страница 1
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
Белорусского государственного университета
________________ _С.В. Абламейко____
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/баз.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебная программа для специальности
1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»;
1-23 01 10-02 «Литературная работа (редактирование)»
2010 г.
Составитель: Н. В. Тумилович, преподаватель кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Дасаева Т.Н., заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы, доктор филологических наук, профессор
Еловик Е.Н., редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней», кандидат филологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета (протокол № от г.);
Научно-методическим советом Института журналистики Белорусского государственного университета (протокол № от г.)
Ответственный за редакцию: Н.В. Тумилович
Ответственный за выпуск: Н.В. Тумилович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Теория и практика журналистики» введена для специальности 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»; 1 -23 01 10-02 «Литературная работа (редактирование)» с целью освоения студентами общих закономерностей отражения и исследования жизненных явлений в материалах СМИ, навыков создания журналистских текстов в различных жанрах, подготовки их к самостоятельной работе в качестве журналистов в газетах и журналах.
В процессе создания журналистского произведения основными моментами являются сбор и обработка фактического материала, его структурирование в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед собой автор. Они могут быть реализованы с помощью различных жанров журналистики (устойчивых групп публикаций, объединенных формально-содержательными признаками).
В современных СМИ используются различные жанры, характерные как для советской журналистики, так и для западной. В последние десятилетия журналисты активно осваивают новые приемы и методы подачи информации, привлечения внимания аудитории к тексту.
Основными группами публикаций в СМИ выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Каждой из групп присущи свои особенности отражения действительности, заключащиеся в выборе предмета отображения, способа изображения, целевых установок, лингвистических средств. Отличаясь по характеру и объему информации, форме подачи материала, публикации разных жанров должны достоверно и объективно отражать основные события и проблемы современного общества.
В процессе изучения дисциплины студент углубляет знания, полученные при изучении дисциплины «Основы журналистики».
Цель дисциплины – освоение студентами общих закономерностей изображения и анализа актуальных общественных событий, явлений, процессов. Задачи дисциплины: – сформировать у студентов понимание таких понятий, как “жанр”, “метод”, “текст”, различий между ними, дать представление об основных творческих методах, применяемых в журналистике; -
научить студентов пользоваться различными методами сбора и источниками информации;
-
дать навыки создания журналистских текстов в различных композиционных моделях (по принципу перевернутой пирамиды, по драматургической структуре и др.);
-
показать специфику основных информационных (новость, заметка, интервью, репортаж), аналитических (корреспонденция, рецензия, комментарий, статья, расследование), художественно-публицистических (очерк, эссе, фельетон) жанров, технологию работы над каждым из них.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Освоение материала лекций, изучение основной и дополнительной литературы, анализ текстов современной белорусской и российской прессы, работа над собственными произведениями, а также написание рефератов по теме курса должны привести к формированию у студентов способности самостоятельно работать в различных журналистских жанрах, используя их коммуникативные и выразительные возможности.
Основными методами и технологиями, применяемыми в ходе изучения дисциплины, являются:
– коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты);
– игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.;
– метод работы в малых группах.
На изучение дисциплины «Теория и практика журналистики» в соответствии с типовым планом направления специальности 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)» отводится 26 часов, в том числе 24 аудиторных, из них 16 часов — лекции, 8 часов —семинарские занятия. Дисциплина рекомендуется к изучению на 3 курсе в пятом семестре.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Теория и практика журналистики»
№
|
Наименование раздела, темы
|
Количество аудиторных часов
|
Всего
|
в том числе
|
Лекции
|
семинарские занятия
|
контролируемая самостоятельная работа
|
1
|
Журналистское творчество как профессиональная деятельность
|
2
|
2
|
|
|
2
|
Источники и методы сбора информации
|
4
|
2
|
2
|
|
3
|
Композиция журналистского произведения
|
6
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Жанр в журналистике. Специфика информационных жанров
|
6
|
4
|
4
|
|
5
|
Аналитические жанры в современных белорусских СМИ.
|
6
|
4
|
|
|
6
|
Художественно-публицистические жанры
|
2
|
2
|
|
|
|
Итого:
|
26
|
16
|
8
|
2
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1
Журналистское творчество как профессиональная деятельность
Понятие профессиональной деятельности. Составляющие творческого процесса. Творческая и репродуктивная деятельность. Уровни профессионализма журналиста. Авторский стиль. Типология творческих индивидуальностей журналиста.
Тема 2
Источники и методы сбора информации
Традиционные методы сбора информации (наблюдение, интервью, работа с документами). Нетрадиционные методы сбора информации и их специфика.Эксперимент и этические ограничения при его использовании. Современные источники информации в работе журналиста. Закрытые и конфиденциальные источники. Проверка достоверности информации.
Тема 3
Композиция журналистского произведения
Тема и идея журналистского материала.Специфика текстов СМИ. Структура журналистского текста. Заголовок и его виды. Создание лида. Основной блок текста и приемы выстраивания фактического материала. Принцип перевернутой пирамиды. Драматургическая структура журналистского текста.
Тема 4
Жанр в журналистике. Специфика информационных жанров.
Понятие жанра. Жанрообразующие факторы. Современные тенденции развития жанровой системы. Группы жанров. Специфика информационных жанров. Новость как основа журналистики факта. Критерии отбора новостей, специализация и виды. Сенсации и слухи в современной журналистике. Отчет и его разновидности. Специфика работы над репортажем. Интервью как метод и жанр. Методика работы над интервью.
