Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Витебского облисполкома

Отдел образования Администрации Октябрьского района г. Витебска

УО «Государственная гимназия № 1 г.Витебска»





СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования

администрации Октябрьского района

_________________ И.Ю.Кирютенко





УТВЕРЖДАЮ

Директор УО «Государственная

гимназия № 1 г.Витебска»

__________________ В.Т.Широкова






Инновационный проект

«Внедрение метода проектов как средство совершенствования профессионально-педагогической культуры учителей»


Срок реализации: 2010-2012 гг.


Авторы проекта:

В.Т.Широкова,

директор УО «Государственная гимназия № 1 г.Витебска»;

Л.В.Матвеева,

заместитель директора по учебно-методической работе УО «Государственная гимназия № 1 г.Витебска»

210026, г.Витебск, ул.Доватора, 10/2.

Тел/факс: 8-0212-37-23-12

E-mail: gimn1_vit@tut.by



СОГЛАСОВАНО

Научный консультант:

А.А.Глинский , кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета руководящих работников и специалистов образования высшего звена ГУО «Академия последипломного образования»

_____________ А.А.Глинский


Витебск 2010



Целесообразность осуществления

инновационного проекта
Динамичное изменение социоэкономических условий, рынка труда, переход к информационному обществу, модернизация системы современного образования требуют переосмысления существующих целей, системы педагогических ценностей, внедрение в образовательный процесс развивающих технологий.

Это объективно поднимает планку профессиональных требований к качественно иной подготовке педагога в процессе совершенствования его профессионально-педагогической культуры.

Происходит трансформация и расширение профессиональных функций учителя, которые носят надпредметный универсальный характер, необходимый каждому современному специалисту. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько расширения общекультурных знаний, освоения новых видов деятельности, проектирования, моделирования, конструирования для качественного решения задач системы образования.

Возникает необходимость изменений в подходах, содержании, формах работы методической службы гимназии, направленных на поиск концептуальных оснований, эффективных механизмов, формирование педагога нового типа профессионально-педагогической культуры, опирающейся на гуманистических подход к образованию, ценностное отношение к личности ребенка, характеризующейся прогностичностью, рефлексивностью, профессиональной и личностной проблематизацией, позитивной «Я – концепцией» (открытость, гибкость, доверительно-диалогический стиль общения). Носителем такой культуры становится педагог-проектировщик, педагог-исследователь, педагог-проектировщик мультимедийных продуктов, педагог-фасилитатор, являющийся субъектом собственной педагогической деятельности. Высокая профессионально-педагогическая культура – это гарант развитого педагогического мышления и сознания, обладание интеллектуально-творческим потенциалом. Под профессионально-педагогической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Она складывается из следующих компонентов:

1. Гуманистическая философия образования.

2. Ценностная ориентация педагога.

3. Профессиональная компетентность.

4. Рефлексивность и творчество.

5. Диалогичность и открытость.

Педагогическая культура удерживается в сознании и в творческом поведении педагога и переносится им в пространство образовательной системы гимназии с целью перехода от авторитарной деятельности к проектно-исследовательской. Поэтому, научно обоснованная деятельность педагога предполагает расширение и приобретение новых профессиональных компетентностей, чтобы перестроить собственную культурно-мыслительную, культурно-деятельностную организацию и самоорганизацию педагогической деятельности.

Таким образом, целесообразность осуществления инновационного проекта обусловлена необходимостью переориентации образовательного процесса (педагога) и оптимальное совершенствования системы внутришкольного повышения квалификации в логике компетентностного подхода на основе проектной деятельности. Проектная деятельность в учреждении образования может быть организована при условии развития профессиональной компетентности педагогического коллектива в области перспективных образовательных технологий, новаторском подходе к решению проблем в сфере образования, умения моделировать авторские дидактические системы. Педагог нового типа должен уметь:


  • развивать прогрессивные профессиональные традиции гимназии с опорой на педагогические ценности и образцы профессионального поведения;

  • реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс с помощью проектной технологии с применением прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем;

  • вычленять проблемы в сложной педагогической ситуации, прогнозировать пути их эффективного решения;

  • анализировать ожидаемые результаты и оценивать ресурсные возможности при осуществлении проекта, используя методы отслеживания результатов, механизм сбора и обработки информации и его анализа.

Успешность проектной деятельности педагогов гимназии гипотетически определяется уровнем их научно-методической подготовки в решении комплекса задач проективного образования: организационных, учебно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Суть проективного образования заключается в том, что человек полноценный субъект образовательной деятельности не только получает образование, но и сам «конструирует» мир, создает свой путь в этом мире. Проективное образование – это проектирование направления своей жизнедеятельности, а сфера образования – область социальной жизни, в которой создаются условия необходимые для такого проектирования.

Проективное образование предполагает особую проектную форму организации жизнедеятельности всего гимназического сообщества для решения серьезных задач и проблем, концентрации внимания на наиболее приоритетных делах.

Анализ внутренних профессиональных ресурсов, результатов методической работы по решению задач проективного образования позволил нам выделить ряд противоречий:


  • между наличием развивающихся технологий обучения и воспитания и отсутствием общей системы организации деятельности гимназии в контексте реализации компетентностного подхода в образовании;

  • между наличием навыков конструирования уроков в соответствии с современными требованиями и отсутствием общей проектной культуры педагога, что является сдерживающим фактором повышения качества образовательного процесса;

  • между совершенствованием профессионально-педагогической культуры педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях за счет копирования их в своей деятельности и переходом к ориентации на освоение новых видов деятельности, ключевых компетенций;

  • между определяющим значением проектной деятельности в развитии личности и преобладанием репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания.

Осознание и анализ этих и других противоречий создает необходимые предпосылки для их разрешения, определяет направление поисков в построении инновационного проекта.
Цель инновационного проекта:

разработка и апробация модели проективного образовательного пространства гимназии, обеспечивающего оптимальные условия для совершенствования профессионально-педагогической культуры и уровня профессиональной компетентности учителей, максимально способствующей развитию интеллектуально-творческой, социально-активной, конкурентноспособной личности гимназиста.


Задачи проекта:

  1. Создание структурных подразделений (проектно-ресурсный центр, проектные команды), разработка теоретических аспектов модели проективно-образовательного пространства гимназии и оптимальных способов ее функционирования для повышения проектной культуры педагогов, совершенствования их профессиональной компетентности.

  2. Конструирование содержания проектно-исследовательского компонента гимназического образования для системного подхода к решению межпредметных, надпредметных интегрированных связей, расширение тематики совместной проектной деятельности учителей и учащихся и организации разнообразных социальных практик.

  3. Создание комплекса условий для становления субъектной позиции, развития компетенций гимназиста, предоставление возможности для самоопределения, самореализации, успешной социализации на основе проективного образовательного пространства гимназии.

  4. Обеспечение и расширение непрерывного взаимодействия гимназии и культурно-образовательной среды города, общественности в процессе совместной проектной деятельности на основе социального партнерства.

  5. Создание эффективной системы оценивания качества проективного образования, определение критериев и показателей проектной культуры учителя и учащихся.


Ожидаемые результаты инновационной деятельности


  1. Укрепление престижа проективного образования и дальнейшее творческое развитие системы проектной деятельности на основе внедрения новых структурных подразделений (проектно-ресурсный центр) гимназии и организация эффективной внутригимназической системы повышения квалификации.

  2. Вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей – и создание единого творческого коллектива единомышленников для развития интеллектуально-творческой и компетентностной личности.

  3. Овладение всеми субъектами образовательного процесса, набором компетенций (проектной, социальной, коммуникативной, информационной, предметной) для повышение качества гимназического образования.

  4. Высокая креативность, активность и результативность участия педагогов и учащихся в проектно-исследовательской деятельности на разных уровнях.

  5. Расширение границ практического использования проектных работ, созданных гимназистами, и активное перспективное социальное партнерство по реализации проектов.

  6. Создание имиджа гимназии как образовательного учреждения высокой проектной культуры, лидера инновационных преобразований, систематическое распространение опыта работы педагогического коллектива гимназии для организации повышения квалификации работников образования региона.

  7. Высокая степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса результатами кооперированного взаимодействия, сотрудничества по всем направлениям развития гимназии.



Описание научных идей, подходов,

на основе которых создан инновационный проект
Метод проектов основывается на идеях Дж.Дьюи, Девея, В.Х.Килпатрика. Разрабатывая свою философию воспитания и педагогику мышления, Дж.Дьюи [14] сформулировал несколько основных положений, которые впоследствии легли в основание метода проектного обучения, развитие проектного мышления, способности к проектной деятельности:

  • Мышление есть исследование.

«Мышление касается всегда вещей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование. Считается, что исследование – прерогатива ученых; между тем всякое мышление всегда своеобразно. Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока не подтверждено опытом».

  • Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.

«Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать большие успехи».

  • Мышление неотделимо от действия.

