Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию








УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И.Жук

____________________
Регистрационный № ТД-______/тип.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА (ПОЛЬСКОГО)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 04 Славянская филология


СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения

по гуманитарному образованию

________________ В.Л. Клюня

________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

________________ Ю.И. Миксюк

________________________







Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

________________ В.И. Шупляк





Эксперт-нормоконтролер

________________

________________________


Минск 2010


СОСТАВИТЕЛИ:
А.А. Кожинова – профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного универси­тета, доктор филологических наук, профессор;

Е.А. Казанцева – доцент кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного универси­тета, кандидат филологических наук.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Отдел славистики и теории языка государственного научного учреждения «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси»;

Г.В. Пальянова – доцент кафедры белорусского языкознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат филологических наук.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 25.05.2010);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 03.06.2010);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 27.05.2010).
Ответственный за редакцию: Казанцева Е.А.

Ответственный за выпуск: Волотовская Н.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (польского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Курс «Историческая грамматика славянского языка (польского)», основан на диахроническом подходе к изучению языка. Программа дисциплины посвящена рас­смотрению закономерностей развития польско­го языка от древнейшего периода до становления современного литературного языка.

Курс «Историческая грамматика славянского языка (польского)» является необходимой частью лингвистического образования. В нем студенты прослеживают историю языкового развития от праславянской эпохи до современного этапа существования польского языка. Анализу подвергаются все уровни языковой системы в свете важнейших изменений, происходящих с их единицами. Особое внимание уделяется влиянию важнейших процессов, происходивших в области фонетики, грамматики и лексики, на современное состояние литературного языка, а также на важнейшие языковые особенности польских диалектов.



Цель изучения дисциплины – научить студентов научной интерпретации фактов языковой системы, умению правильно прослеживать исторические изменения в области фонетики и морфологии польского языка.

Задача изучения курса состоит в подготовке специалиста, не только способного объяснять эволюцию языковых форм, но и владеющего знаниями для широкого сопоставления славянских языков на различных языковых уровнях.

Дисциплина «Историческая грамматика славянского языка (польского)» непосред­ственно связана с курсами: «История славянского литературного языка (польского)», «Славянская диалектология (польская)».

При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методы и технологии обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятель­ности (словесные методы; наглядные методы; индуктивные и дедуктивные методы; репродуктивные и проблемно поисковые методы; методы самостоятельной работы и работы под руководством препо­давателя).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (практические методы, методы формирования познавательного интереса).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

Рекомендуемая форма контроля – зачет.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:



  • место данного славянского языка в семье других языков и происхожде­ние этого языка;

  • основные тенденции исторического развития языковой систе­мы на разных этапах истории народа;

  • изменение форм и значений слов, историческое развитие структуры слова, возникновение новых и отмирание старых грам­матических категорий, закономерности эволюции синтаксического строя языка;

  • сходства и различия исторических путей развития данного языка в сопоставлении с другими славянскими языками (прежде всего – с восточно­славянскими и конкретно с белорусским языком);

  • тенденции языковых изменений на современном этапе разви­тия языка;

уметь:

  • читать и переводить древние тексты;

  • исторически комментировать факты современного славян­ского языка;

  • объяснять исторические изменения звукового и грамма­тического строя языка (в сопоставлении с белорусским) как ре­зультат языковой эволюции древнего праславянского языка.


На изучение дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (польского)» для специальности 1-21 05 04 «Славянская фило­логия» отводится 50 часов, из них аудиторных – 34 (22 часа – лекции, 12 часов – практические занятия).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Названия разделов и тем

Аудиторные часы

Лекции

Практические занятия

1.

Введение.

2

2




2.

Фонетика.

16

10

6

3.

Морфология.

14

8

6

4.

Лексикология.

2

2







Всего часов

34

22

12

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение

Польский язык как представитель лехитской подгруппы западно­славянских языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в исследовании польского языка. Периодизация истории польского языка и характеристика отдельных периодов. Источники изучения польского языка: характеристика памятников польской письменности.


2. Фонетика

Праславянская система гласных и важнейшие изменения, возникшие в польском языке: развитие групп *ort, *olt, *tort, *tolt, *tert, *telt, лехитская пергласовка, развитие сонантов, развитие сверхкратких (еров), контракция, эволюция носовых гласных, развитие ударения.

Праславянская система согласных и важнейшие изменения, возникшие в польском языке: праславянские палатализации, польские палатализации и депалатализации, возникновение новых согласных фонем, становление Поль­ской системы твердых и мягких согласных, фонологизация мягкости.
3. Морфология

Имя существительное. Изменения в системе склонения. Граммати­ческие категории имени существительного. Категория рода. Праславянские типы склонения существительных. Деление по типам склонения в польском языке в зависимости от родовой принадлежности существительного. Чередо­вания в основах существительных. Основные тенденции развития склонения существительных мужского рода. Основные тенденции развития склонения существительных женского рода. Основные тенденции развития склонения существительных среднего рода. Тенденция к унификации форм мно­жествен­ного числа. Двойственное число и его исчезновения в польской парадигме склонения.

Местоимение. Разряды древнепольских местоимений. Основные тенден­ции в истории местоимений. Личные и возвратное местоимения и особенности их склонения. Неличные местоимения и особенности их скло­нения. Вопросительные местоимения. Древнепольское состояние и история изменений.

Имя прилагательное. Краткие и полные формы прилагательных. Основные тенденции развития прилагательных. Склонение прилагательных по именному типу склонения. Склонение прилагательных по местоименному типу склонения. Омонимия родительного, дательного и местного падежей единственного числа женского рода. Судьба творительного и местного падежей единственного числа мужского и среднего рода и творительного падежа множественного числа. Выражение категорий одушевленности-неодушевленности и мужского лица.

Имя числительное. Общие замечания о числительных. Основные этапы и тенденции в формировании склонения количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Формирование лично-мужских пока­за­телей в склонении числительных.

Глагол. Грамматические категории глагола. История временных форм глагола. Изменения в системе спряжения. Рудименты аориста и имперфекта в древнепольских памятниках. История форм перфекта. История форм плюс­квам­перфекта. Основные тенденции в развитии форм повелительного накло­нения. История форм условного наклонения. История форм инфини­тива. Причастия. Итоги развития системы причастий. Остатки категории двой­ствен­ного числа в древнепольских памятниках и ее дальнейшая судьба в исто­рии польского языка.


4. Лексикология

Лексика. Понятие лексико-семантической системы в ее диахронном аспекте. Общеславянская лексика польского языка. Основные пути и средства изменения лексической системы польского языка.



Литература

Основная

Długosz-Kurczabowa K. Gramatyka historyczna języka polskiego. Podręcznik dla studentów polonistyki / Długosz-Kurczabowa K., Dubisz S. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 1999. – 334 s.

Materiały do ćwiczeń. Seria druga. Opracowania. Gramatyka historyczna języka polskiego / Wybór H. Karaś. – Warszawa 1994.

Rospond S. Gramatyka historyczna języka polskiego / Rospond S. – Warszawa – Wrocław: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2000. – 224 s. (или др. издание).

Strutyński J. Elementy gramatyki historycznej języka polskiego / Strutyński J. – Kraków: Wydawnictwo Tomasz Strutyński, 2002. – 212 s.

Teksty staropolskie. Analizy i interpretacje / pod red. W. Decyk-Zięby i S. Dubisza. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2003. – 246 s.

Klemensiewicz Z., Lehr-Spławiński T., Urbańczyk S. Gramatyka historyczna języka polskiego. – Warszawa, 1964.

Ананьева Н.Е. История и диалектология польского языка / Ананьева Н.Е. – М.: Издательство Московского университета, 1994. – 304 с.


Дополнительная

Lehr-Spławiński T. Język polski.: Pochodzenie, powstanie, rozwój. – Warszawa, 1951 (или др. издание).

Urbańczyk S. Szkice z dziejów języka polskiego. – Warszawa, 1968.

Brükner A. Dzieje języka polskiego. – Wrocław; Warszawa; Kraków, 1960.





страница 1

Смотрите также: