Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор


Белорусского государственного университета

___________ С. В. Абламейко

____марта 2009г.

Регистрационный № УД-______/баз.




ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебная программа для специальности

1-23 01 73 Средства массовой информации














2009г.
СоставителИ:
Н.Т. Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;

В.П. Воробьев, заведующий кафедрой социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

А.А. Градюшко, доцент кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

В.К. Касько, доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

О.И. Скорбенко, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета;

Н.А. Федотова, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета

Рецензенты:
О.Г. Слука, профессор кафедры истории журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук
И.Н. Соколов, главный редактор газеты, «АиФ в Белоруссии», кандидат филологических наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и методологии журналистики факультета журналистики

Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 15.01.2009г.);
Научно-методическим советом учебно-методического объединения по

журналистике

(протокол № 3 от 05.02.2009г.);
Ответственные за выпуск: Фрольцова Н. Т., Касько В.К., Градюшко А.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Теория и методология журналистики» является основополагающим учебным курсом в процессе подготовки специалистов сферы массмедиа. В ней учитываются как традиции и современное состояние журналистского образования в Республике Беларусь, так и инновационные направления, характеризующие многоаспектное содержание профессии. Будучи комплексным и многофункциональным типом социально-творческой деятельности, журналистика отражает различные стороны жизни общества и человека, оказывает влияние на взаимоотношения граждан с системой власти и управления, способствует формированию позитивного имиджа государства и нации, участвует в реализации принципов информационной безопасности и защиты, содействует международному сотрудничеству национальных медиа и их полноправному вхождению в мировое информационное пространство.

Предметом изучения служат фундаментальные явления, понятия и категории, определяющие роль и назначение журналистики в современном мире, закономерности развития и динамики профессии, включенной в структуру обширных общественных связей различного уровня и требующей от медиаспециалистов постоянного совершенствования квалификации и роста творческого мастерства. Производство, распространение, циркуляция и потребление медиапродукции в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации и коммуникации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые медиаструктуры, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в целом подчеркивает необходимость приобретения слушателями определенного минимума теоретических и прикладных знаний, интегрированных в настоящей учебной дисциплине.

Программа дисциплины состоит из следующих разделов:

Раздел 1 «Введение в специальность и теория журналистики» ставит основной целью формирование у слушателей концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами созидательно-гуманитарной деятельности и отличий от них;

Раздел 2 «Методология журналистики» посвящен изучению методов, методик, способов и приемов создания журналистских произведений. Основная цель состоит в усвоении последовательности в распределении этапов творческого процесса, закономерностей их сочетания с общественно ориентированными интересами конкретных СМИ и жизненной программой творческой личности;

Раздел 3 «Технология журналистики» содержит знания о специфических свойствах, технологиях и организации современного медиапроизводства и редакционном менеджменте. Основная цель связана с получением представлений об индивидуальных и коллективных субъектах творчества и производства, о разделении функций между управленческим и креативным персоналом редакции, о перспективах конвергенции медиа на высокотехнологичных платформах;

Раздел 4 «Политология журналистики» ставит основной целью рассмотрение журналистики как важнейшего фактора информационной устойчивости политической системы, структурного инструмента в развитии политической культуры граждан и в этой связи предусматривает разработку эффективных форм проявления политологической квалификации журналиста в редакции;

Раздел 5 «Социология журналистики» направлен на изучение наиболее результативных социометрических измерений медиадеятельности. Основная цель связана с овладением социометрическим инструментарием, его правильным использованием для совершенствования производственно- творческого процесса и определения стратегий функционирования редакции;

Раздел 6 «Психология журналистики» включает сведения о методах совершенствования межличностного диалога-общения медиа и аудитории и формах установления творческого климата в редакции, максимально способствующего раскрытию творческой личности журналиста. Основная цель состоит в освоении принципов разрешения и предотвращения конфликтов на всех медиауровнях психологического взаимодействия.