Тема 5
Аналитические жанры в современных белорусских СМИ
Особенности аналитической журналистики. Комментарий и колонка. Корреспонденция и ее разновидности. Статья и ее разновидности. Особенности работы над рецензией. Расследование как жанр и метод. Обозрение, обзор СМИ, письмо.
Тема 6
Художественно-публицистические жанры
Публицистика как сфера литературной деятельности и ее особенности. Факт и образ в публицистике.Система образных средств. Очерк – классический жанр художественной публицистики. Востребованность и актуальность жанра эссе в современной журналистике. Фельетон: возможность возрождения жанра.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Окончательной формой контроля знаний может являться зачет. При выставлении зачета учитываются посещаемость студентов, выполнение творческих заданий и результаты активности на семинарских занятиях. Средствами диагностики могут выступать тесты, письменные задания и устные опросы студентов.
Литература
Основная литература:
-
Васильева Л. А. Делаем новости! М., 2002.
-
Лукина М. Технология интервью. М., 2003.
-
Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.
-
Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб., 2005.
-
Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008.
-
Орлова Т. Д. Теория и методика журналистского творчества. Мн., 2005.
-
Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
-
Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007.
-
Стральцоў Б. В. Метад і жанр. Мн., 2002.
-
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
-
Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.
-
Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
-
Шостак М.И. Работа современного репортера. М., 1996.
-
Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.
-
Шостак М. И. Интервью: Метод и жанр. М., 1997.
-
Шум Ю. Журналистское расследование. СПб., 2008.
Дополнительная литература:
-
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.
-
Григорян М. Пособие по журналистике. М., 2007.
-
Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Усходняй Еўропы. Мн., 1995.
-
Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источниками информации. М., 2001.
-
Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.
-
Ким М. Н. Журналистика. Методология профессионального творчества. СПб., 2004.
-
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002.
-
Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М., 2007.
-
Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. М., 2008.
-
Константинов А. Журналистское расследование: История метода и современная практика. СПб., 2003.
-
Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004.
-
Коппервуд Р. Как преподносить новости. М., 1998.
-
Красноярова О.В. Структура журналистского текста. Иркутск, 2002.
-
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
-
Лукина М.М. Современные журналистские технологии в работе с новостями. М., 2001.
-
Мельник Г. Общение в журналистике. СПб., 2008.
-
Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. СПб., 2006.
-
Мисонжников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.
-
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.
-
Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1993.
-
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1999.
-
Теплюк В.М. Журналист меняет профессию: необычные превращения во имя истины. Владивосток, 1990.
-
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 2010.
-
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М., 2002.
-
Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. 1999.
-
Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. М., 2007.
-
Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.
-
Шостак М.И. Информационные жанры. М., 1998.
-
Шумилина ТВ. Методы сбора журналистской информации. М, 1989.
-
Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать…»: метод интервью в журналистике. М., 1976.
Задания для практических занятий
-
Дать определение основным понятиям курса: жанр, метод, информация, наблюдение, интервью, эксперимент, хедлайн, лид, корпус и т.д.
-
Проанализировать частотность употребления жанровых структур в современных СМИ (на примере конкретного номера газеты).
-
Найти информацию по заданной теме с использованием различных источников.
-
Отредактировать заголовки и лиды.
-
Проранжировать по степени значимости предложенные новости, распределить их по полосам.
-
Отредактировать журналистский материал с учетом специфики жанра.
-
Написать собственный материал в одном из информационных либо аналитических жанров.
Вопросы к зачету
-
Журналистика как творческая деятельность.
-
Стадии профессионализма в журналистике.
-
Типология творческих индивидуальностей.
-
Индивидуальный авторский стиль (на примере анализа творчества двух журналистов).
-
Понятие жанра. Метод и жанр.
-
Жанр и текст.
-
Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.
-
Жанрообразующие факторы.
-
Система журналистских жанров.
-
Факт как основа журналистского произведения. Типы фактов. Использование фактов в различных жанрах.
-
Источники информации в работе современного журналиста.
-
Использование конфиденциальных, анонимных, закрытых источников информации.
-
Наблюдение как метод сбора информации.
-
Эксперимент и ограничения в его использовании.
-
Интервью как метод.
-
Исследование документов – традиционный метод получения информации.
-
Тема и идея журналистского произведения.
-
Заголовок и его значение в журналистском произведении.
-
Специфика написания лида.
-
Элементы композиции журналистского текста.
-
Типология жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
-
Новость в журналистике. Специализация и виды новостей.
-
Критерии отбора новостей.
-
Сенсации и слухи в современной журналистике.
-
Заметка - традиционный жанр новостной журналистики. Виды заметок.
-
Отчет как информационный жанр. Методика работы над отчетом.
-
Интервью как жанр. Виды интервью.
-
Методика работы над интервью: подготовка, проведение, обработка информации.
-
Специфика репортажа.
-
Статья, виды жанра и использование в современных СМИ.
-
Особенности работы над рецензией.
-
Комментарий – оперативный аналитический жанр.
-
Проблемная ситуация как основа корреспонденции.
-
Журналистское расследование.
-
Образная система художественно-публицистического текста.
-
Очерк – ведущий жанр художественной публицистики.
-
Эссе: традиции и актуальность жанра в современной журналистике.
-
Фельетон. Виды фельетонов.
страница 1
|