«Именно прогресс экспериментальной науки доказывает вред отделе­ния умственных достижений от действия. Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь...»

«Мыслить - значит устанавливать точное соотношение между тем, что делаем, и ожидаемым результатом. ...Думать - значит ясно представлять себе значение опыта».

  • Мыслить - значит думать о будущем.

«Итак, размышлять - значит думать о будущем, о том, что еще мо­жет случиться».

«Задача современного воспитания - создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы...»

  • Мышление означает самостоятельное мышление.

«Можно быть духовной личностью только тогда, когда имеешь свои цели и задачи. Думать можно только самому, только собственными на­блюдениями, предположениями и проверкой можно расширять и исправ­лять свои знания».

  • Мышление мотивируется интересом к делу.

«Мысль рождается из непосредственной заинтересованности де­лом...»

Фактически проект - это способ мысленного представления желаемого результата и действий по его достижению. Поэтому всякий проект пред­полагает определение замысла или постановку целей, которые задают ви­дение будущего результата, определение конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть пос­тавленных целей (задачи), ресурсов для их реализации, а также сроков до­стижения промежуточных и конечных результатов (этапы проекта).

В современной научной литературе для учителей выделяют следующие учебные цели проектной деятель­ности учащихся:

  • предоставить возможность свободного выбора учащимся тем и за­дач, соответствующих их интересам и склонностям;

  • научить школьника планировать и реализовать работу (в соответс­твии с его возрастом);

  • научить школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами;

  • научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализо­вать их и переносить этот опыт на другие ситуации;

  • научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы;

  • научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пу­ти их решения;

  • научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать;

  • научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования;

  • научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событи­ях и решающим образом влиять на них.

Как видно из приведенного списка, проектная деятельность способствует развитию компетенций учащихся, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

  1. Умение решать проблемы.

  2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

  1. Умение критически относиться к проблемам.

  2. Умение работать с информацией.

  3. Умение ставить цели и определять задачи.

«Для развития компетенций учащихся необходимо следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. Фактически проектный метод оказался той формой организации занятий, в которой стало воз­можным создать все необходимые условия для инициации у школьни­ков реального процесса мышления, познания. Поэтому в методе про­ектного обучения большое значение придается способам постановки проблемы как начала всякого самостоятельного процесса мышления.

«Проблема – это осознанное затруднение человека в его деятельности. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями и умениями, отношениями и предъявленными требованиями или новой информацией». Проблемная ситуация предполагает открытие субъек­тивно нового для ученика знания. М.Н.Кларин [18] выявил критерии значимо­сти учебных проблем для школьников:



  • учебная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения;

  • проблема должна быть интересной всем участникам группы и оправдать усилия всех ее членов (проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию);

  • проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся (часто это - критерий не столько выбора проблемы, сколько ее формули­ровки и отбора материалов для ее решения);

  • проблема, которую учащиеся считают настоящей. Обычно выходит за рамки одного предмета.

Итак, метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и приемов конструирования, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих облас­тей. Поэтому в основе метода проектов лежит развитие активной творче­ской мыслительной деятельности: ребенок самостоятельно ищет смену "впечатлений, новую информацию, конструирует свои знания, испытывает потребность в самом процессе познания, формирует критическое мышле­ние. Познавательная потребность в развитой форме не гаснет, а усиливает­ся и становится ненасыщаемой - чем больше человек узнает, тем больше ему хочется знать. И.Д.Чечель [25] считает, что современный учеб­ный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование опре­деленных личностных качеств личности. Ученик не только усваивает со­циокультурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, уста­новки, ориентации, что предполагает не столько пассивное, информацион­но-репродуктивное принятие опыта, сколько активность, креативность индивида в применении такого преобразованного творческого опыта. В этом мы определяем связь понятий «развитие личности» и «со­циализация». Первая сторона процесса социализации - это усвоение социального опыта, характеристика того, как среда воздействует на человека, а вторая - характеризует момент воздействия человека на среду активизации его субъектности, построение определенной стратегии деятельности.

Таким образом, проектное обучение выступает как процесс и результат усвоения и активного создания индивидом социального опыта, который осуществляется в общении и деятельности, способствует успешной эффективной социализа­ции школьников. Способности проектировать и прогнозировать свои по­ступки, поведение, самостоятельно искать новые способы решения про­блем, иметь собственную точку зрения и сформированные в учебной дея­тельности личностные свойства и качества ученик переносит и на решение жизненных проблем.

Чтобы в полной мере использовать потенциал метода проектов для создания проективного образовательного пространства следует соблюдать следующие дидактические принципы:


  • свободы выбора: способа и пути деятельности; темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получе­ния информации, метода исследования, формы представления результатов. Готовность к выбору способствует повышению ответственности и познавательной активности;

  • связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и активной практической деятельности в реальной жизни;

  • трудной цели, которые учащиеся ставят самостоятельно, что явля­ется главным мобилизирующим фактором их активности;

  • опоры на субъектный опыт учащихся и возможность применять уже имеющийся собственный личный опыт, знания и умения, что повы­шает мотивацию собственного учения;

  • учета индивидуальности учащихся: склонностей, интересов, темпа работы, уровня обученности;

  • сотрудничества в проектных группах;

  • креативности, т.е. «выращивания» способности и потребности самостоятельно находить варианты решения проблем, вносить что-то новое, оригинальное, выходить за пределы стандартного набора знаний.

  • диалогичности, которая проявляется как в реализации коллектив­ных форм учебной деятельности, так и в общении с преподавателем, кото­рый выполняет функцию консультанта;

  • интегративности содержания проекта как необходимости синтеза знаний, способов деятельности для его реализации с использованием содержания различных учебных предметов;

  • технологичности, которая выражается в организации учебной деятельности учащихся в соответствии с определенными этапами проекта;

  • социализации как результате усвоения и активного воспроизводст­ва индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятель­ности.

В качестве основных концептуальных подходов в инновационном проекте определены системно-деятельностный и компетентностный.

Системно-деятельностный подход базируется на теоретических положениях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Г.Асмолова, В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Основная идея системно-деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности в системе «учитель – ученик». То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов учебно-воспитательной работы рождается не робот, запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

В инновационном проекте мы рассматриваем формирование субъективной позиции гимназистов в качестве приоритетной образовательной задачи в создания проективного образовательного пространства гимназии.

Предлагаем следующее операциональное определение субъектной позиции гимназиста:



  • Устойчивая внутренняя мотивация поступков, деятельности, оценок.

  • Устойчивая система ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок. Способность совершать поступки – поведенческие проявления, регулирующиеся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, смыслами и ценностями.

  • Умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей. Гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемых исходя из внешних условий и внутреннего отношения.

  • Способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач, т.е. умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы.

  • Адекватная самооценка, умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и давать им всестороннюю оценку.

  • Постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром, прежде всего – миром людей. Существование в контексте истории, культуры, человеческих отношений. Способность к равноправному диалогу с миром.

Что же необходимо заложить в образовательный процесс гимназии, для того чтобы он работал на развитие субъектной позиции - важнейшего психологического свойства?

Выделим основные моменты:



  1. Субъектная позиция в учебной деятельности: «учеба – мое личное дело». Многое зависит от того, как и на каких основаниях строится учебный процесс, становится ли он для ребенка собственной учебной деятельностью. Сегодня учебный процесс в большинстве его форм для учителя выступает как осознанная и целенаправленная деятельность, а для ученика – как процесс усвоения, опирающихся на интерес, память и произвольное внимание. Ребенок становится субъектом учения, если учение разворачивается для него как собственная целенаправленная, регулируемая им самим учебная деятельность. Формировать субъектную позицию ребенка в отношении учебы – это значит организовывать процесс учения как его собственную учебную деятельность.

  2. Новая позиция учителя в учебном процессе. Мы активно опираемся на понятие субъект-субъектных отношений педагога и ученика, расставляя при этом для нас принципиально важные акценты. Субъект-субъектные отношения предполагают, что педагога и ребенка связывает общая деятельность, для учителя она раскрывается преимущественно как профессиональная, для ребенка – учебно-познавательная. Учитель помогает ребенку усвоить все необходимые этапы и компоненты этой деятельности, чтобы быть способным в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно. Педагог одновременно и учит ребенка быть субъектом своей учебной деятельности, и опирается в нем на качества субъекта, к этому моменту уже сформированные.

  3. Субъектная позиция не ограничивается уроками. На формирование субъектной позиции может и должна работать вся система школьной жизни – и учебный процесс, и процесс внутришкольного функционирования, и развивающие и воспитывающие мероприятия. Субъектно-формирующий потенциал воспитательной работы, жизнедеятельности классного коллектива огромен. Особенно сейчас, когда деятельность педагога-предметника чрезвычайно ограничена программным содержанием и базисным планом. Отсюда – особое внимание воспитательной работе, внеучебной жизни детей в школе.

  4. Субъектная позиция вне гимназии. Субъектность – это интегральное состояние человека, принцип его жизнедеятельности. Невозможно быть субъектом в школьной системе отношений и занимать объектную, пассивную личностную позицию, скажем, в семье, в отношениях с родителями. Мы хорошо понимаем, что без привлечения родителей – их духовного потенциала, их физического участия в школьной жизни детей - нам поставленную задачу не решить. Просвещение родителей, «приобщение» их к ценностям и задачам нашей деятельности, эмоциональное притяжение в орбиту жизни школы – важный момент в нашей работе.

  5. Если учитель – не субъект своей деятельности, чему он научит ребенка? Воспитывать субъективную позицию в другом человеке может только тот, кто сам является субъектом собственной жизни. Субъективность как присвоенное качество человека, профессионально занимающегося обучением и воспитанием, - серьезная проблема в нашей стране, где многие лишены этой способности.

Формирование субъектной позиции педагогов – особая задача нашего инновационного проекта.

Мы понимаем, что силами гимназии всех проблем не решить, но видим значительные управленческие и профессиональные ресурсы внутри педагогического коллектива, которые помогли бы взрослым в школе устойчиво занять субъектную позицию в отношении своей педагогической деятельности (как минимум) и собственной жизни (в идеале).


Компетентностный подход выступает современным методологическим ориентиром фундаментальной подготовки педагога. В работах В.И.Байденко, Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, О.Л.Жук, А.В.Макарова, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, А.В.Хуторского раскрывается сущность компетентностного подхода.

Таким образом, профессиональная компетентность специалиста рассматривается в научно-педагогической литературе как признак его успешной профессиональной деятельности и понимается как профессионально-личностная, социально-значимая качественная характеристика специалиста, умеющего использовать знания, умения, навыки не только для профессиональной деятельности, но и для понимания социальной значимости и нравственного осознания своей деятельности. Компетентность подразумевает помимо технологической подготовки еще ряд компонентов, имеющих непрофессиональный или надпрофессиональный характер, необходимый в той или иной мере каждому специалисту. Это развитие интеллекта, творчество, обработка вербальной информации, улучшение восприятия, развитие памяти, мышления, избавление от негативного мышления, мотивация к знаниям на протяжении «всей жизни».

Развитие профессиональной компетентности педагога – сложный и многогранный процесс. Т.Г.Браже [5] подчеркивает, что профессиональная компетентность специалистов определяется не только профессиональными (базовыми) научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношения с людьми, с которыми он работает, его общей педагогической культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.

В соответствии с вышеизложенным в основу разработки инновационного проекта нами положено следующее понимание профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность педагога – это интегральная характеристика профессиональных и личностны качеств педагога, совокупность знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе его профессиональной педагогической деятельности, способствующей реализации потребности в саморазвитии и самореализации.

Для нас важным в этом определении является то, что оно подчеркивает динамизм роста профессионализма педагога, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях, знать свои сильные и слабые стороны, развивать собственные способности.

Поэтому новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, совершенствование профессионально-педагогической культуры учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых развивающих технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.

Кроме этого компетентностно-ориентированное обучение направлено на формирование профессиональной компетентности выпускника как будущего специалиста. Поэтому при разработке модели проективно образовательного пространства мы старались реализовать следующие требования:

- самоопределение обучающихся в процессе учебно-познавательной, учебно-производственной деятельности на основе внутренней мотивации;

- выстраивание учащимися стратегии собственной самостоятельной деятельности;

- осознание учащимися возможности достижения успеха в процессе выполнения учебных задач;

- творческое общение между учащимися на основе проектной деятельности и диалога;

- создание проблемных ситуаций, организация коллективного и индивидуального самоуправления;

- осуществление практической деятельности на основе самоконтроля, позитивное оценивание результатов собственной практической деятельности;

- рефлексивное отношение учащихся к своей учебной деятельности, применение продуктивных методов и форм обучения, использование информационных компьютерных технологий.

Итак, ключевые компетенции – это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Поэтому в модели проективно-образовательного пространства гимназии конструируется содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание – это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям.
Основная идея инновационного проекта и

направления ее осуществления
Основную идею инновационного проекта педагогический коллектив гимназии видит в разработке и апробации модели проективного образовательного пространства, направленного на развитие всех субъектов образовательного процесса. Мы рассматриваем это проективно образовательное пространство как реальное, имеющее определенную (непрерывно прирастающую) протяженность, т.е. пространство, на котором осуществляются гимназические образовательные взаимодействия для решения серьезных задач и проблем. Ученик становится конструктором и продуктом своего образования, организатором своих знаний, проектировщиком этапов саморазвития. Поэтому у учителя на первый план выдвигается проектная функция, выражающаяся в специальной организации таких образовательных ситуаций, которые выступают источником приращения субъективного опыта каждого учащегося. При такой форме организации проективное образование является продуктивным и его главная особенность – создание учениками и учителями личностной образовательной продукции в виде проектов.

Для осуществления инновационного проекта разработанная нами модель проективного образовательного пространства представляет собой сочетание различных видов деятельности детей и их взаимопереходы по 3-м возрастным этапам:



I этап. «ШКОЛА СВОБОДЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ» (учащиеся 1-4 классов).

Главная задача этапа: накопление продуктивного субъектного опыта, раскрытие общих и специальных способностей детей, подготовка юных исследователей.

В начальной школе она ориентирована на поддержку любознательности, исследовательского поведения, формирование устойчивого учебно-познавательного мотива. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, проводить простейшие наблюдения, вести диалог и решать проблемы, осуществлять поиск средств и способов решения задач в сотрудничестве со своими одноклассниками.

Содержание данного этапа включает:


  • освоение детьми различных форм познавательной активности;

  • приоритет языковой подготовки, опора на коммуникативный подход в изучении белорусского, русского и иностранного языков;

  • здоровьеукрепляющую ориентацию учебно-воспитательного процесса;

  • овладение информационными умениями, медиа- и компьютерными средствами;

  • обеспечение дополнительных услуг для детей и их родителей (студии, кружки, клубы);

  • предоставление детям и их родителям свободы выбора и самоактуализации в учебном процессе;

  • интегративный подход в обучении средствами межпредметной координации, интеграции сонаправленных усилий детей и взрослых.

II этап. «ШКОЛА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ» (учащиеся 5-9 классов).

На этом этапе обучения учащиеся вовлекаются в решение проблем разного характера и уровня сложности, дети учатся навыкам самостоятельной познавательной деятельности с помощью технологии учебных проектов, организуются исследования, дискуссии, включение в социально значимые проекты. В результате этого расширяется их кругозор, поддерживается творческая атмосфера, стимулируется творческое, созидательное отношение детей к действительности.



Основное содержание этапа:

  • развитие ценностно-смыслового отношения к образованию как важнейшему условию личностного развития и жизненного самоопределения;

  • интенсивная языковая подготовка, обеспечивающая функциональную компетентность гимназистов, превращение языка в действенное средство познания, общения, саморазвития;

  • формирование коммуникативной социальной компетентности, готовности и умения действовать в социуме с учетом позиций других людей, множественности видов коммуникаций в ходе проектной деятельности;

  • овладение предметной компетентностью на уровне гимназического стандарта образования;

  • выход на индивидуальную образовательную траекторию, системное обучение в условиях свободного и осознанного выбора;

  • проектирование как ведущая форма учебно-познавательной деятельности, расширение образовательного пространства за счет компьютерных технологий, вхождения в Интернет и включение в разные общественно значимые виды деятельности;

  • становление «Я» – концепции, личностного кредо как члена гимназического образовательного пространства, владеющего умениями делового и межличностного общения.

Первый и второй этапы обучения и специальной подготовки позволяют к старшему школьному возрасту вывести детей на уровень поведения самостоятельной проектной работы.

III этап. «ШКОЛА ТВОРЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» (учащиеся 10-11 классов).

Основное содержание этапа:

  • целостное самоопределение старшеклассников (жизненные планы, проекты дальнейшего образования и профессионального становления, гражданская позиция);

  • опора на языковую подготовку как на источник и условие творческого проектирования: научного, художественного, нравственного, социального;

  • продуктивный опыт социального взаимодействия, развитие готовности к значимой социально-экономической, проектно-исследовательской практике;

  • овладение в процессе учения современными проектно-исследовательскими, информационными технологиями, их присвоение как личностно-развивающих, созидающих, прокладывающих путь к индивидуальности;

  • самопроектирование, самопостроение образовательного пространства, адекватного «Я» – концепции и индивидуальной траектории образования;

  • расширение возможностей выбора для старшеклассников за счет использования дистанционного обучения, участия в проектной работе на основе информационных технологий.

Основной компетентностью, которая формируется к концу 3 этапа, является способность выпускника к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие и оценивание другим человеком.

Важной задачей реализации инновационного проекта является создание нового структурного подразделения – проектно-ресурсного центра для оптимизации методической работы в гимназии, для инициации перспективных идей, запуска творческих социально-значимых проектов, вовлечения коллег в совместную деятельность. Разработка и апробация проективного образовательного пространства гимназии в рамках деятельности проектно-методического центра позволит ускорить переход педагогического коллектива к высокой проектной культуре и повышению уровня профессиональной компетентности.

Научно-методическое сопровождение процесса будет осуществляться по основным направлениям его деятельности:



  • нормативно-регламентирующее, создающее правовые основы для осуществления инновационной деятельности;

  • перспективно-целевое, обеспечивающее направленность проектной деятельности учителя в соответствии с возникающими противоречиями и потребностями гимназии;

  • потребностно-стимулирующее, обеспечивающее благоприятную материальную и психологическую обстановку для осуществления инновационной деятельности;

  • коммуникативно-информационное, обеспечивающее грамотность субъектов инноваций и создающее образовательную и координационную основы проектной деятельности.

Эти направления предполагают изменения содержания, форм, методов научно-методической деятельности педагогов.
Переориентация методической работы гимназии

на основе компетентностного подхода







Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель

Создание условия для формирования педагогического мастерства и методической грамотности педагога, для саморазвития индивидуальной творческой личности педагога

Принципиально новая: формирование проектно-исследовательской компетенции педагогов.

Содержание

Предметное

Надпредметное (проектно-исследовательская деятельность, научно-экспериментальная деятельность)

Формы

  • Методический семинар;

  • курсы (1 раз в 5 лет);

  • открытый урок;

  • методическая конференция;

  • самообразование (план по самообразованию)

  • Работа проектно-ресурсного центра:

- проблемно-проектные семинары;

- проектные команды;



  • Методический семинар;

  • научное собрание;

  • научно-исследовательская конференция;

  • публичная защита проектов исследовательской направленности;

  • индивидуальные образовательные маршруты (траектории) – «Профессиограмма педагога», «Досье профессионального роста»

Результат

методическая грамотность (интерпретация известных алгоритмов в своей профессиональной деятельности)

проектно-исследовательская компетентность

Новым ориентиром в деятельности проектно-ресурсного центра будет приоритетность развития проектно-исследовательской компетентности педагогов.


Этапы и сроки реализации

инновационного проекта
Первый этап – организационно-преобразующий (июнь 2010 – август 2010 года).

  1. Изучение научной и научно-методической литературы по проблеме организации проективного образования, педагогическому проектированию и проектному управлению.

  2. Анализ готовности школьников к включению в различные виды проектной деятельности.

  3. Диагностика готовности педагогического коллектива к внедрению проектных технологий.

  4. Изучение опыта внедрения проектных технологий в массовой школе и передового опыта лучших школ.

  5. Подготовка ресурсной базы реализации программы.

Второй этап – реализации (сентябрь 2010 – март 2012 года)

  1. Организация проектных команд педагогов гимназии в рамках ресурсно-образовательного центра.

  2. Проведение обучающихся и проблемно-проектных семинаров.

  3. Разработка критериев оценки качества проективного образования на основе диагностики личностного и общекультурного развития учащихся по этапам образования.

  4. Популяризация идеи проектной деятельности в педагогическом сообществе города и среди потенциальных социальных партнеров школы.

  5. Внедрение в образовательный процесс гимназии программ по реализации обозначенных в концептуальном проекте направлений проективного образования.

  6. Создание и запуск системы проектного управления гимназией.

  7. Развитие научного общества учащихся.

Третий этап – аналитико-коррекционный (апрель – май 2012 года)

  1. Систематизация работы над исследуемой проблемой, обобщение передового опыта педагогов гимназии.

  2. Проведение самоотчетов учителей по результатам освоения проектных технологий по реализации проектных мероприятий.

  3. Мониторинг и оценка промежуточных результатов (психологическая, социальная, медицинская, педагогическая).

  4. Коррекция основных этапов модели проективного образования.

  5. Оценка влияния инновационного развития на социальное пространство гимназии (социальные эффекты проектов).

Четвертый этап – обобщающе-внедренческий (май – август 2012 года)

  1. Разработка систематизированных научно-методических комплексов для каждого этапа проективного образовательного пространства.

  2. Анализ внешней среды с целью выявления потенциальных получателей ресурсного пакета.

  3. Обмен передовым педагогическим опытом через воспитательные дела, педагогические чтения, научно-методические конференции, творческие группы, заседания методических формирований и Школы молодого учителя.

  4. Пропаганда результатов внедрения инновационной модели в городе и области через средства массовой информации.

  5. Организация на базе гимназии серии обучающих семинаров.

  6. Мониторинг процесса распространения опыта, анализ и оценка его эффективности.


Критерии и показатели эффективности

инновационной деятельности
І. Критерии результата.

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов гимназии.

  2. Положительная динамика профессиональных и личностных достижений учителей, степени и качества включения их в проектную деятельность.

  3. Положительная динамика количественных и качественных показателей работы гимназии, её имиджа в социуме.

  4. Положительная динамика качества образования учащихся:

  • качество опережающей подготовки учащихся к проектному образованию;

  • эффективность и качество языковой подготовки учащихся, развития функциональной компетентности гимназистов;

  • уровень развития социальной и коммуникативной компетентности гимназистов (выпускников);

  • качество проектной компетентности гимназистов среднего и старшего звена;

  • уровень здоровьесбережения учащихся.

II. Уровень удовлетворенности субъектов проективного образовательного пространства гимназии:

а) уровень удовлетворенности гимназистов и выпускников гимназии:



  • успешностью проектно-исследовательской деятельности;

  • спектром предоставляемых видов проектной деятельности;

  • выходом на творческую самореализацию и созидательную деятельность;

б) уровень удовлетворенности педагогов и специалистов гимназии:

  • качеством проективного образования в гимназии;

  • продуктивностью проектно-исследовательской, инновационной работы;

  • наличием и эффективностью взаимодействия в системе «учитель – ученик – родитель»;

  • собственным профессионально-личностным самосовершенствованием и ростом проектной культуры;

в) уровень удовлетворенности родителей гимназистов:

  • процессом и результатом собственного участия в проектной деятельности и сотрудничестве с гимназией.

  • продуктивностью формирования ключевых компетенций учащихся в условиях проективного образовательного пространства.

IIІ. Критерии оптимальности управления внутригимназической методической службы:

  • уровень развития проектной культуры педагогов;

  • уровень научно-методического обеспечения управления инновационной деятельностью;

  • гибкость и оперативность управленческой деятельности;

  • продуктивность деятельности структурных продразделений гимназии.


Базой инновационного проекта являются проектные команды творческих педагогов гимназии и учащиеся 1-11 классов.


Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта
База реализации проекта (УО «Государственная гимназия № 1 г. Витебска») имеет достаточное для его реализации обеспечение, в частности в гимназии работают 3 учителя, имеющие научную степень (Велюгина Т.Л. - кандидат философских наук, Гелясин А.Е. - кандидат физико-математических наук, Сусед-Виличинская Ю.С. - кандидат педагогических наук), более 50% учителей, имеют высшую квалификационную категорию, среди них призер республиканского конкурса профессионального мастерства «Хрустальный журавль» (Кунашко Е.А.). В гимназии функционируют 2 компьютерных класса, создана медиатека, имеются мультимедийные проекторы, интерактивная доска, есть выход в Интернет, богатая библиотека, содержащая информационные материалы на бумажных и электронных носителях. Установлены тесные партнерские связи гимназии с высшими учебными заведениями (Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Витебская государственная академия ветеринарной медицины), материально-техническая база которых может быть использована для осуществления проектной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
В результате осуществления инновационной деятельности планируется:

  1. повысить оценку текущего состояния внутренней и внешней эффективности гимназии, осуществляющей инновационный проект (оценка будет производиться в стоимостном выражении);

  2. на основании проведенных маркетинговых исследований выявить изменение уровня удовлетворения региональной системы в инновационном продукте (данный экономический показатель не поддается стоимостной оценке);

  3. внедрение инновационного проекта позволит повысить спектр оказываемых образовательных услуг, повысить долю лиц, занятых проектно-исследовательской работой, повысить эффективность человеческого капитала, что выражается в повышении профессионально-педагогической культуры педагогов, качестве оказываемых ими образовательных услуг, и как следствие возникновение на них дополнительного спроса;

  4. за счет структурирования методической работы, осуществляемой в рамках инновационного проекта, снизить внутриорганизационные затраты, а именно показатель трудоемкости при создании проективного образовательного пространства гимназии и оптимальных способов его функционирования.

Научный консультант



инновационного проекта А.А.Глинский



2006-2007 учебный год - внедрение модели МПО на старшей ступени

2007-2008 учебный год - создание ИЦПК по МПО

2008-2009 учебный год - создание ИЦПК по внедрению современных образовательных технологий

2010-2011 учебный год – внедрение метода проектов

страница 1

Смотрите также: