|
|
страница 1 страница 2 страница 3 participation), в котором Казахстан занял 106 место, находясь в группе стран, имеющих ранг 98.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИОРИТЕТ. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Повышение интенсивности и производительности национальной экономики является принципиально важным условием роста конкурентоспособности Казахстана
*** ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
-
Индекс производительности труда за 9 месяцев 2008 года сложился ниже показателя в аналогичном периоде 2007 года и составил 100,6%, что на 7,5 процентных пункта ниже, чем за 9 месяцев 2007 года (108,1 %). Это явилось следствием снижения уровня производительности в отдельных сферах производства.
Индексы производительности труда
по производству товаров и услуг и экономике в целом за 9 месяцев 2002-2008гг.
в % к соответствующему периоду прошлого года
|
9 месяцев 2002 года = 100
|
|
|
9 месяцев 2002 года = 100
|
|
|
|
* – индекс рассчитан без учета косвенно измеряемых услуг финансового посредничества
Источник: Агентство по статистике
-
Продолжается работа по расширению практики принятия взаимных обязательств по достижению важнейших принципов и стандартов социальной ответственности между государством и бизнесом.
Заключен Национальный пакт о формировании конкурентоспособных национальных кадров на 2008–2010 годы15.
Количество действующих коллективных договоров возросло до 40 676 ед16. Бизнес структурами взяты обязательства по стремлению к внедрению международных и национальных стандартов в сфере трудовых отношений, по применению индикаторов мониторинга и оценки в т.ч. в части оплаты, охраны и безопасности труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Заключено более 500 меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.
-
Оценка зарубежных рейтинговых организаций относительно уровня производительности труда в Казахстане достаточно различна.
Например, согласно последних результатов рейтинга Всемирного экономического форума (WEF) о глобальной конкурентоспособности Казахстан по показателю «Оплата и производительность труда» из 134 стран занял 33 место, а в рейтинге о Мировой конкурентоспособности, проводимом Лозаннским Международным институтом развития менеджмента (IMD), республика по показателю «Общая производительность труда» заняла лишь 46 позицию из 56 оцениваемых стран. Имеющиеся различия в позициях страны обусловлены разными подходами к методике, а также неодинаковым количеством и составом стран, участвующих в том или ином рейтинге.
*** УЛУЧШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭНЕРГОЕМКОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В условиях существующего технического потенциала производственных мощностей и иного энергопотребляющего оборудования в стране одними из решающих факторов для достижения качественно нового уровня конкурентоспособности Казахстана являются улучшение показателей энергоемкости и достижение энергоэффективности.
В соответствии с расчетами «Euromonitor International»17 в Казахстане в 2008 году по сравнению с 2005 годом отмечается снижение энергоемкости ВВП, которая как в 2008 году снизилась более чем в два раза:
В этой связи, учитывая, что в области улучшения показателей энергоемкости и достижения энергоэффективности системной проблемой по-прежнему остается наличие значительной доли физически и морально устаревших основных производственных фондов для обеспечения растущих потребностей страны в 2008 году в сфере электроэнергетики проводилась работа по реконструкции, расширению существующих и строительству новых электростанций.
Помимо этого, в целях реализации политики энергосбережения и вовлечения в энергобаланс возобновляемых источников энергии разработан ряд проектов документов системообразующего и стратегического характера, таких как Закон «Об энергосбережении» в новой редакции и Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», а также проект Стратегии об эффективном использовании энергии и возобновляемых ресурсов РК в целях устойчивого развития до 2024 года.
-
Как упоминалось ранее, республика в последние три года демонстрировала достаточно высокие темпы снижения энергоемкости экономики.
Вместе с тем, фокусное межстрановое сравнение по данным «Euromonitor International» позиций Казахстана в группе ряда стран СНГ и стран - новых членов ЕС свидетельствует об отсутствии у страны опережающей динамики в снижении энергоемкости: с 2006 года республика занимает последнее место, в отличие от Азербайджана, который за три года сумел «обойти» в этом вопросе три страны, в том числе Казахстан.
*** РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Создание эффективного и технологически обновленного транспортного комплекса, способствующего ускоренному экономическому росту Казахстана, обеспечивающего удовлетворение транспортных потребностей общества, дальнейшее развитие транзитного потенциала республики является важнейшим фактором конкурентоспособности всей экономики.
В области развития транспортной системы ее важнейшие показатели имеют устойчивую положительную динамику на протяжении продолжительного периода времени:
Источник: Агентство по статистике
По оперативным данным Агентства по статистике за январь-декабрь 2008 года грузооборот в республике составил 369,8 млрд. ткм, пассажирооборот – 126,9 млрд. пкм.
Однако существующий уровень транспортного комплекса страны имеет достаточно низкие конкурентные возможности.
Для решения актуальных проблем и будущих вызовов в развитии транспортного комплекса страны работа по улучшению параметров его функционирования ведется на комплексной и системной основе.
Так, в целях наращивания потенциала государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли внесены изменения и дополнения и в некоторые законодательные акты РК по вопросам концессии, предусматривающие введение системы платных автомобильных дорог на основе концессии таких проектов как Астана - Боровое, Астана-Караганда, Алматы-Капшагай, Алматы-Хоргос, а также Большой Алматинской Кольцевой автомобильной дороги.
Продолжилась реализация самого крупного проекта дорожной отрасли - трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа-Западный Китай».
В железнодорожной отрасли в целях завершения реструктуризации железнодорожного транспорта утвержден План комплекса мер дальнейшего развития и реформирования железнодорожной отрасли на 2008-2010 годы, основными задачами которого являются обеспечение равного доступа к услугам железнодорожного транспорта, модернизация магистральной железнодорожной сети, создание благоприятных условий для развития конкуренции, совершенствование тарифной политики и нормативной базы, обеспечение равного доступа к услугам железнодорожного транспорта, привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры.
Введен во временную эксплуатацию первый пусковой комплекс железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск, заключены договора концессии на строительство железных дорог «Коргас - Жетыген», «Ералиево - Курык». Начата работа по электрификации железнодорожного участка «Макат-Кандыагаш», что позволит снизить транспортную составляющую, и положительно отразится на себестоимости перевозок.
В сфере развития воздушного транспорта завершена реконструкция пассажирского терминала в аэропорту города Актобе, завершено строительство и введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса в аэропорту города Алматы с оснащением аэродрома по III категории ИКАО.
В рамках работы по модернизации аэронавигационной системы реализован проект создания объединенного центра военно-гражданской координации по контролю за использованием воздушного пространства.
В целях развития водного транспорта продолжена работа по расширению порта Актау в северном направлении (1-этап проекта – строительство гидротехнических сооружений), строительству и реконструкции инфраструктуры водного транспорта по проектам в области морского и речного транспорта, реализация которых позволит обеспечить взаимодействие с судами, безопасность и эффективность движения судов, эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и увеличить их пропускную способность.
Наряду с этим, в рамках дальнейшего развития и укрепления межгосударственного сотрудничества в сфере транспорта проведен VII Международный форум «ТрансЕвразия-2008», посвященный развитию транспортно-коммуникационного комплекса Евразийского континента и направленный на укрепление взаимовыгодного сотрудничества между странами Европы и Азии в сфере транспорта, координации их транспортных политик.
-
В последнем рейтинге Всемирного Экономического Форума Казахстан по качеству дорог занял 108 место, инфраструктуры портов – 101, аэропортов – 102 место. В целом по уровню развития инфраструктуры Казахстан в 2008 году занял 76 место из 134 стран.
Оценка места Казахстана
в рейтинге ВЭФ за 2005-2008 г.г.
уровню развития инфраструктуры
Наряду с этим, в рейтинге Лозаннского Международного института развития менеджмента (IMD) в 2008 году Казахстан из 56 стран по качеству инфраструктуры дорог занимал 55 место, железных дорог – 46, водного транспорта – 49, воздушного транс порта – 47 место.
*** ОТРАСЛЕВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
-
Совершенствовалась отраслевая структура экономики и развивались конкурентоспособные преимущества регионов, достигнуты определенные позитивные результаты.
По оперативным данным Агентства по статистике, за январь-декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года рост объемов промышленного производства отмечался в 8 регионах республики.
Снижение производства промышленной продукции наблюдалось в Акмолинской (на 9,0%), Костанайской (на 3,8%) и Карагандинской (на 3,7%) областях, также в гг.Астана и Алматы соответственно на 15,9% и на 11,3 %.
Прирост (снижение) объема промышленной продукции в январе-декабре 2008г.
(в % к январю-декабрю 2007г.)
Источник: Агентство по статистике
Современная структура экономики Казахстана по-прежнему характеризуется зависимостью от сырьевого сектора. В то же время достижение устойчивого индустриального развития и диверсификации экономики предполагает преобладание в структуре ВВП отраслей обрабатывающей промышленности.
Однако, по оперативным данным Агентства по статистике, за январь-декабрь 2008 года наибольшее влияние на формирование результатов в целом по промышленности оказывает горнодобывающая промышленность (61,6 %), тогда как удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме составляет 33,2 %.
Индексы физического объема
промышленной продукции и отраслевая
структура промышленности
Источник: Агентство по статистике
Наряду с этим, также наблюдается снижение динамики удельного веса обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленности с 37,8% в январе-декабре 2007 года до 33,2% в аналогичном периоде 2008 года.
Динамика изменения
структуры промышленности Казахстана
Источник: Агентство по статистике
На системную основу поставлена работа по созданию в Казахстане конкурентоспособных и экспортоориентированных отраслей.
Реализуется ряд крупных решений, призванных значительно ускорить дальнейшее развитие экономики.
На основе анализа и оценки эффективности реализации скорректирована Стратегия индустриально-инновационного развития в части уточнения количественных и качественных показателей по конкретным целевым индикаторам, активизации государственной поддержки инноваций в экономике страны, поддержке несырьевого экспорта, развития государственно-частного партнерства, социально-предпринимательских корпораций (СПК) и развития предпринимательства, стимулирования привлечения инвестиций в обрабатывающую промышленность и сферы услуг, развития корпоративных лидеров в приоритетных отраслях экономики и с учетом новых экономических условий и приоритетов.
В рамках реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» определен перечень из 45 проектов на общую сумму более 54 млрд. долл. США, в том числе 28 производственных проекта и 17 инфраструктурных.
В целях стимулирования инвестиционной активности в несырьевых отраслях заключено 105 контрактов, предусматривающих предоставление инвестиционных преференций на общую сумму 1980 млрд. тенге.
Разработан законопроект по вопросам инвестиций и экспорта, который предполагает увеличение присутствия казахстанского капитала на зарубежных рынках, стимулирование и продвижение экспорта товаров (работы, услуг) на внешние рынки.
С целью дальнейшей реализации Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года разработан План мероприятий по ее реализации на 2009-2012 годы.
В рамках работы по созданию и развитию основ для рациональной территориальной организации экономического потенциала создана рабочая группа по разработке прогнозной схемы пространственного развития и расселения населения до 2020 года.
Проводились мероприятия по совершенствованию генпланов крупных городов с целью упорядочения их застройки, учитывающей перспективы развития и роста.
В целях дальнейшего устойчивого экологического и социально-экономического развития проблемных территорий продолжилась реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004 - 2010 годы, Программы по комплексному решению проблем Приаралья на 2007 - 2009 годы. Завершена реализация Программы развития города Семей Восточно-Казахстанской области на 2006 - 2008 годы.
Принят Комплексный план по решению проблем социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2009-2011 годы.
Одобрена Долгосрочная концепция экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года.
ПЯТЫЙ ПРИОРИТЕТ. ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС
Устойчивое функционирование и развитие малого и среднего бизнеса является основным фактором стабильности и процветания стран рыночной экономики. Общество, стремящееся к динамичному и гармоничному росту, создает необходимые условия для проявления инициативы, и прежде всего в экономике.
Первая и вторая волны мирового финансового кризиса значительно повлияли на состояние малого и среднего бизнеса. Так, на 3,1% по сравнению 2007 годом снизилось количество субъектов малого предпринимательства активно работающих на рынке. На конец 2008 года их количество составило 621 114 единиц.
Распределение регионов по количеству активных субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей
единиц
Источник: Агентство РК по статистике
Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства (на 01.01.09г.) также снизился и составил 2182,2 млрд. тенге, что ниже на 9,7 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.
Регулярные опросы представителей бизнес-сообщества, проводимые Форумом предпринимателей Казахстана, свидетельствуют, что деловые люди из года в год жалуются на одни и те же проблемы - отсутствие и высокую арендную плату за помещения для ведения бизнеса, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, высокие процентные и налоговые ставки, неразвитость инфраструктуры (дорог, систем энергоснабжения и водообеспечения), коррумпированность сотрудников контролирующих органов и т.д.
Большое количество предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе, в качестве проблем препятствующих развитию их предприятий отмечают большое число проверок их работы контролирующими органами.
По результатам опроса, проведенного движением «Бизнес и проверки» 18, организованного общественными объединениями предпринимателей при поддержке Проекта USAID по улучшению бизнес среды, на вопрос «какие из государственных органов проверяют бизнесменов чаще?», на первом месте с 83% оказались налоговые органы, на втором санитарно-эпидемиологический контроль и пожарная безопасность, затем органы сертификации и стандартизации, и на четвертом - финансовая полиция. Введенный в 2008 году мораторий на проверки предприятий бизнесмены восприняли в целом положительно. Большая часть из них считает, что мораторий должен положительно сказаться на развитии бизнеса в Казахстане.
-
Вместе с тем, необходимо отметить, что в последние годы внедряются конкретные механизмы содействия качественному развитию предпринимательства.
-
Действует Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для малого и среднего бизнеса19, которая охватывает весь спектр вопросов, влияющих на эффективное развитие субъектов малого и среднего бизнеса. В ходе работы Комиссии было принято 13 постановлений Правительства и ряд внутриведомственных актов, которые направлены на снижение административных барьеров и улучшение бизнес климата в стране.
-
Отдельным конкретным фокусом стало принятие активных мер по улучшению позиций Казахстана в рейтинге "Doing Business" Всемирного Банка.
-
Функционирует специально созданная Рабочая группа по улучшению позиций Казахстана в данном рейтинге и в краткосрочном периоде ее деятельность сфокусирована на улучшении 7-ми индикаторов рейтинга.
-
Принят План совместных действий Правительства Республики Казахстан и проектов USAID по улучшению бизнес среды (BEI) и по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) по повышению позиций Казахстана в рейтинге «Doing business» на 2008-2010 годы.20
-
Одобрен План-График по корректировке нормативных правовых актов в рамках данной работы, в соответствии с которым:
- сокращены сроки регистрации прав на недвижимое имущество (за счет сокращения сроков выдачи справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество) с 3-х до 1 дня21;
- упрощены процедуры в области сертификации и разрешительной системы в части осуществления санитарно-эпидемиологического и других видов контроля, влияющих на проведение экспортно-импортных операций22.
-
Велась работа по переходу отечественных предприятий на международные стандарты, так количество предприятий, внедривших системы менеджмента в соответствии со стандартами ИСО возросло до 1484 единиц, более 400 предприятий находятся на стадии внедрения, 127 предприятий сертифицировали систему управления окружающей среды на соответствие требованиям международного стандарта ИСО серии 14000, 82 предприятия сертифицировали систему менеджмента охраны труда и профессиональной безопасности в соответствии с требованиями OHSAS 18001, 19 предприятий сертифицировали систему менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 22000.
-
Мониторинг внедрения акционерными обществами с государственным участием Кодекса корпоративного управления, показывает, что в 2008 году из 129 опрошенных акционерных обществ с государственным участием в уставном капитале, институт независимых директоров внедрен в 74 (57,4 %) акционерных обществах, кодекс корпоративного управления принят в 84 (65,1 %).
Вместе с тем, в 30 акционерных обществах с государственным участием проводится работа по выполнению требований статьи 54 Закона РК «Об акционерных обществах», согласно которой не менее 1/3 числа членов совета директоров общества должны быть независимыми директорами.
-
Для развития государственно-частного партнерства на базе двух крупных государственных холдингов «Казына» и «Самрук» был создан новый холдинг Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»23, который через передаваемые ему СПК должен активизировать работу в регионах.
***
Внешняя оценка развития бизнес-среды в Казахстане не имеет высоких сравнительных позиций, но, как правило, имеет место динамика улучшения позиций страны в различных индексах.
-
В частности, в рейтинге «Doing Business» - 2009 Казахстан занял 70 место, улучшив свои позиции на 10 пунктов по сравнению с прошлым годом.
Рейтинг Ведения бизнеса 2009
Согласно результатам данного рейтинга существенные позитивные сдвиги наблюдаются в Азербайджане (с 97 на 33 место) и Кыргызстане (с 99 на 68 место). Россия согласно отчета снизила свои позиции на 8 пунктов, заняв 120 позицию.
В числе первых факторов, оказавших негативное влияние на позиции Казахстана в рейтинге, можно отметить «Ведение международной торговли» (180 место), «Получение разрешения на строительство» (175 место), «Ликвидация предприятий» (100 место).
Вместе с тем, как указано выше, работа по улучшению показателей рейтинга «Doing Business» поставлена на системную основу, что дает возможность предположить существенное повышение позиций Казахстана в последующих рейтингах.
-
В рейтинге IMD по показателю «Эффективность бизнеса» Казахстан находится на 31 месте, опережая Россию на19 позиций, Украину – на 22.
В среднем Казахстан имеет не плохие позиции на фоне некоторых европейских стран.
Рейтинг IMD 2008
-
Согласно отчета о глобальной конкурентоспособности ВЭФ Казахстан по показателю «Условия для развития бизнеса» занимает 86 место, потеряв 1 позицию по сравнению с прошлым годом.
Оценка места Казахстана в рейтинге ГИК 2005-2009 г.г.
В рейтинге ГИК по данному показателю Казахстан опережает страны Центральной Азии, в частности Кыргызскую Республику на 30, Таджикистан на 35 пунктов.
Сравнивая позиции Казахстана со странами постсоветского пространства, можно увидеть, что страна уступает Азербайджану 5 пунктов (в рейтинге «Doing Business» Казахстан уступает Азербайджану 37 пунктов), Украине – 6, при этом другие постсоветские страны значительно уступают Казахстану.
Позиции стран в Отчете ГИК ВЭФ 2008-2009
ШЕСТОЙ ПРИОРИТЕТ. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Высокое качество жизни населения является одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности страны. Как показывает мировой опыт, качество жизни является совокупностью таких факторов как состояние окружающей среды, здоровья, образования и благосостояния.
*** ЭКОЛОГИЯ
Наиболее острыми экологическими проблемами в стране по-прежнему остаются проблемы, связанные с изменением климата и озонового слоя, загрязнением водных ресурсов, воздуха, накоплением отходов производства и потребления.
Требует своего дальнейшего решения проблема загрязнения атмосферного воздуха. В настоящее время, в среднем по стране, в расчете на одного жителя, в атмосферу выбрасывается порядка 188 кг различных химических соединений в год, в то время как в 2001 году этот показатель был равен 174 кг.
За последние годы в целом по республике наблюдается стабилизация выбросов от стационарных источников примерно на уровне 3-х миллионов тонн в год, в то время как выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта непрерывно растут, что обусловлено стремительным ростом численности автотранспортных средств.
-
Проблема загрязнения атмосферного воздуха наиболее актуальна для городов. В большинстве крупных городов республики вклад автотранспорта, в загрязнение воздушного бассейна достигает 60% и более, а в г.Алматы – 80% от общегородского валового выброса.
-
В целях стабилизации показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию в настоящее время в республике реализуется Программа охраны окружающей среды на 2008-2010 годы.
-
Осуществляется контроль за исполнением и соблюдением природоохранного законодательства.
-
В регионах созданы специализированные секторы по работе с отходами, в том числе вторичными.
-
Проводилась повсеместная паспортизация опасных отходов природопользователей.
Справочно: По состоянию 1 января 2009 года проведена первичная обработка 8 993 паспортов 1065 предприятий.
В рамках активизации роли Казахстана в области международного сотрудничества в вопросах устойчивого развития и охраны окружающей среды ратифицирован Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Присоединение к Протоколу позволит повысить ответственность стран за осуществление на территории Казахстана деятельности, связанной с трансграничным перемещением генетически измененных организмов и продуктов, принять меры по недопущению их ввоза в страну, обеспечить тесное международное сотрудничество, включая взаимную помощь в исследованиях и научно-технических разработках, а также обмен информацией в области биотехнологий.
Утверждены правила ликвидации и консервации объектов недропользования, торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду государственного учета источников выбросов парниковых газов в атмосферу и потребления озоноразрушающих веществ, а также ограничения, приостановления или снижения выбросов парниковых газов в атмосферу.
В частности, разработан проект Закона «О ратификации Киотского протокола к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».
В целях совершенствования действующего законодательства в области охраны окружающей среды разработаны:
-
законопроект «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан по вопросам регулирования ввоза экологически опасных технологий, техники и оборудования».
-
Стратегия эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года.
-
требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве глинозема методом Байера-спекания.
Как показали результаты совместного исследования Всемирного Экономического Форума с Йельским центром по экологическому законодательству и политике (Йельский университет, США) и Колумбийским центром международной информационной сети наук о земле (Колумбийский университет, США) «Индексу экологической устойчивости – 2008» (Ecological Stability Index), где использовался интегральный показатель, Казахстан занял 107 место из 149 стран, набрав 65,0 баллов.
Данный рейтинг определяет ориентиры для мониторинга загрязнения, контроля над ним, качественного использования природных ресурсов, таким образом, давая процессу принятия решений в вопросах экологии аналитический базис. Лидером рейтинга стала Швейцария, а «аутсайдером» – Нигер.
***
В соответствии с Отчетом о конкурентоспособности сферы путешествий и туризма за 2008 год (ВЭФ), Казахстан из 130 стран по показателю «Экологическая устойчивость» занял 120 место, а по показателю «Природные ресурсы» - 115 место.
В сравнении со странами Восточной Европы и постсоветского пространства Казахстан по данным показателям также занимает низкие позиции.
Позиция Казахстана по показателю «Экологическая устойчивость» в сравнении со странами постсоветского пространства
Позиция Казахстана по показателю «Природные ресурсы» в сравнении со странами постсоветского пространства
***
Наряду с этим, согласно оценке Лозаннского Международного института развития менеджмента (IMD) по показателю «Законодательство в сфере экологии» Казахстан занимает 22 место из 56 стран.
Позиция Казахстана по показателю «Законодательство в сфере экологии» в рейтинге IMD в сравнении со странами постсоветского пространства
Позиция Казахстана по показателю «Проблемы загрязнения» в рейтинге IMD в сравнении со странами постсоветского пространства
***
По данным информационной базы Евромонитор Казахстан в сравнении с европейскими странами является одним из «лидеров» по объемам выбросов углекислого газа в атмосферу, уступая лишь Польше. На постсоветском пространстве республика также входит в первую тройку стран, после России и Украины, по объемам выбросов углекислого газа (СО2) в окружающую среду.
***СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Продолжается работа по улучшению системы здравоохранения республики.
На 1 января 2009 года по предварительным данным около 80% сети организаций первично -медикосанитарной помощи (ПМСП) республики приведены в соответствие с государственным нормативом сети организаций ПМСП.
-
Проведено полное финансовое и юридическое разделение районных поликлиник от центральных районных больниц в 6 областях. Создано 79 юридически самостоятельных районных поликлиник.
-
Разработан проект Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
-
Внедряются стандарты аккредитации медицинских организаций.
-
Продолжается работа по дальнейшей стандартизации используемых медицинских технологий путем внедрения в практику протоколов диагностики и лечения наиболее часто встречающихся заболеваний.
-
Продолжается обучение в докторантуре – 92 специалистов, аспирантуре – 168, клинической ординатуре - 135, магистратуре – 113, резидентуре - 53, докторантуре РhD - 3.
-
За рубежом прошли повышение квалификации 335 специалистов: кардиологов, гематологов, акушер-гинекологов, педиатров, неонатологов, трансфузиологов, лаборантов, эндокринологов, анестезиологов-реаниматологов, фармацевтов, бактериологов, судмедэкспертов, кардио- и нейрохирургического профиля.
-
Проведен новый набор студентов в медицинские ВУЗы и колледжи на 2008-2009 учебный год. Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов в государственных медицинских ВУЗах составил 4500 грантов, в медицинские организации технического и профессионального образования было принято 500 человек.
Прием студентов
Организовано обучение 259 специалистов практического здравоохранения по основам экспертной деятельности, аккредитованы на право проведения независимой экспертизы 129 специалиста по различным медицинским профилям.
***
Отмечаются позитивные сдвиги в демографической ситуации, характеризующиеся повышением уровеня здоровья женщин и детей.
По оперативным данным, за 11 месяцев 2008 года показатель материнской смертности в республике составил 31,2 на 100 тыс. живорожденных, что в 1,4 раза меньше, чем за аналогичный период 2007 года, когда этот показатель был 46,3 на 100 тыс. живорожденных.
-
Несмотря на прогнозируемый рост младенческой смертности в 2-3 раза в связи с переходом на критерии живо- и мертворождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, благодаря реализации комплекса мер по снижению материнской и детской смертности, удалось удержать этот показатель на уровне 20,2 (11 месяцев 2008 года), против 14,5 аналогичного периода 2007 года, при прогнозируемом показателе 30,0 на 1000 родившихся живыми.
-
Проводятся скрининговые осмотры женщин, осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение беременных женщин железо- и йодосодержащими препаратами.
-
Согласно результатам последнего отчета UNICEF о положении детей в мире, посвященного вопросам выживаемости детей24, Казахстан занял 9325 место из 189 стран мира по уровню детской смертности26, имея среди стран постсоветского пространства более лучшие позиции чем Кыргызстан (72 место), Узбекистан (70), Туркменистан (67), Таджикистан (58), Азербайджан (46), и уступая Армении (101), Украине (105), Молдавии (117), России (125), Беларуси (135), Латвии (150), Литве (151), Эстонии (158).
***
-
Совершенствовалось законодательство в области здравоохранения. Разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам закупа лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», который предусматривает делегирование функций логистики Единому оператору по централизованному закупу, хранению и транспортировки медикаментов.
-
Начато строительство трех центров крови в городах Усть-Каменогорске, Караганде и Петропавловске. В ноябре 2008 года введен в эксплуатацию цент крови в г.Шымкент.
-
Отмечается снижение показателей заболеваемости. За 11 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года заболеваемость гриппа в 8,2 раза, иерсиниозом на 30,7%, менингококковой инфекций на 34,6%, коклюшем на 34,7%, педикулезом на 26,4%, острыми вирусными гепатитами на 35,9%, в том числе вирусным гепатитом А на 37,8%, вирусным гепатитом В на 21,6%, сальмонеллезом на 25,5%, листериозом на 19,6%, острыми респираторными вирусными инфекциями на 10,8%, сифилисом на 10,5%, эхинококкозом на 9,2%, чесоткой на 8,8%, эпидемическим паротитом на 7,7%.
страница 1 страница 2 страница 3
|
Смотрите также:
2008 год: внешняя оценка места Казахстана в мире
694,42kb. 3 стр.
Областная универсальная научная библиотека им. Н. В. Гоголя
367,66kb. 2 стр.
Активная, сбалансированная внешняя политика, жестко и бескомпромиссно защищающая и твердо продвигающая национальные интересы
374,01kb. 2 стр.
|
|