исследования.

1-7

зачёт

7неделя

10

4

Расстройства личности

доклад

Изучение литературы. Собственная оценка источников, отображённая в виде доклада

4-5

9 неделя

зачёт

10

5

Принципы построения экспериментально-психологического исследования СПЭ.

Провести анализ современной литературы по СПЭ

Составление модели экспериментально-психологического исследования

6-9

12неделя

зачёт

10

6

Методы исследования личности при СПЭ.


Анализ особенности методов

Знакомство с методами исследования.

3-7

14 неделя

зачёт

10

Итого: 45
13. 1. График СРСП



Темы

занятий


Задания

на СРС


Цель и

содерж.

Заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



11

Метод психологического анализа материалов уголовного дела.

Защита собс-твенной модели

Собственное видение и анализ данной проблемы.

1-5

зачёт

3 неделя

10

22

Предметные виды СПЭ


Особенности психодиагностики

Для каждого предметного вида СПЭ, подобрать психодиагностический инструментарий.

3,9,11

зачёт

5неделя

10

3

Специальные познания эксперта-психолога.

Изучение литературы

сформулировать представление о специальных познаниях

2,3,10

зачёт

7неделя

10

4

Права и обязанности эксперта-психолога.

Изучение юридической литературы

Сфрмировать прочные знания о правах и обязанностях. эксперта

1-5

9 неделя

зачёт

10

5

Комплексные экспертизы с применением психологических знании.

Изучение специальной лит-ры по экспертологии

Составление модели по комплексным экспертизам.

2-4

12неделя

зачёт

10

6

Основы психодиагностики в СПЭ.

Знание специфик психодиагнотики СПЭ

Овладение методами психодиагостики

2,3

14 неделя

зачёт

10

Итого: 45

14. Литература

Учебная литература

Список основной рекомендуемой литературы

  1. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.

  2. Конышева Л.П. Теоритические и методологические вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. – М., 1978.

  3. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.

  4. Мельников В.В. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. – Л., 1987.

  5. Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. - М., 1978.

  6. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.

  7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова. ЛГУ, 1990.

  8. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

  9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

  10. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

  11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.,1984.

  12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971.

  13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.

  14. Фрейтеров О.Е. Легкие степени олигофрении. –М., 1964

  15. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 1986.

  16. Антонян Ю.М., Еникеев М.М., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юрист, 1996.

  17. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. –М., 1998г.

  18. Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы. // Психологический журнал. 1985.т.6. N1.с.96-104.

  19. Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. // Психологический журнал. 1994. т.17. N3. с.51-54.

  20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.

  21. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения: психологические механизмы м правовые аспекты профилактики. // Психологический журнал. 1986. N5. с. 75-87.

  22. Ситковская О.А. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. – М., 1983.

  23. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса РК: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1997. N2. с.66-73.

  24. Бердяев И. О самоубийстве (психологический этюд). // Психологический журнал. 1992. N. c.90-94.

15. Информация по оценке.

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (40%) и составляет – 100%.



Шкала и критерии оценивания различных видов работ:




Виды занятий и работ студента

Баллы в %

1.

Лекции

5

2.

Семинары

10

3.

Реферат

10

4.

Конспект

5

5.

СРС

10

6.

Контрольная работа

10

7.

Практическое занятие

10




Итого

60

В течение семестра проводятся два рубежных контроля. За каждый рубежный контроль максимальное количество баллов 10 (7 неделя, 14 неделя).

Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:



Традиционная





в %

в баллах
Отлично
А

95-100

4,0



А -

90-94

3,67
Хорошо
В +

85-89

3,33



В

80-84

3,0



В -

75-79

2,67
Удовлетворительно

С +

70-74

2,33




С

65-69

2,0



С -

60-64

1,67




Д +

55-59

1,33




Д

50-54

1,0
Неудовлетворительно

F

0-49

0


16. Политика выставления баллов.

Поощрительные баллы начисляются при творческом выполнении работ (плюс максимальный балл за определённый вид работы). В случае неготовности студента - штрафной балл (минус максимальный балл за определённый вид работы).


17. Политика курса.
Обязательное выполнение всех видов работ. Аккуратное ведение лекционных и личных записей. За отсутствие лекционных и семинарских записей будут снижаться баллы. Нежелательны пропуски без уважительных причин.

Недопустимо:

  • Опоздание

  • Пользование сотовыми телефонами во время занятий

  • Обман и плагиат

  • Несвоевременная сдача заданий

Неподготовленность к занятиям

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Вопросы к курсу «Основы судебно-психологической экспертизы»

1. Общие проблемы Судебно-психологической экспертизы.

2 История становления отечественной судебно-психологической экспертизы.

3 Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

4. Предметные виды судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.

4 Порядок назначения судебно-психологической экспертизы.

5 Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения.

6 Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных.

7 Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

8 Права и обязанности эксперта психолога.

9 Структура и содержания экспертного Заключения.

10 Объект и предмет деятельности судебно-психологической экспертизы.

11 Специальные познания и пределы компетенции эксперта психолога.

12 Дополнительная и повторная экспертиза.

13 Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования.

14 Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза- особенности, основания для назначения.

15 Особенности психодиагностических методик, применяемых в судебно-психоло –

гической экспертизе.

16 Использование психологических познаний в судебно-психиатрической практике.

17 Этические принципы деятельности судебного эксперта – психолога.

18 Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

19 Вопросы судебно-следственных органов, решаемых судебно-психологической экспертизой индивидуально-психологических особенностей подэкспертных.

20 Общие проблемы судебно-психологической экспертизы аффекта и иных эмоциональных состояний..

21 Классический физиологический аффект.

22 Кумулятивный аффект.

23 Аффект на фоне алкогольного опьянения.

24 Эмоциональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение как вариант аффекта по Ф.С. Сафуанову.

25 Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах.

26 Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отстаиванием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий.

27 Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних жертв сексуального насилия.

28 Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.

29. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологический аффект.

3О. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое

опьянение.



  1. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое

просоночное состояние.

  1. Судебно-психиатрическая экспертиза: основание для назначения, особенности, вопросы экспертам.


страница 1

Смотрите также: