страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию
|
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________ А.И.Жук
____________________
Регистрационный № ТД-______/тип.
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА (ПОЛЬСКОГО)
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности
1-21 05 04 Славянская филология
СОГЛАСОВАНО
Председатель учебно-методического объединения
по гуманитарному образованию
________________ В.Л. Клюня
________________________
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления высшего и среднего специального образования
________________ Ю.И. Миксюк
________________________
|
|
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования
«Республиканский институт высшей школы»
________________ В.И. Шупляк
|
|
Эксперт-нормоконтролер
________________
________________________
|
Минск 2010
СОСТАВИТЕЛИ:
А.А. Кожинова – профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;
Е.А. Казанцева – доцент кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Отдел славистики и теории языка государственного научного учреждения «Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси»;
Г.В. Пальянова – доцент кафедры белорусского языкознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат филологических наук.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета (протокол № 8 от 25.05.2010);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 03.06.2010);
Научно-методическим советом по филологическим специальностям учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 27.05.2010).
Ответственный за редакцию: Казанцева Е.А.
Ответственный за выпуск: Волотовская Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (польского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Курс «Историческая грамматика славянского языка (польского)», основан на диахроническом подходе к изучению языка. Программа дисциплины посвящена рассмотрению закономерностей развития польского языка от древнейшего периода до становления современного литературного языка.
Курс «Историческая грамматика славянского языка (польского)» является необходимой частью лингвистического образования. В нем студенты прослеживают историю языкового развития от праславянской эпохи до современного этапа существования польского языка. Анализу подвергаются все уровни языковой системы в свете важнейших изменений, происходящих с их единицами. Особое внимание уделяется влиянию важнейших процессов, происходивших в области фонетики, грамматики и лексики, на современное состояние литературного языка, а также на важнейшие языковые особенности польских диалектов.
Цель изучения дисциплины – научить студентов научной интерпретации фактов языковой системы, умению правильно прослеживать исторические изменения в области фонетики и морфологии польского языка.
Задача изучения курса состоит в подготовке специалиста, не только способного объяснять эволюцию языковых форм, но и владеющего знаниями для широкого сопоставления славянских языков на различных языковых уровнях.
Дисциплина «Историческая грамматика славянского языка (польского)» непосредственно связана с курсами: «История славянского литературного языка (польского)», «Славянская диалектология (польская)».
При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методы и технологии обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные методы; наглядные методы; индуктивные и дедуктивные методы; репродуктивные и проблемно поисковые методы; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (практические методы, методы формирования познавательного интереса).
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Рекомендуемая форма контроля – зачет.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
-
место данного славянского языка в семье других языков и происхождение этого языка;
-
основные тенденции исторического развития языковой системы на разных этапах истории народа;
-
изменение форм и значений слов, историческое развитие структуры слова, возникновение новых и отмирание старых грамматических категорий, закономерности эволюции синтаксического строя языка;
-
сходства и различия исторических путей развития данного языка в сопоставлении с другими славянскими языками (прежде всего – с восточнославянскими и конкретно с белорусским языком);
-
тенденции языковых изменений на современном этапе развития языка;
уметь:
-
читать и переводить древние тексты;
-
исторически комментировать факты современного славянского языка;
-
объяснять исторические изменения звукового и грамматического строя языка (в сопоставлении с белорусским) как результат языковой эволюции древнего праславянского языка.
На изучение дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (польского)» для специальности 1-21 05 04 «Славянская филология» отводится 50 часов, из них аудиторных – 34 (22 часа – лекции, 12 часов – практические занятия).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Названия разделов и тем
|
Аудиторные часы
|
Лекции
|
Практические занятия
|
1.
|
Введение.
|
2
|
2
|
|
2.
|
Фонетика.
|
16
|
10
|
6
|
3.
|
Морфология.
|
14
|
8
|
6
|
4.
|
Лексикология.
|
2
|
2
|
|
|
Всего часов
|
34
|
22
|
12
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение
Польский язык как представитель лехитской подгруппы западнославянских языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в исследовании польского языка. Периодизация истории польского языка и характеристика отдельных периодов. Источники изучения польского языка: характеристика памятников польской письменности.
2. Фонетика
Праславянская система гласных и важнейшие изменения, возникшие в польском языке: развитие групп *ort, *olt, *tort, *tolt, *tert, *telt, лехитская пергласовка, развитие сонантов, развитие сверхкратких (еров), контракция, эволюция носовых гласных, развитие ударения.
Праславянская система согласных и важнейшие изменения, возникшие в польском языке: праславянские палатализации, польские палатализации и депалатализации, возникновение новых согласных фонем, становление Польской системы твердых и мягких согласных, фонологизация мягкости.
3. Морфология
Имя существительное. Изменения в системе склонения. Грамматические категории имени существительного. Категория рода. Праславянские типы склонения существительных. Деление по типам склонения в польском языке в зависимости от родовой принадлежности существительного. Чередования в основах существительных. Основные тенденции развития склонения существительных мужского рода. Основные тенденции развития склонения существительных женского рода. Основные тенденции развития склонения существительных среднего рода. Тенденция к унификации форм множественного числа. Двойственное число и его исчезновения в польской парадигме склонения.
Местоимение. Разряды древнепольских местоимений. Основные тенденции в истории местоимений. Личные и возвратное местоимения и особенности их склонения. Неличные местоимения и особенности их склонения. Вопросительные местоимения. Древнепольское состояние и история изменений.
Имя прилагательное. Краткие и полные формы прилагательных. Основные тенденции развития прилагательных. Склонение прилагательных по именному типу склонения. Склонение прилагательных по местоименному типу склонения. Омонимия родительного, дательного и местного падежей единственного числа женского рода. Судьба творительного и местного падежей единственного числа мужского и среднего рода и творительного падежа множественного числа. Выражение категорий одушевленности-неодушевленности и мужского лица.
Имя числительное. Общие замечания о числительных. Основные этапы и тенденции в формировании склонения количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Формирование лично-мужских показателей в склонении числительных.
Глагол. Грамматические категории глагола. История временных форм глагола. Изменения в системе спряжения. Рудименты аориста и имперфекта в древнепольских памятниках. История форм перфекта. История форм плюсквамперфекта. Основные тенденции в развитии форм повелительного наклонения. История форм условного наклонения. История форм инфинитива. Причастия. Итоги развития системы причастий. Остатки категории двойственного числа в древнепольских памятниках и ее дальнейшая судьба в истории польского языка.
4. Лексикология
Лексика. Понятие лексико-семантической системы в ее диахронном аспекте. Общеславянская лексика польского языка. Основные пути и средства изменения лексической системы польского языка.
Литература
Основная
Długosz-Kurczabowa K. Gramatyka historyczna języka polskiego. Podręcznik dla studentów polonistyki / Długosz-Kurczabowa K., Dubisz S. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 1999. – 334 s.
Materiały do ćwiczeń. Seria druga. Opracowania. Gramatyka historyczna języka polskiego / Wybór H. Karaś. – Warszawa 1994.
Rospond S. Gramatyka historyczna języka polskiego / Rospond S. – Warszawa – Wrocław: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2000. – 224 s. (или др. издание).
Strutyński J. Elementy gramatyki historycznej języka polskiego / Strutyński J. – Kraków: Wydawnictwo Tomasz Strutyński, 2002. – 212 s.
Teksty staropolskie. Analizy i interpretacje / pod red. W. Decyk-Zięby i S. Dubisza. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2003. – 246 s.
Klemensiewicz Z., Lehr-Spławiński T., Urbańczyk S. Gramatyka historyczna języka polskiego. – Warszawa, 1964.
Ананьева Н.Е. История и диалектология польского языка / Ананьева Н.Е. – М.: Издательство Московского университета, 1994. – 304 с.
Дополнительная
Lehr-Spławiński T. Język polski.: Pochodzenie, powstanie, rozwój. – Warszawa, 1951 (или др. издание).
Urbańczyk S. Szkice z dziejów języka polskiego. – Warszawa, 1968.
Brükner A. Dzieje języka polskiego. – Wrocław; Warszawa; Kraków, 1960.
страница 1
|