В соответствии с основными целями в ходе преподавания дисциплины «Теория и методология журналистики» решаются следующие главные задачи:

–охарактеризовать типологию, формы и виды журналистики как профессиональной деятельности, раскрыть сущность основных специализаций журналистов в сфере массовой информации и коммуникации Республики Беларусь и других стран;

--изучить наиболее эффективные методы, методики, способы и приемы создания журналистских произведений, показать единство и целостность творческого процесса в различных сегментах медиасферы в его тесной взаимосвязи с потребностями общества и устремлениями творческой личности;

--рассмотреть технологию и основные принципы организации современного медиапроизводства, дать характеристику структуры и менеджмента редакции как оптимальной производственной единицы, управляющей взаимодействием менеджеров и творческого персонала;

--раскрыть сущность журналистики как важнейшего инструмента развития политической культуры граждан и обеспечения информационной устойчивости политической системы государства и в этой связи изучить формы политологической квалификации журналистов редакции;

- изучить основные социометрические методики и их использование в управлении редакционной деятельностью, в совершенствовании эффективности производственно-творческого процесса, определении стратегий развития конкретных СМИ и повышении творческого мастерства журналистов;

–способствовать развитию творческого мышления и социальной коммуникабельности медиаспециалистов, овладению современными формами установления контактов СМИ с аудиторией и самоанализу творчества, направленным на совершенствование индивидуальных способностей и инновационную организацию редакционной деятельности.

По окончании изучения дисциплины «Теория и методология журналистики» слушатели должны

знать:

--основные системные термины, категории и понятия, характеризующие функционирование современных медиа, их взаимосвязь с осуществлением информационно-коммуникационной политики белорусского государства и развитием творческого потенциала национальной медиасферы;

--методы, методики, способы и приемы реализации творческого замысла в различных форматах журналистских произведений и в целостном единстве уникальности журналистики как регулярной профессиональной творческой деятельности;

--принципы организации медиапроизводства и редакционной деятельности, подходы к распределению производственно-творческих ресурсов, планированию содержательно-тематической специализации конкретных медиа и журналистов;

--формы и виды проявления политологической компетенции журналистов, направленной на развитие политической культуры СМИ и повышения их взаимосвязи с внешней и внутренней политикой белорусского государства;

--измерительные методики определения эффективности функционирования СМИ и влияние их правильного использования в планировании производственно-творческой деятельности редакций;

--основные психологические аспекты воздействия медиа на аудиторию, на развитие творческого потенциала сотрудников редакции и их взаимоотношения в рамках управления производственно-творческим процессом;

уметь:

--применять системные термины, категории и понятия практической журналистики при определении личностных мотиваций в выборе и реализации жизненной программы, связанной с регулярной профессиональной деятельностью журналиста;

--освоить навыки создания произведений в различных форматах с совмещением личностных устремлений со стратегиями редакционной деятельности и владеть приемами самоконтроля и творческого самосовершенствования;

--самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


П\П

Наименование раздела

Аудиторные занятия

Само-стоятельная работа

Всего

Лекции

Лабораторные

занятия

1

Введение в специальность и теория журналистики

10

4

14

14

2

Методология журналистики

10

4

14

14

3

Технология журналистики

10

6

16

16

4

Политология журналистики

6

4

10

10

5

Социология журналистики

4

8

12

12

6

Психология журналистики

4

6

10

10

7

ИТОГО

44

32

76

76



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Журналистика и сфера

информационной деятельности.

Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятия информация, средства массовой информации, медиасфера, информационное пространство: обыденное и научное содержание терминологии. Традиционные и современные значения. Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как регулярная профессиональная деятельность по выработке и распространению массовой информации.

Информационная безопасность и информационная защита общества, нации, государства. Информация и дезинформация. Принципы регулирования информационного порядка и профессиональная ответственность журналиста.

Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты.


Тема 2. Функции журналистики.

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат». Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание.

Функциональная роль СМИ в общественной системе и представления о функциях различных субъектов системы (учредителя, журналиста, аудитории).

Коммуникативная функция в деятельности журналиста. Понятие коммуникации. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации и журналистика.

Журналистика и массовое сознание. Структура массового сознания и его реальное бытие в различных социальных группах. Журналистика и различные компоненты массового сознания (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение).

Культуроформирующие функции СМИ. Журналистика и культура быта, досуга, здоровья, общения. Рекламно-справочная (утилитарная) информация. Рекреативные функции СМИ. Журналистика и индустрия развлечений. Познавательная, образовательная, просветительская и воспитательные функции СМИ.

Взаимодополнение функций СМИ в массово-информационном процессе. Функциональная структура медиа общенационального, регионального и местного уровней.
Тема 3. Журналистика как социально-творческая деятельность.

Значимость социальной позиции журналиста. Журналистика в отражении многообразия жизни общества и человека, ценностей и интересов различных социальных групп, общественных и национальных объединений.

Принципы творческого определения границ разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров и реальных задач практической журналистики. Отношение к экстремизму в различных проявлениях. Выбор позиции и проблема независимости журналиста. Позиция по убеждению, конформизм и нонконформизм.

Формирующее направление в социально-творческой деятельности журналиста через достижение информированности всех слоев общества. Разделение формирующих направлений журналистики и их влияние на расширение, совмещение и многообразие типологии современных СМИ.

Журналистика и информационное обеспечение решения политических, экономических, социальных и других задач. Участие журналистики в управлении и социальном контроле. Журналистика и социальная защита граждан.
Тема 4. Журналистика в информационном пространстве.

Деятельность СМИ различного типа и уровня в информационном пространстве. «Информационные поля» различных СМИ и «информационная среда» личности. Критерии единства и целостности информационного пространства в условиях глобализации и одновременной регионализации медиасферы.

Инфраструктура современных СМИ. Характеристика основных тенденций развития информационных агентств, газетно-журнальной периодики, радиотелевещания, интернет-изданий, пресс-служб ведомств и организаций и других производителей массовой информации. Конвергенция и интеграция медиа на современном этапе. Новое осмысление творческой деятельности журналиста на основе внедрения цифровых технологий и научного обеспечения творческого процесса. Новые форматы журналистских произведений и перспективы совершенствования журналистского мастерства.

Тема 5. Общая характеристика системы СМИ Республики Беларусь.

СМИ Республики Беларусь как социально-творческая система и важнейший общественный институт. Подходы к типологии белорусских медиа с учетом: технологии производства общественно значимой информационной продукции, территориального охвата аудитории, содержательно-тематической направленности.

Особенности формирования белорусского медиарынка. Основные принципы государственной информационно-коммуникационной политики, порядок учреждения и регистрации СМИ. Законодательное обеспечение деятельности СМИ.

Задачи оптимизации функционирования белорусских СМИ в глобальном информационном пространстве. Критерии оптимизации и развитие сетевых принципов информационного взаимодействия с внутренними и внешними партнерами.

Открытость и динамика изменений белорусской журналистики на современном этапе. Медиатизация отношений с потенциальной аудиторией и новые типы периодических печатных и онлайновых изданий, радио-и телепрограмм.
Тема 6. Основные приоритеты в развитии белорусских СМИ и творческие задачи журналистики.

Профессиональные организации журналистов Республики Беларусь и их роль в выборе приоритетов и определении творческих задач белорусской журналистики. Высокая значимость организации республиканских конкурсов профессионального мастерства, учреждения специальных премий и других форм поощрения достижений творческой деятельности в области журналистики.

Систематизация приоритетных направлений в развитии общенациональных, региональных, местных, ведомственных, отраслевых, специализированных и других средств массовой информации и коммуникации.

Характеристика наиболее перспективных приоритетов в развитии печатных, аудиовизуальных и сетевых СМИ Беларуси: возникновение и становление бизнес- и корпоративно-деловой журналистики, гендерно ориентированных периодических изданий, радио- и телепрограмм, расширение сферы военной, молодежной, детской журналистики. Идентификация белорусской журналистики в контексте трансформаций информационных запросов и ожиданий общества.



Тема 7. Профессиональная культура журналистики и требования к личности журналиста.

Феномен журналистики в рамках медиакультуры. Содержание понятия медиакультуры, интегрирующей современные представления о предназначении и лидирующей роли информационного производства в постиндустриальном обществе.

Профессиональная культура журналистской деятельности как основа развития медиакультуры. Источники и составляющие части профессиональной культуры журналиста: творческое совершенствование, работа над расширением кругозора и эрудиции, способность к самоконтролю и критической оценке достигнутых результатов, интерес к восприятию и усвоению передового опыта.

Универсальность, целостность и инновационный характер профессиональной культуры журналистики. Журналистская деятельность как одна из форм познавательной--когнитивной деятельности. Высокая отражающая способность журналистики проявляется: в достоверной передаче реальности, в формировании действительной картины мира, в создании каждый раз новых, не бывших ранее, оригинальных произведений различной тематики и содержания.



РАЗДЕЛ 2

МЕТОДОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Категории метода и методологии в журналистике.

Современное определение метода и его содержание как наиболее эффективного способа достижения поставленной цели и выполнения конкретной задачи, связанной с созданием конкретного произведения. Метод в практической журналистике и его понимание в качестве совокупности определенных правил, приемов, норм изучения реальности, позволяющих экономить время, регулировать этапы и последовательность творческого процесса в рамках деятельности данного средства массовой информации.

Понятие методологии журналистики и ее воплощение в системном обобщении теоретически обоснованных и проверенных практикой наиболее надежных способов управления творческим процессом со стороны как коллективных, так и индивидуальных субъектов журналистской деятельности. Направленность методологии журналистики на совершенствование профессионального мастерства и достижение творческих инноваций.

Методология журналистики и ее промежуточное положение среди таких устоявшихся форм познания, как искусство и наука. Взаимосвязь журналистики с художественной формой познания. Специфика проявления данной взаимосвязи в способности журналистики к типизации явлений и фактов реальности, в разработке системы жанров и художественных средств выразительности. Научная форма познания и ее проявление в журналистике через сочетание общих законов логики, индукции и дедукции с избирательным способом типизации и получение достоверных произведений с безусловным уровнем отражения реальности.


Тема 2. Основные этапы и методологическое сопровождение творческого процесса.

Характеристика методологии и примерная систематизация основных этапов творческого процесса. Этап сбора информации (методы наблюдения, детализации, фиксации с помощью инструментальных носителей); этап генерации творческого замысла и разработки темы (методы отбора, оценки и актуализации фактов и явлений); этап воплощения творческого замысла (методы выбора выразительных средств и прикладного инструментария); этап реализации готового произведения (методы сравнения и сопоставления с запросами и ожиданиями потребителя).

Последовательность творческого процесса и структурные особенности осуществления творческого замысла и раскрытия темы. Методы и схемы работы с источниками информации в прямых и опосредованных контактах. Классификация источников информации в соответствии с конкретными задачами реализации творческого замысла. Ведение вопросника журналиста, тематического досье, записной книжки, профессионального дневника как вспомогательного инструментария в развитии профессиональной компетентности и надежной ориентации в потоке событий, ситуаций, явлений.
Тема 3. Методы семиотики и структура произведения журналистики.

Семиотическое понятие текста в применении к произведению журналистики. Медиатекст как минимальная связная смыслопорождающая единица. Открытые и скрытые компоненты текста, оказывающие влияние на его единство и сочетаемость с творческим замыслом и его конечной реализацией. Порядок разработки заголовочного комплекса, композиции, коллизий и развертывания темы в рамках семиотической целостности текста. Конструирование конфликта, интриги, столкновения ситуаций как способов активизации восприятия медиатекста и повышения его воздействия на аудиторию. Сюжет и фабула медиатекста. Интертекстуальность как методологический принцип творческого мышления в современной журналистике.

Семиотические методы и наиболее распространенные приемы оптимизации структуры современного медиатекста. Метод «журналист меняет профессию» и персонификации авторского «я» в предлагаемых обстоятельствах. Метод «маски» и инкорпорации авторского «я» в непредсказуемых обстоятельствах (формат расследовательской журналистики). Метод реконструкции событийной ситуации и информационного повода с включением авторского «я» как инициатора реконструкции. Метод провоцированной ситуации (розыгрыша, игры) с выключением авторского «я» из действия. Метод моделирования развития ситуации в проекции на участие авторского «я» в предполагаемом процессе. Метод имитации в рамках использования приема обратной связи («звонок в редакцию», «читатель спрашивает», «по просьбам читателей»). Смешанные методы и влияние конвергенции современных СМИ на использование семиотических ресурсов творчества в журналистике.
Тема 4. Вербальные и невербальные знаковые системы в структуре гипертекста.

Понятие гипертекста в журналистике. Словесные, графические, изобразительные, цветовые, пластические, слуховые и другие физические знаки как компоненты архитектоники и типологии гипертекста. Комбинация вербальных и невербальных знаков в статическом и кинетическом гипертекстах. Особенности и схемы восприятия статического и кинетического гипертекстов. Преобразование категорий времени и пространства в печатных периодических изданиях, в радио- и телевизионных программах, в онлайновом гипертексте. Естественные и искусственные каналы трансляции гипертекста. Взаимодополняемость и дискретность функционирования вербальных и невербальных знаков в каналах трансляции гипертекста. Единство и целостность восприятия гипертекста как результат гармоничного сочетания вербальных и невербальных знаков. Дизайн (анг. de-sign – удвоенный знак) в журналистике как метод создания и монтажа искусственной предметной среды в статическом и кинетическом гипертекстах.

Роль графики, иллюстрации, колористики в восприятии гипертекстов печатной и онлайновой периодики. Аудиальный гипертекст и методика использования звука (слово, музыка, шумы). Аудиовизуальный гипертекст и методика комбинирования вербальных и невербальных знаков. Унификация методов воспроизведения вербальных и невербальных объектов реальности в результате конвергенции медиа и развития все более усложненных форм абстрагированного мышления человека.
Тема 5. Жанры и жанровые форматы современной журналистики.

Определение жанра как формы наиболее адекватного взаимоотношения автора и аудитории с реальностью. Природа жанрообразования в журналистике и фактографическая основа творческого процесса. Документированный характер журналистики и границы интерпретации факта. Классификация и система жанров на основе высокой отражающей способности журналистики и безусловного восприятия журналистского произведения аудиторией.

Жанровые форматы и предпосылки их развития в современной журналистике. Медиатизация объектов отражения средствами массовой информации и коммуникации. Взаимодействие жанровообразующих факторов в результате изменения и трансформации жанровой типологии печатных и электронных периодических изданий на современном этапе. Жанровый формат как наиболее эффективное сочетание классических жанров газетно-журнальной периодики с особенностями и спецификой творческой обработки факта в электронной журналистике.

Тема 6. Информационно-хроникальные и аналитические жанры.

Заметка. Требования к заметке. Виды заметок: событийная, тематическая, зарисовка, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет. Процесс подготовки к написанию произведения. Литературное оформление заметки.

Интервью. Специфика и разновидности жанра. Интервью-диалог: истоки становления и развития. Интервью-монолог: основные видовые признаки. Интервью-портрет. Аналитическое интервью. Интервью-сообщение. Социологические виды интервью: интервью-анкета, интервью-диалог, интервью-опрос. Интервью как метод сбора информации.

Репортаж. Границы жанра и репортажного метода. Классификация современного репортажа: событийный, аналитический (проблемный), познавательно-тематический репортаж. Категории времени и пространства в репортаже. Автор и герой репортажа: проблема самовыявления.

Отчет. Жанровые особенности. Событийный, тематический, аналитический виды отчета. Методика и формы работы над отчетом. Сочетание жанра отчета с репортажем и интервью.

Корреспонденция. Жанровая специфика и наиболее распространенные виды: оперативная, проблемная, аналитическая. Информационный, аналитический, публицистический элементы жанра. Сочетание с методами интервью, репортажа, комментария.

Статья. Виды: проблемная, теоретическая, полемическая, критическая. Передовая статья. Статья-колонка. Колумнистика как метод и жанровый формат. Журналистское расследование. Публицистический комментарий. Заметки публициста. Фактография и аргументация в статье.

Обозрение. Распространенные тематические виды обозрения: политическое, международное, литературное. Обозрение выступлений печати, писем читателей. Специализация журналиста-обозревателя и актуализация содержательно-тематической направленности СМИ.

Рецензия. Ведущий жанр литературно-художественной критики. Оценочные и ценностные критерии жанра. Специализация журналиста-критика в рецензировании произведений литературы и искусства. Характеристика жанровых разновидностей рецензии (аннотация, анонс, пресс-релиз, информационное письмо).
Тема 7. Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры как наиболее сложная творческая система произведений журналистики. Основная характеристика художественно-публицистических жанров.

Очерк. Виды очерка: портретный, событийный, проблемный, путевой, познавательный. Документальная и художественная основа очерка. Поэтика очеркового образа.

Эссе. Авторское размышление и рассуждение над сложными жизненными процессами и явлениями. Использование философских и литературных источников, Классическое эссе («кабинетная» литература) и современное эссе (приближение к очерковым формам). Эссеистика как часть документированной литературы и художественной публицистики.

Фельетон. Памфлет. Эпиграмма. Художественное своеобразие и традиции смеховой культуры в литературном оформлении классических смеховых жанров журналистикой.

Методология творческого процесса в работе над художественно-аналитическими жанрами. Избирательный и собирательный методы типизации. Традиции и инновационный характер «писательской» публицистики.



РАЗДЕЛ 3

ТЕХНОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Организация и управление медиапроизводством.

Редакция как оптимальная производственная единица медиапроизводства. Основные цели и задачи редакционной деятельности. Устав редакции и его специфика. Состав редакции. Штатное расписание. Творческое, техническое и коммерческое направления деятельности редакции. Главный редактор газеты. Генеральный директор, генеральный продюсер, главный редактор радио- и телевещательных организаций.

Редакционная коллегия (редакционный совет) как совещательный орган управления редакцией газеты, радио- и телевещательной организацией. Состав редколлегии (редсовета). Права и обязанности членов редколлегии. Разработка концепции медиапроизводства, текущее и перспективное планирование. Планерки, летучки, творческие совещания как прозрачные формы управления производственно-творческим процессом.

Секретариат редакции. Ответственный секретарь и его заместители. Подготовка и выпуск номера газеты. Отбор материалов. Контроль выполнения творческих планов. Координация работы отделов. Разработка очередных и перспективных планов.

Программная дирекция радио- и телевещательных организаций. Программный директор и его производственные функции. Программирование сетки вещания, планирование вещательного дня. Координация и управление регулярностью и соблюдением цикличности вещательных тематических блоков и рубрик. Выпускающий программный директор, режиссер выпуска.
Тема 2. Творческий персонал редакции.

Корреспондент газеты, радио- и телевещательной организации, его обязанности. Подготовка обязательного минимума материалов. Собственный и специальный корреспонденты. Обозреватель и его обязанности. Специфика работы фотокорреспондента.

Творческий персонал на радио и телевидении. Репортер (корреспондент), телевизионный обозреватель, телекомментатор. Ведущий информационных программ, интервьюер, модератор, шоумен. Личность в журналистике: ориентиры творческого поиска. Особенности работы ведущего на радиостанциях различного формата.

Права и обязанности журналиста. Право на получение информации. Порядок запроса информации.

Творческие отделы редакции. Виды отделов, их структура и организация работы. Заведующий отделом (редактор отдела) и его обязанности. Подготовка материалов к публикации. Разработка перспективных и текущих планов. Отдел писем, его структура. Способы учета и анализа писем. Специфика работы с письмами читателей, слушателей, зрителей. Информационные технологии в организации работы отдела писем.

Массовая работа редакции. Дни подписчика, конкурсы, фестивали, «круглые столы», промо-акции, участие в выставках. Спортивные соревнования на призы газеты (телеканала, радиостанции). Выездные редакции. Прочие формы массовой работы. Формирование нештатного авторского актива.


Тема 3. Технические и вспомогательные подразделения редакции.

Технические службы в структуре редакции. Операторы компьютерного набора. Стилистический редактор. Корректура. Особенности вычитки материалов. Типичные логические, смысловые и стилистические ошибки. Виды правок. Дежурная служба. Выпускающий редактор. Организация работа отдела проверки (контроля). Компьютерная верстка. Заведующий отделом иллюстраций. Веб-редактор. Системный администратор. Интернет-бюро.

Профессии режиссера, оператора, звукорежиссера в радио- и телевещательных организациях. Радио- и телевещание как производственно-творческий комплекс художественных и технических средств. Звукооператор, осветитель, видеоинженер, монтажер, их профессиональные обязанности в производственно-творческом процессе телевещания. Унификация производственно-творческого процесса и совмещение профессиональных умений и навыков в радио- и телевещании.

Вспомогательный персонал редакции. Заведующий приемной, секретарь главного редактора, юрист, инспектор по кадрам, менеджер, маркетолог, бухгалтер, начальник отдела распространения, завхоз, водитель служебного автомобиля.


Тема 4. Принципы редакционного маркетинга. Организация работы рекламного отдела СМИ.

Понятие редакционного маркетинга. Его цели, задачи, направления. Конъюнктура рынка СМИ. Массовая информация как товар. Структура службы маркетинга. Должностные обязанности маркетологов. Изучение рынка конкурирующих СМИ, определение места на нем газеты (теле- и радиостанции). Специфика проведения мониторинга.

Структура радио- и телеаудитории, формы ее изучения и анализа. Современные методы и средства социологического исследования аудитории печатных и аудиовизуальных СМИ. Демографический портрет читателя (слушателя, зрителя). Изучение рынка рекламодателей. Промоушн издания. Продвижение и использование брэнда.

Бизнес-план и бюджет в системе редакционного планирования. Экономическая база редакции. Прибыльность и конкурентоспособность. Рекламная, ценовая и тиражная политика редакции. Доходная часть. Расходная часть. Статьи доходов и расходов. Понятие рентабельности.

Реклама в газете, на радио, телевидении, в Интернете. Понятие целевой аудитории. Структура рекламного отдела (бюро по рекламе, рекламной службы). Заведующий отделом, менеджеры, рекламные агенты. Рекламная политика редакции. Работа с рекламными агентствами. Специализированные рекламные СМИ. Проблема скрытой и недостоверной рекламы.

Виды рекламных объявлений. Модульная, строчная, табличная, текстовая, баннерная, контекстная реклама. Плейсмент в структуре визуального оформления газетно-журнальной периодики, в радио- и телевещании. Прайс-лист и его структура. Макетирование рекламных объявлений. Работа журналиста с рекламодателями. Политика наценок и скидок за размещение рекламы. Особенности подготовки и написания рекламых материалов.

Реклама на телевидении и радио. Постановочные видеоролики, презентационные фильмы, музыкальные видеоклипы, телепрограммы, анимированные сюжеты. Понятие «прайм-тайм». Ценовая политика радиостанций и телеканалов.

Порядок оформления заказа на рекламу. Предоплата. Бланк-заказ, счет-фактура, платежное поручение. Договор о выполнении рекламных работ, акт выполненных работ. Специфика бартерных сделок. Комиссионное вознаграждение за организацию рекламного материала.


Тема 5. Планирование работы редакции.

Планирование как основа организации редакционной деятельности. Система редакционных планов. Критерии планирования. Планы отдела, секретариата, редакции. Период планирования. Перспективное и оперативное планирование. Долговременный план развития СМИ. Понятие «задел». Квартальный, месячный и недельный планы. Требования к текущим планам редакции. Индивидуальный творческий план журналиста, его соответствие целям и задачам периодического издания.

Планирование очередного номера газеты, выпуска теле- и радиопередачи. Критерии планирования: оперативность, регулярность и обновление тематических рубрик, широта географии публикаций и передач, разнообразие авторов, тем и жанров. Соотношение информационных, проблемных и критических материалов. Разнообразие содержания материалов.

Виды планирования деятельности радио- и телевещательных организаций: формирование вещательного дня, вещательного сезона, планирование производства оперативных и долгосрочных радио- и телепроизведений. Выбор времени для каждой передачи и привязка вещания к суточному ритму жизнедеятельности аудитории. Особенности построения утренних, дневных, вечерних и ночных отрезков вещания. Передачи общественно-политической тематики. Музыкальные, развлекательные, литературные, драматические передачи. Современные тенденции программирования на радио и телевидении. Понятие «сценарная заявка», «синопсис». Средства создания публицистического телесценария.


Тема 6. Подготовка и выпуск номера газеты, теле- и радиопередачи.

Деятельность СМИ и ее информационное обеспечение. Информационные агентства, пресс-центры, пресс-службы, службы по связям с общественностью и прочие информационные источники. Пресс-конференции, брифинги, круглые столы и другие мероприятия с участием журналистов. Поиск темы и ее разработка.

Принципы отбора и редактирования материалов. Система рубрик и разделов. Движение материалов. Номер газеты как единство материалов различных отделов редакции. Подготовка макетов полос. График верстки текущего номера. Формы подачи материалов. Подборка, тематическая страница, разворот, тематический номер. Материалы основной и вспомогательной тематики, развлекательного, справочно-информационного характера. Дежурная служба и ее состав. Выпуск Интернет- версии периодического издания. Организация работы Интернет-редакции. Понятие конвергенции.

Планирование информационных выпусков на радио, их зависимость от формата радиостанции. Основные компоненты информационного, музыкального и разговорного форматов. Современные типы и модели государственного и коммерческого вещания. Плей-лист как основной программный элемент эфира. Принципы и методы составления плей-листа.

Подготовка телепередачи. Принципы верстки информационного выпуска, информационно-аналитической программы. Природа и особенности ТВ-сценария. Коллективный характер творческого процесса. Специфика взаимодействия репортера, оператора, ассистента, видеоинженера, звукооператора. Мастерство монтажа передачи. Язык экрана, его элементы.

Реагирование должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации.




страница 1 страница 2

Смотрите также: