страница 1
Утверждаю
Заместитель Министра образования Республики Беларусь
Т.Н. Ковалева
«4» ноября 2009
Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования)
Содержание
Введение
1. Организация воспитательно-профилактической работы в учреждениях образования.
2. Направления, формы и методы воспитательно-профилактической работы в учреждении образования.
3. Работа с выпускниками специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждения, вышедшими из мест лишения свободы, осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.
4. Управленческий аспект в работе по профилактике противоправного поведения учащихся. Деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Введение
Республика Беларусь вступила в XXI век с одной из наиболее эффективных на постсоветском пространстве систем защиты прав и законных интересов детей, в т.ч. попавших в социально опасное положение и вступивших в конфликт с законом. Начиная с середины девяностых годов, ведется последовательная работа по совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних, реализуется ряд долгосрочных государственных программ, направленных на улучшение социального положения детей и семьи, предупреждение правонарушений среди детей и подростков. Принятые меры принесли необходимые результаты. За последние пять лет преступность несовершеннолетних в стране снизилась почти на треть. В стране удалось избежать массовых проявлений детской беспризорности. На ранних стадиях удается выявить признаки детского неблагополучия и оказать комплексную помощь детям по выведению их из социально опасного положения.
Вместе с тем, стоит учитывать, что ценностные ориентации детей и подростков находятся в стадии формирования и не носят устойчивого характера. Соответственно, переживаемые ими социальные и личностные проблемы могут привести к формированию асоциального поведения, совершению преступлений и правонарушений. Недостаточная правовая грамотность и пробелы в уровне нравственно-правовой воспитанности личности также могут привести к асоциальному поведению.
Поэтому одним из важных направлений профилактики противоправного поведения учащихся является формирование у них ценностных ориентаций, определяющих выбор социально приемлемого поведения. На результативность воспитательно-профилактической работы влияет также качество взаимодействия педагогических коллективов учреждений образования с правоохранительными органами и иными субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, определенными Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». Кроме того, именно формирование социальной компетентности, развитие тесных связей подростка с социальными институтами региона являются важным звеном в предупреждении противоправного поведения.
Профилактическая деятельность должна быть ориентирована не только на факторы риска возникновения асоциального поведения, но и на защитные факторы. К последним можно отнести сильные семейные связи, вовлечение родителей в жизнь несовершеннолетнего, развитие опыта родительского контроля, создание ситуации успеха в учебной деятельности детей, подростков и признание в учреждении образования установленных норм относительно противоправного поведения.
1. Организация воспитательно-профилактической работы в учреждениях образования.
Основу воспитательно-профилактической работы должна составлять программа деятельности учреждения образования по профилактике асоциального поведения учащихся, при разработке которой необходимо опираться на Концепцию и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.03.2003 г. № 2003 и другие нормативные правовые акты.
Эффективность воспитательно-профилактической работы основана на глубоком изучении причин, источников, обусловливающих противоправное и девиантное поведение учащихся. Цели, задачи и направления развития системы воспитательно-профилактической работы учреждения образования должны определяться на основе ежегодного анализа причин правонарушающего поведения учащихся и эффективности работы по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение, состоящих на различных видах профилактических учетов. Особое внимание стоит уделять вопросам профилактики употребления алкоголя, табака, наркотиков и формированию у учащихся стойкого неприязненного отношения к данным явлениям.
В контексте современных требований к воспитательной работе следует обратить внимание на организацию в учреждении образования информационного пространства воспитательно-профилактической работы, в том числе с использованием компьютерных технологий: сайтов, электронных журналов, интернет-конференций и т.д. Важным составляющим информационной работы должен стать уголок правовых знаний учреждения образования, оформлению и содержанию которого необходимо уделить особое внимание (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2008 № 12-02-05/6488/дс “Методические рекомендации по оформлению и содержанию уголков правовых знаний учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений”).
По поручению Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь при участии Министерства образования создан и функционирует Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by), целью которого является создание адаптированной интерактивной информационной среды, позволяющей детям получать необходимые систематизированные правовые знания о правомерном поведении, а также практические навыки разрешения конфликтных ситуаций правовыми средствами. В каждом учебном заведении целесообразно организовать широкое ознакомление учащихся с материалами сайта, а также использовать представленную информацию при организации учебно-воспитательного процесса. Информация о работе сайта и адресе его расположения в Интернете должна быть расположена на видных местах в каждом общеобразовательном учреждении и в учебных аудиториях.
Национальным центром правовой информации Республики Беларусь создан компакт-диск «Мир права», содержащий законодательство нашей страны и международные документы по вопросам правового положения детей. Данные материалы размещены на Детском правовом сайте в разделе «Правовые лабиринты». Рекомендуем активно использовать при организации правового просвещения, учебно-воспитательной работы, а также работы учреждений образования данные материалы.
В учреждении образования с целью повышения качества воспитательно-профилактической работы рекомендовано вести 4 вида профилактических учетов учащихся:
1. состоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) (Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь №242 «Об утверждении инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»);
2. признанных находящимися в социально опасном положении (далее – СОП) (Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 декабря 2008 года № 12-02-05/1645) // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2009. - №3. – С.29-49.),
3. нуждающихся в государственной защите;
4. индивидуальный учет в рамках внутришкольного (внутриучилищного и др.) контроля.
Последняя форма учета и контроля ведется исключительно в рамках учреждения образования и относится к формам управленческого контроля и раннего выявления учащихся, внешние показатели поведения или условий жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения или попаданию их в социально опасное положение. К таким показателям риска возникновения асоциального поведения или социально опасного положения могут быть отнесены: воспитание в неполной, многодетной семье, в семье, где один из родителей потерял работу, в семье, член которой попал в места заключения; вхождение учащегося в подростковые субкультурные сообщества; общение или частые контакты с асоциальными сверстниками, судимыми гражданами и др.
Любой вид учета не может быть средством наказания несовершеннолетнего, а является способом активизации усилий всех субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности в учреждении образования с целью предупреждения и преодоления асоциального поведения учащегося. Учет ведется, как правило, работниками социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. На каждого учащегося, состоящего на профилактическом учете в ИДН, признанного находящимся в СОП, нуждающегося в государственной защите, рекомендуется вести учетно-профилактическое дело, которое должно содержать следующие материалы: педагогическая и психологические характеристики учащегося, рекомендации по работе с учащимся, материалы, характеризующие асоциальное поведение учащегося (при наличии), акты обследования условий жизни и воспитания учащегося, план защиты прав и законных интересов учащегося (или индивидуальный план работы), выписки из протоколов заседаний советов профилактики, педагогических советов, информация о проделанной работе, аналитические справки СППС о результатах проделанной работы, иные материалы.
Обязательным условием эффективного функционирования системы воспитательно-профилактической работы является организация методической работы по данной тематике. Необходимо развивать и поддерживать в учреждениях образования систему наставничества опытных педагогов над молодыми и вновь принятыми специалистами, разработать и внедрить систему коллегиального рассмотрения проблемных вопросов организации воспитательно-профилактической работы через проведение психолого-медико-педагогических консилиумов. Считаем важным организовать в каждом учреждении образования постоянно действующий семинар по данным проблемам для классных руководителей, кураторов групп, педагогов социальных, педагогов-психологов. Для их проведения стоит привлекать специалистов органов внутренних дел, здравоохранения, прокуратуры. Заседания семинара целесообразно проводить ежемесячно. Особое внимание при его проведении следует уделять следующим вопросам:
признаки и критерии социально опасного положения семьи и ребенка;
внешние признаки употребления психоактивных веществ в подростковом и юношеском возрасте;
действия педагогов при подозрении на употребление или на нахождение учащегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
суицидоопасное поведение в подростковом и юношеском возрасте, возможности его выявления и предупреждения;
предупреждение фальшивомонетничества;
формы и методы повышения степени доверия учащихся к педагогическим работникам, формирование позитивных взаимоотношений в диадах «педагог- ученик», «педагог – родитель»;
пути и формы межведомственного взаимодействия в решении проблем учащегося.
2. Направления, формы и методы воспитательно-профилактической работы в учреждении образования.
В работе по профилактике противоправного поведения учащихся необходимо ориентироваться на следующие направления работы:
– диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся подучетных категорий, причин, способствующих образованию у них противоправного поведения;
–нравственно-правовое воспитание учащихся.
В процессе диагностики уровня нравственно-правовой воспитанности учащегося следует выявлять (изучать):
-
уровень сформированности нравственных качеств личности и правовых знаний: целостность и действенность знаний о морали, усвоение системы нравственно-правовых ценностей, сформированность нравственных качеств личности (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки;
-
направленность опыта деятельности и поведения: социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, дисциплинированность, законопослушание;
-
изучение условий, в которых происходит нравственно-правовое становление учащегося учреждения образования: изучение ближайшего окружения, в том числе семьи учащегося и его друзей; изучение взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, воспитателями в учебном коллективе (классе, группе); изучение мотивации вхождения в другие (формальные и неформальные) коллективы, особенностей межличностных отношений в них; выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию; определение реакции на применяемые методы воспитания, определение наиболее воспринимаемых учащимся методов воспитания.
Наиболее распространенными методами диагностики являются:
анализ документации учреждения образования (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей подучетных категорий), наблюдение, комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося, беседа, опрос несовершеннолетних, социометрия и др.
По результатам диагностики учащегося, состоящего на учете в ИДН, или находящегося в СОП, социально-педагогической и психологической службой в обязательном порядке готовятся рекомендации по повышению качества воспитательно-профилактической работы для различных категорий специалистов, работающих с учеником, которые должны носить конкретный, практикоориентированнный характер и иметь указания по срокам исполнения и формам контроля. По результатам их выполнения готовится информация о проделанной работе, а социально-педагогической и психологической службой учреждения образования - аналитическая справка о результатах проделанной работы, основанная на результатах повторной диагностики учащегося и анализе представленных материалов. Результаты проведенной с подучетным несовершеннолетним работы подлежат контролю и обсуждению на заседаниях совета профилактики не реже 1 раза в год.
В каждом учреждении образования имеется и актуализируется банк диагностического инструментария (не только психологического) для обследования учащихся, склонных к противоправному поведению. Ведение указанного банка целесообразно поручить социально-педагогической и психологической службе учреждения образования.
Нравственно-правовое воспитание осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества.
Основными видами деятельности здесь могут выступать учебно-познавательная, игровая, общественная, правоохранительная, физкультурно-оздоровительная, волонтерская, гуманитарная и другие виды деятельности, которые будут способствовать приобретению учащимися знаний в сфере права, формированию умений переносить их на собственный опыт, помогать в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения. Правильно организованная работа в данном направлении будет создавать условия для формирования социальной позиции учащихся, позволит сформировать коммуникативные умения, налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации.
Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, игровое моделирование, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, организация клубов, семейные конференции, проведение профильных лагерей, туристических походов, осуществление должного контроля за посещаемостью занятий (в том числе кружков и секций), лекции, беседы. Позитивные результаты приносит система работы по принципу «Сверстник – сверстнику», а также воспитательный патронат посредством внедрения института общественных воспитателей.
Для учащихся начальных классов целесообразно проводить театрализованные представления по проблемам морали и права, ролевые игры по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?») и др. Для учащихся 2 и 3 уровней общего среднего образования, ПТУ, ССУЗов организовывать информационные кампании, заседания интеллектуальных клубов по вопросам права, тематические дискотеки, олимпиады и конкурсы правовых знаний, Интернет-конференции, подготовку и издание буклетов, журналов, видеоматериалов, информационных листков и другой печатной продукции нравственно-правового содержания. Формирование правовых знаний учащихся может быть осуществлено при проведении ролевого моделирования: «Я поступаю на работу», «На приеме у юриста», «Частная собственность», «Где получить помощь», «Жилищные права», «Когда у вас не ладятся дела…» и др.
Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних способствует развитие в учреждении образования детского правоохранительного движения (клубы, отряды и кружки юных друзей милиции, спасателей-пожарных, ЮИД). Данные формирования призваны привлечь учащихся к общественно полезной деятельности в правоохранительной сфере, заинтересовать, отвлечь от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению.
3. Работа с выпускниками специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений, учащимися, вышедшими из мест лишения свободы, осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.
Одной из составляющих деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних является комплексная работа с выпускниками специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний.
После получения уведомления о возвращении подростка, находившегося в специальном учебно-воспитательном, лечебно-воспитательном учреждении или воспитательной колонии учреждением образования, в котором он обучался ранее, (или социально-педагогическим центром) разрабатывается индивидуальный план работы с указанным несовершеннолетним, проводится обследование условий его жизни и воспитания по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. По результатам изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних по месту жительства родителей или лиц, их заменяющих, принимается решение о возможности пребывания там подростка. В случае, если условия проживания и воспитания несовершеннолетнего не соответствуют требованиям законодательства, родители или лица их заменяющие ведут аморальный образ жизни или имеются иные препятствия для возвращения несовершеннолетнего по указанному месту жительства, учреждением образования инициируется рассмотрение вопроса органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних о дальнейшем устройстве выпускника указанного учреждения. Данный вопрос должен быть решен до истечения срока пребывания несовершеннолетнего в воспитательной колонии или учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении.
После возвращения подростка из указанных учреждений необходимо осуществить его психолого-педагогическую диагностику, провести работу по организации его свободного времени (кружки, секции, вторичная занятость). В случае, если выпуск несовершеннолетнего состоялся в летний период, необходимо предусмотреть возможность устройства несовершеннолетнего в оздоровительные лагеря или лагеря дневного пребывания, временного трудоустройства. Важным составляющим процесса адаптации выпускников указанных учреждений в социуме является разработка четкой системы контроля за их поведением, условиями жизни и воспитания. При этом представляется актуальным обеспечение должного контроля за посещаемостью учебных и внеучебных мероприятий, и экстренного реагирования на их пропуски без уважительной причины. За несовершеннолетним необходимо закрепить общественного воспитателя, который на протяжении 2 месяцев после возвращения несовершеннолетнего, постоянно посещает его на дому, контролирует его поведение, посещаемость учебного заведения, вторичную занятость. На протяжении месяца после выхода из указанных учреждений для таких несовершеннолетних рекомендуется организовать занятия с психологом по реадаптации в коллективе учащихся.
Учащиеся, осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, должны состоять на учете в ИДН. Для ресоциализации такого подростка СППС учреждения образования разрабатывается индивидуальный план работы с несовершеннолетним. При его разработке необходимо учитывать назначенные судом условия, которые несовершеннолетний должен выполнять. Результативность реализации данного плана рекомендуется рассматривать ежеквартально на советах профилактики.
Контроль за выполнением мероприятий по ресоциализации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений, воспитательных колоний, а также подростков, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, возлагается на заместителя директора учреждения образования по учебно-воспитательной работе. Координация работы в регионе с указанной категорией несовершеннолетних действующими нормативными документами возложена на социально-педагогические центры.
Для использования межведомственного потенциала в работе с конкретным учащимся рекомендуется чаще практиковать подачу заявлений в комиссию по делам несовершеннолетних органа местной исполнительной и распорядительной власти о рассмотрении ситуации развития и реабилитации несовершеннолетнего, попавшего в социально опасное положение, или склонного к совершению противоправных поступков.
4. Управленческий аспект в работе по профилактике противоправного поведения учащихся. Деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для эффективной организации воспитательной работы по профилактике противоправного поведения учащихся необходима четкая координация усилий специалистов учреждения образования – классного руководителя (куратора), учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе, директора, специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее - СППС) и других.
Представители СППС учреждения образования с целью предотвращения противоправного поведения несовершеннолетних работают по следующим направлениям:
-
диагностическое – изучение личных особенностей ученика с отклоняющимся поведением, причин совершения им противоправных деяний, исследование ближайшего окружения учащегося: семьи, школьного коллектива, микрогрупп и неформальных объединений, а также возникающих в них межличностных отношений и процессов;
-
прогностическое – составление на основе полученных данных прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих личность ученика и ее окружение;
-
консультативное – разработка предложений по коррекции поведения учащихся и их ближайшего окружения, профилактике или стимуляции того или иного социального процесса, явления;
-
предупредительно-профилактическое – разработка на основании собранной информации комплекса мер, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, микрогруппу;
-
представительская – защита прав и интересов несовершеннолетних в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.
Учреждение образования обязано тесно сотрудничать с семьей по предупреждению противоправного поведения учащихся по следующим направлениям:
информирование законных представителей о способах осуществления нравственно-правового воспитания несовершеннолетних;
проведение представителями СППС учреждения образования консультаций по вопросам семейного воспитания;
взаимодействие школы и семьи по улучшению условий жизни ребенка.
Кроме традиционных, формами работы СППС могут быть следующие: проведение заседаний родительских клубов или родительских университетов и обсуждение на них проблем противоправного поведения, выступления на родительских собраниях; приглашение на родительские собрания специалистов (инспектора ГАИ и ИДН, нарколога), проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и "круглых столов"; проведение Дня матери и семьи, Дней профилактики и дней сотрудника ИДН; организация вечеров вопросов и ответов, организация на базе учреждения образования тематических групповых и индивидуальных консультаций, общественных правовых приемных, проведения совместных воспитательных дел.
Важной составляющей работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и предупреждения противоправного поведения учащихся является внедрение четкой системы учета участия родителей в родительских собраниях. Уклонение родителей или законных представителей от участия в родительских собраниях, отсутствие с их стороны интереса к учебной деятельности ребенка могут свидетельствовать о ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) – орган самоуправления, создается в учреждении образования из представителей педагогического коллектива, родителей и обучающихся, общественных организаций для объединения усилий в предупреждении правонарушений, безнадзорности, а также организации контроля за осуществлением воспитательно-профилактической работы в учреждении образования (Положение утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.02.2009 № 6)1. Рекомендуется включать в совет представителей попечительских советов, родительских комитетов, первичных организаций ОО «БРСМ». По согласованию с территориальным органом внутренних дел рекомендуется включать в состав совета профилактики участкового инспектора ИДН.
Совет профилактики состоит из председателя (руководителя учреждения образования), его заместителя, секретаря и необходимого для эффективной работы совета числа его членов.
Отчеты о работе Совета профилактики рекомендуется ежегодно заслушивать на заседаниях педагогического совета в мае (по итогам учебного года), либо в декабре (по итогам календарного года).
Совет профилактики ежегодно осуществляет следующие виды деятельности:
разработка мероприятий учреждения образования по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранению причин, вызывающих эти явления, устройству детей и подростков, охране их прав, а также осуществление контроля и анализа их эффективности;
контроль и координация деятельности всех служб учреждения образования по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщение и распространение позитивного опыта работы в данном направлении;
признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;
утверждение планов защиты прав и законных интересов ребенка и контроль их выполнения;
внесение предложений администрации учреждения образования о мерах по защите прав и охраняемых законом интересов обучающихся;
подготовка и внесение на рассмотрение администрации, педагогического совета вопросов о состоянии воспитательной и профилактической работы, организации занятости (в том числе в каникулярный период) несовершеннолетних;
рассмотрение материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, конфликтных ситуациях в коллективе учащихся или сотрудников;
контроль за посещением несовершеннолетних по месту жительства, беседы с несовершеннолетними, их родителями, лицами, их заменяющими;
утверждение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими антиобщественные действия, находящимися в социально опасном положении, оказавшимися в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации, направленными в специальные учебно-воспитательные или специальные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
контроль за организацией воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, к которым применены меры воспитательного характера, осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы, досрочно освобожденными от отбывания наказания, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, совершившими административные правонарушения, употребляющими спиртные напитки, наркотические или психотропные вещества, систематически самовольно уходящими из семьи в возрасте до 16 лет, уклоняющимися от учебы, склонными к участию в азартных играх;
выявление родителей или лиц, их заменяющих, уклоняющихся от выполнения обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, а также иных лиц, оказывающих отрицательное влияние на несовершеннолетних, вовлекающих их в пьянство, совершение преступлений;
координация проведения рейдов, а также иных разовых мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
контроль за привлечением несовершеннолетних правонарушителей к участию в культурно-досуговых мероприятиях, в работе кружков, секций, клубов по интересам, организацией их полезной занятости, а также проведение анализа их эффективности;
внесение ходатайств администрации учреждения образования о рассмотрении поведения несовершеннолетних, их родителей и иных лиц, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних, на заседаниях сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов либо на заседаниях районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних;
участие в пропаганде правовых знаний среди учащихся, а также правовых и педагогических знаний среди родителей или лиц, их заменяющих.
Работа совета профилактики организуется на основе годовых комплексных планов учреждения образования по предупреждению правонарушений, а также планов работы Совета профилактики, утвержденных в установленном порядке. План работы совета профилактики является составной частью плана работы учреждения образования.
Заседания совета профилактики проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов от установленного состава совета профилактики и оформляются протоколом. Решения принимаются большинством голосов и обязательны для исполнения членами трудового коллектива. Решение совета профилактики утверждается приказом по учреждению образования.
В случае изменения сроков или отмены заседания секретарь совета профилактики сообщает об этом заинтересованным.
Совет профилактики в пределах своих полномочий рассматривает:
представления судов, органов внутренних дел, органов государственного управления образованием, иных органов, учреждений и организаций, в пределах своей компетенции осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов и попечителей;
письменные ходатайства, обращения предприятий, организаций и учреждений;
материалы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, инициированные социально-педагогической и психологической службой, сотрудниками учреждения образования, а также по собственной инициативе (конфликтные отношения в классе, группе, неадекватное поведение учащегося, промежуточные результаты работы с несовершеннолетним и другие).
Поступившие заявления, материалы рассматриваются в месячный срок с момента их поступления в совет профилактики, если иное не предусмотрено законом.
Материалы, подлежащие рассмотрению на заседаниях совета профилактики, предварительно изучаются председателем, заместителем председателя либо секретарем совета профилактики, которые принимают решение:
о рассмотрении заявлений, материалов на заседании совета профилактики с назначением даты и места их рассмотрения;
о проведении дополнительной проверки по поступившим материалам;
o том, кто наряду с несовершеннолетним, родителями или лицами, их заменяющими, может быть приглашен на заседание;
о принятии иных необходимых мер.
Очередность рассмотрения вопросов на заседании совета профилактики определяется повесткой дня. Рекомендуется при формировании повестки дня заседания совета профилактики рассматривать три группы вопросов:
-
Основной вопрос: о состоянии воспитательно-профилактической работы в учреждении образования, структурном подразделении, классе, группе, или по отдельным направлениям (занятость, посещение занятий, пропуск занятий без уважительной причины и иное);
-
Рассмотрение материалов конкретных обучающихся по поводу их асоциального поведения, нарушения прав, невыполнения обязанностей и иным вопросам;
-
Рассмотрение результатов реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов работы с конкретными обучающимися, рассмотренными на заседаниях совета, состоящими на учете в ИДН, находящимися в социально опасном положении.
Основные вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики, включаются в план его работы. К ним могут относиться следующие:
- состояние воспитательно-профилактической работы в учреждении образования в целом, с учащимися, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, внутреннем учете (внутришкольном, внутриучилищном и др.), с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
-
обеспечение правовой и социальной защиты учащихся в учреждении образования;
-
выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении;
-
результаты проведения воспитательно-профилактических мероприятий (декад, рейдов и т. п.);
-
выполнение планов работы совместно с заинтересованными ведомствами, организациями;
-
состояние работы по предупреждению пьянства, токсикомании, наркомании;
-
организация досуга учащихся и вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
-
работа социального педагога, психолога, классного руководителя с учащимися, нуждающимися в государственной защите;
-
успеваемость, посещение занятий, организация внеурочного времени учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета;
-
работа классных руководителей, психолога, социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении и др.
При рассмотрении на заседании совета профилактики вопросов второй и третьей группы, как правило, заслушиваются заявления, материалы, объяснения несовершеннолетнего, его родителей либо лиц, их заменяющих, классного руководителя (куратора), мастера производственного обучения, социального педагога, психолога – о проделанной работе с несовершеннолетним и ее результатах; и иных лиц (при необходимости).
Решение совета профилактики принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета профилактики, которое должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. Решение совета профилактики оформляется приказом по учреждению образования. Члены совета профилактики не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Член совета профилактики, не согласный с принятым решением в целом или в части, вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к решению, о чем извещаются члены комиссии во время заседания.
В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.
Решение объявляется немедленно по его принятии.
На заседании совета профилактики ведется протокол, который после заседания подписывается председательствующим на заседании и секретарем совета профилактики. В протоколе указываются дата и место проведения заседания, сведения о лицах, присутствующих на заседании комиссии, повестка заседания, принятые решения.
Решения совета профилактики содержат следующие сведения: наименование совета профилактики, дату рассмотрения дела, сведения об учащемся, родителях несовершеннолетнего, поведение которого рассматривается, или лицах, их заменяющих, обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; принятое решение. Решение совета профилактики подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии. (Приложение)
О принятом решении совета профилактики администрация учреждения образования при необходимости может сообщить по месту работы родителей несовершеннолетнего, в инспекцию по делам несовершеннолетних, иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Советы профилактики контролируют исполнение своих решений.
В индивидуальной работе с учащимися и их родителями необходимы чуткость и педагогический такт, умение выбрать воспитательные мероприятия, которые соответствовали бы личностным особенностям учащегося, а также способность предвидеть последствия реализованных мер.
Повышению эффективности работы Совета по профилактике способствуют:
-
проведение в учреждении образования мониторинговых исследований причин совершения учащимися правонарушений и преступлений;
-
организация и проведение в учреждении образования семинаров, конференций для участников воспитательного процесса, родителей учащихся с учетом передового опыта воспитательно-профилактической работы;
-
оказание учащимся, состоящим на всех видах профилактического учета, консультативной, коррекционной и реабилитационной помощи, в том числе с привлечением иных специалистов, учреждений;
-
своевременное принятие решения о целесообразности помещении учащихся в специализированные учреждения, специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения;
-
организация досуговой деятельности учащейся молодежи, создание и развитие клубов и объединений по интересам.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств профилактики противоправного поведения и воспитания в целом. Организация содержательного досуга учащихся, склонных к совершению противоправных поступков, находящихся в социально опасном положении, имеет целью формирование у них позитивных поведенческих установок и стремления к самосовершенствованию. Учитывая, что у таких детей и подростков имеются проблемы с формированием стойкого интереса к занятиям по одному из видов деятельности, рекомендуется организовывать в учреждениях образования клубы общения (или клубы свободного времени) для таких подростков. При планировании занятий в них рекомендуется привлекать специалистов различного профиля (социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители кружков, творческих объединений).
страница 1
|