Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3





ОТЧЕТ

о ходе реализации Концепции достижения

качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики

Республики Казахстан на 2008-2015 годы и Плана мероприятий по ее реализации на 2008-2010 годы по итогам 2008 года




СОДЕРЖАНИЕ

I.

Вводная часть

3 стр.

II.

2008 год: внешняя оценка места Казахстана в мире

4-6 стр.

III.


Реализация Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы

7 стр.




Первый приоритет. Конкурентоспособная ментальность

8-10 стр.




Второй приоритет. Макроэкономическая, институциональная и правовая среда

11-15 стр.






Третий приоритет. Инновационность и технологичность

16-20 стр.




Четвертый приоритет. Вертикальные и горизонтальные аспекты конкурентоспособности

21-26 стр.






Пятый приоритет. Эффективный бизнес

27-30 стр.




Шестой приоритет. Устойчивое развитие, высокое качество жизни населения, современная система образования

31-40 стр.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Конкурентоспособность государства - принципиальный вопрос для развития любой страны, так как это является единственной объективной мерой уровня качества жизни и благосостояния населения.

Решение такой задачи заключается не в формальном занятии определенного ранга Казахстаном в рейтингах, а в достижении уровня мировых стандартов по широкому спектру направлений жизни казахстанского общества. Ценность результатов рейтингов - в идентификации, классификации проблем и задач, возможностей их использования для эффективного стратегического управления государством и экономикой, а повышение конкурентоспособности страны будет следствием выверенного управления.

Именно поэтому перед Казахстаном поставлена амбициозная стратегическая задача - вхождение и закрепление в числе 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Ее практическая точка отсчета начата с 2005 года. В 2006 году Глава государства в своем послании народу Казахстана изложил предметное видение данной цели.

В 2007 году Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан, призванная обеспечить организацию, содействие и обеспечение согласованных стратегических и тактических действий между государством, бизнес-сообществом и общественным сектором именно в контексте роста конкурентоспособности страны.

Таким образом, практическая координация работы по повышению конкурентоспособности Казахстана осуществляется на базе этого документа, который исходит из следующих условий:

1) необходимо аккумулировать общее устремление и повышение возможности быть конкурентоспособными со стороны большинства населения Казахстана;

2) должны быть сформированы благоприятные среда и условия, способствующие открытости и восприимчивости Казахстана, его экономики и населения к качественному росту;

3) требуется форсированное развитие инновационных и технологических характеристик страны;

4) важно обеспечить ускоренные темпы роста производительности труда, прорывное развитие приоритетных отраслей, эффективную пространственную организацию, стимулирование "точек роста" и новые подходы к организации инфраструктурного развития;

5) принципиальное значение имеет осознанное и целеустремленное приобретение казахстанским бизнесом свойств и качеств, отвечающим международным требованиям, как шанса и гарантии вхождения и закрепление Казахстаном устойчивого присутствия на мировом рынке;

6) следует ускорить переход страны к устойчивому развитию, обеспечить повышение качества жизни населения, уровня безопасности, обеспечить модернизацию систем здравоохранения и образования, обеспечить высокую степень экологической ответственности общества.

.




II. 2008 ГОД: ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА МЕСТА КАЗАХСТАНА В МИРЕ


Абсолютные и относительные измеряемые параметры Казахстана среди 255 стран и территорий мира1 в представлении «Всемирной книги фактов 2008» (The 2008 World Factbook)2 - ежегодно3 издаваемого Справочника ЦРУ США






Позиции Казахстана в 2008 году по основным рейтингам в представлении организаций, ранжирующих страны по тем или иным социально-экономическим аспектам






Примечание: 1) не все рейтинги имеют

ежегодную основу подведения оценок;

2) разные рейтинги оценивают различное количество стран.

Сравнительное сопоставление подходов к оценке мировой конкурентоспособности и результатов по Казахстану с точки зрения двух авторитетных и признанных в мире рейтинговых организаций






III. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭКСПОРТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2008-2015 ГОДЫ


Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы (далее – Концепция) одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332. В реализацию Концепции постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2008 года № 503 утвержден соответствующий План мероприятий.

План мероприятий охватывает вопросы мониторинга, анализа и оценки реализации приоритетов Концепции, публикаций в средствах массовой информации по вопросам конкурентоспособности, привлечения неправительственных организаций на основе государственного заказа для проведения разъяснительной работы с населением по различным вопросам обеспечения качества жизни населения и их реализации отслеживается на ежеквартальной основе.

В качестве проблемных процедурных аспектов реализации Концепции следует выделить следующих два.

Первое. В реализацию Концепции пока не подключен потенциал Национального совета по конкурентоспособности и экспорту, поэтому ряд постановочных положений концепции остается не реализованным. В частности, на данной диалоговой площадке не были рассмотрены и обсуждены вопросы развития IT отрасли в Казахстане. Под угрозой выполнения мероприятия, решение которых должно быть осуществлено в 2008 году на данной диалоговой площадке, в том числе рассмотрение и обсуждение:

специальных мер по созданию условий и стимулированию отечественных предпринимателей в части повышения качества осуществляемых ими бизнес-процессов и внедрению корпоративной культуры;

вопросов становления и развития системы биржевой товарной торговли и других.

Второе. Качество и своевременность информации, предоставляемой госорганами. Рядом государственных органов информация представляется в форме «как есть», дублирующая формат и суть отчетности, которую они направляют в части касающейся в рамках общего обзора о социально-экономическом положении страны. То есть, специальный анализ, как их действия влияют и влияют ли на повышение конкурентоспособности Казахстана, как правило, в госорганах не проводится, либо не проводится на системной и регулярной основе. С целью решения данной проблемы Министерством экономики и бюджетного планирования был разработан специальный формат запроса, понуждающий к упорядочиванию данного процесса в госорганах. Однако, как показал опыт подготовки настоящего отчета, большинство государственных органов продолжают придерживаться существующей практики.

В целом, инструментами практической реализации Концепции выступают соответствующие государственные, отраслевые программы и стратегические планы госорганов. Поэтому в настоящем отчете акценты с плановых и текущих мероприятий и мер, осуществляемых в рамках указанных документов, смещены на оценку существующего уровня, а также полученные количественные и качественные результаты в разрезе каждого приоритета Концепции.






ПЕРВЫЙ ПРИОРИТЕТ. КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ






Конкурентоспособная ментальность - это одновременно и базовое условие, и инструмент достижения качественно нового уровня конкурентоспособности. Очевидным является тот факт, что только сплоченное, патриотичное население страны, вне зависимости от принадлежности к тем или иным социальным слоям, способно согласованно и эффективно преодолеть любые вызовы и совершить прорыв.

В этой связи в качестве критически важного условия выступает вопрос развития у большинства казахстанцев устремления - стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране.




    • Работа по развитию конкурентоспособной ментальности ставится на системную основу – конкретные меры предусмотрены в стратегических планах на 2009-2011 годы Министерств культуры и информации, образования и науки, Агентства по делам государственной службы.

    • Растет результативность и эффективность системы работы с одаренными детьми. Все больше казахстанских школьников становятся победителями престижных международных олимпиад и научных соревнований, в частности с 2005 года количество завоеванных золотых медалей увеличилось более чем в три раза .

Источник: Республиканский научно-практический центр «Дарын»




  • Вклад в развитие конкурентоспособной ментальности осуществляют средства массововй информации.

В частности, в эфире республиканских телеканалов с 2008 года запущены программы «Сделано в Казахстане», «Прорыв», «Таразы». Выходит программа «Замандастар», способствующая повышению уровня образования и духовного развития молодежи, патриотического чувства к своему народу и стране, затрагивающая общественно-политические проблемы с точки зрения подрастающего поколения.

По результатам мониторинга в 2008 году на телеканалах и в печатных СМИ адекватно освещены наиболее важные события в Казахстане, при этом основной акцент СМИ ставится на политическую деятельность, финансово-экономической и социальной сферы.



30,2% новостей на телеканалах Казахстана (Хабар, Казахстан, Астана, Эра-тв, Ел арна) был посвящен политической деятельности, 43,5% - финансово – экономической ситуации страны, и 20% на социальную сферу, 6,3% другие.

В целом, средства массовой информации продолжают оставаться активными участниками и проводниками идей и обсуждения вопросов, касающихся конкурентоспособности Казахстана.



  • Проводятся социологические исследования для определения уровня конкурентоспособной ментальности населения.

Результаты исследования в 2008 году «Ценностные ориентации казахстанской молодежи» в рамках вопросов показали следующую картину:

на вопрос «Что вам нужно для счастья?» мнения распределились так,



что 39% опрошенных в своих ценностях ориентированы на материальные блага;

на вопрос о этнических ценностях 91,2% молодых казахстанцев ответили, что свободно владеют родным

языком, прекрасно знают свои национальные традиции.

Положителен настрой молодежи по сохранению семейно-культурных ценностей. 62,6% молодых людей

считают создание семьи смыслом жизни.



Таким образом, определенность в материальном достатке сочетается у молодежи с высоким рейтингом ценности семейного счастья.

  • Проводятся мероприятия, способствующие росту роли неправительственных организаций в развитии казахстанского общества. В 2008 году объем государственного социального заказа, увеличен более чем вдвое.

Действует Координационный совет по взаимодействию с НПО при Правительстве Республики Казахстан.

  • По итогам 2008 года в Казахстане успешно функционируют 21 536 некоммерческих организаций, из них 7 307 общественных объединений, 2 428 общественных фондов, 1 219 частных фондов

НПО активно проводят работу по наиболее актуальным вопросам, способствующим формированию конкурентоспособной ментальности общества. В частности, для популяризации электронного правительства в качестве инструмента по улучшению взаимодействия между государством и гражданами общественным фондом «Фонд непрерывного образования» реализуется проект «Электронное правительство как инструмент взаимодействия государства и граждан Казахстана».


Сравнительный анализ ментальных установок населения, показывает, что в межстрановом сравнении Казахстан обладает таким сильным конкурентным преимуществом как позитивный социально- психологический настрой населения.

  • В частности, в 2008 году Банк Австрии4 впервые представил Индекс настроений молодежи. Социологическое исследование проводилось при помощи известных институтов Группы GfK, RmPlus, TNS и PENTOR, в котором приняли участие 15 тысяч человек из 15 стран5. Молодежь обследованных стран по-разному оценивает перспективы собственного развития. Исследование показало, что оптимистичнее всего свои перспективы оценивает молодежь Казахстана, с показателем 71 пункт.

  • По результатам оценки Международной ассоциации в сфере образования (IEA) Казахстан занял 5 место по математике и 11 по естествознанию среди школьников 4-х классов из 59 стран и 8 провинций. Казахстан участвовал в данном рейтинге впервые и занял итоговое 7-ое место, это в свою очередь, еще раз доказывает о высоком уровне знаний казахстанских учащихся и развитии интеллектуального потенциала государства.




  • Результаты опроса GEM (Global Entrepreneurship Monitor) 2007 в Казахстане6 показали, что 85% респондентов относятся к предпринимательской деятельности как правильному выбору работы, перспективной карьере, способу достижения высокого социального положения. По мнению составителей отчета, Казахстан демонстрирует высокий уровень культурно-социальной поддержки предпринимательства, который сравним со странами Евросоюза.

    • По данным Проекта «Евразийский монитор»7 - Мониторинг социальных настроений населения стран постсоветского пространства, 9-я волна. Апрель - май 2008г. (предварительные результаты)8 казахстанцы на протяжении длительного периода удеживают первенство в уровне социальной адаптации среди ряда стран постсоветского пространства





ВТОРОЙ ПРИОРИТЕТ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И

ПРАВОВАЯ СРЕДА





Государство обязано обеспечить формирование благоприятной среды для развития конкурентоспособности в рамках глобальной экономики. То есть, чтобы быть конкурентоспособным Казахстану необходима стабильная и устойчивая макроэкономическая среда, важно добиться прозрачного и эффективного функционирования государственных институтов, сформировать условия, способствующие эффективному развитию и функционированию общественных институтов.

* * * МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ



Национальная экономика продолжает испытывать усиливающееся влияние мирового финансового кризиса. Вторая волна кризиса имеет значительные масштабы и серьезные последствия практически по всему миру: вовлекается все больше стран, а некоторые из них стоят перед суверенным дефолтом.

В этих условиях Казахстан уже второй год (так как один из первых в мире ощутил кризис ликвидности на мировых финансовых рынках) обеспечивает принятие системных и нестандартных оперативных мер, что позволяет стране не допускать резкого замедления темпов роста экономики, кризиса финансовой системы и развиваться в заданных параметрах.

Несмотря на ряд пессимистичных прогнозов со стороны отдельных зарубежных экспертов и аналитических структур, по оценке Министерства экономики и бюджетного планирования, за 2008 год прирост валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2007 годом составил 3,1 %.

В структуре ВВП доля производства товаров составила 46%, доля производства услуг – 54%.

В настоящее время приоритетно обеспечивается макроэкономическая стабильность, поддерживается деловая активность и ликвидность банковского сектора в условиях резкого ограничения доступа к внешним заемным ресурсам.

Наряду с этим реализуются меры по устранению симптомов "перегрева" ряда секторов экономики, создаются и совершенствуются условия для их оздоровления.

Дали конкретные результаты комплексные антиинфляционные меры монетарного и немонитарного характера. Инфляция в Казахстане пошла на убыль.

Уровень инфляции в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составил 9,5%, что на 9,3 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период 2007 года (18,8%).

Для дальнейшей готовности страны к экскалации проблем в мировой экономике Правительством, Национальным Банком и Агентством по финансовому надзору принят План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы, направленный на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Разработан План мероприятий по его реализации.

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). Ожидается, что от реализации стабилизационных мер, экономика Казахстана дополнительно получит государственную поддержку в объеме 2 172 млрд. тенге.



  • Сформирован консервативный трехлетний бюджет, учитывающий риск неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках, что позволит не только выполнить все социальные обязательства государства, но и ускорить жизненно важные преобразования в реальном секторе для преодоления структурных диспропорций в экономике и укрепления его конкурентных позиций в мировой системе при наступлении посткризисного периода.

  • Под постоянным контролем находятся вопросы занятости населения, а также поддержки и развития малого предпринимательства.

  • Для достижения поставленных задач, обеспечения стабильного функционирования «кровеносной системы» национальной экономики - финансового сектора, путем недопущения в ней кризиса ликвидности, создан Фонд стрессовых активов, который выкупая у банков определенные виды активов, даст им возможность повысить качество портфелей и использовать высвобожденные средства для кредитования экономики.

Приняты законы, направленные на обеспечение финансовой стабильности. В результате, увеличены суммы гарантирования вкладов физических лиц до 5 млн. тенге, дано право банкам приобретать акции Фонда стрессовых активов, а также досрочно выкупать выпущенные банками облигации.

Ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Для возможности оказания финансовой поддержки БВУ и недопущения дестабилизации банковского сектора Правительство наделено правом на приобретение и принудительный выкуп акций банка. Таким образом, будет обеспечиваться макроэкономическая устойчивость, бесстрессовое функционирование финансовой системы и решены проблемы кредитования экономики, что является критически важным.








  • Очевидным достижением Казахстана является тот факт, что на протяжении длительного времени республика остается динамично развивающейся страной.




  • Сопоставляя позиции Казахстана в межстрановом сравнении в части макроэкономической стабильности следует отметить, что результаты последнего Отчета ВЭФ о глобальной конкурентоспособности показывают ослабление ранга страны. В основном это связано с ухудшением ранга по показателю «Инфляция», что является логическим следствием продолжения тренда влияния структурных диспропорций в экономике.

Фокусное сравнение показывает, что несмотря на последнее серьезное ухудшение ранга страны по данному фактору Казахстан устойчиво лидирует в Центральной Азии.




Однако, если сравнивать позиции Казахстана среди стран СНГ, то заметно постепенное ослабление ранга страны в рамках последних двух отчетов.




Сравнение ранга республики со странами Прибалтики, Восточной и Центральной Европы, показывает, что годовое снижение конкурентных позиций имеет сильно выраженный характер.





(!) Вместе с тем, важно учитывать, что результаты последнего рейтинга ВЭФ сформированы по странам в статусе «до мирового финансового кризиса».

Также следует ожидать изменений в группе лидерства по темпам роста ВВП.

* * * ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ СРЕДА




  • Сформирована новая более конкурентоспособная налоговая система, которая начала действовать в 2009 году. В результате ее внедрения ожидается улучшение условий для модернизации и диверсификации экономики, сокращение теневого сектора экономики, снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики, совершенствование системы налогового администрирования.

Улучшенно регистрационное законодательство, позволившее значительно сократить количество и влияние административных барьеров. Это нашло отражение в части улучшения позиций Казахстана на 10 мест в рейтинге Всемирного банка «Doing Business».

Начата реализация План-График по корректировке нормативных правовых актов в рамках улучшения позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка.

В сфере таможенного регулирования также сокращается количество разрешительных документов и упрощаются процедуры прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу Казахстана.

Ведется формирование нового Таможенного кодекса, который будет гармонизироваться и синхронизироваться с налоговой системой и переходом к трехлетнему бюджету.




Работа по формированию конкурентоспособной бизнес-среды продолжается, имеет очень высокую интенсивность и ее следующие результаты будут видны в текущем году, как в части устранения административных барьеров, развития конкуренции, ее защиты, так и в части улучшения условий, способствующих развитию частных институтов, защите и развитию интеллектуальной собственности

  • Система государственного планирования и бюджетирования вышла на следующий этап развития. Сформирован новый Бюджетный кодекс, первый трехлетний бюджет, стратегические планы государственных органов, ориентированные на результат.

  • Формируются концептуальные параметры дальнейшего реформирования государственной службы.

  • Отмечается рост количества дел и заявлений в суды республики, что является интегральным показателем роста доверия населения к суду, а также роста доступности и открытости органов правосудия для общества.

Комплексная работа и изменения организационного и институционального развития судебной системы страны продолжаются.

  • В рамках борьбы с коррупцией принимаются меры как правоохранительного, так и информационного характера. Вовлекается потенциал общественности. Развернута масштабная работа при НДП «НурОтан».

Вместе с тем, результаты замеров общественного мнения, а также мониторинг СМИ, продолжают указывать на значительную степень влияния проблемы коррупции как серьезного ограничителя роста конкурентоспособности страны. Наиболее проблематичным аспектом выступает устойчивое присутствие такого явления – как высокие показатели терпимости и восприятия населением коррупции.



Источник: Ассоциация социологов и политологов Казахстана9

***

Общественным фондом "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" по заказу Агентства по делам государственной службы проведен опрос по восприятию населением уровня коррупции в государственных органах, результаты которого показали следующую картину. В первой десятке самыми коррумпированными оказались министерства образования и науки, внутренних дел, транспорта и коммуникаций, здравоохранения, финансов, обороны, а также Генеральная прокуратура, Верховный суд, Счетный комитет, Агентство по управлению земельными ресурсами.

Для преодоления проблемы – коррупции, выступающей серьезным ограничителем развития Казахстана, его экономического роста и политической стабильности, Главой государства определен Общенациональный план действий по борьбе с коррупцией, кардинально и системно меняющий и усиливающий подходы, механизмы и инструменты противодействия этому явлению.







  • Согласно данных рейтинга «Международные показатели управления» (Worldwide Governance Indicators), опубликованного в текущем году, в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло некоторое улучшение общих позиций Казахстана за счет улучшения ситуации по 4-м из 6-ти составляющих этого рейтинга10.







  • В рейтинге мировой конкурентоспособности IMD11 по данным за 2007 год у Казахстана из четырех системообразующих факторов оценки - фактор «Эффективность Правительства» имеет самые сильные позиции, где республика заняла 24 место, а по показателю входящему в данный фактор «Направление политики Правительства» – 12 место.

  • Проблема коррупции в Казахстане, рассмотренная в предыдущем параграфе, также находит свое отражение и с точки зрения внешней оценки.

Последние результаты в Индексе восприятия Коррупции12 (Corruption Perceptions Index) показывают некоторое улучшение позиций страны по сравнению с результатами предыдущего рейтинга. Индекс улучшился на 0,1 балла, а ранг усилился на 10 позиций и Казахстан в 2008 году занял 145 место. Между тем в 2005 году у страны были более сильные позиции и республика занимала 107 место.

Межстрановое сравнение индексов восприятия коррупции в фокусе стран постсоветского пространства показывает, что в 7 странах ситуация определена как более лучшая.






При этом наблюдается интересная зависимость - более сильные индексы у стран, ставших новыми членами ЕС, и стран, являющимися членами ГУАМ (за исключением Азербайджана).

ТРЕТИЙ ПРИОРИТЕТ. ИННОВАЦИОННОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ





Своевременное и стабильное развитие инноваций и технологий принципиально важно для возможности полноправного присутствия Казахстана в мировом сообществе. Ключевыми факторами инновационного и технологического развития являются эффективность производства и техническое перевооружение, скорость освоения новых видов продукции и привлечение новейших технологий производства, кадровое обеспечение.

При этом современность характеризуется развитием общемировых тенденций приоритетного влияния инфор­мационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Для Казахстана это также является одним из важных направлений, потому как позволит мультипликативно активизировать развитие процессов в других отраслях экономики.


***

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ



Уровень инновационного и технологического потенциала страны пока еще не имеет значительных масштабов и темпов развития, однако показатели, характеризующие этот аспект развития указывают на определенные результаты в этой области.

  • В частности, усовершенствована патентная система, разрабатываются и реализуются научно-технические программы, увеличивается их финансирование. Вводятся объекты инновационной инфраструктуры, совершенствуется система финансирования инноваций. Реализуется программа технологического развития страны до 2015 года.

  • Существенно повысились позиции Казахстана по показателям фактора «Инновации» в Глобальном индексе конкурентоспособности (ГИК).


Улучшение позиций Казахстана в ГИК ВЭФ



  • Функционируют основные элементы инновационной инфраструктуры: национальный технологический Парк информационных технологий «Alatau IT city», 4 региональных технопарка, 6 технологических бизнес-инкубатора при крупных технологических университетах и технопарках.

  • На сегодняшний день на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» реализуются 29 проектов, 5 из которых реализуются совместно с такими странами как Сингапур, Германия, Италия, Индия, Франция.

Развитие инновационных институтов и инфраструктуры



  • Повышен статус Высшей научно-технической комиссии (ВНТК) при Правительстве Республики Казахстан, которую возглавляет Премьер-Министр страны. При ВНТК создан Международный экспертный совет, в его состав вошли 19 ведущих ученых мира.

  • С целью создания центра передовых технологий Министерством образования и науки РК совместно с Международным Банком Реконструкции и Развития разработан проект «Коммерциализация технологий»., котрый основан на международном опыте, охватывает проблемы внедрения продуктов науки Казахстана и направлен на их коммерциализацию посредством предоставления лучшей инфраструктуры и условий для ученых.

  • В сфере агропромышленного комплекса разрабатываются и внедряются технологии, в результате чего в перспективе ожидается снижение водоемкости продукции на 15-30% и повышение урожайности сельскохозяйственных культур на 20-35% с одновременным улучшением качества продукции.

  • АО «НПЦ «Фитохимия» и РГП «Национальный центр биотехнологии РК» внедрен международный стандарт «OECD Principles on Good Laboratory Practice» (Принципы надлежащей лабораторной практики).

  • На базе исследований ТОО «Лаборатория сетевых технологий» были начаты разработки микрокомпьютеров специального назначения для военных, ЧС, скорой помощи, пограничных войск и других целей не массового производства.

  • Для дальнейшей модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развития технологического потенциала несырьевого сектора экономики в рамках Программы «30 корпоративных лидеров» в 2008 году введены в эксплуатацию шесть прорывных проектов:

1. Организация сортопрокатного производства в Карагандинской области (АО «Арселор-Миталл»), который позволил не только освоить продукцию с более высокой добавленной стоимостью, но и снизить потребность страны в импорте необходимых для экономики металлоизделий.

2. Горно-обогатительный комбинат по обогащению хромовой руды на месторождении «Восход» в Актюбинской области, который позволит развить рудную базу для металлургической промышленности и расширить экспортные возможности страны.

3. Производство металлургического кремния из жильного кварца в Карагандинской области, продукция которой находит широкое применение в мире для алюминиевой и химической промышленности, а также является важным сырьем для создания электронных приборов.

4. Строительство межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область», которое позволило снизить энергодефицитность области и, в целом направлен на обеспечение энергетической независимости страны.

5. Производство по выпуску готовых текстильных изделий, который реализован в рамках формирования текстильного кластера Казахстана и направлен на экспорт высококачественной хлопчатобумажной пряжи и готовых швейных изделий.

6. Производство высокоемких танталовых конденсаторных порошков в Восточно-Казахстанской области.

В целом, в результате реализации вышеназванных проектов в 2008 году создано дополнительно 2 600 рабочих мест.




  • В последнем отчете ГИК ВЭФ обозначились результаты системной работы по диверсификации экономики и инновационному развитию страны, проводимой, в том числе, в рамках Программы «30 корпоративных лидеров». В частности, улучшились позиции по фактору «Уровень технологического развития» и существенно – по фактору «Инновации».

Безусловно, о принципиальном улучшении говорить пока рано. Разви­тие данных аспектов требует времени и нуждается как в боль­ших капиталовложениях, так и в высококва­лифицированных специалистах.

Фокусное сравнение показывает, что по данным факторам Казахстан является устойчивым лидером среди стран Центральной Азии.







Среди стран СНГ позиции Казахстана уже менее сильны, где республика как по «инновациям», так и по «технологическому развитию» несколько уступает России и Украине, что в принципе так же подтверждается и результатами рейтинга IMD, где по индикатору «Технологическая инфраструктура» Казахстан занял 54 место, оказавшись после Украины (38 место) и России (52 место).





***

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Растут основные показатели обеспеченности населения информационно-коммуникационными технологиями. Как отмечается Агентством РК по информатизации и связи, телекоммуникационная отрасль Казахстана развивается быстрее, чем было запланировано в соответствующей госпрограмме.


2007 г.

2008 г.




703 497

2 193 275

Количество пользователей Интернет







Из них:

270 726

583 810

широкополостным доступом к сети Интернет

432 771

1 609 465

коммутируемым доступом к сети Интернет

2,6

3,6

Плотность абонентов сети Интеренет на 100 жителей

78

98

Плотность абонентов мобильной связи на 100 жителей

81,52%

86%

Уровень цифровизации сетей телекоммуникации

20

23

Средняя телефонная плотность на 100 жителей

12 307 659

15 693

800

Количество абонентов сотовой связи




  • Улучшаются показатели информатизации в школах.

Из 96% школ, подключенных к Интернету, 31% имеет доступ к широкополосному Интернету.

Повышается доступ учащихся к компьютерам.



Соотношение учащихся на 1 компьютер



  • Развивается информационно-образовательная среда, где используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные (e-leаrning).

  • В рамках Программы снижения информационного неравенства создан казахстанский образовательный портал, основной целью которого является обмен информацией между регионами, автоматизация ряда важных внутренних процедур. Через портал предполагается осуществление Интернет-вещания образовательных программ учебного телевидения.

  • Ведется работа по строительству и переводу сетей телекоммуникаций на технологии Next Generation Network (NGN).

  • Принята Концепция формирования и развития единого информационного пространства Казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета).

  • Операторами связи осуществлялось построение городских мультисервисных сетей доступа и транспортных сетей Metro Ethernet на базе существующей городской волоконно-оптической инфраструктуры.







  • Согласно результатам рейтинга ГИК ВЭФ Казахстан значительно теряет свои позиции вследствие недостаточного охвата населения ИК-инфраструктурой, являющейся мощным фактором роста конкурентоспособности любой страны. К примеру, Россия по фактору «Уровень технологического развития» в целом опережает Казахстан на 5 мест в основном за счет более полного охвата населения средствами сотовой связи, доступом в Интернет, персональными компьютерами, несмотря на то, что по другим внутренним составляющим данного фактора, Казахстан значительно опережает Россию (по доступности последних технологий на 5 позиций, по использованию технологий на уровне компаний – 20 позиций, по законодательству по ИК технологиям – 22 позиций).


Позиции стран по некоторым показателям ГИК ВЭФ




  • В Глобальном отчете по информаци­онным технологиям13 2007-2008 гг., Казах­стан улучшил свои позиции в Индексе сете­вой готовности (Networked Readiness Index) на 2 места по сравнению с результатами предыдущего отчета, оказавшись на 71 месте, набрав одинаковые балльные значе­ния с Россией (72 место).

Среди стран постсоветсткого пространства впереди Казахстана «расположились» Эстония (20 место), Литва (33), Латвия (44), Азербайджан (67), Украина (70). Ниже в рейтинге находятся Грузия (91), Молдова (96), Таджикистан (98), Армения (106), Кыргызстан (114).
Позиции стран в Индекс сетевой готовности

Страна

2008г., балл

2005г., балл

2008г. место

2005г.,

место

Казахстан

0,4743

0,4813

81

61

Кыргызстан

0,4195

0,4417

102

76

Узбекистан

0,4057

0,4114

109

79

Туркменистан

0,3262



128



Таджикистан

0,315

0,3346

132

117

По региону

0,3881

0,4173







В мире

0,4514

0,4267







Источник: ООН, 2008 «United Nations e-Government Survey 2008: From e-Government to Connected Governance



  • Также по результатам E-правительственного Обзора - 2008 Казахстан занял 81 место в Индексе готовности к электронному правительству(E-government readiness).

Республика выступает лидером среди группы стран Центральной Азии. Вместе с тем, составителями данного Обзора отмечается, что группа Центрально-азиатских стран по сравнению с 2005 годом в наибольшей степени претерпела ухудшение позиций.

Также в рамках данного обзора измеряется Индекс электронного вовлечения14 (E-


страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: