страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
На заседании Методического Совета
факультета ____________________
Председатель _________________________
«_04__»______09______2008г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(Syllabus)
по дисциплине: _Судебно-психологическая экспертиза
наименование дисциплины
для специальности: 050503 «Психология»
(шифр, наименование специальности)
форма обучения: дневная
Всего __2_ кредитов
Курс __3___
Семестр __6___
Лекций __30 часов Семинарских 15 часов
Количество рубежных контролей (РК) __2_
СРСП (аудиторных) 45 часов
СРС 45 часов,
Экзамен 6 семестр
Всего ___90_ часов
Усть-Каменогорск, 2008
Силлабус составлен на основании: типовой программы ГОСО РК 3.08. 003 - 2004
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Психология»
«04» 09 2008 г. Протокол № 9
Зав. кафедрой Ковалев С..А.
2 Название и код дисциплины: DP 5 «Судебно-психологическая экспертиза»
3 Ф.И.О. преподавателя, уч. степень Акашев Амангельды Байназарович, доцент
4 Контактная информация: 540-017 (рабочий); время пребывания на кафедре согласно расписания.
5 Количество кредитов 2 (1час лекций, 1час семинары, 1час СРСП в неделю)
6 Дата: 2007-08 уч.год, 6 семестр.
7 Цель и задачи дисциплины
-
овладение студентами профессиональными знаниями и умениями в области судебной психологии;
-
умение исследовать индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, участников правоотношений, вовлечённых в сферу судебно-следственной работы;
-
закрепление у студентов системы знаний в области судебно-психологической экспертизы, судебной психологии.
- основной задачей данного курса является систематизация знаний теоретических, методологических проблем судебно-психологической экспертизы.
Задачами курса являются:
- четкое уяснение места судебно-психологической экспертизы в системе наук;
-
ознакомление с особенностями психического состояния человека, теми психическими явлениями, которые происходят в сфере правоприменительной деятельности;
-
адекватная психолого-правовая оценка тех психических явлений, которые влияют на поведение участвующих в правовой деятельности людей;
-
психологическая подготовка к профессиональной деятельности эксперта-психолога;
8 Описание курса
Повышение качества расследования преступлений по уголовным делам определяется многими факторами, среди которых важное место занимает судебно-психологическая экспертиза. В данном спецкурсе изложен порядок подготовки материалов, представляемых эксперту-психологу дознавателем, следователем, назначившим судебно-психологическую экспертизу. Описаны способы собирания и процессуального оформления документов, предварительное изучение и оценка их следователем. Предложены предметные виды судебно-психологических экспертиз и формулировки вопросов к ним наиболее часто встречающиеся в следственной практике следователей, прокуроров, судей, адвокатов, экспертов-психологов.
9. Пререквизиты: Для изучения курса «Судебно-психологическая экспертиза» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Медицинская психология», «Психиатрия», «Основы права».
10. Постреквизиты: Знания и навыки, приобретенные в результате прохождения курса «Судебно-психологическая экспертиза» являются универсальными для изучения таких дисциплин как «Криминология», «Криминальная психология», «Юридическая психология», «Психология судебного процесса» и др.
11. Краткое содержание курса: Первый модуль.
Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.
Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты.
Второй модуль.
Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога.
12. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы.
Лекции:
Шифр и наименование модуля
|
Лекции
№
|
Наименование
изучаемых вопросов
|
Кол-во
часов
|
Распред. по неделям
|
Литера-тура
№
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Модуль I Общие проблемы в СПЭ.
|
1
2
|
Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Правовые основания, организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы. Судебные экспертизы с участием психолога, порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Заключение эксперта.
Предмет, объект и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы. Комплексная психолого-психиатрическая,медико-психологическая судебная экспертиза Особенности и задачи комплексных судебных экспертиз Основные принципы этики судебного эксперта-психолога Профессиональная компетентность эксперта-психолога. Методология работы эксперта-психолога. Организационно-методические аспекты.
|
6
8
|
1-2-3
4-5-6-7
|
[5], [3]
(1-5)
(8,10)
|
|
Модуль II
Предметные виды СПЭ.
|
1
2
3
|
Предметные виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Актуальность дифференцированного подхода к оценке аффективных преступлений в свете нового Уголовного кодекса РК. Виды эмоциональных состояний. Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах. Вопросы для экспертного разрешения при суицидах. Типичные ошибки при формулировке вопросов. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Общие основания для назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. Анализ вопросов входящих в компетенцию эксперта-психолога. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Поводы для назначения комплексной судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Пределы компетенции эксперта-психолога.
|
2
8
6
|
8
9-10-11-12
13-14-15
|
(3)
(6-7)
(2,3,5)
|
Обл. суд
Ролевая игра. Судебный процес
Гор.суды
|
|
|
Итого:
|
30
|
|
|
|
Практические (семинарские) занятия:
Шифр и наименование модуля
|
Практи
ческие (семинарские) занятия №
|
Наименование
изучаемых вопросов
|
Количество
часов
|
Распре
деление по неделям
|
Литера
тура
№
|
Форма контроля
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Модуль I
Введение в судебную психоло-гию
|
1
2
3
4
|
История развития отечественной и зарубежной судебной психологий
Методологические проблемы СПЭ.
Методология работы эксперта-психолога.
Использование специальных психологических познании как специалиста по делу.
|
2
2
2
2
|
1
2-3-4
5-6
7
|
3-5
2,12
3,11
|
Выступления
Защита
интерпретация
|
|
Модуль II
Предметные виды СПЭ.
|
1
2
3
4
|
СПЭ аффекта и иных эмоциональных состоянии.
СПЭ по делам об изнасиловании.
СПЭ в гражданском судопроизводстве.
Особенности психодиагностики в СПЭ
|
2
2
2
2
|
8
9-10-11
12-13-14-15
|
3,5
3,10
5-7
|
выступление
Кол-лок-виум
Круглый стол,
интерпретация
|
|
|
|
Итого
|
15
|
|
|
|
|
13. График самостоятельной работы студентов
№
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРС
|
Цель и
содерж.
Заданий
|
Рекомен.
литерат.
(стр.)
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
п/п
|
11
|
Теоретические проблемы патопсихологии.
|
Собс-твенная модель
|
Собственное видение и анализ подходов проблем патопсихологии.
|
1-6
|
зачёт
|
3 неделя
|
10
|
22
|
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском су- допроизводстве.
|
Провести анализ учебного пособия по СПЭ
|
Знакомс-тво с усл- овиями проведения СПЭ.
|
3-5
|
зачёт
|
5
неделя
|
10
|
3
|
Методы исследования познавательных процессов в СПЭ.
|
Изучить методики
|
Знакомство с процедурой исследования.
|
1-7
|
зачёт
|
7неделя
|
10
|
4
|
Расстройства личности
|
доклад
|
Изучение литературы. Собственная оценка источников, отображённая в виде доклада
|
4-5
|
9 неделя
|
зачёт
|
10
|
5
|
Принципы построения экспериментально-психологического исследования СПЭ.
|
Провести анализ современной литературы по СПЭ
|
Составление модели экспериментально-психологического исследования
|
6-9
|
12неделя
|
зачёт
|
10
|
6
|
Методы исследования личности при СПЭ.
|
Анализ особенности методов
|
Знакомство с методами исследования.
|
3-7
|
14 неделя
|
зачёт
|
10
|
Итого: 45
13. 1. График СРСП
№
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРС
|
Цель и
содерж.
Заданий
|
Рекомен.
литерат.
(стр.)
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
п/п
|
11
|
Метод психологического анализа материалов уголовного дела.
|
Защита собс-твенной модели
|
Собственное видение и анализ данной проблемы.
|
1-5
|
зачёт
|
3 неделя
|
10
|
22
|
Предметные виды СПЭ
|
Особенности психодиагностики
|
Для каждого предметного вида СПЭ, подобрать психодиагностический инструментарий.
|
3,9,11
|
зачёт
|
5неделя
|
10
|
3
|
Специальные познания эксперта-психолога.
|
Изучение литературы
|
сформулировать представление о специальных познаниях
|
2,3,10
|
зачёт
|
7неделя
|
10
|
4
|
Права и обязанности эксперта-психолога.
|
Изучение юридической литературы
|
Сфрмировать прочные знания о правах и обязанностях. эксперта
|
1-5
|
9 неделя
|
зачёт
|
10
|
5
|
Комплексные экспертизы с применением психологических знании.
|
Изучение специальной лит-ры по экспертологии
|
Составление модели по комплексным экспертизам.
|
2-4
|
12неделя
|
зачёт
|
10
|
6
|
Основы психодиагностики в СПЭ.
|
Знание специфик психодиагнотики СПЭ
|
Овладение методами психодиагостики
|
2,3
|
14 неделя
|
зачёт
|
10
|
Итого: 45
14. Литература
Учебная литература
Список основной рекомендуемой литературы
-
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.
-
Конышева Л.П. Теоритические и методологические вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. – М., 1978.
-
Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.
-
Мельников В.В. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. – Л., 1987.
-
Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей. / Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. - М., 1978.
-
Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.
-
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова. ЛГУ, 1990.
-
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.
-
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
-
Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.
-
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.,1984.
-
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971.
-
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
-
Фрейтеров О.Е. Легкие степени олигофрении. –М., 1964
-
Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 1986.
-
Антонян Ю.М., Еникеев М.М., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юрист, 1996.
-
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. –М., 1998г.
-
Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы. // Психологический журнал. 1985.т.6. N1.с.96-104.
-
Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. // Психологический журнал. 1994. т.17. N3. с.51-54.
-
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.
-
Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения: психологические механизмы м правовые аспекты профилактики. // Психологический журнал. 1986. N5. с. 75-87.
-
Ситковская О.А. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. – М., 1983.
-
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса РК: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1997. N2. с.66-73.
-
Бердяев И. О самоубийстве (психологический этюд). // Психологический журнал. 1992. N. c.90-94.
15. Информация по оценке.
Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (40%) и составляет – 100%.
Шкала и критерии оценивания различных видов работ:
|
Виды занятий и работ студента
|
Баллы в %
|
1.
|
Лекции
|
5
|
2.
|
Семинары
|
10
|
3.
|
Реферат
|
10
|
4.
|
Конспект
|
5
|
5.
|
СРС
|
10
|
6.
|
Контрольная работа
|
10
|
7.
|
Практическое занятие
|
10
|
|
Итого
|
60
|
В течение семестра проводятся два рубежных контроля. За каждый рубежный контроль максимальное количество баллов 10 (7 неделя, 14 неделя).
Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:
Традиционная | | | |
|
в %
|
в баллах
| Отлично | А |
95-100
|
4,0
|
| А - |
90-94
|
3,67
| Хорошо | В + |
85-89
|
3,33
|
| В |
80-84
|
3,0
|
| В - |
75-79
|
2,67
| Удовлетворительно |
С +
|
70-74
|
2,33
|
|
С
|
65-69
|
2,0
|
| С - |
60-64
|
1,67
|
|
Д +
|
55-59
|
1,33
|
|
Д
|
50-54
|
1,0
| Неудовлетворительно |
F
|
0-49
|
0
|
16. Политика выставления баллов.
Поощрительные баллы начисляются при творческом выполнении работ (плюс максимальный балл за определённый вид работы). В случае неготовности студента - штрафной балл (минус максимальный балл за определённый вид работы).
17. Политика курса.
Обязательное выполнение всех видов работ. Аккуратное ведение лекционных и личных записей. За отсутствие лекционных и семинарских записей будут снижаться баллы. Нежелательны пропуски без уважительных причин.
Недопустимо:
-
Опоздание
-
Пользование сотовыми телефонами во время занятий
-
Обман и плагиат
-
Несвоевременная сдача заданий
Неподготовленность к занятиям
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
Вопросы к курсу «Основы судебно-психологической экспертизы»
1. Общие проблемы Судебно-психологической экспертизы.
2 История становления отечественной судебно-психологической экспертизы.
3 Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
4. Предметные виды судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.
4 Порядок назначения судебно-психологической экспертизы.
5 Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения.
6 Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных.
7 Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.
8 Права и обязанности эксперта психолога.
9 Структура и содержания экспертного Заключения.
10 Объект и предмет деятельности судебно-психологической экспертизы.
11 Специальные познания и пределы компетенции эксперта психолога.
12 Дополнительная и повторная экспертиза.
13 Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования.
14 Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза- особенности, основания для назначения.
15 Особенности психодиагностических методик, применяемых в судебно-психоло –
гической экспертизе.
16 Использование психологических познаний в судебно-психиатрической практике.
17 Этические принципы деятельности судебного эксперта – психолога.
18 Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.
19 Вопросы судебно-следственных органов, решаемых судебно-психологической экспертизой индивидуально-психологических особенностей подэкспертных.
20 Общие проблемы судебно-психологической экспертизы аффекта и иных эмоциональных состояний..
21 Классический физиологический аффект.
22 Кумулятивный аффект.
23 Аффект на фоне алкогольного опьянения.
24 Эмоциональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение как вариант аффекта по Ф.С. Сафуанову.
25 Посмертная судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах.
26 Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отстаиванием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий.
27 Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних жертв сексуального насилия.
28 Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.
29. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологический аффект.
3О. Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое
опьянение.
-
Кратковременное расстройство психической деятельности: патологическое
просоночное состояние.
-
Судебно-психиатрическая экспертиза: основание для назначения, особенности, вопросы экспертам.
страница 1
|