Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Отдел образования

Копыльского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования

«Комсомольский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа»

Л Е Т О П И С Ь

Ш К О Л Ы

Адрес школы:

223947 Минская область

Копыльский район

д. Комсомольская

ул. Школьная, д.1

2013

Глава 1. С чего всё начиналось?..
То, о чём мы вам здесь расскажем,

Все как следует знать должны:

Ведь история нашей школы-

Часть истории всей страны.


Учителя обеспечивали жители деревни: вносили определённую денежную плату, заготавливали и привозили дрова и т. д.




Яроцкий Михаил Михайлович работал учителем в Пуковской школе

в 191 7 - 1919гг.



Глава 2. Воспоминания о школе

Воспоминании председателя группы народного контроля Давидовского Фёдора Фёдоровича
В своём воспоминании председатель группы народного контроля пенсионер Давидовский Фёдор Фёдорович рассказывает о том, как он обучался в данной школе с 1910 по 1914 год.

- Наша школа, - говорит он, - обслуживала 8 деревень: Асовец, Борковцы, Бор, Кондратовичи, Лопухи, Пуково 1, Пуково 2, Петрилово.

Во всех упомянутых деревнях в 1911 году числилось 106 детей, которые могли ходить в первый класс, а в школу приняли из них не более 25. Многие дети крестьян не ходили в школу потому, что родИlпели вынуждены были оставлять дома для работы в своём хозяйстве. Это были самые бедные креСlпьянские семьи. Мне приходилось и учиться и раБОlпать, очень много работать дома по хозяйству. Всю весну, лето и осень я пас скот. Зимой приходилось выполнять разные работы по хозяйству. Пока идти в школу, я должен был досмотреть скот и помочь родителям, на что уходило 2-3 часа времени. Приходил со школы - и опять за работу: отец брал меня с собой в лес, вместе с ним молотил цепом, хотя был ещё не большой. Такой работой были заняты все крестьянские дети. Не каждый мог одновременно учиться и так много трудиться.

Многих детей вообще не принимали в школу, особенно детей тех родителей, которые в чём.-либо не послушались старосту деревни. За малейшую провинность или слабую учёбу, за плохое знание «Закона божьего» исключали со школы. Характерно, что из 25 человек, принятых в первый класс нашей школы, оканчивали школу не более 8 -1 О учеников. Девочки почти не учились. За период с 191 О по 01917 год школу окончили только 2 девочки.

Главным предметом в школе был «Закон божий», который каждый день поп Малевич читал на специальном уроке, а также полчаса до начала занятий и полчаса после занятий. Кроме этого каждую субботу и воскресенье мы ходили в церковь. « Закон божий» ученики должны были знать наизусть. Если же кто пу7пал или неправильно говорил слова молитвы, то поп бил чем попало. и по чём попало. К тому же он был глухой, молитву приходилось просто кричать ему на ухо, не всегда он слышал правильно слова. Вспоминаю, когда однажды один из учащихся правильно произнёс «на небеси», а попу послышалось «не проси». За это он избил ученика. На завтра его исключили со школы.

Учителем у нас был Яроцкий Михаил участник революции 1905 года в Киеве. Он был изгнан из Киева за участие в революционной борьбе. И только потому, что он был сын священника, его не лишили звания учителя. Яроцкий относился к нам несравненно лучше, чем поп. При нём многие оканчивали школу. На белорусском языке ученье запрещалось. Нас заставляли учить славянский язык. После окончания нашей школы в двухклассное учили~це из нашей деревни никто не попал. Туда посылали только по рекомендации старосты тех, кто имел заслуги перед царём. Вот почему до 1917 года 9/1 О было совершенно не грамотных, а только каждый десятый человек был грамотный.



Воспоминания Квача Ивана Петровича,

бригадира бригады №l колхоза им. В.И.Ленина
Воспоминания Квача Ивана Петровича, работающего ныне бригадиром бригады №l колхоза им. В.И.Ленина.

Я учился в Пуковской начальной школе с 1914 по 1917 год. Учёба больше всего была основана на «МУШ111ре» и «зубрёжке». Поп Малевич ежедневно приходил в школу для проверки «закона божьего» и молитв. Это был очень жестокий человек, бил за каждое непослушание. Вспоминается один случай. Однажды, когда я читал молитву, в одном месте запнулся и несколько секунд простоял, поп так меня ударил по голове, что я упал на пол и разбил себе нос, с КО1110рого долго текла кровь. Так было очень часто. Кроме ежедневных молитв, мы должны были ходить в церковь и слушать там молитвы попа и песнопения каждое воскресенье с 9 утра до 2 часов дня. Ах, как они Ha)\Il надоели!

Поп очень обдирал людей, заставлял на себя раБОlпать. В 1915 году моя мать попросила, чтобы поп в церкви вспомнил имя умершего моего старшего брата и только за это я с другим своим братом вЫНУJ-lсден был две недели пилить и колоть дрQва. Жил поп богато: имел 4 лошади, 8 коров, 20 свиней, 50 овец и 60 гектар самой лучшей земли. У него было три человека рабочих, которых он жестоко эксплуаlпировал.

УЧИ111елем в школе был Яроцкий Михаил

Михайлович. Он был участником революции 1905 года на Украине и в результате преследования удрал в Белоруссию. Земство назначило его к нам учителем. Он был много лучше попа, однако так же бил за непослушание. В школу ходило очень мало детей. В 191 б году в школе училось 48 учеников, а всего в микрорайоне школы было детей школьного возраста около двухсот человек. Дети помещиков и попа не

учились в этои школе, их направляли в специальные

учебные заведения для богатых. После окончания школы никто из нас не пошёл учипlЬСЯ дальше. ·Это

потому, что после начальнои школы принимали

только детей богатых крестьян, а у бедных не было средспzв учиться дальше. Вот почему было так много неграмотных людей. Все грамотные имели не более четырёх классов образования. Так мы и жили тёмными людьми до Великой Октябрьской социаЛИС7пическои революции.
Воспоминания Скригана Василия Кузьмича, заведующего фермой крупно-рогатого скота

в деревне Кондратовичи
Воспоминания Скригана Василия Кузьмича, родившегося в 1908 году. Работает заведующим фермы крупно-рогатого скота в деревне Кондратовичи.

Я оканчивал Пуковскую церковно-приходскую школу в год, когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Я 7погда несовсем понимал эту перемену, а только понял тогда, когда повзрослел. Поступил я учиться в 1915 году. Пришло в первый класс 20 человек, а окончило четыре класса лишь семь человек, остальные были вынуждены бросить учёбу, так как нужно было помогать дома по хозяйству. Было очень мало девочек. Училось три девочки, а окончила школу только одна. Также как и в прошлые годы внимание обра~цалось на закон божий и славянский язык, а математика и чтение считались предметами второстепенными. Главную

роль в школе играл поп Малевич. Он заставлял нас читать молитвы перед началом уроков, перед обедом, в конце уроков, а каждую субботу и воскресенье ходить в церковь. Лод разными предлогами поп выманиtЗал деньги у наших родителей. ОдНИJ\/[ из предлогов был «дарственный уклад». Ло этому «укладу)) люди должны были покупать и сдаваlТlЬ в церковь иконы. Эти иконы продавались попол/[ за большие деньги. Были и церковные поборы в честь религиозных праздников, пожертвование в воскресные дни, венцы, крестины и т. д.

А те, кто не имел денег, должны были отработать. Например, за венец необходимо работать 3-5 дней, за креСlпины 2-3 дня и т. д.

Таким образом поп наживал большое состояние.

Большинство собранных средств поп забирал себе, а на школу, которую церковь должна была содержать, отпускалось мало средств. Государство школу совсем не финансировало.

В 1918 году нас оккупировали немцы, потом поляки.

И так до 1920 года. Лоляки и немцы только грабили. За это время они забрали 32 лошади из деревни Лукаво, 56 коров, очень много (больше половины) свинеи, овец.

Учителем был назначен после Яроцкого Сколобан Никонор. Училось только 12 человек. Все ждали когда выгонят поляков из нашей деревни, чтобы так учиться, как при Ленине. Мы слыхали про Ленина, хотели найти его портрет, - но не нашли. Очень мало времени отдавалиучёбе в 1918 и 1920 годах с ноября по март месяц. В школу не давали топлива. Не было учёбы, пока советская власть не изгнала немцев и поляков. До этого года только пять человек имели

образование выше, чем начальное:

Цвирко Александр Яковлевич

Майсюк Илья Михайлович

Давидовский Иван Антонович

Цвирко Николай Фёдорович

Харитончик Николай Тимофеевич

Из 455 человек деревни Пуково до 1920 года имели: среднее образование - 2 человека;

незаконченое среднее - 5 человек;

закончили начальное образование - 27 человек; грамотные (1-2 класса) - 69 человек.

Остальные были неграмотные.

В период с 1922 по 1923 год школа была начальной, четырёхклассноЙ. В этот период по ­другому было поставлено обучение, чем до 1917 года. Главное внимание было обращено на качество знаний. Религия изгнана из школы и не было больше религиозного дурмана в школе. Увеличилось количество часов на арифметику, русский язык,

белорусский язык, историю, естествознание. Преподавание в школе велось на белорусском языке.

Учителями были с 1921 по 1923 год п чик

Елена Владимировна и Неделько Анна Степановна. В 1923 году не было выпуска из начальной школы.

В 1924 году школу окончило всего лишь 3 человека. Учил ось в четвёртом классе 8 человек. Сдаваlпь экзамены надо было идти в Грозовскую . школу. Из восьми человек экзамены сдали только:

Давидовский Александр Гаврилович, Наринович





Глава 3. Пуковская средняя школа

После событий 1917 года положение с образова­нием коренным образом изменилось. Поменялись идеологические направления, а с ними и степень об­разования. Дети с окрестных деревень и с самого Пу­кова могли закончить четыре класса. В то время этого было достаточно, чтобы человека считали образован­ным и грамотным.

Время шло. Страна развивалась. Поэтому четы­рехклассного образования было недостаточно. И в школе дети стали обучаться девять лет. Так продол­жалось до Великой Отечественной войны.

В годы военного лихолетья все четыре здания школы сгорели. Директором в то время был Хлебко Иван Яковлевич. Он посодействовал тому, чтобы дети и во время войны учились. Уроки проходили в здании волости.

После 1948 года директором школы был назначен Лаврукович Иван Матвеевич. Под его руководством ученики и учителя отстроили здание Пуковской шко­лы. С 1953 года она была преобразована в среднюю.



Тишкевич Александр Александрович

работал директором школы

с 1935 по 1941 г. и с 1953 по1965 г.




Директор Тишкевич А.А. и завуч Войтович

среди учителей

1962 год





Первоклассники в ожидании
первого дня занятий

1964 год

Лыжная прогулка

1965 год







Глава 4. Комсомольская средняя школа

В 1964 год школа была переименована в Комсо­мольскую среднюю школу.

Численность детей росла. Учебный процесс осу­ществлялся в две смены. Настала необходимость строить новое здание школы. И опять по инициативе Лавруковича Ивана Матвеевича, который в то время был председателем местного колхоза, был сделан

~

проект типового здания современнои школы.



В 1976 году распахнула двери перед учениками новое здание Комсомольской средней школы, дирек­тором которой являлся Мисюченко Федор Михайло­вич.

С 1998 года руководителем нашего· учреждения стал Трус Василий Николаевич. С каждым годом школа усовершенствуется. Усилиями педколлектива, учеников и родительского комитета учреждение ста­рается работать согласно новым требованиям и нор­мативам.




А в субботу можно спать. Сколько выдержит кровать.



Только мы рекомендуем Спортом этот день занять.


Мозг и сердце исцеляют

Физкультура, спорт.

И здоровье укрепляет

Достигнутый рекорд.

Глава 5. Сделаем нашу школу успешной и счастливой



страница 1

Смотрите также: